К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"

Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.

Глава 24. Сара, Ицхак, Агарь и Ишмаэль

24.1. Сара как "централизующая" сила для Авраама

После этого идет история рождения Ицхака и она неразрывно связана в Торе с историей изгнания Ишмаэля. И здесь мы видим роль Сары в отношении Авраама. Когда родился Ицхак и стал расти, и его нужно было воспитывать в еврейских качествах, то сказано, что "И увидела Сара, что сын Агари, египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается над Ицхаком. И сказала она Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком". Суть дела в следующем. С одной стороны видно, что Ишмаэль оказывает дурное влияние на Ицхака, и поэтому Сара настаивает на его изгнании, чтобы вырастить Ицхака. В ее глазах, любая посторонняя причина, т.е. жалко Ишмаэля или желание что-то дать окружающему миру в виде Ишмаэля или Агари отступает сразу на второй план, когда речь идет об Ицхаке и о выживание еврейского народа. В каком-то смысле это роль Сары для Авраама. Т.е. Авраам - это категория универсальная, он отец множества народов и он любит Ишмаэля, потому что он отец Ишмаэля тоже. В отличие от этого, Сара направляет Авраама к тому, чтобы из него произошел еврейский народ. И поэтому Сара - это некая сила, выделяющяя в Аврааме его центр.

При этом, когда Сара давала Агарь Аврааму, она предполагала, что Ишмаэль появится и, следовательно, она могла предполагать, что есть некоторая категория "внешняя" в Аврааме, которая должна уйти в Ишмаэля, чтобы мог появиться Ицхак. И это правильно. Однако, она надеялась, что эта категория будет в подчиненном положении по отношению к Ицхаку. И поэтому она оставляла их в доме и не настаивала на их изгнании с самого начала. Однако, когда она видит, что эта категория начинает довлеть над Ицхаком, она за его немедленное изгнание.

24.2. Евреи и арабы

Т.е. с этой точки зрения отношения в духовном плане между евреями и арабами таково, что жизнь их рядом допустима, пока психологически и с духовной точки зрения евреи имеют безусловное превосходство. Если евреи начинают это терять, и если они могут позволить Ишмаэлю дурно влиять на себя, то они должны его изгнать. И это то, в глобальном плане, отношение между евреями и Ишмаэлем, которое мы отсюда видим.

24.3. "Слушайся голоса жены своей"

Итак, Сара настаивает на его изгнании, и Авраам сам не хочет его изгонять, поскольку он отец Ишмаэля, но Всевышний требует от него изгнания. Стих 12: "И сказал Бог Аврааму: не огорчайся ради сына твоего от этой рабыни. Все, что скажет тебе Сара - делай, потому что в Ицхаке будет через тебя потомство, а сыну рабыни Я тоже дам то, что ему положено". Бог говорит, что с ним будет все в порядке, но ты не должен ему позволить мешать Ицхаку. Если бы Ицхак владел ситуацией, был бы физически старше Ишмаэля - он мог бы жить рядом. Если нет - Ишмаэля надо изгнать.

24.4. Агарь и Ишмаэль у колодца

Теперь важный момент с Агарью. Когда она думала, что у нее кончилась вода, написано что она "села, положила ребенка, подняла голос свой и заплакала. И услышал Бог голос отрока", - кстати, Он услышал не голос Агари, а голос Ишмаэля, потому что человек может только сам принести себе спасение, он должен сам молиться из-за своих несчастий, а не думать, что кто-то за него молится более правильно. И далее: "И открыл Бог ее глаза, и она увидела рядом колодец воды". Т.е. дело не в том, что колодца рядом не было. Колодец был, но она его не могла увидеть. Почему Агарь не могла увидеть колодец? 3десь сказано, что она пошла и заблудилась в пустыне Беер-Шева. В комментарии сказано, что она пошла в направлении Египта, т.е. к дому своего отца, и она заблудилась в том смысле, что она потеряла ориентировку, она потеряла не просто дорогу, а она потеряла тот уровень, который был у нее тогда, когда она жила у Авраама.

Я уже говорил, что Агарь рассматривается как человек близкий к праведнику и достойный, которую Авраам берет себе в жены после смерти Сары опять. И она, уйдя от Авраама, потеряла эту ориентировку, и поэтому она перестала видеть колодец. Когда она поняла, что ей угрожает смерть, она обратилась к Богу и заплакала, т.е. она восстановила в каком-то смысле свой уровень.

И тогда Бог открывает ей глаза, т.е. видение выхода из ситуации - это функция от уровня человека. Когда человек сам достаточно высокого уровня, как была Агарь в доме у Авраама, и когда она опять поднялась, когда она обратилась к Всевышниму с просьбой о ее сыне - то на этом высоком уровне она этот колодец видит, когда она теряет ориентировку, то она перестает видеть этот колодец.

И дальше сказано про Ишмаэля: "он жил в пустыне Паран, и мать взяла жену ему из земли Египетской", т.е. из той земли, из которой она происходила. И мидраш нам рассказывает, что Авраам поддерживал контакт с Ишмаэлем, и, в частности, говорит так. Однажды Авраам решил проведать Ишмаэля. Он сел на верблюда и поехал к нему. Когда он туда приехал, он увидел некую женщину в этом шатре. Он спросил: где Ишмаэль? Она говорит: он ушел охотится. Авраам говорит: а не хочешь ли ты угостить меня чем-нибудь? Она говорит: нет, не хочу, уходи отсюда. Он тогда говорит: передай тогда ему, что приходил старец из Хеврона, и ему не понравилось у тебя в доме. Она это передала, после чего он понял, что это приходил Авраам, и тогда Ишмаэль выгнал эту жену и взял себе другую, которая была лучше. Когда Авраам приехал в другой раз и не застал его, то она приняла Авраама, угостила, и Авраам просил передать, что ему понравилось, как устроен дом Ишмаэля.

Этот мидраш показывает, что Авраам с Ишмаэлем сохранял контакт, Авраам продолжал оставаться отцом множества народов. И общая концепция Авраама, мы увидим это несколько позже, что он обладает некой универсальностью. Он еще не вполне как бы только родоначальник евреев. Он родоначальник всего мира, и поэтому он обо всем мире заботится. И его универсальность является как плюсом, так и минусом, и мы увидим это дальше.


Продолжение