МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению "Предисловия и примечания к изданию Торы с комментарием Сончино"

Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит

Раздел Г
Вавилонская башня и смешение языков

   Рассказ о Вавилонской башне является как бы подобием повествования о сотворении Адама и его грехе. Стоит только произвести соответствующие перестановки в истории об Адаме, представить себе, что теперь в роли одного человека выступает все общество, и вместо неповиновения Всевышнему одного человека проявляются поиски и выбор пути бунта против Всевышнего со стороны целого общества, как параллели становятся очевидными. Как для Адама гармония с окружающим миром была отражением идеального состояния, так и общность людей, мир между ними, открывают перед обществом большие возможности. Как в рассказе об Адаме его способность давать имена животным отражает его высокий уровень, позволяющий управлять миром, так и в рассказе о Вавилонской башне - владение единым языком, отражающим суть вещей, приводит людей к мысли, что они могут управлять всем так же, как это делает Всевышний. Как Адам, проявляя собственную волю вопреки воле Всевышнего, теряет жизненные силы и оказывается изгнанным из сада Эден, так же и строители Вавилонской башни лишаются возможности продолжать свое дело и рассеиваются по всей земле. Как Адам утрачивает свой прежний духовный уровень и возможности, так и люди эпохи Вавилонской башни забывают язык, объединявший их и дававший им многочисленные возможности. Из этого мы извлекаем следующий урок: человеческое общество, каким бы идеальным оно ни было, не сможет существовать, если его идеология направлена на непризнание Всевышнего или на непосредственную борьбу с Ним. Мидраш разъясняет, что причиной распада такого общества является прежде всего не гнев Всевышнего, а утрата людьми ощущения ценности и святости человеческой жизни. В качестве примера бесчеловечности строителей Вавилонской башни приводится рассказ о том, что с некоторого момента люди перестали обращать внимание на то, что рабочие падали с большой высоты и разбивались, но зато переживали и даже плакали, когда кто-либо ронял кирпич. Этот пример можно считать классическим кратким описанием любой цивилизации, основанной на поклонении идолам или на пренебрежении к духовным ценностям, как в древности, так и в наше время. Мидраш рассказывает также о том, что, по крайней мере, часть строителей Вавилонской башни намеревалась достичь небес для того, чтобы вести войну со Всевышним. Однако наказание пришло не столько за попытку поднять руку на Творца, которая сама по себе абсурдна, сколько за бесчеловечное отношение к ближнему.

   Само по себе разделение языков явилось вечным наказанием для человечества, которое преследует его на протяжении всей истории. Различие культур во многом продиктовано языковым барьером. Очень часто культурный и языковый барьер являлись причиной или, по крайней мере, способствовали возникновению конфликтов и войн. "Только колоссальное преступление, сравнимое с абсолютным злом, которое выразилось в открытом бунте против Всевышнего, могло привести к такой моральной катастрофе человечества" (Штайнталь).

   Для евреев напоминанием о Вавилонской башне всегда были зиккураты - башни-храмы в Месопотамии, вздымающиеся на такую высоту, что кажется, что они достигают небес.
Продолжение