МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим I3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 29. 12:28-12:32


/12:28-30/ Обсуждение мудрецами намерений Яровама, сделавшего тельцов. Аналогия с керувимами; параллели с ликом быка на Престоле Славы и со львами, которые были у престола Шломо. В ответ на вопрос разъясняется фраза стиха 28: "И, посоветовавшись, царь..." Последствия этих "советов".

Толкование выражения: "рав-лахем". Обсуждение отличия тельцов Яровама от керувов в Храме и от тельца, сделанного в пустыне. Рассуждения о демагогичной "логике" Яровама в объяснении им своих действий против Иерусалима.

В ответах на вопросы обсуждаются: несомненность наказания за грех золотого тельца; демагогичные линии Яровама; разное отношение народа к налогам; как Яровам играет настроениями народа; отношение к законам Торы; роль поведения Шломо и поведения народа.

Кли Якар об еще одних возможных рассуждениях Яровама по поводу его тельцов, которые основаны на заслугах Авраама и на истории с тремя бычками.

/12:31/ Яровам строит дом с жертвенниками и делает священниками людей не из левитов. Левиты переходят в Иудею. В ответах на вопросы обсуждаются причины ухода левитов и поведение того левита, который служил при песэле Михи.

/12:32/ Яровам назначает праздник на 15-ое 8-го месяца, и называет его праздником сбора урожая.

В ответах на вопросы обсуждается: отношение Яровама к изучению Торы до и после начала его царствования; чего опасался Яровам; почему Яровам не пошел на завоевание Иерусалима; за какие "заслуги" Яровам был поставлен царем.



/12:28-30/ Обсуждение мудрецами намерений Яровама, сделавшего тельцов. Аналогия с керувимами; параллели с ликом быка на Престоле Славы и со львами, которые были у престола Шломо. В ответ на вопрос разъясняется фраза стиха 28: "И, посоветовавшись, царь..." Последствия этих "советов".

В стихе 30 главы 12 говорится: "И было это (то, что Яровам поставил тельцов) грехом, и приводило к тому, что сбивало с пути, и шел народ перед одним до Дана". Сказано: "лифней hа-эхад" и перевод "к одному из них" - правильный, но наверное, надо понять следующее. Что имел в виду Яровам, когда делал этих тельцов? По этому поводу существует довольно углубленный и разветвленный спор ришоним. Абарбанель пишет, что Яровам не имел в виду сделать этих тельцов в качестве идолов, которым следует поклоняться, а он сделал их в качестве символа своей царской власти. И здесь не такая уж слабая логика, потому что Яравам относился к колену Эфраима, а символ Йосэфа - это бык - "шор"; и это символ могучей силы, которая запрягает природу, и подчиняет ее замыслам человека. Поэтому, если царствует потомок Йосэфа, то бык - это подходящий символ. Абарбанель в своей апологетике заходит довольно далеко и он считает, что Яровам поставил рядом с каждым из тельцов жертвенник не для того, чтобы приносить жертвы этим тельцам, а для того, чтобы жертвы приносить Всевышнему, а телец же просто является символом власти царя. Эта линия небезупречна, и поэтому мудрецы говорят, что все-таки это было идолопоклонство.

Многие ришоним и последующие мудрецы предлагают еще такой поворот. Они объясняют, что Яровам сделал этих тельцов, как некую параллель или, как подобие, керувам в Иерусалиме. Что такое керувим? У них были человеческие лица: у одного было лицо мальчика, а у другого - девочки. Таким образом, керувимы были скульптурным воплощением одного их ликов на Престоле Божественой Славы. Яровам же взял другой лик - быка. Такая идея интересна, если понимать так, что это было воплощением того же, что и керувим, только здесь взят был другой лик. Человеческий лик - один из четырех на Престоле Славы, и берут двух юношей - мальчика и девочку, а здесь берут юных быков, двух тельцов, причем, у некоторых комментаторов есть такое мнение, что один телец был мужского, а другой - женского пола (телка). И в Бейт-Эле стоял телец мужского пола, а в Дане - женского; при этом, телец в Дане был источником более разнузданных страстей, и поэтому туда направлялось больше народа.

Надо сказать, что эти два тельца, которых поставил Яровам, были еще параллелью тем львам, которые были у престола Шломо, и это вполне логично. Яровам никогда не говорил, что он хочет царствовать над коленом Йеhуды, потому что у колена Йеhуды есть свой царь. Символ колена Йеhуды - это лев, и поэтому Яровам считал, что он может ставить символ своего колена - тельца. Понятно, и об этом прямо сказано в тексте, что настоящей и реальной задачей Яровама было не допустить, чтобы народ ходил в Иерусалим. И надо было его от этого любыми средствами удержать. Мудрецы сообщают, что Яровам поставил на дорогах, которые ведут к Иерусалиму, то, что в мидраше называется, "проздаот" - от латинского слова "президия", а обозначает это то, что он поставил стражу, чтобы народ не пропускать. То есть, идеология - идеологией, а "сторожить" народ тоже следует.


Ответ на вопрос: Что означает фраза (12:28), что царь сделал двух золотых тельцов, "посоветовавшись"... С кем же он посоветовался? - Нам пророк этого не сообщает. По пшату получается, что скорее всего он призвал тот самый высокий совет, который поставил его царем, и в котором были преданные ему люди. С ними, безусловно, ему стоило посоветоваться. Мы уже обсуждали мидраш, который говорит, что он посадил злодея с праведником, и сказал, чтобы они подписали все, что он скажет, даже, если он будет заниматься идолопоклонством. Независимо от того, с кем он советовался, любопытно то, что этот совет стоит как бы параллельно с тем советом, который держал Рехавам. И оба эти совета, как говорят комментаторы, сыграли зловещую роль в жизни народа: совет Рехавама разрушил социальную ткань общества, а совет Яровама разрушил идеологическую, духовную, часть. Вместе они нанесли удар, от которого мы не оправились по сей день: с тех пор у нас никогда больше не было объединенного царства.


Толкование выражения: "рав-лахем". Обсуждение отличия тельцов Яровама от керувов в Храме и от тельца, сделанного в пустыне. Рассуждения о демагогичной "логике" Яровама в объяснении им своих действий против Иерусалима.

Мероприятия Яровама были направлены к тому, чтобы внушить народу, что нечего им туда (в Иерусалим) ходить. В стихе 28 Яровам как раз и говорит, обратившись к народу: "Полно вам подниматься в Иерусалим; вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из Египта". Вот, такая "программная" фраза! По поводу сказанного в стихе 28 - "рав -лахем" имеется много разных толкований. По пшату это означает "хватит", "довольно". Мидраш же это читает с самых разных сторон. Некоторые мудрецы считают так, что это означает, что слишком далека дорога и не стоит хлопот. Кроме того, рассматривается это "рав-лахем", как такой же ответ Эсава, когда Яаков уговаривал его взять от него подношение, и Эсав говорил "йеш-ли рав", и в мидраше этот "рав" считается, как бы наставником Эсава - ангелом смерти. И здесь тоже это - источник нечистоты. Яровам говорит народу: "Зачем ходить вам туда, у вас здесь есть духовное наставление не хуже того".

Вопрос в том, чем тельцы которые поставил Яровам, хуже, чем те керувы, которые были в Храме? Керувы были сделаны из золота, и между их крыльями, которые были над Ковчегом Завета, открывалось Божественное Присутствие. Здесь же Яровам делает золотых тельцов, и казалось бы, что это просто другой "лик", другое колено, другое царство. Где же здесь порок? Единственный порок состоит в том, что служить Всевышнему нужно там и тем способом, которые укажет Всевышний. Хорошо известны слова Авраама, когда Ицхак по дороге спросил: "А где же агнец для приношения?" Авраам ответил: "Всевышний усмотрит себе агнца". Поэтому это место, где происходило "Акедат Ицхак" (связывание Ицхака), названо "Всевышний усмотрит", как сегодня говорится: "Всевышний будет усмотрен". И в этом-то все дело!

Напрашивается вопрос, а чем же тельцы Яровама отличались от тельца, сделанного в пустыне, потому что слова почти что в точности повторяются? У ришоним есть очень глубокое обсуждение этого вопроса. И в их обсуждении предполагается, чтоЯровам хочет сказать народу, что телец выбран им совершенно не случайно, что нужно не забывать традиции предков, и нужно вспомнить, что когда Моше раббейну исчез, то выдающийся духовный руководитель народа Аарон сделал именно тельца. Если вы скажете, что Бог сердился на народ за это, то это - правильно. Но стоит вспомнить, что, когда народ попросил царя у Шмуэля, Бог тоже рассердился, и значит ли это, что не нужно было просить царя и что это нехорошо, чтобы народ Израиля имел царя? И Яровам отвечает, что вовсе это не значит, что не надо было просить царя. Просто, они попросили царя не вовремя. Народ попросил царя преждевременно, и только поэтому Бог на них рассердился. Но царь народу, безусловно, нужен! И не следует думать так же, что Аарон сделал тельца просто так. Телец - совершенно необходимый символ и орудие для служения Всевышнему. И просто дело в том, что они попросили его слишком рано! Они растерялись, попросили рано, и Бог на них рассердился. Тельца надо было строить, когда войдете в эту землю, потому что бык нужен для освоения земли, а до этого все вы питались Небесным хлебом. Получается тогда точная параллель с тем, что слишком рано попросили царя. Бык нужен, как один из неотъемлимых ликов на Престоле Божественной Славы; бык запрягает силы природы, подчиняя их воле человека. Главное то, что человек должен покорять эту землю. Это - задача человека, а задача народа Израиля - жить на этой земле и покорять ее. И Яровам, по мнениям мудрецов, как бы говорит: "Вы не ходите в этот Иерусалим, потому что там царствует разврат, посеянный женами Шломо. Они там завели такие порядки, что там поклоняются идолам! А мы будем поклоняться здесь Всевышнему посредством испытанного средства: "вот боги, которые тебя вывели из Египта". А зачем тебя вывели из Египта? - Затем, чтобы ты покорял и обрабатывал эту землю. Мы - земледельцы, мы - люди порядочного, благородного уклада жизни, а там (в Иерусалиме) распущенность, разврат. И вообще, этот род Давида испортил дело. Шломо превратил наш добрый земледельческий народ в какое-то подобие новомодных веяний: торговля; путешествия по морям и разным странам; знакомство с богатыми городами; распущенность и пр. Это все ударяет по нравам, и мы должны вернуться к своему добротному, порядочному образу жизни, должны обрабатывать землю. И символ все этого - бык, которого сделал еще Аарон, и кто может быть более праведным, чем он! " Эту демагогию Яровам возводит, может быть, не имея в виду превратить этих тельцов в идолов, а может быть, он это и имеет в виду. Он являет собой типичный пример властителя, который для того, чтобы не упустить власть, готов на все: он одновременно борется за мир и объявляет войну; он разным слоям населения будет объяснять все совершенно по-разному. Поэтому, не очень существенен вопрос о том, ставил ли Яровам на самом деле этих тельцов в качестве идолопоклонства, или в качестве орудия служения Всевышнему. Главное состоит в том, что он их ставил в качестве орудия удержания собственной власти!

Надо сказать, что идеология, которая, вкладывается мудрецами в эти поступки Яровама, и которая отчасти проглядывается из самого текста, необычайно живуча и привлекательна. Фактически, что же Яровам предлагает народу? - Он предлагает жить не в таком постоянном и безумном напряжении. Мудрецы понимают так, что Яровам говорит: "Раз Всевышний пренебрег домом Давида, то значит, что и Иерусалимом, его столицей, - тоже. А это значит, что мы найдем место не хуже, например Бейт-Эль - место, которое названо так потому, что наш великий и святой предок Яаков сказал, что это ни что иное, как Дом Бога. Вот и будет теперь Он постоянно здесь, а там (в Иерусалиме) он был временно. И это будет центр, куда можно приходить, когда вы хотите, и приносить, что хотите. И нет такой обязаловки, чтобы не пропустить срока и пр.То есть, все мягче и все спокойнее. И не надо этого ортодоксального безумия! Надо приравнять свое рвение по отношению к Богу к тому, как нормальный человек живет. То есть, с нашей точки зрения можно сказать, что Яровам является "основоположником" реформизма.


В ответах на вопросы обсуждаются: несомненность наказания за грех золотого тельца; демагогичные линии Яровама; разное отношение народа к налогам; как Яровам играет настроениями народа; отношение к законам Торы; роль поведения Шломо и поведения народа.

Ответ на вопрос: - Про грех золотого тельца в пустыне сказано, что нет ни одного наказания, постигающего еврейский народ на протяжении истории, в котором не было бы толики наказания за грех золотого тельца. И это утверждение правильное. Когда мы пытаемся проследить демагогичную линию Яровама, который пытается убедить народ, что так и следует поступать, то мы вроде бы становимся его "адвокатами", что на самом деле совсем не так. Но эта его демагогичная линия совсем не единственная. Другая (тоже вполне демагогичная) линия такая, что Яровам как бы говорит, что хватит дурака валять, уже натерпелись и этих невыносимых налогов, которыми нас обложил Шломо, и натерпелись от этой теократии, когда надо давать трумот и маасрот; приносить то, что ты обязан, что ты обязался... И сколько можно обирать народ! Мы - не рабы, и нас вывели из Египта для того, чтобы мы перестали быть рабами! Теперь мы пришли на свою землю и мы хотим жить свободным демократическим народом! При этом, Яровам был при Шломо довольно важным начальником строительства, и хотя он не был начальником налогового управления, но он не мог не понимать, что ни одно государство не может жить, не взимая налога с населения. Но это ничего не доказывает. Прослеживая эти - одну и другую демагогичные линии, можно вспомнить, что демагогия всегда следует знаменитой формуле Остапа Бендера: "Отныне вы будете только получать". Для того, чтобы получать, придется что-то давать, но - это будет завтра.

Ответ на вопрос: - Во время правления Шломо народ, действительно, жил очень зажиточно. При этом, надо помнить, что мудрецы сказали: "Еще не было такого человека, который бы умер, имея половину того, что ему хотелось бы". Поэтому, вопрос прежде всего в психологическом восприятии. Может ли человек объективно сказать, живет ли он привольно или скованно? Если он во время голодной полосы войны и разрухи имеет вместо одного куска черного хлеба - два, то он считает, что ему крупно повезло. А другой человек считает себя обойденным и несчастным, если у него жемчуг мелок. Главное - это как человек смотрит на свои потребности и возможности. Народ чувствует, что при Шломо он живет с большим размахом, все живут благополучно; нет ни голода, ни войн. Однако, при этом нужно довольно туго отрабатывать трудовую повинность, без чего не будет этого размаха работ, и довольно много приходится отдавать, и человек жалуется на колоссальные суммы, которые он выплачивает в виде налогов. Почему народ просил Рехавама немножко ослабить бремя налогов? - Потому что для того, чтобы народ жил, выплачивая налог деньгами или натурой, или трудом, нужно, чтобы что-то его вдохновляло на это, иначе любой налог будет восприниматься, как некоторый дефект в существовании. При правлении Шломо никто и не возражает, а когда приходит его сын, то его просят немножко облегчить налоговое бремя. Ведь не обязательно с таким размахом все вести? И Яровам стал царем именно на волне таких настроений народа, и он неплохо на них играет. Он говорит, что во-первых, эти непомерные налоги ведут к тому, что усиливаются тенденции, разрушающие наш народ. Он не говорит, что нет богатства, напротив, богатства полно, но оно ведет к распущенности. Он призывает к тому, чтобы жить скромнее и свободнее. Он намекает на то, что нечего платить постоянно десятины этим "дармоедам", пускай они тоже работают и зарабатывают

Мы, безусловно, занимаемся реконструкцией той ситуации, которая нам неизвестна в больших подробностях. Когда мы рассматриваем ту или иную линию рассуждений, то это все лишь претендует на правдоподобие. Никто не может утверждать, что на самом деле народ взвыл оттого, что им надоело выплачивать десятину левитам. Но, когда появляется возможность обратиться к народу с тем, что их обирают и взимают неоправданно большие налоги, то нет сомнения в том, что в большей части народа это должно встретить понимание, даже, если они прежде не считали, что их обманывают. Мы же знаем, что женщина совершенно не понимала, что ее "обманывают", запретив есть от этого дерева, до тех пор, пока "мудрый" змей не прояснил ей ситуацию. Действительно, налоги, на которые, вероятно, намекал Яровам, даны в Торе, но они написаны там в связи с Храмом в Иерусалиме. Почему коhенам и левитам полагаются все эти трумот и маасрот? - Потому что они служат в Храме в Иерусалиме. Однако, Бог пожелал, чтобы власть у дома Давида была отнята, и поэтому его столица, Иерусалим, стала как бы провинцией, и эти порядки остались только для них, ведь нигде не сказано, что все эти порядки навечно. При этом, вполне вероятно, что левиты и коhены в основном перешли в Иудею.

Ответ на вопрос: - Несомненно, что Шломо, попустительствуя своим женам, дал прекрасный повод для такого поведения народа. Главное ведь не то, учили ли они все при Шломо Тору или нет, а главное в том, что, если царь, который является также и духовным руководителем, так к этому относится, то и народу можно брать с него пример. Конечно, так рассуждали далеко не все. Были пророки, и ни один левит никогда не скатился к идолопоклонству, то есть, были праведные люди, но в целом народ опустился уже к концу правления Шломо. Иначе, если бы этой почвы не было, Яровам ничего бы не смог сделать, да он и послан был в наказание за такое состояние народа, а не только за одни действия Шломо. Он был послан для того, чтобы довести это состояние до абсурда.

Ответ на вопрос: Можно ли считать, что наказание за грех золотого тельца в пустыне было легче, хотя он и не забывается, чем за этих тельцов Яровама, когда пропали 10 колен? - Прежде всего надо сказать, что как известно, эти 10 колен не пропали, они вернутся.


Кли Якар об еще одних возможных рассуждениях Яровама по поводу его тельцов, которые основаны на заслугах Авраама и на истории с тремя бычками.

Кли Якар приводит еще один любопытный виток рассуждений Яровама по поводу этих тельцов. Он предполагает, что Яровам мог говорить, примерно, так: "Почему я вам повторяю избитую истину, что это - боги, которые вывели тебя из Египта? Так за какие же заслуги вас вывели из Египта? Заслуг у вас не было! Моше ведь так и запрашивал: "Как я их выведу? Чем они заслужили?" И Бог ему отвечает, что они послужат Мне у этой горы, они получат Тору. А за какие заслуги они получат Тору? - За залуги Авраама, который побежал за бычком, чтобы принимать этих странников. И тогда можно считать, что за гостеприимство Авраама нам досталась эта награда. И нельзя назвать этого быка божеством, но это - та сила, данная за заслуги Авраама, за которую мы получили Тору, а за то, что мы получили Тору, мы авансом были выведены из Египта". Таким образом, он говорит, что - вот какая сила нас вывела из Египта! Можно было бы считать, что плохо торопиться и что все надо делать вовремя, однако, не надо думать, что за этот грех полностью исчезла заслуга Авраама, потому что мудрецы в мидраше говорят: "Побежал за быком Авраам после того, как сказал путникам, что я принесу кусок хлеба, и взял быка хорошего и нежного. А мидраш говорит, что он принес им трех быков, чтобы каждого угостить языком. Откуда три быка? - "Побежал за быком" - раз; "взял хорошего"- два; и "нежного" - три. Итого - три быка. Один бык у нас ушел на "штраф" - за то, что не вовремя сделали быка в пустыне, а два осталось. Вот, Яровам и говорит, что он их поставил. И он считает, что поставил их вовремя и в нужном количестве -два, так же, как два керува - мальчик и девочка. То есть, получается, что Яровам одобряет тельца, как принципиально правильный шаг и объясняет, что наказание евреям за тельца было потому, что они сделали его не вовремя. А он считает, что он сделал вовремя, потому что Бог его поставил правителем в этой земле, и он должен вернуть народ к своему предназначению - жить, обрабатывая эту землю, и жить нравственно.


/12:31/ Яровам строит дом с жертвенниками и делает священниками людей не из левитов. Левиты переходят в Иудею. В ответах на вопросы обсуждаются причины ухода левитов и поведение того левита, который служил при песэле Михи.

Стих 31 говорит: "И сделал дом жертвенников, и сделал священников из отребья в народе, которые не были из сынов Леви". По пшату слово "микцот", что правильно надо бы перевести, как "из разных колен народа", здесь означает "неподходящих людей", то есть - только не левитов. Мы знаем, что во-первых, нельзя было строить жертвенник в другом месте, когда построен Храм в Иерусалиме; во-вторых, служить в Храме могли только коhены, но здесь, если бамот могли быть построены в любом месте, то уже это не важно, и жертвы мог приносить любой человек. Естественно, что при таком повороте дел левиты покинули царство Яровама и все перешли в Иудею.


Ответ на вопрос: Почему ушли левиты: потому ли, что им не нравилась идеология и практика в царстве Яровама, или потому, что их не назначили на должности?

Левиты и коhены, вообще говоря, жили по всей стране. И коhены разделялись на 24 стража, и каждая стража в свою неделю служила в Храме, а в остальные недели она могла быть, где угодно. Левиты же поселялись там, где они получали десятину; были, как мы знаем, отдельные города левитов - 48 городов. Левиты жили не очень богато, они получали десятину по свободному выбору жителей. Вполне может быть и так, что причина, по которой они покинули царство Яровама, была экономической, потому что они перестали получать десятину. Вообще, служба левитов связана с их полномочиями при Службе в Храме, а вне Храма левиты должны как-то помогать коhенам в том, чтобы обучать народ Торе. Некоторые комментаторы объясняют так, что Яровам изгнал левитов, и тогда снимается вопрос о том, почему они ушли. Некоторые комментаторы говорят, что левиты никогда не поклонялись идолам и ушли поэтому. Трудно выделить, какая из этих причин была решающей.

Ответ на вопрос: У Михи на службе, действительно, был левит - Йонатан бен-Гершом, бен-Менаше, которого Миха нанял, чтобы он был священником при идоле. Довольно трудно сказать, что этот левит поступил хорошо, но мы когда-то обсуждали идеологию, которая привела его к этому шагу. Один мидраш, и очень, кстати, не простой, по поводу истории с песэлем Михи говорит, что у Менаше не было такого сына Гершома, а Гершом был сыном Моше, а не Менаше. И объясняют, что так его назвали потому, что Йонатан делал такие нехорошие дела, что он был похож на нехорошего царя Менаше. Кроме того, конечно, не хотелось порочить такого дедушку в связи с таким внуком. И мидраш продолжает и говорит, что как же ты, Йонатан, при таком дедушке дошел до такой жизни, что ты служишь священником при идоле? И он на это говорит, что у меня есть традиции из дома дедушки, который сказал, что лучше заниматься идолопоклонством, чем жить за чужой счет; и я не нашел честного заработка и пошел служить при идоле. В письменной Торе у нас нет такой инструкции, но в Устной Традиции есть такое высказывание, а именно, что лучше заниматься "авода зара", чем жить за чужой счет (паразитировать). Нужно зарабатывать собственным трудом изо всех сил даже, если придется заниматься авода зарой, то есть, идолопоклонством. Но мудрецы говорят, что здесь имеется в виду работа, которая тебе чужда, не по вкусу, поэтому, лучше обдирать шкуру с падали на рынке, и так зарабатывать деньги, чем ходить и просить "социального обеспечения". Таким образом, этот левит, конечно, вел себя не наилучшим образом, он служил при идоле, но с другой стороны, это не накладывает пятно на всех левитов; и, если мы говорим, что левиты никогда не занимались идолопоклонством, то это не значит, что один из них не мог попасть в такую неприятную историю. И нет ни малейшего запрета левиту заниматься любым трудом.

Ответ на вопрос: - Вряд ли можно думать, что сначала ушли левиты, а потом Яровам назначил других священников. Если бы это было так, то в стихе не было бы сказано, что он назначал тех, кто не были из "бней-Леви", а было бы сказано, что назначал потому, что левитов уже не было (или, что он их прогнал). И было скорее всего так, что он сразу ставил священниками других. И это - очень "демократично" и очень перекликается с тем, что говорил Корах. Он говорил: "весь народ свят; все стояли у Синая и слышали Божественное откровение. Зачем же кто-то будет возвышаться над нами?" И здесь та же логика: почему, вдруг, это узурпировали левиты? И, даже несмотря на то, что они не были рабами в Египте и учили Тору, это не означает, что теперь левитов нельзя призвать к "принудительной трудовой повинности".


/12:32/ Яровам назначает праздник на 15-ое 8-го месяца, и называет его праздником сбора урожая.

В стихе 32 говорится: "Сделал Яровам праздник в восьмой месяц, 15-го числа этого месяца, подобный празднику, который в Иудее, и поднялся на жертвенник, так он делал в Бейт-Эле (где был главный жертвенник), чтобы приносить жертвы тельцам, которых сделал. И поставил в Бейт-Эле жрецов этих жертвенников, которые он сделал". Тот праздник, про который говорится: "подобный тому, что в Иудее", несомненно является Суккотом. Суккот - это 15-ый день седьмого месяца. Нам традиция передает, что Шломо закончил строительство Храма в восьмой месяц, и отложил ввод его в действие до седьмого, чтобы приурочить это к празднику Суккот, и восьмой месяц оказался в обиде. Такое встречается в мидрашах: например, Мишкан в пустыне был построен в месяце Кислеве, то есть, в девятом, а далее все идет до Нисана, и Кислев был обижен, пока не пришла Ханука. И здесь, по мидрашу, восьмой месяц был в обиде, и Яровам благородно ему решил возместить это, устроив праздник в восьмом месяце. Причем, он не просто так "отодвинулся", а сказал, что это должен быть праздник уборки урожая - "хаг-hа-асиф", когда урожай весь собран и убран на хранение. В Иудее все поспевает довольно быстро, и они успевают к середине седьмого месяца все убрать, а в остальных местах не так быстро поспевает, и они не успевают убрать урожай. Поэтому вроде бы логично, что Рехавам считает неправильным нам, в нашем царстве, делать этот праздник в седьмом месяце, что выглядело бы, просто как нарушение закона Торы, где сказано, что это должен быть праздник уборки; поэтому и нужно это сделать на месяц позже! Назвали этот праздник праздником сбора урожая, и по-видимому, никаких суккот они не строили.


В ответах на вопросы обсуждается: отношение Яровама к изучению Торы до и после начала его царствования; чего опасался Яровам; почему Яровам не пошел на завоевание Иерусалима; за какие "заслуги" Яровам был поставлен царем.

Ответ на вопрос: - Как считают мудрецы,Яровам был до всех этих событий человеком, который очень глубоко знал Тору и соблюдал все законы. И мудрецы полагают, что он был выдающимся мудрецом. Теперь же он рассудил, что, если он будет продолжать соблюдать законы Торы, то он "далеко не уедет", и очень скоро все его покинут и вернутся к потомкам Давида, где все-таки находится центр. Тогда он понял, что ему надо создавать новую идеологию, чтобы остаться царем. Об отказе от Торы мы не знаем ничего. Скорее всего, Яроваму было не до Торы. Может быть, у него было некое специальное "ведомство" для религиозных фанатиков, где разрешалось учить Тору, и были специалисты которые могли объяснять Яроваму, как все понимать, чтобы совместить с порядком в государстве, с тем, как "должно быть". Известен ведь такой одесский равин, который после шестидневной войны предложил из молитв исключить слово Исраэль, потому что это название враждебного государста. Яроваму же, наоборот, надо было бы подчеркивать слово Исраэль и исключить слово Йеhуда. Вполне возможно, что "технику" решения проблемы с помощью тельцов, Яровам позаимствовал из опыта своей жизни в Египте. Есть такие комментаторы, которые говорят, что в Египте тоже была парочка тельцов, которым поклонялись.

Ответ на вопрос: - Насколько основательны были опасения Яровама, что народ сбежит от него в Иерусалим, сказать очень трудно. Специалисты историки скажут, что это единственный вопрос: чего опасался Яровам? Можно привести пример из более близкого и знакомого нам периода истории. Большевики панически боялись выпускать евреев заграницу. Они не того боялись, что сбегут, а просто для них это было равносильно крушению Империи. И это продолжалось довольно длительное время. Если бы они сразу выпускали желающих, то нет уверенности в том, что мы бы сейчас были здесь, потому что не так уж много евреев поднялось уезжать из Советского Союза сразу после шестидневной войны, максимум сотни. Но из-за того, что власти боялись выпускать, мы передавали друг другу какие-то крохи литературы по иудаизму и языку, и мы таким образом в какой-то степени вернулись к знакомству с традициями. Если бы они выпукали за неделю или месяц, то за это время ничего бы не успевало накопиться, а уже приехавший сюда человек попадает в "круговорот абсорбции" - и все кончается. Поэтому, на вопрос о том, чего боялся Яровам, можно определенно ответить, что он боялся того, что, придя в Иерусалим, народ увидит, что Рехавам сидит, а он, Яровам, стоит. Царь в глазах народа должен быть самым главным. И если есть два царя, из которых один выше, а другой ниже, то ясно, что надо выбрать того, кто выше, потому что у народа есть потребность гордиться своим царем. Мы не можем сказать, сбежал бы народ или нет, но у Яровама были серьезные основания этого опасаться. Кроме того, даже в том случае, если эти рациональные опасения и были не очень обоснованы, то, как минимум, они служили очень правдоподобным одеянием для главного стержня личности Яровама - его невероятной гордыни. Яровам панически боялся получит щелчек по своему тщеславию, и оказаться хоть раз в ситуации, когда он не самый главный и не выше всех. И он обликал все это в такие слова, которые он произносил. Но от этого ничего не меняется. Для нас сейчас не так уж важно, реально ли он боялся, что народ поведет себя по-другому, или он себе и другим объяснял это социально-политическими соображениями, а на самом деле в нем говорило болезненное тщеславие. При этом, Яровам боялся не за свою жизнь. Естественно, что царь может быть убит, и это - "часть профессионального риска королей". Но Яровам в основном боится не того, что его убьют, а того, что он перестанет быть царем.

Ответ на вопрос: - Ответить на вопрос, почему Яровам не пошел на Иерусалим и не завоевал его, совсем не сложно. Он получил от пророка точное сообщение, что у него будет 10 колен, а одно колено останется у потомков Давида. Он может сколько угодно раз перекидываться от одной идеологии к другой, но он не настолько сошел с ума, чтобы подумать, что слова пророка - это вещь пустяковая. Поэтому, трудно себе представить, чтобы сам Яровам, получив власть над десятью коленами, сразу же пошел прихватить себе еще что-нибудь. Это то, что он совсем не хотел делать!

Ответ на вопрос: Как же Всевышний мог поставить царем такого тщеславного человека, как Яровам, и за какие заслуги? - На это можно ответить так, что человек не рождается ни злодеем ни праведником, а человек рождается с большими возможностями, средними возможностями или с малыми возможностями. И чем больше возможности человека, тем сильнее его злое начало. И никому не позволено сильного человека называть мерзавцем. У каждого человека больших возможностей внутри сидит очень сильный зверь, с которым он должен уметь справляться, и помнить о его присутствии до последнего вздоха. В Яроваме было очень сильно тщеславие, и в каждом сильном человеке какое-нибудь такое качество сидит. И его можно повернуть или на белую сторону или на черную. Если бы Яровам повернул его в другую сторону, то есть, если бы он повернул его в сторону служения Всевышнему, народу, то все было бы хорошо.