З.Дашевский

Избранные темы из раздела “Незикин”

К оглавлению лекций

Лекция No.1

1. Введение в курс. История передачи устной и письменной традиции. Тематика разделов

Сугия - это арамейское слово, которое обозначает отрывок текста, посвященный определенной теме. “Седер” - это раздел Талмуда, а “Незикин”, по-простому говоря, обозначает “ущербы”, но это - название раздела Талмуда. Итак, название нашего курса: “Избранные темы из раздела “Незикин”.

Справка для тех, у кого этот курс по Талмуду - первый. Как передавалась наша традиция. Дело в том, что Талмуд является результатом фиксирования некоторой очень важной, даже важнейшей стадии развития в передаче устной традиции. Первое фундаментальное утверждение, на котором держится вся традиция иудаизма. Мы, как народ, родились после выхода из Египта и Дарования Торы на Синае. На Синае нам была дарована письменная Тора и устная традиция, и этим иудаизм отличается от любой другой системы. Мы не основываемся только на письменном тексте, но таким же жизненно важным элементом нашей традиции является устная часть, полученная из того же источника. Эта устная традиция, полученная на Синае, дальше в каждом поколении развивается и углубляется. Причем на протяжении многих поколений письменный текст (когда я говорю о письменном тексте, я говорю о пяти книгах Торы, которые были записаны Моше на протяжении сорока лет в пустыне) - этот письменный текст на протяжении многих поколений передавался исключительно в письменном виде. Было запрещено просто так, устно процитировать стих, разве что его все знали наизусть. С другой стороны, устную традицию было запрещено передавать в письменном виде. Устная традиция передвавалась из поколения в поколение от учителя к ученику, от отца к сыну, только в устном виде. И так шло до конца эпохи Второго Храма.

Под конец эпохи Второго Храма уже чувствовалась острая необходимость в том, чтобы зафиксировать по крайней мере какие-то части устной традиции. Эта работа началась всерьез после разрушения Второго Храма, т.е. около семидесятого года новой эры, и была завершена около двухсотого года, когда была составлена Мишна. Основной, самый простой, самый концентрированный материал, которым мы будем заниматься в нашем курсе, - это Мишна. Мишна - от корня “лешанот”, т.е. “учить” или “повторять” (в иврите это один и тот же корень). Мишна является принципиально новым видом нашей литературы, отличным от мидраша, принципиально новым путем в передаче устной традиции. Раньше традиция передавалась так. Читался стих Торы, и к нему сообщались разнообразные комментарии: как это понимать, какие там сцены происходили, какие законы стоят за тем, что написано. Такой самый древний, исходный способ передачи называется мидраш. В Мишне, в отличие от мидраша, устная традиция передается не в привязке к стиху Писания, а материал организован по тематическому принципу. Вся Мишна разбита на шесть больших разделов. Каждый раздел посвящен определенной области закона, и нам, занимаясь любым трактатом или разделом Талмуда, надо представлять себе устройство Мишны.

Шесть разделов Талмуда (нам надо знать их не только все, но и по порядку): “Зераим” (“Семена”), “Моэд” (“выделенные сроки”, или “назначенные сроки”), “Нашим” (не требует перевода), “Незикин” (как мы уже сказали, “ущербы”), “Кдошим” (все, что связано со святостью), и, наконец, ”Тахарот” - о чистоте. Это шесть разделов, которые охватывают все море Галахи. Галаха - это система законов Торы, установлений мудрецов и обычаев, которые определяют наше поведение во всех возможных ситуациях.

Коротко о тематике каждого раздела. Раздел “Зераим” посвящен законам Галахи, которые связаны с сельским хозяйством. (Мы - народ сельскохозяйственный.) Мишна начинается с законов, связанных с производством и потреблением сельскохозяйственной продукции. Это не учебник для агрономических курсов, это законы Торы, которые связаны с сельским хозяйством. “Моэд” посвящен законам Шаббата, праздников, постов. “Нашим” - раздел, посвященный законам брака, развода и семьи. “Незикин” (это тема нашего курса) - раздел, посвященный законам имущественных отношений между людьми, законам судопроизводства, а также содержит трактат, посвященный этике. Если пользоваться языком современной юриспруденции, можно сказать, что основная тематика этого раздела “Незикин” - это гражданское и уголовное право, а также уголовно-процессуальный кодекс. Эта аналогия, конечно, не полна, но годится, чтобы перевести на знакомый нам язык. Раздел “Кдошим” посвящен, в основном, законам службы в Храме. И есть в нем один трактат, который посвящен законам Кашрута. И наконец, последний раздел “Тахарот” - очень специфический. Он посвящен законам всевозможных видов нечистоты, нечистоты не физической, а духовной, ритуальной, храмовой. Это учение об источниках разных видов нечистоты, путях их передачи, методах очищения от них и галахических запретах, связанных с состояниями нечистоты различных видов.

2. Структура Мишны

Мы будем заниматься почти исключительно только четвертым разделом “Незикин”. По необходимости будут иногда какие-то параллели, с обсуждением в других разделах. Наша задача - составить представление о типичных темах, которые рассматриваются в разделе “Незикин”, проследить - как те или иные законы формулируются в Мишне, как они раскрываются в Талмуде и в работах поским, усвоить основные понятия и заокны в некоторых областях Галахи, которые будут включены в наш курс. Центральной, наиболее древней и наиболее краткой частью Талмуда является Мишна. Мишна, к нашему счастью, написана на языке, который называется “лашон-хахамим”, язык мудрецов. Этот язык почти полностью совпадает с современным ивритом. Понимать язык Мишны, как правило, не составляет проблем. Она гораздо понятнее, чем современная газета на иврите. Там есть небольшие элементы арамеизмов, например вместо “мем” на конце часто бывает “нун”, но к этому мы быстро привыкнем. Трудность - не в этом. Мишна - слишком краткий текст, и понимать ее - большая проблема, именно в силу краткости. Сплошь и рядом мы прочитываем Мишну и не понимаем, о какой ситуации идет речь.

Кроме того, хотя и не так быстро, как в последние десятилетия, но все же условия жизни и быта меняются, и уже через несколько поколений люди могут не понимать значения тех терминов, которые были всем понятны в эпоху, когда составлялась Мишна. Таким образом, возникает почти сразу необходимость разъяснения того, что сказано в Мишне, а также - углубления, более детального обсуждения проблем, которые там поставлены, решения новых проблем, которые там не затронуты в явном виде.

С двухсотого года, когда Мишна составлена, во всех ешивах, во всех центрах учения Мишна является основой, по которой передается, изучается устная традиция, и за последующие три столетия накапливается огромный материал обсуждения всех этих проблем, так или иначе связанных с основой, заданной в Мишне. В результате возникает гигантский текст, который называется “Гмара”. “Гмара” - это арамейское слово, от глагола “гмар”, который вовсе не обозначает “заканчивать”, а означает “учить” - то же самое, только по-арамейски, что "шина" на иврите. Т.е. “Гмара” - это, по смыслу, то же самое слово, что и “Мишна”. Только Мишна - на иврите, а Гмара - на арамейском языке. Напомню, что существуют два Талмуда. Один Вавилонский, а другой называется Иерусалимским. У нас едва ли будет возможность особенно заниматься Иерусалимским Талмудом, он не так отредактирован, он недостаточно завершен. Основным во всех поколениях является Вавилонский Талмуд, и мы будем, в основном, заниматься именно им.

Структура Талмуда следует структуре Мишны, т.е. Талмуд делится на те же самые шесть разделов. Каждый раэдел подразделяется на более мелкие отрывки текста, которые называются трактатами. На иврите трактат называется “масехет”. Каждый трактат посвящен более узкой области Галахи. Изначально, говорит нам традиция, в Мишне было 60 трактатов. Поэтому Мишну иначе называют еще “шиша сдарим”, или сокращенно “ШаС. В последующем мудрецы некоторые из этих трактатов подразделили на более мелкие части, и сегодня в Мишне - 63 трактата. Не ко всем тактатам Мишны есть Гмара. Бо’льшая часть трактатов нашего седера “Незикин” имеет Гемару. Трактат, в свою очередь, подразделяется на главы. Глава Мишны подразделяется на параграфы, называемые "мишнайот". Т.о., слово "Мишна" - двузначное. Оно обозначает, с одной стороны, весь свод шести разделов, с другой - самую мелкую единицу этого текста. Обычно Гмара печатается так. Дается некоторый отрывок Мишны, как правило довольно короткий, и к нему - довольно длинный отрывок текста Гмары, потом - следующий отрывок, и т.д.

3. Основные этапы написания Талмуда

После завершения Талмуда, что произошло примерно в пятисотом году, Талмуд становится основой для передачи всей нашей традиции. В последующие полтора-два столетия, которые называются эпохой “савораим” (6-й - часть 7-го века), в Талмуд не вносили ничего содержательно нового, но они занимались редактированием текста, добивались единства терминологии, вводили вспомогательные учебные сугьи, рассуждения, чтобы помочь нам в понимании текста. Мы не знаем ни одного имени мудреца эпохи Савораим. Опытные исследователи могут отличить, где те сугиет, которые добавлены савораим, но особых исторических сведений об этой эпохе у нас конкретно нет. После этого идет эпоха Гаонов ( с седьмого до начала одиннадцатого века), которая обладает колоссальной важностью. Гаон - это название должности рош-ешива в академиях Вавилона, в основном в двух центральных ешивах в Суре и Пумбедите Гаоны передали нам Талмуд с очень важными разъяснениями. Мы, последующие поколения, не видим ни одной рукописи Талмуда, которая не прошла бы через “лабораторию” Гаонов. Поэтому - как выглядел Талмуд в пятисотом году, мы не знаем. Самая древняя из рукописей Талмуда, которая сегодня доступна нам, датируется не ранее, чем конец 9-го века, а то и 10-й век. Поэтому, фактически, нам знаком Талмуд только таким, как он вышел уже после обработки Гаонов.

По завершении эпохи Гаонов начинается эпоха “Поским”. От первой трети 11-го века начинается новый период передачи и углубления устной традиции. Тогда даются не только систематические комментарии к Талмуду, ТаНаХу, мидрашу, но и сборники законов, так называемые кодексы. Эта работа называется кодификацией. Эпоха Поским, от начала 11-го века и поныне, делится на два периода: поским ришоним (от начала 11-го века до второй половины 16-го века). Концом эпохи ришоним считается выход в свет книги “Шулхан Арух”, которая является подведением черты, важнейшим после завершения Талмуда. После выхода в свет “Шулхан Аруха” начинается эпоха поским ахроним, или просто ахроним, которая длится по сей день.

Мы с вами не сможем подробно рассмотреть, как обрабатывается информация в Талмуде, у Гаонов, у Ришоним, у Ахроним. Если удачно выберем образцы, то составим какое-то представление об этом. Конкретные имена мудрецов Талмуда, Ришоним, Ахроним мы постепенно будем узнавать.

4. Структура раздела “Незикин”

Раздел “Незикин” состоит из десяти трактатов. Он когда-то изначально открывался одним огромным трактатом, который так и назывался “Незикин”. По поводу формы этого слова есть довольно много обсуждений у комментаторов разных времен. Дело в том, что ущерб называется “незек”. На иврите надо было бы сказать “низаким”. Почему сказано “незикин” - проблема. Либо это арамеизм, либо есть объяснение, довольно удачное, что это множественное число от слова “назик”, т.е. тот, кому свойственно вредить, наносить ущерб. Мишне свойственно говорить не столько об объективных действиях, сколько о деятелях. Когда Мишна в трактате “Шаббат” перечисляет основные операции, которые запрещено проводить в Шаббат, то Мишна тоже называет не действия, а деятеля. Поскольку этот трактат, “Незикин”, был очень велик по объему, он был из 30 глав, то в дальнейшем мудрецы разделили его на три трактата, с которых и начинается наш “Незикин”. Самый первый трактат - это “Бава-кама”, за ним идет “Бава-мециа”. По-арамейски “бава” обозначает “раздел”. “Кама” означает первый, “мециа” - средний, "батра" - последний.

Эти три трактата в совокупности охватывают подавляющую часть законов, регулирующих материальные отношения между людьми. У каждого трактата -своя область. Мы начинаем с трактата “Бава-кама”, чтобы следовать по порядку. Трактат “Бава-кама” практически целиком посвящен законам ущербов.

Структура трактата “Бава-кама”. Он, как и последующие два трактата, состоит из десяти глав. Первые шесть глав посвящены ущербам, причиняемым имуществом. Начиная с седьмой главы трактата “Бава-кама” - от ущербов, наносимых имуществом, Талмуд переходит к ущербам, наносимым самим человеком. Бывают разные виды ущерба: я могу своими руками нанести кому-то ущерб; мое имущество может нанести ущерб; наконец, мои действия могут послужить причиной ущерба. Кроме того, я могу нанести ущерб человеку, могу нанести ущерб его имуществу. Мы начинаем с первой главы, которая посвящена ущербам, наносимым имуществом, принадлежащим человеку, и для начала посмотрим, что об этом сказано в Торе.

5. Некоторые законы, изложенные в книге “Шемот”. Основные категории ущербов

“Шемот”, глава 21, стихи 28-32. “И если забодает бык мужчину или женщину и умрет, то быка следует побить камнями, и мясо его запрещено есть, а хозяин быка чист. А если он бык бодливый со вчера и с третьего дня, и засвидетельстван при хозяине, и тот не хранил его, и он умертвил мужчину или женщину, то бык будет побит камнями, и также хозяин его будет умерщвлен. Если выкуп будет наложен на него, то он должен дать выкуп за душу его, в соответствии со всем, что будет наложено на него. Или сына забодает, или дочь забодает, в соответствии с этим законом следует поступить с ним. “Если раба или рабыню забодает бык, то серебро - тридцать шекелей даст его хозяину, а бык будет побит камнями”.

“Шемот”, там же, стихи 33-34. “И если раскроет человек яму, или выкопает яму и не накроет ее, и упадет туда бык или осел, то хозяин ямы заплатит серебро, вернет его хозяину, и мертвый будет ему...”

Там же, стихи 35-36: “И если забодает бык одного человека быка другого, и тот умрет, то продадут живого быка, и разделят его стоимость, и также мертвого разделят пополам”. (Думают, что наша традиция состоит в высоких фразах: “Господь один”, и этим ограничивается. Полнейшее заблуждение. Как говорил рав Соловейчик, Талмуд - это сплошное море огня, море любви. Что мы читаем, открывая страницы Талмуда: “Мой бык потоптал твое поле, ущербы, компенсации...” Ты прочитываешь страницу Талмуда, которая вся посвящена прикладным мелким вопросам и становишься другим человеком по непонятным причинам). “Или стало известно, что он - бык бодливый со вчера и с третьего дня, и не хранил его хозяин, то он должен заплатить быка за быка, и мертвый будет ему”.

Там же, глава 22-я, стих 4-й. “Если потравит человек поле или виноградник, и пошлет свой скот и потравит поле другого, то из лучшего своего поля и лучшего своего виноградника заплатит”.

Там же, стих - 5-й: “Если выйдет огонь и найдет колючки, и сожжет стог или колосья, или поле, то непременно заплатит тот, кто зажег этот огонь” (корень “беэр” может быть общий, и не зря пищеварение состоит в том, что внутри сгорает то, что он поел. Но по контексту ясно, что в предыдущем стихе речь шла не об огне, а о скоте).

Теперь мы начинаем изучение самой первой мишны нашего трактата “Бава-кама”. Четыре основных категории ущерба: бык, яма, “мавъэ” и поджог. Свойства быка не таковы, как свойства “мавъэ”, и свойства “мавъэ” не таковы, как свойства быка. И тот и другой, в которых есть дух жизни, не таковы, как огонь, в котором нет духа жизни. Все эти три категории вместе отличаются тем, что им свойственно передвигаться и наносить ущерб, и этим они отличаются от ямы, которой не свойственно передвигаться и наносить ущерб. (Яма стоит на месте и ждет, пока в нее кто-нибудь свалится). Общее в них всех - то, что им свойственно наносить ущерб, и на тебе обязанность хранить их, и если он нанес ущерб, то вредитель обязан заплатить за нанесенный ущерб из лучшей земли.

Что значит “из лучшей земли”? Основным имуществом, надежным владением, надежным капиталом человека в те времена была недвижимость, земля. Потому что движимость может исчезнуть, а земля - это вещь надежная. Если у меня есть несколько земельных участков, то они распределяются на три категории: лучшая, посредственная и худшая. Так вот, если я расплачиваюсь землей за нанесенный ущерб, то закон требует, чтобы я давал из лучших участков земли, какие у меня есть, а не из посредственных и не из плохих. Нам объяснит Талмуд, что, если он расплачивается деньгами или любым имуществом движимым, то тогда оно все считается лучшим. Вся проблема в том, что если я дам ему плохую землю, он может не смочь ее продать, а ему нужны деньги. Если же я ему дам товар, который здесь не продается, то он пойдет в другое место и продаст. Движимость всегда считается лучшим.

6. Краткий анализ изложенных законов

Теперь нам нужно разбираться в том, что сказано. Мы можем на минуту оглянуться и посмотреть. Мы читали несколько отрывков из книги “Шемот”. В книге “Шемот” мы можем довольно легко различить параллели с этими четырьмя категориями ущербов, названными в Мишне. Мы узнаем тут быка, узнаем яму, узнаем огонь. Мы не знаем, что такое “мавъэ”. Это слово нам не знакомо. Но по принципу исключенного четвертого можем догадаться, что это такое.

Мы не будем сейчас пытаться решить вопрос, что такое “мавъэ”, мы встретим в Гемаре обсуждение и спор по этому поводу. Но на вашем месте я бы из сопоставления прочитанных стихов сказал бы, что здесь не хватает потравы. Потрава в стихе есть: пустил свой скот на чужое поле, и они его объели и испортили. Здесь этого не хватает, поэтому, по-простому, естественно было бы отождествить с этим. Я не буду решать этого вопроса.

Гмара:

Из того, что Мишна говорит “авот” (отцы) следует, что существуют “толадот”, порожденные. Если кто-то называется отцами, то это только потому, что они кого-то породили, иначе отцом невозможно стать. Если есть отцы, значит есть дети. Если есть “авот” ущерба, то должны быть “толадот” ущерба. Если есть порождающие, главные типы, то должны быть и второстепенные, порожденные. После того как безымянный амора (амора - это название мудреца эпохи Гемары, эпохи Талмуда) сделал совершенно логичный вывод из употребления слова “отцы” (раз есть отцы, значит есть дети), он задает вопрос: эти “толадот”, порожденные виды ущерба - подобны отцам, или же они не подобны? Гемара задает вопрос, и надо прежде всего остановиться и задуматься, имеет ли этот вопрос вообще смысл. Может быть, ответ на него очевиден. Поэтому, для того чтобы мы могли понять, насколько содержательно поставлен вопрос, Гемара приводит нам примеры из других областей Галахи, из других трактатов Талмуда и даже из других разделов. Относительно Шаббата учит Мишна: главных типов работ - сорок без одной, т.е. тридцать девять. Слово "тнан" происходит от того же корня “шна”, т.е. учить. “Тнан” - это функциональное слово, которое вводит цитату из Мишны.

Причем здесь Шаббат? Шаббат здесь при том, что в той области - работ, запрещенных в Шаббат, тоже существует понятие “авот”, чего-то. Т.е. есть главные виды, и раз есть главные виды, то, очевидно, есть второстепенные. Из того что он употребляет слово “авот”, следует, что есть “толадот”, и там, в области “Шаббат”, мы знаем, что “Толадот” совершенно подобны “авот”. Их свойства все совершенно одинаковы. Одинакова сила запрета, одинаково наказание за нарушение или штраф за нарушение по ошибке.

Относительно видов нечистоты учит Мишна. На этот раз это из раздела “Тахарот”. (Шаббат был из раздела “Моэд”).