К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел "Ваишлах"

Возвращение из галута

Ури Линец

«И послал Яаков малахов перед лицом своим к Эсаву, брату своему, в страну Сэир, поле Эдом» (Берешит 32,4). Когда в предыдущей главе Яаков уходил в галут, то ему снилось, как от него (в нем…) путешествуют посланцы Всевышнего – малахи. Сейчас, возвращаясь в Эрец Исраэль, уже наяву, Яаков управляет малахами Всевышнего, но данное им поручение выглядит странно. На первый взгляд, Эсав не мешает войти Яакову в Эрец Исраэль, перейти Ярдэн и направиться к Ицхаку в Хеврон, ведь Эсав живет «в стране Сэир, поле Эдом», а это к юго-востоку от Соленого моря и далеко в стороне от маршрута Яакова. Но, мы помним, что когда Яаков уходил в галут, его солнце зашло, взошло солнце Эсав ">Эсава. Эсав остался в Эрец Исраэль и стал её временным хозяином. Теперь Яаков должен попросить разрешения на возвращение на центральную сцену истории. Возвращаясь из галута, народ Израиля всегда просит разрешения у Эдома. Во все времена у разных империй евреи получали разрешение для возвращения (указ Кореша о восстановлении Храма, распоряжения турецкого султана, сертификаты английского мандата, резолюция ООН и т.д.). Интересно, что в конце 15 века (по нееврейскомому исчислению), рабби Ицхак Абарбанель назвал страну, которая даст Израилю Эрец Исраэль – Англетерра – Английская земля. Через пять с небольшим столетий именно в Лондоне была составлена декларация Бальфура.

«И приказал им, сказав: так скажите господину моему Эсаву: так сказал раб твой Яаков: с Лаваном жил я, и задержался доныне. И было у меня: бык и осел, мелкий скот, и раб и рабыня, и послал я сказать господину моему, найти милость в глазах его. И вернулись малахи к Яакову, сказав: пришли мы к брату твоему, к Эсаву. И тоже идет навстречу тебе, и четыреста человек с ним» (Берешит 32,5-7). 

Явно лишнее «доныне». Яаков возвращается, значит до сего дня он и задерживался! Тора намекает, что Яаков задержался в галуте дольше необходимого и это сделало его уязвимым – «задержался доныне». Поэтому он испытывает некоторое чувство страха перед Эсавом и, перечисляя имущество, намекает, что Эсав может получить от него подарки. Но Эсав не хочет подарков, он идет во главе громадного войска, чтобы убить Яакова. Когда народ Израиля в пути, не на своей земле, он весьма уязвим. «И затрепетал Яаков очень, и тесно стало ему» (Берешит 32, 8-21). Яаков принимает все возможные меры безопасности.

Первое действие – подготовка к бою, перестроение каравана: «И разделил народ, который с ним, и мелкий скот, и крупный скот, и верблюдов на два лагеря. И сказал: если придет Эсав к лагерю одному и побьет его, и будет лагерь оставшийся спасением» (Берешит 32, 9). 

Второе – молитва: «Спаси меня, пожалуйста, от руки брата моего, от руки Эсава!» (Берешит 32, 12). 

Наконец третье – попытка задобрить Эсава подарками, ведь на самом деле Яаков не желает боевых действий: «И взял из того, что есть в руке его, дар Эсаву, брату его: Коз двести и козлов двадцать, овец двести и баранов двадцать, верблюдиц кормящих и сыновей их тридцать, коров сорок и быков десять, ослиц двадцать и ослят десять. И дал в руку рабов своих, стадо-стадо отдельно, и сказал рабам своим: пройдите перед лицом моим, и расстояние положите между стадом и между стадом. И приказал первому, сказав: когда встретит тебя Эсав, брат мой, и спросит тебя, сказав: кому ты и куда идешь, и кому эти перед лицом твоим? И скажешь: раба твоего Яакова, дар это, посланный господину моему Эсаву, и вот также он за нами. И приказал также второму, также третьему, также всем идущим за стадами, сказав: как слово это, говорите Эсаву, когда найдете вы его. И скажете также: вот, раб твой Яаков за нами, потому что сказал: сниму гнев лица его с помощью дара, идущего перед лицом моим и, после этого, увижу лицо его, может простит лицо мое. (Берешит 32, 14-21).  Со стороны Яакова это не просто приятный сувенир, но униженная просьба о пощаде: «возьми все, но оставь меня в покое!». Вспомним обычные размеры подарков той эпохи: Авраам договаривается с Авимелехом, подарок – семь овец. Ицхак ограничивается угощением Авимелеха и его приближенных. Здесь подарков невероятно много. Отметим, что верблюды – не обычный хозяйственный скот, как быки, или бараны. Это исключительно средство международной торговли. Ослицы – транспорт наиболее богатых и знатных. Современный аналог – большой торговый флот и гаражи коллекционных «Мерседесов» «Порше» и «Феррари».

Разработана стратегия и тактика тотального унижения. Стада следуют с интервалами и каждое –  подобно поклону. Яаков как бы умоляет Эсава, валяясь у него в ногах. Здесь Яаков еще не стал Исраэлем, семья еще не превратилась в народ.

Позже, выходя из египетского галута уже во главе еврейского народа, Моше реализует те же принципы по другому: останется молитва – просьба о помощи Творца, используются возможности мирных переговоров и некоторой платы за проход, но без задабриваний и унижений, а, при необходимости, начинается бескомпромиссная вооруженная борьба и с Амалеком, и с Огом, и с Сихоном.

Сегодня мы вернулись на Родину из последнего галута. Разрешение нам было дано всем мировым сообществом, решением Лиги наций. Наш народ на своей земле ни перед кем не должен заискивать. Мы не хотим войны и всегда готовы предложить соседям мир в обмен на мир. Мы готовы предложить арабам, временно проживающим в Эрец Исраэль денежные компенсации, позволяющие начать им достойную и обеспеченную жизнь в любой арабской стране, навсегда отказываясь от претензий на нашу землю. И в любой момент, надеясь на помощь Творца, мы готовы нанести сокрушительное поражение любому агрессору.