МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим II3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 65. 2:1-2:22


/2:1-7/ Комментарии к маршруту Элийаhу и Элиши и к пророчествам учеников пророков.

/2:8-10/ Переход через Йарден Элийаhу и Элиши. Разные комментарии и объяснения просьбы Элиши к Элийаhу: "Пусть будет вдвое от твоего духа на мне" и ответа Элийаhу. Каббалистическое объяснение Кли Якара со слов Аризаля.

/2:11-12/ В то время, когда Элийаhу и Элиша идут и разговаривают, Элийаhу в буре поднимают на небо. Мнение о том, что огненных коней и колесницу, якобы поднявших Элийаhу, видел только один Элиша. Обсуждение мудрецами, о чем они разговаривали по дороге; четыре мнения. Обсуждение смысла слов: "Элиша видит" и "вопля" Элиши. Сопоставление места вознесения Элийаhу с местом смерти Моше; "движение навстречу". Значение слов: "разорвал на два".

/2:13-18/ Элиша поднимает мантию Элийаhу и переходит Йарден (с востока на запад). Сыны (ученики) пророков признают, что дух Элийаhу почил на Элише. Элиша завоевывает свой авторитет; Элиша против напрасных поисков Элийаhу.

/2:19-22/ В ответ на просьбу жителей Йерихо Элиша "излечивает" воды, и утверждается в качестве преемника Элийаhу. Обсуждается использование Элишей силы Элийаhу в противоположном направлении. Аналогичные сцены в Танахе.



/2:1-7/ Комментарии к маршруту Элийаhу и Элиши и к пророчествам учеников пророков.

Вторая глава второй книги Мелахим посвящена практически целиком сцене вознесения Элийаhу на небо. Первые несколько стихов описывают, как Элиша провожает Элийаhу, причем, их маршрут - это очень важная географическая подробность. Они выходят их Гилгаля, при этом, не совсем понятно, какой это Гилгаль, потому что, если это - тот самый Гилгаль, в котором по мнению классических комментаторов была первая стоянка евреев после перехода Йардена, то не совсем понятно, почему они идут сначала из Гилгала в Бейт-Эль, а потом снова возвращаются в Йерихо. Поэтому у исследователей есть предположение, что это - один из двух других Гилгалей, и тогда путь Элийаhу с Элишей выглядел бы более прямым. Хотя с "идеологической" точки зрения лучше было бы думать, что это - тот самый Гилгаль, потому что тогда можно говорить, что их маршрут пролегает через важнейшие места, связанные с историей Израиля в смысле духа, в смысле завоевания Земли Израиля.

Мы видим, что из каждого города выходит довольно многочисленная группа учеников пророков, которые называются "сыны пророков". И им всем хорошо известно, что сегодня Элийаhу будет забран. Не очень понятно, каким образом это им стало известно: то ли каждому из них это было сообщено пророчески, что так будет, или же они догадываются об этом по общей атмосфере. Мы знаем, что бывают эпохи, когда пророчество необычайно редко встречается. Как мы помним, к моменту появления на сцене Шмуэля говорится, что пророки тогда были очень редкими, их называли провидцами. Шмуэль, по-видимому, первый организовал школы пророков, где готовили к тому, чтобы человек стал способным принимать пророчество, при этом, насколько он будет подходить к этой "должности" пророка определялось "высшим начальством". Возможно, что такие школы были и у Элийаhу, хотя мы не видим его общения ни с одним учеником, кроме Элишы. Во всяком случае в эпоху Элийаhу мы видим, что есть довольно большое количество учеников пророков в разных городах, и вероятно, они представляли разные школы. Были ли они прямыми учениками Элийаhу - это вопрос совершенно не ясный, но по крайней мере считается так, что если в данном поколении действует большой пророк, то это создает некоторую атмосферу, в которой поднимается дух тех, кто приближается к пророчеству. Таким образом, косвенным образом все эти пророки могли почувствовать, что Элийаhу собираются забирать, поскольку у них как бы начались сбои в их пророческом духе. Такую идею развивает Кли Якар, и не только он. Элиша на сообщения этих учеников пророков отвечает: "Знаю я; помолчите!" Этот призыв к молчанию можно объяснить по-простому в связи важностью, торжественностью и святостью момента, который не следует нарушать словами. С другой стороны, в самом первом стихе второй главы говорится: "И было, когда поднимал Всевышний Элийаhу в буре в небо", то есть, сразу уже нас извещают о том, что произойдет в кульминационный момент этой главы: что Элийаhу будет бурей поднят на Небо. При описании самого поднятия будет сказано несколько иначе, а именно, там будет фигурировать огонь. И конечно, образ Элийаhу неотделим от той сцены, когда Всевышний показывается у горы Хорев на Синае. Там сменяется буря и огонь и только в конце доходит до "голоса тонкой тишины". Может быть, что Элиша боится потерять этот "голос тонкой тишины", который сопровождает всю эту сцену.

То, что в Бейт-Эле тоже есть пророки, не очень понятно, потому что трудно представить себе, каким образом они могут проживать в городе, где стоят тельцы, поставленные Яровамом. Правда, название Бейт-Эль неоднозначно, и может быть, это - не совсем тот самый город Бейт-Эль, а один из двух других городов под таким названием.


/2:8-10/ Переход через Йарден Элийаhу и Элиши. Разные комментарии и объяснения просьбы Элиши к Элийаhу: "Пусть будет вдвое от твоего духа на мне" и ответа Элийаhу. Каббалистическое объяснение Кли Якара со слов Аризаля.

Итак, из Бейт-Эля они направляются в Йерихо, и из Йерихо - к Йардену. В восьмом стихе говорится: "И взял Элийаhу свой плащ, и скатал его, и ударил по воде; и расступились воды в одну и в другую сторону; и перешли оба они по суше". Надо отметить, что они движутся, по крайней мере, начиная от Йерихо, в направлении, противоположном движению народа Израиля, когда они входили в Землю. Повторяется та же сцена, но только с изменением вектора движения: Йарден расступается, хотя и на очень короткое мгновение, и нет того эффекта, что вода нагромождается до неба, но тем не менее происходит аналогичное чудо, и они проходят посуху Йарден. В стихе 9 говорится, что когда они перешли, Элийаhу сказал Элише: "Проси, что мне сделать тебе прежде, чем я буду забран от тебя". И сказал Элиша: "Пусть будет вдвое от твоего духа на мне". И сказал Элийаhу: "Очень тяжелой вещи ты попросил. Если увидишь меня, забираемого от тебя, то будет тебе так; а если нет - то не будет". Этот перевод небезупречный, потому что глагол "быть" в утвердительной части стоит не в будущем времени, а в повелительном наклонении, что означает: "если ты увидишь, то да, будет так". Элийаhу, по-видимому, хочет сказать, что не он хозяин положения. Здесь следовало бы понять, чего именно попросил у него Элиша.

Это место имеет колоссальное количество объяснений, что само по себе означает большую неясность текста. В чем же простой смысл того, что просит Элиша? Есть такой комментарий, что Элиша просит, чтобы ему, Элише, как самому приближенному к Элийаhу, досталась двойная доля по сравнению с остальными пророками. Как бы, как сын - первенец получает двойную долю в наследстве, так и Элиша, как первенец, хочет претендовать на то же самое. Но тогда возникает проблема, почему это так тяжело в глазах Элийаhу. Ведь в конце концов сам Элийаhу выбрал Элишу по приказанию свыше, так почему он не может дать ему вдвое больше, чем каждому другому? Но мудрецы Талмуда понимают не так. Они понимают по-настоящему серьезно, что Элиша просит получить вдвое больше, чем все, что есть у Элийаhу. И тогда ответ Элийаhу совершенно понятен, потому что очень трудно удовлетворить такую просьбу - дать вдвое больше, чем все, что у тебя есть.

Здесь имеются по крайней мере два принципиально разных объяснения. Одно объяснение говорит нам, что у каждого человека есть две души, два эшелона души: одна находится в постоянной эксплуатации, а другая у нормального человека держится про запас. В шабат она спускается к нам, и тот, кто входит во вкус шабата, тот по крайней мере каждый седьмой день эту душу как-то в себе ощущает, а у больших цадиков вторая душа тоже "работает". Тем не менее, вторая душа явно не проявляется в этом мире, поэтому, пока ученик учится у живого учителя, он не может получить всего того, что потенциально у учителя имеется. Талмуд рассказывает такую сцену, которую иначе не понять. Когда умирал великий рабби Йеhуда hа-Наси, Голос с Неба сказал, что все те, кто присутствовал при его умирании, автоматически получили долю в Грядущем Мире. То есть, сам факт отделения души от тела такого большого праведника передает людям что-то, что не могло открыться при его жизни. То есть, какая-то часть его души была сокрыта, и если человек наблюдает отделение этой скрытой части, то он получает тот свет, который на протяжении всех лет его жизни был скрытым. Поэтому, очень понятен становится ответ Элийаhу, что если ты, Элиша, сможешь увидеть, как я буду забираем от тебя, то тогда есть шанс, или даже можно будет быть уверенным в том, что будет так, как ты просишь.

Другое объяснение имеет более социологическую природу, и прежде всего оно соответствует пшату. Элийаhу оставляет Элишу в качестве своего продолжателя, заместителя, который должен стать духовным руководителем народа. И это требует довольно больших усилий, и не только для того, чтобы руководить, но и для того, чтобы получить признание народа. Можно обратить внимание на то, как разговаривают до сих пор с Элишей все те ученики пророков, которые вышли из Бейт-Эля и были в Йерихо. Они с осторожностью и пиететом говорят про Элийаhу, но Элишу они ни коим образом не ставят над собой, а следуя высказываниям мудрецов Талмуда, ставят даже ниже себя. Мы уже говорили о том , что, когда они говорят "твой наставник", "твой учитель", то Талмуд странным образом это толкует так, что так много пророков было в этом поколении, но тем не менее, нельзя сказать, что это были незначительные пророки. Они говорят: "твой учитель", то есть, это как бы означает, что он - учитель тебе, потому что ты маленький, а нам он не учитель, потому что мы на том же самом уровне, что и он (Элийаhу). Это представляется весьма странным взглядом на такое выражение, которое можно было бы трактовать и прямо противоположным образом. Мы знаем, что когда пророку говорят: "твой Бог", то это не значит, что те, кто так говорит, не считают Его своим Богом. Большому пророку говорят "твой Бог" для того, чтобы показать, что этот пророк к Нему ближе, чем маленькие. Точно так же можно было бы подумать и в отношении этих пророков к Элише. Можно было бы подумать, что они хотят сказать, что Элиша более приближенный к Элийаhу ученик, чем они. Однако, мудрецы Талмуда трактуют это иначе. В любом случае, Элиша, помимо его личного состояния, поскольку ему предстоит разлука с учителем, с которым он так близко связан, должен быть сильнейшим образом озабочен тем, как ему удастся занять такое положение, когда его признают в народе. Для этого прежде всего его должны признать все остальные пророки, потому что силой нельзя "насадить" самого главного пророка. Этот авторитет необходимо завоевать. А как это делается? Мудрецы говорят, что когда трое знаменитых путника явились к Аврааму, то говорится: "три мужа", три человека. Когда двое из них пришли к Лоту, то говорится: "два ангела". Почему так? - Потому что Авраам был человеком высокого уровня, и в его глазах они выглядели, как люди, а Лот был человеком заметно более низкого уровня, и в его глазах это были ангелы, хотя это были те же самые персонажи. Отсюда можно сделать разные выводы. Можно судить о том, как смотрит большой человек и маленький человек, а можно рассудить по-другому. Можно понимать и так, что для того, чтобы произвести впечатление на человека не очень высокого уровня, недостаточно быть человеком, обладающим всяческими совершенствами, а надо предстать в его глазах, как ангел, который находится в недосягаемых сферах. Это известно и из повседневной жизни: для того, чтобы произвести впечатление на человека мало развитого, нужно говорить так, чтобы он сказал: "До чего здорово! Ни слова непонятно". И требуется довольно высокий уровень развития для того, чтобы встречать не по "внешней одежке", а по содержанию того, что передает этот персонаж.

С этой стороны многие объясняют просьбу Элиши так, что мол, я прошу не так уж много - всего лишь вдвое больше, чем все, что есть у тебя, по одной простой причине. Ты уже много лет являлся зарекомендованным главой всех пророков. И в этом положении хватало того высокого уровня, который у тебя был. Меня же ты оставляешь в намного более сложном положении, потому что мне нужно завоевать позицию лидера, для чего требуется предъявление более сильных "визитных карточек". Кроме того, поколения мельчают, и, если тебе, Элийаhу, хватило восьми чудес, то я таким арсеналом не обойдусь. И мудрецы говорят, что, действительно, Элиша сделал вдвое больше, а именно, 16 чудес.

Когда поколение состоит из людей развитых, то им чудеса вообще не нужны. Им нужны глубокие мысли, здравые напоминания. Чудеса нужны человеку, который находится в растрепанном состоянии, для того, чтобы это его привлекло, отвлекло и т.д. И это, пожалуй, наиболее реалистическое понимание того, что же просит Элиша у Элийаhу, когда он просит: "вдвое от твоего духа", то есть, те слова, которые не устают обсуждать во всех поколениях и предлагать самые невероятные и разнообразные варианты их объяснений. В качестве примера можно привести одно объяснение, которое пересказывает Кли Якар со слов Аризаля. Аризаль не ставит себе целью объяснение пшата текста, а занимается только уровнем "сод" - "тайны, и он в просьбе Элиши: "вииhи на пи-шнайм берухаха элай" слово "на" - "пожалуйста" читает так, что оно в его толковании играет совершенно неожиданным переливом красок. Он напоминает нам известный мидраш который говорит: "Пинхас - он же Элийаhу". Про Пинхаса сказано: "Пинхас бен Элазар, бен Аhарон", что, естественно, понимается так, что Пинхас был сыном Элазара, а Элазар был сыном Аhарона. Но Каббала поворачивает это таким образом, что Пинхас был сыном Элазара, и тем самым ему не удалось стать коhеном в отличие от всех остальных потомков Аhарона, потому что, когда помазывали Аhарона и его сыновей, автоматически вместе с ними помазанным было все их потомство, которое родится в будущем, а Пинхас был уже рожден "в прошлом" к этому времени, и поэтому он оказался как бы "между стульями". Пинхас личное коhенство получил только после своего незаурядного поступка, когда он убил Зимри и Казби. И в этот момент, как говорит мидраш, используемый Аризалем, в него вселились души двух погибших сыновей Аhарона - Надава и Авиhу; и тогда он перестал быть просто сыном Элазара, а стал сыном Аhарона. И совершенно поразительным образом эти Надав и Авиhу, души которых вселились в Пинхаса, вставляют это слово "на", которое читается, как аббревиатура их имен. И отсюда Аризаль делает вывод, что Элиша просит так: "Поскольку в тебя, Элийаhу, который и есть тот самый Пинхас, вселились эти души Надава и Авиhу, то, пожалуйста, переправь их ко мне, чтобы во мне был этот двойной дух сыновей Аhарона".


/2:11-12/ В то время, когда Элийаhу и Элиша идут и разговаривают, Элийаhу в буре поднимают на небо. Мнение о том, что огненных коней и колесницу, якобы поднявших Элийаhу, видел только один Элиша. Обсуждение мудрецами, о чем они разговаривали по дороге; четыре мнения. Обсуждение смысла слов: "Элиша видит" и "вопля" Элиши. Сопоставление места вознесения Элийаhу с местом смерти Моше; "движение навстречу". Значение слов: "разорвал на два".

В стихе 11 говорится, что Элийаhу с Элишей идут и разговаривают, и вот, огненная колесница и огненные кони разделили между ними двумя. И поднялся Элийаhу в буре в небо. Комментаторы отмечают, что Элийаhу поднялся, действительно, в небо в буре, а все остальное - огненные кони и огненная колесница - это все то, что видел Элиша. То есть, Элиша воспринял это, как огненные кони и огненную колесницу, а в действительности было так, как нам было сказано с самого начала, в первом стихе этой главы: "Вознесся Элийаhу вихрем в небо". Отсюда можно видеть, что Танах никогда не описывает объективной картины происходящего, а всегда описывает все глазами какого-то главного героя. Здесь нет сомнения в том, что главным героем является Элиша, потому что Элийаhу заведомо перестал быть главным героем в этой главе. И сцена его вознесения описывается глазами Элиши.

Любопытно, что мудрецы обсуждают, о чем они разговаривают? В Йерусалимском Талмуде, в трактате Брахот говорится так, что Элийаhу расстался с Элишей только посреди слов Торы, потому что сказано, что "они идут и все время разговаривают". Это удивительный образец того, как же на основании этих слов можно решить, что они говорили о словах Торы? Помимо соображения, что такие люди, действительно, скорее всего должны были говорить о словах Торы, есть и некоторое обоснование. Дело в том, что поскольку сказано: "Идут и все разговаривают", то это показывает, что этот разговор не просто обмен какими-то фразами, а разговор, который носит нарастающий характер. Интенсивность разговора усиливается, и это передается словом "hолех". Мы знаем, что и в современном иврите, когда слово "hолех" соединяется с каким-то смысловым глаголом, то этот смысл все время нарастает. Здесь говорится так: "hема hолхим hалох ве-дабер", и можно было бы подумать, что "hалох" относится к тому, что они идут и идут, но правильно понимать так, что они идут в каком-то своем ритме, а их разговор при этом нарастает. Если разговор нарастает, то следовательно, он должен касаться чего-то серьезного. И дальше в этом мидраше идет спор, о чем же они говорили, какой они темой занимались? Один сказал, что они занимались законами чтения "Шма", потому что сказано: "ве-дабер" - "говорили", а слово "говорить" в Торе употребляется в "Шма", где сказано: "говори эти слова". И отсюда можно сделать вывод, что они говорили о законах чтения "Шма". Другой говорит, что они занимались "Сотворением мира", потому что там сказано: "По слову (по говорению) Всевышнего Небеса сделали". И третье мнение, что они говорили об утешении Йерусалима, как говорится в книге Ишая: "Говорите к сердцу Йерусалима". И, наконец, четвертое мнение, что они занимались глубокой Каббалой: поскольку здесь говорится о "рехэв" - "колеснице", то они занимались проблемой Божественной колесницы. Как и всякий мидраш, он напрашивается на подробный анализ: почему именно эти 4 варианта и какой урок можно из этого извлечь и т.д?

В стихе 12 говорится, что "Элиша видит", и он "вопиет": "Отец мой, отец мой! Колесница Израиля и всадники его!"

И больше Элиша не видел его с тех пор. И он с силой ухватился за свои одежды, разорвал их на два лоскута (на два полотнища). То, что сказано "Элиша видит" означает, что исполнилось условие Элийаhу. Многих средневековых комментаторов ставит в трудное положение то обстоятельство, что какое же это условие, если Элиша находится здесь рядом? Современные комментаторы отмечают, что объяснение состоит в том, что это нельзя было увидеть физическим зрением, а можно было увидеть только пророческим, что требовало владения собой и этим мастерством, и Элиша - видит. Сказано "видит" для того, чтобы ислючить возможность, что он "не видит", и сказано "Элиша видит" для того, чтобы показать, что он один видит, а все остальные пророки (ученики пророков), которые стоят поодаль - они не видят. Комментаторы отсюда задают такой вопрос, что если мудрецы Талмуда сказали, что остальные пророки были на уровне Элийаhу, а Элиша - ниже их, то как же получилось, что как раз только он - видит? Отвечают так, что такое бывает. В книге Даниэля, например, есть сцена, которую видел только он один, а другие отступили и не видели, хотя это были пророки гораздо выше его в смысле пророчества. Бывает так, что не одна только пророческая сила определяет способность видеть, имеются еще и другие факторы. В частности, очень важным фактором, насколько глубоко человек видит, является его способность воздействовать на людей, потому что функция пророка состоит не в том, чтобы очень глубоко видеть, а в том, чтобы это видение использовать для воздействия на народ. И Элиша здесь всех превосходил, хотя в пророческой силе он им уступал, он был еще новичек.

То, что Элиша восклицает: "Отец мой!Отец мой!" - это первый случай в Танахе, когда пророка оплакивает его ученик. Элиша, безусловно, разорвал одежды явно в знак траура. Умер ли Элийаhу - об этом нам судить трудно, хотя согласно классической точки зрения он остался жив в том смысле, что вознесся не только его дух, но и тело. Ясно, что для Элиши, который его никогда больше не увидит, он умер, независимо от того, взят ли он живым или нет, и поэтому он разорвал свои одежды в знак скорби.

Важно отметить, что это вознесение Элийаhу происходит очень близко, а мудрецы пишут даже, что именно в том самом месте, где умер Моше. Это "движение навстречу" делает взаимодействие между этим двумя величайшими персонажами среди наших пророков особенно интенсивным. Моше двигался и мечтал перейти Йарден в эту Землю, к которой он был так привязан душой, но никогда ее не почувствовал, правда, она была ему вся показана, когда он смотрел на Йерихо с этого места. И как говорят: "Моше любил Землю, и поэтому похоронен в земле,а Элийаhу к Земле никакой привязанности не испытывал; и поскольку он любил Небо, то он похоронен в небе". И это как раз та интересная точка, где два величайших духовных руководителя нашего народа расстаются с этим миром таким необычным образом. Больше никто так не покидает этот мир, все остальные пророки умирают так, как умирают люди.

То, что Элиша называет Элийаhу: "Колесница Израиля и всадники его", - это явно перекликается с теми огненными картинами, которые он только что видел. И некоторые комментаторы считают, что ему эта сцена была показана в образе всадников и колесницы специально, чтобы показать, какую незаурядную роль играл Элийаhу в существовании нашего народа, что он был защитником нашего народа, лучшим, чем боевые колесницы и кони.Мы увидим, что когда умрет Элиша, царь Израиля оплачет его именно этими же словами. Говорится, что Элиша разорвал свое одеяние на два полотнища, и мудрецы говорят, что сказано "на два" (хотя это вроде бы и так понятно) для того, чтобы показать, что они двумя останутся навсегда. Есть такие сильные проявления траура, когда человек, например, делает разрез в трауре по родителям, при этом, он никогда не имеет права эту одежду сшить, и она навсегда должна остаться порванной. Если это траур по более далекому родственнику, то это можно зашивать. Поскольку здесь ученик относится к учителю, как к родителю, то и сказано "на два", чтобы показать, что он никогда их не сошьет.


/2:13-18/ Элиша поднимает мантию Элийаhу и переходит Йарден (с востока на запад). Сыны (ученики) пророков признают, что дух Элийаhу почил на Элише. Элиша завоевывает свой авторитет; Элиша против напрасных поисков Элийаhу.

В стихе 13 говорится, что Элиша поднял мантию Элийаhу, которая упала с него, и вернулся, и встал на берегу Йардена (на восточном берегу). Про мантию Элийаhу, которая упала с него, трудно сказать, упала ли она случайно, или была сброшена преднамеренно (случайности в такой сцене вряд ли возможны). В стихе 14 говорится, что Элиша взял мантию Элийаhу, которая упала с него, и ударил по воде, и сказал: "Где Всевышний, Бог Элийаhу?" И ударил он воды, и расступились они в одну и другую стороны, и перешел Элиша. Это - первое выдающееся деяние Элишы. Мы помним, что поодаль стоит группа учеников пророков и наблюдают. Мы поняли из описания самой сцены вознесения Элийаhу, что они не видели, как он был вознесен. Но они прекрасно видят, что делает Элиша, и что он появляется в мантии Элийаhу. С одной стороны, это прикрывает разрыв на его одежде, а с другой стороны, это что-то говорит о его новой должности. Когда Элиша первый раз ударил по воде, то ничего не произошло, и тогда он обращается с молитвой, и говорит: "Всевышний, Бог Элийаhу", и тогда следующий удар оказывается результативным. Считают, что тут Элиша превзошел своего учителя, потому что туда они шли вдвоем, и рассекли Йарден, а теперь он то же самое делает один. Возможно, конечно, и такое понимание, что на пути туда Элиша не представлял собой особой силы, и Элийаhу сумел рассечь за двоих. Это само по себе не настолько важно, а важно то, что на глазах этих учеников пророков Элиша одет "по форме" и совершает тот же самый поступок, что и учитель, но теперь он движется в ту же сторону, в которую двигался народ Израиля, входя в Землю, с востока на запад.

В стихе 15 говорится, что увидели его издали сыны пророков, которые в Йерихо, и сказали: "Почил дух Элийаhу на Элише". И они пошли ему навстречу, и поклонились ему до земли. Таким образом, первая решающая и важнейшая победа - завоевание авторитета среди пророков, получилась у Элиши довольно легко. В стихе 16 сказано, что сказали ему (ученики пророков): "Вот, пожалуйста, есть у твоих рабов 50 человек доблестных мужей; пусть-ка они пойдут и поищут твоего господина, чтобы не унес его дух Всевышнего и не бросил бы его на одну из гор или на одну их возвышенностей". И он сказал им: "Не посылайте". Имели ли они в виду послать 50 человек из их числа, из пророков, или каких-то других мужей, потому что слово доблесть включает и физические данные, и духовные данные, и нравственные качества. Довольно любопытно такое быстрое изменение их позиции: то они все говорили Элише, знает ли он, что сегодня его господина вознесут, а теперь они говорят, что его что-то не видно, и надо поискать. Что же с ними случилось? И мудрецы говорят, что их покинул дух пророчества, и это очень хорошо, потому что это было необходимо для того, чтобы Элиша завоевал свой авторитет.

В стихе 17 говорится, что они очень уговаривали Элишу. "ад-бош" по простому смыслу обозначает "очень долго"; слово "лебошеш" означает - "замешкатья", и оно встречается в Торе несколько раз, например, когда говорится, что Моше задержался и не пришел вовремя; или в книге Шофтим, когда Сисра не возвращается, и его мать нервничает и ждет его у окна. Либо это слово - от корня "буша" - "стыд", и тогда дается такое объяснение, что Элише стало неудобно перед ними, потому что они могли подумать про него, что вот, он занял место своего учителя, а теперь не хочет, чтобы его нашли. И тогда он соглашается, чтобы они пошли искать Элийаhу. Есть еще очень важный педагогический принцип, предложенный Резерфордом, который говорил, что если эксперимент стоит не слишком дорого, то лучше дайте своему ученику самому убедиться в его неправильности, чем объяснять словами. И они послали 50 человек, и те искали три дня, и не нашли. Стих 18 говорит, что они вернулись к нему (к Элише), а он находится в Йерихо, и он сказал им: "Ведь я же говорил вам: "Не ходите!" То есть, опять Элиша демонстрирует свое совершенно превосходящее положение, когда он заранее знает, что стоит делать и что не стоит, а они оказываются блуждающими в потьмах.


/2:19-22/ В ответ на просьбу жителей Йерихо Элиша "излечивает" воды, и утверждается в качестве преемника Элийаhу. Обсуждается использование Элишей силы Элийаhу в противоположном направлении. Аналогичные сцены в Танахе.

Стоит заметить, что все эти три дня, когда продолжались бесполезные поиски Элийаhу, Элиша находился в городе Йерихо. И сказали жители города Элише (2:19): "Вот, пожалуйста, проживание в этом городе хорошее, как видит господин наш, а вода плохая и земля - убивает". Естественно, что возникает вопрос, что же здесь хорошего? Вероятно, простой смысл состоит в том, что долина Йерихо является цветущим оазисом на краю иудейской пустыни, и она ласкает взор тем, сколько там всего хорошего произрастает. Но плохо то, что там плохая вода, которая вызывает болезни. Как мы видим, к Элише приходят теперь уже не пророки, а простые жители города Йерихо. Как же Элиша реагирует на их просьбу? Стоит вспомнить знаменитый мидраш - высказывание мудрецов (трактат "Сота", Вавилонский Талмуд) по поводу этого стиха и по поводу того "Что же здесь хорошего"? Сказал рабби Йеханан: "Есть три вещи, которые являются прелестью в глазах человека, а именно: прелесть места, для того, кто живет там; прелесть жены для мужа ее; и прелесть покупки для покупателя". Если человек живет в каком-то городе, то он к нему привязан, и говорит, что это - хороший город. И это, как все, что говорят нам мудрецы, не только очень точное психологическое наблюдение, но еще и наука любителям "объективной истины". Слово "хен" - "прелесть, привлекательность" является не объективным показателем; и человек дорожит тем, что ему близко: своим местом, своей женой и своей покупкой, независимо от того, что остальные об этом думают.

Так как же реагирует Элиша на просьбу жителей Йерихо? Элиша сказал жителям (2:20): "Возьмите мне новый сосуд, и положите в него соли, и доставьте ко мне. В стихе 21 говорится, что Элиша вышел к истоку этих вод, высыпал туда соль, и сказал: "Так сказал Всевышний. Я излечил эти воды. Не будет больше проистекать отсюда смерти и потери" ("лишколь" - очень непрятный термин, означающий "терять близких")". Стих 22 говорит: "Излечились воды до сего дня согласно слову Элишы, которое он сказал". Эта сцена занимает центральное место по важности в утверждении Элишы в качестве преемника Элийаhу.

Мы не видели ни одной сцены, чтобы Элийаhу исполнял просьбы народа. Мало того, мы ни разу не видим, чтобы Элийаhу когда-либо жил в каком-нибудь городе. Либо он носится, переносимый ветром по горам и высям, либо живет в каком-то нелюдимом месте, или в потаенном месте, где-то прячется, находится в изгнании. Мало того, весь путь возвращения Элиши после их расставания, путь, проходимый в обратном направлении, - это не только география. Элиша начинает свою карьеру, прямо опираясь на учителя, он говорит: "Господь, Бог Элийаhу". И он получил его силу, и в то же время он ее использует в противоположном направлении. Элийаhу у нас впервые появляется с приговором: "Не будет ни дождя, ни росы иначе, как по моему слову". То есть, он лишает народ воды. Элиша же начинает свою карьеру с того, что он исцеляет воду, он дает народу воду.

Мы видим в Танахе еще две сцены, когда вода становится пресной из соленой или горькой. Одно место, когда после выхода из Египта евреи приходят в Мару, а там горькая вода, которую невозможно пить. И Всевышний дает Моше рецепт: бросить туда кусок очень горького дерева, и тогда горькая вода становится сладкой. Несмотря на кажущееся сходство, эта сцена не имеет глубокой связи с нашей сценой с Элишей, потому что там совсем другие предназначения - там нужно было дать народу урок, что горькое излечивается не сахаром, а горьким. Только в наше время медицина дошла до этого Божественного рецепта, и болезгь излечивается "болезнью", то есть, прививками. Другая сцена, которая действительно похожа на нашу, описывается в книге Йехезкеля, когда Йехезкель подробно показывает, как из Храмовой горы, когда будет Третий Храм, возле жертвенника начнет выходить вода, и этот слабенький, маленький поток будет набирать силу, пока не дойдет до Мертвого моря, и вольется туда; и там начнет плескаться рыба, и рыбаки Эн-Геди будут там удить рыбу.