К оглавлению "Поучения Отцов"

Поучение Отцов (Пиркей Авот)

Перевод и составление комментария - Моше Дерунов

        Глава 1.    Мишна 8.

Йеуда бен Табая и Шимон бен Шетаха приняли от них. Йеуда бен Табая говорил: Не делай себя защитником и когда стороны стоят перед тобой пусть они будут злодеями в твоих глазах, а когда уходят от тебя пусть будут в твоих глазах праведниками если они приняли судебное решение.

Обратим внимание на историческую ситуацию, в которой действовала эта пара. После убийства Шимона Маккавея власть в стране перешла к его бену Йоханану Гиркану, которого назначили первосвященником в 135 г. до н.э. Он старался быть "образцовым" царем в общепринятом понимании этого слова, т.е. вел войны, направленные на расширение своего царства и укрепление своего могущества. Во внутренней жизни страны тоже настали тяжелые времена, пошли разброд, борьба за власть между партиями (цдуким и прушим), кровавые раздоры.

Прушим старались все время быть в состоянии ритуальной чистоты в отличие от простого народа, придерживающегося только буквы закона. В этом и состояло "отделение" прушим - их отдаление от масс в целях ритуальной чистоты. Казалось, можно было ожидать болезненной реакции народа на потерявших с ним связь мудрецов, однако дальнейшие события борьбы между прушим и цдуким показали, что народ поддерживал именно мудрецов, а не политиков, рвущихся к власти.

Партия цдуким упорно боролась за расширение своего влияния. Борьба достигла апогея в годы царствования бена Йоханана Гиркана - Александра Яная, который был женат на Шлом-Цийон, праведной и благородной женщине. Брат царицы Шимон бен Шетах руководил Санhедрином вместе со своим напарником Йеудой бен Табай. Оба были учениками Йеошуа бен Прахия и Нитая Арбели. Пользуясь поддержкой царицы и покровительством царя, занятого военно-политическими проблемами, Шимон бен Шетах сумел вытеснить цдуким из Санhедрина. Однако цдуким, чувствуя, что постепенно теряют свое влияние, старались спровоцировать ссору между царем и учителями народа. Вскоре им представился случай: когда Янай устроил пир в честь своих военных побед, один из цдуким посоветовал ему явиться не в царской короне, а в венце первосвященника, зная, что это вызовет недовольство мудрецов. Так и случилось - один из старцев не выдержал и заявил: "Царь Янай, достаточно тебе царской короны, оставь венец первосвященника потомкам Аарона!" Царь страшно обиделся, велел казнить многих мудрецов и ввел на их место в Санhедрине цдуким, причем сам открыто перешел на их сторону.

Впрочем, отношения между Янаем и Шимоном бен Шетах испортились, скорее всего, еще раньше, когда Шимон, председательствуя на судебном заседании по рассмотрению дела одного из царских рабов, обвиняемого в убийстве, потребовал от царя прийти в суд и, как того требует закон, стоя дать свидетельские показания. Янай явился, но заносчиво заявил, что стоять перед судом согласен только по решению всех членов Санhедрина, а не одного председателя. Судьи испугались. Шимону ничего не оставалось, как бежать. Он прекрасно понимал, чем кончится его противостояние с царем, который не остановился перед убийством многих мудрецов и перед резней, учиненной его гвардейцами в Храме. Как и его товарищ Йеуда бен Табай, укрывшийся в египетской Александрии, Шимон решил на время исчезнуть. В стране тем временем разразилась гражданская война. Жестокие бои продолжались до самой смерти царя в 76 г. до н.э. Власть в стране перешла к вдовствующей царице Шлом-Цийон. Она вернула из изгнания Шимона бен Шетах и Йеуду бен Табай, снова вставших во главе Санhедрина, которому были возвращены все былые полномочия (так что власть в стране фактически снова перешла в руки мудрецов).

Раши

Не делай себя защитником- то есть не говори в отношении судебного дела в отдельности с каждой из сторон даже если известно, что правда на его стороне. И вообще, нельзя говорить со сторонами о деле, до того, как судебное решение было оглашено.

Рабейну Йона

Когда уходят от тебя, пусть будут в твоих глазах праведниками.

Даже когда судье ясно, что один из судившихся врал, не считай его навечно лжецом, если он принял решение суда, следует полагать, что сделал тшуву.

Абарбанель

Не совсем ясно, как афоризм Йеуды бена Табая связан с высказываниями предыдущей пары. Ответ заключается в следующем. Йеуда бен Табай продолжает идею своего учителя Йеошуа бен Прахии. Ведь можно подумать что фраза Оправдывай каждого человека абсолютна и не имеет ни исключений, ни ограничений. Чтобы полностью исключить такое понимание, Йеуда бен Табай и говорит свой афоризм. Ведь если о каждой из сторон думать как о праведнике, то оба они будут правы, и судья не сможет разрешить дело ни в пользу одного, ни в пользу другого. Поэтому к сторонам нужно относиться справедливо, не стараться их оправдывать до вынесения решения. Другими словами, Йеуда бен Табай сказал, что правило Оправдывай каждого человека имеет свои исключение.

Маараль

То, о чем говорит Йеуда бен Тейма, нужно воспринять как можно более серьезно, потому что многие судьи, даже самые праведные, ошибаются в этом. И так как многие в этом ошибаются, и нарушение этого очень серьезно и приводит к большим проблемам, Йеуда бен Табай счел нужным предостеречь от этого.

Также правило о том, что до оглашения судебного решения судья должен воспринимать обе стороны как грешников, очень правильно и важно, и к нему нужно отнестись со всей серьезностью. Ведь очень часто судья еще в начале разбирательства дела одну сторону считает праведний и старается ее оправдать, не вдаваясь в подробности дела.