К оглавлению лекций З.Дашевского по книге "Шофтим"

Лекция 1З. 7:1 - 7:8

Отношения евреев с Богом и отношения в других религиях - ответы на вопросы
Первый отбор - "Кто боится и трепещет, - пусть вернется с горы" (7:3)
Второй отбор- "...спусти их к воде" (7:4)
Разница между первым и вторым отбором
Божественная "педагогика", войны внешние и внутренние (ответы на вопросы)

Отношения евреев с Богом и отношения в других религиях - (ответы на вопросы)

Ответ на вопрос: Отвечая на ранее заданный вопрос, надо сказать, что про идола, по-видимому, никто не может даже подумать, что он может быть воспитателем, который что-то хочет сделать из человека. Отношения с идолом - чисто внешние. Поэтому, если он сам не может за себя постоять, то нечего за него бороться! Повидимому, вся разница в отношениях евреев с Богом и отношениями в других религиях сводится к тому, что нам Бог дал инструкции: в каких ситуациях вмешиваться в то, что происходит в мире, а в каких - не вмешиваться. Имеется некотороая промежуточная область, где эти инструкции не так ясны, и тут нужно очень много работать, чтобы отличить ситуацию, в которой следует что-то делать, от ситуации, когда делать ничего не нужно. То есть, можно сказать так, что иудаизм отличается от других религий тем, что это религия нормативная, где превысить полномочия так же опасно, как и не выполнить то, что требуется. Кошмарный пример того, как человек был наказан смертью за то, что казалось бы хотел сделать "как лучше", - это Уза, который, увидев, что покачнулся Ковчег, решил его поддержать. Бывают такие ситуации, когда не нужно вступаться за Бога, там где Он сам за Себя постоит. Настоящая мудрость и ученость как раз и состоят в том, чтобы отличить один тип ситуации от другой.

Продолжение ответа на вопрос: В этой связи, про разрушение жертвенника Всевышнего имеется прямая заповедь, которая запрещает его (или какую-либо его часть) разрушать. И это - такое преступление, за которое положено наказание. Что же касается жертвенников идолу, то такой запрет - не известен. Поскольку религиозная система идолопоклонства - "безразмерна", то там - есть место для такого построения. В Торе же безразмерная постановка вопроса вообще бессмыслена. Все рассуждения должны быть сведены к какой-то заповеди, где человек должен что-то делать, или к заповеди, где он не должен делать. В ситуации, где все это не совсем ясно, вступают в действие некоторые общие принципы, сводящиеся к тому, что если человек не знает: делать ему или не делать, то -
"       " - "сиди и не делай". (по аналогии с параграфом устава для капитанов английских кораблей: "если ты не уверен, надо ли тебе менять курс корабля, - не меняй его!").

Ответ на вопрос: Здесь как бы говорится: "что вы будете вступаться за идола! Если ему нанесли оскорбление, то пусть он сам за себя и постоит". То есть, людям предлагается испытание: посмотреть, действительно ли у идола есть силы? Почему не всегда законно ставить такой вопрос по отношению к настоящему Богу - это сложный вопрос, заслуживающий отдельного обсуждения.

Ответ на вопрос: Как можно понять то, что люди не могли увидеть казалось бы столь очевидную вещь, - что это "божество" - идол, не "работает"? - Наверное, человеку свойствено по природе своей погружаться в некоторую рутину и следовать какой-то принятой традиции. И если в данном месте имелась традиция поклоняться идолу, то выйти из нее было не так легко. Для этого требуется не только просто "додуматься" или подвергнуться какому-то разовому воздействию. От правды можно уйти по большому множеству путей, а прийти к ней можно только своим неповторимым путем, когда человек изо всех сил работает над этим. Стоит только "взглянуть в зеркало" и посмотреть, далеко ли мы ушли в нашем поколении! Дойти до той единственной правды, которая содержится в Торе, в применении к неповторимой личной жизни каждого человека, - это и есть его человеческое служение, которое требует постоянного и серьезного напряжения всех сил. Пока люди находятся в состоянии очень запущенном: им тяжело материально, им тяжело морально, то в таком состоянии не так легко дойти до того, чтобы увидеть истину. Имеется внутреннее противоречие: человек вопит и просит Бога помочь, а с дугой стороны, он продолжает какой-то ритуал служения идолам.

Ответ на вопрос: Важно понять, каково было исходное состояние евреев в какой-то определенный момент. Так, когда евреи вошли в Землю и расположились каждый под своей смоковницей и своим виноградником, постепенно их жизнь становилась приятной и приемлимой. Они видят, что у них имеются "неплохие" соседи, у которых можно перенять их "творческий опыт". И поступая таким образом, евреи начинают поклоняться идолам. Постепенно приходит наказание, и они попадают под гнет какого-то (очередного) утеснителя и им становится плохо. Когда им становится плохо, то на каком-то этапе они начинают вопить к Богу. однако, это не означает, что они тут же перестают держаться за те традиции, которые они успели перенять. Для того, чтобы их вывести из этого состояния, и работает вся эта "педагогическая ячейка". Эта "рутина" служения идолам не исчезает точно в тот же момент, когда они возопили к настоящему Богу.

Первый отбор - "Кто боится и трепещет, - пусть вернется с горы" (7:3)

Дальнейшие действия Гидеона (7-ая глава) начинаются с того, что он выполняет основную задачу: он собирает народ на войну против мидиян. Здесь он уже сразу называется полученным им новым именем - Ирубааль (сказано - "он же Гидеон"). "Он и весь народ, который с ним, расположились лагерем у источника Эйн-Харод (этот источник находится к востоку от Афулы), а стан мидиян был от него к северу. Сказано:
" "       - что не очень понятно. Простое объяснение состоит в том, что " " - относится как к тому, что "до", так и к тому, что "после". То есть, стан мидиян был от Гидеона к северу, и находился также к северу от возвышенности - "Гиват-Аморэ", которая, очевидно, называется так потому, что она давала (по объяснению Раши) обзор всей этой долины.

"И сказал Всевышний Гидеону:
"          " - "слишком многочисленен народ, который с тобой" - "для того, чтобы я отдал мидиян в их руки". Такая "странная" причина - народа слишком много. - "А иначе возгордится надо Мной Израиль и скажет: "Моя рука спасла меня"." То есть, евреи подумают, что они победили сами. И дальше Господь говорит: "А теперь объяви вслух народу так: "Кто боится и трепещет, - пусть вернется с горы Гилад"..."Употреблено здесь слово - " ", и пока нам не понятно, что оно в этом контексте означает. - Дальше сказано: "И вернулись из народа (в ответ на этот призыв) 22 тысячи человек, а 10 тысяч - осталось".

Слово " " не имеет аналогов в Танахе. Имеется 3 объяснения того, что оно здесь означает. Раши говорит в начале комментария к З-ему стиху 7-ой главы, что это обозначает: "Встанут рано утром", потому что на арамейском языке слово утро называется " ". Второе объяснение - объяснение Радака, что корень этого слова обозначает: "повернется (обогнет)". У этих объяснений есть некоторая трудность, потому что гора Гилад находится на восточном берегу реки Йардена, и она не может иметь отношения к происходящим событиям. Однако, здесь так называют восточные отроги гор Эфраима, на западном берегу Йардена. Приняв, что именно эта гора имеется в виду, все равно трудно понять эти объяснения, потому что те 22 тысячи человек, которые "боятся", и откликнулись на призыв, и вернулись, находились не там, а - на горе Гильбоа, к северу от того отрога горы Эфраима, который называется "    ". Тогда не понятно, каким образом они могут утром спускаться с горы Гилад, следуя тому, что им предписано? Все это как-будто не согласуется. И поэтому, лучше всего объясняет это третий комментарий, который дает Мальбим. Он говорит, что слово "- " происходит от слова - " "- "вспорхнут". (Мы дальше увидим, что имеется еще одно различие с тем, что говорится здесь, которое относится к тем людям, которые будут отсеяны при втором отборе.)

Ответ на вопрос: Здесь не имеются в виду те, кто должен был присоединиться из других колен, потому что сказано явно про тех, кто находится вместе с Гидеоном: "Те, кто боится и трепещет, - пусть вернется и - "вспорхнет" (повернется, спустится) с горы Гилад". Из них и вернулось 22 тысячи. И это - не те, которые двигались на подкрепление. Ясно сказано: "Гидеон и весь народ с ним расположились станом", и Всевышний сказал, что "народа, который с тобой, - слишком много". То есть, сказано это про тех, кто был вместе с Гидеоном.

Второй отбор- "...спусти их к воде" (7:4)

"И сказал Всевышний Гидеону (7:4): "все еще много народа; спусти их к воде (к источнику внизу), и Я отберу тебе народ там". " " - от слова " "- "очищение", относящееся к очищению благородного металла от примесей. То есть, это означает: "Я тебя очищу (отберу) от тех, кто все еще не подходят для этой задачи". - "И будет, про кого Я скажу тебе: "этот пойдет с тобой" - тот пойдет с тобой, а всякий, про кого Я скажу: "этот не пойдет с тобой" - тот не пойдет с тобой". И Гидеон подвел народ к воде. "И сказал Всевышний Гидеону: "Всякий, кто будет лакать языком из воды, как лакает собака, - поставь его отдельно, и всякого, кто будет становиться на колени, чтобы пить, (имеется в виду - тоже поставить отдельно). И было число тех, кто лакает из рук - ко рту, - З00 человек. А весь остальной народ становились на колени, чтобы пить воду. И сказал Всевышний Гидеону (7:7): "с этими З00 человек, которые лакают (из рук), - я спасу вас. И отдам мидиян в твою руку, а весь народ (остальной) пусть каждый идет на свое место"".

Разница между первым и вторым отбором

Сравним инструкции. Про первый отбор, когда было просто объявлено, что тот, кто боится, - пусть уйдет, и вернется с горы Гилад (повернется, вспорхнет), не сказано, что они должны пойти на "свое место". В то время, как в стихе 7 говорится, что все, кто не прошел второй отбор, должны пойти - " " - на свое место. В чем же здесь разница и каков ее смысл? В выражении, которое обращено к народу: "Кто боится, - тот пусть вернется", мы узнаем заповедь из Торы. Когда люди идут на войну и приходят уже к линии фронта, там коhен, помазанный для войны, обращается к ним с речью, которая содержит подобные слова о тех, кто может не идти на войну: "Кто боится, у кого ослабело сердце, и еще ряд категорий: кто посадил виноградник и дождался 4-го года, кто женился и др..." Однако, в этом случае, те, кто возвращается, - не возвращаются к себе домой. Они несут службу тыла: снабжают едой и питьем, и занимаются другими работами для нужд войны. Это, правда, не касается человека, который только что женился. Если он обручен, но не успел жениться, то он не идет на войну, но и не возвращается домой, а работает для войны, а тот человек, который женился, в течении года не должен выходить на войну. Следует отметить, что все эти правила о том, что определенные категории людей уходят от прямых военных действий, - все это касается только войны " - ", если же это война - " - " или " - ", то тогда выходят все поголовно, и никто не уходит.

К какой категории следует отнести войну, которую ведет Гидеон по прямому повелению Всевышнего? Казалось бы, что это - безусловно - " - ", однако, поразительным образом все комментаторы считают, что это - " - ". И тогда здесь, конечно, возможна ситуация, когда можно уходить. Комментаторы считают, что к разряду войн " - " следует отнести только ту войну, которую вел Йеhошуа за завоевание Земли Израиля, и которая в буквальном смысле - закон Торы.

Что происходит дальше с теми, кто не прошел первый отбор, и кто по доброй воле отступил, признавшись, что они боятся? Прежде всего, чего они боятся? - Либо просто испугались, потому что не могут видеть обнаженного меча, либо они испугались, зная, что за ними имеется грех (как объясняет Раши). Возникает вопрос, почему этим 22-ум тысячам, не прошедшим первый отбор, не было сказано, чтобы они шли домой, а тем 9700 человек, которые "лакали" воду не тем способом, как было задумано, - им было сказано, чтобы они прямо возвращались домой? Рав Ицхак Леви приводит такое интересное объяснение по этому поводу. Он говорит, что между ними есть разница: те, кто лакал воду не так, как надо, были забракованы потому (как мы увидим), что это был признак того, что в душе они - идолопоклонники, в то время, как первые - просто испугались. И эти "первые забракованные" не полностью освобождаются от войны и не направляются по домам, а получают довольно важное задание на завтра, к утру, когда мидиянские полчища будут убегать, выскакивать на них, скатываясь с горы Гилад. Поэтому понимание слова " " Мальбимом здесь подходит лучше всего: они "вспорхнут" с горы Гилад (а не "спустятся" и не "повернутся"). Они - выскочат оттуда и будут преследовать врага.

Как можно ответить на вопрос о причинах такого неравенства? Почему люди, которые подозреваются в склонности к идолопоклонству, не годятся ни на что, и не используются вообще в войне, тогда как люди, которые боялись, - все-таки могут быть использованы? По-простому, как-будто бы все понятно: если человек ушел, потому что он боялся, - то он может быть использован на тыловых работах. Если же человек - идолопоклонник, то для такой войны, которая предназначена освободить народ не только от внешнего утеснителя, но и от того внутреннего состояния, которое привело к этому, такой человек - совсем не годится.

Ответ на вопрос: Могли ли быть идолопоклонники и среди тех, кто боялись и были отпущены? - Никак нельзя сказать с определенностью, что идолопоклонство дает иммунитет от страха. Поэтому, вполне возможно, что такие люди среди боящихся и были. Однако, комментаторы на это никак не реагируют. Можно попытаться сделать некое предположение по этому поводу. Какая разница между теми, кто боялся и, возможно, тоже относился к идолопоклонникам, и теми, кто не боялся, но "попался" на склонности к поклонению идолам? Примерная аналогия может быть приведена с законами Торы по поводу воровства и грабежа. Там говорится, что воровство карается строже, чем грабеж. Грабитель - " ", если он попался, должен вернуть то, что он награбил, и добавить пятую часть. Вор обязан возвратить, как минимум, - вдвое (а иногда вчетверо и в пятеро). Почему это так? Имеется такое классическое объяснение, что грабитель (который хватает в открытую, силой) не боится ни Бога, ни людей. Это очень плохо, но по крайней мере, он не ставит Бога ниже людей. А вор (который отбирает потихоньку) - людей боится, а Бога - не боится! Очень может быть, что здесь имеется некая аналогичная "анти-ситуация". Человек, который сказал: "Я боюсь", - этот человек боится людей. Если он к тому же и поклоняется идолам, то по крайней мере - он всех равномерно боится: он боится и идола и людей. Такой человек - отставлен в сторону, но - не начисто. Но такой человек, который людей не боится (он не испугался меча), а идола он боится, то в некотором смысле он поставил идола выше людей. И это получается неким, в негативе, отражением ситуации с грабителем и вором.

Божественная "педагогика", войны внешние и внутренние (ответы на вопросы)

Ответ на вопрос: Действительно, в такой войне, где следует победить не только внешнего врага, но и внутренних врагов, среди которых главный враг - идолопоклонство, казалось бы, что идолопоклонников надо бы заставить, наоборот, участвовать в этой войне из "воспитательных" соображений. - Можно привести по аналогии такое рассуждение. Когда евреи, еще не дойдя до пустыни Синай, но уже близко от нее, в очередной раз роптали по поводу того, что нет воды, то Моше было велено взять представителей из старейших и пойти к горе Синай (названа она по-другому) и ударить посохом по скале. После того, как Моше так сделал, вытекло много воды, целая река, которая дотекла до народа. Спрашивается, если нужно было продемонстрировать чудо, что бессловесная скала, камень, по приказу Бога, от одного прикосновения посоха дает воду, то почему это не было проделано на виду у всего народа? Ответ ( в пересказе рава Стриковского) таков, что иногда бывают соображения более важные, чем непосредственное участие всех зрителей, на которых может повлиять какое-то событие. А именно, в данном случае, с горой Синай, есть такое предположение, что евреям очень важно было привыкать, что вода исходит из того же источника, из которого они получат Тору. То, что эта чудо-река течет именно оттуда, куда они направляются для получения Торы, является настолько важной педагогикой, что ради этого более непосредственное зрелищное воздействие заменяется гораздо более слабым пересказом уважаемых людей. Быть может, что в случае с людьми Гидеона есть тоже аналогичное соображение: конечно, было бы очень важно, чтобы идолопоклонники увидели своими глазами чудо победы, но с другой стороны, более важным было продемонстрировать, что только горсточка людей, абсолютно преданных Богу, может быть подходящим инструментом в такой войне.

Ответ на вопрос: Как можно понять, что Бог говорит об уменьшении количества воинов, а на самом деле происходит и изменение их качества? И почему вообще нельзя было бы сразу сказать Гидеону, чтобы он собрал только З00 человек? - Надо сказать на это, что не всегда может быть полезно довести до минимума количество шагов. Человек помещен в этот мир, где научиться чему-то можно только из какой-то динамики. Если бы сразу было велено собрать З00 человек, то чему это могло научить: Бог велел собрать такое количество людей, и - дал победу? Когда же Господь сказал Гидеону собрать народ, и собирается много тысяч, и Он начинает их "отсеевать", то Он преподает нам очень важную науку, что бьют не числом, а помощью Всевышнего.

Ответ на вопрос: Как могло получиться так, что еще совсем недавно почти все они были идолопоклонники (даже, возможно, отец Гидеона), и вдруг стало возможным (правда после "отбора"), что появилось так много людей, не поклоняющихся идолам? Тем более, что мы не видим, чтобы Гидеон как-то принуждал их прийти, а пришли - тысячи добровольцев, З2 тысячи человек. - То что после первого отбора добровольно сознались, что они боятся, и ушли 22 тысячи, говорит о том, что это были не железобетонные создания, а люди, склонные поддаваться порывам, и что этими порывами надо управлять. Чем сильны диктаторы? - Тем, что они умеют хорошо управлять, но при этом они не имеют никаких моральных тормозов. Педагог должен понимать, что человеку свойственны порывы. Когда прошел слух о том, что Гидеон разрушил жертвенник идола, а идол ничего ему не сделал, то происходит нечто подобное тому, что и во всякой освободительной войне, когда люди немного выходят из подавленного состояния. Народу было плохо, все ненавидели мидиян, которые были, как саранча, но люди боялись поднять голову. Когда же происходит некоторый удар, то он, конечно, поднимает волну освободительного настроения. Их собралось много, но, когда спросили, кто боится, то оказалось, что большая часть - боится. Так устроен человек!

Продолжение ответа на вопрос: Здесь есть много нюансов: войны внешние, войны внутренние. Никогда не происходит все одним ударом: раз - и победили. Потрясающий пример войны внутренней - осада, которую ведет жена Потифара на Йосэфа. Йосэф - человек, который стоит на почве полной нравственности: он никак не мог сделать такую гадость против Бога, против своего хозяина! И после этого война только и начинается... Важно, конечно, то, что Йосэф увидел образ отца, но более важно то, что видит образ отца тот, кто до этого много работает про себя в этом направлении. Точно также, как во сне человеку посылается, как правило, то, в чем он находится, во что он погружен в реальной жизни. Поэтому, то, что Йосэф увидел образ отца, обозначает, что он не оторвался от этого, это должно было прийти изнутри. Отсюда можно понять, почему так много народа сразу откликнулось и пришло, и приходится понять, как это много из них сразу же повернулось и ушло.

По поводу способов питья воды, по-простому, можно считать так, что те, кто становился на колени, был, так сказать, "отбракован". Мидраш говорит, что в том поколении Гидеона евреи поклонялись очень странному идолу - собственному отражению в воде. Может быть, этот мидраш и возник, как иллюстрация к тому, почему именно эти не подошли. В этом мидраше изящно выглядит то, что если человек наклоняется к воде, чтобы пить, то он волей-неволей поклоняется своему отражению. Это может быть даже не осознанное, но все равно - это идолопоклонство. Те, кто зачерпывал воду и пил из рук, на колени не становились. Даже безо всякого мидраша, привычка становиться на колени характеризует некое свойство человека - его готовность поклоняться перед кем-то.
Продолжение