Кдошим

Главы 19-20
  

Глава 19. Морально-нравственные принципы

   Эта глава занимает одно из центральных мест в книге Ваикра и во всем Пятикнижии. Мудрецы Торы называли эту главу "сущностной стороной закона" и говорили о том, что ров гуфей Тора, "большинство законов Торы", нашли в ней свое отражение (Сифра). В каком-то смысле в этой главе повторяются Десять заповедей. Все они в определенной форме содержатся в стихах этого отрывка Торы: первая и вторая заповедь - в стихе 4, третья - в стихе 12, четвертая и пятая - в стихе 3, шестая - в стихе 16, седьмая - в стихе 29, восьмая и девятая - в стихах 11-16, десятая - в стихе 18. Как и в Десяти заповедях, информация приведена здесь в сжатой форме, заповеди сменяют друг друга быстро, их описание немногословно, однако сами по себе выражения настолько емкие, что раскрываю не только требования Торы, но и глубинный смысл повелений Творца. Эта глава еще раз свидетельствует о том, что Тора не разделяет заповеди на два класса: заповеди, регулирующие отношения между людьми, и заповеди, определяющие обязанности человека по отношению к Творцу, - они приводятся вместе, и им придается одинаковое значение.
  

2. Святость как путь уподобления Творцу

   Повеление "Святы будьте, ибо свят Я, Бог, Всесильный ваш" является определяющим не только для этой главы, но и для всей этической системы, нашедшей свое отражение в законах книги Ваикра. Слово кадош ("святой") следует понимать не только как термин, который используется в законах, связывающих человека и Всевышнего, и указывает на особую духовную высоту, достигаемую при служении Творцу, но и как термин, относящийся к законам, определяющим отношения между людьми, и указывающий на проявление приближенности сынов Израиля ко Всевышнему даже в самых будничных делах. Первое значение этого термина указывает на то, что человек, сталкиваясь с проявлением Божественного Присутствия в мире или размышляя о величии Бога, испытывает всякий раз чувство трепета. Второе значение этого термина указывает на свободу человека от любого несовершенства, его устраненность от несправедливости, обмана и притеснения ближнего. Говоря словами пророка, "Глаза твои слишком чисты, чтобы смотреть на зло, и взирать на беззаконие не можешь Ты" (Хавакук, 1:13). Т. е. человек, не достигший совершенства в отношениях с людьми, не может приблизиться ко Всевышнему. Таким образом, понятие "святость" оказывается более высоким, чем понятия тов ("добро"), тоhар ("чистота"), цедек ("праведность"). Святой человек стоит выше доброго, чистого и праведного. Свойство святости более всего делает человека подобным Творцу. "Святой" - наиболее часто встречающаяся характеристика Всевышнего (hакадош Барух hу - "Святой, да будет Он благословен"). Слово кадош часто используется в литературе в упрощенном смысле: святыми называются предметы, используемые для служения в Храме, или люди, служащие в Храме.
   2.  со всем обществом Обладание Торой и исполнение ее заповеди, предписывающей стремиться к святости, - отличительные черты всего народа Израиля. Закон не предполагает, что какая-либо небольшая группа людей будет выделена из народа, чтобы жить в уединении и духовно совершенствоваться, в то время как все остальные погрузятся в невежество и будут охвачены предрассудками.
   Народ Израиля должен формировать настоящую духовную демократию (см. Дварим, гл. 34, а также комм. к Шмот, 22:30).
   святы будьте, ибо свят Я, Бог, Всесильный ваш Человек должен не только служить Всевышнему, но и выработать в себе свойства, похожие на те, которые проявляются при раскрытии Божественного Присутствия в мире. Если он достигает этой цели, то раскрывается тот высочайший потенциал, который заложен в нем в момент сотворения мира: Божественные свойства души. Такое "подражание" Всевышнему - цель существования человека. Но как сотворенный может быть подобен Творцу? В чем это должно проявиться, если он не способен творить миры и управлять историческими событиями? "Будь подобен Всевышнему. Он милостив и преисполнен жалости, и ты будь милостив и преисполнен жалости", - говорят мудрецы. Тора повелевает: "Иди за Всевышним, Богом твоим, и прикрепись к Нему". Мудрецы Талмуда спрашивают: "Как же можно прекрепиться ко Всевышнему? Ведь Он - как пламя, которое сжигает все вокруг себя". Требование Торы прикрепиться ко Всевышнему означает приближение своих свойств к Его свойствам, а не приближение в физическом смысле слова. "Обрати внимание на то, что в начале Тора рассказывает о том, как Всевышний сделал одежды для Адама, а в конце говорится, что Он Сам похоронил Моше. Он излечивает больных, освобождает пленных, Он терпелив даже по отношению к Своим врагам и оказывает милость как живым, та (Талмуд). Таким образом, все перечисленные качества могут стать связующим звеном между Божественными свойствами и свойствами человека. Человек никогда не бывает ближе ко Всевышнему, чем в момент проявления искренней доброты. Тора не говорит, что Всевышнему следует подражать в тех случаях, когда Он проявляет меру суда. Напротив, человек должен всячески остерегаться судить, выносить решения, осуждать окружающих даже тогда, когда речь идет о простых будничных делах. Судопроизводство, обязанность рассматривать споры или выносить приговоры и наказывать преступников не считается теми аспектами, которые могут приблизить свойства человека к свойствам Творца. Свойство творить суд и восстанавливать справедливость, которое проявляет Творец в мире, не есть основное Его сущностное свойство, это лишь средство для достижения блага и исправления испорченности в мире. Всегда, когда Всевышний приводит наказание, оно преследует цель исправить мир так, чтобы можно было раскрыть в нем новые уровни добра. Пророки, предупреждая о наказаниях и бедствиях, всегда говорят о великом благе, которое раскроется даже в том случае, если народ раскается не до наказания, а после тяжелых бед. Таким образом, святость это не абстрактное понятие или мистическая идея. Она находит свое выражение в тех принципах, по которым строится повседневная жизнь человека, как мужчины, так и женщины. Слова "святы будьте" являются ключевыми для всей главы, и в этом свете следует рассматривать все изложенное в ней: уважение к родителям, заботу о нуждающихся, своевременную оплату труда работника, честность во всех делах, запрет брать проценты, запрет мстить, повеление любить ближнего, справедливый суд для бедного и богатого, а также требование устраниться от всего нечистого в ритуальном смысле этого слова. Святость достигается не за счет отрыва от мира, а за счет высокодуховного состояния, находясь в котором, мы исполняем все обязанности, которые выпадают на нашу долю. Тогда проявление честности и справедливости, любви и милости и того, что пророк называет "скромно идти с Богом нашим", становится неотъемлемой составляющей жизни каждого человека.
  

3-4. Основа морально-нравственных законов

   3.  бойтесь каждый матери своей В Десяти заповедях, когда говорится об уважении к родителям, отец упоминается на первом месте. В этой же главе, когда говорится об обязанности испытывать трепет перед родителями, мать упоминается первой. Мудрецы предлагают следующее объяснение такого различия в построении предложений: отец, как правило, требует от ребенка послушания, а мать чаще проявляет заботу и доброту. Естественно ожидать, что ребенок испытывает более сильное чувство любви по отношению к матери и более сильное чувство трепета по отношению к отцу. Ставя отца на первое место, когда речь идет об уважении (предполагая заботу и проявление любви), и мать - когда речь идет о трепете, Тора стремится выровнять отношение ребенка к отцу и матери как в аспекте любви, так и в аспекте трепета перед ними. Термин "трепет", как правило, используется только при описании отношения ко Всевышнему. Выбор именно этого слова для описания отношения к отцу и матери указывает на то, что при исполнении этой заповеди каждый должен испытывать трепет пред Всевышним. Талмуд утверждает: "Трепет перед родителями должен быть таким же, как трепет пред Всевышним".
   Мудрецы сказали много красивых слов об исполнении этой заповеди. Однако самое сильное впечатление производит история о Даме бен Нетине. Этот "ювелир из Ашкелона" не был евреем. Среди его драгоценных камней был один, который подходил для нагрудника первосвященника. Когда потребовалось заменить камень, мудрецы пришли к Даме бен Нетине и попросили продать им драгоценность. Ювелир согласился продать камень за сто динаров и пошел во внутренние покои, чтобы принести камень. Но войдя в комнату, в которой хранились драгоценности, он увидел, что там спит его отец. Дама вернулся к мудрецам и сказал, что не может продать этот камень. Ему предлагали и двести, и триста динаров, и даже тысячу, но он не соглашался. Мудрецы ушли, а вскоре после этого проснулся отец. Тогда Дама догнал мудрецов, и те подумали, что он решил продать им камень за тысячу динаров, последнюю названную ими цену. Однако Дама сказал: "Я не хочу получать выгоду от того уважения, которое я оказал отцу". Мудрецы пришли к выводу, что Всевышний не случайно привел их в дом этого человека: Он хотел показать им, что как бы ни было велико уважение к отцу, которое проявляет нееврей, заповедь Торы предполагает нечто несоизмеримо большее. Сыны Израиля, проявляя уважение к родителям, должны помнить о Творце и осознавать, что только Он дарует жизнь.
   и отца своего Первая из конкретных заповедей, приводимых в этой главе, - уважение к родителям. Пренебрежение этой обязанностью приводит к тому, что человек утрачивает правильное отношение к самой жизни, дарованной ему Всевышним, и святость для него становится недостижимым идеалом. Точно так же его отношения с другими людьми остаются далекими от совершенства, ибо если нам не удается исполнить свою обязанность по отношению к родителям, мы, вне всякого сомнения, не сможем сделать и то, что должны, по отношению к другим.
   и субботы Мои соблюдайте Упоминание заповеди о соблюдении субботы сразу же вслед за заповедью, требующей с трепетом относиться к родителям, имеет большое значение. Тора указывает на то, что трепет пред Всевышним и Его заповедями должен быть еще большим, чем трепет перед родителями. Если родители требуют нарушить ту или иную заповедь Торы, то заповедь трепета перед родителями должна отступить перед заповедью трепета пред Всевышним. Суббота выбрана в качестве примера, так как заповеди не разделяются на более легкие и более строгие, и человек, если это не угрожает его жизни, не имеет права нарушать ни одну из них.
   Я - Бог, Всесильный ваш Эта фраза шестнадцать раз встречается в Торе. Она указывает на то, что Всевышний обладает свойством святости и что Он - Судья. "Она придает человеку силы и в то же время приводит его в трепет, говорит о награде и наказании" (Калиш).
   4.  к идолам Идолы рассматриваются Торой как нечто нереальное и несуществующее (см. Ирмеяhу, 14:14).
  

5-8. Законы жертвоприношений

   5.  когда зарежете Букв. "если вы зарежете". См. Ваикра, 3:1 и 7:15-20. Отсутствие повелительного наклонения указывает на то, что принесение жертвы является добровольным делом (Кимхи). Тора говорит о том, что жертва не может быть принесена так, как заблагорассудится человеку. Ее следует приносить в соответствии со строгими правилами, которые помогут избежать ассоциаций с идолопоклонством.
  

9-10. Отношение к бедным

   9.  до конца края поля твоего Исполнение этой заповеди является обязательным, хотя количество урожая, оставляемое бедным по закону о крае поля, может быть разным и зависит от доброй воли хозяина. В более поздний период мудрецы постановили, что человек не имеет права оставить по закону о крае поля меньше 1/60 собранного урожая. Отношение к бедным отличает закон Торы от всех законов, по которым жили народы древности. Греческие и римские законы принципиально делили общество на классы и были направлены на защиту интересов имущих классов. В отличие от них, Тора прежде всего требует относиться к бедному как к брату, открывая для него не только руку, но и сердце. Иов, рассказывая пред Всевышним о своих достоинствах, чтобы испросить у Него милости, прежде всего подчеркивает: "Разве отказывал я желаниям нищих и печалил глаза вдовы? Разве ломоть свой ел я один и не ел от него сирота? Ведь с детства моего подрастал он со мной как при отце... Разве видел я погибающего без одежды и бедного без одеяния? Разве не благословляли меня потомки его и не грелся ли он от шерсти овец моих?" (Иов, 31:17-20). Талмуд связывает готовность помогать другим и проявлять жалость с самой сущностью души сынов Израиля. Мудрецы Талмуда говорят, что если еврей проявляет безразличие к своему ближнему, когда тот находится в беде и страдает, мы имеем право сомневаться в его еврейском происхождении.
   опавшего при жатве твоей Колосья, оброненные жнецами в момент сбора урожая, объявляются принадлежащими бедным, и тем, кто занят сбором урожая, запрещено их подбирать.
  

11-16. Обязанности по отношению к ближнему

   Приводимые ниже законы являются определенной формой выражения последних пяти заповедей из десяти, начертанных на Скрижалях завета. Эти принципы на протяжении столетий были расширены мудрецами и стали неотъемлемой частью всех законов, как гражданских, так и уголовных.
   11.  не крадите Воровать запрещено, даже если человек намеревается позднее возвратить украденное и даже если свой поступок он рассматривает как шутку. Украсть у вора с целью возместить нанесенный им убыток также считается недостойным поведением: укравший у вора - вор (Сифра). Настоящий закон Торы раскрывает, что запрещенным является любое действие, даже отдаленно напоминающее воровство (Шулхан Арух). Рассматривая эти законы Торы, мудрецы вводят понятие гневат даат - "воровство понимания". Запрещено выставлять кого бы то ни было или что бы то ни было в более выгодном или невыгодном, не соответствующем действительности, свете. Это называется "воровством понимания" и запрещено законом Торы. Легко догадаться, что столь распространенное явление, как лесть, с точки зрения Торы, не имеет права на существование. "Первым среди воров всегда был ворующий понимание людей" (Мехильта, гл. Мишпатим). Классическим примером нарушения этого запрета служит поведение Авшалома, который, сидя в воротах Иерусалима, говорил каждому приходящему на суд к царю, что его дело проигрышное, но если бы царем был он, то решал бы все дела по справедливости и, вне всякого сомнения, решил бы это дело в пользу своего собеседника. И вставал Авшалом рано утром, и становился к воротам при дороге. И было, каждого, кто, имея тяжбу, шел к царю на суд, подзывал Авшалом к себе и говорил: "Из какого ты города?". И когда тот отвечал: "Из такого-то колена Израилева раб твой", то говорил ему Авшалом: "Смотри, слова твои хороши и справедливы, но некому выслушать тебя у царя". И говорил Авшалом: "Будь я судьею в этой стране, и ко мне приходил бы каждый, у кого спор или тяжба, и я судил бы его по справедливости... И украл Авшалом сердце людей Израиля (Шмуэль ИИ, 15:2-6).
   не отрицайте истину Букв. "не говорите противоречащего [истине]".
   не обманывайте Пусть твое "да" будет твердым, и твое "нет" тоже будет твердым. Тот, Кто взыскал с поколения Потопа, взыщет и с тех, кто не держат своего слова. Правда - один из столпов, на котором держится весь мир, она принадлежит Всевышнему. Обманщик будет отдален от Божественного Присутствия. Его наказанием среди людей будет то, что когда он будет говорить правду, ему не будут верить. Хорош тот человек, который представляется людям точно таким, каким он есть на самом деле (Талмуд). Однако правда не может быть самодовлеющей, слова правды всегда следует произносить с любовью. Даже правда может быть аморальной. Она прекращает служить целям добра, когда человек произносит ее для того, чтобы нанести вред, отомстить или очернить кого бы то ни было в чужих глазах. "Правда, произнесенная с плохими намерениями, превосходит любую ложь, какую только можно придумать" (Блейк).
   12.  не клянитесь ложно Букв. "и не клянитесь ложно". Союз "и" указывает на связь этого стиха с тем, что было изложено выше. "Воровство приводит ко лжи, а ложь приводит к ложной клятве с произнесением имени Всевышнего" (Сифра).
   13.  не обирай Или: "не притесняй". Запрет пользоваться затрудненным положением ближнего и извлекать выгоду из того, что другой стал жертвой тяжелых обстоятельств. Так, например, "притеснением" называется несвоевременная выплата работнику или оплата по более низкой цене за ту работу, которая обычно стоит дороже.
   не грабь Не выплачивая или не отдавая работнику то, что принадлежит ему по закону.
   не задерживай Работнику, нанятому исполнять поденную работу, должно быть заплачено до наступления утра. Бедный человек не может ожидать заработанных им денег, так как на них он покупает себе еду, и если не заплатить ему своевременно, то ему нечего будет есть.
   14.  не злословь глухого Букв. "не проклинай глухого". Тора запрещает проклинать кого бы то ни было. Запрет проклинать глухого приведен для того, чтобы человек пришел к выводу: "Если нельзя проклинать глухого, то тем более нельзя произносить проклятие в адрес человека, который слышит".
   перед слепым не клади препятствия Этот запрет понимается мудрецами Торы шире, чем это можно понять при простом прочтении этого стиха. Имеется в виду, что человека нельзя подтолкнуть к совершению преступления, воспользовавшись его неосведомленностью в законе или незнакомством с конкретной ситуацией. Этот запрет распространяется также на те случаи, когда кто-либо просит помочь ему совершить действие, которое будет нарушением закона (например, достать еду, которую запрещено есть). В какой-то степени этот запрет распространяется на родителей, воспитывающих ребенка без назиданий и не наказывающих его за провинности. Избалованность может привести к тому, что в будущем, став взрослым, он будет совершать преступления.
   бойся Всесильного твоего Всевышний защищает беззащитных. Он взыскивает за обиду глухого, который не мог слышать то, что ему говорят. Он устраняет преграду перед слепым и помогает ему. Человек, который умышленно дает дурной совет, не сможет оправдаться пред Всевышним и никакие заявления о преследовании высокой цели не помогут ему. Всевышний смотрит в сердце человека, Он знает все его сокровенные помыслы (см. комм. к Шмот, 1:17).
   15.  не будь снисходителен к нищему Необходимо проявлять милость к человеку неимущему и стараться всячески ему помочь, но судья не имеет права исполнять заповедь помощи нуждающемуся за счет искривления суда. Подобно милости и милосердию, истина имеет собственную, непреходящую ценность и является одним из столпов, на которых стоит мир. Аналогичная заповедь приводится в книге Шмот (23:3): "И нищего не поддерживай в тяжбе его".
   не угождай Судья не должен принимать в расчет общественное положение человека и не имеет права сказать себе: "Этот человек богат и у него большие связи. Как я могу опозорить его, приняв решение не в его пользу?" (Сифра).
   по правде Судья не должен давать преимущества бедному, стремясь помочь ему, и не имеет права ставить в более выгодное положение богатого из-за боязни перед ним. Единственным критерием в суде должна быть справедливость. Ни одной из спорящих сторон не должно быть позволено в суде приводить доказательства в свою пользу в более пространной форме. Если одному из спорящих позволено сидеть, то второго нельзя обязать стоять перед судом. Судья должен постоянно следить за собой и помнить, что важно не только вынесенное решение, но и сам процесс его принятия. "Судья, пока он занят рассмотрением дела, должен ощущать себя так, словно меч висит над его головой" (Талмуд).
   Эта заповедь относится не только к судьям, но и к каждому человеку. Любой человек, определяя свое отношение к людям, на основе которого он потом принимает решения и совершает действия, является судьей. Заповедь "По правде суди ближнего твоего" мудрецы Талмуда распространяют на все случаи жизни и говорят: "Ты должен всегда судить человека, глядя на него с лучшей стороны [лехаф зхут]". Это означает, что человеку запрещено плохо думать о ком-то из окружающих, считая, что те или иные его поступки продиктованы плохими намерениями, - он обязан искать оправдание и объяснение действиям другого настолько, насколько это позволяет сложившаяся ситуация. Учение, которое заключено в этом и следующих за ним стихах Торы, выражено пророком: "Так Я снова решил в эти дни сделать добро Иерусалиму и Дому Йеhуды. Не бойтесь! Вот дела, которые вам следует сделать: говорите правду - каждый ближнему своему, по истине и по справедливости для мира судите во вратах ваших, и каждый против ближнего своего зла не замышляйте в сердце своем, и ложной клятвы не любите, ибо все это ненавижу Я - слово Господа" (Зхарья, 8:16,17).
   16.  не ходи сплетником Букв. "не ходи торговцем с лотка". Для описания этого запрета Тора воспользовалась образным выражением. Торговцы с лотка заходят в дом, чтобы показать свой товар, стараются угодить хозяевам и часто рассказывают о том, что видели в доме соседей. Подобное поведение запрещено, даже если все рассказанное - чистая правда. Распространение любой информации о человеке с целью выставить его в невыгодном свете, возбудить зависть окружающих, нанести моральный или материальный ущерб, является прямым нарушением запрета Торы, сформулированного в этом стихе. Сплетни могут причинить много горя и покалечить жизнь людей, поэтому ежедневно после молитвы, произносимой утром, днем и вечером, каждый еврей повторяет: "Всевышний! Сохрани мой язык от дурного и сделай так, чтобы уста мои не произносили слова с дурным намерением". Преступление разносящего сплетни иногда является более тяжелым, чем убийство. С особым осуждением Тора относится к тому, кто сообщает сведения о еврее нееврейским властям с целью причинить ему вред. В hалахической литературе такой человек называется мосер ("доносчик"), и говорится, что нет у него удела в будущем мире.
   не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего Букв. "не стой на крови ближнего твоего". Эта заповедь Торы запрещает еврею оставлять своего соплеменника в ситуации, опасной для его жизни, и не помочь ему. Если есть возможность, следует защитить своего ближнего от нападения дикого животного или разбойников без промедления и колебаний. Защищая преследуемого, допустимо убить преследователя. В Сифре этой заповеди придается более широкое значение, и она распространяется на тот случай, когда суд готовится осудить человека, а кому-то известны обстоятельства, которые могут послужить доказательством невиновности подсудимого. В этом случае запрещено молчать.
  

17-18. Запрет ненавидеть и мстить. Заповедь любить ближнего своего

   17.  не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему Ненависть чаще всего бывает необоснованной, не имеющей под собой почвы (синат хинам). Она возникает вследствие преувеличенного самолюбия и стремления оградить свое собственное достоинство. Мудрецы Талмуда обращают наше внимание на то, что в Торе сказано: "Не питай в сердце твоем ненависти". Если бы не было подчеркнуто, что ненависть запрещена даже в сердце, то мы могли бы подумать, что запрет ненависти к брату заключается в том, что нельзя совершать определенные действия: бить его, оскорблять его, обманывать его. Но поскольку сказано "в сердце твоем", то очевидно, что запрещено даже испытывать неприязнь или раздражение по отношению к любому еврею. Мидраш ставит беспричинную ненависть в один ряд с тремя тяжелейшими преступлениями: идолопоклонством, развратом и пролитием крови. Говорится, что Второй Храм был обречен на разрушение в то время, когда было много праведников и людей, самоотверженно изучавших Тору, только потому, что распространился грех беспричинной ненависти (Ахай Гаон). И для того, чтобы народ осознал свое преступление и раскаялся, Всевышний послал Свое наказание по принципу "мера за меру". На протяжении всего исторического периода, последовавшего за разрушением Второго Храма, ни один из народов не страдал больше от беспричинной ненависти, чем евреи, как в Стране Израиля, так и в диаспоре. В качестве примера такой ненависти, обращенной против еврейского народа, Талмуд приводит поведение императора Адриана. Однажды Адриан совершал путешествие по восточным провинциям своей империи. Еврей, увидевший процессию, приветствовал императора. Адриан преисполнился гнева: "Как ты, еврей, осмеливаешься приветствовать императора?! Ты заплатишь за это жизнью!". В тот же самый день другой еврей, проходя мимо императора и его свиты и зная о случившемся, не выразил никакого знака уважения. Заметив это, Адриан воскликнул в гневе: "Как ты, еврей, осмеливаешься проходить мимо императора и не приветствовать его?! Ты поплатишься за это жизнью!". Когда его приближенные выразили удивление по поводу столь нелогичного поведения, он ответил: "Я ненавижу евреев, и для меня невыносимо все, что они делают. Поэтому я пользуюсь любым предлогом для того, чтобы уничтожать их". Подобным образом поступают все антисемиты, которые находятся в плену беспричинной ненависти. Они служат орудием наказания, однако сами будут наказаны, так как никто из них никогда не стремился исполнить волю Всевышнего, а следовал за своими низменными инстинктами.
   увещевай ближнего своего Эта заповедь считается крайне трудной для исполнения. Обратиться к человеку со словами назидания в предельно тактичной форме, так, чтобы не вызвать его раздражения, и при этом не испытывать раздражения по отношению к нему, доступно только людям с добрым сердцем, переживающим за другого и испытывающим чувство ответственности за ближнего. Если поучение не будет высказано с любовью, то его результат будет прямо противоположен тому, что заповедано Торой. Вместо исправления недостатков и налаживания взаимопонимания между людьми появится взаимное раздражение и человек, который поступал неправильно, еще упорнее будет стремиться продолжать то, что он делал. Тот, кто собирается обратиться со словами поучения, и не испытывает любви к ближнему, может обрушиться со словами упрека в присутствии посторонних людей и, опозорив человека, нарушить строжайший запрет Торы. Мудрецы говорят, что тот, кто заставит своего ближнего побледнеть от публичного оскорбления, не имеет удела в будущем мире, независимо от того, сколько добрых дел он совершил на протяжении жизни, и от того, насколько усердно он изучал Тору.
   и не понесешь за него греха Тора рассматривает еврейский народ как единое целое. Считается, что всякий, кто может предотвратить преступление и не делает этого, несет перед Небесами такую же ответственность, как тот, кто совершил это преступление. Почти у каждого есть возможность обратиться со словами увещевания к тому, кто на его глазах совершает или собирается совершить преступление. Если же он проявляет безразличие, то на него возлагается такая же ответственность за совершенное преступление, как и на совершившего его.
   18.  не мсти Эта заповедь запрещает отвечать злом на зло. Примером строжайшего соблюдения этого запрета является поведение Йосефа по отношению к его братьям. Будучи правителем Египта, он мог отомстить тем, кто продал его в рабство и причинил ему столько горя. Однако Йосеф объединяет всю семью, восстанавливает взаимопонимание между братьями. Другим примером служит отношение Давида к Шаулю и его потомкам. Несмотря на то, что Шауль преследовал Давида и в гневе даже пытался убить его, Давид не поднял на него руку, хотя и имел такую возможность, а после смерти Шауля взял под защиту его детей. Благородное поведение свойственно не только тем выдающимся личностям, о которых рассказывается в книгах пророков, но и людям, жившим в более близкие к нам времена. Поэт Шмуэль ибн Нагрела, живший в ЬИ веке, занимал должность визиря при правителе Гранады. Однажды его оскорбили в присутствии правителя. Правитель, который покровительствовал Шмуэлю ибн Нагреле, приказал ему отрезать обидчику язык. Когда через некоторое время правитель увидел человека, оскорбившего Шмуэля ибн Нагрелу, целым и невредимым, он был удивлен тем, что визирь не выполнил его приказ. Шмуэль ибн Нагрела объяснил: "Я проявил к нему милость и сделал ему много хорошего, и я вырвал его дурной язык и вложил язык хороший". Хотя заповедь, запрещающая мстить, относится только к тем случаям, когда обидчиком является еврей, Шмуэль ибн Нагрела, проявив милосердие к нееврею, продемонстрировал благородство еврейской души и заставил своего врага признать моральное превосходство сынов Израиля. Таким образом, он исполнил заповедь освящения имени Всевышнего.
   Еврей не мстителен по своей природе, образ, созданный средневековой литературой, не соответствует действительности. Шейлок, еврей-ростовщик, является игрой фантазии Шекспира. Средневековый еврей никогда не стремился отомстить своим жестоким обидчикам. Евреи, которых преследовали в Испании, были изгнаны из страны в 1492 г., а затем с еще большей жестокостью были изгнаны из Португалии. Некоторые из них нашли убежище в странах Северной Африки. Восемьдесят лет спустя потомки тех, кто столь бесчеловечно обошелся с евреями, проживавшими в их землях, потерпели жесточайшее поражение в Северной Африке. Тех, кто остался в живых, продавали в рабство в городе Фес потомкам евреев, изгнанных из Португалии. Историки отмечают, что португальцы, узнав, что их продадут евреям, почувствовали облегчение: они знали, что евреи не будут обращаться с ними жестоко, как это было принято в то время у других народов (М. Джозеф).
   и не храни злобы Человек не должен помнить то дурное, что сделал ему его ближний. Мудрецы объясняют, в чем заключается запрет хранить злобу и чем он отличается от запрета мстить: Человек сказал другому: "Я не дам тебе тот инструмент, который ты просишь, потому что когда я просил у тебя такой же инструмент, ты не дал мне его". Это месть. Если человек говорит другому: "Я дам тебе инструмент, который ты у меня просишь, хотя, когда я просил у тебя такой же инструмент, ты не дал мне его". Это злопамятство. В древней еврейской книге, дошедшей до нас со времен Маккавеев и известной как "Завещание двенадцати патриархов", мы читаем: "Любите друг друга с чистым сердцем. Если же человек согрешит против вас, устраните яд ненависти из сердца и поговорите с ним мирно. Если он признает свою вину и раскается, простите ему. Но даже если у него нет стыда, и он упорно продолжает делать дурное, ему следует простить и оставить дело отмщения Всевышнему. Будь осторожен и избегай ненависти, потому что она неугодна Всевышнему. Любовь способна пробудить мертвых и спасти тех, кто обречен на смерть, в то время как ненависть убивает живущих". Мудрецы говорят, что человек, который умеет прощать, бывает прощен сам, они высоко оценивают моральный уровень того, кто не преследует своих преследователей.
   и люби ближнего своего, как самого себя Достоинство твоего ближнего ты должен оберегать так же, как свое, и к его имуществу ты должен относиться не менее бережно, чем к своему собственному. Даже тот, кто осужден на смерть за тяжелое преступление, не должен вызывать чувства ненависти, и Тора обязывает относиться к нему с любовью: не бить его и не оскорблять, помня о том, что каждый человек в последнюю минуту своей жизни раскаивается во всех своих прес делах. hилель, великий мудрец Торы, возглавлявший Верховный Суд (Санhедрин) в эпоху, предшествовавшую разрушению Второго Храма, выразил заповедь любви к ближнему в форме строго определенного запрета: "Не делай ближнему своему ничего из того, что ты не желаешь для себя". hилель придавал этой заповеди столь большое значение, что называл ее "всей Торой".
  

19-26. Обязанности человека по отношению ко Всевышнему

   19.  установления Мои Законы, смысл которых не был нам раскрыт. Мы можем лишь в очень незначительной степени приблизиться к пониманию их сущности. Однако здесь это слово может означать (как и в Ирмеяhу, 33:25) "строго установленные законы, которые не могут быть изменены, законы, определенные Всевышним при сотворении мира для управления Вселенной". Если принять такое понимание, то заповедь должна приобрести следующий смысл: "Человек не должен нарушать строго определенный порядок вещей и ломать вечные законы природы, установленные Богом по мудрости Своей. То, что Всевышний создал как отдельные сущности, человек не должен соединять".
   с другой породой Задача человека - сохранять природу в том состоянии, в каком она находилась в первый момент Творения, созданная Всевышним из ничего. Изменение порядка, установленного Всевышним, подмена его порядком, придуманным человеком, может иметь самые пагубные последствия.
   зерном разнородным См. Дварим, 22:9.
   одежда из смешанной ткани Иврит: шаатнез. См. Дварим, 22:11. Этот закон запрещает надевать шерстяную одежду, если в ней есть хотя бы одна льняная нить, и льняную - если в ней есть хотя бы одна шерстяная нить.
   20.  а она - раба Тора требует супружеской верности. И хотя формально мужчине не запрещено вступать в интимные отношения с незамужней женщиной, Тора предупреждает, что результатом будет катастрофическая потеря духовного уровня, которая отразится также и на детях, и, в конечном итоге, испорченность души развратом приведет к тому, что человек скатится к идолопоклонству. Приведенный здесь закон говорит о формальном наказании за то, что человек вступил в интимные отношения с рабыней-нееврейкой, отданной тому, кто был продан в рабство за воровство. Поскольку брак с рабыней не может быть заключен, то прелюбодеяние с ней не наказывается смертной казнью, даже если она считается отданной еврею, проданному в рабство на семь лет.
   то оба должны быть наказаны Иврит: бикорет. В данном случае не предполагается смертная казнь. Ибн Эзра разъясняет, что слово бикорет обозначает "трость, используемую для того, чтобы погонять быков". По его мнению, Тора дает намек на то, что в данном случае предполагается телесное наказание.
   23.  необрезанными Дерево в течение первых трех лет после его посадки или пересадки сравнивается с ребенком в его первые семь дней жизни, когда он еще не обрезан. Плодами первых трех лет запрещено пользоваться. Как у новорожденного до обрезания преобладает материальное начало и высокий уровень души сообщается ему только в момент обрезания, так и в первых плодах преобладает материальная сила земли.
   25.  умножатся Всевышний дает особое благословение тем, кто соблюдает Его закон.
  

26-31. Запрет перенимать какие бы то ни было обычаи племен Кнаана

   По всей видимости, обычаи идолопоклонников Кнаана, относящиеся к их культовым церемониям, были хорошо известны сынам Израиля.
   26.  с кровью Они зарезали животное, набирали кровь в сосуд и ели мясо животного, усевшись вокруг этого сосуда сего кровью. По их мнению, во всех подобных случаях духи приходят для того, чтобы разделить с ними трапезу и напиться крови. Они верили, что в такие моменты можно установить братские и дружеские отношения с духами (Рамбам).
   не гадайте Сынам Израиля запрещено, ориентируясь на какие-либо приметы, предсказывать будущие события, удачу или неудачу в делах, определять судьбу. Тот, кто возвращается обратно, увидев, что животное перебежало ему дорогу, нарушает прямой запрет Торы. Запрещено также объявлять один день счастливым, а другой - несчастливым. Подобные гадания приучают человека к мысли, что все зависит от случайных событий, которые можно предотвратить или, наоборот, помочь им осуществиться и приблизить их. Гадающий забывает о том, что все в руках Всевышнего и любое событие связано с духовным состоянием человека. Не то, что кошка перебежала дорогу, определяет удачу или неудачу, а молитва, раскаяние в дурных делах и помощь ближним, попавшим в трудное положение.
   и не ворожите Букв. "не гадайте по облакам". Как запрещено гадать по признакам на земле, так запрещено гадать и по признакам на небе: облакам, небесным светилам и звездам.
   27.  краев волос вокруг головы Тора запрещает сбривать волосы под самый корень на висках: в тех местах, где соединяются две черепные кости.
   28.  царапин по умершим не делайте См. комм. к Дварим, 14:1. У многих народов принято в знак траура по умершему делать на теле и на лице надрезы и глубокие царапины. Законы траура, которые устанавливает Тора, не допускают никаких телесных повреждений, в основе этих законов лежит вера в воскрешение мертвых. Человек должен всегда верить, что наступит время, когда само понятие смерти исчезнет из мира.
   и наколотой надписи Татуировка. Надписи и изображения, сделанные чернилами, которые в результате проколов иглой кожи впитались в подкожный покров, были распространенным украшением, которыми идолопоклонники покрывали тело, посвящая себя божествам или ища их покровительства и защиты. Тора запрещает наносить татуировку на тело даже в том случае, если это делается во имя Всевышнего. Тело человека считается совершенным и не требующим никаких украшений. После исполнения на восьмой день после рождения заповеди обрезания, данной Творцом, тело человека больше не требует никаких изменений или дополнений.
   29.  не оскверняй дочери твоей Иврит: аль техалель. Букв. "не делай будничной". Тора запрещает отдавать дочь замуж не по закону, не заключив брак по всем правилам. Этот запрет относится также и к женщине: она не имеет права жить в доме мужчины без заключения брака (Сифра). Брак называется кидушин ("посвящение"). И несмотря на то, что простой смысл слова заключается в том, что женщина посвящается мужу, этот термин, введенный мудрецами Торы, указывает на то, что заключение брака по закону привносит святость в отношения между мужчиной и женщиной. Недопустимо, чтобы семья создавалась без привнесения элемента святости, это приведет к потере святости всего народа.
   страна Т. е. население страны. См. Ваикра, 18:25.
   не извратилась Лишение семейных отношений святости - первый шаг к разрушению морали и нравственности всего общества.
   30.  субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите Это предостережение предшествует запретам следовать обычаям народов, поклоняющихся идолам. Соблюдение субботы и служение в Храме являются гарантией того, что народ останется верным Всевышнему и не опустится до идолопоклонства.
   31.  к вызывающим мертвых Культ умерших был одним из самых распространенных во всем мире. Умершим приносили жертвы, в их честь воскуряли благовония, разговаривали с их душами. Обращение к умершим с молитвой запрещено законом Торы, и нет необходимости говорить о том, что принесение даров душам умерших рассматривается как прямое нарушение запрета идолопоклонства.
   не ищите оскверниться ими Колдовство всегда связано с тем, что в Торе считается ритуально нечистым: колдуны собирают кости людей, сжигают кости животных, набирают кровь и т. п. Поэтому запрет приобретать ритуальную нечистоту следует непосредственно за запретом колдовства.
  

32-37. Этические нормы

   32.  перед сединой вставай Человек, проживший долгую жизнь, соблюдая законы Торы, требует уважения, независимо от того, является он мудрецом Торы или нет. Заповедь уважения к мудрецам Торы - отдельное повеление и не зависит от возраста мудреца.
   и уважай старца Мудрецы Талмуда говорят: закен - зэ шекана хохма ("старец - это тот, кто приобрел мудрость"). Это изречение основывается на том, что слово закен ("старец") как бы состоит из двух слов: зе кана ("этот приобрел"). В этом мудрецы видят намек на то, что особое уважение, о котором говорит данная заповедь Торы, следует проявлять только к тем, кто отличается большими познаниями в Торе. Даже если человек молод, но является мудрецом Торы, необходимо относиться к нему с подчеркнутым уважением.
   и бойся Всесильного твоего См. комм. к стиху 14. Всевышний не только видит все действия человека, но и знает, что происходит в его сердце. Исполнение заповедей уважения к отцу и матери, соблюдения субботы, трепета перед Храмом, устранения от идолопоклонства и разврата, уважения к мудрецам Торы должно быть искренним.
   33.  пришелец в стране вашей Заповедь любви к тому, кто присоединился к еврейскому народу, повторяется в Торе тридцать шесть раз. Тора требует защищать гера так же, как вдову и сироту. Человек, присоединившийся к другому народу из-за того, что он поверил во Всевышнего и полюбил Тору, достоин не только уважения, но и любви. Однако незнание обычаев и языка и образ жизни, к которому он еще не привык, делают гера особенно уязвимым, легко ранимым и беззащитным. Этим объясняется неоднократно повторяемое требование Торы любить гера. См. комм. к Шмот, 22:20.
   не притесняй его Иврит: ло тону. Тора запрещает не только обманывать гера, пользуясь его беззащитностью, но и унижать его достоинство, напоминая ему, что он - пришелец. Этот закон Торы уникален: подобное требование любви к пришельцу трудно найти в каком-либо древнем или современном своде законов.
   34.  проживающий среди вас См. Ваикра, 24:22, Бемидбар, 15:16. Гер обладает теми же правами, что и сыны Израиля. Если он беден, его нельзя прогонять, когда он приходит собирать оброненные жнецами колосья или урожай на краю поля, оставленный для бедных. Когда, вступив в Страну Израиля, евреи подошли к горам Гризим и Эйваль для того, чтобы возобновить союз со Всевышним, и были произнесены благословения и проклятия, то среди проклятий прозвучало: "Проклят тот, кто привратно судит пришельца, сироту и вдову" (Дварим, 27:19). Тора призывает евреев не питать ненависти даже к египтянину, если он поверил в единство Всевышнего и пришел присоединиться к еврейскому народу. В других древних сводах законов пришелец считался бесправным, а римляне выражали понятия "враг" и "пришелец" одним словом (хостис) (см. комм. к Ваикра, 24:22).
   люби его, как самого себя Представь себе, что ты пришелец в чужой стране, среди чужого народа. Ничего, что ты не желал бы для себя в такой ситуации, не делай ему.
   35.  на суде Всевышний ненавидит несправедливость (нечестность) в торговле. "Гиря полная и верная должна быть у тебя, мерило полное и верное должно быть у тебя, чтобы продлились дни твои на земле, которую Бог, Всесильный твой, дает тебе. Ибо мерзость это пред Богом, Всесильным твоим, всякий делающий это, всякий творящий несправедливость" (Дварим, 25:15,16).
   36.  эйфа верная Мера сыпучих тел. Чуть меньше 40 л.
   hин верный Мера жидкостей. 1/6 эйфы.
   Который вывел вас Всевышний вывел сынов Израиля из Египта, где они страдали от несправедливости. Пусть же теперь они не поступают несправедливо по отношению друг к другу.
   37.  Я - Бог Предупреждение Всевышнего о том, что Его глазам открыто все, следует за каждой заповедью, исполнение которой трудно проверить и нарушение которой остается скрытым от глаз людей.