МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим II3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 85. 8:25-9:24


/8:25-26; Диврей-hа-йамим 22:1-3/ Воцарение в Йеhуде Ахазйаhу, сына Йеhорама; сколько лет он царствовал. Ахазйаhу делал злое в глазах Всевышнего подобно дому Ахава, и он пошел вместе с царем Израиля Йорамом на войну с Арамом.

/9:1-10/ Элиша посылает своего ученика, пророка, помазать Йеhу царем. Опасность этой ситуации, и предостережение Элиши. Некоторые изменения, внесенные посланным, в слова, переданные ему Элишей. Цель помазания - передача пророчества, что Йеhу должен разрушить дом Ахава.

/9: 11-15/ Йеhу передает слова посланника военачальникам. Ответ на вопрос: в чем отличие этого помазания от помазания Шауля. Военачальники признали Йеhу царем. О значении сказанного "в скобках".

/9:16-24/ Йеhу отправляется в Изреэль встретиться с Йорамом. Выстрелом из лука Йеhу убивает Йорама. Сходство и отличие смерти Йорама от смерти Ахава. Объяснение мидрашем, за что убит Йорам; исполнение пророчества, переданного Всевышним. Трактовка слов Всевышнего о крови сыновей Навота. Убийство Ахазйаhу, как представителя дома Ахава.

Ответы на вопросы: почему Йорам не перечислен среди царей, не имеющих удела в Грядущем мире; почему Ахаву была дана "частичная амнистия", а Йораму - нет.



Царствование Ахазйаhу

В стихе 25 главы 8 говорится, что на 12-ом году Йорама,сына Ахава, царя Израиля, воцарился Ахазйаhу, сын Йеhорама, царя Йеhуды. Всегда трудно сказать, к кому относится окончание такого оборота, как "царь, царя". Но здесь хронология нам уже известна. В следующем, 26-ом, стихе говорится, что двадцати двух лет был Ахазйаhу, когда воцарился, и один год он царствовал в Йерусалиме. Имя его матери - Аталйаhу, дочь Омри, царя Израиля.

В Диврей-hа-йамим-бет, в главе 22 говорится, что после того, как похоронили Йорама, и похоронили даже не в гробницах царей, воцарили жители Йерусалима сына его меньшего Ахазйаhу вместо него, поскольку все более старшие были убиты нападавшими аравийцами; и стал царствовать Ахазйаhу, сын Йеhорама, царя Йеhуды. Ахазйаhу был сорока (двадцати) двух лет, когда воцарился, и один год царствовал в Йерусалиме. Цифра 42 проблематичная потому, что Йеhорам умер, когда ему было 40 лет, и получается тогда, что сын был старше отца. В важном документе мудрецов "Седер олам раба" есть этому некоторое разъяснение. Это - старинный мидраш, где приводится традиционная хронология: кто, когда и что сделал. Там говорится, что эти 42 года считаются не от рождения Ахазйаhу, а эти 42 года прошли с того момента, как воцарился Омри, и воцарился над всем Израилем. А произошло это, согласно мидрашу, после того, как Аса взял дочь Омри в жены своему сыну Йеhошафату. Это было на тридцать первом году царствования Асы. Дальше, если подсчитать, то все сходится хорошо. Однако, комментаторы пшата все-таки испытывают трудности, поскольку по пшату не так просто понимать, что если сказано, что ему было 42 года, то это сказано в том смысле, что он стал царствовать, когда прошло 42 года с того момента, когда его дедушка дал в жены своему сыну дочь Омри. Понять это довольно трудно, и поэтому Радак предлагает такой вариант объяснения, что на самом деле воцарили Ахазйаhу еще при жизни его отца Йеhорама, когда его отец стал совсем плохо себя вести и потерял политическое влияние. Тем не менее он еще 20 лет оставался в живых, а его сын был уже поставлен царем, поэтому ему и было тогда 22 года. Дальше Кли Якар развивает эту линию Радака и говорит, что эти 20 лет он как бы считался царем, а на самом деле всем заправляла его мамаша, Атальйаhу, дочь Омри. Поэтому можно считать, что на самом деле он правил в Йерусалиме только один год, после смерти своего отца.

В стихе 27 книги Мелахим говорится: "Он шел по пути дома Ахава, и делал злое в глазах Всевышнего, как дом Ахава, потому что зять дома Ахава он". По привычной нам терминологии мы не стали бы его называть зятем, потому что он внук Ахава, но поскольку его отец был зятем Ахава, и эти дома породнились через женитьбу, то сын зятя тоже может в каком-то смысле быть назван зятем. И он поступал таким образом именно потому, что был в родстве с этим домом. Многие комментаторы объясняют, что он находился под прямым влиянием, во-первых, своей матери, а во-вторых, и других людей, родственников из дома Ахава, и это родство не позволяло ему выйти из стиля их поведения. Возможно, что его вина уменьшается из-за того, что он был в неблагоприятных условиях, но с другой стороны, такого объяснения, что он поступает так потому, что так поступали его "родственнички", - явно недостаточно.

В стихе 28 говорится, что пошел он (Ахазйаhу) с Йорамом, сыном Ахава, на войну с Хазаэлем, царем Арама, в Рамот Гилад, и побили арамейцы Йорама. Мы помним, что на предыдущего царя Арама, Бен-hадада, именно в сражение за Рамот Гилад как раз шел Ахав. Мы так и не знаем, чем тогда кончилось сражение, в котором погиб Ахав, и в чьих руках теперь находится город Рамот Гилад? Таких городов с обычным названием Рама - "высота" было много по Израилю. Этот называют Рамот-Гилад потому, что он находится в Гиладе. И Ахазйаhу, продолжая линию союза, идет помогать родственному царю. Из того, что сказано, мы пока не понимаем, побили ли его лично или разбили его армию. Стих 9 говорит, что вернулся царь Йорам лечиться в Изреэль от тех ран, которые нанесли ему арамейцы в Раме, когда он воевал с Хазаэлем, царем Арама, а Ахазйаhу, сын Йеhорама, царь Йеhуды, спустился проведать Йорама, сына Ахава, в Изреэль, потому что Йорам был болен. Есть мицва навещать больных, и Ахазйаhу, как родственник, "спустился" его проведать. Откуда он спустился? Это не совсем ясно. Успел ли он вернуться в Йерусалим и оттуда спустился или, что более вероятно, спустился от высот Рамот Гилада.

Элиша посылает Йону помазать Йеhу царем.

В первом стихе главы 9 говорится, что Элиша посылает одного из своих учеников, пророков, помазать Йеhу, сына Йеhошафата, сына Нимши. (Многие считают, что этот Йеhошафат был из колена Менаше, а Нимши - это трансформация имени Менаше; имя Йеhошафат было распространенным в тех поколениях). Он велит ему опоясаться, взять сосуд с елеем, прийти в Рамот Гилад, подойти к Йеhу, отделить его от его братьев и ввести его во внутреннюю комнату. Затем он велит ему взять сосуд с елеем, вылить на голову Йеhу и сказать: "так сказал Господь: "Помазал Я тебя, чтобы быть тебе царем над Израилем". И дальше Элиша говорит: "Отвори дверь, и беги, и не жди". То, что Элиша посылает пророка, Йону, помазать маслом царя не из дома Давида, составляет проблему, потому что помазание совершается только с царями дома Давида, а для других такое помазание не предназначено. Здесь же, поскольку есть этот царь Йорам, но нужно утвердить нового, которого назначил Всевышний, то велено было помазать Йеhу. Когда говорят, как же можно это важное масло, предназначенное для того, чтобы помазать царей из дома Давида, тратить на каких-то других царей, то отвечают так, что это было не то масло, хотя оно тоже было ценное и чистое. Настоящее же масло делалось из плода, которого теперь нет, афарсемона, и это масло использовалось также для благовоний, очень ценных. Почему надо было так спешно помазать Йеhу, здесь не объясняется. Может быть, ситуация была такова, что Элиша посылает его на довольно опасное задание. И это задание, пожалуй, гораздо опаснее того, чего боялся Шмуэль, когда ему надо было помазать Давида, потому что там все-таки были мирные условия, и он был в пределах своей страны, хотя и существовала опасность, что Шауль может узнать и рассердиться. Здесь же этот пророк должен идти прямо в стан, и в стан враждебный, потому что он послан как раз в Рамот Гилад и, вероятно, во время той же военной кампании. Из того, что Элиша говорит посылаемому пророку, что он должен ввести Йеhу в комнату, которая внутри комнаты, то есть, совсем во внутреннее помещение, надо понимать, что Израиль находился в городе, а не осаждал город снаружи, потому что нельзя сказать "комната внутри комнаты" в шатре.

Очевидно, осаждает неприятель, и для того, чтобы проникнуть в город, надо пройти через кольцо осады, что уже опасно. А, когда он уже доберется до цели, то там всегда есть опасность, что вернется царь и увидит, что совершается помазание его конкурента. То есть, этого посланника спокойно могли убить или свои или враги. Большая опасность, наверное, была со стороны царя и его верных людей, потому что Элиша ему говорит: "Скажи, и тут же - в дверь, и беги, и не жди!"

Ответ на вопрос:

Если его помазали с глазу на глаз, то кто потом поверит, что это действительно так? - На такой вопрос можно отвечать в двух плоскостях. Одна плоскость - вечная, и в наше время она более понятная - плоскость психологическая. Когда человек уверен в том, что он помазанный царь, то эта уверенность передается другим. Другая плоскость, что есть Божественное Управление, и человек, который помазан царем, на самом деле меняется, и то, что ему безусловно поверят, является чудом.

Дальше, в стихе 4 говорится, что пошел юноша, юноша пророк (пророка), в Рамот Гилад. Слово "hа-наар" - "юноша" повторяется дважды. Понимание здесь такое, предложенное Кли Якаром, что пошел юноша, на вид вполне простецкий, совсем ничего особенного, а на самом деле это юноша, который и сам был пророком, либо это юноша, который был помощником пророка. Если верно последнее понимание, то по грамматике следовало бы сказать "наар hа-нави", а тут сказано: "hа наар hа-нави", что проще понять, как то, что этот юноша сам был пророком. Раши понимает в том смысле, что это - юноша пророка, и тогда "hа" перед "наар" является избыточным, что возможно в языке Танаха. Раши не одинок в таком понимании. Точного решения здесь нет, и в каждом варианте есть свои плюсы и минусы.

В стихе 5 говорится, что этот юноша пришел, и вот, военачальники сидят; и сказал он: "Слово у меня к тебе, начальник". И сказал Йеhу: "К кому из всех нас? И тот сказал: "К тебе, начальник". Тут можно увидеть чудо, потому что он обратился ко всем, а откликнулся именно Йеhу, и юноша говорит, что именно к тебе, начальник, хотя не ясно, откуда он мог его знать? Те комментаторы, которые настроены более рационально, понимают слова Элиши: "усмотри там", как предложение сначала походить по городу и посмотреть, каков он (Йеhу) и как он выглядит, а потом уже - иди к нему и скажи, что у меня к тебе слово. (Понятно, что интуиция и Божественная помощь хороши в сочетании с "хорошо поставленной информацией"). Дальше говорится, что поднялся Йеhу, и вошел внутрь (в дом). И отрок полил масло на голову ему, и сказал ему: "так сказал Всевышний, Бог Израиля: "Я помазал тебя царем народу Всевышнего, Израилю"". Мы видим, что юноша не точно повторяет те слова, которые сказаны были, когда он получал поручение. Как это объяснить? Можно понимать, что как это бывает часто, Тора пишет коротко в одном месте, и более полно в другом месте. То есть, может быть, что Элиша дал ему более подробные инструкции, и мы видим, что это было ему задано, уже из их осуществления Другой вариант такой, что этот юноша был сам пророком, и добавил пророчески некоторые важные подробности, а именно, он добавляет к словам "Так сказал Всевышний" слова "Бог Израиля", и к словам "Помазал тебя царем над Израилем" он добавляет слова "народу Всевышнего". То есть, он от себя подчеркивает некоторые очень существенные стороны, а именно, что тебя помазал Господь не только для того, чтобы ты получил такой взлет "личной карьеры", а для того, чтобы ты вернул народ Израиля в то состояние, когда он является народом Всевышнего. Дальше продолжается речь посланца, передающего слова Всевышнего: "И ты истребишь дом Ахава, господина твоего, и Я отомщу за кровь их рабов, пророков и за кровь всех рабов Всевышнего, и взыщу мщение с Изэвель". Эта вся фраза не сказана в стихе 3, и опять-таки можно понимать так, как полагают классические комментаторы, что либо он это сказал, а Элиша этого не говорил, либо он получил это пророчески. Есть еще один вариант понимания, который предложил рав Самет, что, быть может, это и не пророчески, и не от Элиши, а он цитирует слова Элияhу, которые тот сказал в винограднике Навота лично Ахаву. Из продолжения текста мы увидим, что по крайней мере каким-то людям это было известно. Не ясно, откуда это знает Йона, если не пророчески, но Йеhу оказывается был свидетелем этой сцены. Возможно, что "земля слухами полнится", и слова, сказанные Элияhу Ахаву, были известны всему народу. Функция этих слов здесь очень важна, потому что их смысл в том, что тебя ставят царем для того, чтобы ты воздал мщение Всевышнего, и чтобы ты не мог подумать, что это сделает кто-нибудь другой.

Это в любом случае пророчество: либо пророчество, полученное Элишей и переданное Йоной, либо это пророчество, полученное Йоной, либо это пророчество, полученное Элияhу. То, что пророк говорит это Йеhу, нельзя считать избыточным, потому что он ему вменяет это в обязанность. Тогда, конечно, третий вариант слабоват, потому что мы должны были бы сказать, что он на себя берет интерпретацию не самоочевидную, что именно Йеhу должен это исполнить.

В стихах 8-10 продолжается передача этих слов: "И будет истреблен весь дом Ахава, и Я искореню у Ахава всякого, кто мочится на стену, и не оставлю от него ни следа в Израиле (этот оборот уже употреблялся). И Я сделаю с домом Ахава то же, что с домом Йаровама, сына Нвата, и с домом Баши, сына Ахия". Это - первые две династии в Израиле, а теперь приходит конец третьей. Задается вопрос, почему он не указывает Зимри? Это была еще одна династия, которая продолжалась 7 дней. Поскольку за это время он не успел наделать много бед, то он в эту цепочку и не вписан. Дальше говорится: "И Изэвель пожрут псы в наделе Изреэля, и никто ее не похоронит". После этого посланец (пророк) открыл дверь и убежал, исполнив помазание с важными добавлениями и расширениями.

Ответ на вопрос:

Удивительная степень доверчивости Йеhу объяснялась, вероятно, тем, что он не занимал никакого выдающегося положения, и поэтому мог не бояться покушения лично на него.

Йеhу передает слова посланника.

В стихе 11 говорится, что Йеhу вышел к слугам господина своего, то есть, к другим военачальникам, и они сказали ему: "Все ли в порядке, и почему к тебе приходил этот псих?" И он говорит: "Ну, вы же знаете, что за человек, и какие его разговоры". Но они сказали, что это неправда, и чтобы он рассказал все. И сказал Йеhу, что так-то и так-то сказал он мне, сообщив, что так сказал Всевышний: "Я помазал тебя царем Израилю". То, что они назвали посланца сумасшедшим, в этом нет ничего удивительного, потому что таким словом и пророков называли, как и всех, кто ведет себя странно. Йеhу пытался сначала от них отделаться и не сообщать всего, но они чувствовали, что здесь что-то кроется. Если бы он сразу рассказал и стал хвастаться, то ему, может быть, и не поверили бы, но то, что он пытался сначала скрыться от афиширования, как раз и вызвало доверие к его словам. И человек, который ведет себя необычно, которого они назвали психом, обычно внушает какой-то трепет.

Ответ на вопрос:

Относительно того, какое количество масла требуется для помазания, сказать трудно. Что касается сравнения результата помазания Йоной Йеhу с помазанием Шауля Шмуэлем, надо сказать, что там влияние не было одномоментным. Шмуэль предсказывает Шаулю три этапа и говорит, что в результате он станет другим человеком. Может быть, Шауль стал другим человеком, на много порядков выше, чем это произошло с Йеhу, и для этого понадобилось несколько этапов подготовки. Может быть, что это вопрос времени и без этих этапов все равно результат был бы, но так Шауль попутно дошел до уровня, которого совсем не видно у Йеhу. Шауль даже дошел, правда временно, до состояния пророчества безо всякой подготовки, что очень непросто. Поэтому на примере Шауля трудно судить о немедленном действии помазания, поскольку у него результат был очень высокий, но он описывается в длительном развертывании. Кроме того, действие помазания может зависеть еще от нескольких параметров: что за человек, до какого уровня он должен дойти и т.д.

В стихах 13-14 говорится, что поспешили они (военачальники), взяли каждый свою одежду (верхнюю одежду с вешалки), и подложили под него на верхнюю ступеньку, как понимают комментаторы слова "герэм hа-маалот". Там была лестница, которая вела из комнаты, где они заседали, во внутреннии покои. И они положили на верхнюю ступеньку одежду, и получился такой импровизированный трон, на который его и посадили. И вострубили в шофар, и сказали: "Воцарился Йеhу!" И составил Йеhу, сын Йеhошафата, сына Нимши, заговор против Йорама. Йорам же стерег Рамот Гилад с армией Израиля от Хазаэля, царя Арама. Очень может быть, что этот акт помазания происходил еще до того, как Йорам был ранен и вернулся в Изреэль. В стихе 15 говорится, что вернулся царь Йорам лечиться в Изреэль от ран, которые нанесли ему арамейцы, когда он сражался с Хазаэлем, царем Арама. И сказал Йеhу: "Если душа ваша (со мной), то никто не убежит из города, чтобы не пошел сообщить в Изреэль".

Любопытно здесь то, что первая половина стиха 15 напоминает последний стих главы 8. Там сказано: "И вернулся царь Йорам лечиться в Изреэль от ран, которые нанесли ему арамейцы в Раме, когда он воевал с Хазаэлем, царем Арама". Тогда, применяя интересный пример литературоведения в понимании синтаксиса или логики текста Танаха, можно считать, что это - некоторая скобка. Мы множество раз это встречаем, когда вдруг после какого-то описания, повторяется тот стих, который уже был раньше. Это проще всего и вернее всего объясняется тем, что все, что было между этими стихами, - это как бы замечание в скобках о том что происходит между тем. Мы не можем здесь ничего сказать о временном отношении, может быть, это происходит задолго, может быть, только что. Нам глава 8 описала все, что происходило в южном царстве, к которому мы вернулись после долгого перерыва, к Иудее. И мы говорили о том, что происходило с этим царем Йеhорамом, и как после него стал царем Ахазйаhу, и как он пошел к своему родичу проведать его в Изреэль. А теперь "в скобках" нам рассказывается, что происходило до этого события, мы не знаем в какое время, но скорее всего не очень задолго, потому что вся эта миссия, данная Элишей юноше пойти в Рамот Гилад, была в период этой военной кампании, когда было сражение, или подготовка, или отдельные стычки в Рамот Гиладе. Теперь же все это замыкается, вся вставка с подготовкой к восстанию закончена, и в качестве закрывающей скобки фразы повторяется то же самое, что он (Йорам) вернулся.

Встреча Йеhу с Йорамом. Смерть Йорама.

В стихе 16 говорится, что запряг Йеhу, и отправился в Изреэль, потому что Йорам лежит там. И Ахазйа, царь Йеhуды, находится там. Здесь он назван коротко, так как всякий раз, когда человек совершает нехороший поступок, его имя сокращается, как Йеhорам стал Йорамом, например. Итак, царь Ахазйа спустился проведать Йорама. Стих 17 говорит, что наблюдатель, который стоял на вышке в Изреэле, увидел большое облако пыли, и предположил, что движется множество лошадей; и он передал, что наблюдает приближение такой кавалькады. И сказал Йорам: "Возьми всадника и вышли им навстречу, и пусть он спросит: с миром ли?" В следующем стихе говорится, что отправился всадник верхом на коне навстречу им и сказал, что так сказал царь: "С миром ли?". И сказал Йеhу: "Что тебе до мира? Поворачивай и следуй за мной!" И сообщил наблюдатель, что посыльный достиг их и не вернулся. И дальше все повторяется: послал второго верхом на коне, и тот прибыл к ним и сказал , что так сказал царь: "С миром ли?" И сказал Йеhу: "Что тебе до мира? Поворачивайся и следуй за мной!" Стих 20 говорит, что сообщил наблюдатель так: "Доехал до них и не вернулся, а управляет он так, как правит Йеhу бен Нимши, потому что он мчится стремительно". Возникает такой вопрос, как всадник, достигнув этой бешенно мчащейся процессии, успел вернуться раньше, чем они со своей бешенной скачкой? Возможный ответ такой, что нормальная, сытая, хорошая лошадь скачет существенно быстрее, чем лошади, запряженные в колесницу.

И сказал Йорам (9:21): "Запрягай!" И запрягли ему колесницу, и вышел Йорам, царь Израиля, и Ахазйаhу, царь Йеhуды, каждый на своей колеснице, и двинулись навстречу Йеhу, и достигли его на участке Навота, изреэльтянина. И когда увидел Йорам Йеhу, то сказал ему: "Все ли в порядке, Йеhу?" И тот сказал: "Какой может быть порядок с беспутствами Изэвель, твоей матери, и с ее колдовством множественным?" В стихах 21- 24 говорится, что повернул Йорам, чтобы убегать, и сказал, обращаясь к Ахазйаhу: "Предательство, Ахазйа!" А Йеhу держал натянутый лук, и поразил Йорама между лопатками, и вышла стрела в сердце его; и тот забился в смертных судорогах в колеснице своей. То, что он убит стрелой в колеснице, как бы повторяет смерть его отца. Однако, это совершенно разные смерти, потому что Ахав погиб на поле боя, как герой, он вел себя мужественно и достойно, а этого убили в спину, в тылу, когда он был в военном госпитале, и это - бесславная кончина. То, что он был поражен, как мы перевели "между лопатками" на самом деле все-таки означает, что стрела прошла "бейн зроав" - "между руками, между мышцами". Мидраш говорит, что это тебе Йорам за то, что ты давал под проценты еврею в долг. Мы помним, что когда Овадья вынужден был кормить пророков, которых он прятал в пещерах, и он потратил на это все свое огромное состояние, потому что в голодные годы было нелегко доставать пищу и воду, то он вынужден был брать под проценты, что для спасения жизни можно делать. Так вот ты, Йорам, за то, что ты давал еврею под проценты, ты убит поражением мышц, которые регулируют движение рук, которыми ты принимал проценты.

В стихе 25 говорится, что сказал Йеhу Бидкару, своему помощнику, "шалишу": "Вези, брось его на участке поля Навота изреэльтянина, потому что помню - я и ты ехали за Ахавом, отцом его; и Всевышний передал это пророчество про него (которое сейчас будет осуществлено)". Стих 26 начинается со слов "им-ло", что обычно является началом содержания клятвы. Йеhу говорит, что Всевышний клянется: "Кровь Навота и кровь сыновей его видел я вчера, - говорит Всевышний, - и заплачу тебе на этом самом участке". И дальше Йеhу говорит помощнику: "Теперь, отвези и брось его на участке по слову Всевышнего". Здесь немного сложно понять, где идет цитата слов Всевышнего и слов какого-нибудь пророка, а где - лично слова, произносимые Йеhу. Кроме того, здесь есть проблема, которую обсуждают мудрецы, на счет крови сыновей Навота, потому что ничего про это в тексте не сказано. Навот был убит по злодейскому навету, а про его сыновей не сказано вообще ничего. Мидраш сравнивает это выражение с тем, что говорится в книге Берешит о преступлении Каина: "голос крови брата твоего". Там, где слово "кровь" пишется во множественном числе - "дамим", то там идет речь о самом человеке и его потомстве. Поскольку у hевэля не было потомства, то кровь того потомства, которое он мог родить и не родил, - на Каине. Здесь же так не толкуют, а говорят, что у Навота, действительно, были сыновья. И есть два варианта мидраша. Один вариант все-таки такой, что это те сыновья, которых он не родил, а другой вариант, что у него были сыновья, и их казнили вместе с ним. Есть еще и третий вариант, что их не казнили, но поскольку Навот был казнен, как государственный преступник, то это сопровождалось конфискацией имущества, и сыновья остались без имущества.

В стихе 28 говорится, что Ахазйа, царь Йеhуды, увидел, что происходит, и убежал по дороге к Бейт-hа-ган; и погнался за ним Йеhу, и сказал: "И его тоже убивайте в колеснице". Очевидно, в него выстрелили на подъеме в Гур, который возле Ивлеама. И он убежал в Мегидо и умер там, получив смертельное ранение тоже на колеснице. Йеhу не получил указания убивать Ахазйаhу, но поскольку он тоже был из дома Ахава, так как его мать была дочь Ахава, то Йеhу рассудил, что он тоже подпадает под приказ истребить дом Ахава. Наверное, если бы это были только родственные связи, а Ахазйаhу вел бы себя по-другому, то все было бы не так; вряд ли Йеhу стал бы специально скакать в Йерусалим и "доставать" его там. Дальше говорится, что подданные Ахазйаhу доставили его в колеснице в Йерусалим, и похоронили его в его погребальнице, с отцами его, в городе Давида. То есть, с ним Йеhу все-таки поступил совсем не так, как с Йорамом; он оказал ему царские почести, так как не было инструкции бросать его на съедание псам, хотя убить его надо было.

Ответ на вопрос:

Среди царей, которые не имеют удела в Грядущем мире, фигурируют Йаровам и Ахав, а про Йорама ничего не сказано. - Может быть, что это потому, что он слишком мелкая личность для упоминания в этом списке или, может быть, что его позорная смерть как-то искупает его грехи или, может быть, что он не является таким пионером в ухудшении состояния народа, чтобы потерять долю и в Грядущем? Это - интересный вопрос.

Ответ на вопрос:

Давать еврею в долг деньги под проценты - это абсолютно запрещено, и наказывается не в Бейт-Дине, а с Неба. Верно то, что только за одно такое преступление, как дача денег под проценты, может быть, и Небо сразу не приговорит к смерти, хотя это и очень тяжелый грех. Однако, дому Ахава было давно постановлено, что он будет истреблен без остатка. На самом Ахаве это не осуществлено в качестве некоторой частичной амнистии за то, что Ахав сделал настоящую тшуву. Поэтому он умер достойно, а его сыну, который продолжал нехорошие дела, не за что получать амнистию от этого приговора. Когда он умирает, то вид смерти определяется привходящими обстоятельствами: вот эти руки у тебя хапали проценты, за это ты получаешь стрелу в эти мышцы, руководящие руками.