МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим II 3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 93. 15:1-16:13

/15:1-12/ Объяснение Кли-Йакаром ужасного поступка Азарйа. Царствование Захарйа в израильском царстве. Убийство его в заговоре Шалума бен Йавэша; его воцарение. Исполнение пророчества Всевышнего о четырех поколениях царствования потомков Йеhу.

/15:13-18/ Окончание месячного царства Шалума; убийство его Менахемом бен Гади. Расправа над Тифсахом; мнения комментаторов. Царствование Менахема в течение 10-ти лет.

/15:19-31/ Царь Менахем откупается от нашествия Фуля, царя Ашира. Смерть Менахема; воцарение на 2 года его сына Пекахйа, который делал плохое в глазах Всевышнего. Заговор и убийство Пекахйа; воцарение в Израиле Пэкаха бен-Ремалйаhу на 20 лет. В его дни царь Ашура Тиглат Пилэсэр отбирает города от Израиля, и изгоняет колена Израиля в Ашур. Разные мнения по поводу первых изгнанных колен. Начало ущербной жизни народа.

/15:32-38/ Воцарение в Йеhуде Йотама, сына Узийаhу, который стал выдающимся царем. После него царем становится его сын Ахаз. Всевышний насылает на Иудею Рецина, царя Арама, и Пэкаха, царя Израиля, в наказание за плохое поведение народа.

/16:1-13/ Ахаз, сын Йотама, царь Йеhуды, не делал прямого в глазах Всевышнего, и дошел до идолопоклонства. Падение положения Йеhуды. Ахаз призывает на помощь царя Ашура. Он строит жертвенник по типу Дамаска, подвигая Иудею к краху.

Объяснение Кли-Йакаром поступка Азарйа, царя Йеhуды. В Израильском царстве воцарение Захарйа и его убийство в заговоре Шалума.

Царь Азарйаhу был праведным и очень деятельным царем в Иудее. Это касается и его внутри политической и его хозяйственной деятельности. Пожалуй, только Давид может сравниться с ним. Мы видели, что он допустил совершенно непонятный на первый взляд промах, когда он вознесся до того, что вошел в Храм с целью воскурять там. Это вообще очень опасно, помимо того, что он нарушает прямой и очень сильный запрет, потому что там, где царь хочет себе присвоить функции священника (или наоборот), там возникают очень большие неприятности. При приближении к Хануке стоит вспомнить, что произошло с хасмонеями в такой ситуации. Мы не смогли дать четкого ответа на вопрос о том, почему пророк Йирмеяhу, когда он описывает царство Азарйаhу (и других), опускает некоторые важнейшие детали. Он пишет, что царь был поражен проказой, но он не пишет за что. И этот вопрос как раз занимает нас всякий раз, когда в книге Мелахим отсутствует то, что написано в книге Диврей-hа-йамим. По поводу Узияhу (Азарйа) любопытный ответ дает Кли-Йакар. Он говорит, что то, что Узияhу возгордился, не было его личной гордыней из-за того, что он себе лично приписывал, а он возгордился на путях Всевышнего. Он решил, что через его успех Всевышний демонстрирует Свою Славу. Поэтому, несмотря на то, что его поступок был ужасным, его намерения были хорошими, и именно по этой причине Йирмеяhу умалчивает о причине проказы. Такое мнение вряд ли подойдет в качестве ответа на общий вопрос, который бы годился для всех случаев, когда в книге Диврей-hа-йамим мы встречаем более подробные описания событий.

В стихах 8-9 главы 15 говорится, что на 38-ом году царя Йеhуды Азарйаhу воцарился Захарйаhу, сын Йаровама, над Израилем в Шомроне на 6 месяцев. И делал он плохое в глазах Всевышнего, как делали его отцы, не отступился от грехов Йаровама бней Нвата, которыми он вводил в грех Израиль. Эта фраза почти неизменно повторяется, и мы не видим, чтобы со времен Йаровама хоть один царь Израиля отступился бы от этих грехов. В стихе 10 сказано, что составил против него заговор Шалум бен Йавэш, и поразил его перед народом, и умертвил его, и воцарился вместо него. Это уже становится обычным для Израильского царства. Если в царстве. Йеhуды и бывали заговоры, то все они принципиально отличались, потому что почтение к династии Давида было настолько незыблимым, что ни какой заговор не ставил целью смену династии. Дальше дается обычная концовка для царей, и говорится, что все, касающееся прочих дел Захарйа, описано в книге Хроник царей Израиля. В стихе 12 сказано, что это то, что говорил Всевышний, когда он говорил Йеhу (о Йеhу) так: "Сыновья твои, потомки до четвертого поколения, будут сидеть на престоле Израиля". Сделано это было за то, что Йеhу по Божественному распоряжению истребил династию Омри-Ахава, правящую четыре поколения. И так и стало (так и было) - "ва-йеhйи кен" - это выражение мы встречаем много раз в первой главе книги Берешит: "И сказал Бог...и стало так". То есть, в каждом из высказываний, творящих мир и описывающих 6 дней Творения, употребляется этот оборот. Только про свет так не сказано, а сказано: "йеhйи ор", потому что Бог сказал: "Да будет свет", и стал свет, но не так, как он будет до бесконечности. Бог увидел, что этот свет слишком хорош для тех людей, которые будут в промежуточных поколениях, и большую часть его спрятал.

Мудрецы объясняют, что то, что последний из четырех правителей царствовал так недолго, объясняется тем, что он делал плохое в глазах Всевышнего, и поэтому ему был отпущен такой короткий срок для исполнения пророчества, чтобы все-таки считалось, что четвертое поколение правило. С другой стороны, то, что он правил всего 6 месяцев и погиб в результате заговора - это наказание за то, что вся эта династия, начиная с самого Йеhу, вела себя не так, как было положено, не так, как было задумано. Обещание царствования четырем поколениям - такая специфическая форма "ребиим" - совпадает с тем, что говорится в Десяти Заповедях. Во второй заповеди говорится: "Я - Бог ревнующий, который взыскивает за грехи отцов с третьего и четвертого поколения". Иногда Божественное милосердие откладывает до четвертого поколения, а иногда Бог наказывает уже третье поколение. Получается, что этот Захарйаhу, который оказался четвертым поколением в потомках Йеhу, заплатил и за свои грехи и за грехи своих предков. Мы не видим, чтобы он сам был прямым идолопоклонником, правда, о его делах вообще ничего не говорится. Однако, для царя его личное отношение к Богу, пожалуй, не на первом месте, а на первом месте то, как он руководит народом. И поскольку он народ удерживал от того, чтобы они ходили в Храм, и продолжал их толкать на служение этим тельцам, то получается, что он фактически насаждал идолопоклонство.

Кто такой Шалум бен Йавеш, который совершил это очередное покушение? - Нам ничего о нем не говорится. Единственное, что его отчество "бен Йавеш" наводит многих комментаторов на мысль, что это - не имя его отца, а указание на место, из которого он происходил. Нам знакомо название города Йавеш Гилад еще со времен Йеhошуа - это город, который осадил Нахаш, царь Амона, и соглашался заключить с ними мир при условии, что он выколет каждому правый глаз; и их спас Шауль. То есть, это - город в Гиладе. Любопытно то, что Йеhу, родоначальник этой династии, тоже начинал свой заговор оттуда, из Гилада. Получается, что это - "мера за меру". Пророк, как уже упоминалось, позднее скажет: "Я взыщу кровь Изреэля". Мудрецы объясняют, что это кровь дома Ахава, которую пролил Йеhу. Он пролил эту кровь по заповеди, но поскольку он потом сам вернулся к грехам этого же дома, то ему эти кровопролития защитываются, как невинно пролитая кровь. И теперь в наказание его династии оттуда же приходит заговор, и кладет конец династии Йеhу. То, что сказано, что Шалум убил его "перед народом", обозначает, вероятно, то, что он это сделал в открытую, на глазах народа, возможно, при большом стечении людей, и никто не возражал. Может быть, что никто особенно и не огорчился по поводу того, что этот царь закончил свое правление.

Ответ на вопрос:

Автоматически ли заговорщик становится царем? - Если не говорить о царстве Йеhуды, где царем все равно становится очередной наследник из дома Давида, то здесь мы не видим исключения из такого правила, что царем становится сам заговорщик: если уж он осуществляет заговор, то он для себя и "старается", и он хочет захватить власть. Мы не говорим про Йеhу, которому как бы это было поручено Сверху.

Месячное царствование Шалума и его убийство Менахемом бен Гади. Расправа над Тифсахом.

В стихе 13 говорится, что Шалум бен Йавеш воцарился на 39-ом году Узияhу (Азарйаhу), царя Йеhуды, и процарствовал месяц в Шомроне. В этой формуле необычно только то, что не сказано, что он царствовал "над Израилем", что означало бы, что Израиль принял его в качестве царя. Здесь же получается так, что народ особенно не расстроился оттого, что был убит Захарйа, и очевидно, народ не проявил никакого рвения к тому, чтобы признать царем Шалума, правда, может быть они просто не успели; он устроил в Шомроне переворот и процарствовал там всего месяц. Как говорит стих 14, поднялся Менахем бен Гади из Тирцы, и пришел в Шомрон, и поразил Шалума бен Йавеша в Шомроне, и умертвил его, и воцарился вместо него. Кто такой этот новый заговорщик Менахем бен Гади? Опять-таки непонятно: "бен Гади" - это отчество или указание колена? Если он из колена Гада, то он опять пришел с восточного берега, из того же самого Гилада. Комментаторы считают, что Менахем, по-видимому, был начальником города Тирца. Как мы помним, город Тирца был старинной столицей до того, как Омри построил Шомрон. Тирца славилась своей красотой, так что даже Шломо в "Песни песней", воспевая красоту возлюбленной, сравнивает ее с Тирцей. Менахем, вероятно, был начальником этого города Тирца при Йароваме и Захарйа, то есть, при последних царях династии Йеhу. Когда же воцарился Шалум, то он его не принял, и заперся в этом укрепленном городе Тирца. Таким образом, возникло двоевластие. Возможно, что именно поэтому не сказано, что Шалум царствовал "над Израилем", поскольку он победил только в Шомроне, а в Тирце правил человек, который был предан династии Йеhу. Потом Менахем двинулся из Тирцы, убил Шалума, и воцарился сам. В некотором смысле даже нельзя сказать, что он был заговорщик, потому что он убрал заговорщика и принял правление на себя. Не было никакой войны, потому что за этим Шалумом не было особенной силы. Дальше, как обычно, говорится в стихе 15, что про Шалума и про его заговор, который он составил, все это описано в книге Хроник царей Израиля. Ни слова не сказано ни про его доблесть, ни про мужество.

В стихе 16 говорится: "Поразил Менахем Тифсах, и все, что было в ней, а так же ее пределы, окрестности от Тирцы, потому что не открыл, и поразил, всех (по большинству мнений) беременных расколол". В этом стихе, есть целый ряд неясностей и неоднозначностей. Прежде всего, непонятно, кто "не открыл"? По большинству мнений тот, кто начальствовал в этом городе Тифсахе, не открыл Менахему и не признал его царем. Второй вопрос: кто распорол? И третий вопрос: кого распорол? Потому что то, что выглядит, как "беременных", по мнению Ралбака, например, означает, что он разрушил все башни этого города. Есть самые разные объяснения. Дело в том, что этот город Тифсах был в основном населен арамейцами. Возможно, что Йаровам, когда он вел победоносные войны и возвращал значительную часть городов, потерянных предыдущими правителями, вернул этот город Тифсах под власть Израиля. Теперь, когда жители Тифсаха увидели, что одно за другим произошли два покушения, они, вероятно, решили взбунтоваться и выйти из-под власти Израиля. Тогда пришел Менахем их усмирять, а они ему не открыли, и он с ними расправился с поразительной жестокостью. Есть некий очень странный комментарий, который говорит, что они не открыли, а перебили всех евреев, которые там оставались, и они-то и распороли животы беременным. То есть, по этому объяснению все это относится к расправе арамейцев над еврейской частью населения, над меньшинством. За это Менахем их всех покарал, и перебил всех мужчин. Это объяснение только одного комментатора, а большинство понимают так, что этот город не хотел пускать Менахема, не хотел признавать его царем. И тогда он с ними расправился, и огнем и мечем всех уничтожил. Среди комментаторов в одиночестве находится Мальбим, который говорит, что Менахем нарушил основные законы Торы о правилах осады города. Когда идут войной на город, то следует прежде всего предложить им мир, и, если они согласны подчиниться, и платить дань, и исполнять трудовую повинность, то никого нельзя трогать. Если же они отказываются, то следует осадить город с трех сторон, а четвертую сторону оставить открытой, чтобы они имели возможность убежать. Если они не готовы, то тогда их уничтожают, при этом, имеется в виду, что уничтожают военнообязанных. Мальбим понимает так, что слова "не открыл" как раз означают, что не оставили четвертую сторону открытой. Такое объяснение представляется довольно остроумным, но несколько напряженным пониманием слов "не открыл". Поскольку Менахем перебил всех, включая женщин, то это является неоправданной жестокостью и нарушением закона Торы.

Ответ на вопрос:

Если этот царь не намного лучше, чем предыдущий, то почему такая диспропорция, что тот царствовал всего один месяц, а этот будет царствовать много лет? - Здесь простая "алгебра пропорций" не работает. Имеются некие "особые весы", принцип действия которых нелегко понять. Очень может быть, например, что этот Менахем при всем невыдающемся уровне его праведности был несравненно лучшим царем, чем оба его предшественника, к сожалению, о нем не очень много сообщается.

В стихах 17-18 говорится, что на 39-ом году Азарйа, царя Йеhуды, воцарился Менахем бен Гади над Израилем на 10 лет в Шомроне. И он делел плохое в глазах Всевышнего, не отступился во все свои дни от грехов Йаровама бен Нвата, которыми он вводил в грех Израиль. Слова "все свои дни"- еще усугубляют его вину. Он почти единственный, у которого так сказано о том, что он не отступился от грехов: "ло сар меаль хатаот", то есть, он как бы был над ними, держал их в своих руках.



Нашествие царя Ашура Фуля; Менахем откупается от него. Воцарение после него Пекахйа на два года, а затем, после его убийства, - Пэкаха на 20 лет. Захват городов царем Ашура, и изгнание колен Израиля. Начало ущерба жизни народа.

В стихе 19 говорится, что пришел Фуль, царь Ашура, совершил нашествие на страну. И отдал Менахем Фулю тысячу талантов серебра, чтобы его рука была с ним, то есть, чтобы он заключил с ним союз, поддерживал его, его царство под его властью, в его руке. Кто такой Фуль, царь Ашура? - В исторических сведениях мы его не встречаем нигде, и неизвестно, кто такой этот царь Фуль. Стих 20 говорит, что наложил Менахем налог на Израиль, на все воинство, на всех богатырей, то есть, очевидно, это какое-то сословное определение: "гиборей hа-хайил", и не имеется в виду характеристика мужества людей, а что-то типа сословия "всадников" у римлян, например. Каждый из них должен был внести царю Ашура по 50 шекелей серебра. Шекель - это, примерно, около 10-ти граммов серебра. То есть, получается по пол-кило серебра с человека, что не такая уж маленькая сумма! И отступил царь Ашура, и не оставался там в земле. Вероятно, его устроила эта контрибуция.

В стихах 21-22 говорится по обычной формуле: "Прочие вещи, относящиеся к Менахему, и все, что он сделал, вот, это ведь записано в книге Хроник царей Израиля". И почил Менахем с отцами своими, и воцарился Пекахйа, сын его, вместо него. То есть, Менахем благополучно закончил свое царствование, он откупился от грозного противника. Мы здесь впервые видим, что явился царь не из соседней страны, он пришел не из Арама (это был старый противник), а пришел из Ашура. То есть, теперь Ашур поднимает голову; он находится к северо-востоку от Израиля. Очевидно, все 10 лет правления Менахема царь Ашура Фуль был верен договору.

В стихах 23-24 говорится, что на пятидесятом году Азарйа, царя Йеhуды, над Израилем воцарился Пекахйа, бен Менахем, в Шомроне на два года. И делал он плохое в глазах Всевышнего, не отступился от грехов Йаровама бен Нвата, которыми он вводил в грех Израиль. Не сказано "все дни его жизни", потому что дней его жизни было не так много, он правил всего два года. Стих 25 говорит, что составил против него заговор Пэках бен-Ремалйаhу, его "шалиш" - нечто вроде ординарца, человек, на руку которого царь опирается, и он вхож к царю в любое время. И этот самый приближенный к царю человек поразил царя в Шомроне, в его дворце, в царском доме. Дальше идут непонятные слова "аргов" и "арйе". Самое разумное объяснение, что это - две группы охранников царя, которые носят имена "аргов" и "лев", и которых он тоже поразил. И с этим заговорщиком было 50 человек из уроженцев Гилада. То есть, снова заговорщики приходят из Гилада. И он умертвил царя и воцарился вместо него. А прочие вещи (15:26) относительно Пекахйа, и все, что он сделал, вот, это записано в книге Хроник царей Израиля.

Следует отметить, что в этих стихах мы перевалили через период какой-то стабильности существования Израиля. Начиная с того, что такой казалось бы безобидный царь Фуль подступился, а, получив выкуп, ушел обратно, на самом деле это - начало конца. Теперь все будет очень быстро катиться к полному исчезновению государства Израиль, пока только Израильского царства.

В стихе 27 говорится, что на пятьдесят втором году Азарйаhу, царя Йеhуды, воцарился Пэках бен Ремалйаhу над Израилем в Шомроне на 20 лет. 52-ой год Азарйа - это, похоже, последний год его царствования. В стихе 28 говорится, что делал Пэках дурное в глазах Всевышнего, не отступился от грехов Йаровама бен Нвата, которыми он вводил в грех Израиль. В дни Пэкаха, царя Израиля, пришел Тиглат Пилэсэр, царь Ашура, и взял города Галилеи, которые перечисляются. Взял он Ийон, Авель Бейт-Мааха, Йаноах, Кэдэш, Хацор, Гилад, и Галила - всю землю Нафтали, и изгнал их в Ашур. Наши мудрецы в Талмуде спорят о том, какое колено было изгнано первым? Есть два мнения. Из приведенного текста создается впечатление, что первыми были изгнаны жители Галилеи, то есть, из колен Звулуна и Нафтали. Другое мнение в Талмуде, что первыми были изгнаны колена Реувена и Гада. Второе мнение считается более обоснованным. Во всяком случае, раз какое-то из колен Израиля изгнано, то, начиная с этого момента, жизнь народа становится ущербной, потому что уже нельзя сказать, что все колена Израиля живут на своих территориях, а есть колена, которые уже не живут на своих землях. И это не только ущерб для Северного царства, а это немедленно отсекает целый ряд важных заповедей, которые невозможно исполнять, когда не выполнено это условие, что все колена живут на своих землях. То, что евреи Северного царства не ходили в Йерусалим, не отменяет того факта, что все колена жили на своих территориях. Если же это условие исчезло, то, начиная с этого момента, уже, например, невозможно исполнять законы Юбилейного года, и нельзя закон седьмого года соблюдать, как закон Торы. То есть, это начало очень сильного ущерба.

Этот царь Тиглат Пилэсэр является реальной исторической фигурой. Любопытно то, что как сообщают исследователи, царя Фуля не обнаружили ни в каких табличках, ни в каких надписях, но обнаружили, что вавилоняне называли Тиглат Пилэсэра - Фуль. Поэтому современные комментаторы говорят, что, быть может, тот Фуль, который являлся в предыдущее царствование, это и есть первое явление Тиглат Пилэсэра. В Талмуде, в трактате Санhедрин, говорится, что у Санхерива было 8 имен, и одно их них - Фуль, а другое Тиглат Пилэсэр. Если это, действительно, тот самый Фуль, то деньги-то он брал с предыдущей династии, и теперь нет никаких старых счетов.

В стихе 30 сказано, что составил заговор hошеа бен-Эла против Пэкаха бен Ремалйаhу, и поразил его и умертвил его, и воцарился вместо него на двадцатом году царствования в Йеhуде Йотама бен Узийа. Стих 31 сообщает, как обычно, что прочие вещи относительно того, что Пэках сделал, вот, они записаны в книге Хроник царей Израиля.

Царствование Йотама - выдающегося царя Йеhуды. Всевышний насылает Рацина и Пэкаха на Иудею за плохое поведение народа.

В стихах 32-33 говорится, что на втором году Пэкаха, царя Израиля, воцарился Йотам, бен Узийаhу, царь Йеhуды (или царя Йеhуды). Мы знаем, что Узийаhу много лет царствовал в очень специфических условиях: он был прокаженный, и не имел права находиться в городе. Поэтому он построил себе "свободный дом", откуда он фактически управлял через своего сына, который был представителем отца, и не присвоил себе царской власти до смерти отца. Йотаму было 25 лет, когда он воцарился, и 16 лет он царствовал в Йерусалиме; имя его матери Йеруша бат Цадок. Здесь это имя написано с "алеф", а в Диврей-hа-йамим с "hей". Что хотят сказать этим именем - непонятно. Может быть, что ее отец был из коhенской линии, из потомков того Цадока, который был еще при Давиде и Шломо. Стихи 34-35 говорят, что делал он прямое в глазах Всевышнего, как все, что делал Узийаhу, отец его, делал он, а в Диврей-hа-йамим еще добавляется: "только не входил в Храм". Единственное, что он не сделал, как и все предыдущие цари, - только бамот он не устранил, и все еще народ приносит жертвы Всевышнему и воскуряет на бамот. Он построил верхние ворота Дома Всевышнего. В Диврей-hа-йамим описывается, что он продолжал линию отца: занимался много укреплением экономики, строительством, укреплением политического положения. То есть, он был одним из выдающихся царей. В стихе 36 приводится обычная концовка: "Прочие деяния Йотама, вот, ведь это описано в книге Хроник царей Йеhуды. И почил Йотам с отцами своими, и был погребен с отцами в городе Давида, отца его. И стал царем вместо него Ахаз, сын его." То, что Йотам похоронен в городе Давида, то так сказано про многих царей Йеhуды, но то что сказано: в городе Давида "его отца", такого не удостоился почти никто из них. Кроме Йотама, пожалуй, только Аса удостоился того, что его приравняли к Давиду. Отец его тоже был праведным за исключением одного поступка, которого у Йотама не было. Йотам относится к самым праведным царям Йеhуды. Он был светлой личностью, и фактически, кроме того, что он не устранил бамот (но никто из его предшественников этого тоже еще не сделал), ему никакого упрека нет. Он все делал хорошо. Снова можно задать вопрос о том, почему о нем написано так мало? В Диврей-hа-йамим о нем написано больше.

В те дни Всевышний стал насылать на Иудею Рецина, царя арамейского, и Пэкаха, сына Ремалйаhу, который был царем Израиля. И они заключили союз между собой. Насылать Всевышний начал за то, что евреи вели себя не очень хорошо, хотя царь был праведный. То есть, нет другого объяснения, кроме того, что народ в Йеhуде, который не занимался вроде бы массовым идолопоклонством, и на бамот они приносили жертвы только Всевышнему, но тем не менее народ развращался, и идолопоклонство проникало так же и в эту среду. Не следует забывать, что задолго до этих событий был злодейски убит пророк Захарйа, сын замечательного коhена, который спас царя. И хотя это было злодейство царя, но, если народ понимает, что это аморально и запрещено, то, если народ противится чему-то, у народа всегда есть сила не допустить того, чтобы царь поступил безнравственно. На то это и царь, который может править только с согласия народа. Этим царь отличается от деспота. Когда Давид бежит от восставшего Авшалома, он это делает не из одних тактических соображений. Он бежит потому, что большая часть народа примкнула к Авшалому, и тем самым не признает больше Давида царем. И поэтому, если бы народ не был бы согласен, то царь не совершил бы этого убийства. Когда Шауль дает распоряжение своим приближенным пойти и поразить город Нов, то они отказываются, пока он не поручает это сделать мерзавцу Доэгу, который тут же идет и перебивает этот город.

Воцарение в Йеhуде Ахаза, сына Йотама, который доходит до идолопоклонства. Падение положения Йеhуды.

В стихах 1-2 главы 16 говорится, что на 17-ом году Пэкаха бен Ремалйаhу воцарился Ахаз, сын Йотама, царя Йеhуды. 20 лет было Ахазу, когда он воцарился, и 16 лет он правил в Йерусалиме. И не делал он прямое в глазах Всевышнего, Бога его, как Давид, отец его. Можно было бы подумать, что он просто не совсем хорошо все делал, но говорится дальше (16:3), что он шел по пути царей Израиля. И также сына своего проводил через огонь, что было мерзостью тех народов, которых прогнал Всевышний от лица сынов Израиля. И он приносил жертвы и воскурял на бамот и на возвышенностях, и под всяким свежим деревом, то есть, он уже прямо пустился в разгул идолопоклонства.

В стихе 5 говорится, что тогда пришел Рацин, царь Арама, и Пэках, бен Ремалйаhу, царь Израиля, к Йерусалиму с войной, и осадили Ахаза, и не могли воевать. Не очень здесь ясно, кто же не мог воевать? Стих 6 говорит, что в тот срок вернул Рацин, царь Арама, Эйлат Араму, и вымел иудеев из Эйлота (меняется орфография: Эйлот - Эйлат), и арамейцы пришли в Эйлат и обосновались там по сей день. Как можно видеть, злодейство Ахаза вызывает прямую реакцию с Неба, и начинается быстрое падение положения Йеhуды, которое было сравнительно на приличном уровне при предыдущих царях. И послал (16:7) Ахаз посланцев к Тиглату Пелэсэру царю Ашура, со следующей просьбой: "Я твой раб и подданный, твой сын (как это принято у арамейцев), приходи и спаси меня от руки царя Арама и от руки царя Израиля, которые поднялись на меня". В стихе 8 говорится, что взял Ахаз серебро и золото, находившееся в Доме Всевышнего и в сокровищницах дома царя, и послал царю Ашура подкуп. Стих 9 говорит, что послушал его царь Ашура; и пришел царь Ашура к Дамаску, и захватил его; и жителей его изгнал в Кир, а Рацина умертвил. На этом - конец арамейскому царству. По этому поводу следует сказать, что это - наша давняя история. Когда евреи между собой воюют, то всегда находится могучий правитель, которого можно призвать на помощь. По мере приближения к Хануке мы вспоминаем, как потомки Хасмонеев не могли между собой помириться, и одни из них позвали на помощь "доброго соседа" - Рим, чтобы они навели порядок; и те - "навели". Мы видим, что эта традиция призывать в защиту сильного соседа, - очень давняя.

В стихах 10-12 говорится, что пошел царь Ахаз навстречу Тиглат Пелэсэру, царю Ашура, в Дамаск, и увидел там жертвенник, находящийся в Дамаске. И послал царь Ахаз к Урийа, коhену, изображение этого жертвенника и его план, и как он делается. И построил коhен Урийа жертвенник в точном соответствии с тем, что ему послал царь Ахаз из Дамаска, так и сделал коhен Урийа до прибытия царя Ахаза из Дамаска. Не говорится, из какого материала он его построил, очевидно, он построил металлический жертвенник. Когда вернулся царь из Дамаска, увидел царь этот жертвенник, и принес царь на нем жертвы, и поднялся на него. Таким образом, мы видим что царь Ахаз идет совершенно своеобразными путями. Мы видели уже что-то подобное. Так, праведный царь Амацйаhу начал поклоняться богам Эдома. Но там хотя бы была какая-то психологическая подоплека. Почему царь Ахаз ведет себя настолько возмутительно? - Это непонятно. Он представляется воплощением злодейства; и он сильно подвинет Иудейское царство к краху.