К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"

Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.

Глава 15Доп. Добавление к главе 15

15Д.1. Важно отметить, что Тора начинает описывать Авраама в разделе Ноах

Теперь мы переходим к такому замечательному человеку, как Авраам, отец наш. Очень интересно, что Авраама описывает Тора в разделе Ноах. Т.е. мы могли бы подумать, что раздел "Лех леха" должен начинаться с истории Авраама, но это не так. История Авраама начинается в предыдущей главе. Текст нам говорит: "А Терех жил 70 лет и родил Авраама, Нахора и Хорана и вот родословная Тереха. Терех родил Авраама, Нахора и Хорана, а Хоран родил Лота. И умер Хоран при Терехе отце своем в земле рождения своего в Ур-касдим". Что мы видим? Мы видим, что первый период жизни Авраама, до избрания, относится к разделу Ноах, т.е. в этой части Авраам относится к человечеству равномерно. И только после этого наступает избрание.

15Д.2. Тора не рассказывает нам, по какой причине Авраам был избран.

Очень важно, что Тора не рассказывает нам по какой причине Авраам был избран. Например, про Ноаха рассказано, что он был праведен и непорочен в поколениях своих и за это как бы он избирается. Про Авраама это не сказано. И хотя у нас есть множество историй, которые мы знаем про детство Авраама, тем не менее они все в Торе не упомянуты. Вопрос почему? Ответ на это следущий: в Аврааме важно не то, за что он выбран, а то для чего он выбран. Т.е. причина избрания Авраама - это его потенциальная воможность создать из него еврейский народ. И поэтому хотя у Авраама есть заслуги: праведность и все прочее - это не так существенно в тексте Торы, потому, что у другого человека могли быть те же самые заслуги, и тем не менее он не избран. Поэтому избрание Авраама - ради функции, которую он может сделать, а не за что-то. Теперь, что нам известно про Авраама? Нам известно, что Авраам был человеком, который создал систему, которая называется монотеизм. Не в том дело, что он первый проповедывал монотеизм, а в том, что он был первым, сумевшим довести ее до масс людей. И всю жизнь Авраам занимался тем, что он ходил и прорповедывал свое учение и, тем самым он реализовывал категорию "хесед", о чем я говорил раньше. Категория "хесед" - это первая категория, на которой зиждется созедание чего-то, в частности созедание народа, как и созедание мира. И поэтому Авраам, превый еврей, должен был обладать этим качеством в максимальной мере.

15Д.3.Истории, которые рассказывает Мидраш о том, как Авраам сам пришел к монотеизму

1) Аврааму было около трех лет, когда он стал задумываться над миром. Он стал думать, а это возраст совсем не такой маленький, как вам может показаться. Так вот он стал думать, как мир может существовать? И он искал в мире силу, которая была бы самой главной, чтобы этой силе служить, т.е. понять, кто управляет миром. И он долго думал, думал, и понял, что нет никого в этом мире, кто бы правил миром, а есть некоторый Всевышний Бог, который стоит за этим миром и им правит. Эти мысли Авраама продолжались очень долго и к сорока годам он дошел до полного развития их, т.е. он понял и сформулировал всю философию и жизненную систему. После этого в сорок лет Всевышний открылся Аврааму и он стал пророком, т.е. Всевышний пошел ему на встречу и открыл ему то, что Авраам еще сам не понял. Авраам уже понял у кого он может учиться. Он учился у Ноаха, который был жив в это время и у Шема, сына Ноаха, и к сорока годам, когда он стал пророком, он стал ходить ходить по своему городу и по окрестным местам и учить людей не поклоняться идолам. Это у него началось и раньше, такое объяснение людям, но в этом вохрасте он стал этим заниматься особенно активно. Есть известная истоиря о том, как Авраам продовал идолов. У отца Авраама, Тереха, был магазин идолов. И вообще совершенно ясно, что нормальный борец с идолами мог выдти только из семьи такого классического идолопоклонника. Он поставил Авраама их продавать и авраам делал так, что он не продовал идолов. А именно, когда приходили люди, он им объяснял, что на самом деле зря они всех этих идолов покупают и они делают большую ошибку. После чего терех вынужден был снять его с этой должности. И тогда он поставил его на другую должность - кормить идолов, а именно, Авраам должен был каждый день перед каждым идолом ставить чашку с едой, а потом убирать.

Авраам сделал следующее. Он взял большую палку, перебил всех идолов, самого большого оставил, положил перед ним все чашки и воложил в его руки палку. Когда пришел Терех, то он его спроил: почему они все сломаны? Он сказал: они подрались из-за еды. На что Терех ему сказал: как они могли друг друга перебить, они же глиняные? Авраам ему сказал: послушай сам, что ты говоришь. Ты вообще-то и сам понимаешь, что не следует им служить, почему же ты это делаешь? Ясно, что эта картинка немного упрощенная тем не менее, как всякий мидраш, она отражает некоторую реальную суть того, что происходило.

2) Еще одна история про Авраама такова. Это некоторая модификация из разных агадот и мидрашей. Стоит Авраам в магазине и продает идолов. Приходит к нему человек и хочет купить идола. Авраам спрашивает: какой идол тебе нужен? Он говорит: у меня есть поле и мне нужно, чтобы у меня был идол солнца. Авраам говорит: вот идол солнца, но наверное тебе еще нужен идол дождя, ведь тебе нужно, чтобы был дождь. "Да" - согласился покупатель. "Тогда тебе нужен еще идол ветра, потому что если будет идол ветра, то тоже никакого урожая не будет" - сказал Авраам. "Да, нужен еще и идол ветра" - говорит покупатель. "Тогда тебе еще наверное нужен идол саранчи, чтобы саранча не поела твой урожай. Но послушай, они могут между собой перессориться. Ты будешь служить им всем, но если солнце перессориться с ветром, тогда когда будет солнце, то все равно будут тучи и солнце не сможет светить в полную силу. Сколько бы ты идолов не набрал и как бы ты им не молился ты не достигнешь гармонии между ними". На что покупатель, простой хоранский крестьянин, спрашивает что же ему делать, а Авраам ему объясняет, что есть один Всевышний Б-г, который управляет всем миром и которому надо служить.

15Д.4. Что такое монотеизм, в отличие от идолопоклонства

Хотя все эти мидраши выглядят забавными историями, на самом деле они нам сообщают суть того, что Авраам объяснял. Для того, чтобы понять, что происходило в это время, надо понять, что такое на самом деле идолопоклонство и почему оно так плохо, почему оно столь запрещенная вещь? Известно что в Торе запрет убийства поаторяется может быть три раза, а запрет воровства два раза, но запрет идолопоклонства повторяется в Торе 50 или может быть 100 раз, особенно в книге "Дварим", например, просто на каждой странице написано. И нам это дико читать. Нам кажется, что неужели люди были такие примитивные, что им нужно было так объяснять. На самом деле это мы с вами примитивны попросту это не чувствуем, а они чувствовали это гораздо лучше. Согласно еврейской традиции идолопоклонство возникло еще до Ноаха и потом пережило потоп. Идея идолопоклонства состояла в следущем, что есть некий Всевышний Бог, который правит миром. Это всем известно. Простой человек считает, что со своими мелкими просьбами нечего ему обращаться на самый верх, что если Всевышний - это царь, то у него есть свои подчиненные, которых он назначил, чтобы управлять мелкими областями. Поэтому, также как царь хочет, чтобы по мелким вопросам обращались к его подчиненным, также Всевышний хочет, по мнению этих людей, а это не правильно, серьезная ошибка, чтобы люди обращались к низшим силам, которые Он создал, а такие силы безусловно есть. Т.е. для управления миром Всевышний создал некие духовные силы, к которым таки да, можно обратиться, т.е. реально обращение к ним возможно. Скажем колдовство, например, запрещено не потому, что колдовства несуществует, а потому что это дело, которое нельзя делать, т.е. это обращение к тем духовным силам, к которым еврею обращаться запрещено. И точно также запрещено обращаться к промежуточным силам, которые Всевышний создал для управления миром. Этот соблазн очень естественен для человека. Он не понятен нам, которые просто не видят как духовно устроен мир, но для человека в древности, который это видел, было очень естественно обратиться со своими просьбами к низшим духовным силам, потому что они действительно ближе, потому что уговорить их легко. Поэтому люди начали обращаться к низшим духовным силам со своими просьбами. Это и есть классическое идолопоклонство. Бывает еще варварское идолопоклонство, когда человек забывает, что есть верховный, один Б-г, который всем миром управляет, Всевышний. Но классическое идолопоклонство - это самая запрещенная вещь и это нужно повторять на каждой странице Торы, потому что это вещь очень соблазнительная для человека. Почему это столь сильно запрещено, почему это столь ужасно? Если человек обращается со своими просьбами к какой-то локальной силе, то дальше он постарается служить этой силе, т.е. он постарается удовлетворить то, что нужно этой силе, и тогда он забудет очень быстро про заповеди моральные, про этику, про центральные вещи. Он будет стараться вместо праведной и правильной жизни служить локально той силе, которая ему помогает. В этом разрушение этики. Суть морали, суть этики в том, что это подход единый ко всему миру. Это обязаность в целом по отношению к миру, а не к некой локальной задаче и поэтому, когда человек служит Всевышниму, т.е. у него есть один адрес, который является для него центром мира, тем, с кем он ведет диалог по всем параметрам своего существования, тогда он не может ему ни как угодить, в некотором смысле, кроме как праведно и достойно жить в целом. И поэтому это основа этики.

Т.о. концепция Авраама состояла в том, что нужно обращаться только к Богу напрямую, но не к каким промежуточным силам. К тому времени, когда был жив Авраам, классическое идолопоклонство в Вавилоне, конкретно, стало близко к варварскому идолопоклонству, т.е. люди практически забыли о том, что есть Всевышний Б-г. Хотя может быть кто-то из них и помнил, но в массе это стало уже не так. И Авраам занимался тем, что он ходил и объяснял людям, что так жить нельзя и для того, чтобы у них была этика, для того, чтобы они могли сохраниться - они должны служить единому Б-гу.


Продолжение