МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим I3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 3. 1:49-2:25


/1:49-50/ Адонияhу пытается уцелеть, схватившись за рога жертвенника. Обсуждается галаха "защиты жертвенника"

/1:51-53/ Ответ царя Шломо на просьбу Адонияhу не казнить его. Объяснение слов Шломо: "Если он будет доблестным". Адонияhу отходит от жертвенника и отправляется домой.

/2:1-2/ Толкование мидрашами слов: "Приблизились дни Давида к смерти". Объяснение, почему сказано: "дни"; и что такое "мера дней".

/2:3-6/ Завещание Давида, призывающего сына Шломо соблюдать все, что велел Всевышний. Объяснение слов Давида к Шломо: "Ты знаешь, что сделал мне Йоав". Пожелание Давида, как Шломо следует поступить с Йоавом.

/2:7-9/ Давид просит Шломо сделать добро сыновьям Барзилая и наказать Шими бэн Гера.

/2:10-22/ Давид умер и воцарился Шломо, укрепивший царство. Приход Бат-Шэвы к Шломо с просьбой от Адонияhу отдать ему в жены Авишаг. Объяснение ситуации и возможных мотивов Бат-Шэвы.

/2:23-25/ Реакция Шломо на просьбу Бат-Шэвы. Убийство Адонияhу и объяснение мотивов. Обсуждение в ответах на вопросы, в чем истинная вина Адонияhу.



/1:49-50/ Адонияhу пытается уцелеть, схватившись за рога жертвенника. Обсуждается галаха "защиты жертвенника"

Мы уже обсуждали историю о том, как Адонияhу попытался воцариться и то, что Давид подтвердил Бат-Шэве свою клятву. Компания Адонияhу насмерть была перепугана сообщением о том, что Шломо помазан царем, и они все немедленно разбежались, а Адонияhу остался один. Стих 50 говорит: "Адонияhу испугался Шломо и поднялся, и пошел, и схвалился за рога жертвенника". Какой это жертвенник, за который он схватился, - никому не известно. Известно, что пока Храм не построен, нет запрета строить жертвенник практически в любом месте. Есть главное место - Гивон, где находится "большая Бама", и может быть, что он побежал в Гивон. Возможно, что это происходило в Иерусалиме, где был жертвенник Йеhошуа, и имеется также такое предположение, что, возможно, это был тот жертвенник, который построил царь Давид на Храмовой горе, который был уже освящен тем, что огонь с него спустился.

Что касается того, почему он схватился за рога жертвенника, то это истори древняя. Имеется такая традиция, что человек, преследуемый царскими или судебными властями, схватившись за жертвенник, прижавшись к жертвеннику, получает какую-то защиту. Галаха, которую формулирует Рамбам, основываетс на обсуждении в Талмуде. Говорится следующее. В Торе сказано только одно, что, если человек совершил умышленное убийство, то сказано: "Даже от жертвенника заберите его, идите, и казните его". Отсюда мудрецы выводят, что, если человек совершил неумышленное убийство, то его нельзя силой забирать от жертвенника. Имеются различные подробности, например, нельзя его забирать, если это - коhен, который служит у жертвенника, или, если этот человек находитс на крыше жертвенника, и пр. Все эти условия не имеют никакого отношения к Адонияhу, который, кстати, происходит из царского колена, из Йеhуды. Здесь действует совсем другой закон, который Рамбам приводит всед за законами о неумышленном убийце, а именно, если человека преследует царь, и он боитс царского суда, то, прижавшись к жертвеннику, он получает защиту, и его нельз забрать от жертвенника.

/1:51-53/ Ответ царя Шломо на просьбу Адонияhу не казнить его. Объяснение слов Шломо: "Если он будет доблестным". Адонияhу отходит от жертвенника и отправляется домой.

Шломо сообщили, что вот, Адонияhу так боится царя Шломо, что он держитс за рога жертвенника, и говорит, что пусть поклянется мне сей день царь Шломо, что он не убьет своего раба мечем. "Убить мечем" - это оборот, который встречается часто, а когда речь идет о казне царской властью, то это всегда - мечем. Стих 52 говорит, что сказал Шломо: "Если будет доблестным, то не упадет и волос с него на землю, если же зло обнаружится в нем, то умрет. Что хочет сказать Шломо этим: "Если будет доблестным?" Мы помним, что в самом начале карьеры Давида Шауль тоже сказал: "Будь мне доблестным сыном". И там, по развитию событий понятно, что Шауль имел в виду, чтобы он сражался и доблестно служил царю. Здесь эта фраза не объясняется. Известно, что перевод Онкелоса существует только к Торе, а практически единственный перевод Танаха и Писания - это перевод Йонатана. Йонатан бен Йозиэль, который по традиции считается даже пророком, был самым выдающимся учеником Гилеля, и он считается выдающимся авторитетом. И Йонатан этот стих: "Если будешь доблестным" переводит так: "Если ты будешь мужем, боящимся грехов". Это очень интересное понимание доблести. В одном из "Диалогов Платона", где героем является Сократ, некий странствующий философ дает объявление, что он обучает гражданской доблести. Сократ разбивает его, говоря, что он бы, пожалуй, пошел к нему учиться, если бы тому удалось объяснить, что такое "доблесть", и как можно обучить доблести. Любое определение не проходит, например, безрассудная храбрость - это глупость и т.д. В понимании наших мудрецов главная доблесть - это бояться грехов. Хочет ли Шломо сказать, что он заинтересован в том, чтобы Адонияhу проявлял доблесть на службе царю, мы увидим дальше из продолжения этой истории. В стихе 53 сказано, что послал царь Шломо, и сняли Адонияhу с жертвенника (очевидно, убедили его отойти, передав слова Шломо). И пришел он и поклонился царю Шломо; и сказал ему Шломо: "Иди к себе домой". То есть, вся "доблесть", которая от него теперь требуется состоит в том, чтобы он сидел дома. Это выражение: "Идет домой" до сегодняшнего дн означает, что для этого человека кончилась его политическая карьера. Иными словами, Шломо дает инструкцию своему брату, Адонияhу, чтобы он не вмешивался в политические дела, а "сидел бы дома".


/2:1-2/ Толкование мидрашами слов: "Приблизились дни Давида к смерти". Объяснение, почему сказано: "дни"; и что такое "мера дней".

Глава 2 начинается словами: "И приблизились дни Давида умирать, и заповедал он Шломо, сыну своему, так: "Я иду по пути всей земли, а ты крепись и будь мужем"". По поводу того, что "приблизились дни Давида к смерти", в мидрашах говорится несколько разных вещей. Один мидраш, ссылаясь на то, что скажет Коhэлэт: "Нет власти над днем смерти", подчеркивает, что ангел смерти не делает скидок, то есть, даже царю не "накидывается" сверх положенного срока. Мидраш здесь обыгрывает то обстоятельство, что всюду, и особенно в последних эпизодах, Давид назывался не иначе, как "Царь Давид", а здесь он называетс просто Давид. И мидраш говорит, что когда было сказано, что он состарился, то сказано было - царь Давид, а когда пришел день смерти, то говорится просто - Давид (как любому смертному). Но - это мидраш. По пшату простой смысл, почему можно объяснить, что Давид здесь не назван царем, состоит в том, что царем уже является Шломо, которого сам Давид поставил царем, и нет вроде бы никаких проблем.

Более поздние комментаторы задают вопрос, почему приводят именно этот стих, где сказано, что "царь Давид стал стар", ведь во многих местах его называют царем Давидом, и объясняют так, что именно этот стих интересен, если посмотреть мидраш к Коhэлэт. Коhэлэт начинается с того, что говорится: "Суета сует, и все - суета", и там, как подсчитывает мидраш, слово "суета" употребляетс 7 раз. "Суета" - это обычный русский перевод, хотя на самом деле "hэвель" - это не совсем "суета", а скорее - "призрачность", "неустойчивость". И эти сказанные 7 раз "hэвель" мидраш сопоставляет с семью возрастными периодами в жизни человека. Пока он маленький, он сидит на горшке, как царь, и вокруг него все суетятся; потом он гоняет, как жеребец, в поисках жены; потом он обзаводитс семьей и тянет лямку, как осел, чтобы заработать на пропитание; и, наконец, он состарился, и становится, как обезьяна. И говорится, что это сказано про человека неученого. А вот, ученый человек, чем он старее, тем он больше просветляется. И поэтому, Давид, хоть и стал стар, но все-таки он - царь. Однако, когда пришло ему время умирать, то тут уже не до царского звания.

Ответ на вопрос: . - Сколько прошло времени после того, как Давид поставил Шломо царем, и до того, когда ему "пришло время умирать", никто не знает. Мы видим, что его одолевала слабость, он не мог согреться и пр., но это не значит, что в духовном и интеллектуальном смысле он не был в силе. Мы видели, как Давид реагирует на восстание Адонияhу, что показывает, что он вполне ориентируется в обстановке и принимает правильные решения. Мало того, как мы видели, пророк Натан ни словом не напомнил Давиду о том, что он давал клятву Бат-Шэве, что ее сын будет царем. Почему Натан этого не сделал, нам судить трудно, возможно, что официально Натан как бы и не должен был этого знать, потому что получил эту информацию или по Небесным каналам, или слышал от самой Бат-Шэвы и не хотел этого выдавать. Как бы там ни было, считается так, что Натан не хотел принуждать Давида, напоминая ему, что такова была Вол Всевышнего, который при рождении Шломо сказал, что ему быть царем. Натан, вероятно, хотел, чтобы сам Давид прошел это нравственное испытание - оставаться ли верным своей клятве? Давиду ставят в упрек, что он ни разу никого из своих сыновей не одернул и не упрекнул: так было и с Авшаломом и с Адонияhу. Возможно, что именно из-за избалованности они и вышли на нехорошую дорожку. Тут же Давид вполне активно действует, и есть все основания сказать, что, хотя он и стар, но вполне полон внутренних сил.

Ответ на вопрос: . - Когда писались Псалмы Давидом, точно сказать трудно. Ясно, что это было ближе к концу его жизни. Надо учесть еще, что Давид не был единственным автором Псалмов. Авторов там было 10 человек. Давид был основным автором и составителем Псалмов.

Ответ на вопрос: . - Сколько лет было Шломо, когда умер Давид, мы не знаем. Когда Шломо стал царем, ему было 12 лет, а его сыну был один год. Хочется на это возразить, что по галахе до 13 лет не женятся, и это считается развратом. Но эти возрастные рамки: 12-13 лет, являются, так сказать, "среднепотолочными", а на самом деле взросление по галахе определяется физиологией; возможно, что тогда люди могли взрослеть быстрее. Кроме того, в Талмуде говорится, что в колене Йеhуда особенно быстро созревали. Галаха говорит, что мужчина не способен стать отцом раньше, чем в 9 лет, а в колене Йеhуды становились в 8 лет. Мы помним, что предшественник Давида Калев был прадедушкой, когда ему было 27 лет, а когда ему было 40 лет, его правнук (девятнадцатилетний) уже строил переносной Храм. Мы увидим, что Шломо, хотя он еще юный и очень хрупкий, но в смысле интеллекта у него все неплохо.

Другой мидраш по поводу этой фразы: "приблизились дни Давида умирать", задает вопрос, почему сказано - "дни", разве это дни умирают? Отвечают так, что у цадиков, когда они умирают, их дни упраздняются, а они - остаются, как бы продолжают существовать. То есть, праведник не умирает, а только дни его сходят на нет. Это достаточно хорошо известно, и высказывается в разных местах: мудрецы говорят, что праведники и после смерти называются живыми, а злодеи и при жизни называются мертвыми. Интересно отметить по поводу этих слов о "приближении дней смерти", что в одном из Псалмов Давид обращается ко Всевышнему и говорит: "Сообщи мне меру моих дней". И мудрецы говорят, что человеку не сообщают меру его дней. По поводу того, что такое "мера дней", есть такая интересная притча. Царь нанял бригаду рабочих, которых обычно нанимали на один день для работы от зари до зари, а затем они получали плату. Один рабочий работал особенно расторопно, и царь отозвал его в сторону и весь остаток дня он с ним гулял, пока остальные работали. Потом, раздавая плату, он этому рабочему выдал столько же, сколько и остальным - полную плату за день, что вызвало недовольство остальных рабочих. И царь сказал: "За два часа этот успел больше, чем вы за целый день". Эту притчу в трактате "Мегила" рассказывает один мудрец по поводу смерти большого мудреца, рабби Бун бен Хия, который умер очень молодым в 28 лет. И, как и в приведенной притче, он за 28 лет успел больше, чем иные успевают за 100 лет. Поэтому, "меру дней" можно понимать не только, как количество, но и как меру интенсивности прожитых дней. Но человеку не сообщают этого "коэфициента".

/2:3-6/ Завещание Давида, призывающего сына Шломо соблюдать все, что велел Всевышний. Объяснение слов Давида к Шломо: "Ты знаешь, что сделал мне Йоав". Пожелание Давида, как Шломо следует поступить с Йоавом.

Стих 3, продолжая слова завещания Давида сыну Шломо, говорит: "И храни хранение Всевышнего"... Это является обычным выражением в Торе, которое или просто говорит, чтобы было "хранение", то ли, как объясняет мидраш, помимо того "хранения", которое устанавливает Тора, нужно еще устанавливать хранение, принятое мудрецами. Дальше Давид говорит: "Стой на страже, соблюдай все законы Всевышнего, Бога твоего, иди по Его путям, храня Его уставы, заповеди Его, законы Его и свидетельства, как написано в Торе Моше, для того, чтобы ты преуспел во всем, что будешь делать, и во всем, к чему обратишься". То есть, Давид начинает с истины казалось бы вполне очевидной, но то, что он с нее начинает, показывает, что она занимает центральное место: если ты будешь соблюдать все, что велел Всевышний, то тогда тебе предстоит успех во всем.

И дальше он говорит: "Ради того, чтобы исполнил Всевышний свое Слово, которое Он говорил обо мне: "Если будут хранить твои сыны свой путь, будут ходить передо Мной по правде всем сердцем своим, и всей душой своей, то тогда не истребится у тебя никто с престола Израиля". Мы помним этот договор о том, что Давиду гарантировано, что его царская династия - навечно, но при условии, что его потомки будут соблюдать все законы и будут следовать по путям Всевышнего всем сердцем.

В стихе 5 Давид говорит: "И также ты знаешь, что сделал мне Йоав, сын Цруя, что он сделал двум военачальникам Израиля - Авнэру бэн Нер и Амаса бэн Йэтэр, и убил их, и запятнал кровью войны в мирное время, и забрызгал кровью войны свой пояс, который у него на чреслах, и обувь, которая у него на ногах". Мы

помним истории о том, как Йоав убил сначала Авнэра, а потом Амаса, причем, и то и другое он сделал предательски, в неприятной азиатской манере. Авнэр был военачальником над всем Израилем (здесь имеется в виду Израиль и Йеhуда вместе) при Шауле. После смерти Шауля он постави царем над всеми коленами, кроме Йеhуды, Ишбошэта и был противником Давида. Когда же он разочаровался, поссорился с Ишбошэтом, Авнэр предложил Давиду, что он сделает его царем над всеми коленами, и Давид его принял с открытой душой. Узнав об этом, Йоав поторопился и убил его. А Амаса был двоюродным братом Йоава, сыном другой сестры Давида; и он был военачальником у Авшалома, когда тот взбунтовалс против Давида. После подавления этого бунта Давид поклялся, что он поставит Амаса военачальником вместо Йоава. Узнав об этом, Йоав подошел поцеловать Амаса, и взяв за бороду, заколол его мечем в живот. И похоже, что простой смысл этой "крови", которая брызнула и на пояс и на обувь, подразумевает именно эту сцену. Когда в начале этого стиха Давид говорит сыну: "И также ты знаешь, что сделал мне Йоав", то не вполне понятно, имеет ли он в виду то, что он говорит после этого про то, что Йоав убил двух военачальников, или - это что-то сверх убийства военачальников. Мы знаем, что у Давида были претензии к Йоаву и помимо того, что он убил этих двух замечательных людей. Давид ничего не может сказать по поводу того, что Йоав, нарушив прямой приказ Давида, убил Авшалома. Авшалом взбунтовался против Давида и он заслуживал смерти. Поэтому, несмотр на то, что Йоав нарушил прямой приказ царя, Давид никогда об этом не упоминает, хотя вероятно в душе он этого никогда не забывает. Но есть еще один эпизод. Когда Давид послал тайный приказ Йоаву поставить Урия в самое опасное место, чтобы его наверняка убили, и отойти, оставя его одного, то остальные офицеры армии подступили к Йоаву и хотели убить его за то, что он так поступил с Урия. И тогда Йоав показал им письмо Давида. Казалось бы, что человек хотел спасти свою жизнь, и нельзя прямо "бросить в него камень". С другой стороны, в эпизодах с Авнэром и с Амаса Йоав мог бы сказать, что он здесь соблюдал интересы Давида, и стоял на страже интересов Давида, предполагая, что они заключили с ним договор вероломно, потому что Авнэр все время был против Давида, а теперь вот, пришел, а Амаса и вовсе был военачальником у бунтар против Давида. Однако, в случае с Урия, когда мы знаем, что Йоав показал это письмо, то становится ясно, что свои интересы ему дороже, чем честь Давида. Поэтому не надо думать, что он делал все "не корысти ради", а его действия надо скорее понимать так, что он просто убирал конкурентов, тех, кого Давид хотел поставить военачальниками. Поэтому, слова Давида, обращенные к Шломо по поводу Йоава: "Ты знаешь, что он мне сделал", мидраш объясняет, опираясь на тот эпизод, когда Йоав показал письмо; и криминал - это убийство Авнэром этих двух военачальников.

В стихе 6 Давид, продолжая давать указания Шломо относительно Йоава, говорит: "И ты сделай соответственно твоей мудрости (Давид впервые упоминает о мудрости Шломо, и вряд ли это просто комлимент), и не дай сойти его седине в мире а Преисподню". То есть, это выглядит так, что Давид как бы говорит: "Я Йоава не убил, когда его надо было бы казнить, и теперь я тебе оставляю завещение: не дай ему спокойно дожить седину свою и сойти с миром в могилу (в Преисподню)". Дает ли здесь Давид прямой приказ Шломо казнить Йоава? Скорей всего можно подумать, что дает. Однако, Абарбанэль почему-то придерживаетс такой линии, что такого приказа Давид не дает, а просто просит не давать Йоаву полного спокойствия. Вероятно, лучше можно понять линию мидраша, котора хорошо согласуется с деталями, а именно, если слово "шеоль" понимать не просто, как могилу, а как Преисподню, то тогда получается, что Давид говорит, что за свои поступки Йоав заслуживает смертной казни. Если его не казнить в этом мире, то он лишится места в Грядущем мире, а это нехорошее дело; поэтому, надо ему "помочь", и найти способ его казнить.

Ответ на вопрос: . Конечно, важно и то, что Йоав примкнул к лагерю Адонияhу. Однако, дело в том, что, когда Адонияhу приходит к Шломо, и тот посылает его "домой", обещая ему, что, если он будет хорошо себя вести, то его никто не тронет, то очевидно, что, амнистировав Адонияhу, Шломо объявил прощение и всем его соучастникам. Теперь царем является Шломо, а то, что ему передает Давид, - это дела за время его царства. При этом, Давид не дает слишком детальных указаний, потому что это особенно сильно не поможет. Он дает ему только центральную линию: сначала задал общее положение, что должно соблюдать все законы Торы и быть преданным Всевышнему, а затем говорит, что есть еще конкретные дела, например, такая вот ситуация с Йоавом.

/2:7-9/ Давид просит Шломо сделать добро сыновьям Барзилая и наказать Шими бэн Гера.

Дальше (2:7) Давид просит Шломо: "Сделай добро сыновьям Барзилая из Гилада, пусть они будут среди кушющих за твоим столом, потому что на то они и приблизились ко мне, когда я убегал от Авшалома, брата твоего." Добро нельз забывать! Они не просто проявили щедрость. Дело было не только в том, что Барзилай со своими сыновьями снабжал армию Давида в тяжелых условиях. По объективной картине были весьма заметные шансы, что победит Авшалом, за которым пошел весь народ, и тогда бы Барзилаю очень бы не поздоровилось за то, что он поддерживал Давида. За такую преданность человек должен получать вознаграждение. Мы помним, что Барзилай отказался последовать за Давидом, потому что он считал себя очень старым (ему было 80 лет), и Давид взял по его просьбе его сына.

Затем (2:8-9) Давид дает указание Шломо относительно Шими бэн Гера из колена Беньямина из Бахурим. Давид говорит: "Он проклинал меня очень сильным проклятием в день, когда я шел в Маханаим (на восточном берегу Йардена), и он спустился (после подавления бунта Авшалома) навстречу мне к Йардену, и поклялся ему именем Всевышнего (этой детали не было в книге Шмуэля), что я не убью его мечем. Тогда Шими не просто проклинал Давида, когда тот бежал, а бросал в него камни и глину и говорил всякие нехорошие слова. Когда он вышел навстречу Давиду, то он был с очень солидной свитой. Мы видели, что у Давида никогда его личные соображения не отделялись от государственных, политических. Трудно сказать, по какой именно причине Давид поклялся Шими, что он его не будет убивать. Как бунтарь против помазанного царя, он безусловно, заслуживал смерти. Есть такой интересный ход, что Шими проклинал Давида в тот момент, когда не ясно было, является ли Давид царем или нет, потому что Давид бежал из Иерусалима, а когда выяснилось, что Давид - царь, то Шими пришел первым и сразу извинился. Мидраш смотрит на это совсем по-другому. Он говорит, что Шими предстояло сделать что-то необычайно важное для народа Израиля. От него должен был успеть произойти через несколько поколений такой еврей по имени Мордехай. Поэтому Давид или пророчески, или сам того не ведая, поступил таким образом, что он этим свои неожиданным мягкосердечием подготовил будущее спасение. Это вроде как противостояние тому, что в результате мягкости Шауля на свет появился Аман, а вот, мягкость Давида породила Мордехая. Начало стиха 8 "А с тобой..." имеет несколько объяснений. Основное объяснение в мидраше такое, что Шими бэн Гера был учителем Шломо в Торе. И по-простому, слова Давида означают, что вот, он тут, с тобой, среди приближенных царя, но ты имей в виду, что не стоит давать ему очень-то приближаться.

Стих 9 начинается словом "ата" - "теперь", словом, которое всегда являетс переходом к выводам, то есть, до этого были предпосылки, описания, доводы, а теперь - переход к решению. Итак, говорится: "А теперь не очищай его (не дай ему выглдядеть чистым), потому что ты человек мудрый, и ты узнаешь (найдешь способо), что сделать, и низведешь его седину в крови в Преисподню". Таким образом, здесь Давид выступает в несколько оригинальном свете. Он поклялс Шими, что не убьет его, и не убил, но теперь сыну он говорит, что вот, ты - мудрый человек, и найди способ, чтобы убить его. Абарбанэль говорит по этому поводу, что Давид не сказал прямо, чтобы Шломо убил Шими, а сказал, примерно, так: "Ты учти, что этот человек очень ненадежный, он может колебаться, и за ним нужен глаз да глаз. А если ты увидишь, что он крутит, и снова готов восстать, то вот тут-то ты его и казни". Так считает Абарбанэль. Однако, мидраш говорит совсем по-другому. Он говорит, что тогда, действительно, Давид поклялся и дал Шими возможность породить потомство, от которого произойдет Мордехай, а теперь, когда он уже старый, надо вспомнить, что он бунтовал и проклинал помазанного царя, что никак не должно пройти безнаказанно, иначе развалитс все государство. Поэтому, безусловно, его надо казнить.

Ответ на вопрос: . - Не имеет значения, что Шими проклинал Давида, а не Шломо. Мы знаем, что когда пришел гер-амалекитянин к Давиду и сообщил, что он убил царя Шауля, всю жизнь преследовавшего Давида, то Давид тут же его казнил, потому что он поднял руку на помазанного царя. И не важно, какой царь, потому что всякий, поднявший руку на помазанного царя или проклинающий его, заслуживает смерти. То, что Давид поклялся Шими не убивать его, просто является как бы "отсрочкой". Как допустил Давид, чтобы (по версии мидраша) Шими был учителем Шломо? - Мы не знаем, сколько времени прошло от подавления бунта Авшалома до описываемых теперь событий. Вполне возможно, что Шими бэн Гера был учителем Шломо еще до бунта Авшалома, когда он "проявился". Шими принадлежал к выдающемуся семейству и был близким родственником царя Шауля, и он был большим ученым, поэтому нет ничего удивительного в том, что он был учителем Шломо. Он совершил один нехороший поступок, но при этом он был большой человек, который вел себя очень хорошо, и был мудрецом в Торе. Очень трудно говорить о том, за какие заслуги тот или иной человек удостаивается того, что от него произойдет некая великая личность. Например, что можно сказать по поводу того, за какие заслуги удостоилс Ахитофель того, что от него произойдет Машиах? Шломо был его правнуком. Иногда у очень праведных людей бывают злодейские предки, и нельзя все величие, которое досталось потомкам, объяснять праведностью предков. Иногда бывает наоборот: предок оставлен живым для того, чтобы породить такого потомка. Относительно потомков Кораха можно сказать, что сыновья Кораха являются авторами некоторых псалмов в книге Псалмов, и они были большие цадики, а их потомком, как мы знаем, стал Шмуэль.

/2:10-22/ Давид умер и воцарился Шломо, укрепивший царство. Приход Бат-Шэвы к Шломо с просьбой от Адонияhу отдать ему в жены Авишаг. Объяснение ситуации и возможных мотивов Бат-Шэвы.

Стих 10 говорит: "И почил Давид с отцами, и похоронен в городе Давида". Мы знаем, что эта фраза очень обычная, и можно напомнить, что когда говорится: "лег с отцами", имеется в виду смерть, но не похороны. В стихе 11 сообщается, что дни, который царствовал Давид над Израилем, составляют 40 лет. Очень часто так говорится - "дни", но подсчитывается, сколько лет: в Хевроне он царствовал 7 лет и в Иерусалиме - 33 года. В книге Шмуэля говорится немного подробнее, что в Хевроне он царствовал семь лет с половиной, но это не столь важно. И вот, закончилась жизнь Давида и полоса его царствования, и начинаетс активное царствование Шломо. Стих 12 говорит: "И Шломо сидел на престоле Давида, отца своего, и упрочил царство его очень. И пришел Адонияhу, сын Хагит, к Бат-Шэве, матери Шломо, и она спросила: "С миром ли ты пришел?", и он ответил: "С миром"". Слова: "hашалом боэха" могут иметь и другой смысл: "Все ли у тебя в порядке?" Мы встречались уже с такими местами, например, когда Шмуэль пришел в Бейт-Лэхэм помазать по-тихоньку Давида, и старцы города поспешили ему навстречу, то они с тревогой спросили: "С миром ли ты пришел? Все ли хорошо?" И дальше Адонияhу излагает Бер-Шэве свою просьбу: "Ты ведь знаешь, что мне надлежало царствование, и на меня обращал весь Израиль взоры, чтобы царствовал я, но повернулось так, что царство досталось моему брату, потому что от Всевышнего было это". Как можно расценить эту фразу: как покорность, признание, строптивость? Это очень неоднозначная фраза. Явно он несколько преувеличивает, когда говорит, что весь Израиль хотел, чтобы он стал царем. Он организовал заговор, а теперь говорит, что это (неудача заговора) - от Всевышнего! Эта фраза сильно напоминает то, что сказали Лаван и Битуэль Элиэзэру, рабу Авраама. Когда он рассказывает им всю историю про то, как его послал Авраам и как он встретился с Ривкой, и просит отдать ее (в жены Ицхаку), то они сказали, что не могут ничего сказать ни плохого и ни хорошего, поскольку это все - от Всевышнего. Причем, плохое они ставят на первом месте, так как первым делом им хочется сказать плохое. И поэтому сказанное Адонияhу - "Ибо от Всевышнего это" настораживает именно из-за этой "переклички" с речами Лавана и Битуэля.

Адонияhу просит Бат-Шэву не отказать ему и излагает (2:16) свою просьбу: "Скажи, пожалуйста, царю Шломо, чтобы он не отказал тебе в просьбе и отдал мне Авишаг Шунамит в жены". Речь идет о той девушке, Авишаг, котора согревала Давида. И сказала Бат-Шэва: "Хорошо, я поговорю о тебе с царем". И пришла Бат-Шэва к царю Шломо поговорить с ним про Адонияhу. И поднялс царь ей навстречу, поклонился ей, и сел на престол свой; и поставили престол для матери царя, и она села по правую руку от него. Надо понимать, что она не просто была матерью царя, а была "царствующая мать" (такая была должность при царях).

Ответ на вопрос: . - Действительно, хорошо бы понять, почему Бат-Шэва взялась исполнять такую просьбу Адонияhу? Некоторое предположение может быть сделано в связи с самой первой сценой, когда Бат-Шэва приходит к Давиду по совету Натана, и Давид лежит с Авишаг на ложе. И это в какой-то степени должно было уколоть Бат-Шэву, которая могла все-таки смотреть на Авишаг, как на соперницу. И поэтому, если появился такой очень "симпатичный" повод удалить ее прочь из дворца, то психологически представляется вполне правдоподобным, что Бат-Шэва этим воспользовалась. Такая мысль встречаетс и у одного из недавних комментаторов. Авишаг не может переходить, как вещь по наследству, но тем не менее, она, как принадлежность царя, не может быть отдана никому, кроме царя. Шмуэль, объявляя народу о том, каковы будут права и полномочия царя, говорил, что царь будет забирать ваших сыновей и ставить их на службу в армии, в трудовые отряды, и будет забирать ваших дочерей в кухарки и т.д. То есть, он - царь и он может приказать. Вообще говоря, когда речь идет о браке, то по галахе он должен быть добровольным с обеих сторон. Поэтому, об "отдаче" Авишаг (даже если это было бы возможно) без ее согласия не могло быть и речи. Здесь же ситуация другая: Адонияhу просит позволения. И Бат-Шэва могла рассуждать и так, что поскольку между Шломо и Адонияhу есть довольно заметное напряжение, то может быть, что его удастся снять тем, что Шломо совершит такой поступок доброй воли, сделает такой щедрый жест, а Адонияhу будет благодарен, что получит эту красавицу в жены. Однако, психологически скорее можно понять так, что никакие соперницы не мечтают быть вместе, если они были соперницами даже десятилетия назад (здесь же прошло времени не так много).

Стих 20 сообщает, что сказала Бат-Шэва царю: "У меня есть одна маленька просьба к тебе. Хочу тебя попросить об одной вещи, пожалуйста, не откажи мне". И сказал ей царь: "Спрашивай, мать, потому что я не откажу тебе". И сказала она: "Пусть будет отдана Шунамитянка Авишаг Адонияhу, брату твоему, в жены". И ответил царь Шломо и сказал матери своей: "Да что ты просишь Шунамитянку Авишаг для Адонияhу? Попроси для него царство, потому что он мой старший брат, - и для него, и для коhена Эвйатара и для Йоава, бэн Цруя". То есть, этот ответ с хорошим чувством юмора. Но главное, из этого ответа можно понять, как этот юноша чувствует политическую ситуацию. Бат-Шэва не заметила никакого подвоха. Но вопрос заключается в том, могла ли Авишаг выйти замуж за Адонияhу? Если бы она была женой или наложницей царя, то похоже на то, что она вообще всем была бы запрещена. Если, как мы знаем, она заведомо не была ни женой и ни наложницей Давида, то она могла выйти замуж только за одного единственного человека - за царя Шломо, потому что "царским жезлом" может пользоваться только царь и никто больше. Бат-Шэва могла этого и не знать. Было бы странно, если бы этого не знал Адонияhу. Есть такое рассуждение, которое может оправдать, почему Адонияhу считал, что Авишаг ему разрешена. Она была доставлена Давиду, когда он уже был немощен, и строго говоря, не мог считатьс царем, поэтому-то Адонияhу и согласился с предложением поставить его царем. То есть, Адонияhу мог считать, что Авишаг вполне может стать его женой. Но Шломо хорошо понимал, что это только первый ход, и что как только он получит в жены такой "царский скипетр", то он немедленно скажет, что то, что немощный и уже слабоумный отец объявил Шломо царем, это - не идет в счет, а царствовать на самом деле надо ему, Адонияhу. И для него это будет началом атаки. Поскольку Шломо все это прекрасно понимал, то он среагировал немедля.

/2:23-25/ Реакция Шломо на просьбу Бат-Шэвы. Убийство Адонияhу и объяснение мотивов. Обсуждение в ответах на вопросы, в чем истинная вина Адонияhу.

Стих 23 говорит: "И поклялся царь Шломо Всевышним так: "Так сделает мне Бог и так добавит"". Это совершенно стандартная форма клятвы. Любопытно, что когда-то человек конкретно формулировал какое-то проклятие, которое последует, если он нарушит клятву, но с течением времени стали опускать содержание, и стали просто говорить: "Так сделает". Как же "сделает"? - Ясно, что плохо. Дальше Шломо говорит: "ки бенафшо дибэр адонияhу", что скорее всего надо перевести так: "Адонияhу заплатит жизнью за то, что он это сказал". То есть, "он поставил свою жизнь на карту". В стихе 24 продолжается речь Шломо. До сих пор он говорил, что все это не иначе, как то, что Адонияhу хитрит и что он затевает переворот. Теперь же он снова клянется: "Как жив Всевышний, который упрочил меня и посадил меня на престол Давида, отца моего, который сделал мне дом, как говорил Он (имеется в виду царская династия), - что сей день будет умерщвлен Адонияhу". Стих 25 говорит, что послал царь Шломо через Бенайаhу бэн-йеhойада, и тот поразил Адонияhу, и он умер. Здесь все изложено очень кратко, безо всяких подробностей, и комментаторы говорят, что это потому, что неприятно писать об умерщвлении сына Давида.

Ответ на вопрос: . - Поступок, который совершил Адонияhу, ни по какому кодексу не должен караться смертной казнью. С другой стороны, раньше Шломо помиловал его в ситуации, когда он вполне мог его казнить. Тогда Адонияhу взбунтовался против помазанного царя Давида, но не против Шломо, который тогда еще не был царем. Давид поставил царем Шломо, и после этого решени принимает Шломо. Попросив Авишаг, Адонияhу заведомо не совершил никакого преступления. Он потенциально мог многое натворить после этого, но пока он этого не сделал. Но Шломо отлично знает, что своей царской властью он может казнить человека, которого он считает взрывоопасным. На вопрос о том, знал ли Адонияhу, что Авишаг ему запрещена, трудно ответить точно, но скорее всего, что он знал об этом (что усугубляет его вину). Если же он не знал, то можно тогда думать, что Шломо просто нашел предлог, чтобы казнить его.

Ответ на вопрос: . Для чего Адонияhу говорит Бат-Шэве о том, что "моим было царство" и т.д.? - Возможно, он хотел этим сказать, какой он благородный, и смирился со всем, хотя ему надлежало царствовать. Но Шломо его раскусил. Ответ Шломо матери, как по нотам, содержит то, что говорил Адонияhу: и что он старший брат, и что ему надлежит царствовать. Шломо все это говорит с горькой иронией. Похоже, что Адонияhу хочет сказать, как высоко он стоял, и как благородно он от этого отказался, а теперь он просит у Шломо вроде бы "пустячек": вот, ты отправил меня на домашнюю жизнь, так дай мне жену-красавицу.