К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"

Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.

Глава 20

А. Авраам, Сара и Агарь

20.1. Сара ставит Агарь на слишком высокое место, и Агарь не выдерживает

Сара хочет, чтобы у Авраама родился ребенок, с тем, чтобы потом мог родиться ребенок у нее. Она дает свою рабыню Агарь Аврааму в жены. Текст нам здесь многократно подчеркивает, что Сара остается женой Авраама, потому что всякий раз, когда здесь упоминается Сара сказано: Сара жена Авраама; Аврааму, мужу своему, т.е. подчеркивается явно не для информации, а для ощущения, чтобы мы чувствовали, что Сара не заменяет себя на другую женщину, а остается женой Авраама. Но в то же время Агарь становится тоже полноправной, в каком-то смысле, женой, и это очень сложная ситуация, потому что написано в конце стиха 3: "И она дала ее Аврааму, мужу своему, в жены". Есть в иврите слово наложница, есть слово жена, то что подчеркнуто здесь, что дана в жены, это ставит ее на сильно высокий уровень.

Относительно происхождения Агари мидраш говорит нам следующее, что Агарь была дочерью фараона и когда фараон увидел все чудеса, которые происходили с Сарой, он сказал: пусть лучше моя дочь будет рабыней в доме Авраама, чем хозяйкой в моем собственном доме. И он отдал ее в рабыни Саре, когда Авраам и Сара были в Египте.

20.2. Отступление: статус "раба" в иудаизме

Отметим, что в еврейской системе положение раба - это совсем не рабы в древней Греции или Риме. Его положение очень близко к положению слуги, в частности раба нельзя бить и многое другое, и ему нужно обеспечивать условия жизни, подобные условиям жизни хозяев, нельзя заставлять его работать слишком много, нельзя подвергать его жизнь опасности, он отдыхает в субботу и т.д., поэтому положение раба в еврейской системе - это положение слуги.

Кроме того, все рабы делали гиюр, т.е. рабы становились полуеврееями, притом если раба отпускали на волю, он становился сразу евреем. Т.е. ситуация такая: если еврей покупал на рынке раба, то он ему должен был предложить соблюдать заповеди и сделать гиюр рабства, т.е. этот раб брал на себя основные заповеди, не все, но на некотором уровне, делали ему обрезание и он делал "гиюр ла шем авдут", т.е. гиюр, чтобы стать рабом. Если потом его отпускали, то этот гиюр засчитывался как то, что он стал евреем, и если этот раб не соглашался сделать этот гиюр, то этого раба нужно было продать в течении года. Поэтому раб в еврейской системе был совсем не рабом в нашем обычном понимании древнего мира.

20.3. Конфликт Сары и Агари и поведение Авраама

Итак, Сара ставит Агарь на очень высокое положение, т.е. как бы параллельной жены Авраама, оставаясь его главной женой. Дальше Агарь беременеет и тут же Сара становится в ее глазах "легкой", как написано в тексте, это стих 4, вторая половина, "когда она поняла, что она забеременела, то госпожа ее лишилась уважения в ее глазах". Комментарий поясняет, что Агарь говорила, что Сара прикидывается добродетельной женщиной, а на самом деле это не так, потому что она уже десять лет не может родить уже после того, как Всевышний обещал ей потомство, а вот я только стала женой Авраама и сразу же у меня должен быть ребенок, и поэтому она перестала уважать Сару.

После этого возникает конфликт, он выражен в том, что она перестает почтительно относиться к Саре, Сара обращается к Аврааму и Авраам ее не защищает, т.е. Авраам, как хозяин дома должен был ее защитить, вместо этого он говорит: вот служанка твоя в твоей руке, делай с ней все что хорошо в твоих глазах.

3десь коментаторы расходятся в оценке этого поступка Авраама, некоторые говорят, что он был прав и что Сара должна была сама ставить Агарь на место, что сама подняв ее, она должна была ставить ее сама на место, а другие говорят, что он был не прав и он должен был, как хозяин дома поставить ее на место сам. Он этого не делает и написано так: "И притесняла ее Сара и та убежала от нее", комментарий говорит, что она поставила ее на обычную работу, не учитывая того, что она беременна, и это защитано в Торе как то, что Сара ее притесняла. Этот поступок Сары осуждается комментаторами, и говорится, что за то что она ее притесняла, за это арабы теперь имеют возможность притеснять евреев.

20.4. Вопрос Бога к Агари - что мы учим из него

Тора рассказывает дальше, что Агарь убегает и, однако, ангел ее возвращает обратно. Он ей говорит: "Агарь, рабыня Сарай, откуда ты пришла и куда ты идешь?", а она отвечает:"От Сарай, госпожи моей, я бегу". 3десь есть общий вопрос: зачем ангел (или Всевышний, что то же самое), спрашивает Агарь о чем-то. Он ведь сам знает, что происходит, и этот вопрос мы находим относительно всех вопросов Б-га к человеку, когда Адам съел от Дерева Познания Добра и 3ла, Б-г говорит ему: где ты, Адам? И когда Каин убил Авеля Он спрашивает: где брат твой Авель? Этот вопрос, как объясняют комментаторы, это желание Всевышнего, чтобы человек исправился сам, т.е. ангел, посланный, чтобы с человеком говорить, помогает человеку исправиться, он помогает человеку осознать, кто он такой. И действительно, она говорит: "От Сарай, моей госпожи, я бегу", т.е. здесь она подтверждает, что она продолжает считать Сару госпожой. И этот вопрос возвращает ей понимание ситуации, после этого ее можно вернуть, т.е. она возвращается не потому, что ей ангел приказал, фактически она сознает ситуацию потому, что ангел задал ей вопрос. И это общий принцип, что Всевышний пытается минимально вмешиваться в человека самого, или вообще не вмешиваться. Поскольку Всевышний дал человеку свободу выбора, то Он хочет оставить ему свободу выбора, Он только помогает ему найти правильную дорогу, и поэтому Всевышний, т.е. ангел, т.е. ситуация вокруг нас, действует намеками, а не действует давлением на человека.

20.5. Важность Ишмаэля в мировом порядке

Потом ангел ей говорит: "Возвратись к госпоже и смирись под рукой ее. И сказал ей ангел Господень: Я умножу потомство твое, оно неисчислимо будет". Т.е. здесь есть обещание Агари, что из нее произойдет народ и он должен играть некоторую функцию в мировом процессе, и он нужен Всевышнему, он есть одна из частей наследства Авраама. (Следует отдельно обсудить, что такое арабы, что такое Ишмаэль и ислам, с точки зрения иудаизма).

20.6. Образ Агари в еврейской традиции

Каков этот образ? Пятью главами ниже в Торе рассказано, что после смерти Сары Авраам взял жену по имени Кетура и она родила ему еще детей. Основное мнение в Талмуде, что Кетура - это Агарь, т.е. что Агарь, будучи изгнана, а потом мы прочтем об этом, не выходила замуж, и она ждала, пока Авраам ее позовет обратно; он в конце концов ее позвал, и у нее еще родились дети от Авраама. И Агарь рассматривается если не полным праведником, то весьма-весьма положительным человеком, в целом праведным.

Ворпос только в том, что у нее есть некоторый потенциал, котрый мешает ей стать целиком праведной или еврейской. Но это потенциал, который позволяет ей встать на уровень праведника других народов. Точнее, из ее потомства могут выйти люди, которые праведники на уровне других народов и которые выполняют какую-то важную метафизическую функцию в мире.

В. Из Авраама в Авраhама

20.7. Союз Бога с Авраамом через обрезание

После того, как у Авраама рождается Ишмаэль, происходит союз между Богом и Авраамом, заключающийся в обрезании, в изменении имени. 3десь мы видим несколько союзов и это как бы разные фазы, разные уровни раскрытия Всевышнего Аврааму. Первый союз - это обещание того, что у него будет потомство, которое унаследует землю (см. выше). Теперь - второй уровень союза, который связан с обрезанием и изменением имени, и мы посмотрим, из чего он состоит.

Это начало главы 17, сказано: "И Я поставлю завет Мой между Мной и тобой, и очень размножу тебя". Сказал Б-г, что союз будет в том, что "ты будешь отцом множества народов", "и не будешь называться Авраам, но имя тебе будет Авраhам, ибо сделаю Я тебя отцом множества народов, и размножу тебя чрезвычайно, и произойдут из тебя народы, и цари произойдут из тебя, и поставлю союз...". После этого говориться о том, что "завет Мой, который вы должны соблюдать, что будет у вас обрезан всякий мужчина", и после этого изменяется имя Сары и история про обрезание.

20.7А. Универсальность и партикулярность: 3авет Бога с миром через завет с еврейским народом

Что мы здесь видим? Мы прежде всего видим здесь такой параметр, как то, что Аврам становиться отцом множества народов. В его имя Авраам вставляется буква "hей" от слова "hамон", т.е. "множество", и имя его становится Авраhам. И после того, как он объявляется отцом множества народов, а не только еврейского народа, подчеркивается, что союз индивидуальный, именно союз с Авраамом будет заключен только с еврейским народом и знаком этого является обрезание.

20.8. Главная идея заповеди обрезания - несовершенство "от-природного" человека

Начнем с обрезания. О чем оно собственно говорит и почему оно так важно? Главная идея, которая содержится в заповеди обрезания, состоит в том, что человек, который рождается, не совершенен. Это очень принципиальный вопрос: является ли человек "мерой вещей", является ли человек совершенством, - или же человек должен пройти некоторый путь, чтобы стать совершенством. В этом очень принципиальное отличие между еврейским подходом и многими другими, которые считают человека неким совершенством, что человек - это гармония, что человек - воплощенная гармония, что человек - это мера вещей. И, в частности известно, что греки чрезвычайно протестовали против обрезания, и когда была история с подавлением иудаизма при Селевкидах (история хануки), то обрезание было одной из тех вещей, которую греки запретили, - поскольку в их глазах человек был совершенен таким, какой он родился. Евреи же настаивают на том, что природа - это не есть верх совершенства, что человек природный на самом деле еще не готов к тому, чтобы быть по настоящему человеком. И это подчеркнуто в истории Сотворения Мира при создании Сада - Сад нужен, чтобы человека развить, а рожденный человек еще не совершенен. И это особенно подчеркнуто для евреев в заповеди обрезания.

20.9. Идея "3авета Авраама" как дополнительная к "3авету Синая"

Вторая идея, очень важная, которая заключена в обрезании, состоит в том, что называется "завет Авраама". Это следующая вещь. Как известно, что все заповеди евреи соблюдают потому, что они даны на Синае. Есть заповеди, которые даны как бы до Синая: например, Аврааму дана заповедь обрезания, Яакову дана заповедь не есть определенную жилу у животных, при выходе из Египта дана заповедь пасхальной жертвы, но все эти заповеди обретают обязательность и силу союза только на Синае. Поэтому то, что произошло на Синае, является гиюром, т.е. на Синае все евреи как бы сделали гиюр - стали еврейским народом, приняв Тору, и с этого момента они должны выполнять те заповеди, которые даны на Синае.

Гиюр и состоит сегодня в принятии Торы, в обрезании для мужчин и окунании в микву. И все эти три стадии были проведены евреями при выходе из Египта. Евреи обрезались перед съеданием пасхальной жертвы в Египте, они приняли Тору на Синае и окунулись в микву перед получением Торы. И эти три стадии на сегодня действительны для человека, который хочет сделать гиюр и стать евреем; и также как наши предки стали евреям, любой другой человек может стать евреем.

Поэтому союз начинается с Синая - с момента, когда еврееи обязались соблюдать Тору. И все заповеди, которые были даны до Синая, были повторена на Синае, т.е. они снова были даны именно как заповеди, а не просто как обычаи. Т.е. после Авраама в его потомстве просто был как бы обычай делать обрезание, но по настоящему это стало заповедью с момента Синая. И на все заповеди мы говорим благословение, перед деланием заповедей, и оно относится к союзу, установленному на Синае. На каждую заповедь - одно благословение.

Однако, есть только одна, ровно одна заповедь, на которую говориться два благословения, относящиеся к ее разным сторонам, это обрезание. Одно:"Благословен Ты, Господь Бог наш Царь вселенной, который освятил нас своими заповедями и заповедал делать обрезание", но есть и второе: "Благословен Ты, Господь Бог наш Царь вселенной, который дает нам войти в союз Авраама, отца нашего". Т.е. в обрезании есть две стороны. Одна из них состоит в том, что мы выполняем заповедь, данную на Синае, а другая, что мы входим в союз Авраама. Т.о. этот аспект союза Авраама остался до сегодняшнего дня и не был замещен заветом на Синае. В обрезании есть некоторая важнейшая функция, которая связана не только с действием обрезать, а есть еще состояние "быть обрезаным", которое относится к союзу с Авраамом. Что это такое?

В чем состоял вообще союз Аврама с Богом? Союз предполагает, что обе стороны берут на себя какие-то обязательства. Обязательство со стороны Бога понятно: Он обещает, что будет народ, что он унаследует землю. А что обещает Авраам? Что Авраам дает в этот союз, что он вкладывает? Ответ состоит в том, что Авраам вкладывает в союз не "соблюдение заповедей", а всю свою жизнь. Т.е. все вещи, которые Авраам прожил, являются его вкладом в этот союз, они все являются его вкладом в формирование еврейского народа и он как бы взял на себя работу по этому договору, что он будет формировать национальную психологию, исходные качества, которые должны быть у еврейского народа.

Одно из этих качеств - быть обрезаным, и оно состоит в посвящении Всевышнему всех аспектов жизни. Это очень не простая вещь. Мы привыкли в мире, в обычном, что есть область религиозная, а есть область светская. Есть то, что относится к связям человека с Б-гом, а есть то, что к этому не относится. Но с еврейской точки зрения это все совершенно не правильно, а к связи с Всевышним относятся абсолютно все области жизни человека, 100% без единого исключения. Все, что с человеком происходит в жизни, относится к его связи со Всевышним. Шульхан Арух формулирует этот принцип так: "где тот маленький отрывок в Торе, который как бы заключает в себе все остальные ее части", который бы освещал все остальное. И отвечает: "На всех путях своих познай Всевышнего". Поэтому, что бы человек ни делал - это его связь со Всевышним. Человек может реализовать это в том смысле, что все его дела есть не независимые вещи, а есть некий единый комплекс, который весь посвящен его служению, его связи со Всевышним. Все отдельные части являются не вещами самими по себе, не целями сами по себе, а частью этого общего комплекса.

Символом всего этого является обрезание, символом того, что в человеке вся жизнь посвящена некой единой цели. И поэтому обрезание как бы символизирует, что все, что есть в человеке, вплоть до самых интимных вещей, относится к этой связи с Всевышним, а не является вещью самой по себе. Союз на Синае создает связь человека с Богом через "Галаху" - соблюдение заповедей. Союз Авраама создает связь человека с Богом через "Агаду" - все восприятие жизни в целом.

20.10. Изменение имени Аврам на Авраhам: "народы Ноаха" и "народы Авраама"

Буква "hей", которая была добавлена, это от слова "hамон", "ав hамон гоим", т.е. отец множества народов, и это реализуется, условно говоря, в следующем виде.

У нас перед этим в разделе Ноах были описаны все народы, как они произошли от детей Ноаха, от Шема, от Хама и от Яфета. Есть генеалогическая таблица, которая показывает все народы. Теперь неожиданно возникают совершенно новые народы, которые произошли от Авраама. Это Израиль, Ишмаэль (т.е. ислам), Эдом (т.е. христианство; как ни странно, в мидрашах христианство было приравнено к Эдому, к сыну Ицхака). Есть и некоторые другие духовные системы, которые произошли от Авраама, т.е. они являются некоторой переработкой иудаизма.

Все эти системы чрезвычайно распространены по миру и, с точки зрения Торы, народы, которые они образуют, это все те, кто принял эту идеологию. Это касается и еврейства, поскольку можно делать гиюр и также касается ислама и христианства. Это как бы не народы в их прежнем понимании, а некоторые как бы мажорирующие системы по отношению к тем народам, которые были до Авраама, т.е. к потомкам детей Ноаха. У народов, происшедших от Шема, Хама и Яфета, не ставится вопрос о переходе из одного народа в другой, т.е. человек как родился, такой он и есть. Народ в той системе - это некоторая большая семья, некоторая система ментальности (язык и др.). Народ в новой системе, в системе детей Авраама - это народ в смысле идеологии, и поэтому в этот народ можно перейти. Это касается и евреев, и ислама, и христианства. Эти народы как бы выполняют функцию духовного приближения людей к Всевышнему. Одни выполняют их хуже, другие лучше, мы сейчас обсуждаем не это. Именно в этом смысле Авраам является отцом множества народов. Не в том смысле, что от него произойдут несколько народов, так тоже можно понять, но в том смысле, что идеология, им провозглашенная постепенно должна распространиться по всему миру, и постепенно весь мир должен прийти к тем идеалам, которые высказал Авраам.

Его величие заключается в том, что он не является чисто еврейским родоначальником. Он для всего мира - первый человек, который последовательно сформулировал, смог распространить ту идеологию, которая впоследствии стала нормой для всякого приличного человека.

Я оставляю пока в стороне вопрос о том, что такое христианство на самом деле и как мы оцениваем христианство, и как мы оцениваем идеологию и философию христианства, независимо от личности Иисуса, это отдельный вопрос. Или вопрос об исламе. Но несомненно, что это в упрощенных формах для неевреев, все равно эти религии безусловное продвижение по сравнению с идолопоклонством, они безусловно продвинули мир, и в этом смысле Авраам является отцом множества народов. Также как Авраам был отцом народа Араам, не в смысле физическом, а в смысле духовном, так же он отец множества народов в духовном смысле.

20.11. Лех Леха - Итог: Уход Авраама из структуры народов сыновей Ноаха для создания особого, еврейского народа

Тот раздел, который мы прочитали, называется "Лех леха". Этот раздел был начат с того, что Аврааму сказано: "Уйди из страны твоей, от родни, от дома отца твоего". В самом начале я обращал ваше внимание на то, что начало истории Аврама - это раздел "Ноах", а не раздел "Лех леха". Первые строчки об Аврааме в нем. Название недельных разделов (хотя это одни из первых слов фразы с которой начинается раздел), не являются случайными. Названия показывают суть раздела. "Берешит", т.е. "в начале", показывает внутреннюю сущность человека. Раздел "Ноах" показывает структуру человечества, а не человека. Мы уже говорили что человечество на иврите называется "бней Ноах", поэтому раздел "Ноах" - это о человечестве.

О чем раздел "Лех леха"? Он по своему названию - об уходе. До этого Аврам - это отец народа Арам, он уже есть отец этого народа, он уже духовно его продвинул. После этого Аврам берет на себя новую задачу. Он не хочет быть просто отцом народа Арам, он хочет выполнить некую задачу по построению еврейского народа. Это новая задача, это "лех леха", это "уйди". Он должен уйти от своего прежнего состояния великого человека в своем народе, но великого только локально, к состоянию человека, великого глобально.

Его длительный уход - это вся история раздела "Лех леха". Она начинается с того, что он обрывает свои связи с Арамом, он перестает быть главным диссидентом. Он переходит к построению своей задачи, своей функции более глобальной. Эту задачу он выполняет долго. Этот переход не может быть сделан в одно мгновение. Конец раздела "Лех леха" - это его завершение, завершение его ухода от народа Арама. Когда он получает в конце этого раздела статус Авраhам, он становится отцом множества народов, он делает обрезание в знак чисто еврейского подхода к миру, он становится отцом всего человечества в смысле духовном, - его уход завершается.

Весь раздел "Лех леха" - это между Авраам и Авраhам. Его уход от отца народа Арама и переход к тому, что он стал отцом всего человечества. Это же связано с первой половиной обработки его категории "хесед", которую он должен обработать, чтобы еврейский народ мог с дальнейшем воспринять эту категорию.


Продолжение