К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Насо
Главы 4-7

Пинхас Полонский

Разные пути к святости

1. Обет назорейства
2. Назорей как "находящийся на службе в Храме"
3. Назорейство - способность поставить самоограничение
4. Обет назорейства принимается на ограниченное время
5. Обет назорейства - в каком-то смысле грех

[1. Обет назорейства]

В недельном разделе Торы в эту Субботу мы читаем о "назире" ("назорее") - особом статусе, который еврей может выбрать для себя. "И сказал Господь Моисею: если мужчина или женщина решит взять на себя обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,... то от вина и от еды виноградин должен он воздержаться, и во все дни обета назорейства бритва да не коснется головы его, и не может он подходить к человеку умершему, даже к родственнику ближайшему своему, ибо свят он Господу и венец Бога на голове его. И в день окончания назорейства принесет он жертву всесожжения, и жертву за грех. И обреет голову, и положит волосы свои на огонь..." (Бамидбар, гл. 6).

[2. Назорей как "находящийся на службе в Храме"]

Человек, принявший на себя обет назорейства, отстраняется от "наслаждений мира сего", и вместе с тем он провозглашает себя как бы "находящимся на службе в Храме", беря на себя те - и даже дополнительные - ограничения, которые относятся только к священникам. Он не пьет вина, выражая этим постоянно пренебрежение к радостям еды и питья - а священник не должен пить вино только перед службой в Храме; он не стрижется и не бреется, выражая этим пренебрежение к нормам приличного вида в обществе, - а священники хотя и не могли брить волосы, но могли их подстригать; он не прикасается к умершим, и даже к ближайшим родственникам - а это было позволено обычным священникам и запрещено только для Первосвященника. Копна волос на его голове называется в Торе "венец Бога", и Зогар и Кабала уподобляют ее диадеме Первосвященника. Назорей провозглашает свою полную подчиненность "служению Богу в Храме", свой статус "добровольного священника". (При этом следует, однако, отметить, что статус назорея ни в коем случае нельзя отождествить с "монашеством" или "отшельничеством". Напротив, "назорей" продолжает жить в окружении людей, остается женатым и т.д.)

[3. Назорейство - способность поставить самоограничение]

"Назорей"- это отнюдь не способ жизни для всех и каждого. Это путь для особых людей, которые в состоянии продемонстрировать окружающим возможность пренебречь устремлениями этого мира, сосредоточиться не на еде и внешнем виде, а на более духовных аспектах бытия. Это также возможность для самого человека - если его "заедает" стремление к примитивным удовольствиям или самолюбование, и он жаждет преодолеть их - поставить для себя самоограничение и заставить себя преодолеть свои страсти и излишне материальные склонности.

[4. Обет назорейства принимается на ограниченное время]

Однако, позитивное влияние назорея на себя самого и на окружающий его мир не только в том, что он принимает на себя обет ограничений назорейства, но и в том, что через некоторое время этот обет прекращается - после чего назорей обязан вернуться к нормальной жизни в обществе, из которого он вышел. Обычный обет назорейства должен продолжаться ограниченное время. По окончании этого времени назорей обривает свою голову и сжигает отросшие волосы на жертвеннике, вместе с "жертвой за грех", которую в этот момент он обязан принести. Сжигание волос символизирует, что соблюдение более высокой, чем у окружающих людей, "нормы святости" было сделано им не ради самоудовлетворения или самовозвышения, но лишь "ради Небес"- т.е. ради реализации Божественных целей на земле, ради преодоления власти над нами материальных устремлений.

[5. Обет назорейства - в каком-то смысле грех]

В конце срока назорейства назир приносит "жертву за грех". Эта жертва символизирует, что в назорействе - кроме вышеперечисленных аспектов духовного роста и святости - есть также и аспект греха. Более того, в Талмуде высказывается мнение, что сам по себе обет назорейства - это уже в каком-то смысле грех. Грех этот состоит в том, что человек решил, что нет у него другого пути к святости, кроме как путь самоограничений и выхода за нормальные структуры жизни общества. Конечно, выбор такого пути может помочь человеку на некотором этапе, но на самом деле - не в этом идеал Торы. Идеалом в иудаизме является святость, достигнутая при жизни внутри общества, а не вне него. Жертва за грех, которую назир приносит за свой "отрыв от общества" в конце назорейства, помогает нам осознать это.