МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим I3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 53. 20:1-20:34



/20:1-6/ Начало войны с царем Арама Бен-hададом, осадившим Шомрон; его два послания царю Израиля Ахаву и ответы Ахава. Обсуждается разница между первым и вторым посланием, в котором содержится требование "отдать все".

/20:7-12/ Ответ старейшин и народа на обращение Ахава с пересказом ситуации. Разные трактовки ответов обоих царей. Обсуждается, почему Ахав отказался выполнять второе требование, но соглашался на первое. Достойный ответ Ахава. Мнение мидраша. В ответ на вопрос обсуждается: зачем нужна идолопоклонскому царю Тора, которую он требовал отдать ему. Новые черты в характеристике Ахава.

/20:13-14/ Передача пророком Ахаву пророчества от Всевышнего. Обсуждение выражений: "один пророк"; "юноши начальников провинций" (которые пойдут на войну); "кто завяжет войну".

/20: 15-30/ Ахав пересчитал юношей и армию, и они вышли на войну. Обсуждается реакция Бен-hадада и поражение Арама. Слова пророка Ахаву после битвы и слова подданных Арама их царю. Описание повторного сражения через год и победы с помощью Всевышнего. Объяснение, почему помогает победить Всевышний. Параллель с наукой, повторяемой Моше.

/20:31-34/ Обсуждается, почему Ахав даже после такой чудесной победы не сделал тшуву и не направил народ на истинный путь. Подданные царя Арама, надеясь на милосердие царя Израиля, спасают Бен-hадада. Ахав заключает с ним союз. Описание противоречивой личности Ахава.

В ответах на вопросы обсуждаются: судьба пророков, спрятанных Овадйа; зачем нужно много пророков.





/20:1-6/ Начало войны с царем Арама Бен-hададом, осадившим Шомрон; его два послания царю Израиля Ахаву и ответы Ахава. Обсуждается разница между первым и вторым посланием, в котором содержится требование "отдать все".

Глава 20 начинается так: "Бен-hадад, царь Арама, собрал все свое войско, и тридцать два царя с ним, и конница и колесницы; и поднялся (что можно понимать в двух значениях: потому поднялся, что Шомрон находится на возвышенном месте, либо потому, что есть термин "спускаться на войну" и "подниматься на войну") и осадил Шамрон, и начал войну против него". Кто такой Бен-hадад? Это имя уже встречалось, но этот герой еще нам не встречался. Судя по замечаниям комментаторов, он - второй Бен-hадад, а первый был подкуплен царем Иудеи Асой, он нарушил свой договор с Баша, и начал войну против Израиля. Вполне возможно, что это не имя собственное, а титул царя в Араме дамасском. Было несколько арамейских царств, но Арам дамасский подмял их всех под себя, и это прилагательное "дамасский" постепенно исчезло, и Дамаск со временем превратился в столицу арамейского объединенного царства. hадад - это имя божества, которому поклонялись в Араме, и канаанитяне тоже ему поклонялись. Тридцать два царя, которые он взял с собой - это его подданные, вассалы, которые должны ему были поставлять дань, доставлять какие-то войска; это сохранилось в истории и на намного более поздние времена.

Во втором стихе говорится, что Бен-hадад послал посланцев к Ахаву, царю Израиля, в город Шомрон. Основываясь на археологических данных, специалисты говорят, что его собственное имя было hададазер, что как бы то же самое имя, только оно не означает, что он сын hадада, а означает: "ему в помощь". Следует отметить, что Ахав назван здесь очень официально царем Израиля, и во всей этой главе он будет неукоснительно называться с прибавлением этого титула. Мы помним, что и Элийаху, который вначале его никак не называл, после сцены на горе Кармель тоже признает его, как царя, и почитает его, потому что Ахав повел себя, как полагается царю Израиля: он собрал народ и как бы содействовал тому, что Элийаhу перебил там пророков Баала. Как мы увидим дальше, Ахав ведет себя и здесь весьма достойно.

В стихе 3 говорится, что посланцам было велено так сказать (передать) Ахаву, что так сказал Бен-hадад: "Твое серебро и твое золото - мои. И жены твои и сыновья твои хорошие - мои они". Что такое "хорошие" жены и сыновья? Комментарии объясняют так, что это означает "красивые", хорошие собой. И ответил на это царь Израиля (20:4) и сказал (это означает высокий дипломатический стиль - "и ответствовал и сказал"): "По слову твоему, господин мой царь, тебе принадлежу я сам и все, что принадлежит мне". Как же это понимать? Все основные комментаторы из тех, кто интересуется пшатом, то есть, основным свойством текста, понимают так, что Ахав воспринял требование Бен-hадада, как требование подчиниться, стать вассалом наподобие этих тридцати двух царей; выплачивать ему дань, и быть обязанным что-то исполнять.

Отмечается некая параллель слов: "твои жены и твои сыновья - мои" с тем эпизодом из книги Берешит, когда Лаван гонится за Яаковом и догоняет его, и говорит: "Дочери - мои дочери, и сыновья - мои сыновья", при этом, никоим образом это нельзя понять, как требование "отдать" хотя бы потому, что Лаван ведет этот разговор после того, как ему ночью явился Бог и сказал:"Не вздумай говорить ни хорошего, ни плохого". По простому пониманию Лаван хочет здесь сказать, что всем, что у тебя есть, ты обязан мне. Так или иначе, можно думать, что по-простому язык той эпохи надо понимать так, что, когда он говорит "мои", это обозначает, что ты со всем, что тебе принадлежит, находишься в полном подчинении у меня, то есть, я могу распоряжаться всем, что у тебя. Например, царь, который покорил какого-то князька или другого царя и делает его своим вассалом, он заявляет: "все- мое", согласно принципу, который сформулирован мудрецами, что все, что приобрел раб, - приобрел господин. У раба нет своего имущества, но хозяин, который заберет у раба все, и оставит его голым и помирающим с голоду, не очень умный хозяин, скорее он не станет забирать все, а будет брать с него некую дань или заставит его отрабатывать какое-то количество времени.

Ахав, сознавая, что у него нет никакой реальной силы бороться против колоссальной мощи, собранной Арамом, соглашается подчиниться и стать вассалом. Это признают все основные комментаторы: Радак, Ралбак, Абарбанэль, Кли Якар, мнения которых различаются только в некоторых несущественных деталях.

В стихе 5 говорится, что снова пришли посыльные к Ахаву, которые доложились своему царю и были посланы снова сказать (передать), что так сказал Бен-hадад сказать: "Ведь посылал я к тебе сказать, что твое серебро твое золото и твоих жен и сыновей - мне отдай!" То есть, здесь мы видим существенное изменение формулировки. Ахав согласился после первого послания на то, что он и вся его семья будут в подчинении, и вся его страна займет подчиненное положение, положение вассалов. Теперь же Бен-hадад посылает ему требование не просто подчиниться, а - "отдать"! И дальше в требованиях к Ахаву передается: "потому что завтра в этот срок я пошлю моих рабов (подданных) к тебе, и они обыщут твой дом и дома твоих рабов (министров, приближенных). И вот, все, что ласкает твой взор, все, чем ты дорожишь, все прелести ("махмад ейнэйха"), возьмут в руку и отнимут". То есть, это требование означает, чтобы Ахав все отдал по-хорошему, или оно означает, что уже поздно отдавать по-хорошему, и придут завтра, обыщут, и все заберут.

/20:7-12/ Ответ старейшин и народа на обращение Ахава с пересказом ситуации. Разные трактовки ответов обоих царей. Обсуждается, почему Ахав отказался выполнять второе требование, но соглашался на первое. Достойный ответ Ахава. Мнение мидраша. В ответ на вопрос обсуждается: зачем нужна идолопоклонскому царю Тора, которую он требовал отдать ему. Новые черты в характеристике Ахава.

В стихе 7 говорится, что собрал царь Израиля всех старейшин страны и сказал: "Знайте и посмотрите (вникните в положение), что вот такое зло он хочет содеять, к такой беде стремится; ведь когда послал он ко мне первое послание с требованием моих жен, моих сыновей, моего серебра, моего золота, я не отказал ему в них". Он здесь не излагает второго требования, предполагается, что все они уже в курсе дела, и что теперь "ставки повышаются". И сказали ему все старейшины и весь народ: "Не слушай и не соглашайся!" При этом, они не приводят никаких аргументов, на что можно рассчитывать, почему можно его не слушать? В стихе 9 говорится, что сказал Ахав посланцам Бен-hадада: "Скажите моему господину царю: все, что ты посылал твоему рабу вначале, я сделаю, а этого (того, что ты требуешь теперь) - не смогу сделать". И пошли посланцы и понесли этот ответ. Стоит заметить, что по-видимому, старейшины и народ очень решительно посоветовали Ахаву не соглашаться даже на первое требование, потому что про второе он им даже не упоминал. Ахав же занимает промежуточную позицию: он отвергает по их совету второе требование, но по-прежнему соглашается на первое.

В стихе 10 говорится, что послал к нему Бен-hадад (это уже в третий раз) сказать: "Так сделают мне боги и так мне добавят (выражение клятвы), если хватит праха Шомрона на пригоршни всего народа, который идет при мне". Слово "шеалим" - множественное число от слова "шоаль", которое означает "пригоршню, горсть". Есть другое понимание, что это - "шаг". И, соответственно, по первому пониманию он говорит так: "Если вся моя армия, каждый, возьмет по пригоршне праха, который останется от разрушенного Шомрона, то не на всех хватит". Второе понимание, что, когда они идут по дороге, то прилипает пыль к обуви, и он как бы говорит: "Не хватит пыли Шомрона, чтобы налипнуть на обувь всей моей армии". Таким образом он передает, что Ахаву не на что рассчитывать. Стих 11 говорит об ответе Ахава посланцам. Ответил царь Израиля, и сказал: "Скажите пусть не хвалится подпоясывающийся, как тот, кто распоясывается". Сходно со старинной русской поговоркой: "Не хвались на рать идучи". Основное понимание такое, что, когда ты подпоясываешься мечем, отправляясь на битву, то не торопись хвалиться. Хвалиться стоит во время, когда ты уже вернулся победителем и снимаешь с себя оружие. То есть, Ахав ответил необычайно чеканной фразой, которая, может быть, была до этого народной поговоркой, а может быть, стала такой после его слов.

И вот, когда Бен-hадад услышал этот ответ, а он - пьянствует с царями в шатрах (хижинах), в лагере, где они стоят, то он сказал своим подчиненным: "Двигайте!" И они двинулись на город. Слово "симу" означает команду начинать войну.

Возникает вопос, почему Ахав отказался выполнять второе требование? Если понимать по пшату, то здесь большой проблемы нет, поскольку одно дело, когда можно здраво оценивать свой потенциал и понимать, что воевать бессмысленно, и поэтому вынужденно согласиться стать вассалом. Однако, совсем другое дело, когда требуют отдать все золото серебро, жен, детей, и все это - физически на самом деле. Понятно, что для человека, который сколько-нибудь ценит свою царскую власть, свое человеческое достоинство, такие требования абсолютно неприемлемы. С другой стороны, трудно понять логику наращивания требований Бен-hададом, который вместо того, чтобы потребовать высокой контрибуции, говорит, что сейчас придут и заберут все. Может быть, что у него был зуб на Израильское царство и он хотел его унизить. Мидраш идет по совершенно другому пути, он рассуждает таким образом. Второе требование было такое: "Все, чем любуются твои глаза, заберут и отнимут". И мидраш спрашивает: "А разве все то, чего он требовал в первый раз, - это не услада для глаз: золото, серебро, сыновей, дочерей, жен? Что же еще осталось?" Мидраш начинает разбирать, может быть, все это еще не называется "усладой"? И приводит доказательства, что сыновья - услада, и золото - услада, то есть, - все услада. Так какую же усладу он теперь требует? При этом, мидраш отказывается видеть различие в глаголе, когда в первом послании сказано "это мое", но можно понять, что можешь оставить при себе, а второй раз говорится - "отдай". Это мидраш не хочет принимать в расчет, а рассматривает возможный перечень того, что нужно "отдать". Поскольку золото, серебро, жены и дети уже были названы раньше, то мидраш задается вопросом, какая же еще услада глаз осталась? И он считает, что это - Свиток Торы. Во втором требовании Бен-hадад наращивает свои требования и говорит: "Отдай Свиток Торы"! Про Тору сказано в Псалме, который мы читаем в шабат, что "Тора - это услада для глаз", и поскольку все остальные предметы, являющиеся усладой, были названы уже в первом требовании, то теперь он добавил, что нужно отдать Тору.

Как только услышал царь Израиля такое требование, он сказал: "Это не принадлежит мне, а принадлежит старейшинам, Тора - это всенародное достояние, и я не могу один решать такие вопросы".

Ответ на вопрос:

Зачем этому идолопоклонскому царю могла быть нужна Тора? - Мидраш этого не обсуждает, но некоторые комментаторы этот вопрос задают. Во-первых, если он мог догадываться, что это некоторая высшая духовная ценность, то забрать ее обозначает овладеть этой непослушной страной и подчинить народ. Можно вспомнить, что происходило в начале книги Шмуэль-алеф. Когда пелистимляне увидели, что на поле боя прибыл Ковчег Завета, они страшно испугались, и говорили: "Беда нам, потому что прибыл "еврейский бог" (у них нет различения между священным предметом и самим божеством), который "всыпал" египтянам и т.д., и теперь - беда". Когда они одерживают победу, они ликуют в полную силу: они захватили в плен "еврейского бога"! И они со всем почетом помещают его в пантеон при самом главном своем божестве Дагоне. Если известно, что народ чему-то поклоняется, а для идолопоклонника, если что-то ценят, значит этому поклоняются, то тогда ясно, что эта вещь придает силу, и ее надо захватить. И даже, если это тебе и не даст силу, то это по крайней мере сломит силу противника, унизит его.

Известно, что Тора велела каждому еврею написать свиток Торы, если и не самому, то заказать; царь же должен написать два. Факт, который неожиданно всплывает из этих мидрашей, что Ахав, который превзошел всех царей Израиля в том, что он насадил культ Баала, Ахав оказывается всю жизнь почитал Тору, то есть, относился к Торе с настоящим почтением. И это проявилось в данной ситуации настолько, что мидраш спрашивает: "за что Ахав при всех своих деяниях царствовал 22 года?" И отвечает: "За то, что он почитал Тору, написанную двадцатью двумя буквами". Комментаторы подсчитывают, что тот стих, где он дает такой достойный ответ, содержит ровно 22 слова. Получается, что Ахав проявляет себя в этой ситуации с новой для нас стороны. Если во время сцены на горе Кармель Ахав пассивно проявил себя хорошо, то теперь он действовал активно: созвал старейшин и выслушал их мнение, и в очень трудной ситуации достойно ответил врагу.

С каких пор Ахав начал относиться к Торе с почтением? Этот вопрос очень интересен, и у самих мудрецов Талмуда есть на эту тему диспут. Один говорит, что, вот, он правил 22 года за то, что уважал Тору, но ему возражают, что он начал уважать Тору с довольно позднего времени, а за какие же заслуги он правил до этого? И отвечают так, что это проявилось поздно, а было в нем всегда.

/20:13-14/ Передача пророком Ахаву пророчества от Всевышнего. Обсуждение выражений: "один пророк"; "юноши начальников провинций" (которые пойдут на войну); "кто завяжет войну".

Стих 13 говорит, что вот, вдруг, совершенно неожиданно один пророк подошел к Ахаву, царю Израиля, и сказал, что так сказал Всевышний: "Видел ли ты все великое множество это (огромное войско, которое с Бен-hададом)? Вот, Я сегодня передам их в руку твою, чтобы ты знал, что Я - Господь". Выражение "один пророк" не совсем обычное, и означает, что это - совершенно особый пророк, который отличается от всех тех, кто были вокруг. Надо сказать, что пороков было много, не говоря уже о пророках Баала и Астарты, потому что Танах называет пророком любого, который пророчествует. Здесь же, чтобы подчеркнуть, что это человек совсем другого типа, говорится "один", особенный порок, который, наверное, специально вышел из пещеры, где прятал пророков Овадйа, для того, чтобы передать Ахаву слово Всевышнего. Почему этот пророк здесь выступает анонимно - не назван по имени? Дело в том, что он еще появится под своим именем через некоторое время.

В стихе 14 говорится, что сказал Ахав: "Посредством кого?" И пророк ответил, что так сказал Всевышний: "Посредством юношей начальников провинций". И сказал Ахав: "Кто завяжет войну?" И тот сказал: "Ты". Следует отметить, что Ахав понимает, что перед ним настоящий пророк, который пророчествует от имени Всевышнего. Получается несколько странное положение. Ахав - человек не отрывающийся от реализма и понимающий свое функционирование, и он понимает, как далеко он ушел от Всевышнего. Но тем не менее он почему-то принимает это пророчество. Возможно, что это потому, что ему больше не за что ухватиться. Когда же он спрашивает, кто пойдет выигрывать эту войну, то получает ответ, что это - юноши начальников провинций. Кто же эти юноши? - Есть такой мидраш, который говорит, что Ахав был богатейшим человеком, и мидраш, который любит сгущать краски, говорит, что не было такого богача, как Ахав. В подчинении у Ахава было, примерно, 232 провинции. Когда Ахав получил донесение, что начальники провинций готовятся взбунтоваться против него, то он пошел на очень дельный шаг - он у каждого начальника провинций забрал по сыну, и поселил их в Йерусалиме и Шамроне. Это показывает, наколько были хорошие отношения, между Иудеей и Израилем в этот период, они даже породнились. Умный отец Ахава выдал дочь замуж за наследника престола Иудеи, и они - в близком родстве и в хороших отношениях. Эти юноши были отпетыми идолопоклонниками, но, поселившись в Йеруалиме и в Шомроне, они стали верить во Всевышнего, стали очень благородными юношами, и они теперь предназначались для спасения этой безнадежной ситуации, и должны были быть выставлены вперед воевать. Потом, после смерти Ахава они все вернулись по домам. Так говорит мидраш.

Услышав ответ на этот вопрос, Ахав спрашивает: "Кто завяжет войну?" По-русски слова "завязать войну" являются вполне нормальным оборотом, но здесь же слова "ми-йэсор" имеют значение именно - "завяжет, свяжет", как завязывают узел. Может быть, здесь есть некий сдвиг функций и "завязать войну" на иврите имеется в виду - командовать всем сражением. Естественно, что должен командовать сам царь. Но поскольку Ахав видит, что эта война будет выиграна чудесным образом, то он понимает, что он недостоин быть представителем Всевышнего. Поэтому он и спрашивает: "Кого послать командовать?" И получает ответ: "Ты пойдешь".

/20: 15-30/ Ахав пересчитал юношей и армию, и они вышли на войну. Обсуждается реакция Бен-hадада и поражение Арама. Слова пророка Ахаву после битвы и слова подданных Арама их царю. Описание повторного сражения через год и победы с помощью Всевышнего. Объяснение, почему помогает победить Всевышний. Параллель с наукой, повторяемой Моше.

В стихе 15 говорится, что пересчитал Ахав всех юношей начальников провинций; и было их двести два и тридцать (обычный прием, когда единицы идут впереди десятков), то есть - 232. После них пересчитал он весь народ, то есть, имеется в виду не население страны, а армия. Он пересчитал весь народ, всех сынов Израиля, - семь тысяч. И некоторые комментаторы говорят, что это те самые семь тысяч, о которых Всевышний говорил Элийаhу, и которые не кланялись Баалу. В стихе 16 говорится, что они вышли в полдень, а Бен- hадад пьет допьяна в шалашах (некоторые считают, что, может быть, это - Суккот, то есть, то самое место на восточном берегу Йардена, где был Яаков) и он, и 32 царя, которые с ним. То есть, они пьянствуют, хотя уже отдан приказ начинать войну. Стих 17 говорит, что вышли юноши начальников провинций первыми. И послал Бен-hадад и сообщили ему так: люди вышли из Шомрона. И сказал он: "Если они с миром вышли, то хватайте их живыми; если же на войну вышли, то живыми хватайте их". Некоторые комментаторы считают, что это он спьяну перепутал. Трудно, конечно, разобраться в оборотах речи той эпохи, которую толком мы не знаем. Но скорее всего, верно первое впечатление, что это просто человек куражится, и требует, чтобы их в любом случае схватили живыми. Почему они нужны ему живыми? То ли он хочет их пораспросить, какая там ситуация в Шомроне, то ли он хочет их поистязать, чтобы они так просто легкой смертью не умерли.

В стихах 19-21 говорится, кто же вышел из города: юноши начальников провинций и войско, которое за ними. И поразили противники один другого. Простой смысл здесь, по-видимому, такой, что каждый из юношей поразил намеченного противника из тех, кто вышел им навстречу. И побежал Арам, и преследовал их Израиль, и убежал Бен-hадад, царь Арама, вместе с конницей и колесницами.

Стих 21 говорит, что вышел царь Израиля (очевидно, что не один, а с армией) и поразил конницу и колесницы, и нанес Араму очень сильное поражение.

Ответ на вопрос:

Зачем перебили лошадей? - Скорее всего можно думать, что здесь под лошадьми и колесницами понимаются не столько лошади и колесницы, сколько те, кто на них сражался. Вполне возможно, что при этом лошадей убивали, потому что мы встречали нечто подобное в книге Иеhошуа, когда выворачивали ноги лошадям для того, чтобы они были непригодны для сражения, а забрать их себе было невозможно из-за особенностей нашего рельефа, когда нет смысла держать конницу.

В стихе 22 говорится, что тот же пророк подошел к царю Израиля и сказал ему: "Иди, и укрепись, и знай, и смотри, что тебе делать, потому что через год царь Арама снова двинется на тебя". А подданные царя Арама сказали ему (20:23-25): "Бог гор - их Бог, и поэтому они оказались сильнее, чем мы. Однако же, сразимся с ними на равнине, и мы одолеем их. И вот, что ты сделай: смести царей, каждого со своего места (они не исполняют свои должности, как надо), и на место каждого поставь сатрапа. И ты мобилизуй себе войско, как то войско, которое пропало у тебя: коней за коней и колесницу за колесницу (то есть, восстанови все потери), и сразимся с ними на равнине и увидим, окажемся ли мы сильнее их". И послушался он их голоса (совета) и сделал так.

По прошествии года собрал (пересчитал) царь Бен-hадад людей Арама и двинулся в Афек на войну с Израилем (20:26-27). А сыны Израиля тоже провели мобилизацию, пересчитались, подготовились, приготовили снаряжение, и двинулись им навстречу. И расположились сыны Израиля напротив них, как два стада коз. Такого оборота нигде больше в Танахе нет, и поэтому много мнений есть по поводу того, что же это значит. Скорее всего, этим подчеркивается контраст: они, как два стада козочек перед ними расположились, а Арам - заполнил всю землю.

В стихе 28 говорится, что подошел Божий человек к царю Израиля и сказал, что так сказал Всевышний: "За то, что сказали арамейцы: Бог гор Всевышний, а не Бог равнин, Я отдам все это великое множество в твою руку, и будете знать, что Я - Всевышний". Надо отметить, что всякий раз Всевышний обещает победу Ахаву не потому, что "вы - избранный народ", и не потому что "Я обещал вашим предкам", а потому что враг - очень нехороший, и надо его проучить. И это очень похоже на ту науку, которую повторяет Моше: "Не вздумайте сказать, что оттого, что мы -хорошие, а они - плохие, Он их прогоняет, а нас вводит в эту Землю. Никакой "хорошести" тут нет. Бог как бы говорит: "Они - плохие, и Я их прогоняю, и поэтому Я вам даю Землю".

Сказано в стихе 29, что расположились лагерем друг против друга и стояли так 7 дней; и вот, на седьмой день завязалась война; и побили сыны Израиля Арам, уничтожили сто тысяч пехоты в один день. И бежали оставшиеся арамейцы в город Афек, и рухнула стена на двадцать семь тысяч человек оставшихся. А Бен-hадад бежал и скрылся в помещении внутри помещения (в тайнике внутри комнаты). Сколько было в этом сражении воинов со стороны Израиля, здесь не указывается, возможно, что больше, чем в первом сражении, но все же ничтожно мало по сравнению с армией Арама.

/20:31-34/ Обсуждается, почему Ахав даже после такой чудесной победы не сделал тшуву и не направил народ на истинный путь. Подданные царя Арама, надеясь на милосердие царя Израиля, спасают Бен-hадада. Ахав заключает с ним союз. Описание противоречивой личности Ахава.

Вероятно, будучи предупрежденным пророком, Ахав сделал все, что мог, чтобы приготовиться к этой войне. Было бы естественно ожидать, что после такой чудесной первой победы царь мог бы сделать тшуву и весь народ направить на путь истинный, но с другой стороны, имея такую "женку", как Изевель, особенно на путь истинный быстро не вернешься. Мы видим, что Ахав с большим почтением относится к Торе, и он в конечном счете относится как к большому авторитету к пророку Элийаhу, но при этом он не препятствует тому, чтобы Изевель истребляла пророков. Мы увидим еще, что его злодейства далеко не кончились. Он сам вовсе не стал ангелом. В следующей главе мы увидим совершенно страшное дело, которое он пассивно совершил.

Ответ на вопрос:

Первый раз пророк говорит Ахаву, передавая слова Господа: "чтобы ты увидел (узнал), что Я Всевышний", а второй раз говорит: "чтобы вы увидели", но эта разница почему-то нигде не обсуждается.

В стихе 31 говорится, что сказали Бен-hададу его приближенные (министры): "Слышали мы, что цари дома Израиля, что цари добродетельные они, милосердные. Давай-ка мы наденем мешковину на поясницы свои, и веревки на головы свои, и выйдем к царю Израиля - может быть он оставит тебя в живых". Мы видим, что разгром Арама полный. И в такой ситуации надо ожидать, что царя не просто убьют, а убьют зверски, тем более такого царя, который шел с такой войной! Но они опираются на то, что слышали про милосердие израильских царей, и они собираются стать, как пленники, которых по мнению комментаторов тащут за веревки, привязанные к головам. В стихе 32 говорится, что они припоясались мешковиной на пояснице, и веревки привязали к головам, и пришли к царю Израиля и сказали: "Раб твой Бен-hадад сказал: оставь, пожалуйста, в живых мою душу". И сказал Ахав: "Так он еще жив? Он - брат мой". А подданные арамейского царя, которые пошли просить за него (всюду, где говорится "иш" или "анашим", речь идет о важных мужах) они были довольно смекалистые, и они разгадали тенденцию Ахава, увидели, что это доброе предзнаменование. Известно, что идолопоклонники по всяким приметам ориентируются очень хорошо, и они сориентировались, поторопились и после того, как Ахав велел привести Бен-hадада, доставили его. Когда вошел Бен-hадад к Ахаву, Ахав водрузил его на колесницу. И сказал ему (Бен-hадад): "Города, которые взял мой отец у твоего отца, я верну, и площади поставлю тебе в Дамаске, как поставил мой отец в Шомроне, и я с тобой расстанусь, заключив союз". И заключил Ахав с ним союз, и отпустил его.

Несколько слов следует сказать относительно портрета Ахава, каким он вырисовывается до сих пор. Он - человек, который насаждает сильной рукой культ поклонения Баалу, и который в то же время уважает Тору, пусть это и в пространстве мидраша. Однако, тот же самый мидраш говорит, что Ахав написал на площадях: "Ахав отрицает Бога Израиля". Как это можно отрицать Бога Израиля и почитать Тору? Есть такой комментарий относительно Ахава в "Мусар Невиим", который говорит, что Ахав верил в Бога, во Всевышнего, он отрицал Бога Израиля и говорил, что все люди - братья, и надо жить в дружбе со всеми народами. Если соседи поклоняются Баалу, то хотя мы его не считаем богом, надо у себя вводить культ Баала. Получается, что он прямо-таки настоящий "автор" политической доктрины Ближнего Востока! Он дорожит Торой и заботится о народе, и делает страшное дело тем, что, будучи заботливым правителем, он насаждает культ Баала, и имея хозяйственные успехи, он создает благоприятную почву думать, что благодаря этому культу Баала у них процветает хозяйство, и поэтому народ ускоренными темпами переходит на рельсы идолопоклонства. И таким образом, видно, что Ахав предстает такой сложной и противоречивой личностью. В Мишне последней главы Санhедрина Ахав назван, как один из царей, у которых нет доли в Грядущем Мире. Но есть и такое мнение, что и у него есть доля в Грядущем Мире, и что у него есть какие-то заслуги.

Ответы на вопросы

Ответ на вопрос:

Что было с пророками, спрятанными Овадйа в пещере, после истории на горе Кармель, точно сказать трудно. После того, как Элийаhу бежал так далеко, едва ли им имело смысл выходить из подполья.

Ответ на вопрос:

На вопрос о том, зачем нужно много пророков, когда казалось бы достаточно одного, чтобы выполнить пророческую функцию - передать Волю Всевышнего, трудно ответить однозначно. Скорее всего, это объясняется тем, что со времен пророка Шмуэля появляются "школы пророков". Пророком довольно трудно стать, не получив серьезного, систематического образования. Человек должен учиться на пророка много лет и в хорошей школе, нужна определенная атмосфера, и в такой атмосфере даже нормальный человек, который вроде бы был не готов стать пророком, тоже может подняться на такой уровень. Мы помним, что когда Шауль встретил пророков, то он под влянием подготовки этого дня поднялся временно до уровня пророчества. В идеале весь народ будет одной школой пророков (как Моше говорил: "Дай Бог, чтобы все пророчествовали").