МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по книге "Шмуэль"

Лекция 17. 10:1-10:27

/10:1/ Шмуэль помазал Шауля на царство (на руководство).

/10:2-4/ Обсуждение "знаков", которые Шмуэль дает Шаулю.

/10:5/ Шмуэль продолжает предсказывать Шаулю его путь в Гиват-Элоким, где находятся "поставленные пелиштимляне", и его встречу в городе с группой пророков с музыкальными инструментами. Обсуждается роль музыки.

/10:6-7/ Наставление Шмуэля Шаулю, что он тоже будет пророчествовать с этими пророками. Объяснение слов Шмуэля: "Делай все, что сможет рука твоя, ибо с тобою Бог".

Попытка разобраться в том, зачем понадобился такой сложный ритуал помазания. Необходимость для Шауля увериться в себе. Рассказ Талмуда про двух учеников.

Обсуждение переданных Шмуэлем первых двух знаков, как символов предназначения колен и связи между ними. Третий знак символизирует "ускоренное" обучение Шауля пророчеству.

/10:9-12/ Всевышний "перевернул" сердце Шауля. Исполнение всех знаков. Отношение людей к тому, что Шауль "с пророками".

/10:13-17/ Шауль не сообщает того, что сказал ему Шмуэль о царстве. Свойства молчаливости и скромности. Аналогия с Эстер.

/10:18-24/ Несмотря на упреки Шмуэля народу, захотевшему "земного" царя, он все-таки соглашается поставить им царя и созывает народ в Мицпа. С помощью жребия Шмуэль выделяет колено Беньямина и в нем семейство hа-Матри, а затем - выделяет Шауля.

/10:25-27/ После изложения "статуса царя", Шмуэль отправляет народ по домам. Пренебрежительное отношение к Шаулю "бней блиаль" - "паршивых людей", и реакция Шауля на это.


/10:1/ Шмуэль помазал Шауля на царство (на руководство).

В обсуждавшейся уже 9-ой главе Шмуэль сообщает Шаулю об его избрании. У них состоялся важный разговор на крыше. Когда они вышли, Шмуэль велел отправить вперед юношу-слугу для того, чтобы быть с Шаулем наедине. Десятая глава начинается со слов: "Взял Шмуэль кувшин с маслом, и полил на голову Шауля, и поцеловал его". Здесь "масло" написано с определенным артиклем- "hашэмэн", и комментаторы объясняют, что речь идет о вполне определенном масле, которое было сделано в дни Моше и обладало Святостью, оно хранилось рядом с Ковчегом Завета. До сих пор оно было предназначено для помазания Первосвященников и некоторых предметов храмового обихода. Здесь же впервые происходит событие, когда помазывают царя. До сих пор этого никогда и ни с кем не было. То, что Шмуэль поцеловал Шауля, не входит в обязательную часть помазания царя. Обсуждая это в разных местах, мудрецы сходятся на том, что он таким образом установил навсегда, до конца дней своих, связь между собой и Шаулем, и передал ему от своего пророческого духа.

"И сказал ему (10:2): "hало", что означает убеждение: "Вот, ведь" (отбрось свои сомнения и свою скромность) - "помазал тебя Всевышний над Своим наследием в качестве руководителя". И снова он не говорит слово "царь", а говорит: "нагид" - должность более скромная, чем царь. Что такое "наследие Всевышнего"? - Понятно, что это - "народ Израиля", как прямо говорится во многих стихах и Псалмах.

/10:2-4/ Обсуждение "знаков", которые Шмуэль дает Шаулю.

И дальше Шмуэль дает Шаулю некоторые приметы: "Когда ты пойдешь сегодня от меня, то ты встретишь (найдешь) двух человек". После чего идет не очень определенное описание места: " им-квурат рахель бигвуль биньямин". Мы не знаем вполне точно, где находится могила Рахели. Многие специалисты сомневаются в том, что сегодняшняя могила Рахели - это именно то место, где она похоронена. Нет сомнения только в том, что она похоронена возле Бейт-Лэхема. Где находится место, названное здесь "Цэлцах", - неизвестно, и в Танахе нет нигде такого указания, где встречалось бы это название. Обычно все географические названия носят какой-то смысловой оттенок. Возможно, что здесь, как считает большинство комментаторов, имеется в виду, что это - Иерусалим. Называется он так потому, что это - соединение двух слов: "Цэл" - "тень", и "Цах " - "чистый". То есть, это - то место, на котором в будущем будет построен Храм и будет постоянное Божественное Присутствие. "Цах" - это один из эпитетов Всевышнего. Тогда, если это - Иерусалим, то могила Рахели никак не может находиться в том месте, о котором говорится; и не понятно, что это за разные места встречи? Получается, по основному мнению, что сейчас, когда я (Шмуэль) это тебе говорю, они находятся у могилы Рахель, а пока ты дойдешь, то они тебя уже встретят - "би гвуль беньямин". И это - очень важно. Мы помним, что когда Шмуэль впервые говорит Шаулю: "Кому еще все прелести, как ни тебе и ни дому твоего отца", то Шауль отказывается и спрашивает: "Зачем ты говоришь такие слова, ведь я из самого скромного колена, из колена Беньямина, и семья моя из самых молодых?" Какой же смысл сейчас в том, что Шмуэль дает такие знаки Шаулю? Иерусалим находится в пределах колена Беньямина, а могила Рахели - в Бейт-Лэхеме, который заведомо в колене Йеhуды. Зачем же он дает все эти знаки: разве Шауль может не доверять такому пророку, как Шмуэль? По-видимому, в этом есть какой-то смысл.

Посмотрим сначала, что это за знаки. Сначала, как уже говорилось, Шмуэль говорит Шаулю: "Ты встретишь двух человек, которые скажут, что нашлись ослицы, которых ты ходил искать, и твой отец бросил думать (беспокоиться) об этих ослицах, а стал заботиться о вас, говоря: "Что стало с моим сыном?"" Спрашивается: если ослицы нашлись, то что же удивительного в том, что отец Шауля перестал о них думать? Имеется в виду, что то, что ослицы нашлись - это одно, но еще до того, как они нашлись, отец начал беспокоиться не об ослицах, а о сыне. Дальше говорится (10:3): "И пойдешь ты оттуда, и пойдешь дальше, и дойдешь до некоторого места (которое тоже не совсем понятно, где находится, очевидно, все это - в окрестностях Иерусалима) - "ад-элон тавор". Там найдут тебя три человека". В рассказе Шмуэля об этих людях наблюдается уже некоторая динамика. Он говорит: "Первых двоих - ты найдешь, а эти трое - тебя найдут". Про них говорится: "Которые поднимаются - к Богу в Бейт-Эль" - "эль-hаэлhим бейт--эль". Что находится в Бейт-Эле, куда они поднимаются? В Бейт-Эле нет Мишкана и нет Ковчега. Там есть Бама - один из жертвенников, которые стали разрешенными после разрушения переносного Храма в Шило. По-видимому, имелась такая тенденция устанавливать эти разрешенные жертвенники преимущественно в тех местах, где устанавливали их наши Праотцы. Бейт-Эль - это то место, где строил жертвенник Яаков, и именно в этом месте ему было сказано нечто важное. Из этих трех людей, которых должен встретить Шауль, один несет трех козлят, другой несет три буханки (каравая) хлеба, и один несет мех с вином. И Шмуэль говорит, что они будут приветствовать Шауля и дадут ему два хлеба, и он возьмет их.

/10:5/ Шмуэль продолжает предсказывать Шаулю его путь в Гиват-Элоким, где находятся "поставленные пелиштимляне", и его встречу в городе с группой пророков с музыкальными инструментами. Обсуждается роль музыки.

После этого второго знака, как говорит дальше Шмуэль, Шауль придет в - "гиват hаэлоким". Это место в будущем получит название "Гиват-Шауль" (точно нельзя сказать, что оно совпадает с теперешним местом такого же названия, ясно только, что оно - в районе Шоафата). Дальше следует несколько неожиданный признак: "придешь к этой Гиват-Элоким, - "ашэр шам нецивей плиштим" - "где находятся поставленные пелиштимляне". По поводу того, что это за "поставленные пелиштимляне", имеется два объяснения. Основное объяснение, что это - уполномоченные, которых ставят пелиштимляне для того, чтобы надзирать над тем, что делается, и может быть даже - собирать подати. Мы знаем, что пелиштимляне одно время притихли, после событий с плененным Ковчегом, но тем не менее постоянно присутствуют эти уполномоченные, которые приглядывают за тем, чтобы Израиль не начал готовиться к войне против пелиштимлян. Другое объяснение, что слово - "нецивей" может обозначать просто столбы, которые там стоят.

Далее Шмуэль говорит Шаулю: "Прийдешь ты к этому месту, и будет, когда ты войдешь туда в город, то встретишь группу (цепочку, связку) пророков..." Здесь впервые мы встречаемся в Танахе с таким явлением, когда Пророки "ходят коллективом". Надо сказать, что, наверное, так никогда и не бывало. Это были еще не "законченные пророки", они были пока только учениками Шмуэля, которые учились пророчествовать. Они готовили себя к тому, что может быть они дойдут до того, что станут настоящими пророками. Можно по этому поводу вспомнить, что в самом начале изучения книги Шмуэль, мы обсуждали вопрос, почему эта книга носит название именно Шмуэль, хотя она написана только частично (примерно, на четверть) самим Шмуэлем, в то время, как книга Мелахим, например, которая целиком написана Ирмияhу, не носит его имя. Имеется ряд соображений по этому поводу, которые уже обсуждались. Можно поставить простой вопрос: Почему удивляет, что вообще книга Шмуэль выделена в отдельную книгу? Можно было бы все вплоть до восьмой главы оставить в книге Шофтим, а начиная с появления Шауля, - перенести в книгу Мелахим. Мы говорили о таких соображениях, что книга Шмуэль - это некий переходный слой, который не совпадает ни с предыдущей, ни с последующей эпохой.

Попробуем взглянуть на все это не с точки зрения формы правления, а с точки зрения того, как начинается мишна "Авот". Там говорится: "Моше получил Тору на Синае, и передал ее йеhошуа, Йеhошуа - передал старейшинам, старейшины - передали Пророкам и т.д." Кто такие старейшины? Старейшины - это шофтим. Последним из шофтим был Эли, и отчасти - Шмуэль. А кто такие Пророки? Мы знаем, что среди шофтим были и пророки, и что сам Эли был пророком. Но здесь возникает совершенно новая функция. Шмуэль, который является шофетом, тем не менее в основном передает слова Всевышнего народу. И поэтому он является первым из пророков. То есть, Шмуэль - не просто конец эпохи Судей, а он - начало новой эпохи, эпохи Пророков, в смысле их социальной функции. Поэтому Шмуэль - первый, кто основал и такую школу Пророков.

Итак, Шауль говорит дальше о том, что будет, когда Шауль встретит этих пророков. Они спускаются с Бамы, где они, очевидно, приносили жертвы, и перед ними музыкальные инструменты: "невэл, тоф, халил, кинор, hэма". Мы сейчас не очень хорошо знаем, что это были за инструменты, хотя большинство из этих названий и присвоено каким-то современным инструментам. Известно, например, что "невэл" - это струнный инструмент, с низкими тонами (толстыми струнами), "тоф" - это вид какого-то круглого барабана, "халил" - духовой инструмент, который обычно делался из тростника, но мог быть и металлическим и костяным, а "кинор" является одним из самых основных инструментов в Храме, на котором постоянно играл Давид, и многие из Псалмов предназначены для сопровождения на "киноре".

Ответ на вопрос: . В современном языке "кинор" - это скрипка, но вряд ли такой именно инструмент был и у Давида. Иногда считают, что это была скорее арфа.

И сказано, что они (пророки) - пророчествуют. Зачем нужна эта "оркестровка"? Это обсуждается по многим поводам и во многих местах у мудрецов и у последующих комментаторов. Дело в том, что пророчество никогда не приходит к человеку, который находится в состоянии печали или грусти, а приходит только к тому человеку, который находится в состоянии веселья. Именно поэтому музыка здесь очень нужна. И нужна она не только для учеников, которые не могут еще войти в нужное состояние без соответствующей подготовки, но даже такой пророк, как Элиша, говорит, что, когда перед ним играл музыкант, то у него становилось веселее на душе, и он - мог пророчествовать.

/10:6-7/ Наставление Шмуэля Шаулю, что он тоже будет пророчествовать с этими пророками. Объяснение слов Шмуэля: "Делай все, что сможет рука твоя, ибо с тобою Бог".

В шестом стихе продолжается наставление Шмуэля, и он говорит: "И на тебя опустится дух Всевышнего, и ты будешь пророчествовать с ними, и превратишься в другого человека". Ясно, что здесь имеется в виду только изменение внутреннего состояния Шауля. И дальше Шмуэль говорит: "И вот, когда придут (исполнятся) все эти знаки, тогда делай себе, что прийдет тебе в руку, потому что Бог - с тобой". Это - такая фраза, которую очень опасно понимать поверхностно. Есть книга немецкого писателя Эндэ, которая вроде бы детская сказка, но с очень серьезным подтекстом. Там фигурирует некий волшебный амулет, и тот, кто его носит, имеет возможность делать абсолютно все. На нем имеются какие-то волшебные знаки, и на обороте написано: "делай все, что хочешь". Носитель этого амулета может совершить много глупостей до тех пор, пока он не поймет, что самая трудная человеческая задача состоит в том, чтобы понять, чего же ты хочешь? То есть, "делай, что хочешь" - это вовсе не означает - "делай, что попало"; надо дойти до своего желания, до понимания, чего же ты по-настоящему хочешь. И здесь есть источник этой идеи. Сказал Шмуэль: "Делай все, что придет тебе в руку, и Бог - с тобой". И дальше говорится: "И ты спустишься передо мной в Гильгаль; и вот, я спускаюсь к тебе принести жертвы всесожжения и мирные жертвы. Семь дней будешь ждать, пока я приду к тебе, и я сообщу тебе, что ты будешь делать". На этом кончается наставление Шмуэля.

Ответ на вопрос: . Почему сказано: "Делай, что придет тебе в руку"? Почему именно "в руку"? - Может быть, что здесь рука выступает именно, как представитель "действия", потому что с головой-то вроде бы у тебя все в порядке: ты - большой цадик, Небо свидетельствует, что ты выше всех в нравственном отношении. Но царь не должен быть просто кабинетным цадиком, а он должен действовать! Поэтому, твоя рука должна быть руководящей.

Ответ на вопрос: . - Попробуем обсудить этот очень важный вопрос. Сказано (10:7): "Делай все, что тебе попадет в руку", а дальше говорится (10:8): "жди, пока я не приду к тебе и извещу тебя что тебе делать". Здесь, безусловно, можно увидеть противоречие, но это противоречие не логики, и не того, как написано. Это - то противоречие, без которого не может быть настоящей жизни. На народе должен быть страх перед царем, и царь должен быть совершенно свободен в своих действиях, но при этом, на царе - лежит Страх перед Всевышним и перед пророком, которого Всевышний посылает. И только такая "система" может работать устойчиво. Малейшая заповедь, переданная через пророка, должна быть безусловным законом для царя. Любая другая система ведет по крайней мере к одному из двух зол: либо - к анархии, либо - к коррупции.

Ответ на вопрос: . Можно ли отсюда сделать вывод о том, что у народа нет страха перед Богом, а есть страх только перед царем? - Безусловно, что вся эта система работает только постольку, поскольку царь и народ оказываются сотрудниками в том, что все они являются служителями Всевышнего, и на каждом лежит страх перед Ним. Но поскольку царь стоит на такой высокой должности, то народ должен и его бояться. Царь обладает и правом и даже обязанностью делать то, что захочет. Царь, который не держит народ крепкой рукой, проявляет безумную халатность в выполнении "служебных обязанностей" и, к сожалению, как мы скоро увидим, это как раз был случай Шауля.

Ответ на вопрос: . Вполне вероятно, что эта фраза: "делай все, что в твоей руке", означает, что Шмуэль хочет этим как бы сказать Шаулю: "Перестань быть таким скромником, и считать себя ниже всех. Ты становишься новым человеком, и делай то, что придет к тебе в руку".

Попытка разобраться в том, зачем понадобился такой сложный ритуал помазания. Необходимость для Шауля увериться в себе. Рассказ Талмуда про двух учеников.

Оглядываясь немного назад, попробуем понять в чем главная пружина предыдущей, девятой, главы. Прежде всего, следует задать вопрос, зачем нужно было помазывать Шауля таким причудливым образом, и при чем здесь ослицы? Такой вопрос возникает не сразу, поскольку история с ослицами настолько христоматийна и известна. Интересно, что такой вопрос задают поздние комментаторы. Казалось бы трудно однозначно ответить на вопрос о том, почему автор так, а не иначе построил сюжет. Но Небесным Управлением несомненно предусмотрено для чего все это было нужно. Имеется замечательный ответ на этот вопрос, который связывает эти события и тот упрек, который передает мидраш всему народу Израиля по поводу их бурных веселий, когда вернулся из плена Ковчег Завета. Мидраш говорит, как мы помним, что если бы у кого-то из вас пропала курица, то сколько бы домов, не ленясь, он обошел бы в поисках ее! А когда Ковчег Всевышнего попал в плен, вы продолжаете жить, как ни в чем не бывало! И теперь, пред тем, как Шаулю предстоит принять на себя эту ответственную должность, Бог через Шмуэля (и возможно, что именно это Шмуэль сообщает Шаулю в явном виде при их разговоре на крыше) хочет сказать: "Вот видишь, как ты обожаешь своего отца, как ты бил ноги три дня в поисках этих ослиц, а теперь, когда у тебя по дороге изменяется поручение, и ты должен "пасти" весь свой народ, то не забудь, пожалуйста, как можно без устали заботиться обо всех их интересах!". И это - очень глубокая педагогика! Часто по поводу какого-то педагогического приема Танаха можно спросить, зачем, мол, это нужно было делать практически, когда можно было бы объяснить словами? Но это - не одно и то же. Когда человек сам своими усилиями что-то испытал и пережил, а потом ему в таком "горячем" состоянии преподносят урок, то это действует несравненно сильнее, чем когда просто говорят: "вот, если бы было так..."

Следующий вопрос заключается в том, как понять, зачем нужны все эти три знака? Чего нехватало Шаулю для того, чтобы просто принять слова Шмуэля, который объяснил ему, что он будет царем и помазал его. Зачем нужны все эти "номера" с тем, что сначала ты найдешь двух человек, потом - тебя найдут три человека, потом вдруг ты будешь вместе с пророками... Для чего Шмуэль пророчески ему обо всем этом сообщает? Что бы изменилось, если бы Шмуэль не сообщил Шаулю всех этих сведений? Если бы это было не важно, и ничего не изменилось бы без этих сведений, то такое сообщение запрещено, потому что пророку запрещено произносить слова, которые ничего не изменяют.

Ответ на вопрос: . - Предположение, что все это нужно для подкрепления веры Шауля в слова Шмуэля, вряд ли оправдано, потому что Шауль знал, что Шмуэль - величайший пророк и не сомневался в этом. Можно было бы, конечно, предположить, что Шауль не знал о Шмуэле, поскольку, как следует из текста, сведения о нем и где он живет, он получил от своего юноши. Однако, совершенно невероятно, чтобы Шауль не знал и ничего не слышал о человеке, который был руководителем поколения. Это совершенно исключено! Ему просто не были известны какие-то личные подробности, потому что Шмуэль не встречался с Шаулем лично. Если даже Шмуэль и бывал в городе Шауля, то к Шмуэлю приходили люди, у которых была тяжба, а у Шауля никогда никаких тяжб не было. Поэтому, Шауль в силу своей исключительной скромности, мог и не стремиться заводить личные знакомства с великими людьми. Он был маленьким человеком из скромной семьи, но он, конечно, безусловно, слышал не просто, что есть такой Шмуэль, но он знал, что Шмуэль - величайший пророк и святой человек. И после того, как Шмуэль ему все сообщил (и не только об ослицах) и помазал его на царство, никак нельзя думать, что Шауль мог сомневаться во всем, что говорил и делал Шмуэль, и в том, что это все - всерьез. Шмуэль находился не на том уровне, когда ему нужно "сдавать экзамен" и доказывать, как он все знает, объясняя, что вот, тебя встретят два, три человека и т.д. Весь народ, абсолютно не колеблясь, знал, что Шмуэль настоящий пророк, и Шмуэлю не было необходимости подкреплять свою репутацию.

Так зачем же тогда Шмуэль дает Шаулю эти все знаки? Вряд ли они нужны для того, чтобы все это не было для Шауля неожиданным, поскольку ничего страшного от этого (незнания) не произошло бы. Скорее всего, правильно искать понимания этих трех знаков, данных Шмуэлем, в том ключе, что Шауль сейчас не просто вышел от Шмуэля и идет куда-то, а что Шауль идет к занятию безумно ответственной должности. Он - уже царь, но это как бы "потихоньку", потому что то, что он - царь, знает только Шмуэль и он сам и больше никто. Строго говоря, и это подчеркивает Рамбам, царем человек становится только тогда, когда он: помазан пророком по повелению Всевышнего; при участии большого Санhедрина (чего еще не было); и когда он принят всем народом (чего тоже заведомо еще не произошло).

Ответ на вопрос: . Почему Шауль был помазан тайно? - Мы уже приводили такое соображение, что помазание без Санhедрина, без народа, - это еще как бы предварительный шаг. Шмуэль делает этот шаг для того, чтобы Шауль знал, что он уже избран царем. Если же на этой стадии "помазание" слишком афишировать, то народ скажет, что Шмуэль "выдвинул" своего кандидата, и нужно еще как следует разобраться, насколько все здесь "чисто". Даже несмотря на то, что они сами требовали, чтобы им Шмуэль поставил царя, они могут сказать, что они хотят не этого! Шмуэль будет на глазах у всего народа бросать жребий - кто должен быть царем. Если народ услышит, что это было заранее решено, то они скажут, что, конечно, теперь подгоняется решение под ответ. Поэтому, важно было это сделать потихоньку. То, что процедура именно такова: сначала Шмуэль помазал Шауля, а потом бросает жребий, не должно удивлять, если мы вспомним, как бросался жребий при распределении Земли между коленами Израиля в книге Йеhошуа. Там было точно такое же дублирование: бросался жребий, кроме того он еще собственным голосом говорил, что он - жребий такого-то колена и ему досталась такая-то земля. Кроме того, были Урим и Тумим.

Ответ на вопрос: . Если мы говорим, что Шауль не мог не знать о Шмуэле, то зачем тогда вводится этот эпизод со слугой, и говорится, что именно слуга нашел Шмуэля и знал о том, где он живет? - Шауль мог прекрасно знать о том, что есть такой великий человек - пророк, руководитель, но он вполне мог и не знать, где именно живет Шмуэль. Шауль, ввиду своей исключительной скромности, никогда не выдвигался и не старался быть каким-то руководителем, не заводил связей с влиятельными людьми. Поэтому, он мог и не знать никаких подробностей, а его слуга, естественно, был больше в курсе практических дел, и знал, где этот человек живет. Такое вполне может быть. Совершенно определенный факт, что Шауль Шмуэля никогда не видел раньше.

Итак, снова возвращаемся к тому, зачем нужны были эти знаки, которые Шмуэль передает Шаулю? Правильно наверное сказать так. Не было нужды укреплять веру Шауля в то, что Шмуэль ему передал правильные сведения о том, что ему быть

царем, но при этом, у Шауля никуда не девались сомнения в том, годится ли он быть царем? Он знает, что "назначение" уже подписано, но про себя он чувствует, что он - человек маленький, и что он совершенно не готов к этому. И эти знаки вполне могут быть ему необходимы для того, чтобы почувствовать свои силы, чтобы увериться в себе (а не в пророчестве Шмуэля). Поэтому, надо посмотреть на динамику того, как эти знаки "приходят". Сначала, Шауль должен встретить двоих. Эти двое его не искали, но поскольку они его встретили, то они ему передают, что вот, они проходили в том месте, где был его отец, и говорят, что он уже бросил думать об этих ослицах, а стал беспокоиться о Шауле, а ослицы уже нашлись. Объяснения по поводу того, что человеку жизненно необходимо почувствовать, что действительно, его лично ждет некоторое большое предназначение, мы встречаем в нескольких местах.

Можно напомнить один эпизод из Талмуда, который рассказывает про двух учеников ешивы. Они очень бедствовали и решили, что в такой крайней бедности заниматься им слишком трудно, и поэтому надо сделать перерыв на год в занятиях, пойти немножко подработать, а потом вернуться. Это были рабби Йоханан (не рабби Йоханан бен Закай) и его товарищ. Они отошли уже на какое-то расстояние, и сели отдохнуть и перекусить под какой-то стеной в тени, и услышали голос сверху, который говорил: "Давай обрушим эту стену на этих двух бездельников, которые бросают вечную жизнь, и занимаются временными проблемами". А другой голос говорит: "Да, но одного из них ждет великое будущее". Тогда рабби Йоханан спрашивает своего товарища: "Ты слышал эти голоса?" И тот отвечает, что он ничего не слышал. И рабби Йоханан говорит: "А, тогда мне все понятно, и я - вернусь". Он вернулся и стал руководителем поколения, а товарищ его был величайшим знатоком традиций и мудрости, но он никогда не наверстал потерянного года. Бедность никуда не девалась, она осталась на месте, но когда человеку сообщено, что его ждет великое будущее, то это сильно укрепляет.

Обсуждение переданных Шмуэлем первых двух знаков, как символов предназначения колен и связи между ними. Третий знак символизирует "ускоренное" обучение Шауля пророчеству.

Итак, в первом "знаке" говорится, что эти двое идут от могилы Рахели, и здесь - географическая неувязка: с одной стороны - пределы колена Беньямина, а с другой стороны - могила Рахель, которая заведомо находится в колене Йеhуды. Надо не забывать, что Беньямин был сыном Рахели. Когда эти двое идут от могилы Рахели и встречают Шауля в этом месте - в Цэлцах, которое скорее всего - Иерусалим, то это надо понимать так, что это - не простая весточка о том, что нашлись ослицы, а это - некоторая весточка от Праматери Рахель, которая передает, что между коленами Беньямина и коленом Йеhуды есть очень тесная связь. И не зря Рахель похоронена на территории Йеhуды, потому что Она является матерью не только колен Йосэфа и Беньямина, но вообще - всех колен Израиля. Она плачет и просит по поводу всех своих сыновей, а не только тех, кого она родила. И это в какой-то степени должно быть направлено против тех сомнений Шауля, что колено Беньямина самое маленькое из всех колен, и куда уж ему быть в царстве. Да, его царство будет временным, и потом он передаст его постоянному царю из колена Йеhуды. Тем не менее, эта связка между сыновьями Рахели и сыновьями Леа существует до самого конца времен и проявляется в том, что будет: Машиах бен Йосэф и Машиах бен Давид. И в том, что от могилы Рахель идут эти первые встреченные Шаулем люди, есть какая-то связь с тем, что он - потомок Рахель, тем не менее получает первую передачу от колена Йеhуды, пусть даже не очень интенсивную и не очень активную (он сам их находит, а не они его). То есть, есть связь между Рахелью и коленом Йеhуды, которому должно принадлежать царство.

Когда идут следующие трое, то в этом случае уже они его ищут. Они идут из Бейт-Эля, а Бейт-Эль - это место, где Яакову открылся Всевышний, и сказал ему: "Из твоих чресел выйдут цари". Это сказано о будущем, и из его чресел вышли - все колена Израиля. Однако, Беньямин - единственный из сыновей Яакова, который родился в Земле Израиля, а не вне ее. Талмуд отсюда выводит, что от Беньямина и должны быть цари. Поэтому, связь с Бейт-Элем - очень сильная линия, указывающая на то, что ты (Шауль) не можешь, ссылаться на то, что твое колено такое маленькое и "захудалое", поскольку это было предсказано Яакову.

Наконец, относительно третьего знамения - встречи Шауля с пророками. Надо прежде вего сказать, что Шауль никак не становится здесь пророком. Однако, у него появился опыт, когда на нем почил пророческий дух, и это было очень важно, потому что это - обновляет человека. На вопрос о том, как это может быть, что вот, они идут и "хором" пророчествуют, можно ответить, что нет никакой уверенности в том, что они, действительно, пророчествуют. Это слово здесь может по-простому обозначать, что они дошли до такого уровня работы над собой, что они уже готовы быть пророками. Это означает, что если Всевышний пошлет им пророчество, то они уже могут его передавать. Может быть, можно понять и так, что слово -"митнабим" (10:6) означает, что они тренируются быть пророками. Они поют хвалы Всевышнему, и находятся в высоком состоянии, в состоянии Божественного вдохновения, которое близко к пророческому. Некоторые считают, что они пророчествуют о том, что близится час, когда будет в Израиле царь, и т.д. Как бы там ни было, основной смысл того, что здесь происходит, состоит в том, что это - школа пророков "Имени Шмуэля", и это - его ученики. Шмуэль же, поцеловав Шауля и послав его туда, как бы его присоединяет к этой группе. Он его принимает на "ускоренныЙ курс" в свою школу как бы "экстерном", потому что все ученики пророков, которые называются в Танахе "бней Невиим", многие годы тренируются для того, чтобы дойти до этого состояния, а Шауль, хоть и был на высочайшем моральном уровне, но никакой специальной тренировки у него не было. Тем не менее, он с ними вместе как бы "пророчествует", и это вызывает большое удивление у народа.

/10:9-12/ Всевышний "перевернул" сердце Шауля. Исполнение всех знаков. Отношение людей к тому, что Шауль "с пророками".

Итак, кончилось наставление Шаулю, и сказано (10:9): "И было, когда он повернул свое плечо идти". Выражение это довольно интересное. Почему именно плечо? Говорят по этому поводу, что поскольку он был "от плеча и выше всех в Израиле", то здесь так и говорится. Другого такого места нет, чтобы выражение - "повернулся идти" передавалось, как "повернул плечо". И дальше сказано: "И перевернул ему Бог сердце (заменил)". То есть, Шауль еще пока не встретил никого, но после всех этих событий и разговоров со Шмуэлем он уже почувствовал внутри себя прилив сил, почувствовал, что у него другое сердце. Говорится дальше: "И исполнились все эти знаки в тот день". Обсуждается только третий знак, поскольку, наверное, первые два - довольно тривиальны. Первый знак это - некоторый намек на то, что колено Шауля не такое "бросовое". А второй знак, - когда они ему дают два хлеба, что по-простому можно понять, как то, что Шаулю и его слуге, правда, нужен хлеб, который у них кончился (просить у Шмуэля было, может быть, неловко), но на самом деле это - некоторый намек на то, что тебе, Шауль, предстоит быть царем, к которому народ не приходит с пустыми руками, поскольку это как-то не положено.

Третий знак обсуждается более подробно. Сказано (10:10): "И пришли там в эту Гиву, и вот, эта группа пророков навстречу ему, и опустился на него Божий дух, и он пророчествовал среди них. И вот, все знавшие его прежде - вчера и третьего дня (обычные выражения), увидели, что он пророчествует с пророками. И стали в народе все говорить друг другу: "ма-зэ hайа лебен-киш?" - "Что это случилось с сыном Киша?" "hагам шауль баневиим"- "Что уже и Шауль с пророками?" И ответил некий муж (неизвестный) и сказал: "А кто их отец?" Это - не совсем ясная фраза. Дальше сказано: "И потому стало поговоркой: "Что уже и Шауль среди пророков?"

Комментаторы не объясняют так, что это насмешка, а считают, что здесь передается удивление народа: "Смотрите, вот и не видно его было раньше, а тут вдруг..." И называют его люди, как принято называть маленького человека по традиции тех поколений, то есть, только по отчеству (по русской традиции, скорее - наоборот: форма обращения без имени, а только по отчеству считается несколько более уважительной). Мы помним, что когда хотели обидеть Моше, то его называли бен Авраам. Если человек маленький, то его собственное имя ничего не говорит, и поэтому его называют именем отца, особенно, если отец - уважаемый человек. И вот, здесь вдруг этот "бен Киш" становится самостоятельно действующим лицом! И поэтому этот муж и говорит: "А кто их отец?" И он имеет в виду остальных пророков. Что вот, мол, вы говорите: "сын Киша - туда же", а остальные пророки откуда получили свое пророчество? Но пророчество не передается по наследству. Любой человек, если он поработает над собой, может дойти до такого уровня. Поэтому, эта поговорка осталась не в качестве насмешки, а для выражения изумления по поводу того, куда человек может дойти: был незаметным человеком, и сразу - в пророки! И хотя про Шауля нельзя сказать, что он был незаметным человеком (из-за своего роста), но он, безусловно, был человеком очень скромным.

/10:13-17/ Шауль не сообщает того, что сказал ему Шмуэль о царстве. Свойства молчаливости и скромности. Аналогия с Эстер.

После того, как Шауль перестал заниматься этим (как бы) пророчеством, он пришел к Баме - жертвеннику. И сказал дядюшка Шаулю и его юноше: "Куда это вы ходили?" Они на самом деле оказались в Гива, далеко от своего дома, который был в колене Беньямина. И ответил ему Шауль: "Искать ослиц, но увидели, что их нету, и пришли к Шмуэлю". И сказал дядя Шаулю: "Скажи-ка мне, что сказал вам Шмуэль?" (может быть уже дошли слухи, что Шмуэль сказал им не просто про ослиц). И сказал Шауль своему дяде: "Вот, он сообщил нам, что нашлись ослицы". И говорится, что по поводу царства Шауль ничего не сообщил ему, что сказал Шмуэль (может быть, потому что Шмуэль просил пока не говорить?). Сказано: "ашэр амар шмуэль", где слово - "ашэр" довольно сильное в иврите, в языке Танаха. По этому поводу есть замечательные мидраши. В Талмуде, в трактате Мегила говорится так. Сказал рабби Элезар: " В награду за скромность, которая была у Шауля, а именно, проявившаяся в том, что "по поводу царства не сообщил ему", удостоился он того, что от него произошла Эстер, о которой сказано: "Эстер не сообщала о своем происхождении".

Ответ на вопрос: . - Для царя скромность это - жизненно необходимое качество. Однако, если это качество захватывает его целиком, то тогда и он и народ пропали. Современный диагноз - "комплекс" вряд ли точно соответствует случаю Шауля. Мы увидим, что степень его скромности граничит с тем, что можно было бы назвать робостью. Мудрецы говорят, что вообще говоря, нельзя обязательно понимать то, что Шауль ничего не сказал, только, как проявление его скромности. Однако, как же он мог не сказать родному дядюшке в ответе на прямой вопрос, что его помазали царем? Определенная доля скромности и сдержанности здесь, конечно, должна быть.

Имеется еще такой мидраш из "Мидрашей Танхума" к этому же месту. Сказал рабби Шимон бен Габриэль: "Все дни мои я рос среди мудрецов, и не нашел ничего лучше для тела, чем молчание. Рахель держалась за молчание, а именно, когда поднялась соперница, - она молчала; увидела, как ее признаки в руках ее сестры и - молчала. Камень сына Рахели, Беньямина, в нагруднике Первосвященника - "яшпэ"- "яшма" толкуется очень неожиданно, но сначала мидраш сообщает, почему Беньямин тоже знаменит своим умением молчать: "он знал про продажу Йосэфа и молчал". И поэтому мидраш читает - "яшпэ", как - "йеш пэ", то есть, у него есть, что сказать, но он - молчит. Шауль, как обычно говорят, - "сын ее сына", то есть он - из потомков Рахели, и он не сообщил по поводу царства, а Эстер, как сказано, не сообщала о своем народе.

Ответ на вопрос: . И Мордехай и Эстер из потомков той же семьи из колена Беньямина. Есть такое серьезное мнение мидраша, что как раз жена Шауля была из таких девушек, которых он похитил согласно известному договору.

Ответ на вопрос: . Как мог Беньямин "молчать или не молчать" о продаже Йосэфа, когда он был тогда просто очень маленький и он даже не присутствовал при продаже? - Вряд ли был он настолько маленький, что не умел говорить. Его не учитывают, когда говорят о продаже Йосэфа (считается, что продавали 10 братьев), потому что он был, действительно, слишком маленький, чтобы продавать. И кроме того, он явно не "выигрывал" от продажи своего родного старшего брата. Но к тому моменту, когда "маленького" Беньямина привели в Египет, ему уже было 30 лет и у него было 10 сыновей. Поэтому, за 17 лет до этого ему было 13 лет и он вполне мог бы и "сказать".

Ответ на вопрос: . Сколько было лет Шаулю, когда его помазали? - Точно об этом не сказано. Ясно, что он не был очень молодым, потому что у него были уже довольно взрослые дети. Когда пишут о ком-то "молодой и красивый", то не надо понимать, что он был совсем юноша. Сказано, что Шауль был молодой и красивый, а Шмуэль был старый и ему было 50 лет с чем-то (мы знаем, почему он выглядел старым). Можно предположить только, что Шаулю еще не было 50. Все это трудно рассчитать, если не сообщается точная хронология, потому что, например, известно, что Калев стал прадедушкой, когда ему было всего 27 лет.

Ответ на вопрос: . Колено Беньямина было малочисленным потому, что оно пострадало в этих кошмарных событиях, описанных в конце книги Шофтим.

/10:18-24/ Несмотря на упреки Шмуэля народу, захотевшему "земного" царя, он все-таки соглашается поставить им царя и созывает народ в Мицпа. С помощью жребия Шмуэль выделяет колено Беньямина и в нем семейство hа-Матри, а затем - выделяет Шауля.

После того, как Шауль поговорил с дядюшкой, Шмуэль (10:17) - "скликнул народ в Мицпу". Мицпа, как мы помним, очень важное место, где происходят самые важные собрания. И сказал Шмуэль сыновьям Израиля: "Так сказал Всевышний, Бог Израиля: "Я вывел Израиль из Египта, и спас вас от руки Египта и от руки всех царств, которые прижимали вас. А вы сегодня погнушались вашим Богом, который спасает вас от всех ваших бед, и от всех ваших бедствий." И сказали ему: "А вот, царя поставь над нами!". Снова Шмуэль их упрекает, и упрекает теперь несколько с новой стороны. Он до сих пор не упоминал этой нотки, которая нам знакома издавна. Еще Аврааму Бог открывается словами: "Я - Бог, который вывел тебя из Ур-Касдим". При этом, "вывел" означает не просто помог или указал направление, а "вывел" из таких обстоятельств, из которых ты сам не был бы в состоянии выйти. А именно, по мидрашу, Авраам был "вынут" из горящей печи. И каждый раз Бог представляется нам, как Тот, кто нас спас из страшной беды для того, чтобы мы имели какой-то "заряд энтузиазма" выполнять Его задания. "Я вас вывел из Египта и спас от всех, кто пытался надеть на вас свой хомут для того, чтобы вы не искали себе "человеческого хомута"". Как мы помним, в Торе есть закон в парашат "Мишпатим" о том, что если еврей был продан в рабство и отслужил свои 6 лет, а в 7-ой год отказался выходить, и сказал, что я полюбил своего господина и жену и детей, и не уйду на свободу, то тогда ему прокалывают ухо, и он становится "рабом навеки". Это значит, что он остается рабом до юбилейного года. Раббан Йоханан бен Закай объясняет, что ему прокалывают ухо потому, что это ухо слышало на Синае: "Не будет у тебя другого Господина, кроме Меня", а он пошел и надел на себя хомут чужого господина. И здесь Шмуэль передает те же самые слова Господа: "Я вам сказал, что Я вам буду Царем, а вы настаиваете на том, чтобы дать вам земного царя. И если так, то - получите!".

И дальше продолжал Шмуэль: "А теперь предстаньте перед Всевышним, по своим коленам, по тысячам (мы помним, что были тысяченачальники, стоначальники и т.д.)". "И подзывал Шмуэль каждое колено Израиля, и выделил с помощью жребия колено Беньямина. И подозвал колено Беньямина по семействам, и выделил семейство hа-Матри. Очевидно, это было то семейство, к которому принадлежал Шауль. И - выделил Шауля, сына Киша; и стали его искать, и не нашли. И спросили еще раз Всевышнего: "что это за чаловек?" И сказал Всевышний: "Вот он прячется среди вещей"". Комментаторы объясняют, что Шауль спрятался в кладовой, где люди оставляли свои вещи. "И побежали, и взяли его оттуда (10:23), и он предстал посреди народа, и вот, он выше всего народа от плеча и дальше - на голову выше. И сказал Шмуэль всему народу: "Видели ли вы, кого избрал Всевышний? Потому что нет подобного ему во всем народе". И затрубил весь народ, и сказали: "Пусть живет царь! (да здравствует царь)."" Эта сцена несомненно показывает необычайную скромность Шауля. Почему он спрятался в кладовке, когда его уже избрали царем, и жребий на него пал?

Мидраш говорит, что Шауль потребовал, чтобы еще спросили Урим и Тумим. Неужели он мог подумать, что будет получен иной ответ, когда он прекрасно знал, что Шмуэль его уже помазал? Эта его скромность граничит уже с чем-то удивительным. Тем не менее, в этом есть некоторое разумное соображение. Поскольку Шауль до этого момента был человеком, совершенно неизвестным народу, то он боится не того, что Шмуэль мог ошибиться, или что жребий был не точен. Он боится того, что народ может быть не полностью уверен в том, что он избран царем законно, и не захочет его принять от души, а он не хочет быть таким царем, который принудительно посажен над народом сверху. Несомненно, что все было сделано, как положено, и Санhедрин в этом участвовал и пр., но Шауль тем не менее настаивает на еще и этой проверке с помощью Урим и Тумим. Этот образ Шауля, прячущегося среди вещей, становится поговоркой на все времена, как характеристика высшей степени скромности. При этом, Шмуэль говорит народу, что, как видите, он на голову выше всех.

/10:25-27/ После изложения "статуса царя", Шмуэль отправляет народ по домам. Пренебрежительное отношение к Шаулю "бней блиаль" - "паршивых людей", и реакция Шауля на это.

После этого, Шмуэль снова повторяет народу (10:25) статус царя. На этот раз он не просто повторяет, а записывает в книгу и кладет ее перед Всевышним, то есть, там, где находится Ковчег. И дальше говорится, что "отправил Шмуэль весь народ по домам". Мы видим, что Шмуэль полностью уже передал свои полномочия Шаулю, но при этом новый царь совершенно не принимает никакого управления на себя, и отпускает народ по домам все равно Шмуэль. И сказано: "Шауль тоже пошел к себе домой в Гиву (!). И пошли с ним богатыри, сердца которых "коснулся Бог". А дьвольское отродье сказали: "Что спасет этот?", и с пренебрежением отнеслись к нему, и не принесли ему подношения; а он был, как глухой." Возникает вопрос: почему богатыри пошли за ним? Ясно, что богатыри, сердца которых коснулся Всевышний, почувствовали, что это - помазанный царь и надо его сопровождать, и надо быть с ним.

Название, приведенное здесь для этих паршивых людей - "бней блиаль" мидраш раскладывает, как - "бли оль" - "люди, на которых нет ярма", то есть, это люди, которые сбросили с себя всякое признание Небесного Управления. И это - как раз те люди, которые просили царя "как у всех народов", чтобы можно было, наконец, жить "по-человечески". А тут они видят, что поставили царем какого-то человека, который знается с пророками, распевает какие-то гимны, и вообще - неизвестно, откуда он взялся и какой от него может быть толк, наверное, опять станет проповедовать какие-то религиозные догмы. А Шауль сделал вид, что он ничего не слышит. И тут наблюдается довольно интересная двойственность. С одной стороны, мы видим, что став царем, Шауль никуда не вознесся, остался скромным человеком, с другой стороны, не ясно, насколько эта скромность хороша при всех обстоятельствах.

Ответ на вопрос: . Важно ли то, что про Шауля сказано, что он был выше всех на голову и был очень красивым? - Царь вообще должен быть красивым. Царь в Израиле должен вызывать всяческое обожание и гордость в народе. Он должен поражать даже своим внешним видом. И это замечательно, что Шауль такой высокий, статный и красивый. Мы знаем, что Давид не был таким высоким и красивым, правда, он очень преобразился после того, как был помазан на царство. Мы увидим, что при помазании Давида Шмуэль сначала будет очень растерян от того, как он выглядит. Поэтому, никак нельзя сказать, что есть какие-то нормативы роста и пр. для избрания человека царем.

Ответ на вопрос: . Отщепенцев было не так уж мало, но когда Шауль разгромит пелиштимлян, он будет в конце концов признан всем народом. Народу нужны какие-то действия.

Ответ на вопрос: . "Доблестные люди" пошли сопровождать Шауля потому, что царю не положено вообще ходит в одиночку, это считается позором для всего народа. Его должна сопровождать свита, и при царском дворце должен быть караул. Надо скорее всего понимать так, что они признали его царем, и потому - пошли за ним.

Факт таков, что эти мерзавцы не ставят в грош помазанного по всем правилам царя, который был точно избран Всевышним, и которого народ сам просил. И эти люди являются закоренелыми преступниками, заслуживающими смертной казни по закону, потому что оскорбление царя, помазанного Всевышним, - это преступление. А Шауль делает вид, что он ничего не слышал. И это - не только сейчас, потому что сейчас как раз такое поведение царя могло быть политически вполне разумным, поскольку народ не так уж единодушен в желании его принять. Однако, потом, когда уже он был всеми признан, и преданные люди говорят ему, что следует казнить тех, кто возводит на него хулу, Шауль говорит, что нет, в день такой победы не надо наказаний, и он их прощает. И этим он совершает "служебное преступление", потому что, если мудреца оскорбили, и он простил, то - должно быть прощено, но если царя оскорбили, и он простил, то - не прощено! Потому что царское достоинство - это достоинство всего народа. И не в праве царя прощать такое оскорбление. Для того, чтобы оценить драму Шауля надо понять, что с одной стороны, царь должен быть скромнее скромного, и сердце его всегда должно быть низко, низко. Он должен прислушиваться к самому маленькому человеку, но при этом страх перед царем должен лежать на всех. Такое совмещение, конечно, очень трудное, и у Шауля это не очень получится.

Ответ на вопрос: . Пока мы обсуждаем события, когда Шауль еще не царствует, а только помазан на царство. Имеется еще такая деталь. Когда Шмуэль говорит: "Ты передо мной (раньше, чем я) спустишься в Гильгаль, и будешь ждать меня с принесением карбана", то здесь не совсем понятно о чем идет речь. По-видимому, речь идет о ближайших днях, описывающихся в следующих главах.



Продолжение