К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел Хайей Сара

Пинхас Полонский

Хеврон, Шхем и Храмовая гора в Иерусалиме

1. Тора как документ о покупке Махпелы
2. Три главных святых места
3. Сегодня - центр конфликта, и не случайно

[1. Тора как документ о покупке Махпелы]

Сегодняшний недельный раздел начинается с истории о том, как Авраам купил поле и пещеру Махпела около города Хеврона для того, чтобы сделать это место своей семейной гробницей. Тора подробно рассказывает нам о том, как Авраам отказался получить эту пещеру в подарок и настоял на том, чтобы приобрести эту землю за полную стоимость в свое частное владение - так, чтобы пещера Махпела и поле Хеврона находились в частной собственности еврейского народа и чтобы в Торе как в документе эта покупка была оговорена.

[2. Три главных святых места]

Есть три места на Земле Израиля, про которые Тора сообщает нам, что они были выкуплены наши предками у их прежних хозяев, а не просто завоеваны. Эти три места - пещера Махпела, купленная Авраамом; часть города Шхема, где расположена сейчас гробница Иосифа, купленная Яаковом; и Храмовая гора в Иерусалиме, купленная царем Давидом. Это три самых святых места в Земле Израиля, и они образуют как бы ось, вокруг которой страна вращается в географическом, политическом и духовном смысле. Географически - потому, что они расположены на хребте горы, протянувшейся вдоль всей центральной части страны, и через них проходит главная магистраль страны - "дорога Праотцов" (сегодня - это шоссе N 60). Политически - потомy что город Хеврон был столицей южного, иyдейского колена, город Шxем был центром колена Эфраима, занимавшего главное положение в северном еврейском царстве, а Иерyсалим, наxодившийся посредине междy ними, был объединенным центром страны. В дyxовном смысле - потомy что эти три города выражают важнейшие аспекты жизни еврейского народа; это три места, в которыx мистически сконцентрирован наибольший yровень святости Земли Израиля.

Эти три места были куплены нашими Праотцами, потому что они составляют сердце страны, и именно в этих местах в древности располагалось еврейское государство. Когда в 1948 году была провозглашена Декларация Независимости Государства Израиль, то там есть слова о том, что мы возвращаемся в эту страну, а не в какую-нибудь другую, потому что именно здесь сформировался еврейский народ. Декларация провозглашала, что она подписана "в городе Тель-Авиве, на земле нашиx предков". Однако Шxем, Хеврон и Иерyсалим являются в гораздо большей степени "землей нашиx предков", чем Тель-Авив, который в древности был землей филистимлян.

[3. Сегодня - центр конфликта, и не случайно]

Парадоксально, что именно те места, которые наши предки купили за деньги, о чем записано в Библии и поэтому известно всему миру, являются сегодня самыми спорными точками наших отношений с арабами. Арабы чувствуют, что три города содержат в себе наибольшую концентрацию святости Земли Израиля, и что тот, кто будет владеть этими тремя местами, будет владеть страной. Следовало бы и нам поострее это чувствовать.