МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим II 3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 92. 14:22-15:7


/14:22-29/ Азарйаhу, сын Амацйаhу, воцарился в Йеhуде в 16 лет; он отстроил Эйлат. В Израиле воцарение Йаровама, сына Йоаша, который возвращает пределы Израиля по слову Всевышнего, переданного через пророка Йону. Объяснение пророчества. Трактовка факта, что Господь помог Израилю именно через Йаровама (второго). Ответы на вопросы: может ли идолопоклонник пренебречь пророчеством; от каких бедствий было избавлено царство Израиля.

/15:1-7/ Характеристика Азарйаhу, царя Йеhуды. Всевышний поразил его проказой до дней смерти, когда он почил с отцами. Будучи прокаженным, он управлял страной через своего сына Йотама, который воцарился после него. Ответ на вопрос: о функции матери царя.

/Диврей-hа-йамим-бет, гл. 26/ Описание успехов Азарйаhу и процветания его царства. Обращения его ко Всевышнему через наставника - Зехарйа. Предательство, совершенное Азарйа. Смысл совпадений в корнях слов, обозначающих понятия "измена" и "одежды". Наказание Азарйа проказой - за предательство.

Разбор отличий книги Мелахим от Диврей-hа-йамим. Ответы на вопросы: об отдельном захоронении царя Азарйаhу; о болезни "проказа".

Царь Йеhуды Азарйаhу отстраивает Эйлат. В Израильском царстве царь Йаровам (второй) возвращает пределы Израиля по слову Всевышнего, переданного через пророка Йону.

Ранее сообщалось о том, что Амацйаhу был убит, и царем в Йеhуде был провозглашен его сын Азарйаhу, которому было 16 лет. Сказано в стихе 22, что он отстроил Эйлат. Это нельзя перевести, как построил, потому что Эйлат существовал давно, еще со времен Шломо, и он был важным портом. То есть, царь его отстроил и вернул к состоянию действующего порта на Красном море. Дальше говорится: "И возвратил его Йеhуде после того, как почил царь с отцами своими". Трудно понять из этой фразы, какой царь почил? Объясняют так, что Азарйа начал царствовать еще при жизни отца, и царствовал долго. Те 15 лет, которые Амацйа находился в Лакише, по сути над всей Йеhудой царствовал уже Азарйаhу, а Амацйаhу царствовал только в пределах одного города Лакиша. А эти описываемые дела Азарйаhу совершил уже после смерти отца. Сказанное, что он вернул Эйлат Йеhуде, означает, что когда царство Йеhуды ослабело, взбунтовались эдомейцы, и, очевидно, оторвали Эйлат, который находится на территории Эдома, и у Йеhуды фактически не было возможности пользоваться этим важным портом. А царь Азарйаhу его отстроил и вернул Йеhуде.

В стихах 23-24 говорится, что на пятнадцатом году царствования Амацйаhу, сына Йеhоаша, царя Йеhуды, воцарился Йаровам бен Йоаш, царь Исраэля в Шомроне, и царствовал он 41 год. То есть, он царствовал дольше всех царей израильского царства. И делал он злое в глазах Всевышнего, не отступился от всех грехов Йаровама, бен Нвата (первого Йаровама), которыми он вводил в грех Израиль. Это - как постоянный "припев", потому что мы не видим ни одного царя Израиля, который бы снес этих тельцов, поставленных Йаровамом-первым. В стихе 25 сказано, что Йаровам-второй вернул пределы Израиля к былому их положению, величию, от входа в Хамат до Ям Арава (имеется в виду Мертвое море). То есть, все, что было изначально под властью израильского царства, он вернул по слову Всевышнего, Бога Израиля, которое Он говорил через раба Своего Йону бен Амитая, пророка, который был из Гат hа-Хэфер (где находилось это место, никто точно не знает). Удивительно то, что мы здесь встречаем пророчество Йоны, которое нигде не приведено. Мудрецы обсуждают эту проблему, но удовлетворительного объяснения не встречается. В Талмуде, в трактате Йевамот, говорится так: "И было слово Всевышнего к Йоне вторично" - это цитата из книги "Йоны". После того, как Йону выплюнула рыба, третья глава начинается с того, что "было слово вторично". Простой смысл здесь достаточно глубок, но мидраш в Талмуде такой. "Вторично - было слово Всевышнего к нему, а в третий раз - не было". В первый раз Он сказал Йоне идти в город Ниневию и сказать, что будет "опрокинута", во второй раз Он повторил, в третий раз - ничего не говорил. На это тут же в Талмуде возражают, что ведь сказано в нашем тексте, что Йаровам - второй восстановил пределы Израиля согласно слову Йоны. Как же это решить? - Сказал Раввина, что это он пророчествовал по поводу города Ниневия и заодно сказал и это, хотя и не понятно, как это может быть? Другое мнение в Талмуде, что когда говорится так: "Согласно слову Всевышнего, которое Он говорил через Своего раба Йону, сына Амитая, пророка", то это значит, что точно так же, как "перевернута" для Ниневии означает - "от зла к добру", так же в дни Йаровама, сына Йоаша, перевернута для Израиля - от "зла к добру". То есть, по этой версии Йона ничего вообще про победы Израильского царства не говорил, но, когда он говорил, что Ниневия будет перевернута, то оказалось, что смысл его слов: "Вы думаете, что это к худу, а оказывается - к добру". Однако, добро, которое получила Ниневия, можно вполне поставить под вопросом. Какое "добро" она получила? - То, что Бог сказал, что Он ее прикончит, - Он и прикончил, потому что в том, чтобы отсутствие зла назвать добром, есть большая проблема. Единственное, что можно сказать, - это положительный эффект слов пророка, когда он предупредил, что Ниневия будет перевернута, но она не просто не перевернута и не уничтожена, а она перевернута в том смысле, что хотя бы на время пришла в лучшее состояние. Тем не менее, все равно трудно увидеть параллель между тем, что пророк говорил про Ниневию о том, что она будет перевернута в таком смысле, и вывести отсюда, что царь Израиля произведет завоевания и вернет пределы к старым границам. Такая параллель представляется слишком натянутой. Стих 26 говорит: "Ибо увидел Всевышний бедствие Израиля очень горькое (слово "морэ" скорее всего от слова "горечь"), и не осталось никакой власти, которая бы сильной рукой все организовала, и не осталось никакой крепости в Израиле"; "озер" обычно обозначает "помощник", но специалисты по языку Танаха говорят, что в нескольких местах "озер" обозначает саму крепость, силу. Мудрецы задают вопрос, отчего же этот неправедный царь Йаровам удостоился того, что он одерживал такие победы, и почему Всевышний, видя бедствия Израиля, помог ему именно через Йаровама? Чем этот Йаровам, сын Йоаша, отличился от всех царей Израиля, которые были до него? Такой вопрос задает мидраш "Элияhу раба". И ответ такой. Этот Йаровам занимался идолопоклонством, но при этом, он не принял злоязычие на пророка Амоса. Пророк Амос действовал в дни этого Йаровама в Израильском царстве. В седьмой главе книги Амоса говорится, что Амос пророчествовал очень невеселые вещи и про царя Йаровама и про Израиль. А коhен, который был в городе Бейт-Эле, имя его Аматйа, послал к Йароваму, царю Израиля, следующее послание. Он сообщал, что Амос готовит заговор против царя посреди дома Израиля. Дальше он пересказывает некоторые из пророчеств Амоса. Не сказано здесь явно, но комментаторы считают, что Йаровам не принял этого доноса, и ничего не сделал Амосу. Здесь в очередной раз мы сталкиваемся с очень нетривиальными свойствами дома Йеhу - Йеhу, который положил конец династии Омри и Ахава. Они ведут себя совсем нехорошо: идолопоклонство, тельцы Йаровама. Однако, когда пророк передает пророчество о том, что будет плохо и царю и народу, и поступает на него донос, что он провоцирует народ поднять бунт против царя, составить заговор, то есть, что это - подстрекательство к кровопролитию, царь при этом считает, что если пророк пророчествует, то это нельзя считать злонамеренным поступком: ему велено, и он - пророчествует. Мы видим здесь высокий уровень духовной свободы. Этот коhен Бейт-Эля не был коhеном культа этих тельцов, а он был коhеном Всевышнего. И в этом царстве священники Всевышнего (не только Первосвященник) имели свободу действовать и поклоняться только Всевышнему. Пророк пророчествует, а царь, на которого он сыплет громы и молнии, не делает ему ничего плохого. И за этот поступок, при всех недостатках и грехах этого царя, Всевышний награждает его тем, что посылает ему победу.

Ответ на вопрос:

Очень трудно предположить, что он был таким идолопоклонником, что не придавал значения словам пророка Всевышнего. Мы не видим этому ни одного примера, потому что идолопоклонник не будет пренебрегать пророчеством, идущим от любого божества. Идолопоклонник не говорит так, что ваш бог неправильный, а наш - правильный. Он говорит, что, если это - ваш бог, то вы можете тоже ввести его в наш пантеон. Кроме того, мы не знаем, насколько сам Йаровам был идолопоклонником. Он уже четвертый в этой династии, а она начиналась с того, что исполняла пророчество Всевышнего.

Ответ на вопрос:

Какие бедствия происходили с Израильским царством именно в этот момент, надо внимательно изучать. К сожалению, в текстах Диврей-hа-йамим больше внимания уделяется династии Давида, чем царству Израиля. Однако, мы знаем, что еще не так давно арамейские цари устраивали Израилю очень черную жизнь. При этом, никакого драматического внутреннего перерождения в самом народе Израиля при этом не происходило. Единственное, что можно понять из стиля этого стиха, что, возможно, упала упорядоченность социальной структуры, что является большой потерей для общества.

В стихе 27 говорится: "И не говорил Всевышний стереть имя Израиля из-под неба, и избавлял их через Йаровама, сына Йоаша". Именно к этому стиху относится упомянутый нами мидраш. По поводу того, что Всевышний не говорил стереть имя Израиля, можно возразить, что Он же прямо говорил Моше: "Отпусти Меня, и Я их уничтожу, и от тебя произведу другой народ". На это приводят два объяснения: либо он это говорил, но не имел в виду, либо то, как он говорил, что от тебя, Моше, Я произведу другой народ, означало, что все-таки имя Израиль останется. При этом, против каждого из этих объяснений можно тоже что-то возразить.

В стихе 28 дается обычная концовка: "А остальное, что касается деяний Йаровама, и все, что он сделал, и его доблесть, и то, как он сражался, и как он вернул Дамесэк и Хамат Йеhуде в Израиле (это - очень трудный оборот), вот, ведь все описано в книге Хроник царей Израиля. И почил Йаровам с отцами своими, с царями Израиля, и воцарился Зехарйа, сын его, вместо него. Что означает фраза, что он вернул Дамесэк и Хамат Йеhуде в Израиле? По этому поводу есть такое множество объяснений, что это наводит на мысль, что объяснения толком никто не знает. Одно из наиболее правдоподобных объяснений такое, что там издревле жили люди из колена Йеhуды, и это был как бы иудейский "автономный округ" в израильском царстве.

Ответ на вопрос:

Конечно, Давид покорил все эти земли, как и полагается по замыслу, до реки Эфрат, и они все подчинялись царям Израиля Давиду и Шломо. А потом они вышли из повиновения, и там было несколько арамейских гоударств. А теперь Йаровам-второй по крайней мере эти области вернул снова под власть Израиля.

Характеристика Азарйа, царя Йеhуды. Поражение его проказой. Воцарение его сына Йотама.

Глава 15 возвращает нас к Иудейскому царству. Говорится в стихах 1-2: "На двадцать седьмом году Йаровама, царя Израиля, воцарился Азарйа, сын Амацйа, царя Йеhуды (или - царь Йеhуды, потому что Азарйа царствовал еще при Амацйа). Ему было 16 лет, когда он воцарился, и 52 года он царствовал в Йерушалаиме", то есть, дольше всех царей Йеhуды и Израиля, которые были до него. И говорится, что имя его матери Йехолйаhу из Йерушалаима, мы видели, что бабушка его тоже была из йерусалимской семьи. Это имя только единственный раз встречается в Танахе, и объясняется так: "всех прокормит Всевышний". Дальше, в стихе 3 говорится, что он делал прямое в глазах Всевышнего, как все, что делал Амацйаhу, отец его. Это - очень двусмысленная характеристика, так же, как про Амацйаhу было сказано, что он делал все хорошо, но "не очень", то есть, он делал немножко прямое, а немножко - "кривое". В стихе 4 сказано, что только бамот не устранили; все еще народ приносит жертвы и воскуряет на этих бамот. В стихе 5 говорится: "И поразил Всевышний царя, и тот стал прокаженным до дня своей смерти и находился в доме, который называется "хофшит". А Йотам, сын царя, главный над царским домом, и судит народ страны". Стих 6 дает обычную концовку: все прочие деяния Азарйаhу, и все, что он сделал, вот, ведь это все написано в книге Хроник царей Йеhуды. И почил Азарйа с отцами своими, и похоронили его с отцами в городе Давида, и воцарился Йотам, сын его, вместо него. Если подвести итог, то видно что его биография описана очень сжато. Действовал он хорошо, но с оговоркой; и поразил его Всевышний и он стал прокаженным, а царствовал 52 года! Никак нельзя понять из данного текста, за что его Господь поразил? Сказано про него четко только одно, что он не уничтожил бамот, как и все его предки. Он царствовал и будучи прокаженным, причем, несколько специфическим образом. Он находился в неком доме, который назывался "бейт hа-хофшит" от слова "хофеш" - "свобода". Мудрецы объясняют, что он был освобожден от своей должности, и поэтому, если раньше он был закрепощен, и у него были обязанности перед народом, то теперь он стал, как мертвый. Он построил себе дом на кладбище и был совершенно свободен. Управлял он государством через своего сына. Сколько из 52-ух лет его правления он был прокаженным, мы не знаем.

Ответ на вопрос:

Какова функция была его матери в государстве? - Если сообщается имя матери царя, то это, как правило, обозначает, что она была царствующей матерью. Это не следует понимать в том смысле, что она была царицей. Надо это понимать так, что она была "гвира", то есть, она занимала положение царицы при царе - своем муже или своем сыне. Так, например, Шломо ставил для своей матери трон рядом со своим троном. При этом, она ни одного дня не была царицей, но она была царственной особой.

Описание в Диврей-hа-йамим успехов Азарйаhу и процветания его царства. Предательство Азарйа, и наказание проказой.

Сначала все сообщается практически дословно, как в книге Мелахим, с мелкими отличиями. В стихе 4 говорится, что он, Узийаhу (как тут называют Азарйаhу) делал прямое в глазах Всевышнего, как все, что делал Амацйаhу, отец его. В стихе пятом начинается уже некоторый содержательный рассказ. "И вот, ему было свойственно спрашивать у Бога в дни Зехарйаhу, понимавшего в видении Божественного; и в дни, когда он искал Всевышнего, Бог посылал ему успех в его делах". Кто такой Зехарйаhу, в дни которого было все так хорошо? По этому вопросу мнения комментаторов расходятся. Одни считают, что это был коhен во время царствования Узийаhу. Раши пишет, что это - Зехарйа, который был сыном Йеhояда, хотя это никак не получается по поколениям, потому что тот был давно убит, еще в царствование Йеhоаша. Есть такой вариант защиты Раши, что, быть может, это обращение к Зехарйаhу, который был духовным наставником, относится не к Узийаhу, а к его отцу Амацйаhу. Может быть, что пока Амацйа царствовал при жизни своего отца, то он мог успеть быть у Зехарйа в обучении и воспитании. Это напоминает то, что было с Йеhоашем, то есть, пока был жив мудрый наставник, и, очевидно, пророк, который давал инструкции Узийаhу, то он делал все хорошо, и спрашивал Всевышнего, и был ему успех. Дальше описываются его успехи: он воевал с пелистимлянами; и развалил стену Гата и стену Йавнэ; и стену Ашдота - все это места пелистимлянские. И построил города в Ашдоде, и в пелистимлянской земле. И помогал ему Бог одолевать пелистимлян, и аравийцев, и другие народы. И аммонитяне приносили ему дань. И его имя распространялось до границ Египта. И он весьма укрепился. Дальше идет знаменитая фраза, которую очень красиво поют. И строил Узийаhу башни в Йерусалиме, и называют, в каких местах. И строил башни в пустыне, и выкопал множество колодцев. Он производил могучие строительные работы. То есть, он воевал, укреплял, строил, хозяйство у него процветало, была у него могучая армия, и он там вводил очень полезные реформы. Мы видим, что он эти 52 года не сидел, сложа руки. И это был великий царь, успехи которого описываются подробно.

Ответ на вопрос:

Упоминаемая здесь гора Кармэль - это не та гора, которую знаем мы. Мы с Кармэль встречаемся еще в книге Шмуэль-алеф, где Наваль был богач, у которого тоже были стада на Кармэле. По-видимому, это никак не гора Кармэль в Израильском царстве.

В главе 16 говорится, что когда Узийаhу укрепился в своем царстве, то вознеслось его сердце до полной испорченности, и он совершил предательство по отношению ко Всевышнему, Богу его. Он вошел в Храм Всевышнего, в то строение, куда могут входить только коhены, для того, чтобы воскурить на жертвеннике воскурения. Можно напомнить, что большой жертвенник, который назывался "мизбах ола", стоял во дворе Храма, у входа. При входе в строение двигаются с востока на запад, и самая западная часть - это Святая Святых, которая отделена, и за этой перегородкой стоят три основные вещи, если двигаться с севера на юг. Там стоит шульхан, золотой жертвенник для воскурения, и менора. К этому золотому жертвеннику для воскурений и направился Узийаhу для того, чтобы воскурить Всевышнему. Он не имел вообще права входить в это здание. За ним вошли коhен Азарйаhу (просто совпадение имени) и с ним еще другие коhены; всего 80 доблестных мужей, потому что не так легко хватать за руку царя и говорить ему, что он не имеет права сюда входить.

В стихе 18 говорится, что они поднялись на Узийаhу, царя, и сказали ему: "Не тебе, Узийаhу, воскурять Всевышнему, а коhенам, сынам Аарона, которые освящены, чтобы воскурять. Выходи из Храма, потому что ты совершил предательство". Здесь слово "предательство" - это очень условный перевод, потому что "маалта" - это название совершенно определенного преступления, когда человек воспользовался чем-то посвященным Храму, чем не имеет права пользоваться непосвященный. Если, например, есть мясо жертвенного животного, которое имеют право есть только коhены, а пришел не коhен и поел его, то это как раз тот самый состав преступления.

Интересно, что разные виды предательства и измены называются теми же словами, что разные элементы одежды; так, "бегед" - "одежда" - это то же самое, что "бгида" - "измена"; "меила" - "измена, растрата" имеет тот же корень, что "меил" - "пальто". Связь здесь причинная, потому что человек начал одеваться только после того, как совершил предательство по отношению ко Всевышнему. Связь очень глубокая: они поели от этого дерева и увидели, что они голые. А как же было раньше, разве они не видели, что они голые? - Одно из объяснений такое, что они раньше и не были голые, потому что их душа была одета телом, и тело было им прекрасной одеждой. Теперь, когда они себя воспринимают прежде всего, как свое тело, то они видят, что оно ничем не прикрыто, и они начинают напяливать на себя множество одежек. На уровне мидраша имеется много объяснений, например, что они раньше были покрыты панцырем, и др. При этом, ни одно из объяснений не обязывает нас его принимать, но тем не менее, факт такой, что в иврите корни слов одежды и измены - совпадают.

В стихе 19 говорится, что рассердился Узийаhу после того, как коhены сказали ему: "не тебе, Узийаhу, воскурять Господу", а в руке у него курильница, чтобы воскурять. И когда он ругался с коhенами, то проказа блеснула у него на лбу, перед коhенами в Доме Всевышнего, когда он стоял над жертвенником воскурения. Теперь, наконец, мы понимаем, что наказание проказой не было случайностью, а это - наказание за то, что он совершил совершенно чудовищный поступок. Мы говорили уже о том, что война - это очень серьезная вещь, и она чревата двумя опасностями. В войне есть опасность поражения, и это вызывает горечь и разочарование, крушение надежд; и с этим надо уметь справиться. Либо она порождает победу, и это очень опасная вещь, потому что на человека наваливается его злое начало, как и при поражение. Если это поражение, то злое начало будет говорить: "Я же тебе говорил, что у тебя ничего не может получиться". Если же это победа, то злое начало будет говорить: "Кто бы еще мог завоевать такую победу, как ты?". И это очень опасно. Жизнь вообще полна опасностей. Вечером перед сном у евреев принято произносить отрывки из "Шма" и некоторые тексты из Танаха. И есть такая важная просьба ко Всевышнему: "Убери Сатана перед нами и после нас". Как объясняют, это означает следующее. Что такое "Сатан перед нами"? - Когда я планирую сделать какое-то очень важное дело, Сатан, искуситель, мне нашептывает: "Да не берись ты, не позорься, не справишься!" Если же я преодолел это, и у меня получилось, то он говорит: "Ну, кто бы еще это так сделал, как ты?" И это Сатан, который поджидает нас в двух позициях: перед нами и после нас. Он может действовать и ровно наоборот, то есть, например, перед боем говорить, что ты же всегда побеждаешь, а после боя может сказать, что я же тебе говорил, что ты продуешь. И этот праведный и замечательный царь Узийаhу, который с помощью Всевышнего одерживал победы на всех фронтах: на войне, в хозяйстве, в управлении царством; и все у него шло настолько хорошо, что он решил, что ему все нипочем, и он пошел в Храм воскурять. Удивительно, как такая блажь может пустить под откос такую содержательную и очень полезную жизнь! Он был одним из самых великих правителей Иудеи.

В стихе 20 говорится, что повернулся к нему главный коhен Азарйаhу и все коhены, и вот, он - поражен проказой на лбу. И его выдворили оттуда, и он тоже ретировался оттуда, поскольку поразил его Всевышний. Дальше уже понятно, и изложение сходно с текстом Мелахим. Сказано, что был царь Узийаhу прокаженным до самой своей смерти, и проживал в доме, который назывался "бейт-hа-хофшит", для прокаженных, потому что он отрезан от Дома Всевышнего. И Йотам, сын его, был над домом царя, и судил, как сказано и в книге Мелахим.

О краткости изложения биографии царя в книге Мелахим. Сравнение с Диврей-hа-йамим.

Вопрос, который естественно, возникает после рассмотрения, как эти же события описаны в книге Диврей-hа-йамим: почему так сильно все сокращает составитель книги Мелахим? Почему Йирмеяhу не считает нужным описать такие важные события? Мы видим, что книга Мелахим, в тех местах, когда она описывает потомков Давида, имеет параллельные описания и в Диврей-hа-йамим. При этом, почти всюду в Диврей-hа-йамим имеются очень содержательные моменты, отсутсвующие совсем или почти полностью в книге Мелахим. Чем же отличается природа этих книг? Смело можно сказать, что это - другое поколение, которое на два поколения моложе, чем Йирмеяhу, потому что Эзра - это ученик ученика Йирмеяhу. Возможно, что Йирмеяhу почти все свои пророчества не записывал сам, а диктовал своему ученику Баруху бен Нери, а Эзра был его учеником. Однако, настолько существенные обстоятельства выпущены в книге Мелахим, что трудно предположить, что Йирмеяhу этого не знал. Это - немыслимо, потому что если он этого не знал про одного из величайших царей Иудеи, то что же он вообще знал? Про эти события из жизни царя должно было быть известно всем, кто изучал историю отечества. То есть, такое "краткое" изложение биографии царя заслуживает полнейшего удивления. Книгу Мелахим, безусловно, написал Йирмеяhу, и эта книга охватывает весь период Первого Храма. То есть, весь период пророчества Ишайаhу она тоже включает. Йирмеяhу не повторяет его пророчеств, но какие-то отдельные эпизоды могут быть описаны подробнее в одном месте, а в другом есть параллели.

Ответ на вопрос:

Почему сказано: "И похоронили Узийаhу с отцами на поле для захоронения, которое принадлежит царям, потому что сказали, что он прокаженный". - Поскольку прокаженный подлежит отделению и он должен высылаться из населенного пункта, а царь умер прокаженным, то очень может быть, что следовало его хоронить тоже отдельно. Не ясно, как этот вопрос решает hалаха, хотя мы знаем, что мертвого перед тем, как хоронят, подвергают очень скрупулезному обряду очищения. Возможно, что коhены, специалисты, которые знают законы захоронения, решили, поскольку он прокаженный, то буквально прямо с отцами похоронить его нехорошо, и он должен быть похоронен отдельно. Это, может быть, похоже на человека, который умер в состоянии "нидуя" - отлучения от общества, и он умер,не раскаявшись и не попросив прощения; в этом случае его нельзя хоронить на общем кладбище, и его хоронят за пределами кладбища. По простому, можно понимать так, что были там гробницы, куда хоронили царей Йеhуды, и рядом было поле, которое прилегало к ним, и его похоронили в этом поле. Кто постановил, что это надо делать именно так, - нам не известно. Комментаторы предполагают, что, быть может, даже его сын и наследник Йотам тоже считал, что нехорошо хоронить прокаженного вместе с чистыми предками.

Ответ на вопрос:

Относительно самой болезни проказа, можно сказать следующее. Болезнь проказа, действительно, требовала изоляции, и если дом заболевал проказой, то нужно было разрушать его, по крайней мере зараженные части. Но вряд ли можно предположить, что если похоронить прокаженного, то эта "зараза" может передаваться. Страх перед проказой был необычайно велик, помимо законов; и прокаженный в те времена внушал совершенно мистический ужас. С другой стороны, нет более сильного источника нечистоты, чем мертвый человек. Если человек уже мертв, то добавляет ли тут проказа что-нибудь в смысле законов нечистоты? Это решить трудно. Что касается продолжительности заболевания проказой, то в Торе об этом ничего не сказано. Там указаны разные сроки в сомнительных случаях. Главное же, что это болезнь совершенно не физическая, и она не имеет ничего общего с тем, что в наше время в медицине называют проказой. Это совершенно другая болезнь, болезнь духовная. Она отличается прежде всего тем, что у нее есть определенные признаки, но человек, у которого есть все признаки проказы, еще не становится прокаженным, а он переходит в этот статус только после того, как коhен, осмотревший его, объявит его прокаженным. До этого момента от него не исходит ни малейшей нечистоты. Только в тот момент, когда его прокаженным признает коhен, от него тот час же начинает исходить нечистота. Поэтому, вызывая коhена, когда, например, дом покрывался проказой, человек выносил из дома все, что внутри дома, для того, чтобы в момент, когда коhен объявит этот дом нечистым, он не передал свою нечистоту этим предметам. То, что они в этом доме провели, может быть, несколько суток, - это никого не волнует. Сколько времени длится проказа? - Она длится до тех пор, пока есть признаки. Нет нигде указаний на какие-то сроки. Считается, что проказа посылается за какие-то сильные грехи, например, в поведении, или за злоязычие, или еще за какие-то другие преступления. Если человек раскаялся и исправился, то, как правило, у него эти признаки проказы исчезают. Снова вызывается коhен, который его назад возвращает с помощью специальной процедуры.

Дом "наказывается" в качестве предупреждения, потому что Всевышний никогда не наказывает человека сразу, а Он ему посылает предупреждение. Если человек себя плохо ведет, то сначала проказа проступает на его доме; если он не внял предупреждению, то она проступает на одежде; а если и после этого не внял, то тогда - на теле.