МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим II3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 84. 8:7- 22:1

/8:7-15/ Некоторые вопросы из обсуждавшихся ранее стихов. Причина по которой приходит Элиша в Арам - это исполнение задания помазать Хазаhэля царем Арама. Причина плача Элиши - нежелание передавать такое пророчество. В ответ на вопрос объяснение, что высказывание Элиши по поводу будущих зверств Хазаhэля не является пророческим.

/8:16-25/ Воцарение царем в Йеhуде Йеhорама. Хронометрия лет его царствования. Разбор сходства имен царей двух царств. Йеhорам шел по пути царей Израиля. Отделение от Йеhуды Эдома и Ливны. После смерти Йеhорама и похорон его в городе Давида воцарение в Йеhуде его сына Ахазйаhу.

/ Диврей-hа-йамим 21:1-20; 22:1/ Более подробная характеристика Йеhорама. Развращение им Йеhуды идолопоклонством. Письмо от Элияhу с предупреждением. Разные объяснения написания этого письма и судьбы Элияhу. В ответе на вопрос обсуждается, почему предупреждение царю Йеhуды послано именно через Элияhу. Возможности тшувы; преступление отчаяния. Предсказанная ужасная гибель Йеhорама и его похороны без почестей.



Причина, по которой Элиша приходит в Арам, - исполнение задания помазать Хазаhэля царем Арама.

Мы обсуждали уже эпизод, описывающий приход Элиши в Арам. Остался без ответа вопрос о том, зачем Элиша вдруг туда пошел. На самом деле ответ здесь необычайно прост. В главе 19 книги Мелахим-алеф, где говорится о том, как Элияhу получает последние инструкции на горе Хорев, сказано, что он получает три задания: помазать Хазаhэля царем над Арамом, помазать Йеhу царем над Исраэлем и помазать Элишу пророком вместо себя. Из всех этих трех поручений Элияhу выполнил только третье. Можно было бы подумать, что первые два поручения были настолько не важны, что нам их не описали, но теперь Элиша, действительно, как бы "помазал" Хазаhэля. Конечно, ни один комментатор не считает, что Элиша принес с собой специальное масло и помазал его. Слова "помазать царем" имеют широкий смысл и означают передать ему Божественное постановление, что ему предстоит быть царем. И этот ответ на вопрос о том, зачем Элиша пришел в Арам, является полным. Элияhу не сделал этого сам, но он вполне мог сделать это через "шалиаха" - через порученца, и он своего заместителя уполномочивает выполнить это задание - пойти и назначить Хазаhэля царем над Арамом.

Поэтому, мы понимаем, что это и есть главная цель "командировки" Элиши. Он получил эту инструкцию от своего учителя Элияhу. И теперь вся эта сцена выглядит довольно понятной. Хазаhэль спрашивает Элишу, выздоровеет ли Бен-hадад, и Элиша просит, чтобы он сказал царю, что тот выздоровеет, но сообщает при этом, что на самом деле царь умрет. Долго сдерживаясь, Элиша все-таки начинает плакать. На удивленный вопрос Хазаhэля, почему он плачет, Элиша отвечает: "Я плачу потому, что я знаю, что ты сделаешь Израилю", и перечисляет ужасные вещи. Сопоставляя эти слова Элиши со всеми эпизодами, где описывается дальше в Танахе то, что делал Хазаhэль по отношению к Израилю, можно увидеть, что самых страшных вещей из указанных Элишей он все-таки не делал. Тем не менее никак нельзя сказать, что Элиша дал неточное пророчество, потому что ни плачь Элиши ни эта фраза: "Я знаю, что ты сделаешь" не являются пророческими. Это - просто реакция человека, который "работает пророком", и который борется, он не хочет исполнять свое задание, не хочет сообщать Хазаhэлю пророчество, ради которого он пришел, что тот будет царем. И эта борьба проявляется в том, что он пытается это пророчество как-то подавить, хотя если бы ему удалось такое сделать, то это считалось бы преступлением. Пророк, который подавляет пророчество, которое велено передать, заслуживает смертной казни. Но своим плачем и этой фразой Элиша объясняет, почему ему так невыносимо передавать это пророчество. Уже Элияhу, когда давалось это задание, было объяснено, что надо не просто пойти и вдруг помазать в какой-то чужой, да еще и враждебной стране кого-то царем. Элияhу было сказано, что ты пожаловался в Высшую инстанцию, что ты взревновал за Бога, потому что народ Израиля оставил завет, и поэтому ты просил их наказать. Так вот, твоя просьба будет удовлетворена, и вот тебе, пожалуйста, первое дело: Хазаhэль становится царем Арама; Йеhу станет царем Израиля; а Элиша станет пророком. И прямо говорится: "Тот, кто убежит от меча Хазаhэля, того убьет Йеhу, а тот, кто спасется от Йеhу, того убьет Элиша. Таким образом, эти три указания, сливаются в одну цепь, показывая, что так будет наказан народ Израиля за плохое поведение. Таким образом, Элиша приходит и как бы своими руками назначает самого главного супостата, которому предназначена роль бича, орудия наказания Израиля. Получается, что и плач и видения будущих жестокостей Хазаhэля - это не часть пророчества, а реакция человека, который пытается не выпустить пробку, пытается не произнести пророчество, которое он обязан произнести.

Ответ на вопрос:

По поводу того, что некоторые имена в Танахе, и в частности в этих главах, пишутся по-разному: иногда с "h", иногда - без него, например, Гейхази и Хазаэль, надо сказать, то вообще в Танахе разнобой в написании имен является обычным явлением. Мидраш склонен видеть во всех изменениях в написании имени оттенки, которые хочет подчеркнуть текст. Например, если человек ведет себя праведно, то его имя пишется более полно, чем когда он начинает вести себя плохо. И выпадение таких букв, как "йуд" и "hей" может явиться симптомом того, что что-то не в порядке.

Ответ на вопрос:

Откуда мы знаем, что те мрачные картины, которые описывает Элиша по поводу зверств Хазаhэля, не являются частью пророчества? - Поскольку это не в точности исполняется, то можно воспользоваться правилом, что если пророк предсказывает что-то нехорошее, то неисполнение такого пророчества не является упреком пророку. Всевышний может ослабить или отменить или отсрочить наказание. Хотя это и верно, но из того, что есть в самом тексте, мы видим, что существует отличие между этой фразой и двумя пророчествами: одно перед, другое - после нее. В стихе 10 говорится: "И сказал ему Элиша: "Иди, скажи ему, что определенно выживет", и показал мне Всевышний, что он точно умрет", что ясно указывает на пророчество. А после фразы о будущих злодействах Хазаhэля, он говорит Хазаhэлю в стихе 13: "Показал мне Всевышний тебя царем над Арамом". То есть, в первом и третьем случае есть прямая ссылка на то, что показал Всевышний. В середине, когда Хазаhэль спрашивает, почему господин мой плачет, Элиша отвечает: "Потому что я знаю, что ты сделаешь". И это человеческий ответ, а не пророчество.

Воцарение в Йеhуде Йеhорама.

В стихе 16 говорится, что на пятом году Йорама, сына Ахава, царя Исраэля, и Йеhошафат, царь Йеhуды, воцарился Йеhорам, сын Йеhошафата, царь Йеhуды (или - "царя Йеhуды"). Очень трудный оборот в начале этого стиха, потому что мы ничего подобного не встречали. То, что дата воцарения царя хронометрируется по годам царствования соседнего царя, - это совершенно нормально делается каждый раз. И здесь говорится, что на пятом году сына Ахава воцарился в Йеhуде Йеhорам, сын Йеhошафата, то есть, все вроде бы нормально, но причем здесь сказанное: "и Йеhошафат, царь Йеhуды"? Йеhошафат царствовал 25 лет! Имеется много вариантов разрешения этой странности. Технически проще всего решает это Радак, который вставляет одно маленькое слово, как бы подразумеваемое в тексте: "и Йеhошафат, царь Йеhуды, умер". Похоже, что никто из комментаторов и мудрецов не сомневается в том, что Йеhошафат поставил царствовать Йеhорама еще при жизни. Согласно мидрашу, Йеhошафат был приговорен Небом к смерти за то, что он пошел на войну вместе с Ахавом воевать против Арама, и только его вопль, который трактуется в мидраше, как вопль ко Всевышнему, привел к тому, что его помиловали, и добавили ему еще 7 лет жизни. Сколько именно лет при жизни Йеhошафата царствовал его сын - не ясно: может быть, 4 года, может быть, 5 лет. Если 5 лет, то тогда легко объяснить, что означает "пятый год" в стихе 16: эти 5 лет относятся и к полному сроку царствования Йеорама, сына Ахава, и к тем пяти годам, когда Йеhошафат царствовал вместе с Йеhорамом, своим сыном.

Хотя имена этих царей и совпадают, здесь, чтобы подчеркнуть различие, имя царя Израиля пишется -Йорам, а имя царя Йеhуды написано полностью - Йеhорам. Любопытно, что в царских домах Израиля и Йеhуды сыновьям дают одинаковые имена. Можно было бы подумать, что просто это имя, как, например, Иван, было распространено в этой местности, но совпадения очень большие, и это похоже на традиции именно дома Ахава, потому что у них есть родственные связи, а не просто они соседи или союзники. Начало этому положил праведный царь Аса, котрый взял в жены своему сыну Йеhошафату дочь Омри, сестру Ахава, и нельзя сказать, что это очень похвальный поступок. Но во всяком случае эта традиция продолжается, и родственные связи между ними продолжают крепнуть. И теперь мы видим, что правят в двух соседних странах цари, фактически с одинаковыми именами.

В стихах 17-18 говорится, что тридцати двух лет был он, Йеhорам, когда воцарился, и 8 лет царствовал в Йерусалиме. И шел он по пути царей Израиля, как поступали в доме Ахава, ибо дочь Ахава была ему женой. И делал он злое в глазах Всевышнего. Но не пожелал Всевышний истребить Йеhуду ради Давида, раба Своего, как Он говорил ему, что даст ему "нир". Слово "нир" переводится немного по-разному разными комментаторами; самое простое значение этого слова - правление, царствование, но некоторые отождествляют это с тем, что не погаснет светильник. То есть, Всевышний обещал дать правление сынам Давида, его потомкам "все дни". Таким образом, мы видим, что этот Йеhорам был исключительно плох, и по справедливости надо было бы из-за этого закончить царствование этой династии, но ради обещания Давиду Всевышний этого не пожелал сделать.

Дальше, в стихе 20, говорится о том, что в его дни (в дни Йеhорама) взбунтовался Эдом из-под руки Йеhуды, и они воцарили над собой царя. Начиная с дней Давида и до дней Йеhошафата включительно, Эдом находился в вассальной зависимости от Израиля, о чем было прямо сказано в книге Шмуэль-бет. Все это время в Эдоме не было царя, а царствовал наместник, который был подчинен Израилю. При Давиде было единое царство, а после того, как царство разделилось, то часть зависимых государств перешла к одному царству, а другая часть - к другому. Так, Моав перешел в зависимомть от Исраэля, а Эдом - в зависимость от Йеhуды. И вот, Йеhораму не удалось удержать Эдом, который поставил над собой независимого царя, не подчиняющегося Йеhуде. Стих 21 говорит, что перешел Йеhорам в Цаир, и все колесницы с ним. И он поднялся ночью, и нанес удар по Эдому, прилегающему к нему, и начальников колесниц перебил, и разбежался народ по домам. Эта фраза очень неясная. Совершенно не понятно: кто кого ударил, и какой народ разбежался по домам? Затем, в стихе 22 говорится, что вышел Эдом из повиновения Йеhуде до сего дня. И тогда же взбунтовалась Ливна по примеру Эдома. Где находится эта Ливна не очень понятно, но по контексту все согласны с тем, что это скорее всего в низменной части территории Йеhуды. Некоторые считают, что это был город Коhенов, и коhены взбунтовались из-за того, что царь плохо, безнравственно, себя вел. Другие считают, что там жили люди колена Йеhуды которые взбунтовались против этого царя, а третьи считают, что там жили какие-то другие народы. В любом случае мы из этих стихов видим, что власть ускользает из рук Йеhорама, и тогда, возвращаясь к стиху 21, можно посчитать, что там по контексту не видно, чтобы Йеhорам разбил Эдом настолько, что армия Эдома разбежалась по домам. Не получается непрерывности интонации: он нанес им удар, и они вышли из его повиновения - это как-то не соответствует одно другому. Есть разные мнения. Большинство комментаторов понимает так, что поднялся ночью Йеhорам, и нанес удар по Эдому, то есть, близлежащие районы Эдома он как-то перебил, но при этом никакой рашающей победы не было, и его народ разбежался по домам. Есть более напряженное объяснение, что поднялся ночью не Йеhорам, а этот новоявленный независимый царь Эдома, и он перебил тех эдомиян, которые сохраняли верность Израилю. И тогда уже, не имея поддержки, израильская армия разбежалась по своим домам, что в контексте, может быть, звучит лучше. Кроме того, если предположить, что по домам разбежались адомияне, то довольно необычно, чтобы их, врагов, называли "ам" - "народ", потому что просто "народом" называют обычно народ Израиля. Несмотря на отсутствие полной ясности в объяснении этой ситуации, понятно, что Йеhорам теряет свою военную и политическую силу. В стихе 23 дается обычный рефрен: "И прочие дела Йеhорама и все, что он сделал, записано в книге Хроник царей Йеhуды". И почил Йеhорам с отцами, и похоронен с отцами в городе Давида. В стихе 25 сказано, что воцарился Ахазйаhу, сын его, вместо него. Мы снова видим, что его звали точно так же, как первого сына Ахава, который царствовал, что уже является довольно сильным сопоставлением имен, и еще одно имя будет совпадать у сыновей Ахава и у этой линии сыновей Йеhуды.

Более подробная характеристика Йеhорама в книге "Диврей-hа-йамим".

Образ Йеhорама дан в книге Мелахим не очень подробно, сказано только, что он не был праведник, и поступал подобно царям Израиля. В параллельном тексте в Диврей-hа-йамим это сказано гораздо яснее и подробнее. В Диврей hа-йамим-бет, гл.21 в стихе 1 говорится: "И почил Йеhошафат с отцами своими (что всегда означает не похороны, а смерть), и похоронен с отцами в городе Давида. И воцарился сын его Йеhорам вместо него". Ничего здесь вроде бы нового нет, кроме того, что ясно сказано здесь, что все это произошло после того, как умер Йеhошафат. Дальше, в стихе 2, перечисляются его братья по отцу, которых шестеро. В третьем стихе сказано, что дал им их отец многочисленные подарки в серебре, в золоте, и прочие подношения вместе с городами, огороженными в Йеhуде; а царство дал Йеhораму, потому что он первенец. В стихе 4 говорится: "И взошел Йеhорам на царство своего отца и укрепился, и убил всех братьев своих мечем, а также и некоторых министров Израиля (Йеhуды, конечно)". Ясно, что человек он был "душевный", но с другой стороны, мы не можем однозначно судить, что он был точно неправ. Мы же знаем, что Шломо тоже одного своего брата казнил. Возможно, что он убил их мечем, потому что судил их за измену. Это не столько напоминает Шломо, сколько сына Гидона, у которого было 70 братьев, которых он убил. Дальше, в стихах 5-7 повторяется уже нам известное: "Йеhораму было 32 года, когда он воцарился, и 8 лет он царствовал в Йерусалиме, и он шел по пути царей Израиля, как поступали в доме Ахава, ибо дочь Ахава была его женой, и делал он злое в глазах Всевышнего. Но не пожелал Всевышний ради Давида губить его дом..." В стихах 8-9 снова повторяется все точно так же, как сказано в книге Мелахим относительно Эдома, с той же неопределенностью. В стихе 11 сказано, что он (Йеhорам) также делал алтари в городах Йеhуды. Мы не знаем, может быть, несмотря на запрет таких алтарей, там все-таки приносились жертвы Всевышнему. Однако, следующий стих не оставляет оснований для такого понимания, потому что говорится: "И ввел в разврат жителей Йерусалима, и оттолкнул всю Йеhуду". Такие термины, как "разврат", "оттолкнуть", подразумевают только идолопоклонство.

В стихе 12 говорится, что пришло Йеhораму письмо от Элияhу, пророка, в котором говорилось: "Так сказал Всевышний, Бог Давида, отца твоего: за то, что ты не шел по путям Йеhошафата, твоего отца, и путем Асы, царя Йеhуды, а шел по пути царей Израиля, и ввел в разврат Йеhуду и жителей Йерусалима, подобно разврату дома Ахава. А также братьев твоих, дом отца твоего, которые лучше тебя, убил ты. Так вот, Всевышний пошлет поражение очень сильное на твой народ и на твоих сыновей, и на твоих жен, и на все твое имущество". Казалось бы, при чем здесь народ? - Народ, который терпит безобразное поведение руководителей, несет за это поведение ответственность. Непонятно, правда, в какой именно степени это возможно, потому что народ не может на каждом шагу удержать своих руководителей, но если правитель ведет себя систематически безобразно, а народ его не свергает, то это нехорошо, потому что народ имеет силу не принять такую ситуацию. Царь отличается от деспота тем, что он правит с согласия народа.

Этот отрывок про письмо является совершенно поразительным, и он не имеет никакой параллели. Человек получает письмо от Элияhу, которого, как мы понимаем, на этом свете давно нет, потому что он вознесся в буре, на огненной колеснице заведомо до того, как была война с Моавом, где в качестве главного духовного руководителя народа был Элиша. И война с Моавом происходила когда только воцарился Йеhорам, сын Ахава. С тех пор прошло заведомо уже больше пяти лет. У комментаторов есть споры по поводу того, каким образом Элияhу послал это письмо? Одно мнение, что он явился какому-то пророку, и тот записал то, что получил пророчески из уст Элияhу. Другое мнение, что Элияhу написал это письмо еще до того, как был вознесен, и это очень напряженное объяснение. Несмотря на то, что пророчески может открыться любое будущее, но получается, что Элияhу является писцом, который вообще не в курсе и не знает про то, что будет через столько-то лет, и что этот человек именно так будет себя вести. Это в очень сильной степени повторяет и обостряет проблему. Мы Адама критикуем за то, что он поел от этого дерева, а мидраш говорит, что Тора-то была написана до Сотворения Мира, и там уже было все прописано про то, что он это сделает, так что же теперь с него спрашивать! Конечно, Всевышний все знает, но Он не открыл это Адаму, а Тора была дана потом. А тут человек, пророк, записал все это, то есть, было открыто кому-то из людей, пусть пророку. Поэтому основное мнение такое, что Элияhу не умер, и это мудрецы выводят из этого отрывка. То есть, Элияhу не умер, а он время от времени появляется в этом мире, совершает какие-то действия, в данном случае - он написал письмо, отправил его, и отошел обратно в Небо. В письменном тексте больше такого места нет, чтобы Элийаhу появлялся, как реальная фигура, есть только обещание, когда в самом конце книг Пророков говорится: "Вот, Я посылаю к вам пророка Элияhу". Обещано, что он придет, что он готов. То есть, если мы будем готовы, то Всевышний в любой день готов его послать. Он должен прийти перед приходом Машиаха, чтобы сообщить, что придет этот потрясающий день.

Ответ на вопрос:

Знает ли Элияhу, что мы готовим ему бокал вина в Песах? - Если мы это делаем от души, то он, вероятно, обращает на это внимание, и это важно!

Ответ на вопрос:

Если Всевышний считает правильным послать это очень грозное предупреждение Йеhораму именно через пророка Элияhу, то, есть ли здесь какая-то связь, почему именно Элияhу естественнее всего передать это пророчество? - Вероятно, на этот вопрос стоит ответить утвердительно, потому что Элияhу - это тот пророк, который передает сильные упреки дому Ахава, а Йеhорам является отпрыском этого дома. Мы не знаем, кто его мать, и может быть, он не является сыном сестры Ахава, но он заведомо взял в жены дочь Ахава, и он является его зятем. Поэтому ему предстоит погибнуть вместе с гибелью всего этого злодейского дома. Таким образом, здесь есть естественная связь. Кроме того, если человек не послушал предостережения пророка, то это плохо, но если человек не послушал предостережение такого пророка, как Элияhу, то это - очень плохо! Почему слова Элияhу названы предупреждением? - Потому что всякое предсказание будущего является предупреждением, то есть, я тебя уведомляю о том, что будет так-то. Если человек сделает сильную тшуву, то у него есть возможность отменить или ослабить это наказание. Тот человек, который это не делает, а говорит, что надежды нет, совершает дополнительное преступление, впадая в отчаяние. Такое преступление совершил Элиша бен Авуя, Ахер - персонаж, которого нет в Танахе, он из эпохи танайм. Он был один из четверых, которые вошли в райский сад, и он стал отступником. Голос с Неба сказал: "Все вернитесь, кроме Ахера, которому нет возврата". И он сказал, что раз нет - так нет. И мудрецы сказали, что если бы он по-настоящему стучался в закрытые ворота, то ему бы открыли, но отчаяние является худшим из преступлений. Что касается Йеhорама, то в любом случае: впал ли он в отчаяние или просто не обратил внимание на предупреждение, ему усиливается наказание за то, что он не внял словам пророка. Верно, конечно, что пророк не говорит, что если не исправишься, то будет так-то, но человек всегда должен допускать такое действие. То, что он, получив такое письмо, продолжал вести себя так же, говорит о его очень крепких нервах. Это напоминает Хиэля, который отстроил город Йерихо, когда он хоронил одного за другим своих сыновей, и говорил, что это случайность. Это и есть то, что противостоит раскрытию Божественного Управления этим миром, когда на все, что происходит, человек говорит: "А, бывает..." Человек, который знает, что Всевышний управляет этим миром, может поддаться слабости, может совершить грехи, но когда его пророк предостережет, то он, конечно, "схватится за голову". Этого никогда не происходит с закоренелым злодеем.

В стихе 15 Диврей-hа-йамим продолжаются предупреждения в письме Элияhу, которые переходят от семьи и от народа лично к царю, и говорится: "А ты - от множества болезней, от болезней твоих внутренностей, до тех пор, пока не вылезут твои кишки из-за болезни "йамим аль-йамим" - "изо дня в день"", то есть - ты долгие годы будешь мучиться этими болезнями. Стихи 16-17 говорят, что натравил Всевышний на Йеhорама дух пелистимлян и аравийцев, которые вблизи эфиопов; и поднялись они в Йеhуду и раскололи ее, и захватили все имущество, которое находилось в царском доме, а также его сыновей и его жен. И из всех его сыновей остался только младший сын, Йеhоахаз. После всего этого наказал Всевышний царя Йеhорама болезью внутренностей, которой нет излечения. И по истечении нескольких лет, когда уже приближался конец, предсказанный Элияhу, а именно после двух лет этой тяжелой болезни, вылезли наружу его внутренности; и умер он от этих дурных болезней; и не сделал ему народ сжигания, как полагается, как сжигание его отцов. Царя хоронили обычно особым образом: тело сгнивало, потом его сжигали, а кости хоронили. В стихе 20 резюме повторяет начало, и говорится, что тридцати двух лет был Йеhорам, когда воцарился, и 8 лет царствовал в Йерусалиме; и ушел он безрадостно, и похоронили его в городе Давида, но не в усыпальницах царей. То есть, его жизнь была настолько отвратительна, а его смерть настолько уродлива, что решили, что ему не положено таких почестей.

Первый стих главы 22 говорит: "И воцарили жители Йерусалима Ахазйаhу, сына его, меньшего, вместо него, потому что всех предшественников убили полки, которые пришли из аравийцев, станом; и воцарился Ахазйаhу, сын Йеhорама, царя Йеhуды.

Так нам развивает, расширяет и дает подробности этой картины книга Диврей-hа-йамим. Теперь нам образ Йеhорама представляется немного яснее, чем из книги Мелахим.

Ответ на вопрос:

Как похороны в Йерусалиме можно согласовать с тем, что есть закон, который запрещает оставлять покойника на ночь в Йерусалиме? - Ответ очень простой. Покойника запрещено оставлять непохороненным, а хоронить нет никакого запрета. Притча о том, что раббана Йехонана бен Закая выносили из Йерусалима, потому что его надо было похоронить во время осады Йерусалима, вероятно, связана с тем, что кладбища обычно устраивали за городом, за пределами городской стены, которая окружала город Давида.

Ответ на вопрос:

Поведение царя после того, как он получил предупреждение Элияhу, надо считать проявлением слабости или, наоборот, проявлением силы его характера? - Определение силы и слабости можно давать в разных плоскостях. Например, Всевышний укреплял сердце фараона, по крайней мере, начиная с какой-то казни. И тот стоял на своем и не отпускал евреев. Такая сила стоять на своем, наверное, является в каком-то смысле проявлением того, что мы называем сильным характером. В этом смысле можно полагать, что поведение этого царя тоже демонстрирует силу его естества, силу его злого духа. Он ставил свои желания на первое место, и имел, наверное, достаточно силы или, напротив, достаточно недальновидности или глупости, не принимать в расчет то, что ему передали с Неба. Человек может считать свою картину мира более адэкватной. Например, сегодня имеются представители самых разных систем, и не обязательно надо считать, что они придерживаются определенной идолопоклонской системы. Действительно, нам очень трудно вникнуть в характер этого человека, и дать его психологический портрет.

Ответ на вопрос:

Вопрос грамматический: в одном месте этот сын был назван Ахазйаhу, а в другом месте Йеhоахаз. - Это просто варианты одного и того же имени, такие же, как, например, Йонатан и Натанаэль. Это фактически одно и то же имя, когда к имени Натан прибавляется краткое Имя Бога или в начале или в конце. Эти имена Ахазйаhу и Йеhоахаз - означают "его поддержит Бог".

Ответ на вопрос:

Почему жене приписывается такая сильная роль в поведении мужа? - Потому, что характер жены определяет весь облик дома. Так было и будет всегда. Мудрецы сказали, что благословение на доме от жены: как она поставит, так и будет. Очень правильное народное выражение, что муж - это голова, а жена - шея, то есть, куда шея повернется, туда голова и оборотится. Женщина взаимодействует с более тонкой реальностью. Изэвель, которая была зарубежная принцесса, вертела Ахавом, как хотела. Ахав вовсе не был слабаком, он был человеком содержательным и небезнадежным. И эта жена царя Йеhорама еще покажет себя. Она была дочерью Ахава, хотя и названа дочерью Омри в одном месте.