МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по книге "Шмуэль"

Лекция 63. 17:1-17:23




/17:1-4/ Совет Ахитофэля Авшалому, и вывод, который делает мидраш из этого совета.

/17:5-10/ В разговоре с Авшаломом Хушай, по совету Давида, осуждает совет Ахитофэля.

/17:11-14/ Совет, данный Авшалому Хушаем, принимает и Авшалом и весь Израиль.

/17:15-22/ Хушай передает Давиду через коhенов и посыльных все сведения о планах Авшалома. Давид со всеми своими людьми переходит Йарден.

/17:23/ Ахитофэль, увидев, что его совет не выполняется, покончил со всеми делами и удавился. Обсуждение вопроса о том, в каких случаях евреям разрешено самоубийство.


/17:1-4/ Совет Ахитофэля Авшалому, и вывод, который делает мидраш из этого совета.

Глава 17 начинается с содержания того совета, который Ахитофэль дает Авшалому. Говорится, что сказал Ахитофэль Авшалому: "Выберу-ка я 12 тысяч мужей, и поднимусь, и погонюсь за Давидом этой ночью. И я нападу на него, а он - усталый и слабый ("рефэ ядайм" - "с опущенными руками"), и потрясу его, приведу его в смятение; и разбежится весь народ, который с ним; и я убью одного только царя. И я верну весь народ к тебе". Следующую фразу Ахитофэля довольно трудно

понять без комментария. Буквально он говорит так: "Как возвращается все, каждый, чего ты желаешь, весь народ будет в мире". Раши объясняет, раскладывая на смысловые части, что "коль-hаам элейха" означает, что "все вернуться к тебе", то есть, что он никого из оставшихся с Давидом не собирается убивать или наказывать, и весь народ вернется к Авшалому. А "иш ашэр ата мевакеш" означает, что он не хочет называть Давида по имени, а говорит "человека, которого ты хочешь убить, - он и будет убит", и имеется в виду Давид. А после этого весь народ будет в мире. Раши предполагает, что Ахитофэль не хочет упоминать в неподходящем месте родственные связи Авшалома. Дальше говорится (17:4), что эти слова понравились Авшалому и всем старейшинам Израиля. Раши объясняет, что под "старейшинами Израиля" здесь имеются в виду не мудрецы, а просто старые люди.

Мидраш говорит следующее по поводу плана Ахитофэля: "Я нападу на него, а он - усталый и слабый". Сказал рабби Шимон бен Йохай: "Пока человек не согрешит, он вселяет страх и трепет. Когда же он согрешит, то на него наваливают страх и трепет. Пока не согрешил Давид (в истории с Бар-Шевой), в Псалмах написано: "Всевышний - мой свет, мое спасение, кого мне бояться?" А после этого события как раз и написано: "Я нападу на него, а он усталый и ослабевший"". Здесь имеется некая игра слов (на одном только предлоге): когда говорится, что пока человек не согрешил, то сказано - "нотним ло...", а когда он согрешил, то говорится - "нотним алав..." То есть: "ему дают" или - "на него нагружают" (страх и трепет). Эти образы фигурируют и в письменной Торе, и в мидрашах, и в более поздних комментариях. Когда после потопа Бог заключает союз с Ноахом и его потомками, то Он говорит, что Я страх человека помещу на животных. И по-простому, понимается, что речь идет о том, что в животных будет вставлен инстинкт не наносить вреда человеку. Действительно, специалисты по поведению диких зверей говорят, что случаи людоедства среди самых хищных зверей исключительно редки, и бывают только при каких-то очень необычных обстоятельствах. То есть, у животных на самом деле имеется инстинкт, что человека есть нельзя. По другому смыслу то, что страх человека помещен на животных, обозначает не свойство животных, а свойство человека. Специфическое свойство человека - чувствовать Божественное Присутствие в мире. И реакцией на ощущение этого Божественного Присутствия является состояние трепета. И такое состояние имеет свойство передаваться даже животным. Только магнитная стрелка дрожит в магнитном поле, а немагнитная - этого поля не регистрирует. И так же животное, заражаясь этим трепетом, автоматически будет чувствовать в человеке высшее существо, и не будет ему причинять никакого вреда. Если же в человеке самом нехватает этой чувствительности, то животное может принять его за "своего" и напасть на него.

То же самое говорится в книге Шемот. Всевышний говорит Моше: "Вот, ваш страх я начинаю нагружать на окрестные народы". По-простому, это опять-таки означает, что эти окрестные народы начинают испытывать чувство страха перед Израилем. И Израиль является единственным народом, который, как народ, способен регистрировать Божественное Присутствие, и тем самым "поставлять" его всему человечеству, что совершенно необходимо. А если мы этого не поставляем, то тогда антисемиты начинают нас "кусать". При этом они могут сами не понимать причины этого, и объяснять это тысячью других причин, но на самом деле, их бесит, когда человек (еврей) не выполняет своей человеческой функции.

/17:5-10/ В разговоре с Авшаломом Хушай, по совету Давида, осуждает совет Ахитофэля.

Авшалом позвал Хушая Арки, чтобы послушать (17:5) - "что же у него есть сказать". И вошел Хушай к Авшалому, и сказал ему Авшалом так: "Вот, так-то говорил Ахитофэль, поступить ли по его слову или нет - ты говори". И сказал Хушай Авшалому: "Не хорош совет, который дал Ахитофэль на сей раз". Из того, что говорит устная традиция, можно заключить, что "сей раз" отличается от всей карьеры Ахитофэля, который за свою деятельность советника и у Давида и у Авшалома ни разу не дал неправильного совета. Понятно, что у Хушая нет никакого выбора, и он не может сказать, что совет Ахитофэля хорош, потому что вся его миссия

заключается в том, чтобы разрушить совет Ахитофэля. Как же он теперь опровергает этот совет, который всем уже понравился? И сказал Хушай (17:8): "Ты знаешь своего отца и его людей, что они - богатыри, герои; и у них горько на душе, и они в состоянии, как медведица, лишившаяся детеныша в поле; и отец твой - муж войны; и он не расположит народ на отдых этой ночью". Таким образом, Хушай во-первых, приводит некоторое, очень стратегически разумное соображение, и во-вторых, он продолжает ту линию, ту ноту, на которой он вошел к Авшалому. Он как бы говорит: "Я переметнулся к тебе от Давида не потому, что я о нем плохого мнения, а потому, что я тебе буду служить из преданности к Давиду. И поэтому, все же знают, чей ты сын! Ты - сын героя, богатыря, и Давид вовсе не какой-то расслабленный и растерянный человек, а он - могучий мужик. И дальше Хушай говорит о Давиде: "Вот, сейчас он прячется в какой-нибудь расщелине, или еще в каком-то месте; и вот, когда кто падет в начале (сражения), то услышат и станут говорить, что было поражение среди народа, который пошел за Авшаломом. И к тому же он (Давид)- доблестный и сердце у него, как сердце льва, и неужели он оробеет, ибо весь Израиль знает, что герой твой отец, и доблестные мужи те люди, которые с ним". Мы видим, что если Ахитофэль говорит все очень скомкано, и стремится замять эти родственные отношения, то Хушай подчеркивает, что ты, Авшалом, должен чувствовать, что ты - сын героя.

/17:11-14/ Совет, данный Авшалому Хушаем, принимает и Авшалом и весь Израиль.

Хушай дает Авшалому такой совет (17:11-13). Он говорит: "Пусть соберется к тебе весь Израиль от Дана и до Бер-Шевы, как песок на берегу морском во множестве, и ты лично пойдешь в битву". То есть, он говорит, что Ахитофэль предлагает Авшалому такой план, по которому вся слава и победа будет только ему, Ахитофэлю. И поэтому он и говорит: "Ты, Авшалом, должен сам вести народ к битве. И мы нападем на него, явимся к нему в одно из мест, где он будет находиться, и ополчимся на него, как падает роса на землю; и не останется у него из тех людей, которые с ним, ни одного". То есть, он говорит, почему же надо убивать только одного Давида? Дальше Хушай продолжает: "Если в город какой-то он переберется, то мы поднимем весь Израиль к тому городу, возьмем веревки, и стащим его до реки так, что не останется там ни камня". И сказал Авшалом и каждый из Израиля: "Совет Хушая Арки - лучше, чем совет Ахитофэля". И дальше следует "авторская ремарка": "А Всевышний устроил так, чтобы разрушить совет Ахитофэля, ради того, чтобы навел ("послал"-"цива") "Всевышний на Авшалома беду".

/17:15-22/ Хушай передает Давиду через коhенов и посыльных все сведения о планах Авшалома. Давид со всеми своими людьми переходит Йарден.

В стихе 15 говорится, что сказал Хушай Цадоку и Эвйатару, тем коhенам, которые остались "на связи": "Так-то и так-то посоветовал Ахитофэль Авшалому и старейшинам Израиля, и так-то и так-то - посоветовал я. А теперь пошлите быстро, и передайте Давиду так: "Не располагайся на ночлег этой ночью в степях пустыни, а обязательно перейди на другую сторону Йардена, чтобы не случилось беды с царем и со всем народом, который с ним". Употребленное здесь выражение "пен йебула" (от слова "лебла" - "проглотить") означает "чтобы не быть проглоченным". Дальше (17:17) говорится, что Йонатан и Ахимаац ожидают, находясь у Рейн-Рогеля. И пошла служанка и сообщила им с тем, чтобы они пошли и сообщили царю Давиду, потому что они не могли показываться в городе. Их увидел один юноша, и сообщил Авшалому; но Йонатан и Ахимаац пошли быстро, и пришли в дом одного человека в Бахурим (место, близкое от остановки Давида); а у этого человека колодец во дворе, и они спустились туда. И взяла хозяйка этого дома, и расстелила полотно над отверстием колодца, и разложила на нем толченую пшеницу ("hарифот"), так что ничего не было заметно. И пришли слуги Авшалома к этой женщине домой и спросили: "Где Ахимаац и Йонатан?" И сказала им женщина, что они прошли "микаль hамайм", что не очень ясно, как точно переводится: "запруда" или еще какое-то место на реке. И те поискали и не нашли и вернулись в Йерусалим.

После того, как те ушли, юноши поднялись из колодца и пошли, и сообщили царю Давиду; и сказали Давиду: "Поднимайтесь и переходите быстро через реку, потому что так-то и так-то советовал относительно вас Ахитофэль. Мы видели, что Хушай советовал Авшалому не нападать сегодня, и если бы была уверенность, что его совет будет принят, то тогда можно было бы не беспокоиться. Но очевидно, Хушай не полагался на то, что это решение окончательное, потому что все еще "носился в воздухе" очень опасный совет Ахитофэля. Поэтому Хушай и передает Давиду, чтобы они не оставались там, поскольку это очень опасно. И поднялся Давид и весь народ, который с ним, и перешли Йарден до света утра. И ни одного не осталось, кто бы не перешел Йарден.

/17:23/ Ахитофэль, увидев, что его совет не выполняется, покончил со всеми делами и удавился. Обсуждение вопроса о том, в каких случаях евреям разрешено самоубийство.

Ахитофэль же увидел, что не исполнился его совет, и он запряг осла, поднялся, и пошел в свой дом, в свой город; и оставил распоряжение по дому, и удавился, и умер, и был погребен в отцовской гробнице. Мы видим, что он был человеком очень трезвого ума, и он поступил и в этом случае самым разумным образом. Ему было совершенно некуда деваться, потому что он понимал, что раз его совет не принят, то это значит, что Авшалом проиграл всю эту кампанию; и как только Давид вернется, он казнит Ахитофэля, и его имущество будет конфисковано. Он предпочел покончить с жизнью сам, и оставить имущество своим наследникам.

Ответ на вопрос: . - Еврею не отказано в праве покончить самому с жизнью, если ему придется все равно погибать с мучениями и в проигрыше. Можно задать вопрос о том, как Ахитофэль мог, будучи евреем, взбунтоваться против законного царя Давида? Всякий вопрос о том, каким образом умный человек может поступать непорядочно, имеет такой ответ: "У каждого достаточно умного человека есть своя ограниченность: либо ему глаза ослепляет набор его страстей, либо у него нехватает ума, либо - и то и другое".

Талмуд говорит, что сказал равв Йеhуда от имени Рава: "Проклятье мудреца, даже напрасное, - осуществляется". Откуда это известно? Это следует из того, что когда Давид копал, готовя основание для жертвенника (Давид больше всего в жизни хотел построить Храм), то там разверзлась бездна, которая грозила поглотить весь мир. И Давид воскликнул: "Может быть можно написать на черепке Имя Всевышнего и бросить это в бездну, для того, чтобы заткнуть ее?" И никто ему ничего не сказал. И тогда Давид сказал: "Всякий, кто знает это и не говорит, - подавится". Ахитофэль же произвел рассуждение по методу "коль вахомэр" - "тем более", и сказал так: "Для того, чтобы установить мир между мужем и женой (как сказала Тора), - напишите Мое Имя в святости, и разотрите его в воду (имеется в виду сота). Отсюда ясно, что для того, чтобы спасти весь мир вцелом - подавно это надо сделать". И сказал Давиду: "Можно, разрешается". Давид написал Имя на черепке, бросил в бездну, и все успокоилось, и встало на место. Тем не менее теперь, когда Ахитофэль увидел, что не исполнился его совет, он запряг осла, поднялся, пошел в свой дом, в свой город; отдал распоряжения по дому и - удавился.

Имеется несколько таких мест в Танахе, где сказано, что человек сам запрягает осла. Мы помним, что Авраам сам запрягал осла, и Билам запрягал ослицу, и здесь - Ахитофэль запряг осла. Из очень близколежащего соответствия: "хамор" - "осел" и "хомэр" - "материя" осел получается не символом упрямства, как в русской традиции, а символом того существа, которое "вросло" в материю. У него совершенно нераздвоенные копыта. Почему нам не разрешены в пищу животные с нераздвоенными копытами? В Кабале есть такое высказывание, что нам разрешены в пищу только те животные, из которых можно извлечь какие-то искры святости, и признаком этого является раздвоенность копыт, какая-то "деликатность". Когда нет раздвоенности, то нет никакой надежды. Авраам говорит юношам, когда он на третий день издалека увидел это место: "Сидите здесь с ослом". Согласно драшу, Авраам имеет в виду, что если вы видите только то же самое, что и осел, то есть то, что постигает материальный глаз, то и посидите на одном уровне с этим животным. Так вот, создается такое впечатление, что всюду, где говорится, что герой запряг осла, имеется в виду, что он пересилил своим духовным состоянием (хорошим или - наоборот), чтобы духовность взяла верх над материей. И здесь Ахитофэль удавился не от слабости, а оттого, что его сильный, рациональный разум больше не имеет функции в этом мире. Злодей-Билам запрягает ослицу потому, что как говорит мидраш: "И любовь и ненависть нарушают строй". Нам понятно, почему сам Авраам запрягает осла. Ведь у каждого из них было много слуг, но в этих случаях они запрягали сами. Когда есть какой-то сильный порыв, сильное устремление, то человек не ограничивается тем, что он кого-то пошлет запрягать осла. И в этом есть какой-то символ "оседлывания материи", когда человек пересиливает материальное, и нагружает свой дух. Это не обязательно всегда бывает хорошо, и может быть даже очень плохо. Ахитофэль - пример безумного мерзавца, но тем не менее ему нельзя отказать в том, что он действует и погибает, как муж.

Ответ на вопрос: . За что Ахитофэлю был дан такой дар? - Во-первых, он был человеком выдающегося происхождения, и кроме того, его потомство вполне может за него ходатайствовать, так как наш царь Машиах будет его потомком. Никогда не нужно брезговать людьми, которые выступили не в очень красивом свете. Как мы знаем, Корах поднял бунт против Моше и Аарона, но никак нельзя сказать, что Корах не был выдающимся человеком. Он был одним из самых видных лшюдей в колене Леви, и был самым богатым, и до сих пор говорят: "Богат, как Корах". Кроме того, он был умен, и имел какую-то идеологическую программу. Сейчас нам очень трудно судить о том, была ли это демагогия, или - он светло верил в это, но не понимал, что для его веры требуется подходящее время. Когда он говорил Моше, что весь народ обладает Святостью, и почему вы будете над ним возвышаться, то в перспективе вечности он был более прав, чем Моше, потому что в будущем все будут учиться у Всевышнего, и не нужны будут "командиры". Однако, это только - в конечном будущем, а на промежуточном этапе невозможно обойтись без выделенного руководства. И поэтому, Корах погибает страшным образом - его проглатывает земля, и нет никакой надежды, пока, согласно мидрашу, ни придет Хана и ни помолится. Ахитофэль, согласно мидрашу, споткнулся на пророческом знании того, что от него произойдет царь Машиах. Поэтому он и решил все устроить так, чтобы ему самому начать царствовать вместо Давида. Он не понял, что царь Машиах произойдет от его внучки. И точно так же случилось, согласно мидрашу, с Корахом, который не только был человеком умным и богатым, но и обладал неким пророческим даром, и он увидел пророческий сон, где ему "показали", что от него произойдет человек, который стоит Моше и Аарона вместе взятых. И Корах тогда начал "действовать". Ясно, что человек, увидевший во сне номер выигрышного лотерейного билета, будет действовать в ослеплении, здесь же виделся Кораху выигрыш такого высокого порядка, что надо несколько подождать с упреками ему.

Ответ на вопрос: . Как иудаизм относится к самоубийству? - Как уже говорилось, самоубийство запрещено, как и любое убийство во всех случаях, но в отличие от убийства, которое запрещено безо всяких исключений, самоубийство не осуждается в такой ситуации, когда человеку грозит неизбежная смерть с мучениями и унижением Божественного Образа в человеке. Тогда его не лишают права на самоубийство; и классический пример, который приводят мудрецы, это - Шауль, который бросился на меч, потому что ему грозила неизбежная гибель с издевательствами со стороны пелиштимлян. Поэтому, за этот поступок его никто не осуждает. Почему запрещено самоубийство? - Потому что жизнь не принадлежит человеку: она дана ему "напрокат" для того, чтобы он сделал из этого что-то, что является его задачей. То же относится и к массовым самоубийствам. Когда людям грозит неминуемая гибель с мучениями, и унижением, их не лишают права на самоубийство. Но Галаха нигде и никогда не сказала, что рекомендуется в такой-то ситуации покончить с жизнью. Более того, в тех случаях, когда мне, например, известно, что человек погибнет в страшных мучениях, я не имею права ему "помочь" и убить его. Ни при каких обстоятельствах нельзя помочь другому укоротить жизнь! Таким образом, за исключением предельной ситуации, самоубийство запрещается точно так же, как и любое убийство. При этом, убийство на войне не называется убийством. И даже не только на войне. Если, например, кто-то хочет активно убить меня, то мое право и мой долг опередить его и убить его раньше. И это не называется убийством, потому что это - защита.

Продолжение ответа на вопросы. - В случае, если кто-то хочет меня ограбить, и у меня нет сомнений в том, что он хочет только ограбить, но не собирается меня убивать, то я не имею права его убивать. Если же у меня есть сомнения на этот счет, то в Торе говорится так. Например, вор пришел с подкопом, то есть, имеется в виду, что он - вломился в квартиру с целью ограбить, но он понимает, что если хозяева "застукают" его на месте преступления, то они могут его убить, и тогда он готов убить хозяина, если тот ему помешает. И говорится поэтому, что если вор пришел с подкопом, то его можно убить, и на тебе не будет крови, то есть, это не будет считаться убийством. Но это при условии - "если светило над ним солнце". На первый взгляд такое условие представляется несколько странным. Талмуд объясняет это так, что если тебе ясно, что он пришел с целью грабежа, вплоть до убийства, то ты можешь его убить. Если же это тебе не ясно, то считай его вором, и тогда ты не имеешь права его убивать. В сомнительных ситуациях надо разбираться в каждом случае. Как следует поступать, если вы видите (знаете), что убийца не оставил своего ножа, и побежал убивать другого человека? В таких случаях обязанность знающего состоит в том, чтобы остановить убийцу. Конечно, лучше это сделать более дешевой ценой - связать его, проколоть ему ногу и пр., но если это не удается, то в случае, если есть угроза чьей-то жизни, то можно его убить. Это не относится к случаям, когда есть угроза имуществу.

Ответ на вопрос: . Как же можно понимать сказанное, что Ахитофэль, будучи ранее советником Давида, давал ему правильные советы? - Мудрецы говорят: "Не будь уверен в себе до последнего дня своей жизни". И они приводят пример с Йохананом, потомком хасмонеев, который был Первосвященником до возраста 80 лет, и вдруг перекинулся к саддукеям. То есть, человек с одной стороны, не должен видеть в себе безнадежного злодея, что тоже запрещено и считается очень вредным, но с другой стороны, никогда не надо полагаться на свою праведность, и тем более нельзя относиться без сомнения не только к своей сегодняшней праведности, но и к будущей. Человек до последнего дня не может успокоиться и сказать, что он уже прожил хорошую жизнь.




Продолжение