МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по книге "Шмуэль"

Лекция 60. 14:25-15:8



/14:25-27/ Рассказ о красоте Авшалома и его волос, и о том, что у него родились 3 сына и одна дочь.

/14:28-30/ Неудачные попытки Авшалома использовать Йоава для переговоров с царем. Авшалом поджигает ячменное поле Йоава. Обсуждение объяснения Кли-Якара.

/14:31-33/ Авшалом передает царю через пришедшего к нему Йоава просьбу о том, чтобы царь или простил его или умертвил. Царь прощает Авшалома, принимает и целует его.

/15:1-6/ Авшалом создает вокруг себя некоторую пышность, заведя конную колесницу и скороходов. Он "подкупает" сердца израильтян, идущих на суд к царю, и наговаривает на суд царя Давида.

/15:7-8/ Авшалом просит царя отпустить его в Хеврон, чтобы исполнить обет Всевышнему, данный им в изгнании. Обсуждение слов: "И было по прошествии 40 лет".


/14:25-27/ Рассказ о красоте Авшалома и его волос, и о том, что у него родились 3 сына и одна дочь.

Стих 25 (14:25) говорит: "Во всем Израиле не было красавца, подобного Авшалому, достойного произнесения хвалы: от пальцев ног и до макушки". Когда речь идет о хвале, то здесь может быть, содержится намек на то, что когда мы видим какое-то достаточно необычное явление, то следует произнести соответствующее благословение Всевышнему. Например, если видишь большого мудреца, то следует сказать особую браху, а если видишь необычайно красивого человека, то имеется также соответствующее благословение Творцу, что Он создал такого человека. Здесь же сообщенная нам деталь помогает понять, почему народ так полюбил Авшалома: потому что красота этому помогает. В стихе 26 в дополнении к тому, что было сказано о его естественной красоте, говорится, что когда он сбривал свои волосы, и сказано, что делал он это - "микец ямим", что по большинству мнений означает, что он делал это каждый год, то эти состриженные волосы весили 200 шекелей царской меры; и это - довольно значительный вес! Из того, что он стригся только раз в год (хотя есть и другие мнения - раз в месяц или в неделю) мудрецы выводят, что Авшалом дал обет назирута; и он потом скажет отцу о том, что он это сделал, находясь в изгнании, когда он был у своего деда в Гшуре. И говорится, что Авшалом был "назир-олам". Обычно, когда дается обет назирута без указания срока, то это означает, что он дан на месяц, а Авшалом дал такой обет "навеки", и каждый год он имел право стричься. Волосы были предметом особой гордости Авшалома, и как мы увидим, они же его и погубили: когда человек возносится, то это расставляет ему сеть.

Ответ на вопрос: . Назир-олам имеет право стричься раз в год. Что касается Шимшона, то он, вероятно, не имел такого права, потому что Шимшон - это совершено особый случай.

Стих 27 говорит, что у Авшалома родились три сына и одна дочь, которую звали Тамар; и она была красива видом. По этому поводу Талмуд ставит такую трудность: через несколько глав будет сказано, что у Авшалома не было сына. И в Талмуде это объясняют так, что или его сыновья все умерли в раннем детстве, или это означает, что у него не было сына, достойного царствовать. Может показаться удивительным, что эти три сына и одна дочь родились за очень короткий срок - за 2 года после его возвращения из Гшура (хотя можно предположить, что они родились или еще до его изгнания, или - от разных жен). Так или иначе, но этот абзац, очевидно, хочет нас ввести в ситуацию того, каким выдающимся человеком был Авшалом: он провел несколько лет в трудных скитаниях, потом была очень трудная дорога, но тем не менее, он прибывает домой в полном блеске красоты, безо всякого изъяна, и с таким выдающимся украшением, как его волосы, и родились у него три сына и дочь. Почему упоминается имя дочери, а не имена сыновей - это легко понять, потому что дочь он назвал в честь своей опозоренной сестры.

Ответ на вопрос: . О судьбе сестры Авшалома - Тамар ничего не сообщается. Что касается того, можно ли называть новорожденных детей в честь родных, еще не умерших, то по этому поводу есть разные мнения. И существуют разные обычаи в разных общинах даже сегодня. Например, в ашкиназских общинах это сильно не рекомендуется, а в сефардских общинах, наоборот, это считается большой честью, когда младенца называют именем живого родственника, например, дедушки. И совершенно не обязательно следовать такому представлению, что давая ребенку имя живого родственника, ты как бы отнимаешь этим у него жизненную силу.

/14:28-30/ Неудачные попытки Авшалома использовать Йоава для переговоров с царем. Авшалом поджигает ячменное поле Йоава. Обсуждение объяснения Кли-Якара.

Дальше, в стихе 28 говорится, что Авшалом жил в Йерусалиме 2 года, а царя он так и не видел. Авшалом несколько раз посылал за Йоавом, чтобы послать его к царю, но тот не пожелал прийти. Почему Йоав не пожелал прийти, нам не сообщается. Может быть, что Йоав не хотел вступать в противоречие с царским указом, потому что царь, хоть и распорядился вернуть Авшалома, все-таки решил, чтобы он оставался как бы в стороне. И если важнейший царский сановник, такой, как Йоав, будет приходить по вызову Авшалома, то это как-то может повысить статус Авшалома вопреки воле царя. В стихе 30 Авшалом говорит своим слугам: "Смотрите, надел Йоава находится рядом с моим, и у него там - ячмень; пойдите и подожгите его огнем. Причем, поскольку имеется кри-уктив, то хоть и написано: "Я подожгу его", читать надо: "Вы подожгите его". И подожгли слуги Авшалома этот участок огнем. Обсуждая почему здесь различается написание и прочтение, Кли-Якар предлагает такой вариант объяснения, что Авшалом как бы говорит слугам: "Смотрите, аккуратнее все делайте, потому что его поле соседствует с моим, и позаботьтесь о том, чтобы огонь не перекинулся на мое поле. Поэтому, уберите сухие травы, колючки и пр., а потом, когда все будет готово, позовите меня, и я подожгу собственноручно, проявляя уважение к высокому сановнику. Если же вы увидите, что что-то не в порядке, или кто-то обратил внимание на ваши действия, то тогда поджигайте сами и - уходите". И тогда получается логично, что они занимались этой порученной им работой, и очевидно, решили не рисковать, или кто-то их спугнул, и они сами подожгли. Больше всего поражает то, что Авшалом хотел проявить уважение к Йоаву тем, что сам, собственноручно, собирался поджечь его поле. И Йоав очень обиделся, что подожгли слуги. Тем не менее, именно такое соображение Кли-Якара объясняет трудность наличия здесь кри-уктива, что затрудняет простое понимание текста.

Ответ на вопрос: . - Когда йермияhу в книге Мелахим пишет, что "царь Шломо построил Храм", естественно, что никому не придет в голову, что Шломо делал сам все работы. И "он построил" - означает в этом случае, как и во многих других, что он дал указание построить. Но там нет кри-уктива, который здесь, согласно традиции, хочет передать какую-то новую информацию. Если же принять такое объяснение, что и здесь Авшалом, говоря "Я подожгу", понимает под этим, что подожгут слуги, то в этом нет ничего нового, потому что всегда так происходит. Поэтому, объяснение Кли-Якара того, почему тут стоит кри-уктив, представляется самым разумным. Кли-Якар жил в 16-ом веке, но от времен Авшалома он отстоит не сильно ближе, чем мы, поэтому трудно сказать, понимал ли он психологию тех героев лучше, чем мы.

Трудность понимания здесь состоит не в том , что Авшалом говорит: "Я подожгу сам", а в том, что Йоав очень обиделся, что не сам Авшалом сделал это. Талмуд не разбирает этих тонкостей, а разбирает более принципиальный вопрос. А именно, по поводу того, что Авшалом послал поджечь поле Йоава, в Талмуде говорится так. Равв Хидза сказал, что традиция учит: "Всякий, кто поджигает чужое поле, не оставляет наследников". И учится это именно из этого места, потому что через несколько глав (в гл. 18) Авшалом скажет: "Нет у меня сына". То есть, поджигать поле это - очень тяжелое преступление. И галаха говорит, что человек не может поджигать даже свое собственное поле, потому что в мире много голодных, и если тебе не нужно, то надо отдать другим.

/14:31-33/ Авшалом передает царю через пришедшего к нему Йоава просьбу о том, чтобы царь или простил его или умертвил. Царь прощает Авшалома, принимает и целует его.

Стих 31 говорит, что поднялся Йоав, и пришел к Авшалому домой, м сказал ему: "Почему подожгли твои слуги мое поле огнем?" И Кли-Якар говорит, что Йоав имеет в виду то, почему именно слуги подожгли, а не сам Авшалом это сделал: не уважил, мол. И Авшалом ответил Йоаву (14:32), что, вот, я посылал к тебе сказать: "Приходи сюда, и я пошлю тебя к царю сказать: "Для чего я вернулся (прибыл) из Гшура, лучше было бы мне, чтобы я оставался там, а теперь увижу я лицо царя, а если есть на мне грех, то - умертви меня"". Понятно, что хоть царь и простил его, но если поступок все же заслуживает наказания, то Авшалом просит убить его, потому что половинчатость для него невыносима. Некоторые комментаторы пытаются объяснить таким образом. То, что царь простил Авшалома, говорит о том, что за убийство Амнона его уже нечего наказывать, и с этим все покончено, несмотря на то, что сам поступок по Торе и заслуживал наказания. Поэтому Авшалом и говорит, что хочет увидеть царя, и если в этом есть еще состав преступления, то пусть его за это царь убьет. Это объяснение представляется несколько натянутым. И пришел Йоав к царю (14:33), и сообщил ему. Царь позвал Авшалома; и пришел тот к царю, и поклонился ему лицом до земли; и поцеловал царь Авшалома. То, что сказано: "И поцеловал царь Авшалома" выглядит здесь несколько официально: он поцеловал его не так, как отец сына целует, а как царь целует прощенного подданного. Этот стих - конец главы 14, который подготовил главу 15.

Ответ на вопрос: . - Как мы видели, Небесный Суд за поджег поля наказывает довольно строго. Что касается земного Бейт-Дина, то здесь этот вопрос разбирается, как и любые другие имущественные вопросы: за любой ущерб Бейт-Дин приговаривает человека, если есть свидетели, к тому, чтобы он выплатил компенсацию. В тексте такие подробности не указаны, и возможно, что Йоав потребовал компенсации, и Авшалом уплатил. Почему подчеркивается, что участки были рядом? - Вовсе не факт, что если огонь с одного участка перекинулся на другой, то не следует платить компенсацию. Для этого надо доказать, что этого нельзя было предвидеть. А если предвидеть было можно, то даже в случае, если огонь перекинулся случайно, то все равно следует отвечать за все, что он сжег. Авшалом же даже и не пытается делать вид, что это получилось случайно. Для объяснения Кли-Якара нет проблем в том, что сказано, что участки были рядом, потому что прежде, чем поджигать, следовало прочистить межу, чтобы огонь не перекинулся на поле Авшалома. Может быть, что близость их участков облегчала задачу поджега, потому что не надо было пробираться через чужие поля, и это облегчает более непосредственное понимание.

Ответ на вопрос: . - Вполне возможно, что то, что "надел" понимается обычно как нечто, передающееся по наследству, то любые такие вещи подразумевают реализацию принципа "мера за меру".

/15:1-6/ Авшалом создает вокруг себя некоторую пышность, заведя конную колесницу и скороходов. Он "подкупает" сердца израильтян, идущих на суд к царю, и наговаривает на суд царя Давида.

Глава 15 начинается с того, что после всех этих событий было так, что Авшалом сделал себе конную колесницу, и 50 человек бегут перед ней. Надо сказать, что это является довольно выдающейся пышностью, поскольку царю, как мы знаем, не велено иметь особенно много лошадей. Давид, в отличие от своего сына Шломо, соблюдал все эти запреты Торы, и он не брал себе жен больше, чем положено (больше 18), по сравнению со Шломо, у которого их было тысяча (правда, жен было 700 и 300 - наложниц). Поэтому, такая пышность у царского сына, как конная колесница и 50 скороходов, была уже некоторой заявкой на особое общественное положение. Дальше (15:2-З) рассказывается о том, что Авшалом вставал рано утром, и становился у дороги, которая ведет от ворот. И вот, всякого, у кого была какая-то тяжба, и очевидно, достаточно серьезная тяжба, достойная того, чтобы с ней прийти к царю на суд, Авшалом окликал и говорил: "Из какого города ты?" А, когда тот отвечал, из какого он колена Израиля, то Авшалом говорил ему (15:З): "Смотри, слова твои хороши, и подобающи, но послушать тебя некому от царя". В четвертом стихе Авшалом говорит: "Кто бы поставил меня судьей в стране, и ко мне приходил бы всякий, у кого будет тяжба или суд, и я бы его оправдывал".

В стихе 5 продолжается рассказ об отношениях Авшалома к израильтянам, идущим на суд к царю. И говорится, что он протягивал руку проходящему поклониться человеку, и останавливал его, и целовал его. И поступал Авшалом таким образом по отношению к каждому из Израиля, кто приходил на суд к царю; и украл Авшалом сердце людей Израиля. Вот такой: пленительный, очаровательный, красавец, скромный и всех любит, и хочет только справедливости, которая всегда "в его пользу"...

Ответ на вопрос: . - То, что говорится в третьем стихе, безусловно, имеет форму одноразового действия. Однако, во втором стихе говорится: "вhишким" - "и вставал" и "вйеhи коль-hаиш" - "и было", что показывает, что "всякий человек" и т.д., и это никак нельзя по контексту перевести, как одноразовое действие. Но дальше говорится: "ваикра авшалом" - "и позвал Авшалом", что может означать только, что звал он каждого из них в отдельности (это же не митинг, а "задушевный" разговор). То есть, из начала второго стиха и из контекста видно, что это - длительное повторяющееся действие.

Ответ на вопрос: . Почему люди шли к царю решать какие-то свои тяжбы? - Такой царь, как Давид, то есть, праведный и мудрый в Торе царь, он одновременно является и главой Бейт-Дина; у него есть свой Санhедрин. И если у человека дело серьезное, которое требует для своего решения высокой квалификации и большой мудрости, то стоит обращаться к царю. С другой стороны, царь обладает полномочиями, которых нет у Бейт-Дина. Судья - "даян" может судить только по закону Торы, но не всякое дело может получить решение по закону Торы. А у царя в руках такое право, что он может казнить и не по закону Торы. Если царь считает нужным для социального здоровья казнить какого-то человека, то он может его казнить, и у него есть такая власть. Что касается возможности помилования, то если Бейт-Дин приговорил какого-то человека к смерти по закону Торы, то царь не властен отменять такой приговор. У законов Торы есть "более высокое" Начальство. Правда, тут есть некоторые нюансы. Можно вспомнить историю, описанную в Шмуэль-алеф, когда Шауль наложил заклятие, что тот, кто поест до вечера, будет казнен, а поел как раз Йонатан, его сын, который этого не знал. Шауль готов был его казнить, но народ добился того, что такое решение было отменено. Это, конечно, необычная ситуация, но в общем, если человек приговорен Бейт-Дином к смертной казни по закону Торы, то здесь царь уже не имеет никакой власти. Ответ на вопрос. Как можно понять слова Авшалома: "Я бы его оправдывал (всякого, кто приходил бы)"? - По простому говоря, комментаторы ставят это в качестве одного из основных упреков Авшалому, говоря, что он подкупал "сердце народа". И это - одно из очень тяжелых преступлений. Он всех "подкупал", потому что он каждому человеку говорил: "Ты прав". С другой стороны, Кли-Якар, который хочет видеть во всех людях не такую легкую "подкупаемость", говорит, что Авшалом ставит этого случайного собеседника в довольно интересное положение. На вопрос Авшалома: Откуда ты?", тот отвечает, что он из одного из городов, и разве это меняет что-нибудь, ведь я пришел к царю на суд. А Авшалом говорит: "Вот видишь, из твоих слов я заключаю, что ты - человек достойный, и наверняка ты прав в своей тяжбе". Но как же можно всех оправдать? Давид, действительно, умел всех оправдать. А именно, он оправдывает того, кто пострадал, тем, что требует, чтобы ему вернули утраченное, а грабителя или нанесшего ущерб он оправдывает тем, что он его освобождает от греха. Авшалом же говорит следующее. Он говорит, что царь, конечно, замечательно судит, но там же полно бюрократов, которые тебя к нему не подпустят. И вот, кто бы дал, чтобы я это взял в свои руки, и был бы настоящим работником этого ведомства; я бы все дела решал по справедливости. И таким образом, Авшалому инкриминируются по крайней мере два очень тяжких преступления. Одно - это то, что он выражал такую нежную и искреннюю любовь к каждому встречному, и говорил каждому, какой он замечательный и достойный человек. А второе - это то, что он наговаривал пакости на суд Давида.

Ответ на вопрос: . Следовало ли осудить Авшалома на смерть за убийство брата? - По такой "статье" осудить его никак невозможно, потому что он его не убивал, а он послал слуг его убить. Мы уже ни один раз напоминали этот принцип, что "нет посыльного в деле преступления". То есть, если я послал кого-то украсть, и он это сделал, то отвечает он, а не я. Ясно, что Небесный Суд за это не похвалит, но здесь идет речь о земных инстанциях. Царь мог бы его казнить, и он собирался это сделать, но за то время, которое Авшалом пробыл беглецом в изгнании, царский гнев уже остыл, и кроме того, Авшалом убил Амнона за грех, который предполагал суровое наказание. За насилие незамужней девушки насильнику полагается заплатить штраф отцу, взять ее в жены, и он не имеет права давать ей развод никогда в жизни. Это - закон Торы для Израиля, а для бней Ноах полагается за это смертная казнь. Давид же вообще никак не наказал Амнона. То есть, Давид тоже был не совсем прав. Однако, наказание Амнона Авшаломом - не наказание по суду.

/15:7-8/ Авшалом просит царя отпустить его в Хеврон, чтобы исполнить обет Всевышнему, данный им в изгнании. Обсуждение слов: "И было по прошествии 40 лет".

В стихе 7 говорится: "И было, по прошествии 40 лет сказал Авшалом царю: "Разреши мне, пойду-ка я и исполню обет, который я дал Всевышнему в Хевроне."" То, что сказано: "В Хевроне", не обязательно означает, что он обет дал в Хевроне.

Он вполне мог, будучи в Гшуре, дать обет, что он принесет жертву в Хевроне. Мидраш задает вопрос о том, что это за 40 лет? Кому 40 лет? Барайта отвечает, что "по прошествии 40 лет" - надо считать, начиная с того момента, когда евреи попросили царя. Царя они попросили в 10-ый год правления Шмуэля. Десять лет правил Шмуэль один. Потом один год правили Шауль и Шмуэль вместе. После этого два года царствовал Шауль один, и - 37 лет царствовал Давид. Итого получается как раз 40 лет.

Что касается арифметики, то теперь все понятно, но зачем нам пророк пишет об этом? Какая связь описываемых событий с просьбой о царе? Дело в том, что назревают важные события, и эта фраза фактически и есть уже начало мятежа, бунта. И такое возможно только, когда власть передается по наследству. Когда власть по наследству не передается, то нет большого основания для того, чтобы сбросить существующего правителя, потому что если даже его и сбросит некто, то ему не гарантировано, что именно он унаследует престол. Отсюда, здесь и отмечается такая простая связь: когда вы на свою голову попросили, чтобы у вас была царская форма правления, то вот, теперь и получите все ее "прелести". И начинаются дворцовые перевороты и пр. То есть, связь - довольно прямая. Имеются еще и некоторые другие объяснения.





Продолжение