Проблемы еврейского руководства

избранные мидраши

1. Танур Ахнай
2. Спор о новолунии
3. Лишение патриаршества
4. Лисицы и рыбы
5. РаШБИ в пещере
6. р. Иеhошуа бен Леви и Машиах
7. Ангелы и Моисей - получение Торы

1. Танур Ахнай

[Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция, 59]

Печь, которая разрезана (по слоям) и переложена песком, – принимает ли она [ритуальную] нечистоту? Р. Элиэзер считает ее чистой, а Мудрецы – нечистой; и это "Танур Ахнай" – "Печь Ахная". Сказал рав Иеhуда от имени Шмуэля: не зря она называется так, ибо окружили они его, как удав ["ахна"].

Рассказывают: в тот день Р. Элиэзер привел все возможные аргументы в пользу своего мнения, но они не были приняты. Тогда он сказал:

— Если я прав, то пусть рожковое дерево подтвердит мою правоту!

В ту же минуту вырвало с корнем рожковое дерево и отбросило его на сто локтей.

Ему возразили:

— Чудо с деревом не может служить доказательством.

Тогда он сказал:

— Если я прав, то пусть ручей подтвердит это!

Воды ручья потекли вспять. Сказали ему:

—Чудо с ручьем тоже ничего не доказывает.Тогда он сказал:

— Если прав я, то пусть стены Дома Учения подтвердят это!

Накренились стены, угрожая обрушиться. Тут же прикрикнул на них р.Йеhошуа: "Там, где ученые спор ведут, не вам вмешиваться!" И стены, из уважения к р. Йеhошуа, не обрушились, - но, однако, из уважения к р. Элиэзеру они и не выпрямились обратно, а так навсегда и остались в наклонном положении.

И снова сказал р. Элиэзер:

— Если я прав, то пусть само Небо подтвердит мою правоту!

Раздался Бат-Коль (Голос с Неба):

— Зачем противитесь вы словам Элиэзера? Ведь в вопросах галахи [законах] он всегда прав!

Встал тогда р. Йеhошуа, и процитировал:— Не на небе она (Тора) [Дварим/Второзаконие 30:12].

Что же это означает? Р. Ирмеяhу сказал: "Тора была дарована нам на горе Синай. И после ее Дарования мы уже не принимаем во внимание "Голос с неба" потому, что в Торе сказано: по большинству склоняться [Шмот/Исход 23:2]".

Встретился после этого р. Натан с пророком Элияhу и спросил его:

— Как отнесся Всевышний к этому спору?

Ответил Элияhу:

— Улыбнулся Господь и сказал: "Победили Меня сыновья мои, победили Меня!"

Рассказывают: в тот же день все, что р. Элиэзером признано было "чистым", было собрано и сожжено, после чего провозгласили его отлучение.

Возник вопрос: кому идти объявить об этом р. Элиэзеру? Сказал им р. Акива:

— Я пойду, потому, что если пойдет сообщать ему об этом неподходящий человек, может р. Элиэзер разрушить весь мир.

Что же сделал р. Акива? Облачился он [в знак печали] в черные одежды, пришел к

р. Элиэзеру и сел в четырех локтях расстояния от него. Спрашивает его р. Элиэзер:

— Акива, что особенного произошло сегодня?

— Мне кажется, учитель — отвечает р. Акива, — что твои товарищи удалились от тебя.

Услыша это, разорвал на себе одежды р. Элиэзер, снял обувь и опустился на землю. Слезы полились из глаз его. И погибла треть урожая маслин, треть посева пшеницы и ячменя, и даже тесто в руках у женщин разлезлось. В тот день, куда ни взглянет р. Элиэзер, все выгорало как от пожара.

***

В тот день патриарх раббан Гамлиель находился в плавании. Поднялся вдруг шторм, грозя потопить корабль. Сказал раббан Гамлиель: "мне кажется, что все это не иначе как из-за

р. Элиэзера бен-Горканоса". Встал он и сказал:

— Господь! Ты ведь знаешь и ведаешь, что совсем не ради своей славы, и совсем не ради славы предков моих поступил я так, - но только во Имя Твое [ т.е. бескорыстно], дабы не усиливались разногласия и распри среди Израиля.

И тогда успокоилось море.

***

Жена р. Элиэзера, Има-Шалом, — была сестрой раббана Гамлиеля. После этих событий она все время следила за тем, чтобы не давать р. Элиэзеру пасть ниц = ("нефилат апаим"; "просьба скорби") во время молитвы. Однажды в начале месяца, ошиблась она и думала, что уходящий месяц был полный [т.е. что в этот день – второй день новомесячья, а в новомесячье не читают молитву "падения ниц"; а на самом деле это был уже будний день]. А некоторые говорят, что это произошло иначе: отошла Има-Шалом на минуту подать нищему хлеба и не уследила за мужем. И увидела она, что пал р. Элиэзер на лицо свое, и воскликнула:

— Встань, ты убил моего брата!

И действительно, в ту же минуту раздался звук рога из дома патриарха, возвещающий, что умер раббан Гамлиэль.

Спросил ее р. Элиэзер:

— Откуда ты узнала об этом?

— Учил меня мой дед, — ответила Има-Шалом, — все врата небесные закрываются, кроме врат для жалоб тех, кого [незаслуженно] обидели.

 

2. Спор о новолунии

[Вавилонский Талмуд, трактат Рош hа-Шана 24а]

В доме у р. Гамлиеля висели на стене таблицы с изображениями лунных фаз, и по ним он проверял показания свидетелей о новолунии.

Однажды между р. Гамлиелем и р. Йеhошуа вышел спор относительно момента новомесячия в Рош hа-Шана – и, в зависимости от этого, даты поста Йом-Кипур. Послал р. Гамлиель к

р. Йеhошуа и велел сказать ему:

— Приказываю тебе явиться ко мне с посохом в руке и деньгами в кармане — в тот самый день, когда, по твоему утверждению, имеет быть Йом-Кипур.

Зашел р. Акива к р. Йеhошуа и, видя его глубоко огорченным, сказал:

— Я хочу показать тебе на основании Торы, что всякое постановление р. Гамлиеля должно оставаться в силе. Ибо сказано: "Вот праздники Господни, священные дни, которые вы должны определять" [Ваикра/Левит 23]. "Вы должны определять" — т.е. Суд и Патриарх. Точно ли или не точно они их определяют — эти праздники обязательны.

Пошел тогда р. Йеhошуа к р. Досе бен Гиркану. И говорит ему р. Доса:

— Если мы поставим под сомнение постановление Суда раббана Гамлиеля, мы должны будем подвергнуть пересмотру постановления всех Судов со времен Моисея и до настоящего дня. В Торе же о Верховном Суде сказано: "И взошли Моше и Аhарон, Надав и Авиhу и семдесят из старейшин Израиля" [Шмот/Исход 24:9] – и не названы имена старейшин, чтобы научить тебя, что каждый Суд, состоящий из трех судей, имеет такое же значение, как и Суд времен Моисея.

Взял тогда р. Йеhошуа посох и деньги в кармане и пошел в Явне к раббану Гамлиелю в тот самый день, когда по рассчетам р. Йеhошуа, должен был быть Йом-Кипур. Увидя его, встал раббан Гамлиель, поцеловал его в голову и сказал:

— Мир тебе, учитель мой и ученик мой: учитель мой — в мудрости, ученик мой — в послушании.

 

3. Лишение патриаршества

[Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 27]

Рассказ об ученике, который пришел к р. Йеhошуа и спросил его:

— Чтение вечерней молитвы — право или обязанность?

— Право, — ответил р. Йеhошуа.

Пошел ученик к раббану Гамлиэлю и спросил его:

— Чтение вечерней молитвы — право или обязанность?

— Обязанность, — ответил раббан Гамлиэль.

— Но ведь р. Йеhошуа сказал, что это право!

— Подожди, пока сойдутся в Дом Учения носящие щит [= мудрецы].

Сошлись в Дом Учения носящие щит, встал ученик и спросил:

— Чтение вечерней молитвы — право или обязанность?

Ответил раббан Гамлиэль:

— Обязанность, — и обратился к мудрецам: — Есть ли кто-нибудь, кто спорит с этим?

— Нет, — ответил р. Йеhошуа.

— А не от твоего ли имени говорили мне, что право? Йеhошуа, встань, и пусть свидетельствуют о тебе!

Встал р. Йеhошуа и сказал:

— Если бы я был жив, а он мертв — живой мог бы опровергнуть свидетельство мертвого, но, поскольку я жив и он жив, как может живой опровергнуть свидетельство живого?

Раббан Гамлиэль сидел и толковал, а р. Йеhошуа продолжал стоять. И поднялся ропот среди мудрецов. Сказали тургеману Хуцпиту [который громко возглашал слова раббана Гамлиэля]:

— Остановись!

И остановился он.

Сказали мудрецы:

— Сколько же он будет притеснять рабби Йеhошуа? В прошлом году на Рош hа-Шана унизил его, и с вопросом рабби Цадока о первенцах унизил, и теперь опять унижает! Давайте в ответ сместим его! Кого же поставим на его место? Рабби Йеhошуа? Но ведь он — одна из сторон в этом деле. Рабби Акиву? Но если раббан Гамлиэль навлечет на него кару Небесную, нет у него заслуг праотцов, которые могли бы защитить его. А потому поставим рабби Эльазара бен Азарию: он и мудр, и богат, и потомок Эзры в десятом колене. Зададут сложный вопрос — ответит. Пошлют с посольством к кесарю — найдет для этого средства. Согрешит — заслуги праотцев ему защита.

Пошли к р. Эльазару б. Азарие и спросили его:

— Согласен ли господин быть главой Дома Учения?

Ответил им:

— Пойду и посоветуюсь с домашними.

Пошел и спросил совета у жены. Та сказала:

— А вдруг и тебя сместят?

— Что же, завтра чаша почета — в осколки, но сегодня она твоя!

— Но у тебя и седины нет!

В тот день было р. Эльазару восемнадцать лет, и — о чудо! — восемнадцать прядей волос его сделались седыми. Потому р. Эльазар б. Азария в дальнейшем говорил: "Смотрите, я как семидесятилетний", а не: "Мне семьдесят лет".

Учили:

В тот же день убрали привратника, и было дано позволение всем желающим ученикам входить, ибо раббан Гамлиэль объявлял:

— Всякий ученик, который внутри не таков, как снаружи, — пусть не входит в Дом Учения.

В тот же день добавили несколько скамей. Сказал р. Йоханан:

— Разошлись во мнении Абба Йосеф бен Достай и прочие мудрецы. По одному из мнений, добавилось четыреста скамей, а по другому — семьсот.

Смутился раббан Гамлиэль и сказал:

— Неужто, упаси Господь, я заграждал Тору от Израиля?

Тогда было ему утешение во сне: белые урны, полные пепла. Но этот сон — лишь для его утешения.

Учили:

И в тот же день был составлен трактат "Эдуйот". И повсюду, где сказано "в тот же день", имеется в виду день, когда сместили раббана Гамлиэля. В тот день для всякой галахи находилось решение, и ни одна не осталась висеть в воздухе. Притом и раббан Гамлиэль не покинул Дом Учения ни на час. Ведь учили, что в тот же день пришел в Дом Учения аммонитянин Йеhуда, прозелит, и спросил:

— Могу ли я войти в общество Господне?

— Запрещено тебе, — сказал раббан Гамлиэль.

— Разрешено, — сказал р. Йеhошуа.

Обратился раббан Гамлиэль к р. Йеhошуа:

— Ведь написано: "Не может войти аммонитянин и моавитянин в общество Господне, и десятому поколению их нельзя войти в общество Господне вовеки" (Дварим/Втор. 23:4).

— Разве те самые аммонитяне и моавитяне живут сейчас на своей земле? Ведь явился Санхерив, царь ассирийский, и перемешал все народы, ибо сказано: "...и стираю границы народов, и запасы их расхищаю, и сильных низвергаю с их мест" (Исайя 10:13). И здесь действует правило: все, что отделено, отделено от большинства.

— Но ведь сказано: "Но после этого возвращу Я пленных сынов Аммона, — сказал Господь" (Иеремия 49:6). Стало быть, уже вернулись аммонитяне на свою землю.

— Это не доказательство, ведь сказано: "И возвращу из плена народ мой Израиль, и укореню Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им..." (Амос 9:14), — однако они еще не возвращены.

Немедленно разрешили аммонитянину Йеhуде войти в общество Господне.

Задумался раббан Гамлиэль: "Раз так, пойду-ка умилостивлю рабби Йеhошуа".

Когда подошел он к дому р. Йеhошуа, то увидел, что стены черны. Воскликнул:

— Судя по стенам, ты кузнец!

— Горе поколению, забота о котором в таких руках, как твои, — ибо неведомы тебе тяготы мудрецов; не знаешь ты, как они зарабатывают на жизнь и чем кормятся, — отвечал р. Йеhошуа раббану Гамлиэлю.

— Унижал я тебя, прости! — сказал раббан Гамлиэль.

Но р. Йеhошуа не ответил ему.

— Сделай это в память о моем отце! — сказал раббан Гамлиэль.

И тогда р. Йеhошуа простил.

Сказали:

— Кого пошлем сообщить мудрецам?

Вызвался некий сукновал:

— Я пойду.

И послал его р. Йеhошуа в Дом Учения со словами:

— Кто облачался в ризы, да сохранит их; а кто не облачался, скажет ли облачавшемуся: "Сбрось ризы, и я облачусь в них"?!

Услышал эти слова р. Акива и сказал:

— Закройте ворота, чтобы слуги раббана Гамлиэля не вошли и не обеспокоили мудрецов.

Сказал р. Йеhошуа:

— Как видно, лучше будет, если я сам пойду к ним.

Пришел он, постучал в ворота и сказал:

— Окроплявший, сын окроплявшего, да окропит, а тот, кто не окроплял и не является сыном окроплявшего, скажет ли окроплявшему, сыну окроплявшего: "Вода твоя — вода пещеры [а не живая вода], и пепел твой — зола из печи [а не пепел красной коровы]"?

Сказал ему р. Акива:

— Рабби Йеhошуа, так ты простил? Ведь только беспокоясь о достоинстве твоем, сделали мы это! Завтра же с утра я и ты будем у ворот раббана Гамлиэля.

Спросили:

— Что будем делать? Сместим рабби Эльазара бен Азарию? Так ведь учили: "Возвеличивают в святости, но не низводят!". Может быть, пусть учат поочередно: один будет толковать Писание в одну субботу, а другой — в следующую? Но тогда возникнет между ними соперничество! Пусть же лучше раббан Гамлиэль толкует три субботы подряд, а рабби Эльазар бен Азария — лишь одну.

И поэтому можно встретить [в Гемаре] такой разговор: "Чья была суббота?" — "Рабби Эльазара бен Азарии".

А тот ученик, что спросил о вечерней молитве, был р. Шимон б. Йохай.

 

4. Лисица и рыбы

[Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 61]

Однажды Империя Зла запретила евреям изучать Тору. Пришел Папус бен Йеhуда и увидел, что р. Акива собирает людей и открыто преподает.

Сказал ему:

— Акива, неужели ты не боишься властей?

Ответил р. Акива:

— Расскажу тебе притчу. Шла лисица по берегу реки и видит, — рыбки мечутся из стороны в сторону в большой тревоге. И спрашивает лисица:

— От кого это вы бежите, рыбки?

— Спасаемся, — отвечают они, — от сетей, закинутых в реку, чтоб изловить нас.

— Так выходите лучше на берег, — советует лисица, — заживем мы мирно вместе, как жили когда-то мои и ваши предки.

Отвечают рыбки:

— Про тебя, лисица, говорят, что ты умнейшее из животных, а рассуждаешь ты не лучше любого глупца. Ты рассуди: если в реке, где нам жить назначено, мы очутились в такой опасности, то на суше, где мы обречены на смерть, нам будет гораздо хуже!Точно так же и я отвечу тебе, Папус: если и теперь, продолжая изучать Тору, в которой сказано:"Ибо она жизнь твоя и долголетие твое" [Дварим 30:20], нам приходится трепетать за свою жизнь, то что же будет с нами, если мы откажемся от Торы?

 

5. РаШБИ в пещере

[Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 33]

Сидели однажды р. Йеhуда, р. Йосе и р. Шимон бар-Йохай, и был с ними Йеhуда бен Герим.

И сказал р. Йеhуда:

— Сколько хороших вещей сделано римлянами! Они устроили рынки, возвели мосты, построили бани.

Р. Йосе промолчал. Р. Шимон же возразил:

— Все, что они устроили, — сделали только для собственной выгоды: устроили рынки — чтобы насадить там блудниц; построили бани — чтобы нежить свое тело; возвели мосты — чтобы взимать пошлину.

Пошел Иеhуда бен Герим и разгласил эти слова, и дошло дело до римских властей. И повелели римляне:

Йеhуда, который превозвышал Рим, — пусть будет возвышен.

Йосе, который молчал, — пусть будет изгнан в Ципори.

Шимон, который поносил Рим, — пусть будет казнен.Тогда р. Шимон со своим сыном бежал и скрылся в уединенном Доме Учения. Каждый день жена р. Шимона тайком доставляла им хлеб и кувшин с водой.

Когда же розыски усилились, сказал р. Шимон сыну:

— Женщины слабы: начнут ее пытать и она откроет наше убежище.

И ушел р. Шимон с сыном и спрятался в одной пещере. Произошло чудо: появились в пещере рожковое дерево и родник свежей воды.

Р. Шимон и его сын весь день занимались учением, сняв свои одежды и зарывшись по горло в песок. На время молитвы одевались и покрывались, а потом снова снимали одежды и зарывались в песок, чтобы их одежда не истрепалась.

Так просидели они в пещере двенадцать лет.

К концу этого срока пришел пророк Элияhу, встал у входа в пещеру и сказал:

— Кто бы возвестил бар Йохаю, что император умер, и приказ его отменен?

Услышав это, вышли они из своего убежища. И увидели они: люди пашут и сеют; и сказал

р. Шимон:

— Люди эти забывают о жизни вечной, а занимаются делами бренными!

И на что ни падал их взор, все мгновенно загоралось.

Сошла с небес Бат-Коль и сказала им:

— Мир Мой вышли вы разрушить? Возвратитесь в свою пещеру!

Вернулись они обратно в пещеру и пробыли там еще двенадцать месяцев. И возроптали они, говоря:

— Грешников в преисподней и тех держат не более двенадцати месяцев!

Сошла с небес Бат-Коль и сказала им:

— Выходите из пещеры!

И все, что испепелял взглядом р. Элазар, — все исцелял взглядом р. Шимон.

— Сын мой, — сказал он, — достаточно для этого мира, что есть ты и я [заботящиеся о жизни вечной].

Вечером, когда приблизилась суббота, встретился им старик, спешивший с двумя связками из миртовых ветвей в руке. Спрашивают они его:

— Зачем это тебе?

Ответил тот:

— В честь субботы.

— А не хватит ли тебе одной связки?

— Нет: одна связка в честь "Помни", а другая — в честь "Соблюдай".

Сказал р. Шимон сыну:

— Смотри, как дороги заповеди Господа сынам израилевым!

И утешились они оба.

Услышал р. Пихнас бен Яир, зять р. Шимона, о его возвращении, и вышел навстречу ему.

Повел он р. Шимона в тибериадские бани, стал помогать ему раздеваться. Видя тело его, все покрытое язвами и ссадинами [от песка], заплакал он. Полились слезы его на раны р. Шимона, и тот вскрикнул от боли.

Сказал р. Пихнас:

— О, горе мне, что таким вижу тебя!

Ответил р. Шимон:

— Не горе, а благо тебе, что таким видишь меня; ибо, если бы ты не видел меня таким, то не нашел бы во мне столь многого.

Ибо раньше, если ставил р. Шимон б. Йохай проблему, — находил для нее р. Пинхас бен Яир двенадцать решений. Теперь же, когда ставил р. Пинхас бен Яир проблему, — находил для нее р. Шимон бар Йохай двадцать четыре решения.

Сказал р. Шимон:

— Поскольку случилось со мной это чудо, пойду и исправлю что-нибудь (в мире). Ибо сказано: "И пришел Яаков невредимым в город Шхем... и одарил город" (Быт. 33:18).

Сказал Рав:

— "Невредимым" — телом, достоянием и учением. "И одарил город" — ввел монетную чеканку.

Шмуэль сказал:

— Устроил им рынки.

Р. Йоханан сказал:

— Построил бани.

Спросил р. Шимон:

— Есть ли здесь [в городе] что-то, требующее исправления?

Сказали ему:

— Есть здесь некоторое место, которое сомнительно в смысле ритуальной нечистоты [т.е. там могут быть могилы], и поэтому коhены вынуждены ходить в обход.

Спросил р. Шимон:

— Есть ли здесь кто-нибудь, кто знает, что-либо о том, что это место прежде считалось чистым?

Сказал один старик:

— Тут Йоханан бен Закай собирал урожай бобов для приношения в Храм [т.е. это место считалось ритуально чистым].

Р. Шимон сделал так: всякое место, где земля была твердой, — признал чистым, а там, где земля была рыхлой, — отметил как сомнительное.

[А потом взял урожай бобов и разбросал их на местах, ритуальная чистота которых была сомнительна, и свершилось чудо: мертвые приподнялись, и смог р. Шимон бар Йохай обозначить точно места могил, а остальные участки признать чистыми.]

Сказал ему один старец [с издевкой]:

—Бар Йохай признал чистым кладбище!

Ответил ему р. Шимон:

— Если бы ты бы не был с нами (когда мы обсуждали этот вопрос), или даже был с нами, но не соглашался с нами (т.е. высказал возражения по поводу решения), — то я бы похвалил тебя за твои возражения. Но после того, как ты был с нами и соглашался с нами [а теперь издеваешься], скажут: "Даже блудницы поддерживают одна другую, — а мудрецы нет?

Взглянул на него и тот умер.

Вышел р. Шимон на рынок. Увидел он там Иеhуду бен Герим и сказал:

— До сих пор и этот жив?

Взглянул на него — и тот стал горой костей.

 

6. р. Иеhошуа бен Леви и Машиах

[Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, 98а]

Однажды р. Иеhошуа бен-Леви сидел у входа в пещеру р. Шимона бар-Йохая, и встретил пророка Элияhу. Спросил он Элияhу:

— Удостоюсь ли я жизни в будущем мире?

Ответил ему Элияhу:

— Если захочет этот Господин [=Божественное присутствие].

Сказал р. Иеhошуа бен-Леви:

— Двоих нас вижу я здесь, но голоса трех здесь слышатся.

Спросил р. Иеhошуа пророка Элияhу:

— Когда придет Машиах?

Элияhу ответил:

— Пойди и спроси у него самого.

— Где же он находится?

Сказал Элияhу:

— Сидит у ворот Рима.

— Каковы же его приметы?

— Он сидит среди нищих, пораженных болезнями и ранами. И все они снимают повязки со всех своих ран одновременно и перевязывают все их заново; он же снимает одну повязку, перевязывает рану и возвращает повязку на место, затем снимает следующую и т.д. по отдельности — ибо если призовут его, он не должен задерживаться.

Пришел р. Иеhошуа бен-Леви к Машиаху в Рим. Сказал ему:

— Мир тебе, господин и Учитель.

Тот ответил:

— Мир тебе, сын Леви.

Спросил он его:

— Когда придешь?

Ответил ему:

— Сегодня.

Вернулся р. Иеhошуа бен-Леви к Элияhу, и спросил тот его:

— Что же сказал тебе Машиах?

— Сказал он мне: "Мир тебе, сын Леви".

Элияhу сказал:

— Это значит, что обещано тебе и твоему отцу место в будущем мире.

Сказал ему:

— Но он сказал мне неправду. Сказал он, что придет сегодня, но не пришел.

Ответил Элияhу:

— "Сегодня" — это не сегодняшний день, а слова из Псалма (95:7): Сегодня же, если бы вы послушались голоса Его .

7. Ангелы и Моисей - получение Торы

Сказал раби Иеhошуа бен Леви: "В час, когда Моисей поднялся на гору, ангелы-служители сказали Богу: "Владыка мира! Что делает среди нас рожденный женщиной?". Бог ответил: "Он пришел получить Тору". Они спросили: "И Ты собираешься дать созданиям из плоти и крови сокровище, которое было спрятано у Тебя еще до Сотворения Мира? Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем? Как величественно Имя Твое во всей земле! Ты, Который дал славу Свою на небесах!" (Псалмы 8:5,2).

Бог сказал Моисею: "Ответь им". Моисей сказал: "Я боюсь, что они обожгут меня своим дыханием". Бог сказал: "Держись за престол Славы Моей и отвечай"...

Моисей сказал: "Царь Вселенной, что написано в Торе, которую Ты дал мне? - "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской" )Исход 20:1 и далее(, - Ангелы, вы разве спускались в Египет? Вы были под властью фараона? Почему Тора должна быть вашей? Дальше сказано: "Не будет у васдругих богов", - Разве вы живете среди других народов, служащих идолам? "Не клянись Именем Господа попусту", - Разве вы даете клятвы? "Помни день Субботний, чтобы святить его", - "Разве вы работаете, и для вас Суббота отличается от будней?" "Почитай отца и мать", - Разве у вас есть родители? "Не убивай, не кради, не прелюбодействуй", - Разве в вас есть побуждение ко злу?

И ангелы согласились..."