МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим IIЗ. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 108. 23:31-24:6

1. /23:31-37/ Воцарение сына Йошияhу Йеhоахаза, царствовавшего всего три месяца. Он был смещен фараоном Нехо, наложившим дань на Йеhуду и воцарившим Элйакима (Йеhойакима), старшего сына Йошияhу. Проблема относительно сыновей Йошияhу.

2. /24:1-6; Диврей-hа-йамим-II 36:5-8/ Новый царь Бавэля Невухаднецар становится "властелином мира", подчинив себе Ассирию и Израиль и отобрав власть у Египта; сам Египет он не сумел захватить. Объяснение, что покорение Йеhуды Египтом, а потом Вавилоном, а также набеги соседних племен - все это происходило по слову Всевышнего за грехи Менаше. Смерть царя Йеhойакима и необычное ее описание.

3. Вопрос старейшин в мидраше "Ваикра раба" к царю Невухаднецару, и его ответ с требованием выдачи царя Йеhойакима. Рассказ мидраша о смерти царя. Проегипетская позиция последних царей Израиля. Ответ на вопрос: о пророчестве относительно разрушения Храма; "замыкание" истории.

Царствование сыновей Йошияhу - Йеhоахаза и Йеhойакима.

Ранее мы обсудили трагическое царствование Йошияhу и то, что после него народ поставил царствовать его сына Йеhоахаза. В стихе 31 говорится, что Йеhоахазу было 23 года, когда он воцарился, и он три месяца царствовал в Йерусалиме. Имя его матери Хамуталь, она - дочь Йирмеяhу из Ливны. Мудрецы задают вопрос: почему его надо было помазывать, если он был сыном царя? Мы увидим, что он был не старшим сыном, и поэтому было небесспорно, что ему надлежит царствовать. Стих 32 говорит, что он делал дурное в глазах Всевышнего, как все, что делали его предки. Под "предками", конечно, не надо понимать его праведного отца Йошияhу, а таких злодеев, как Менаше. Правда, трудно представить, как он успел "проявить" себя за три месяца своего царствования, но тем не менее, он что-то "успел".

В стихе 33 говорится: "Арестовал его фараон Нехо в Ривле, в земле Хамат (которая находится на севере Сирии), и отстранил его от царствования в Йерусалиме, и наложил наказание на страну - 100 талантов серебра и талант золота". Ривла находится далеко к северу от Эрец Исраэль, и к югу от того Каркемиша, куда направлялся фараон сражаться. Надо понимать так, что в Каркемише произошла какая-то битва, которая на привела к решающему результату. Фараон основал свою ставку в Ривле и контролировал всю территорию фактически от юга Синая и до Евфрата. Когда этот фараон узнал, что народ Йеhуды поставил царем Йеhоахаза, он довольно быстро отреагировал, хотя три месяца вообще не такой большой срок. Вероятно, фараон вызвал Йеhоахаза в свою ставку и там его арестовал и отстранил от царствования. Правда, приводятся несколько странные факты, может быть, даже у Йосифа Флавия, но не у комментаторов, что арестовал его не фараон, а старший брат Йеhоахаза. По поводу того, что фараон наложил наказание на землю, специалисты говорят, что слово "онэш", как правило, обозначает штраф; мы видим это в Торе, когда говорится, что наложено наказание, например, в 100 серебряных. Среди комментаторов есть разное понимание того, что означает то количество золота, которое фараон наложил в качестве дани. Сказанное "кикар заhав" большинство понимает, как один талант золота, и это - очень скромное количество, если считать на всю страну. Другие комментаторы говорят, что как серебра сто талантов, так и золота сто талантов, что уже является заметным количеством. Следует сказать, что сто талантов серебра по сравнению с суммами, которые в прошлом накладывались в качестве дани, - это все-таки на порядки величин меньше; бывали и тысячи талантов серебра.

Некоторые комментаторы дают такое объяснение, что "ам hа-арэц", который поставил царем Йеhоахаза, - это не народ в целом, а это что-то типа народного собрания, то есть, это правящая верхушка - те, у кого есть голос. И именно эти, имеющие влияние круги, поставили царем Йеhоахаза. По поводу того, почему они поставили его царем, есть разные объяснения. Некоторые объясняют так, что на него надеялись и рассчитывали на то, что он будет вести себя плохо, не так, как его праведный отец, и он "не подкачал". А потом пришел фараон, увидел, что поставили такого плохого царя, да еще и не старшего сына, и поставил лучшего. Скорее всего, фараону было очень мало дела до праведности поставленного царя, и прежде всего у него был расчет политический. Можно согласиться с теми комментаторами, которые объясняют так. Йеhоахаз, очевидно, планировал продолжать политику своего отца, а у отца была ориентация провавилонская. Мы знаем, что его отец Йошияhу вышел задержать продвижение войск фараона на север, чтобы не допустить его присоединение к Ашуру, и тем самым он хотел оказать содействие Вавилону. Теперь, когда фараон узнал о том, что поставили этого, тоже ориентированного на Вавилон царя, он его скинул, и поставил царем его старшего брата, который занимал, как мы увидим, последовательную проегипетскую позицию. Есть такое мнение, что до того, как поставить его царем, фараон находился с ним в контактах, переговорах и т.д. Все это выглядит вполне реально. В стихе 34 говорится: "И воцарил фараон Нехо Элйакима, сына Йошияhу, вместо Йошияhу, отца его; и изменил ему имя на Йеhойаким; а Йеhоахаза взял, и привел в Египет, и тот умер там". Мы видим, что фараон поставил царем тоже сына Йошияhу. Любопытно, что про Элйакима сказано, что фараон поставил его царствовать "вместо Йошияhу", но ведь вместо Йошияhу уже царствовал Йеhоахаз? Получается, что до сих пор было просто междуцарствие. Не ясно, зачем фараон меняет имя поставленного им царя, потому что большой разницы между этими именами на самом деле не видно. Вообще в Танахе изменение имени не самим человеком, а другим, кто ему имя меняет, является проявлением господского положения. Так, Моше поменял имя hошеа бен Нуна на Йеhошуа. То есть, если кто-то меняет другому имя, то этим он показывает, что это его вассал, его подданный.

Ответ на вопрос:

Среди мудрецов мы тоже наблюдаем такое явление изменения имен. Вообще человеку запрещено давать клички, но если учитель называет ученика какой-то кличкой, то в этом даже есть проявление некой ласки. Мы знаем, что Шмуэль своего ближайшего ученика рава Йеhуду называл Шинана - "зубастик".

В стихе 35 говорится, что серебро и золото дал Йеhойаким фараону, только он распределил это по земле, чтобы каждый давал по приказу фараона. Каждый по оценке, которая для него сделана, был обязан вносить серебро и золото - "эт-ам hа-арэц". То есть, он обложил тех людей, которые были ответственны за воцарение Йеhоахаза, а не собирал со всего народа. Поскольку эти сравнительно малые количества талантов серебра и золота собирались с довольно узкого круга людей, то это было тяжелое бремя; и это отдавалось фараону Нехо. Дальше, в стихе 36, говорится, что 25 лет было Йеhойакиму когда он воцарился, и 11 лет он царствовал в Йерусалиме, а имя его матери Звуда, дочь Пдайа, из Рума. Рума - это где-то в нижней Галилее. То есть, она присходит из десяти колен в отличии от матери Йеhоахаза, которая была из колена Йеhуды и из очень важной семьи, и сама она, очевидно, была царствующей матерью, а до этого - царствующей женой. Многие комментаторы считают, что в решении поставить царем Йеhоахаза она, возможно, тоже сыграла немалую роль, так как пользовалась влиянием, как можно видеть из параллельных текстов, где имеются такие намеки. Из того, что сказано, что Йеhойакиму было 25 лет, а Йеhоахазу, когда он воцарился, было 23 года, и он царствовал только 3 месяца, мы видим, что Йеhойаким был старше Йеhоахаза. Вообще, с сыновьями Йошияhу есть проблема, которая не может быть названа окончательно решаемой. В книге Диврей-hа-йамим - алеф в главе 3 там, где перечисляются потомки Давида по поколениям, говорится в стихе 15: "И сыновья Иошияhу: первенец - Йоханан, второй - Йеhойаким, третий - Цидкияhу, четвертый - Шалум". Йеhойаким, как мы видим, царствует как раз теперь, Цидкияhу, видимо, будет царствовать после него, но Йоханана и Шалума мы не встречаем среди царствующих потомков Йошияhу; таких царей вообще нет. Более того, мы в этом списке не видим Йеhоахаза. Кто же он тогда? Получается, что это либо Йоханан либо Шалум. Мудрецы говорят, что это - Йоханан, первенец. Но как он может быть первенцем, если следующий, кто царствует, старше его? И отвечают так, что он первенец в том смысле, что он первый из сыновей Йошияhу стал царствовать. Однако, проблема в том, что в книге Йирмеяhу в стихе 11 главы 22 говорится так: "Ибо так сказал Всевышний Шалуму, сыну Йошияhу, царю Йеhуды, царствующему вместо (после) Йошияhу, отца его: "Как он вышел из этого места, так не вернется туда более, а в том месте, куда изгнали его, там он умрет, и земли этой не увидит более"". Это совершенно совпадает с тем, что мы читали про Йеhоахаза. Отсюда надо сделать вывод, что Йеhоахаз - это вовсе не Йоханан, а Шалум. Так именно и рассуждает Ибн-Эзер. С этой проблемой разобраться довольно сложно. Ясно только, что из четырех сыновей Йошияhу царствовали только трое. Кто же из них не царствовал? Скорее всего, что не царствовал Йоханан. Что с ним произошло, мы не знаем: может быть, он умер в молодости, может быть, он был слабохарактерным, или слишком благородным, чтобы царствовать, то есть, причин может быть очень много. У Ибн-Эзры тоже есть некоторые проблемы с тем, что Цидкияhу, как мы увидим дальше, оказывается значительно моложе, чем Йеhоахаз, примерно, лет на 14. Тогда, если Йеhоахаз - это Шалум, и он старше, чем Цидкияhу, и он царствовал первым, то почему он назван последним? Таким образом, ни одно из объяснений, ни мудрецов, ни Ибн-Эзра не оказывается безукоризненным. На первый взгляд кажется, что трудность для объяснения Ибн-Эзры не такая уж драматическая, потому что можно найти какую-то логику в том, почему Йирмейяhу решил расположить их в таком порядке, и поставить Шалома, который был не самым старшим, но и не самым младшим, и царствовал первым, почему в этом списке он поставил его последним. Можно, конечно, предположить, например, что это потому, что его царствование было неполноценным, и не вполне легитимным; он представляет собой трагическое продолжение того, что уже вынесено постановление, и некуда деваться. Ирония состоит в том, что политическая прозорливость Йошияhу была поразительно правильной. Мы увидим, что власть Египта над этим регионом была очень кратковременной. А Йеhоахаз, продолжая эту провавилонскую линию, был совершенно прав, но только - не вовремя.

В стихе 37 говорится про Йеhойакима, что он делал дурное в глазах Всевышнего, как все, что делали его предки.

Смена империй, властвующих над Израилем, во время правления царя Йеhойакима.

В главе 24 говорится о периоде царствования Йеhойакима. В первом стихе сказано: "В его дни явился Невухаднецар, царь Бавэля, и был ему Йеhойаким рабом три года, а потом взбунтовался против него". Невухаднецар - новый царь Вавилона, который воцарился с того момента, когда произошла решающая битва при Каркемише, в результате которой этот начинающий царь стал "властелином мира". Он окончательно разбил Ассирию, разбил Египет. Закончились 4 года, когда Иудея была под властью Египта, причем, Египет не только зажал их под свой контроль, но он сузил территорию Иудеи, вернув ее к границам "до 47-го года". Похоже, что власть Йошияhу, котрая распространялась над всей территорией Эрец Исраэль и даже, как некоторые считают, над территорией за Йарденом, теперь Египет вернул в узкие границы Иудеи. Если бы (вопрос, который относительно истории нам запрещают задавать) Йошияhу сумел остановить Египет на его пути, то могло бы произойти нечто совершенно невероятное, а именно, это помогло бы Вавилону сразу разбить Ассирию, и Вавилон был бы навеки благодарен Израилю за такую существенную помощь, при этом Израиль, наверное, мог бы получить полное и законное право на свою территорию, хоть и платил бы какую-то дань. Проблема в том, что очень хорошо знать, что "лежит в прикупе", но знает это только пророк. Поэтому, Йошияhу упрекают в том, что он пошел сдерживать фараона, не спросив у пророка Йирмеяhу.

Невухаднецар был основатель Вавилонской империи, могучей и грозной, которая просуществовала всего несколько десятилетий. Вообще та эпоха, которую мы так коротко рассматриваем сейчас, - это эпоха поразительно быстрых изменений. Гиганская империя Ассирии, которая держалась около полутора столетий, затем она - рухнула. Это произошло, конечно, не сразу, шел естественный процесс, когда разбухает сверхдержава, и она постепенно теряет контроль над всеми своими частями, начинает разваливаться и загнивать. После этого 4 года на всей этой территории от Евфрата и до севера Африки правит Египет, а теперь власть снова сменяется, и переходит к Вавилону.

В стихе 2 говорится, что посылал Всевышний на Йеhуду отряды халдеев и отряды Арама, и отряды Моава, и отряды сынов Аммона. И посылал Он их на Йеhуду, чтобы погубить ее по слову Всевышнего, которое Он говорил через рабов своих, пророков. Историки говорят, что взбунтовался Йеhойаким не просто так. Мудрецы его порицают за то, что он дал клятву верности, и нарушил ее. Нам трудно тут судить, потому что мы знаем, что Хизкияhу ведь тоже взбунтовался, но его никто не упрекает, и Всевышний был с ним. А здесь Йеhойакима порицают. Однако, если посмотреть на весь ход событий, то вероятно, это связано с тем, что взбунтовался в очередной раз Египет. Египет, проиграв войну Вавилону, убрался восвояси, оставив власть на всей территории Сирии, Иудеи, всей бывшей территорией Израиля и т.д., но не самого Египта, который не был оккупирован Вавилоном. Невухаднецар двинулся войной на Египет, чтобы его захватить, но эту войну он проиграл; он не сумел захватить Египет, и убрался обратно залечивать это поражение, реорганизовывать свою армию. Именно в этот момент, вероятно, Йеhойаким, который все время занимал проегипетскую позицию, решил взбунтоваться. Невухаднецар не мог сразу прийти войной, чтобы как следует взять в шоры Иудею, и поэтому Всевышний пока посылал все эти годы (примерно, три года) на Иудею набеги соседних племен. При этом, в таких набегах участвовал даже Арам, которого многие годы уже не существовало, как государства, ликвидированного Ашуром не только в политическом смысле, но и по обычной практике Ашура значительная часть населения Арама была изгнана в другие края. Касдим, которые упоминаются уже не в первый раз, и принято их по-русски называть халдеями, - это народ, который, вероятно, является потомком Нахора, брата Авраама. Они проживали в Вавилоне, и, начиная с какого-то правителя, цари вавилонские, включая Невухаднецара, как раз происходили от этих Касдим. Они говорили на арамейском языке, и поэтому со временем всех вавилонян стали называть халдеями.

В стихе 3 говорится: "Исключительно по слову Всевышнего происходило это с Йеhудой, чтобы убрать Йеhуду от лица Его за грехи Менаше, за все то, что он сделал". Получается так, что ничто не идет: занимаешь провавилонскую позицию - Египет наказывает; занимаешь проегипетскую позицию - тоже плохо, Вавилон наказывает. В стихе 4 продолжается перечисление грехов Менаше: "И за невинную кровь, которую он проливал, наполнив Йерусалим невинной кровью, и не пожелал Всевышний его простить". Один из вариантов объяснения этой фразы такой, что даже если предположить, что Менаше сделал полную тшуву, то эта тшува может простить только преступление между человеком и Небом, но если человек совершал преступления против людей, то Небо не может это простить, пока не простят люди. То есть, если Менаше убивал невинных людей, то они его простить не могут, и поэтому, несмотря на тшуву, не могли быть прощены все грехи Менаше. Как получилось, что он "реки невинной крови проливал"? - Это не ясно. Мудрецы в мидраше объясняют, что он убил своего дедушку.

В стихах 5-6 говорится: "А прочее, что касается Йеhойакима, и все, что он делал, вот, ведь это все написано в книге Хроник царей Йеhуды. И почил Йеhойаким с отцами, и воцарился Йеhойахин, сын его вместо него". Это - совершенно стандартный конец. Если посмотреть внимательно, здесь не хватает только одной "маленькой" детали. Здесь не сказано, что его похоронили. Сказано, что он почил с отцами, но это нигде в Танахе не обозначает похорон, а обозначает просто смерть.

В параллельном месте в Диврей-hа-йамим-бет в главе 36 про Йеhоахаза сказано почти слово в слово то же самое, что и в книге Мелахим, а про Йеhойакима сказано короче. Начиная со стиха 5, там говорится: "Ему было 25 лет, когда он воцарился, и 11 лет он царствовал в Йерусалиме, и делал злое в глазах Всевышнего, Бога его. На него поднялся Невухаднецар, царь Бавэля, и арестовал его, заковал его в кандалы, чтобы вести в Вавилон. И из сосудов Дома Всевышнего принес Невухаднецар в Вавилон и поместил их в своем дворце в Бавэле". Здесь тоже не написано, про то, что он был похоронен, мало того, здесь даже не написано, что он умер.

Мидраш "ваикра раба" о царе Йеhойакиме.

Мидраш "Ваикра раба" говорит так. И почил Йеhойаким с отцами, и воцарился Йеhойахин, сын его, вместо него. И сказали: "Когда поднялся Невухаднецар разрушать Йерусалим?" - Поднялся и расположился в окрестности города Антиохия. Вероятно там же, где находилась раньше ставка фараона Нехо. Спустился Большой Санhедрин ему навстречу, и спросили его: "Что, наступило время Храму быть разрушенным?" И он сказал им: "Нет, но Йеhойаким взбунтовался против меня, выдайте мне его, и я уйду". Пришли к Йеhойакиму и сказали, что Невухаднецар требует тебя. Он сказал им: "Разве так поступают - отталкивают одну жизнь перед другой: отталкивают мою жизнь и спасают ваши? Ведь сказано в книге Дварим: "Не выдавай раба господину его"". То есть, если прибежал к тебе беглый раб, то ты не имеешь права выдавать его господину его. Сказали ему: "Не так поступил твой предок Шева бен-Бихри. Он взбунтовался против Давида и спрятался в городе, и сказал, что если меня выдадите, то я разрушу весь город". Поскольку он их не слушал, они схватили его и спустили его на веревке к Невухаднецару. Причем, имеются разногласия, спустили ли его живым или уже мертвым. Мидраш говорит, что он был жив, а рабби Шимон говорит, что мертвым спустили его, потому что сказано у Йехезкеля: "За то, что он не слушался голоса Всевышнего и т.д". И сказал Йеhошуа бен Леви: "Я утверждаю, что и то и другое мнение верно. А именно, спустили-то его живым, но он был таким изнеженным, что умер от избытка впечатлений". Где его похоронили остается загадкой.

И вот, создается такая грустная картина, когда остаются считанные годы до разрушения Храма, и очень недолго царствует сын Йекойакима, а после этого - его брат Цидкияhу, который будет последним царем Йеhуды. Надо сказать, что ирония состоит в том, что все последние цари были тремя сыновьями праведного царя Йошияhу, а один был его внуком. И на них все закончилось. При этом, только один неудачник Йеhоахаз пытался продолжать отцовскую линию, и есть даже намеки на то, что он не просто занимал антиегипетскую позицию, а что он пытался отомстить Египту за то, что убили его отца, и совершал какие-то набеги на Египет. Несмотря на то, что в далекой перспективе это была правильная политика, но это все было отменено Божественным Управлением. Все же прочие цари, то есть, последние три правителя Йеhуды держались до самого конца за Египет. Мы помним, что рав Шакэ говорил, что Египет - это как треснутая тростинка для того, кто опирается на нее: мало того, что она не дает опоры, но еще и руку проткнет. И эти три последних царя Йвели себя так до самого конца, вопреки пророчествам Йирмеяhу, который все время говорил: "Покоритесь Вавилону, Вавилону царствовать 70 лет! Единственное ваше спасение - это вести себя праведно. Переживите этот период под властью Вавилона, исправьте свое поведение". Но они поведение свое не исправляли, и ориентировались на Египет, что и погубило их напрочь на весь этот период.

Ответ на вопрос:

Как могли мудрецы знать о том, что будет разрушение Храма? - История о том, что мудрецы, руководители народа, пришли к Невухаднецару - эта история рассказана в мидраше; и в мидраше они точно знают, что произойдет. Кроме того, есть пророчество, начиная с Торы, что за плохое поведение будет разрушен Храм, о чем Йирмеяhу предупреждал совершенно явно. Здесь в пространстве мидраша описывается на некотором другом уровне внутренняя связь событий. Оглядываясь на проегипетскую позицию наших последних царей (особенно в связи с приближением к Песаху), можно увидеть, как история "замыкается". Это происходит в конце эпохи Первого Храма; прошло уже около девяти столетий после выхода из Египта. Теперь из-за плохого поведения народа мы как бы возвращаемся в "горловину бутылки", то есть , через 900 лет после выхода их Египта мы опять оказываемся порабощенными Египтом, и "лезем" туда активно!