К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"

Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.

Глава 11. Шем, Хам и Яфет.

11.1. Шем и Яфет. Какова суть отношений между ними?

Когда Ноах благословил сыновей своих, то он сказал так (стих 9:26): "пусть будет благословенен Господь, Бог Шема. Даст Б-г простор Яфету и да обитает [Он] в шатрах Шема". Слова "даст Б-г простор Яфету" в оригинале выглядят так - "Яфт Элоким ле Ефет", т.е. Бог даст Яфету категорию "Ефет". Что означает эта категория? Обычно это переводят как "даст Бог простор". Корень "йфт" может быть переведен самыми разными смыслами, как например красота, или простор, и вообще означает внешнюю культуру, материальную культуру, создание чего-то, например искусство. Яфт, расширение, это категория Яфета. Яфет "выходит из себя" и делает нечто отдельное, или завоевывает пространство, или создает искусство. Культура Яфета выражается сотворением отдельных от его личности "объектов культуры". В отличие от этого, категория Шема выражена совершенно в другом смысле. Сказано "обитать Он должен в шатрах Шема", т.е. Всевышний обитает в шатрах Шема. Т.е. категория Шема - это шатер. В противоположенность Яфету, категория которого простор, в самых разных смыслах и в духовном и материальном, и завоеваниа громадных территорий и т.д.. Категория Шема выражается не в созданиях культуры, а в образе жизни. Когда говорят: где у вас у евреев ваша живопись, искуство, архитектура и все прочее, то это вопрос не по адресу. Все это есть у Яфета, но не у Шема. Шем не этим должен заниматься. Категория Шема - это жизнь, т.е. этика, мораль, - и все эти вещи выражены понятием шатра. И поэтому культура Шема и цивилизация Шема - это этика взаимоотношений между людьми, которая выражается в соблюдении ими законов, а не в отдельных от человека "культурных ценностях". Про Шема сказаны две вещи: во-первых - что Господь есть Бог Шема, а во-вторых, что Всевышний обитает в шатре Шема. Т.е. один его параметр, это то, что у него есть шатер, его культура выражается в этике, законах, морали; и второй - что Богом Шема является Господь. В отличае от Яфета, Богом которог является Элоким. Яфет относится к категории Элоким, а Шем относится к категории Господь. Элоким - это Всевышний, проявляющийся в природе, в окружающем мире, в красоте, в гармонии мира, все это, безусловно, Божественные проявления. Яфет чрезвычайно чувствителен к красоте и обладает этим даром.

Как известно, наиболее сильный представитель Яфета - это Яван, т.е. Греция, а наиболее сильный представитель Шема - это евреи, т.е. Израиль. И конфликт между Израилем и Грецией - это тот же конфликт, что между Шемом и Яфетом. Имя "Господь" означает личную связь, означает не "природного Бога", а "Бога 3авета". Если для Яфета Бог выражается прежде всего в явлениях внешнего мира, то Бог Шема выражается, прежде всего в личной связи отдельного человека, как личности, в его неповторимой индивидуальности самого себя, в его внутренних исканиях и т.д. Поэтому если герой Яфета - это такой человек, который может завоевать (в разных смыслах) мир, т.е. в некотором смысле это "человек природный", Адам Первой истории Сотворения, то, в отличие от этого, для Шема, человек прежде всего - это "метафизический" Адам Второй истории Сотворения Мира, человек с внутренними исканиями, с внутреннней борьбой добра и зла.

Какое же соотношение должно быть между Шемом и Яфетом? Это соотношение мы видим в этом же стихе при втором его прочтении, когда "обитает Он [Яфет] в шатрах Шема, (т.е. слово "Он" читается не как "Всевышний обитает в шатрах Шема", а как "обитает Яфет в шатрах Шема"). В иврите нет больших букв и здесь нет грамматической разницы. Традиция говорит нам о том, что в стихе присутствуют оба этих смысла.

Итак, Яфет должен обитать в шатрах Шема. И эта фраза опять-таки имеет два смысла. Первый смысл: Яфет должен своими действиями способствовать шатру Шема, т.е. свое умение обращаться с внешним миром, свое умение обращаться с красотой и т.д. он должен направить на служение шатру Шема, эстетика должна быть подчинена этике. И одновременно с этим он укрепляет, украшает, придает Шему дополнительную силу своей категорией красоты. И точно также при этом он ограничен этими шатрами. Он сам, его категория простора, выполняет правильную задачу, когда она ограничивается шатром Шема. Т.е сыновья Ноаха должны были жить в симбиозе, чтобы Яфет слушался Шема в области морали, а Шем уважал бы Яфета за его красоту и за все, что он может сделать, а не отворачивался бы от этого. "Ошибка Яфета, коренная и классическая, в том, что он пренебрегает Шемом, заявляя "красота спасет мир". И тогда его красота используется во зло, тогда он катится в пропасть и может докатиться до чего угодно. Точно также, ошибка Шема, когда он недостаточно использует Яфета, когда он отворачивается от мира, от простора отворачивается и говорит: я сижу в своем шатре и этот простор мне не нужен. Тогда он теряет воздействие на окружающий мир. На самом деле Шем должен использовать красоту Яфета. Достижения Яфета допустимы и правильны, и должны быть использованы на шатер Шема.

И когда была война Хануки, когда греки пытались заставить евреев отказаться от еврейской морали - это был пик конфликта между Шемом и Яфетом. Яфет вышел из подчинения Шему и желал обратить Шема под свою власть также и в области морали и тогда произошла война.

11.2. Хам

В чем состояла категория Хама? Имя Хам означает две вещи: "хум" - т.е. коричневый, "хом" - т.е. жаркий. Т.е. это категория наиболее чувственного восприятия. Чувство у него является ведущим, он им полностью увлечен Он даже не увлечен созданием материальных предметов, как Яфет. Его простор заключается просто в его необузданности. Хам может точно также направить свои силы в услужение добру и не в коем случае не является потенциально злым. В начале Шем, Хам и Яфет являются гармонией. И тем, что Хам свои чувства не контролирует, именно этим он вызывает по отношению к себе разнообразные реакции. Поэтому Хам сам по себе это ритмы, например, негритянские. Это в частноти проявления Хама.

11.3. Таблицы народов, происходящих от Шема, Хама и Яфета

Таблица сыновей Ноаха, которая дана в Торе является уникальной и мы не можем ее однозначно отождествить с сегодняшними народами. Хотя, например, известно, что Хазарский царь писал, что он потомок Тогармы, сына Яфета, который обозначен в Библии. Он это знал, т.е. еще полторы тысячи лет назад люди знали откуда они происходят. Сегодня люди все это забыли.

Народы произошедшие от Ноаха, разделились при Вавилонско столпотворении, что является отдельной темой (соотношение между народами, произошедшими от Авраама, - т.е. исламом, христианством и др. - с народами, которые произошли от Ноаха.)


Продолжение