МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА   I.

ЧЕЛОВЕК  И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ

 

1) Гиллель говаривал: Если не я сам за себя, то кто за меня? Если же я только за себя, то что проку во мне? И если не теперь, то когда же?

(Пиркей Авот 1, 14).

 

2) Рабби Акива говаривал: Приятен человек Богу, ибо он сотворен по образу Его; но особенная любовь ему выказана была тем, что ему объявлено было о его богоподобии, как написано: (Бытие 9, 6)   «Ибо человек создан по образу Божию».

(Там же 3, 18).

 

3) «Он сохраняет для праведных силу» (Притчи Сол. 2, 7). Р. Элиэзер спросил у р. Иеhошуа: как объясняется стих сей? Тот ему ответил: С минуты зачатия человека в утробе матери, предопределяется для него та отрасль учения, которою он будет заниматься впоследствии; по этому и сказано: «Он сохраняет для праведных силу» (т. е. учение).7

(Мидраш к Притчам Соломона Гл. 2).

 

4) Р. Бисна, р. Аха и р. Йоханаан, от имени р. Меира, говорят: Душа наполняет собою все тело, и в то время, когда человек спит, она восходит к Торе и черпает оттуда жизнь.

(Берешит Раба  14).

 

5) Р. Иеhошуа бен Леви учил: Что означает пятикратное обращение Давида к своей душе словами:   «Хвали, душа моя,  Превечного»?   Давид хотел  этим обратить внимание   на аналогические свойства Верховного Существа и души человеческой: как Бог наполняет всю вселенную,  так и душа наполняет все тело;   как Он видит, но невидим, так и она видит,    но невидима.   Он питает всю вселенную, она питает все тело; Он чист, она чиста; Он восседает в сокровеннейшей обители, она тоже; пусть же тварь, обладающая этими пятью качествами, воздает хвалу Творцу, источнику этих пяти качеств.

( Брахот,    10а).

 

6) Р. Симлаи учил: Чему может быть уподоблен плод в утробе матери? — Свертку. Лежит он свернутым, держа кисти рук на висках, локти на бедрах, пятки на тазе, голову между коленами; рот его закрыт, а пуп открыт. Питается он тем, что ест и пьет мать его, и не испражняется, не то — он убил бы мать свою; но когда он выходит на свет Божий, открывается то, что было закрыто, и закрывается то, что было открыто; иначе он не прожил бы и часу. И светило светит над его головою и зрит он и проникает вселенную от начала до конца, как написано: (Иов 29, 3) «Когда светильник Его светил над моею головою и при свете Его ходил я среди тьмы». И ты этому не удивляйся: ведь известно, что, когда человек спит, он может видеть сон, который переносит его в Аспамию. Дни же, предшествующие рождению, самые счастливые в жизни человека, как написано: (там же) «О, если бы я был как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня», а время, составляющее лишь месяцы, а не годы, это — дни беременности. И проходят с ним в эти дни всю Тору (учение), как написано: (Притчи Соломона 4, 4) «И он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова Мои, храни заповеди Мои и живи», и еще написано: (Иова 29, 4) «Когда откровение Божие (пребывало) над шатром моим». Но при выходе человека на свет Божий, приходит ангел и ударяет его по губам, чем и заставляет его забыть всю Тору, как написано: (Бытие 4. 7) «У дверей грех лежит». И заставляют его (пред рождением) присягать, как написано: (Исаия 45, 23) «Предо Мною преклоняется всякое колено и Мне присягает всякий язык». Заклинают его так: «Будь праведен и не будь грешен, и если даже весь свет будет величать тебя праведным, то ты, в своих собственных глазах, считай себя грешным, и знай, что Бог чист, приближенные его чисты и душа, которую Он тебе дал, чиста; будешь держать ее в чистоте,— хорошо, а если нет, то Я отниму ее у тебя».

( Нида, 30б).

 

7) Р. Иеhошуа бен Нехемия, именем р. Ханины, говорил: Бог снабдил человека четырьмя высшими и четырьмя низшими свойствами. Низшие свойства: необходимость питаться подобно животному, плодиться подобно животному, испражняться подобно   животному  и умереть подобно животному.   Высшие   свойства:   стоячее   положение, как у ангелов, дар слова, как у ангелов, разум, как у ангелов, и прозорливость, как у ангелов.

(Берешит раба, 8).

 

8) Р. Шимон сказал: Когда Всесвятой приступил к сотворению первого человека, ангелы небесные разделились на разные партии и разные группы. Одни из них сказали: да не будет он сотворен, а другие сказали: да будет; на это и намекает стих: (Пс. 85, 11) «Милость и Истина встретились, Благотворение и Мир вооружились». Милость говорила: «следует сотворить его, ибо он будет милостивым», а Истина говорила: «не следует, ибо он весь будет ложь». Благотворение говорило: «следует сотворить его, ибо он будет благотворить», а Мир говорил: «не следует сотворить его, ибо он весь будет раздор». Что же сделал Всесвятой? Он взял и сбросил Истину на землю, о чем и сказано: (Даниил 8, 12) «И сбросил Ты истину на землю».— Тогда ангелы небесные воскликнули: «Владыка вселенной! Зачем пренебрегаешь Ты украшением печати Твоей?8, да взойдет Истина из земли», поэтому и сказано: (Пс. 85, 12) «Истина из земли произрастает». Гуна, учитель из Кейсарии, прибавляет: пока ангелы спорили друг с другом, Всесвятой сотворил человека и сказал им: «О чем вы спорите? Человек уже создан».

(Там же)

 

9) Всесвятой (при сотворении человека) так рассуждал: Если я сотворю человека из высшей    сущности,   он будет  существовать вечно и никогда не умрет; а если я сотворю  его из низшей сущности, он будет мертв, не живя; сотворю его лучше из сущности высшей и низшей. Если он будет грешить — умрет,   а если не будет грешить — будет жить.

(Там же).

 

10) Благорассудительно поступил Он (Бог), сотворив прежде необходимое для человека пропитание, а потом его самого. Приближенные ангелы так сказали Всесвятому: «Владыка вселенной! Стоит ли   человек,   чтобы   Ты   думал   о нем?   И   зачем  Тебе созидать такое зло»? На это Он им ответил: «Если так, то рогатый скот   зачем сотворен?   птицы небесные,   рыбы   морские зачем сотворены»? Это напоминает царя,  который имел   кладовую, наполненную всяким добром, но не имел гостей,   которых он мог бы угощать. Какое же удовольствие доставляет ему,  что кладовая полна»? И ангелы покорно воскликнули: Владыка вселенной! «Превечный Бог наш! Как величественно имя Твое по всей земле»! (Пс. 8, 10)   Делай, что угодно Тебе.

(Там же).

 

11) Р. Иеhуда, именем Рава, сказал: Приступая к сотворению человека, Всесвятой сотворил предварительно сонм ангелов и спросил их: «Угодно ли вам, чтобы мы сотворили человека по образу Нашему»? «Как он будет проявлять свою деятельность»? спросили они со своей стороны. «Так и так» ответил Он. «Владыка вселенной! — продолжали они, — стоит ли человек, чтобы Ты думал о нем»? Всесвятой простер Свой мизинец и сжег их; то же повторилось и со вторым сонмом ангелов. Третий же так ответил Ему: «Владыка вселенной! К чему повел совет наших предшественников? Вселенная вся Твоя, делай в ней, что Тебе угодно». Когда дело дошло до поколений всемирного потопа и столпотворения, поведение которых было возмутительно, ангелы сказали Ему: «Владыка вселенной! не благоразумно ли советовали Тебе предшественники наши»? Но Он им ответил: (Исайя 46, 4) «И до старости Я тот же буду, и до седины Я терпелив».

(Санhедрин 38б).

 

12) «Ибо  сие   все   человеку»   (Экклезиаст    12,    13).  Р.   Аба бар   Кагана   объясняет    этот   стих    следующим    образом: Значение   человека  равносильно   значению   всего   творения,   вместе взятого. Р. Шимон бен Азай, а по мнению других, р. Шимон бен Зома,  так толкует стих сей:  весь мир создан   для того только, чтобы служить человеку.

(Брахот, 8а).

 

13) Человек   для   того   сотворен   был   один,  чтобы показать величие Всесвятого. Человек в состоянии чеканить  одною и тою же печатью только однообразные монеты; а Царь царей,   Всесвятой, отчеканивает каждого человека тою же печатью, которою Он отчеканил первого человека (Адама) и, однако  ни один человек не похож на другого человека. Поэтому каждый обязан думать: ради меня сотворен мир.

(Санhедрин, 37а).

 

14) Величие Всесвятого проявилось в том, что он одной формой создал весь мир и эта одна форма произвела множество других форм, как написано: (Иова 38, 14) «Чтобы земля изменилась, как глина под печатью».

(Тосефта Санhедрин, гл. 8).

 

15) Р. Трифон говаривал: Не на тебе лежит обязанность довести работу до конца,  но ты вместе   с тем  и не волен уклоняться от нее. Если ты много учился Закону, то тебе дадут большую награду. На поручившего тебе работу можешь полагаться, что Он вознаградит тебя за твой труд; однако знай,   что   возмездие праведным — в будущем.

(Пиркей Авот 2, 21).

 

16) Рабби учит: Какой путь должен избирать себе человек? — Тот, который возвышает его в его собственных глазах   и доставляет ему уважение от других.

(Пиркей Авот 2, 1).

 

17) Р. Иеhуда бен Тема учил: Мальчик пяти лет уже способен к изучению Пятикнижия, 10-ти лет — к изучению Мишны, 13-ти лет — к исполнению обрядов, 15-ти лет — к изучению Гемары; юноша в 18 лет способен ко вступлению в брак; в 20 лет должен заботиться о пропитании, в 30 лет он крепок телом, в 40 лет — крепок умом; в 50 лет уже может советовать другим; на 60 году человек стареет, на 70 — седеет, если он прожил 80 лет, он мастит; на 90-м году он сгорблен, на сотом же — он уже как бы умерший, сошедший со света.

(Пиркей Авот 5, 23).

 

18) Бар Капара учил: Душа и Святое Учение уподоблены светильнику: душа, ибо написано: (Прит. Солом. 20, 27) «Светильник Господень — душа человека»; Святое Учение — ибо написано: (Там же 6, 23). «Ибо заповедь есть светильник, и учение свет». Всесвятой так сказал человеку: Мой светильник в твоей власти, а твой — в моей; если будешь беречь мой светильник, то буду беречь твой светильник.

(Ваикра раба 85—Дебарим раба 4).

 

19) Р. Элазар учил: человек создан для труда, как написано: (Иов 5, 7). «Человек рожден для труда». Не знаю только, для какого рода труда он сотворен, словесного или ремесленного. Но так как в одном месте Писания сказано (Притчи Соломона 16, 7). «Потому что понуждают его уста его» и, то следует заключить, что он рожден для труда словесного. Но я все таки не знал бы, какого свойства должен быть этот словесный труд, духовного или светского, если б не следующий стих:
 (Иис. Нав. 1, 8). «Да не отходит сия книга закона от   уст  твоих». Стало быть, человек рожден, чтобы заниматься изучением Закона.

(Санhедрин 93б).

 

20) Р. Симаи учил: У небесных созданий — души и тела небесные, у земных же созданий души и тела земные. А потому тот, кто занимается изучением Закона и делает угодное Отцу Небесному, стоит на степени высших существ, как написано: (Пс. 82, 6) «Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего все вы». Но тот, кто не занимается изучением Закона и не делает угодного Отцу Небесному, принадлежит к существам низшим, как написано: (Там же 7, ст.) «Но вы, как смертные, умрете».

(Ялкут, ч. 2, 116).

 

21) Служебные ангелы так сказали Всесвятому: Владыка вселенной! (Пс. 144, 3) «Что есть человек, что Ты знаешь о нем... Человек подобен дуновению». На это Он им ответил: как вы Меня восхваляете в горних сферах, так он величает Меня в низменных сферах.

(Пиркей  де-рабби Элиэзер, 13).

 

22) Три дара существуют на свете; кто удостаивается одного из них, берет себе все прочие блага мира сего. Удостоившийся мудрости, удостоился всего прочего; удостоившийся физической силы, удостоился всего прочего; удостоившийся богатства, удостоился всего прочего в мире. Но так бывает тогда только, когда эти дары получены свыше. Мудрость же, сила и богатство человеческие, сами по себе, ничего не значат, как и Соломон говорит (Эккл. 9, 11) «Еще видел я под этим солнцем, что не проворным достается успешный бег и не храбрым — победа, и не мудрым хлеб, и не разумным богатство, ибо время и случай постигнет всех их». Тоже говорит Иеремия: (Иер. 9, 22 и 23) «Не хвались мудрец мудростью своею, не хвались храбрый храбростью своей, не хвались богач богатством своим. Но кто хочет похвалиться,   хвались лишь тем,   что разумеет и знает  Меня».

(Бамидбар раба   22).

 

23) «И проколет ему господин его ухо шилом» (Исход 21,6) Р. Йоханаан бен Закай, объясняет стих сей искусным образом: Чем ухо виновнее всех прочих членов тела? Тем, — говорит Господь, — что оно слышало на горе Синайской, как Я сказал: (Левит, 25, 55) «Потому что сыны Израилевы Мои рабы», значит Мои рабы, а не рабы рабов, а между тем он достал себе, помимо Меня, другого господина; пусть же (за ослушание) прокалывают ему ухо.

(Мехилта Мишпатим. Кидушин 22б).

 

24) «И пусть он (господин) поставит его к двери или к косяку» (Исход 21, 6). Р. Шимон бар Рабби, объясняет этот стих искусным образом: Почему ставить его непременно к двери или косяку, а не к другим частям дома? Потому, говорит Господь, что они были свидетелями, когда Я проходил мимо перекладин и косяков9 и говорил: «Сыны Израилевы Мои рабы», значит Мои рабы, а не рабы рабов, и вывел их из рабства на волю; этот же раб признает над собою другого господина; пусть же прокалывают ему ухо при них.

(Кидушин там же).

 

25) Три имени  получает человек:  одно,   которое дается ему его родителями;   другое — светом; третье — которое он сам себе приобретает.

(Танхума 48).

 

26) «Святы будьте, ибо свят Я, Превечный Бог ваш» (Левит 19, 2). Р. Абин сказал: Это напоминает царя, который поставил у винного погреба своего стражу из назореев и пьющих. Вечером, когда он пришел расплатиться с ними, дал он пьющим двойную плату, а назореям одну. Царь-Государь наш! — жаловались последние, — не сторожили ли мы все одинаково? Почему же даешь ты этим вдвое большую плату, чем нам? Потому, — ответил им царь — что те — пьяницы, привыкшие пить вино, а вы — назореи, не привыкшие к вину, потому и даю этим двойную против вас плату10. Так точно для высших существ, в которых нет страстей, достаточно одного освящения, как сказано у Даниила (4, 14): «И в изречении святых (одно) требование». Низшие же существа, знакомые со страстями, да оберегает от греха, по крайней мере, двойное освящение, на что и намекает стих: (Левит 11, 44) «Освящайтесь и будьте святы»...

(Ялкут  Кедошим 247, 603)

 

27) Бог объявил нам через Своих пророков, что Он дал человеку преимущество пред всеми прочими созданиями Своими, как написано: «И владычествуйте над рыбами морскими», и т, д. (Бытие 1, 28) и что Он наделил его способностью служить Ему, сделав вместе с тем эту способность свободной, зависимой только от собственной воли человека. Он лишь заповедал ему выбирать добро, как написано:   (Второзаконие 30, 15). «Смотри, предлагаю тебе сегодня жизнь и благо, смерть и зло», а потом сказано: (там же 19 ст.) «Избери жизнь и т. д.» Вникая же в сущность превосходства человека, приходим к заключению, что превосходство это состоит в его способности мышления. Благодаря этой-то способности, человек получает ясное понятие о делах минувших и в большинстве случаев предугадывает грядущее; посредством ее же он порабощает себе животных, добывает из недр земли ее произведения, строит великолепные здания, одевается в дорогие платья, приготовляет себе вкусные блюда, предводительствует войсками, необходимыми для управления государством и поддержания порядка в обществе; благодаря ей же, исследует он свойства планет, движение звезд, объем их, отдаленность их друг от друга и проч. и проч. И если кто вздумает утверждать, будто эта способность не составляет исключительно принадлежности человека, то пусть укажет мне, кто именно, кроме человека, обладает хоть отчасти подобной способностью? Но я уверен, что он не найдет такого существа.

Если все это так, то, по всей справедливости, человек и должен подлежать заповедям и предостережениям, возмездию и наказанию, так как он ось и базис мироздания, как написано: «Ибо у Господа основания земли и Он утвердил на них вселенную» (1 Сам. 2, 8). «И праведный есть основание мира» (Пр. Сол. 10, 25). И чем более вдумываюсь в эту основную мысль о превосходстве человека со всеми ее разветвлениями, тем более убеждаюсь, что она не есть ошибка, вкравшаяся в наше сердце вследствие нашего стремления к превосходству, также не надменность или наглость привели нас к ней: она — тщательно исследованная и непоколебимая истина. Наделен же человек этим превосходством, как выше сказано, потому что Бог предназначил его служить предметом Его заповедей и предписаний, как написано: (Иов 28, 28) «И сказал человеку: вот, страх   Господень есть   премудрость и удаление от зла — разум».

(Эмунот ве-Деот, отд. 4, гл. I).

 

28) Человек — избранник Божьего творения, стало быть, он и составляет конечную цель творения. При том, он действительно более спокойного и ровного характера, чем другие живые твари, красивее и по форме и по отделке; но верх его совершенства — его разумный, мыслящий дух. Это жемчужина, вечно сохраняющаяся. Поэтому обязанность всякого мыслящего человека — стараться по возможности достичь той степени усовершенствования, которая ему по силам, поступать согласно изречению одного мудреца: «И приходите на помощь вашим врожденным способностям, как пахание и орошение — растительной силе; стремитесь принадлежать к обществу благочестивых, дабы усвоить себе их обычаи и поступки; следите за вашею нравственностью, пока она не усовершенствуется и, наконец, пользуйтесь вашими чувствованиями весьма умеренно, дабы вы сделались заметными между знаменитыми праведниками, ибо это — предполагаемая цель мира вещественного. Достигнув же этого совершенства, человек устремится к более возвышенной цели — к вечному блаженству в мире духовном. Он-то и есть будущий мир, которым Бог вознаградит верных рабов своих.

(Ибн-Гвироль, Горен  Нахон. )

 

29) Душа всякого существа — это облик его, данный ему Богом; а разум, присущий человеческой душе, есть облик человека совершенного посредством этого же разума. На этот-то облик и намекает стих Торы, гласящий: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию нашему» (Бытие I, 25), т. е. чтобы человек был интеллектом, понимающим и постигающим отвлеченные понятия, как бестелесные ангелы, которым он был бы подобен. Под словами «по образу Нашему» никак нельзя подразумевать ни видимого образа, как напр.: рот, нос, щеки и другие телесные признаки, ибо они называются формою; ни также жизненной силы, присущей всякому животному, вследствие которой он ест, пьет, чувствует и желает; а только разум, составляющий духовный облик человека. Этот высший облик называется то душою, то духом; и следует быть весьма осторожным по отношению к этим синонимам, чтобы не ошибаться, употребляя их соответственно данному содержанию.

(Маймонид, Йесодей hа-Тора)

 

30) Субстанция   этого духа не составлена из элементов разлагающихся; она не есть также продукт жизненной силы, от которой она была бы зависима, а есть  небесное   существо,   получившее жизнь непосредственно от Бога. Потому, при разложении тела, составленного из стихий,   при исчезновении вследствие этого его жизненной силы, встречаемой не иначе, как в соединении с телом и нуждающейся  в последнем при всех своих отправлениях, она  однако не исчезает, так как она для своих отправлений не нуждается в жизненной силе, а самостоятельно понимает и постигает абстрактные понятия,  понимает   Творца и будет существовать во веки веков, как говорит мудрый Соломон (Эккл. 12, 7) «И возвратится  прах в землю,  которою  он был, а дух возвратится к Богу, Который дал его».

(Маймонид, там же).

 

31) Человек есть избранник Божий в сем низменном мире, потому что он, благодаря духовному существу своему, обладает способностью постигать тайны обоих миров. И это потому, что он составляет конечную цель всего творения. Все же прочее в этом мире сотворено лишь для человеческой потребности. Поэтому и дано человеку истинное учение, указывающее ему прямой путь, ибо он так приятен Богу, что даже ангелы не редко угождают ему, в особенности, если он праведный. Такие случаи бывали с Авраамом Исааком и Иаковом, как сказано: «Ангел, спасший меня», и с Иезекией, как написано: (II кн. Цар. 19, 35) «И случилось в ту ночь: и вышел ангел Господень и поразил в стане Ассирийском»... и множество таких примеров.

(Орхот Цадиким 102, в предисловии).

 

32) Всякое существо есть продукт известных законов природы. Родовая сущность всякого существа есть причина бытия последнего с его характеристическими свойствами. Человек есть также естественное существо, важнейшее и совершеннейшее из всех созданий, как выше доказано; стало - быть и он должен иметь свое особое назначение, соответствующее его роду. В чем же заключается его назначение? Конечно не в том, чтобы он ел, пил и чувствовал, потому что это значило бы стоять на одной ступени с ослом и со свиньею. Ясно, следовательно, что оно должно состоять в том, в чем человек превосходит другие создания. Превосходство же его, как мы замечаем, состоит в его способности воспринимать умозрительные идеи, делать научные открытия и прилагать теорию к практике. Значит, превосходство человека состоит в его мыслительной способности. Но так как эта способность может быт разделена на две части: на теоретическую и практическую: то человеку всего приличнее держаться первой части, как более соответствующей его существу. Ибо если бы главное назначение его состояло в практике, т. е. в занятии ремеслами и искусствами, то он уступал бы в этом отношении многим животным, о которых в «Зоологических письмах» Йхван Ассафа свидетельствуют, что они далеко превосходят человека в ремеслах и искусствах. При том, если бы цель была важнее средств, ведущих к ней, то практические занятия должны были бы считаться важнее умственных, не имеющих непосредственного применения, что противоречило бы уму и убеждению всех людей, ставящих умственные занятия выше механического труда. Кроме того, достижение какой ни будь практической цели и все, что ведет к ней, должны были бы радовать нас больше всего; а между тем оказывается, что при самом незначительном успехе нашем в умственной области, мы ощущаем несравненно большее наслаждение, чем при достижении нами всех возможных практических результатов. Это доказывает, что главная цель человека заключается в теоретической части его мыслительных способностей.

(р. Й. Альбо, Икарим от. 3. гл. 2).

 

33) Есть два вида совершенства: совершенство первичное и совершенство окончательное. Первое обусловливается самым существованием предмета и называется совершенством предметным; второе, не будучи обусловлено одним существованием предмета, находится, однако в его возможности и является по востребованию, а потому оно может быть названо совершенством результатным. Например: предметное совершенство стула достигнуто, как только мастер окончил работать его; окончательное же или результатное совершенство этого стула получаем тогда только, когда мы сядем на него. Человек, не в пример прочим животным, должен стремиться ко второго рода совершенству. От него именно требуется, чтобы он, не довольствуясь одним фактом своего существования, приносил более значительную пользу, развивая в себе присущие ему духовные силы и применяя их к делу. До тех пор, пока он не дает ходу своим умственным способностям, он не достиг окончательного или результатного совершенства, составляющего его назначение.

(Там же).

 

34) Вернейшее средство к достижению человеком предначертанного ему совершенства составляет иметь всегда в виду хорошие, а не дурные начала в своем характере. Польза этого совета очевидна: потому что добрые начала обязывают человека творить добро, а дурные принуждают его к противному, или, по крайней мере, дают ему повод оправдываться словами: «каков человек, таковы и его действия». На этом же основании упрекал Самуил Саула в неудовлетворительном выполнении его посланничества, говоря ему. «Если ты и мало значишь в своих собственных глазах, то ты не должен был забывать, что ты из главных колен Израилевых и Господь помазал тебя царем над Израилем и послал тебя Господь в путь». (1. Сам. 15, 17). Т. е. Самуил сделал Саула ответственным за его высокое происхождение и за настоящее его высокое звание, обязывавшие его к более точному выполнению его посланничества. Чем важнее начала, тем больше ответственности за уклонение от них.

(Акедат Ицхак 45, Исход).

 

35) Божественное откровение имеет такое же отношение к человеку, какое имеет солнце к органу зрения. Солнце, распространяя лучи свои на весь мир, мало приносило бы нам пользы относительно света, если бы наши органы зрения не были приспособлены к восприятию лучей его. Точно также и откровение Божие, будучи само по себе непреложной истиной, источником абсолютного света, остается недоступным для людей, если в них нет того нравственного начала, которое имело бы такое же к этому откровению отношение, какое имеет орган зрения к солнечному свету. В этом смысле и говорит псалмопевец (Пс.119, 18): «Открой очи мои и увижу чудеса закона Твоего», т. е. пробуди во мне ту силу, то нравственное начало, которое имеет такое же отношение к Божественному откровению, какое имеет глаз к свету солнца. В этом же смысле выражается мудрый сын его (Притчи Сол. 6,23). «Ибо заповедь есть свеча и учение свет», т. е. подобно тому, как свеча служит посредником между светом и нашим зрением, заповеди Божии служат посредниками между св. Учением и Евреями, при чем заповеди, как часть религии, сравнены со свечою, т. е. с частью света, а все Учение, как источник религии, сравнено со светом. Сравнение весьма удачное.

И так, нравственное начало, по определению философов, и есть нравственный облик человека, его мыслящий дух, составляющий частицу божественного духа. Оно — его шлифованное и полированное зеркало, в котором отражаются истины всего бытия, так что оно может быть уподоблено копии или снимку со святых письмен, которыми начертаны духовные и нравственные истины на скрижалях всеобщего бытия, которого и оно составляет часть.

(Там же гл. 68).

 

36) Предлагаю тебе весьма важный тезис, который служит предметом препирательства между теологами и философами. Последние именно утверждают, что это зеркало (дух) бывает первоначально тускло и загрязнено, и на человеке лежит обязанность очистить его от пятен, искоренить из него дурные свойства и снабдить его хорошими, а потом шлифовать и полировать его до тех пор, пока в нем не отразится истинное содержание всего бытия, ибо в том и состоит совершенство и цель человека. По мнению же теологов, следует верить, что дух первоначально есть зеркало шлифованное и полированное, посредством которого можно видеть все небесное, и человеку нечего совершенствовать его; на нем лежит только обязанность — содержать его в чистоте. Труд, правда,  небольшой; но за то тем больше   ответственности за несохранение зеркала в чистоте.

(Там же).

 

37) Человек должен в высшей степени беречь славу своего Творца; что бы он ни предпринимал, он должен сперва подумать, не наведет ли это предприятие к умалению славы небесного Творца, ибо в этом отношении нет разницы между умышленным и не умышленным поступком. Это значит, что каждый человек, смотря по своему личному достоинству и по своему значению в глазах современников, должен тщательно избегать всего того, что не прилично его положению, ибо чем знатнее, чем ученее человек, тем точнее должен он быть в исполнении своих обязанностей; если же он не делает так, то имя Господне бывает обесславлено по его милости. Ибо слава св. Учения состоит в том, чтобы человек был тем нравственнее, чем он ученее; в противном же случае само учение бывает обесславлено, что весьма неприятно Всевышнему, давшему нам Свое св. Учение, дабы мы, занимаясь им, достигали нравственного совершенства.

(Месилат Йешарим 22).


7 Рабби Иеhошуа, как видно, хотел этим выразить ту мысль, что в самом зачатии человека уже сокрыто то умственное и нравственное развитие, которое он выкажет в будущем.

8 Есть талмудическое сказание,   что на   Господней   печати   служит   девизом слово: правда.

9 Еврейских жилищ. См. Исход гл. 12, ст. 7 и 13.

10 Поелику, т. е.,  им было больше соблазна, когда они стояли на страже.