Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: КИ ТИСА (2 марта 2002)

(Шмот /Исход/, 29, 11 - 34, 35)

Вот и замыкается круг. После прошлогоднего пурима йешива "Маасэ-Решет" родилась на свет, и первая глава, которую мы обсуждали, была "Ки Тиса". Прошел год, и мы вернулись к этой точке.
Узнали ли мы Тору? Познакомились ли мы с Торой? Прочли ли мы Тору?

Нет, нет и нет. Мы даже не дотронулись до Торы. Но мы посмотрели на неё издалека.

А возможно ли это - познать Тору? Познать Бога? Познать - себя?

Моше, вымоливший у Единого прощение за грех Золотого Тельца, просит Его о знаке, "чтобы было ясно, что мы угодны Тебе - я и мой народ" (33, 16 ): раньше таким знаком служило овеществленное присутствие внимания Единого - огненный столп ночью и столп дыма днем - но после Тельца этот знак прекратил существовать.

Единый согласен выполнить просьбу Моше - и Моше ее формулирует. Страннее просьбу, с нашей точки зрения, найти трудно: "покажи мне Твою значимость" (33, 18 ). Слово, которое Моше использует - кавОд, и понимать его можно как "честь", "почет", "слава" и даже "весомость". В некотором роде Моше хочет, насколько это можно, увидеть Бога.

Как может зайти об этом речь? Только что уничтожен Телец - попытка овеществить Единого (ведь Телец - не Ваал, не Хапи, не Зевс: он - не что иное, как попытка изобразить Того, Кто вывел евреев из Египта). В сознание евреев медленно проникает идея безграничности, абсолютности Творца. И тут Моше сам просит: дай, мол, хоть одним глазком взглянуть, каков Ты на самом деле.

Но Моше пережил то, что не может быть полностью выражено словами. Он совершил восхождение в высшие сферы, он пребывал в более духовном слое нашего мира, там, где обитают буквы алфавита ("поднялся Моше на гору Синай и видит: Творец награждает буквы коронами" - Талмуд) и законы природы. Он видел неописуемое. Для него естественен вопрос: можно ли таким же образом физически "увидеть" Самого Творца?

РаШаР Гирш отмечает, что, когда весь народ ощутил присутствие Единого у подножия Синайской горы, Тора употребляет тот же термин - "кавод". Итак, Моше хочет повторить на своем, духовном уровне то откровение, которое вместе со всем народом пережил на материальном. А поскольку язык человеческий - даже иврит - ограничен, Моше употребляет то же понятие, рассчитывая на то, что Единый поймет его полностью.

Что отвечает Единый? "Я проведу всё Моё благо мимо тебя, и назову Имя 'Единый' перед тобой, и сообщу о милости тем, к кому Я милостив, и о жалости к тем, кого Я жалею" (19). Иными словами, Единый согласен повторить перед Моше всё Синайское откровение от начала до конца. НО! "Спереди Меня увидеть ты не сможешь - ведь не увидит меня человек и останется в живых" (20). На материальном уровне все евреи видели ясно прямое присутствие Единого. На высшем уровне это присутствие столь всепоглощающе, что существование наблюдателя в физическом теле невозможно - как немыслима высадка космонавта на Солнце. Слово "спереди" на иврите звучит "паним" - слово, означающее также "лицо" (сравни с русским лице-зреть). Этот термин, конечно, не означает, что у Единого есть физический "перёд", а тем более - лицо: нос, рот и уши. Как же назвать тот компромисс, который Он предлагает Моше? "И ты увидишь Меня сзади, но спереди Меня видно не будет" (23).

Так Бог сообщает Моше о том уровне, на котором он стоит. И этот уровень, при всей его ограниченности - больше того, чего достигли все пророки Израиля.

Можно ли познать себя? Познать Бога? Познать Тору?

Мы не знали её совсем. Сейчас мы "посмотрели на нее сзади". Это заняло целый год, первый год нашего обучения. Мы выучили многое; мы уже можем действовать, жить согласно Торе. Но мы не знаем еще почти ничего. Нам предстоит сделать еще и еще шаги в познании Торы - и шаги в работе: над собой и перед Единым. Каждый шаг - длиною в год.

Многих нам шагов, друзья! Шаббат шалом!

* * *