МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА IV

ВЕРА И НАДЕЖДА.

 

1) Вера   в   Сотворившего   словом   Своим   вселенную    так важна, что в награду за то, что Израильтяне (При Чермном море), уверовали в Бога,   на них почил  святой   дух,   и они воспели песнь. Точно также праотец   наш Авраам   сподобился   наследия в  мире сем и в мире  будущем   только за свою   твердую  веру в Бога, как сказано: (Быт. 15, 5)   «И он поверил Превечному, и Он вменил ему это в заслугу».

(Мехилта, Бешалах, 6).

 

2) Р. Нехемия говорит: кто с искреннею верою принимает на себя  исполнение хотя   одной   заповеди,    достоин,   чтобы на нем почил   святой   дух.

(Там же).

 

3) Р. Симлаи проповедовал: 613 заповедей объявлены были Моисею на Синае. Явился Давид и свел их к одиннадцати, как написано: (Псал. 15:1—5) «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей?

1)        Тот, кто ходит непорочно;

2)        творит правду;

3)        говорит истину в сердце своем;

4)        кто не клевещет языком своим;

5)        не делает ближнему своему зла;

6)        не принимает поношения на родственника своего;

7)        тот, кто презирает низкого человека;

8)        а боящихся Бога уважает;

9)        кто, поклявшись, даже во вред себе, не изменяет; 

10)    кто серебра своего не отдает в рост;

11)     и кто даров против невинного не принимает».

       

         Явился Исаия и свел их к шести, как написано: (Ис. 33. 14—15) «Кто из нас устоит пред огнем пожирающим?

1)        Тот, кто шествует праведно;

2)        говорит истину;

3)        презирает хищническую корысть: 

4)        отрясает  свои руки  от мзды;

5)        затыкает свое ухо, чтобы не слышать о кровопролитии и

6)        закрывает глаза свои, дабы не смотреть на зло».

 

Явился Михей и свел их к трем, как написано: (Мих. 6:8) «Сказать ли тебе, человече! что есть благо и чего Превечный требует от тебя?

1)        творить правосудие:

2)        любить добродетель и

3)        смиренно шествовать пред Богом твоим».

 

Впоследствии сам Исаия свел их к двум заповедям, как написано: (Ис.51.1) «Так говорит Превечный: Соблюдайте право и творите справедливость».

Пришел Авакум и свел их к одной  заповеди,   сказав. (Авак. 2. 4) «А праведный верою своей жив будет».

(Макот 23б).

 

4) Р. Элиэзер великий говорит: Кто, имея хлеб в корзине, спрашивает: что я буду есть завтра?   принадлежит   к маловерующим.

(Сота 48а).

 

5) О манне небесной сказано: (Исх. 16:4) «Я посылаю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день». Тот, Кто сотворил день, сотворил и потребную для него пищу. Оттуда Р. Элазар hа-Модаи вывел заключение, что тот, кто имеет пропитание на сегодня и он спрашивает:  что я  буду есть завтра? принадлежит к  неверующим.

(Мехилта, Вайиса).

 

6) Ученики р. Шимона бар Йохай, спросили его однажды: Почему Бог не дал Израильтянам манны разом на весь год? На это он им ответил: Объясню вам это притчею. Какой-то царь отпускавший своему сыну содержание на целый год разом, стал замечать, что сын его является к нему только раз в год. Тогда он решил впредь отпускать ему продовольствие поденно, и сын стал являться к нему каждый день. Тоже самое применимо к Израильтянам. У кого было четверо или пятеро детей, был постоянно озабочен, появится ли завтра манна и не умрут ли все с голоду; вследствие этого помыслы Израильтян постоянно обращены были к Отцу небесному.

(Йома, 76а).

 

7) Р. Шимон бен Элазар, говорит: Видел ли ты когда-нибудь, чтобы зверь или птица занимались ремеслом? Однако они получают свое пропитание без забот, а ведь они сотворены для того только, чтобы служить мне. Я ли, сотворенный для служения моему   Творцу,   не имею  права  на беззаботное  пропитание?   Но я  сам себе  повредил   своими  поступками,  а потому продовольствие мое с трудом мне достается.

(Кидушин, 81б).

 

8) Р. Меир сказал: Откуда мы знаем, что человек должен благодарить Бога и за постигающее его несчастие, как за получаемое им добро? — Сказано: (Второзак. 8:10) «Что Превечный, Бог твой, дал тебе» Он твой судья, и ты должен принимать Его приговоры, все равно, милуют ли они тебя, или осуждают18.

(Брахот 48б Ср. Иерусалимский Талмуд,  Брахот гл. 9).

 

9) Р. Йоханаан и р. Элазар говорят оба: Человек не должен переставать надеяться на Божью милость даже тогда, когда острый меч  уже касается его горла, как сказано: (Иов 13. 15) «Вот Он убивает меня,  а я на Него   надеюсь».

(Брахот 10б и Тана де-бе Элиаhу,  19).

 

10) Р.Иеремий бен Элазара сказал: Что означает стих: (Быт. 8. 11) «И голубь возвратился к нему (Ною), и вот масличный лист во рту у него»? — Голубь так молился: Вседержитель мира! пусть пища моя будет горька, как масличный лист, лишь бы она была из рук Твоих, а не сладка, как мед — из рук плоти и крови (человека).

(Эрувин 18а).

 

11) В виду явной опасности нельзя полагаться на чудо, ибо мы находим в св. писании, что Самуил сказал: (1 Сам. 16. 2) «Как я пойду? Ведь Саул узнает и убьет меня».

(Кидушин 39а).

 

12) Р. Авин Левитянин говорит: Кто насилует обстоятельства,   того   обстоятельства   насилуют в свою очередь, а кто им уступает, тому и они делают уступку.

(Брахот 64б).

 

13) «Поди, народ мой, и т., д. укройся на малое мгновение, пока пройдет гнев» (Ис. 26. 20).—Когда ты видишь, что обстоятельства не благоприятствуют тебе, то ты им не сопротивляйся, а предоставь их естественному   ходу,   потому что кто идет  против обстоятельств,   делается рабом их, а кто покоряется им, делается их господином.

(Агадат Берешит 46).

 

14) «Все пути человека чисты в его глазах»  (Прит. Солом. 16,   2).   Неразумный считает себя мудрецом и не знает, что Бог один управляет всеми нашими помыслами. Но когда человек обращает свои помыслы к Господу, Господь направляет их к добру, как сказано: (Там же 3) «Предай Господу  дела твои, и намерения твои исполнятся».

(Мидраш к Притчам Соломона 16).

 

15) «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, уповай на Превечного и делай добро» (Псал. 37, 13). — Всесвятой так сказал Давиду: Когда увидишь, что Я делаю добро грешнику, то ты не огорчайся, а продолжай свое покаяние и помни, что если Я снисходителен к раздражающим Меня грешникам, то тем паче Я буду снисходителен к тебе!

(Ялкут 2. § 103).

 

16) Человек должен радоваться постигающим его несчастиям более, чем получаемым благам, ибо если он всю жизнь свою провел в счастье, то он не может быть чист от грехов, которые искупаются только испытаниями, как сказано: (Прит. Сол. 3:11—12) «Наказания Превечного, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его, ибо кого Превечный любит, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему».

(Танхума 36).

 

17) Р.    Гуна   именем    Р.   Баха:   «Милость и правосудие пою» (Псал. 101, 1).  Давид так сказал   Всесвятому: Милость ли Ты мне оказываешь, суд ли надо мною творишь — в обоих случаях я пою Тебе.

(Иерусалимский Талмуд,  Брахот 9. 22 и Вавилонский Талмуд,  Брахот  60).

 

18) Р. Аваhу постигло несчастие: у него умер ребенок и пришли р. Йона и р. Йоси утешать его. Они нашли его скорбящим, но, из благоговения перед ним, не осмеливались сказать ему что-нибудь. Тогда он сам начал:

- Мужи ученые, скажите поучительное слово.

- Мы это предоставляем нашему учителю, — ответили они.

И Аваhу   начал:    Существует  постановление:   по  совершении смертного приговора, родственники казненного являются к судиям и свидетелям с приветствием, дабы тем заявить, что они ничего против них не имеют, что приговор их справедлив19. Если мы обязаны такою покорностью земной власти, которая может допускать ложь, неправду, ошибки, лицеприятие и подкуп, и которая скоропреходяща, — то не с большим ли смирением должны мы принимать приговоры Власти небесной, у Которой не имеет места ни ложь, ни неправда, ни ошибка, ни лицеприятие, ни подкуп и Которая существует во веки веков?

(Иерусалимский Талмуд, трактат  Санhедрин гл. 6.  галаха 6).

 

19) Когда человека постигают болезни, он должен тщательно исследовать свои поступки, как сказано: (Плач Иерем. 3, 40). «Осмотрим пути свои, исследуем их и обратимся к Превечному». Если же он в своих поступках не нашел ничего предосудительного, то он должен думать, что Бог наказывает его за его нерадение в изучении Закона; как сказано: (Псал. 94. 12). «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Превечный, и наставляешь Законом Твоим». Если же он и в этом отношении исправен, тогда он должен знать, что постигшие его страдания происходят от благоволения к нему Превечного, как сказано: (Прит. Сол. 3, 12) «Кого Бог любит, того наказывает».

(Брахот 5б).

 

20) Блажен человек, который без ропота переносит постигшие его страдания. Если бы Иов безропотно переносил свои страдания, говорилось - бы «Бог Иова», точно так, как говорится: „Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова". Но он не так поступил, а, застигнутый страданиями, возроптал, восклицая: (Иов 23. 3). „О, если бы я знал, где найти Его"! Тогда Всесвятой ему ответил: (Там же 38, 2)  «Кто сей, омрачающий Провидение словами неразумными».

(Ялкут 2 § 150).

 

21) Праведники обыкновенно признают правым постигающий их приговор Господень. Авраам сказал: (Быт. 18. 27); «Я прах и пепел». Иаков сказал: (Там же 32, 10); «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему». Давид сказал: «Смердят, гноятся раны мои от безумия моего».

(Там же 142).

 

22) «Не делайте предо Мною богов серебряных» (Исх. 20. 23). Всесвятой так сказал Израильтянам: Не поступайте со Мною, как поступают прочие народы с своими богами. В счастье они своих богов   почитают,   как  сказано:  (Авак. 1, 16).   «Посему он приносит жертвы сети своей и кадит мреже своей, потому что от них тучен удел его». Когда же их постигает несчастие, они проклинают своих богов, как сказано: (Ис. 8, 21). «И бывает, когда он голоден, он злобствует на царя своего и бога своего». Вы же, Израильтяне, не должны так поступать. Творю ли Я вам добро — благодарите; ниспосылаю ли Я на вас бедствия — тоже благодарите; так и Давид сказал:
(Псал. 116, 13); «Чашу спасения приму — имя Господне призову»; (Там же 3—4); «Горе и скорбь постигают меня — имя Господне призову».

(Там же 44).

 

23) «Чего бояться мне во дни бедствия когда наказание за мои проступки окружает меня"? (Псал. 49. 6). Когда праведников постигают болезни,  они стараются исследовать,   за какой именно грех обрушилось на них наказание.

(Там же 151).

 

24) «Жену доблестную кто найдет? Цена ее выше жемчугов» (Притчи Соломона 31. 10). —
С р. Меиром случилось следующее. Когда он однажды, во время субботних вечерен, сидел в синагоге и проповедовал, у него умерли дома двое его сыновей. Что же сделала мать? Она положила их на кровать и покрыла простыней. Возвратившись по исходе субботы домой, р. Меир обратился к жене своей:

—         Где дети?

—         Они пошли в синагогу, ответила она.

—         Я смотрел и не видал их в синагоге,—сказал он. Она поднесла ему чашу, и он совершил над ней благословение „авдала"20.

—         Где же дети? спросил он в другой раз.

—         Они куда-то ушли и скоро возвратятся, ответила она и подала кушать.

Когда он окончил ужин, жена сказала ему:

—         Рабби, позволь мне предложить тебе вопрос.

—         Спрашивай, отвечал он.

—         Несколько времени тому назад, начала она, — пришел ко мне кто-то и вручил мне вещь на хранение, а теперь он за нею пришел;—возвратить ли ему ее, или нет?

—        Дочь моя — сказал он—у кого лежит вещь на хранении, тот должен во всякое время возвратить ее его собственнику,

—         А без твоего ведома я не осмелилась возвратить ее.

Тут взяла она его за руку, повела в горницу, подвела к кровати и сдернула простыню.

Увидев обоих своих сыновей мертвыми, р. Меир заплакал и воскликнул:

—         Дети мои! наставники мои! Дети мои по рождению и наставники—по обучению   своему,  которым они просвещали меня.

Тогда жена сказала:

—         Рабби! Не ты ли меня сейчас учил, что мы должны возвращать поручаемое нам на хранение его собственнику? «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно».

(Мидраш к Притчам Соломона 31. Ялкут 2. 146).

 

25) Нахум, прозванный Гамзу21, имел привычку при всяком встречавшемся ему неожиданном случае, говорить: «И это к лучшему». — Однажды евреи должны были послать дань кесарю. Через кого послать? Выбор пал на Нахума, слывшего за чудотворца. Ему была сдана на руки шкатулка, наполненная драгоценными камнями и жемчугом, и он отправился в путь. К вечеру он остановился на ночлег в одном селении. Ночью поселяне встали, выпорожнили шкатулку и наполнили ее землею, Когда он пришел ко двору и там заглянули в шкатулку, то нашли, что она наполнена землею. Полагая, что евреи издеваются над ним, кесарь велел было казнить Нахума, который и тогда подумал: «и это к лучшему». В эту минуту предстал Илия пророк в образе царедворца и сказал им: «Быть может, что это глыбы той земли, которою владел некогда их праотец Авраам и которая имела то свойство, что, будучи брошена против неприятеля, обращалась в мечи и стрелы». Случилось это тогда, когда против одной провинции испробованы были все средства и она не покорялась, а потому решились попробовать этой земли. Опыт удался: провинция изъявила покорность. Тогда повели Нахума в царскую сокровищницу, наполнили его шкатулку драгоценными камнями и жемчугами и отпустили его с большими почестями. Когда он опять остановился в прежнем селении, его спросили, что он поднес кесарю, который осыпал его столькими милостями? «Что я взял с собою, то и поднес, ответил он. Поселяне пошли ко двору и сказали кесарю: «земля, которую тебе поднесли, взята была у нас, — вот. Она». Сделали опыт и он не удался, и поселяне были казнены.

(Санhедрин 108—109, Таанит 21а).

 

26) От имени р. Акивы учили: Да привыкает человек говорить: «Все, что Милосердный делает, Он ко благу нашему делает». Однажды в своем путешествии р. Акива зашел в какое-то местечко, в котором хотел переночевать, но никто не давал ему ночлега. Произнеся: «все, что Милосердый делает, ведет к добру», — он удалился в лес и заночевал. При себе же он имел петуха, осла и свечку. Подул ветер и потушил свечку; пришла кошка и съела петуха; пришел лев и съел осла, и
р. Акива произнес: «все, что Милосердый делает, ведет к добру». В ту же ночь, на помянутое местечко напали разбойники и ограбили его жителей. Тогда р. Акива сказал последним: А что, не говорил ли я вам, что все, что делает Милосердый, ведет к добру?22.

 

27) Рассказывают про Нахума, прозванного Гамзу, что он, будучи слеп на оба глаза, не владея руками и ногами и весь покрытый язвами, лежал в ветхом домике на кровати, ножки которой были опущены в сосуды с водою, дабы на нее не полезли насекомые. Однажды ученики его, заметив, что домик близок к падению, хотели вынести своего учителя вместе с кроватью. „Дети мои", сказал им Нахум; „вынесите сперва домашнюю утварь, а потом уже меня с кроватью: ибо уверяю вас, что пока я нахожусь здесь, дом не обрушится". Так ученики и сделали, и едва они вынесли кровать, дом обрушился. Тогда ученики обратились к нему с следующим вопросом:

—         Рабби! Если ты такой богоугодник, то отчего же тебя посетили сии несчастия?

—         Дети мои! — отвечал он, я сам испросил их у неба, и вот по какому случаю. Однажды я отправлялся к тестю моему в гости. Со мною были три осла, из которых один был навьючен съестными припасами, другой — напитками, а третий — разными сластями. На пути я встретился с нищим, который, загородив мне дорогу, сказал: «Рабби, накорми меня»... «Обожди, отвечал я ему: пока развьючу осла». Не успел я развьючить осла, как нищий испустил дух. Тогда я припал к его лицу и воскликнул: «глаза мои, которые не пожалели твоих глаз, пусть ослепнут; руки мои, которые не пожалели твоих рук, пусть отнимутся; ноги мои, которые не пожалели твоих ног,   пусть отсохнут». — Но совесть моя не успокоилась до тех пор, пока я не прибавил: да покроется все мое тело проказой.

—         Горе нам, рабби, воскликнули ученики, что мы должны видеть тебя в таком положении.

—         Горе было бы мне, отвечал Нахум, если бы вы не видали, меня в таком положении.

 

28) Р. Йоси из Гузала сказал: Откуда мы знаем, что нам запрещено обращаться за советами к халдеям? (кудесникам).— Из Писания, где сказано: (Второз. 18, 13—14) «Будь непорочен с Превечным, Богом твоим. Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; тебе же не то дал Превечный, Бог твой».

(Псахим 113б).

 

29) Р. Йоханаан сказал: Откуда мы знаем, что Израильтяне не состоят под влиянием какой-нибудь планеты? — Из Писания, где сказано: (Иер. 10, 2) „Так говорит Превечный: к обычаям язычников, не привыкайте и знамений небесных, которых пугаются язычники не пугайтесь".

(Шабат 155а).

 

30) Верующий обязан постоянно думать, что Бог следит за ним и проникает в сокровеннейшие тайники души его, а потому он должен всегда бояться Его, славить имя Его, созерцать и исследовать Его деяния по правлению созданиями Своими, свидетельствующими о Его величии, мудрости и могуществе. Если он так будет делать, то Бог утешит его в скорби его, успокоит его сердце от всякого страха, отворит ему врата разума, откроет ему тайны мудрости Своей, будет оберегать шаги его на пути жизни и не предоставит его самому себе и силе своей в борьбе с нуждою, как сказано: (Псалм. 23, 1). «Бог пастырь мой и ни в чем не нуждаюсь и т.д.» Он достигнет той высокой степени, на которой стоят благочестивые и праведные; он будет видеть без глаз слышать без ушей, говорить без помощи языка, ощущать и чувствовать независимо от внешних чувств; поймет и сообразит все без всякого затруднения, и ничто не наскучит ему. Воля его будет соответствовать воле Божией и любовь его—Его любви, Он будет любить того, кого Бог любит и презирать того, кого Бог презирает. О подобном человеке Соломон мудрый говорит от имени Бога: (Притчи Соломона 8, 34). «Блажен человек, слушающий Меня и проводящий    дни    свои у ворот   Моих». Дальше (35 ст.) говорит он: «Находящий  Меня, находит   жизнь  и приобретает благоволение Божье».

(Ховот hа-Левавот, «Хешбон hа-Нефеш» III гл.).

 

31) Ворожба и волшебство это ложь и обман, которым древние язычники совращали народы с пути истины, привлекая их на свою сторону. Израиль же, как народ просвещенный, не должен увлекаться такими глупостями и предполагать в них хоть малейшую пользу, ибо сказано:
(Числа 23. 23), «Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле»; также сказано:
(Второзак. 18, 14). «Ибо народы сии, которые ты унаследуешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Превечный, Бог твой». Верующий в вышеупомянутые и им подобные нелепости и предполагающий, что это истина и мудрость, и что только св. писание запретило их из каких-либо видов, — глупец и невежда; ученые и образованные люди могут доказать непреложным образом, что все подобное, св. писанием запрещенное — суета и нелепость, которыми завлекались невежи и из-за них оставляли путь истины. По этому поводу Св. Писание говорит: (Второзак. 18, 13) «Будь непорочен перед Превечным, Богом твоим».

(Маймонид, тракт. об идолопоклонстве, отдел I, § 17).

 

 

32) Желание твое заниматься астрологией не нравится мне и прошу тебя выкинуть эту дурь из головы; очисти от нее ум твой, как очищают платье, покрытое грязью. Потому что она (астрология) не заключает в себе ничего существенного и, будучи отвергаема, как ложь, философами других наций, она должна быть отвергаема нами тем паче.

(Маймонид, Игерет  Тейман, «Послание в Йемен», 5).

 

33) Знай и то, что подобно слепому, полагающемуся на зрячего проводника своего и руководящемуся им везде, куда бы он не ходил; подобно не знающему медицины больному, который исцеляется от болезни и избавляется от смерти, полагаясь на ученого врача и следуя его предписаниям и советам, народной массе прилично полагаться на мудрых пророков, а после пророков — на ученых философов, которые денно и нощно трудятся над исследованием разных идей и мнений, дабы узнать, какое из них правда и какое — ложь.

(Там же).

 

34) Занимающийся заклинанием ангелов, духов или волшебными заговорами, не хорошо кончит: он или сам пострадает или детей его постигнет несчастие. Поэтому следует человеку избегать всего этого, а также не просить и других делать для него подобное; самое лучшее для человека — молиться Богу. Собираясь в путь, человек не должен заклинать и просить ангелов о счастливом пути, а должен возносить о том молитву к Богу и Бог верно услышит его. Так нигде не находим, чтобы пророки, бывая в опасности и даже подвергаясь смерти, прибегали к заклинаниям; они, в подобных случаях, усердно молили Бога, будучи уверены, что кроме Него, никто и ничто не спасет их, так как все зависит от Его святой воли.

(Сефер Хасидим § 280).

 

35) Если какой-нибудь ученый, иноверец или еврей, скажет, что даст тебе талисман, имеющий свойство располагать к тебе людей, что бы они любили и уважали тебя, или — что-нибудь такое, способствующее человеку разбогатеть: то, не говоря уже о том, что таких вещей нельзя носить на себе в субботу, ты и в будни не должен верить в такие глупости, ибо сказано: (Второзак. 18. 13) «Будь непорочен с Превечным, Богом твоим». Когда будешь непорочен, то не будет у тебя этих вещей, а будешь уповать на Бога и Ему молиться. Если Он исполнит твое желание — хорошо; но и в противном случае, ты не должен думать, что так как молитва моя не услышана, то я прибегну к волшебству; но думай, «что если бы я того заслужил, то молитва моя была бы услышана».

                                                                                                                                             (Там же).

 

36) «Не ворожите и не гадайте» (Левит 19. 26). Не ворожите т. е. не подражайте гадающим на кошках или птицах, и не поступайте подобно тем, которые считают нехорошим знаком для себя, если хлеб выпадает у них изо рта или, если олень перебегает им дорогу, и из боязни, что им предстоит беда, возвращаются назад. Вообще, не употребляйте никакого рода ворожбы, чтобы предварительно узнать, следует ли что либо предпринимать или не следует, «Не гадайте», т. е. не приписывайте времени дурных или хороших влияний на предприятия ваши. Так, например, не верьте, что в такой то именно день следует начать что-нибудь делать, а в такой-то не следует. Вообще, не верьте гадателям и тем, которые предвещают будущее по небесным светилам, а только уповайте на Господа Бога, Создателя земли и небес. Гадатели и прорицатели—маловерующие и порочны, а тебе заповедано: (Второзак. 18:13) «Будь не порочен с Превечным, Богом   твоим».    Вообще,   все    вышеупомянутые    суеверия   заимствованы у народов Ханаанской земли, о которых сказано: (Там же 18, 14) «Ибо народы сии, которые ты унаследуешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Превечный, Бог твой».

(Шаарей Тшува рабейну Йона 31).

 

 

37) «Не волшебствуйте» (Левит, 19, 26). В основании этого запрета лежит то, что святому, богоизбранному народу не прилично такое безумие, которое, кроме всего прочего, бывает причиной безверия и богоотступничества, так как оно приводит человека к тому, что он начинает отрицать Провидение Божие и приписывать все совершающееся с ним одному только случаю, и таким образом покидает все основы религии. Поэтому Бог, пекущийся о нашем благе, заповедал нам удаляться от подобных суеверий, как источника вредных и пагубных мыслей, способных вытеснить из нашей души справедливую и благотворную мысль, что все постигающее нас ниспослано нам Богом, Который воздает каждому по заслугам. Волшебства же сами по себе не помогают и не вредят; и по их поводу сказано: (Числа 23. 23) «Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле».

                                                                                                                                 (Сефер Хинух 92).

 

38) «В седьмой (год) оставляй ее (землю твою) необработанной, также оставляй произведения ее и пусть едят их убогие народа твоего» (Исход 23, 11). Основная идея этой заповеди состоит в том, что мы должны на веки запечатлевать в нашей памяти то, что Бог сотворил мир в шесть дней, а в седьмой почил от всех дел Своих, чтобы искоренить из нашей души пагубное мнение атеистов о первичности вселенной, подкапывающее все основы религии. Поэтому лежит на нас обязанность заниматься полевой работой только шесть лет, а в седьмой оставлять поля необработанными, подобно тому, как заповедано нам работать вообще только шесть дней, а в седьмой отдыхать, дабы мы никогда не забывали, что Бог — Творец мира и все создано Им. Заповедь не только не обрабатывать полей в седьмой год, но и оставлять все родившиеся на них в этом году плоды и хлеба, имеет целью своею напоминать человеку, что земля, ежегодно доставляющая ему свои произведения, не по собственной силе (как думают фетишисты) производит все это, а по воле Бога, Хозяина ее, Который имеет право распоряжаться ее произведениями, как ему угодно. Кроме главной идеи, в вышеупомянутой заповеди заключаются и другие чрезвычайно полезные мысли, как например,   о щедрости и об уповании на Бога; ибо, во-первых, нет щедрее того, который раздает свое имущество бедным без всякого расчета на вознаграждение, и во-вторых, тот, который решается пожертвовать годичным произведением   всех  своих  земельных владений, тот не может не быть   проникнутым надеждою, что Бог вознаградит его. Привыкая   же  к таким благотворительным  делам,   он и семейство его всегда останутся чужды скряжничеству и малодушию.

(Там же 34).

 

39) Один мудрец сказал; «человеку нужны три вспомогательные средства, для упрочения в себе охоты и желания делать добро; а именно: твердое упование на Бога, как сказано: (Пс. 55, 23) «Полагайся на Бога и Он будет питать тебя», искренняя вера в Него и  твердость духа в несчастии. В душе человека усиливается упование на Бога, вследствие искренней веры, что Бог устраивает его благосостояние здесь, в настоящей жизни, и приготовляет ему блаженство в будущей. Вследствие же твердости духа, которая помогает ему, не ропща и не отчаиваясь, переносить разные бедствия и несчастия, укрепляется в нем до непоколебимости вера в Бога. Не подлежит сомнению, что человек, искренно верующий, что нет благодетельнее и милосерднее Бога, что Он творит справедливый суд, что все, что бы Он ни делал, ведет ко благу его в настоящей жизни и, что в будущей Он щедро вознаградит его за все понесенные им страдания, ради Великого Имени Его, равно, как за безукоризненное поведение и беспорочную службу его, не подлежит никакому сомнению, что такой человек будет рад всему присужденному ему Богом. Кто не рад, если взамен отнятых у него медных денег, дают ему слитки золота?

 

40) Искренно верующий в Бога и твердо уповающий на Него, не опасается людских напастей и не боится их интриг и козней; он никому не служит раболепно и не покоряется человеческой воле; не надеется на смертного и не соглашается с ним в том, что противно Богу. Упрекая людей в дурных поступках, он не боится задевать их честь, не дает им поблажки и не поддакивает сказанной ими лжи, а будучи пристыженным, он не оскорбляется.

 

41) Человек должен уповать на Бога не бессознательно, а по убеждению. Во-первых, он должен быть убежден, что Бог печется о нем более, нежели всякий смертный, что Он бдит над ним везде, где бы он ни был и, когда он поступает неосторожно, Он защищает его от непредвиденных им бедствий, как сказано: (Пс. 116,6). «Бог стережет неопытных». Во-вторых, — что всякое добро, доставшееся ему  от родителей, братьев,   родственников, друзей и от кого бы то ни было, — дано ему Богом, а они все посланы Им только для доставления ему этого добра. В-третьих,— что всего этого добра он достиг не потому, что Бог нуждается в нем (в человеке), а лишь по Божьей милости и снисходительности. В-четвертых, — что есть предел его деятельности; что никто не в состоянии ни прибавлять к тому, что установлено и решено Богом, ни убавлять от этого; что никто не может достичь больше, нежели суждено ему Богом, ни уменьшить данного ему Им; что никто не в силах ни остановить решения Бога, ни ускорить их. В-пятых, — что Бог видит его насквозь и знает, искренно ли его упование на Него или нет. В-шестых, — что он обязан исполнять все заповеданное ему Богом, если хочет, что бы Бог исполнял все его желания. В-седьмых, — что Бог создал человека для труда и работы, посредством которых он должен доставлять себе сотворенные для него Богом предметы необходимые для пропитания. Если бы все необходимые потребности человека, как пища, одежда и т. и. доставлялись ему готовыми без всякого труда, то он был бы чужд всякой добродетели, как напр., даяния бедным милостыни и т. п., — лишен многих заслуг и достоинств. Кроме всего этого, если б человеку не нужно было трудиться искать себе пропитания, то он, от праздности, впал бы в тяжкие грехи, предался бы разврату, перестал бы уповать на Бога и отрекся бы от всего заповеданного Им, как сказано: (Второз. 32, 15); «И утучнел Израиль, и стал упрям; и оставил Бога, создавшего его», и относительно этого сказали раввины: «Благо, когда учение соединено с практическим занятием, ибо эта двойственная деятельность отвлекает человека от греха».

(Орхот Цадиким 20).

 

42) И действительно, самое лучшее для человека — держаться средины, как относительно Бога и духовной жизни, так и в обыденной, практической его жизни. С одной стороны, человек должен быть точным в исполнении всего, касающегося Бога, всячески стараться угождать Ему, постоянно надеяться и уповать на Него; с другой же стороны, должен он заниматься делом и не сидеть, сложа руки, как уверенный в своих заслугах, или же, как отчаивающийся; но должен трудиться по мере сил своих и не опасаться, что дела его не удадутся ему. Он должен уповать на Бога, в воле Которого — все судьбы его; как сказано: (Притчи Сол. 16, 9) «Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его». Этому-то и учил нас Моисей, наш законодатель,  (Второзак. 8, 18) «Чтобы   ты помнил  Превечного, Бога твоего, ибо Он даст тебе силу приобретать благосостояние» потому что благосостояние человека зависит от двух условий, от стараний и труда его и от Божьей помощи, о чем человек должен всячески молить Его.

 

43) При таком поведении человека не может быть, чтобы труд его не вознаграждался и не увенчался успехом. Если даже случится, что труд его пропадет даром и опытность и практичность его нисколько не помогут ему в беде, то он по крайней мере поймет, что этим Бог или наказывает его, или испытывает, смотря потому, чему он должен подвергаться за его грехи и слабости, и он перенесет это безропотно. Если же он впадет в беду по глупости, неопытности и нерадению своему, тогда он сам виновник своего несчастия, потому что не старался устранить его от себя, и Бог тут ни причем.

(Акедат Ицхак, книга Бытия гл. 26).

 

44) Чародейство и такие суеверия, как верование в злых духов и нечистые силы, гадание по животным и костям мертвых вообще, а по костям животного, известного под именем Иадуа в особенности, также занятие фиглярством, отвлекают от Бога и потому запрещены Св. Писанием. В сущности же, они ни помогают, ни вредят никому; но они могут повредить тому, который всецело предается им и воображение которого постоянно занято ими.

(Менорат hа-Маор. Глава 1, статья 10, ч. II).

 

45) Хотя случаем иногда и оправдывается нелепое мнение, что время имеет свойство благоприятствовать человеческим делам или дурно влиять на них, однако, уповающий на Бога не должен бояться этого; Бог защитит его от всех случайностей, как сказано: (Пс. 32, 10) «А уповающего на Бога окружает милость». Подобно тому царь Давид говорит в другом стихе: (Там же 31:16), «В Твоей руке времена мои». т. е., что не боится никаких   случайностей,   так как   всемогущество   Бога   является   во всем творении Его и Он в силах предотвращать влияние случайностей. Праведники и благочестивые, а тем паче ученые, которые выше этого суеверия, безусловно уповают на Бога и отдаются под Его покровительство и защиту и Он покровительствует им, как сказано: (Там же 116, 6). «Бог защищает неопытных»; также сказано: (Там же 127, 1) «Если Бог не сохранит города, напрасно бодрствует страж». Но тот, который, отрешившись от Бога, гоняется всю жизнь за  недостижимым,  считает себя гадателем, прорицателем и знающим тайные  свойства времен,  тот называется кудесником.

(Там же).

 

46) Когда Бог посещает вас какой бы то ни было бедой, постигающей тело ваше или достояние ваше, то не ропщите, а принимайте все это с покорностью и сознавайте, что Бог прав, производя над вами такой строгий суд. Человеку вменено в обязанность сознавать, что Бог, карая его, творит над ним справедливый суд, ибо сказано: (Второзак. 8, 5). «И знай в сердце твоем, что Превечный, Бог твой, наказывает тебя, как человек наказывает сына своего». Относительно этого говорится в сочинении, «Сар-Шалом», что человек не должен сетовать на постигшее его злосчастие, ибо все бедствия, ниспосылаемые праведнику Богом здесь, в сем мире, служат к благу его, дабы он сподобился блаженства в мире будущем. Принимая страдания с покорностью, он легче переносит их и скоро избавляется от них; в противном же случае, горевание и сетование его не только не помогают ему, но даже делают его страдания тяжелее и несноснее. Поэтому должен человек, себе в утешение, постоянно говорить: «что милосердый Бог ни делает, все для блага моего Он делает».

 

47) Однажды случилось, что какой-то придворный врач чем-то навлек на себя гнев своего государя. Государь приказал снять с него дорогие одежды его, одеть его в арестантскую одежду и, заковав в цепи, бросить в темницу. В пищу он назначил ему ежедневную порцию ячменного хлеба, ложку соли и кружку воды. Надзирателям и смотрителям тюрьмы государь велел передавать ему всякое слово, произнесенное арестантом. Врач этот был необыкновенно умен и все, что он ни говорил, всегда обличало великую мудрость. Но прошло много времени и надзиратели не услышали от него ни одного слова. Государь, желая послушать его мудрости, приказал наконец родственникам и друзьям врача навещать его в темнице, — может быть он заговорит с ними. Когда те вошли к нему в темницу и нашли его, не смотря на его страдания, по прежнему бодрым и здоровым, чрезвычайно удивились и спросили его, что бы это значило, что его страдания не подействовали на него и нисколько не повредили ему? В ответ на этот вопрос он им сказал, что у него есть микстура, составленная из семи разных материалов, которую он ежедневно принимает по несколько капель, и они-то укрепляют его душевно и телесно. Они попросили его сказать   им  эти материалы,   чтобы, в случае нужды, они могли тоже приготовить себе такое средство, и он им сказал: Первый материал это — упование на Бога, что Он может избавлять меня от многих тяжких бед и также избавит меня от моего государя, ибо (Пр. Сол. 21, 1) «Сердце царя в руке Божией, как ручей: Он направляет его по желанию». Второй—надежда, служащая всякому человеку опорою в беде, чтобы он не изнемогал под бременем страданий. Третий — сознание мое, что я виновник моего несчастия и за свои грехи подвергся беде, и никаким образом не смею роптать на Бога и жаловаться на мою судьбу, — разве Он услышит меня? Ведь сказано: (Исаия 59, 2) «Ибо грехи ваши произвели разделение между вами и Богом вашим». Четвертый—сознание, моей слабости, что я не в состоянии сопротивляться Богу и, если Он приговорил меня к ранней смерти, то смерть моя неминуема, и мне ничего не остается, как надеяться на Него. Пятый — знание что Бог карает меня ради моего блага; Своими наказаниями Он меня очищает от грехов, чтобы сделать меня достойным блаженства в будущей жизни, ибо сказано: (Пс. 94.12) «Благо человеку, которого Ты наказываешь»; и поэтому-то я рад Его наказанию. Шестой — довольство мое своею участью; я благодарю Бога за нее. И действительно, не должен ли я радоваться, что не подвергся еще большим наказаниям; что не бьют меня, что не морят меня голодом и холодом? Седьмой —уверенность моя, что Бог пошлет мне спасение нечаянно и неожиданно, ибо Он добр и милосерд и осмотрителен при определении чего-либо недоброго, и наверное спасет меня от всех бед и несчастий.

(Йеш-Нохлин 108).

 

48) Чтобы удалить нас от всякого рода, чародейства, Св. Писание предостерегает нас от совершения всего того, что не соответствует естественному ходу природы. Сказано: (Лев. 20, 23) «Не поступайте по обычаям народа и т. д.». Эти-то обычаи известны у раввинов под общим названием «обыкновения Эмореев23». Они запрещены нам потому, что считаются отраслью чародейства, которое находится вообще в связи с астрологией, приводящей к обоготворению Звезд и поклонению им. Те же обычаи, говорят раввины, которые относятся к медицине, т. е. если научным путем можно доказать, что они естественны и непротивны законам природы, не запрещены нам, как «обычаи Эмореев».

(Цейда Ла-Дерех 114).

 

49) Многие народы-монотеисты нашего времени разделяют пагубное мнение астрологов - богоотступников, будто бы Бог, по сотворении вселенной, оставил ее, поручив управление ею Семизвездию и другим планетам, которым он подчинил и судьбы всех людей без исключения, и никогда уже Он не в состоянии ни произвести перемены в их строе и порядке, ни переменить однажды данной им силы дурно или хорошо действовать на людей. Но велика вина наша из-за братьев наших, верующих и сынов верующих в единого Бога, предки которых стояли на горе Синае. Как далеко отступило сердце их от Бога и стопы их от пути истины, когда оставляют совершенное Учение наше из-за таких нелепых бредней и порочат многих великих мужей! Отступив сердцем своим от Бога, они и не подумают, что лучше всего молиться Богу, в руке Которого душа всего живущего. Они одурели до того, что не могут ни оглянуться в прошедшее, ни видеть настоящего, не могут знать, что были великие в своих глазах мудрецы и астрологи и они все умирали неестественной смертью от бедствий и меча. Как же они могут помогать другим, если не могли помочь себе; как они могут предвидеть будущее других, если не могли предвидеть собственного несчастия? Увы, какой стыд, какой срам! Не говорю уже о том, что св. писание, пророки и мудрецы предостерегали от этого, а они отрицают св. писание, наказание, возмездие и удивительные чудеса, о которых рассказывается в нем...

(Там же 116)


18 Превечный (тетраграмматон), Бог' (Элогим). По мнению талмудистов,  первое название обозначает Бога в Его всеблагости, а второе—в правосудии.

19 Санhедрин гл.6, мишна 6.

20 Благословение, совершаемое вечером, в исходе субботы, когда уже начинаются будни.

21 На иврите «и это».

22 Раши так объясняет смысл этих слов: «если бы  свеча горела и если бы осел ржал и петух пел, разбойники заметили бы мое присутствие и ограбили бы меня тоже.»

23 Языческое племя древнего Ханаана.