МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению П.Полонский

Cherchez la femme!

Тора о важности национальности матери
Национальность по религии
Сложность сегодняшней ситуации

[Тора о важности национальности матери]

Вопрос о том, почему еврейство передается по матери, является для репатриантского общества в Израиле, по-видимому, одной из наиболее активно обсуждаемых религиозных проблем. При этом многие спорщики почему-то твердо уверены, что "исходно, по Торе" национальность якобы считалась по отцу, а "эти зловредные ортодоксы изменили Тору, заставив всех считать национальность ребенка по матери, тем самым отказывая "Рабиновичам не с той стороны" в праве считаться евреями!"... Распространенность этого предрассудка заставляет меня принять посильное участие в обсуждении данной проблемы.

Процитируем для начала несколько наиболее примечательных высказываний по данному поводу из последних номеров "Вестей".

"...мнение, которое сложилось у меня в результате достаточно внимательного чтения Пятикнижия (правда, в русском переводе), таково: "...абсолютно ясно, что Господу даже в голову "женский вариант" не приходил. Муж - глава семьи, глава рода. Колена Израилевы все шли по мужской линии. У многих ветхозаветных евреев, начиная с Моисея, жены - нееврейки, это общеизвестно... Муж был главой рода и носителем национальности, а женщина в большинстве случаев исполняет в семье роль "ведомого"... Ортодоксальный раввинат лишает так называемых "неевреев по Галахе" их законных прав на национальность отцов, напрямую нарушая заповеди Торы" (А. Логовский, "Еврей по матери", 22.09.99)

"Не могу получить ответ на вопрос, какой национальности были Адам и Ева. Не могу понять, какой национальности были жены многочисленных сыновей праотца Авраама. Не могу понять, почему русские, украинцы, грузины или англичане, принявшие иудаизм, считаются евреями, а дети еврейских мужчин, женившихся на русских, украинских, грузинских или английских женщинах, евреями не считаются. Где правда?" (письмо читателя, 22.09.99)

Итак, чтобы доподлинно узнать где же она, правда, начнем наше рассмотрение именно с "жен и многочисленных сыновей праотца Авраама" и посмотрим, "приходил ли Господу в голову женский вариант".

Первой историей в Торе, описывающей процесс женитьбы, является рассказ о том, как Авраам искал жену для своего сына Ицхака. И вот какое указание Авраам дает своему рабу: "Заклинаю тебя Господом, Богом небес и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей ханаанейцев, среди которых живу. Но в мою землю и к моей родне пойдешь, и из нее возьмешь жену сыну моему Ицхаку" (Бытие 24:3).

В противоположность читателю, которому "абсолютно ясно, в результате внимательного чтения Пятикнижия в русском переводе", Господу, видимо, женский вариант все же приходил в голову. Ведь после слов Сары Аврааму "Выгони эту рабыню (Агарь) и сына от нее (Ишмаэля), ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком (Бытие 21:10) - говорит Тора - "И сказал Бог Аврааму: все, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется род тебе" (Бытие 21:12). "Наречется род" - значит, речь идет именно о наследовании "национальности", избранности - по матери, а не по отцу! И соответственно, через много лет, к. концу жизни, "отдал Авраам все, что у него, Ицхаку. А сыновьям своим от наложниц дал подарки и отослал их еще при жизни своей..." (Бытие 25:6). Где же здесь "мужчина как носитель национальности"?

И в следующем поколении, у Иакова и Эсава, сыновей Ицхака, мы наблюдаем аналогичную картину: "И взял Эсав в жены дочь Беери Хитийца и дочь Эйлона Хитийца (из Ханаанских народов); и были они душевным огорчением для Ицхака и Ривки... И сказала Ривка Ицхаку: ведь если и Яаков возьмет себе жен, как эти, из дочерей народов этой земли, то к чему жизнь? И призвал Ицхак Яакова, и благословил его, и заповедал ему, сказав ему: не бери жены из дочерей Ханаанских. Встань, пойди в Падан-Арам, в дом Бетуэля, отца матери твоей, и возьми себе оттуда жену из дочерей Лавана, брата матери твоей. И Бог Всемогущий да благословит тебя, и расплодит тебя и размножит тебя, и будет от тебя множество народов. И даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю пребывания твоего, которую Бог дал Аврааму (Бытие 26:34, 27:46-28:4).

Короче говоря, значение матери при определении того, кто является продолжателем еврейского народа, ясно высказано в самой Торе, и это вовсе не "изобретение раввинов последующих поколений".

[Национальность по религии]

Однако на самом деле ситуация, конечно, не такая простая. Действительно, Тора не рассказывает нам, как и откуда взяли себе жен сыновья Яакова. Опять же - Моисей женился на Мидьянитянке, царь Соломон взял в жены дочь Фараона (впрочем, добавляет мидраш: "в тот момент, когда взял Соломон в жены дочь Фараона, - спустился с небес ангел и вбил первую сваю в основание будущего города Рима" - т.е. было заложено основание к последующему разрушению Иерусалима и изгнанию Израиля). Да и прабабушкой царя Давида, основателя еврейской царской династии, была Рут-Моавитянка. Как все это согласуется с еврейством по матери?

Начнем рассмотрение с самого начала, т.е. с Авраама. Он является евреем, но не по отцу и не по матери, а по религии. Он стал евреем, поскольку принял на себя служение Всевышнему, иными словами, в современных терминах - "прошел гиюр", Остается ли после этого место для пафоса: "Не могу получить ответ!.. Не могу понять, почему русские или англичане, принявшие иудаизм, считаются евреями? Где правда?!"?

И жену сыну искал Авраам "из своей родни" также, в частности, и потому, что было больше надежд ожидать от нее принятия религии этического монотеизма, провозглашенной Авраамом; девушки же из народов, среди которых он жил, были бы больше подвержены культурно-религиозному воздействию окружающего язычества. В том же аспекте - еврейство через принятие религии - относится и к Ципоре, жене Моисея, и, конечно, к Рут, прабабушке Давида, которая лишь родилась Моавитянкой, но потом стала еврейкой, провозгласив: "Твой народ - мой народ, и твой Бог - мой Бог" (Рут 1:16). Да и само формирование из еврейско-египетских рабов Народа Израиля связано с принятием религии на горе Синай. А потому неразрывное соединение национального и религиозного аспектов еврейства было фундаментом еврейской самоидентификации в течение всех тысячелетий еврейского существования; и сегодня оно продолжает быть естественной нормой в глазах абсолютного большинства еврейского населения нашей страны (не только всех "религиозных" и "традиционалистов", что уже составляет более половины еврейства Израиля, но также и значительной части "совсем нерелигиозных").

При этом, действительно, в древнем мире "мужчина был главой семьи" настолько, что, выходя замуж, женщина обычно автоматически принимала религию мужа. Таким образом, даже если какие-то мужчины-евреи брали себе в жены неевреек, то эти жены автоматически принимали религию мужа, иудаизм, т.е. опять-таки в современных терминах, проходили гиюр. Поселяясь на жительство среди еврейского народа, эти женщины принимали еврейскую веру вместе со всеми ей законами - Субботой, кашрутом в еде, миквой и т. п., поскольку это было нормой жизни. Соответственно, они становились еврейками, и их дети тоже были евреями.

Это автоматическое принятие женами религии мужа, впрочем, было естественным лишь в те времена, когда евреи прочно сидели на своей земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью. Однако в некоторые критические эпохи мы наблюдаем иную ситуацию: когда в V веке до н.э. евреи возвращались из вавилонского плена (а тогда богатые и знатные остались в Вавилоне, а в Эрец Исраэль пришла лишь относительно немногочисленная группа евреев; и многие из них не были достаточно укоренены в еврейской традиции), то относительное увеличение числа смешанных браков вынудило Эзру, руководителя возрожденной страны, пойти на жесткие меры. Острота ситуации состояла не просто в том, что многие евреи взяли себе нееврейских жен, но в том, что вследствие этого сами они и дети их от этих браков следовали "мерзости (идолопоклонству) окрестных народов" (Эзра 9:1), т.е. эти женщины не приняли еврейской религии.

Соответственно, Эзра потребовал развестись с такими женами и отослать от себя их и их детей, и народ выполнил это требование.

Таким образом, Эзра вовсе не устанавливал принцип передачи еврейства по матери. Этот принцип действовал и раньше, Эзра же просто констатировал, что поскольку эти нееврейские жены не приняли иудаизм (виноваты в этом, конечно, были прежде всего их мужья-евреи, поскольку сами не слишком твердо придерживались заповедей Торы), то эти женщины и их дети не являются евреями и не могут быть приняты в возрождавшуюся еврейскую общину.

С тех пор и до сего дня такой подход является нормой еврейской жизни: еврей остается евреем даже в случае его полного отхода от религии, но стать евреем без принятия религии невозможно.

[Сложность сегодняшней ситуации]

Сегодня на наших глазах постепенно умирает еврейство диаспоры и параллельно с этим возрождается еврейский народ в Израиле. Еврейская жизнь в диаспоре надломлена необратимо, и хотя дерево еще не совсем засохло, оно уже не в состоянии пустить новые побеги. С другой стороны, еврейство Израиля еще очень молодо и, несмотря на все старания, еще недостаточно укоренено на своей земле. 50 лет - очень маленький исторический срок, и пока нет полной уверенности в том, увенчается ли успехом "сионистский эксперимент". В этой стране нам, видимо, предстоят еще испытания, кризисы и балансирование между жизнью и смертью. И чтобы преодолеть эти кризисы и выжить, нам необходимо чувство единства, национального и религиозного. Этого единства невозможно добиться формально-законодательным путем. Даже если бы (что мне представляется нереальным) МЕРЕЦу или Шиную на каком-нибудь головоломном витке нынешних политических игр и удалось бы протащить закон об "отмене записей о национальности" или о "принятии всех желающих в евреи без гиюра", народ в большинстве своем все равно не примирится с этим. Государство, тем более в Израиле, не властно над общественным сознанием; поэтому единственным следствием подобного закона был бы еще более глубокий раскол в обществе и непреходящий кризис государства.

(К тому же государства, оказывается, отнюдь не столь прочны, как нам мнилось в наивные хрущевско-брежневские времена. Они разваливаются и уничтожаются у нас на глазах, и надлом общественного сознания неизбежно ведет к разрушению общественного бытия.)

В то же время я вполне понимаю проблемы тех, кто оказался "евреем по отцу" или "евреем по супругу", - т.е. людей, которые с социальной точки зрения считают себя евреями, но не являются евреями по Галахе. Это проблема действительно очень серьезная, и она становится еще острее для их детей, вырастающих в Израиле, и ее необходимо решать.

Я согласен с тем, что, вступая в брак с евреями и приезжая в Израиль, эти люди (в большинстве случаев, но все же не во всех!) демонстрируют определенную степень своей еврейской самоидентификации, и вполне уважаю и ценю это. Но следует осознать, что "переопределение" понятия еврейства находится вне наших возможностей. Попытка насилия над собственной историей, традицией и культурой приведет только к разрыву связей с собственным прошлым, т.е. к разрушению того фундамента, на котором основано наше право на возрождение еврейского государства на этой земле, а без ощущения своей правоты, одной силой ничего добиться нельзя. И потому для тех "евреев по отцу\браку", которые действительно хотят считать себя неотделимой частью еврейского народа, единственный путь - это гиюр.

И пока существует еврейский народ, иного пути не будет.

Опубликовано в «Окнах» от 21.10.99