МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению П.Полонский

Насилие с обеих сторон

1.Насилие - средство как крайне правых, так и крайне левых
2."Информационное насилие"
3."Словесное насилие"
4."Физическое насилие"

[1.Насилие - средство как крайне правых, так и крайне левых]

Одним из мифов, усиленно внедряемых израильским телерадиовещанием в головы обывателей, является миф о том, что "насилие и словесные нападки на противоположный политический лагерь" являются в Израиле уделом правых и религиозных. Рассмотрим, так ли это на самом деле.

Начнем с двух чрезвычайно огорчительных событий, происшедших на прошлой неделе. Событие первое: неизвестные проникли ночью в один из филиалов Бней-Акива (религиозно-сионистское молодежное движение, самое большое из молодежных движений в Израиле) и устроили там погром. Стены были разрисованы надписями типа "смерть религиозным" и т.д. Разгрому подвергся даже установленный в филиале мемориал, посвященный памяти членов движения, солдат и офицеров ЦаХаЛа, погибших в израильско-арабских войнах. Пресс-секретарь Бней-Акива заявил,что погром явился результатом травли религиозных кругов, проводимой средствами массовой информации Израиля.

Событие второе: один мой знакомый, человек нерелигиозный, шел в субботу через Меа-Шеарим. Собравшиеся дети вдруг начали оскорблять его, а потом стали кидать в него камни. Дело кончилось вмешательством полиции.

[2."Информационное насилие"]

Нет сомнения в том, что абсолютное большинство религиозных кругов Израиля (к которому причисляет себя и автор этих строк) осуждает бросание камней. Как известно, несколько недель назад руководство харедимной общины Иерусалима издало выдержанное в очень резких тонах галахическое постановление, сурово осуждающее любые акции насилия. Но я, к сожалению, пока не слышал от руководства левых кругов Израиля осуждения погрома, учиненного воинствующими атеистами в отделении Бней-Акива. Кроме того: средства массовой информации, которые уделяют громадное внимание случаям насилия со стороны харедим, обошли почти полным молчанием погром в Бней-Акива; и если бы не мужественная борьба против замалчивания информации, которую ведет независимая радиостанция Аруц-7 ("Седьмой Канал"), то широкая общественность вообще не узнала бы об этом факте. Не следует ли назвать подобную нездоровую ситуацию, существующую в Израиле, "информационным насилием"?

[3."Словесное насилие"]

Рассмотрим теперь то, что наше телерадиовещание привыкло называть в последнее время "словесным насилием" - т.е. словесные нападки, высказывания оскорбительного характера, нагнетающие ненависть к противоположному лагерю. Действительно, со стороны лидеров харедим встречаются достаточно некорректные высказывания. Безусловного осуждения заслуживают, в частности, оскорбительные высказывания Хаима Миллера (представителя харедим в Иерусалимском муниципалитете) об израильском флаге. Является, по меньшей мере, неумным его заявление о том, что "раз нам мешают закрыть улицу Бар-Илан, мы потребуем закрытие еще десятка улиц в примыкающих районах". Но, с другой стороны, все это меркнет перед высказываниями лидеров "ультраатеистов", которые иначе как каннибальскими и не назовешь:

Проф. Узи Орнан: "Всех ультраортодоксов следует повесить на фонарных электрических столбах. Их нужно приговорить к смерти, потому что они опасны".

Один из лидеров движения борьбы за мир Ури Авнери: "Следует закопать их в землю".

Лидер Мереца в Иерусалимском муниципалитете Орнан Иекутиели: "В битве за улицу Бар-Илан еще будут человеческие жертвы".

Так кто же здесь более склонен к насилию?

[4."Физическое насилие"]

И, наконец, вопрос, который нельзя обойти, - политическое убийство. Вопрос, который поднимается левыми всякий раз, когда их начинают критиковать. Однако и здесь обращение к фактам покажет нам совершенно иную картину, чем та, которую любит демонстрировать наше телерадиовещание. Баланс стрельбы евреев по евреям по политическим мотивам выглядит у нас так: Фанатики справа: убийство Рабина и бросание гранаты в демонстрацию Шалом-Ахшав. Фанатики слева: убийство Яакова Де-Хаана ("министра иностранных дел" харедимной общины Иерусалима) и расстрел парохода "Альталена" (18 погибших). Каждый из этих случаев имеет длинную и запутанную историю, и не место обсуждать их сейчас подробно. Но факт остается фактом: насилие далеко не является уделом только одной стороны во внутриполитическом конфликте в Израиле.

Насилие информационное, насилие словесное и насилие физическое взаимосвязаны и питают друг друга. Нам необходимо бороться одновременно против всех этих трех видов насилия.

Я вижу особую важность в том, чтобы люди религиозные осуждали бросание камней и недостойные высказывания некоторых лидеров ультраортодоксов - что в данной статье я, в частности, и делаю. Более того - я призываю руководство "харедим" немедленно создать "внутреннюю гражданскую полицию" ("мишмар эзрахи"), которое сможет остановить насилие, ведущееся маргинальными элементами из ее же среды. Я ожидаю в ответ, что представители нерелигиозного еврейства точно так же публично осудят "информационное насилие" и вышеприведенные каннибальские высказывания лидеров атеистов. Нам необходимо сближение всех тех, кто стремится к миру и взаимопониманию внутри еврейского народа, чтобы это взаимопонимание противостояло деструктивным и разрушительным действиям радикальных элементов как из "ультраортодоксального", так и из "ультраатеистического" слоев общества.