МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим I3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 28. 12:16-12:30

/12:16/ Ответ народа Рехаваму, не принявшему их требований. Аналогия с Шева бен Бихри. Народ расходится "по шатрам". Трактовка вражения:"Теперь увидь свой дом, Давид".

/12:17-19/ Рехавам посылает Адорама, ответственного по налогам, к израильтянам, которые убивают его камнями. Мнения по поводу того, для чего царь его послал.

/12:20-24/ Израиль провозглашает царем Яровама; только колено Йеhуды остается за домом Давида. Объяснение, почему часть колена Беньямина примыкает к Йеhуде. Пророк Шмае передает послание от Всевышнего не воевать с сынами Израиля, как собирался Рехавам, собрав отборные войска; и они отошли, послушавшись слова Всевышнего. Рехавам разумно укрепляет свое правление. Причины смены неумного поведения Рехавама не разумное.

В ответах на вопросы обсуждается: право Рехавама стать наследником царства; какое наказание было дано взбунтовавшимся коленам; почему отошедшие колена узурпировали себе имя Исраэль.

Объяснение причин лояльности колена Беньямина дому Давида. Противопоставление начал царствования Шломо и Рехавама.

/12:25-30) Яровам отстроил Шхем и сделал его своей столицей. Отмеченное Талмудом отсутствие у Яровама доли в Грядущем мире. Мнение рабби Нахмана относительно мыслей Яровама о возвращении царства Давида. Обсуждение мотивов поведения Яровама, создавшего двух золотых тельцов. Обсуждение в гемаре фразы: "посоветовался царь". Характеристика города Дана, как места поклонения идолам. Трактовка "мыслей" Яровама Иерусалимским Талмудом.



/12:16/ Ответ народа Рехаваму, не принявшему их требований. Аналогия с Шева бен Бихри. Народ расходится "по шатрам". Трактовка вражения:"Теперь увидь свой дом, Давид".

В стихе 16 главы 12 говорится: "И увидел весь Израиль, что не послушал царь их, и ответил народ царю так: "Какая у нас доля в Давиде, и нет наследия в сыне Ишая! По шатрам твоим, Израиль! Теперь увидь дом твой, Давид!" И пошел Израиль по шатрам своим". Слова, которые народ говорит Рехаваму, являются почти точным повторением того, что говорил Шева бен Бихри. В книге Мелахим-бет, в самом начале главы 20 Шева бен Бихри говорит: "Нет у нас доли в Давиде..." Здесь отличие только в одном слове, они спрашивают: "Какая у нас доля?" Надо сказать, что отличие это чисто стилистическое, потому что слово "какая" является просто формой выражения, что ее (доли) нету. Мы помним, что по мидрашуЯровам был сыном Шева бен Бихри, и получается, что настроения совпадают: там Шева выступал против Давида, а здесь народ выступает против внука Давида. Не вполне ясно, что означает оборот: "Теперь увидь дом твой, Давид"? Имеется два основных понимания этого оборота. Одно толкует так: "Теперь иди, занимайся своим домом", то есть, теперь царствуй только над своим коленом, Йеhудой; и арамейский перевод этого стиха так и говорит: "Царствуй над людьми твоего дома". Другое понимание, которое приводит Раши, что в обороте "видь твой дом Давид" под "Домом" понимается Храм, который ты построил, и Раши говорит, что они как бы хотят сказать: "Этот Храм теперь тебе одному только и будет", то есть, "Оставайся со своим Храмом (он нам не нужен), а мы пойдем по своим шатрам (по своим коленам)". И, поскольку обостренная чувствительность появляется в острых ситуациях, то возникает некая странная идея, что, может быть, именно с тех пор в народе дремлет бацилла отречения от Храмовой горы!

Мы помним, что "шатры" в книгах Пророков вовсе не означают того, что люди продолжали жить в шатрах столетия спустя после пустыни. Здесь под шатрами подразумеваются просто жилища. И эта сцена, описывающая здесь, как народ расходится по своим шатрам, является резким контрастом тому, как описано, что народ расходится по своим шатрам, когда они прощаются с царем Шломо после того, как был введен в действие Храм. Там они расходятся радостно, будучи преданными и привязанными к царю. Здесь же народ расходится совсем в другом состоянии: они бросают царя и уходят от него, и его посылают домой, сообщая, что его царство над ними закончилось. Эта сцена напоминает очень популярное в наше время выражение в предвыборные времена, когда сообщается, что кто-то уходит "hа-байта". Они пока не бунтуют, а они просто ответили ему на его резкое выступление.

/12-17-19/ Рехавам посылает Адорама, ответственного по налогам, к израильтянам, которые убивают его камнями. Мнения по поводу того, для чего царь его послал.

В стихе 17 говорится, что над сынами Израиля, проживающими в городах Иудеи, царствовал Рехавам. В некотором смысле оборот этот представляется странным, потому что тут дважды употребляется союз "и". Возможно, что этим повторенным "вав" хотят подчеркнуть, что под "бней Исраэль" здесь имеются в виду люди из других колен, не из Йеhуды. В этой ситуации следовало бы очень отчетливо говорить, где колено Йеhуды, а где другие колена. Естественно, что не было строгого режима прописки, и всегда на территории одного колена могли жить люди из других колен. Так вот, те евреи, которые прнадлежали к другим коленам, но жили на территории колена Йеhуда, они оставались под властью Рехавама и признавали его царскую власть.

Стих 18 говорит: "Послал царь Рехавам Адорама, который был главным начальником над налоговым ведомством, и забросал его камнями весь Израиль, и он умер. А царь Рехавам сделел заметное усилие, чтобы подняться на колесницу и бежать в Иерусалим". Если сказано, что он бежал в Иерусалим, то мы отсюда можем логически заключить, что он был не в Иерусалиме в этот момент. Где же он был? Те города колена Йеhуды, которые были упомянуты в предыдущем стихе, описывают всю территорию колена Йеhуды, включая часть Иерусалима, потому что Иерусалим являлся как раз границей между территориями Йеhуды и Беньямина. Единственное естественное объяснение, вероятно, состоит в том, что он послал Адорама, который раньше встречался под именем Адонерама, и который еще при Давиде и на протяжении всего царствования Шломо заведовал налогами, Рехавам послал его, все еще оставаясь в Шхеме. То, что было сказано после того, как народ разошелся, о тех, кто был даже из других колен в разных городах Иудеи, и принял над собой Рехавама в качестве царя, вовсе не означает, что Рехавам находился во всех этих городах Иудеи. На самом деле, не так уж и важно, из какого именно пункта он послал этого налогового начальника, важнее понять для чего он его послал. Здесь имеются два прямо противоположных объяснений. Одно объяснение такое, что он послал его для того, чтобы смягчить впечатление от слишком резкого выступления царя. Тут можно, конечно, сказать: "нашел , кого послать!" Естественно, что он, как ответственный за сбор налогов, десятилетиями сдиравший с них шкуру, никак не может быть "любимцем народа". По другому варианту объяснения, Рехавам, увидев реакцию народа, послал этого начальника, чтобы припугнуть их. Однако, независимо от того, послал ли Рехавам Адорама с доброй миссией или с жесткой, - это была следующая очень большая глупость, которую совершил Рехавам. Как можно было посылать к народу человека, которого они просто по его должности должны были люто ненавидеть? Это был политически абсолютно неправильный поступок. И после того, как народ убил царского посланника, помириться с царем психологически уже было почти невозможно. Хотя своя логика было в том, что, если Рехавам хотел показать народу твердую руку, то он как раз должен был послать к ним налогового начальника, который мог потребовать еще большей дани, как обещал царь. Но, как мы видели, ни к чему хорошему это не привело.

Стих 19 говорит: "И восстал Израиль против дома Давида до сего дня". Выражение: "восстал до сего дня" можно объяснить своеобразием языка Танаха; на современном иврите так уже невозможно сказать, потому что слова "восстал" и "до сего дня" плохо соединяются. Этот текст написан пророком Йирмейаhу, который дожил до того времени, когда десять колен были уже угнаны ассирийским царем, и вряд ли можно такое состояние назвать состоянием бунта. В параллельном месте в Диврей hа-ямим ту же самую фразу приводит и Эзра, во времена которого "бунт" (восстание) "до сего дня" уже совсем звучит странно. Что же значит "до сего дня"? Возможно, конечно, что они, даже будучи угнанными в плен, продолжали находиться в состоянии бунтарей, и не примирились с тем, что Давид является общим царем, даже потенциально. Имеется и такое научное объяснение, полагающее, что это написано в каком-то тексте, который включает пророк, и он не обязательно является автором всех этих выражений: он может взять их из какой-то летописи, например. Тогда понятно, почему это место одинаково скопировано и в книге Мелахим и в книге Диврей hа-йамим. Либо может быть такое понимание, что "до сего дня" означает не только до дней того, кто пишет, а означает, что это - "на очень долго".

/12:20-24/ Израиль провозглашает царем Яровама; только колено Йеhуды остается за домом Давида. Объяснение, почему часть колена Беньямина примыкает к Йеhуде. Пророк Шмае передает послание от Всевышнего не воевать с сынами Израиля, как собирался Рехавам, собрав отборные войска; и они отошли, послушавшись слова Всевышнего. Рехавам разумно укрепляет свое правление. Причины смены неумного поведения Рехавама не разумное.

В стихе 20 сказано: "И было, когда услышал весь Израиль, что вернулся Яровам, то послали и позвали его на собрание (имеется в виду не всенародное собрание, а собрание только самых главных людей), и провозгласили его царем над всем Израилем. За домом Давида осталось только колено Йеhуды". Как мы увидим, что осталось не совсем только одно колено. Стих 21 говорит: "Пришел (написано с "вавом" - "пришли", а читать надо - "пришел") Рехавам в Йерушалайм и собрал весь дом Йеhуды (имеется в виду армия) и колено Беньямина - всего 180 тысяч отборных воинов, чтобы воевать с домом Израиля и вернуть царствование Рехаваму, сыну Шломо". Мы видим, что хотя в предыдущем стихе сказано, что под властью Рехавама осталось только колено Йеhуды, тем не менее он созывает Йеhуду и Беньямина. Таким образом, отсюда следует, что колено Беньямина, по крайней мере в значительной степени, осталось лояльным по отношению к дому Давида. Кроме того, подавляющая часть колена Шимона тоже должна быть с ними, потому что территория Шимона утоплена в территории Йеhуды. Да и Ливиты, как мы увидим, все перекочевали сюда. Поэтому 10 колен называется просто, как круглое число.

По поводу того, почему колено Беньямина не примкнуло кЯроваму, надо сказать, что, по-видимому, все-таки не все колено Беньямина осталось вместе с Йеhудой под властью дома Давида, и из более поздних сцен мы увидим, что район Бейт-Эля все-таки примкнул к Эфраиму, с которым он граничил. В целом же колено Беньямина осталось с домом Давида и, по крайней мере на уровне мидраша, прослеживается связь с текущим недельным разделом, где Йеhуда поручился перед Яаковом, что он приведет Беньямина обратно. И это ручательство сохраняется на протяжении всей истории. Йеhуда чувствует ответственность за Беньямина, а Беньямин чувствует себя младшим братом, преданным Йеhуде, хотя казалось бы, что поскольку Беньямин - сын Рахели, то было бы более естественно ожидать, что колено Беньямина примкнет к десяти коленам, но этого не произошло.

В стихе 22 говорится: "Было слово Бога к Шмае, Божьему человеку". Нет сомнения в том, что это - пророк, как он прямо и называется в параллельном месте в Диврей hа-ямим. Как правило, когда появляется важный персонаж, тем более пророк, сообщают из какого он места. Мудрецы передают такое полезное правило, что, если о пророке не говорится, откуда он, то это значит, что он - из Иерусалима. И пророк передает такое послание(12:24): "Скажи Рехаваму, сыну Шломо, царю Йеhуды, и всему дому Йеhуды и Беньямина, и остальному народу (там могли быть и из других колен), что так сказал Всевышний: "Не поднимайтесь и не воюйте с вашими братьями, сынами Израиля, вернитесь каждый в свой дом, потому что от Меня произошло это дело". И послушали слова Всевышнего, и пошли назад по слову Всевышнего.

Здесь употребляется несколько странная форма: "вайашуву лалехет", что дословно переводится, как "вернулись идти", но поскольку "вернулись" обозначает изменение планов, например, говорится: "шув ме-харон апеха" - "передумай делать плохое", то надо было бы сказать "ми-лехет" - "от того, чтобы идти". Однако, смысл здесь понимается однозначно: они послушались слова Всевышнего, переданного пророком, и не стали идти на эту гражданскую войну, что записывается Рехаваму и всем в большую заслугу, потому что стерпеть такой бунт и потерять подавляющую часть царства - это дело не простое.

Дальше Рехавам начинает укреплять свое правление в Йеhуде, что особенно хорошо видно из параллельного текста в Диврей hа-ямим. Он совершает целый ряд очень разумных целенаправленных действий в политике, в экономике. Он вообще ведет себя теперь необычайно разумно и правильно. И, оглядываясь на весь изучаемый нами раздел, мы видим, что он посвящен тому, как Божественное постановление реализуется в плоскости реальной истории. Мы говорили уже, что в книге Пророков - это основной мотив: есть история и есть то, что называют специалисты "метаистория"; и в каждой плоскости есть своя логика, своя причинность. В области реальной истории действуют законы причин и следствий. Рехавам сделал целый ряд глупых шагов. Прежде всего, он ни с того ни с сего поехал короноваться в город Шхем, что было ничем не оправданным шагом. Почему он не стал этого делать в Иерусалиме? Возможно, он этим шагом хотел не раздражать народ и показать свою демократичность. Тем не менее это был первый его глупый шаг. Следующий его такой же неверный шаг был сделан, когда он принял совет детей, и говорил с народом жестко, и так и кончил на жесткой ноте. Все это было совсем не умным поведением в любом случае; даже, если он решил проводить жесткую политику, ему следовало говорить мягкие слова. Третья его глупость - когда он посылает ненавистного народу начальника по налоговому ведомству разговаривать с народом (не важно - хорошо разговаривать или плохо). И в результате он теряет почти все свое царство. То есть, перед нами человек, у которого нехватает ни ума ни характера. А потом, вдруг, все меняется, и после того, как отделилась большая часть колен от дома Давида, Рехавам оказывается вдруг очень разумным, сбалансированным правителем. Как-будто бы его подменили! Конечно, можно найти логику в каждом шаге его "плохого" поведения, но мы уже достаточно покритиковали Рехавама и даже Шломо, который не натренировал сына на то, как быть царем, и как правильно себя вести. И тут слышится "тихий" голос пророка, который передает слова Всевышнего, чтобы воспринимали все это спокойнее, потому что "это все Я подстроил"! То есть, Всевышний специально повел Рехавама как раз по пути логики, потому что Он уже обещал, что десять колен перейдут под власть Яровама. После того, как это исполнено, Рехавам вдруг лишается пут этого насильственного управления и оказывается очень разумным правителем (правда, до поры до времени).

В ответах на вопросы обсуждается: право Рехавама стать наследником царства; какое наказание было дано взбунтовавшимся коленам; почему отошедшие колена узурпировали себе имя Исраэль.

Ответ на вопрос: Почему Рехавам стал наследником? - Он был самый старший: когда Шломо в 12 лет стал царем, Рехаваму был год.

Ответ на вопрос: - Каково же было наказание взбунтовавшимся коленам? - Хотя все 10 колен как бы слились в одно целое, но нельзя сказать, что они нивелировались. При этом, надо помнить, что когда мы говорим, что 10 колен - там, а здесь только колено Йеhуды, то следует учесть, что подавляющая часть колена Беньямина осталась с Йеhудой. Эти отделившиеся колена взбунтовались против Рехавама, который вел неумную политику, и за это они не заслужили особенного наказания. Мы уже упоминали мидраш, говорящий, что народ взбунтовался против трех вещей, и это как раз было очень нехорошим поступком и было проявлением внутреннего состояния народа. Наказание пришло как бы естественным путем. Бог наказывает чаще всего естественным путем, удовлетворяя просьбу. Вот, вы хотите жить в состоянии отделенности от Храма, - так получите это! Вы хотите жить не под таким плотным Божественным Управлением? - Это тоже можно "устроить". И это происходит на протяжении всей нашей истории, начиная с пустыни. Поэтому самым центральным наказанием за то, что народ отделяет себя от дома Давида, от Храма, является то, что откладывается Геула - Спасение. Можно напомнить, что мудрецы в этом мидраше говорят, что в будущем (относительно далекого нам прошлого) Израиль дойдет до такого состояния, когда он будет отрекаться от трех вещей: от правления Давида, от Божественного управления и от Храма. И Спасение не прийдет до тех пор, пока он не вернется ко всем трем этим вещам! Пока мы не захотим во всю силу, чтобы был дом Давида, Правление Всевышнего и, чтобы Храм был наш, до тех пор разговоры о Спасении ничего не дадут. Это говорит мидраш, записанный много столетий назад!

Ответ на вопрос: Почему часть колен, отошедших от царя, узурпировало себе имя "Исраэль"? Это можно считать логичным, потому что на протяжении всех книг Пророков постоянно фигурирует: "Исраэль и Йеhуда"; при этом, Йеhуда стоит особо, а Исраэль - это все остальные колена. Йеhуда отделено по названию от Исраэля не потому, что они не входят в потомство Исраэля, а потому, что они - элита, они выделены вверх.

Объяснение причин лояльности колена Беньямина дому Давида. Противопоставление начал царствования Шломо и Рехавама.

Огядываясь на этот отрывок, стоит сказать немного по поводу лояльности Беньямина. Это некая отрадная деталь во всем тяжелом развитии этих событий. Мы уже упоминали, что территориальная близость и, может быть, историческое прошлое, когда Йеhуда поручился за Беньямина, были важными факторами, но надо сказать, что в плоскости реальной политики, кроме географии, наверное, очень важную роль сыграла еще правильная политика, которую вели Давид и Шломо. А именно, они поступали так, что заметную часть министров они назначали из колена Беньямина. И колено Беньямина могло ценить то, как Давид и Шломо обошлись с предыдущим царем, который был из Беньямина. И это могло сыграть свою роль в их преданности дому Давида. И хотя мы видели, что по отношению к Давиду были весьма "горячие" чувства у родственников Шауля, это было локальным эффектом, а в целом, крупным планом, это было не так, и плюс к этому еще то, что Давид и Шломо постоянно на многие важные должности назначали людей из колена Беньямина, - все это привело к тому, что это колено не откололось.

Надо сказать, что весьма печальное начало царствования Рехавама напрашивается на противопоставление с тем, как начал царствовать Шломо. Шломо первым делом попросил у Господа мудрости. Он попросил мудрости для того, чтобы мудро управлять этим народом, то есть, он просил мудрости не для того, чтобы показать всем, какой он умный, а для того, чтобы быть настоящим царем и как следует служит своему народу. Рехавам же начинает с цепочки глупостей, и обещает, говоря с народом, что он еще более сильное ярмо на них наденет. Шломо надевал ярмо на народ, потому что, если хочешь служить людям, то нужно их держать в ежовых рукавицах, иначе они разболтаются. Если царь хочет служить народу и строить много важных вещей, то ему приходится брать налоги. Но Шломо никогда не надевал ярмо на народ для того, чтобы властвовать над ним. Он властвовал благодаря тому, что он служил народу. Рехавам же хотел именно властвовать и делал глупости, что в результате и привело к такому быстрому финалу. И, как уже говорилось, мы его не так сильно критикуем, потому что это было не совсем по его свободному выбору: его "глупое" поведение было продиктовано Свыше.

Теперь, после разделения царства, дальнейший ход книги Мелахим будет идти в таком порядке: будет описан какой-то период царствования в Иудее, и потом - параллельный период описания того, что происходит в царстве Израиля.

/12:25-30) Яровам отстроил Шхем и сделал его своей столицей. Отмеченное Талмудом отсутствие у Яровама доли в Грядущем мире. Мнение рабби Нахмана относительно мыслей Яровама о возвращении царства Давида. Обсуждение мотивов поведения Яровама, создавшего двух золотых тельцов. Обсуждение в гемаре фразы: "посоветовался царь". Характеристика города Дана, как места поклонения идолам. Трактовка "мыслей" Яровама Иерусалимским Талмудом.

В стихе 25 начинается описание событий, происходящих в царстве Израиля. Говорится: "И отстроил Яровам Шхем в горах Эфраима, и поселился там; и вышел оттуда и построил Пнуэль." Шхем сыграл ключевую роль в политической судьбе Яровама, и мы знаем, что Шхем занимал очень важное положение еще со времен Праотцов: это было первое место, где Авраам построил жертвенник; и Яаков там покупал поле и пр. И Яровам перенес туда свою столицу, и построил еще некоторые города. И дальше сказано (12:26), что Яровам сказал в сердце своем (то есть подумал, сказал самому себе): "Теперь вернется царствование к дому Давида". Совершенно непонятно, почему вдруг он так говорит? Его только что провозгласили царем, а у него почему-то возникают такие неожиданные мысли. В Талмуде, в последнем, десятом, переке трактата Санhедрин, имеется знаменитая мишна, начало которой мы цитируем перед началом чтения каждой очередной главы Перкей-Авот. В летнюю половину года принято каждую субботу зачитывать одну главу из Пиркей-Авот, и принято перед чтением мишнает цитировать эту мишну: "У всего Израиля есть доля в Грядущем мире". Это - возвышающее оптимистическое утверждение, после которого говорится: "А вот, те из Израиля, у которых нет доли в Грядущем Мире". И дальше следует список царей, и список простых людей, а царей возглавляет Яровам, у которого нет доли в Грядущем Мире. Пока же Яровам вроде бы не сделал ничего плохого: его Всевышнй выбрал, он критиковал Шломо, но за дело, и все как бы было хорошо.

Почему же Яровам подумал, что царство вернется к дому Давида? Рав Нахман сказал: "Заносчивость, которая была в Яроваме, сжила его со свету". Рав Нахман продолжает свои рассуждения, и пытается понять, что же "сказал себе Яровам"? Согласно мидрашу, Яровам был человеком необычайной учености, он очень хорошо знал традиции. Мы учим, что во дворе Храма разрешено сидеть только царям из дома Давида и больше никому, поэтому (как считает рабби Нахман), Яровам подумал: "Как только увидят, что Рехавам сидит, а я стою, то они сразу прийдут к выводу, что это - царь, а это - слуга, и будет нехорошо. Если же я сяду, то я буду бунтарем против царства, и меня убьют, и пойдут за ним". И тут же он придумал, как с этим бороться. То есть, основная забота Яровама состояла в том, что, несмотря на то, что его провозгласили царем, Иерусалим все равно оставался центром духовной жизни народа. В Иерусалиме есть центр, с которым народ связан: три раза в год каждый еврей должен являться в Храм в "шалош регалим". А как только они явятся в Храм, они сразу увидят, что этот сидит, а этот стоит, и им станет ясно, кто царь.

Ответ на вопрос: Почему Яровам "подумал" только после того, как он отстроил два города? - Действительно, там вообще довольно странно говорится о мыслях Яровама: "А теперь возвратится царство..." Когда это "теперь": когда его провозгласили царем или когда он отстроил города? Есть очень заметная линия у комментаторов, что Яровам стал царем вскоре после праздника Суккот, и тогда до ближайшего праздника оставалось еще пол-года. Если он быстро строил, то он мог построить два города, а потом сообразить, что сейчас все пойдут на Песах.

О процедуре, как его провозгласили царем, нам пророк ничего не сообщает. Помазание царя имеет силу, если это делает пророк. Поскольку пророк Ахия сообщил Яроваму еще при жизни Шломо, что он будет царствовать над десятью коленами, то очень может быть, что он получил соответствующие инструкции и для его помазания.

В стихе 28 сказано, что царь (Яровам) посоветовался и пришел к такому решению. Он сделал двух золотых тельцов и сказал им всем своим подданным: "Хватит вам подниматься в Иерусалим; вот твои боги Израиль, которые вывели тебя из земли египетской". Это совершенно поразительная фраза, потому что Яровам хорошо знал Тору, а это - буквальная цитата того, что сказал, когда был изготовлен золотой телец, "эрев-рав" - тот сброд, который примешался к нам в Египте. Похоже, что Яровам вовсе не замышлял этих двух золотых тельцов для того, чтобы превращать их в идолов, точно так же, как евреи в пустыне, просили сделать им нового руководителя не в качестве замены Богу, а в качестве замены Моше, который потерялся. То есть, план был социальный, а не религиозный. Яроваму, по-видимому, совершенно не хотелось поклоняться идолам, ему просто нужно было как-то остановить народ, чтобы присечь связь народа с центром - столицей враждебного теперь государства. Как он мог, будучи великим ученым, дойти до того, чтобы повторить эту уже проявившую себя, как порочная, фразу: "Вот твои боги, Израиль"? Здесь можно только теряться в догадках, и для понимания необходим иной уровень изучения текста, глубокая Каббала и философия.

В некотором смысле эта фраза является не настолько крамольной, как может показаться. Дело в том, что лик быка был одним из четырех ликов на Престоле Божественной Славы. Это - очень высокий уровень управления этим миром. Те же, кто говорил в пустыне: "Вот твои боги...", они, конечно, обманывали народ, потому что выводил евреев из Египта - Бог, лично, но Он был очень высоко, а народу нужен был какой-то промежуточный уровень. Так расуждают все идолопоклонники. Ведь идолопоклонство не начинается с того, что человек отказывается от Бога, и будет поклоняться змее или камню. Идолопоклонство начинается с того, что Бог, конечно, это - все, но Он - высоко, а человеку нужны какие-то промежуточные уровни, чтобы до Него можно было добираться. И Яровам, вероятно, будучи человеком высокого уровня образования и интеллекта, нашел разумное объяснение, как простому народу показать, что туда (в Иерусалим) ходить не надо, там вам делать нечего, вот, тренируйтеь на этом уровне тельцов, выведенных из Египта, и оставайтесь на вашей земле. Почему он сделал двух тельцов, сказать трудно, возможно, что для, того, чтобы лучше "обслуживать" религиозные нужды населения, тем более, что рядом с каждым тельцом был построен жертвенник. Он поставил этих тельцов совсем не на границе, потому что Дан - это город далеко на севере. Представляется, что для чисто политических целей ему было бы достаточно поставить тельца и жертвенник только в Бейт-Эле, так как Бейт-Эль - это чувствительная точка, как "контрольно-пропускной пункт" в Иерусалим.

Там же в гемаре Санhедрин обсуждается, что значит "посоветовался царь"? Сказал рабби Йеhуда, что он посадил злодея рядом с цадиком, и сказал им: "Подпишитесь под всем, что я буду делать, что вы это одобряете!" То есть, просил подписаться заранее, с закрытыми глазами. И они ответили согласием. И он говорит: "Хочу быть царем!" и они сказали: "Да!" Он говорит: "Все, что я сажу, вы выполните", и они сказали: "Да!" Сказал им: "Даже поклоняться идолам!" И тогда праведник сказал: "Упаси Боже!" И злодей сказал праведнику: "Ты что, подумал, что такой человек, как Яровам, будет поклоняться идолам? Он говорит так только для того, чтобы испытать, наколько мы преданы ему и готовы положиться на него с закрытыми глазами". И тогда праведник подписал. А Яровам потом этим пользовался. И этим праведником был никто иной, как Ахия из Шило.

В стихе 29 говорится, что поставил Яровам одного из тельцов в Бейт-Эле, а другого - в Дане. По всем мнениям речь идет о городе Дане. По мнению мидрашей Дан - это то место, до которого Авраам преследовал четырех царей, которые взяли в плен Лота. Почему же "до Дана"? - потому что в Дане он почувствовал, что здесь будет стоять идол в будущем; и ослабела его сила, и он вернулся, а дальше уже преследовал раб Элиэзер; так что Дан - это неприятное место. Идол, который имеется в виду в случае Авраама, - это идол, которого сделал Миха (история, которая описана в Шофтим). В той же гемаре по поводу этого стиха 29 говорится так. Сказал рабби Йоханан: "Вот, про это-то сказано: "И гнал их до Дана", а когда этот цадик дошел до Дана, то слабела его сила, увидел потомков своих, которые в будущем будут поклоняться идолам в Дане. И тот злодей тоже возобладал только, когда дошел до Дана. Как сказано в книге Йирмейаhу: "Из Дана слышится храп его коней"". Он имеет в виду восьмую главу книги Йирмейаhу, где речь идет о Навухаднецаре, который движется на Иерусалим. Параллельный мидраш в Берешит- Раба к тому месту, где говорится, что Авраам гнал этих царей до Дана, говорит так: "Там - место поклонения идолам, и оно наносит поражение перед собой и после себя". Это выражение не очень понятное. Что означает "перед собой и после себя"? И объясняют так. Поражение "перед собой" означает, что гнал до Дана, а дальше ослабел и не смог, а поражение "после себя" - это то, про что говорится "От Дана слышится храп его коней". Что же имеет в виду этот мидраш? Он считает, что тот факт, что в этом месте поклоняются идолам, имеет опережающее и запаздывающее действие. Он лишает силы Авраама до того, как там стали поклоняться идолам, и приводит к тому, что Навухаднецар получает силу завоевать Иерусалим после того, как там поклонялись идолам, потому что до Навухаднецара все эти 10 колен уже угнаны в плен, их уже там нет, и там живут самаритяне. Таким образом, получается, что преступление оказывает парализующие действия на нас и ободряющие на наших врагов, как в предыдущий период, так и в последующие.

Иерусалимский Талмуд говорит в трактате "Авода-зара" по поводу стиха "И поставил одного в Бейт-Эле, а второго поместил в Дане": "Заносчивость Яровама прикончила его (похоже на то, что было сказано в Вавилонском Талмуде); и сказал рабби Йоси, сын рабби Яакова, что Яровам стал царствовать над Израилем на исходе года шмиты". То есть, это не просто был Суккот, а это был Суккот восьмого года. И поэтому-то у него такие мысли. Иерусалимский Талмуд дает немножко другую схему по поводу "мыслей" Яровама. Рабби Нахман объяснял, что Яровам опасается того, что царь из дома Давида будет сидеть, а он будет стоять, здесь же ему приписываются другие мысли. Иерусалимскому Талмуду важно, что это происходит именно на исходе года шмиты. Сказано в книге Дварим, в конце главы 31: "По истечении семи лет, когда закончится Субботний год в праздник Суккот, когда придет весь Израиль показаться перед лицом Всевышнего, Бога твоего, в том месте, которое Он изберет, ты (адресовано царю) будешь читать эту Тору перед всем Израилем вслух". Эта заповедь называется "hакhель"; и когда кончается год шмиты, в праздник Суккот, который в начале восьмого года в цикле, есть такая заповедь. И в последние пару циклов шмиты возник такой обычай в память об этом устраивать, чтобы самые уважаемые люди поближе к Храмовой горе читали Тору. Это - очень важная заповедь, и именно царь должен читать, а не мудрец и не ученый. Он должен читать вслух народу эту заповедь. И Яровам по этому мнению сказал себе так: "Если мы пойдем в "регель" в Суккот, и я встану читать книгу Дварим, то скажут, что предшествует тот, кто царствует в этом месте." То есть, Яровам не говорит, что ему не дадут читать, потому что есть обязанность царя читать Тору, и поскольку он - царь, то он должен читать Тору. Но ему скажут, что здесь есть царь местный, и тогда он должен будет читать вторым. Но если он будет читать вторым, после Рехавама, то это, как он считает, будет для него позором. А если же он вообще не будет читать, то это - стыд. Здесь есть тонкое различие между словами "позор" и "стыд" (по более близкому переводу). На иврите это - "гнай" и "бизайон". И то и другое слово обозначает "позор", но "гнай" по мнению знатоков - это то, что происходит с человеком в результате его поступков или слов. Выйти на сцену вторым для Яровама означает, что он этим себя опозорил; он должен выходить первым! Второе слово - "бизайон" - это тоже стыд, но это не то, что вытекает из его действий, а то, что проявляет отношение других к нему: его, мол, "не вызвали"! Дальше по рассуждениям Яровама следует, что, если он позволит народу самим подниматься в Иерусалим, то наверняка они оставят меня, и пойдут к Рехаваму, сыну Шломо. Получается, что и так плохо, и так плохо. И поэтому-то он и сделал двух золотых тельцов. И это, конечно, очень большая беда, которая приключилась с ним, потому что большей беды не может произойти с человеком, чем то, что его дурные качества, заложенные в нем, превращают самую возвышенную заповедь в источник преступления. Он живет этим, он так воспитан, он хочет пойти читать Тору, но с другой стороны, он не может себе позволить быть не первым. И этот "комплекс цезаря", когда невозможно быть не первым, приводит к плачевным результатам. Есть знаменитый мидраш, о том, как Всевышний просит Яровама: "Пойдем гулять ты, да я, да сын Ишая по райскому саду" и Яровам спрашивает: "А кто пойдет впереди?" И услышав ответ, что пойдет сын Ишая, он говорит, что ему эта прогулка не нужна. Это - мидраш, но получается, что диагноз именно таков, что его гордыня и заносчивость лишили Яровама жизни.

В другом месте Талмуда, в трактате Шабат, говорится по поводу того, что Яровам поставил одного тельца в Бейт-Эле, а другого в Дане, что в тот день, когда Яровам поставил этих двух золотых тельцов, была построена хижинка - и это была греческая Италия (маленькая колония). Потом у греков довольно быстро потомки Эсава отвоевали это место. Мидраш очень пристально следит за этим местом, потому что у мидраша большой ретроактивный интерес к этой колонии, и, когда Шломо женился на дочери фараона, тогда спустился ангел и воткнул тростинку в этом месте. Там нарос ил и возник остров. Когда же Яровам поставил тельцов, на этом острове появляется хижинка, которая обрастает потом строениями и превращается в Римскую Империю.