МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА VII

О   МОЛИТВЕ 28

 

1) Шимон hа-Цадик, один   из  последних мужей Великого собора, говаривал: «На трех вещах держится мир:   на законе, богослужении и благотворительности».

                                                                                                                        (Авот, 1, 2).

 

2) Сказано: (Второз. 11, 13) «Дабы любить Превечного, Бога вашего, и служить Ему всем сердцем вашим». Что означает: «служение сердцем»? Это означает молитву.

(Таанит 2а. Ср. Иерусалимский Талмуд,  Брахот, гл. 4, 1).

 

3) „И служить Ему" (Второз. 11, 13) значит молиться. Так и царь Давид сказал: (Псал. 141, 2) „Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; воздеяние рук моих, как жертва вечерняя". Сказано также: (Даниил 6,11) „И, Даниил, хотя знал, что указ подписан, пошел в дом свой (а окна в его комнате открыты были к Иерусалиму), и три раза в день, преклоняя колена, молился". Далее сказано: (Там, же 17) „И приближаясь к яме, (царь) кликнул Даниила жалобным голосом и сказал: Бог твой, Которому ты служишь постоянно, спас ли тебя"?— Спрашивается, разве возможна была божественная служба в Вавилонии? Отсюда можно заключить, что молитва, наравне с жертвоприношением, называется службою.

         (Ялкут 271).

 

4) Р. Элазар сказал: Молитва важнее жертвоприношений, ибо сказано: (Ис. 1, 11) «К чему Мне множество жертв ваших.... И когда вы простираете руки ваши, Я отвращаю от вас очи Мои».

(Там же).

 

5) «Внемлющий молитве! к Тебе прибегает всякая плоть» (Псал. 65, 3). По поводу этого стиха, р. Иеhуда бен Шалом, от имени Р. Элазара, сказал: «Когда к человеку обращается с просьбою бедный, то его и не выслушивают; а если с просьбою обращается богатый, то ее выслушивают и исполняют; но Господь не так поступает; перед ним все равны: женщины, рабы, бедные, богатые и др., а потому знай, что в отношении молитвы все равны пред Вездесущим.

             (Исход раба 21).

 

6) Когда Соломон выстроил храм, он так сказал в молитве своей ко Всесвятому: «Владыка мира! Если кто-нибудь будет молить Тебя о богатстве, а Ты знаешь, что оно послужит ему во вред, то Ты не удовлетворяй его просьбе. Если же Тебя будет молить человек, которому богатство подобает, то удовлетвори его просьбе», как сказано: (1 Цар. 8, 39) «Соделай и воздай каждому по путям его».

         (Там же, 31).

 

7) Р. Йоси бен Ханина, от имени Р. Элазара, бен Иакова, объяснял слова: (Левит 19, 26) «Не ешьте с кровью» таким образом: не ешьте, не помолившись предварительно о крови вашей.

      (Брахот 10б).

 

8) Как только наступило время вечерень (Минхи), не следует человеку отведать что нибудь, не совершив предварительно вечерней молитвы.

       (Шабат, 9б).

 

9) Р. Иди бен Абин, именем р. Ицхака: воспрещается человеку взяться за дело, не помолившись прежде, ибо сказано: (Псал. 85, 14) «Правда будет ему предшествовать, а (потом) направит он в путь стопы свои».

      (Брахот 10а).

 

10) Кто ест и пьет, а потом совершает молитву, к тому применим стих: (I Цар. 14, 3) «Меня же ты отбросил за тело свое».

         (Там же 10б).

 

11) Р. Элазар говорит: Сперва должен человек выяснить себе о чем ему молиться, а потом пусть молится.

 (Рош  hа-Шана 32б).

 

12) Р. Симлаи проповедовал: Сперва следует произнести хвалу Всесвятого, а потом приступить к молитве. Так сделал и Моисей, ибо сказано: (Вторзак. 3, 23—26) «И молился я Превечному в то время, говоря: «Владыка Превечный! Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой Бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с таким могуществом, как Твое?» а за тем следует: «О, дай мне перейти и увидеть эту добрую землю».

     (Брахот 32»).

 

13) Откуда мы знаем, что следует молиться три раза в день? Р. Шмуэль бар Нахмени, отвечал: «из трех перемен дня». Утром человек должен сказать: Благодарю Тебя, Боже мой и Бог отцов моих, что Ты вывел меня из тьмы к свету. По полудни он должен сказать: Благодарю Тебя, Боже мой и Бог отцов моих! Так как Ты сподобил меня видеть солнце в его восходе, так сподобь меня видеть его и в заходе. Вечером же должен он произнести: Да благоугодно будет Тебе, Превечный, Боже мой и Бог отцов моих, и впредь выводить меня из тьмы к свету, точно так, как Ты сегодня это сделал.

             (Иерусалимский Талмуд,  Брахот гл. 4, 12).

 

14) Со дня разрушения храма, врата молитвы затворились, ибо сказано: (Пл. Иерем. 5, 8) «Вопию и умоляю — но Он затворил (врата) пред молитвою моею». И хотя врата молитвы закрыты, но врата слез не закрыты, ибо сказано: (Псал.39, 13) «Услышь, Превечный, молитву мою и внемли воплю моему; на слезы мои не молчи».

     (Дебарим раба. гл. 2).

 

15) Ханина бен Папа, спросил р. Шмуэля бар Нахмени: Что означает стих: (Псал. 69, 14) «А я с молитвою моею к Тебе, Превечный, в час благоволения?». Тот отвечал ему: врата молитвы бывают иногда открыты, а иногда закрыты; врата же покаяния всегда открыты, ибо написано: (Втор. 4, 7) «Как близок к нам Превечный, Бог наш, всякий раз, когда ни взываем к Нему».

     (Мидраш Шохер-Тов,5).

 

16) Р. Хама бен Ханина говорит: Если человек, помолившись, видит, что просьба его не исполняется, то он должен вторично творить  молитву,   ибо сказано:   (Псал. 27, 14)   «Уповай на Бога, мужайся, крепись сердцем и уповай на Бога».

       (Брахот 32).

 

17) «И молился я Превечному» (Второзак. 3,23) — Выше же сказано: (ст. 12) «А города роздал я...» Этим Моисей хотел показать людям, что человек не должен отчаиваться и говорить: «так как болезнь моя опасна, и я уже сделал завещание, и разделил мое достояние, то мне более нечего молиться», — но пусть молится, ибо Господь не отвергает ни чьей молитвы. Так и он сам, хотя и сделал завещание, как сказано: «И города роздал я... и вам заповедал я (ст. 18) и Иегошуа заповедал я... (ст. 23), однако все еще молился.

                                                                                      (Ялкут, 262).

 

18) Для всякого предмета Всесвятой определил время и час, исключая молитвы. Когда бы человек ни молился, он всегда будет услышан, как сказано: (Еккл. 8, 6) «Потому что для всякой вещи есть свое время и устав». Если бы человек знал, в какой именно время Господь услышит его молитву, он долго не молился бы, откладывая молитву на известный день. Поэтому, — сказал Всесвятой, — Я не даю тебе знать, когда именно ты будешь услышан, дабы ты воссылал Мне молитвы во всякое время. Об этом и сказано: (Пс. 63, 9) «Уповайте на Него во всякое время».

     (Агадат Берешит, 76).

 

19) Р. Элиазар говорит: кто делает из молитвы своей привычку, того молитва не искренняя.

       (Брахот, гл. 4. Мишна, 3).

 

20) Р. Шимон учил: будь внимателен при чтении «Шма»29 и в Тефилле30 , и когда ты совершаешь молитву, то да не будет она у тебя делом привычки, а искренним излиянием сердечных чувств пред Всесвятым, о Котором говорится: (Иона 4, 2) «Ибо Ты Бог милостивый и милосердый, долготерпеливый и снисходительный и жалеешь о совершенном зле».

           (Пиркей Авот, 2, 13).

 

21) Р. Ишмаэль бен Ошеа, разсказывал: Так говорил отец мой: молящийся должен иметь глаза свои обращенными вниз, а сердце свое вверх, для согласования   следующих  двух  стихов: (I Цар. 9, 3)   «И будут очи Мои и сердце Мое там во все дни», и (Пл. Иерем. 3, 41) «Вознесем сердце наше к облакам».

   (Йевамот 105б).

 

22) Приступать к молитве следует не иначе, как с поникшей головой.   Благочестивые  прежних   времен   ожидали   обыкновенно час пред молитвою, чтобы сердце предварительно настроилось к Вездесущему.

          (Брахот гл. 5 м. 1).

 

23) Молящийся должен ждать час пред молитвою и час после нее. Пред молитвою, ибо сказано: (Псал. 84, 5) «Блаженны пребывающие в доме Твоем». После молитвы, ибо сказано: (Там же 140, 14) «Непорочные пребудут пред лицом Твоим».

      (Брахот 32а).

 

24) Р. Ханин бен Бизна, от имени р. Шимона hа-Цадика, сказал: Молящийся должен представлять себе, что дух Божий как бы витает пред ним, как сказано: (Псал. 16, 8) «Всегда воображаю я пред собою Превечного».

 (Санhедрин 22а. Шеилтот р. Ахаи Гаон 8).

 

25) Рассказывают про р. Ханину бен Доса, что он, совершая однажды молитву, был ужален змеею и продолжал однако же молитву свою. Потом нашли эту змею околевшею у входа ее логовища. Когда же ученики спросили его: «Рабби, неужели ты не чувствовал никакой боли»? он им ответил: «Право, будучи погружен в молитву, я ничего не чувствовал».

       (Иерусалимский Талмуд,  Брахот 5, 3).

 

26) Случилось однажды с одним благочестивым мужем, что когда он стоял и совершал молитву на дороге, к нему подошел какой-то сановник и поздоровался с ним, но не получил от него ответа. Дождавшись конца молитвы, сановник начал: «Невежа! Разве в вашем законе не сказано»: (Второз. 4, 9) «Только берегись и тщательно храни душу твою», и (Там же 4, 15) «Твердо берегите души ваши». Почему же ты не отвечал мне на мое приветствие? Если бы я отсек тебе голову мечем, то кто бы взыскал кровь твою из рук моих?» — На это благочестивый муж отвечал: «подожди и выслушай мое объяснение. Если бы ты стоял пред земным царем, и твой знакомый поздоровался бы с тобою, то ты отвечал бы ему?» — «Нет» отвечал сановник — «А что бы с тобою сделали, если бы ты ответил ему?» — «С меня сняли бы  голову  мечем». — «Теперь выводи сам заключение», — сказал благочестивый муж, — „если с таким благоговением следует стоять пред царем из крови и плоти, который сегодня здесь, а завтра в могиле, то не с сугубым ли благоговением я имел право стоять пред Царем царей, Пресвятым?». Тогда сановник простил его и отпустил его с миром домой.

      (Брахот 32б).

 

27) Не следует приступать к молитве ни под влиянием грусти, ни под влиянием лени, смеха, болтовни, легкомыслия и праздного  разговора,   а только под  влиянием благочестивого восторга.

      (Брахот 31а).

 

28) Рав сказал: кто не в хорошем расположении духа, должен воздержаться от молитвы.

         (Эрувин 65б).

 

29) Р. Элазар сказал: Человек должен испытать себя, может ли он в данную минуту молиться искренно? Если не может, то пусть лучше не молится.

      (Брахот 30б).

 

30) Р. Шмуэль бар Нахмени, сказал: Если ты молился искренно, то будь уверен,   что молитва твоя услышана,  потому что сказано: (Псал.   10,   17)   «Настраиваешь   сердце   их,   приклоняешь   слух Свой».

                     (Иерусалимский Талмуд,  Брахот 5, 12).

 

31) Р. Гамнуна сказал: Сколько важных заключений можно вывести из стиха св. писания об Анне! (1Сам.1,13) — «И Анна говорила в сердце своем» — оттуда видно, что для молитвы требуется искренность. «Только уста ее двигались» — стало быть, молящийся должен произносить слова устами. «А голоса ее не было слышно» — стало быть, запрещается возвышать голос в молитве. «И Илий счел ее пьяною» —стало быть, в пьяном виде молиться не следует.

     (Брахот, 31а).

 

32) Р. Хама бен Ханина, сказал: Откуда мы знаем, что у кого руки запятнаны грабежом, у того и молитва не чиста? — Из стиха: (Ис. 1, 15) «Когда будете простирать руки ваши... не послушаю вас». Почему? — «Потому что руки ваши обагрены кровью».

             (Исход раба 25).

 

33) «Потому что нет насилия в руках моих, и молитва моя чиста» (Иов 16, 17). По поводу этого стиха священник р. Иеhошуа бен Нехемия, сказал следующее: разве молитва может быть нечистою? Нет; но у кого руки загрязнены грабежом, тот взывает к Господу и не бывает услышан. Почему? — Потому, что молитва его связана с преступлением. Молитва же Иова, в имуществе которого не было ничего награбленного, была чиста.

                                                                                                                                                            (Исход-раба 22).

 

34) Кто читает молитву вслух, принадлежит к маловерующим; кто читает ее очень громко, принадлежит к числу лжепророков; кто при молитве производит отрыжку или зевает, принадлежит к невежам, а кто плюет во время молитвы, то все равно, как бы плевал в присутствии царя.

      (Брахот 24б).

 

35) Р. Йоханаан от имени р. Шимона бар Йохай, сказал по поводу стиха: (Псал. 59. 14). «А я с молитвою моею к Тебе, Превечный, в час благоволения» следующее: когда именно час благоволения? — Тогда, когда молитва совершается соборно.

      (Брахот, 8а).

 

36) Р. Шимон бар Йохай, говорил: Молитва оттого должна быть произносима втихомолку, чтобы грешнику не пришлось краснеть при исповеди.

          (Соте. 32б).

 

37) Р. Абба бен Ханина, от имени р. Йоханаана, говорит: Человек должен совершать молитву на определенном месте.

         (Иерусалимский Талмуд,  Брахот 32).

 

38) Кто молится в синагоге, — все равно как бы приносил чистую жертву. Откуда мы это знаем? — Из стиха: (Ис. 66, 20) «Как приносимый сынами Израилевыми в чистом сосуде дар — дом Господень».

            (Там же 5).

 

39) В синагоге не следует вести себя легкомысленно, а именно: есть, пить, отдыхать, прохаживаться, укрываться от солнечного жара или дождя и оплакивать неважного умершего. Позволяется же в них читать, учиться, оплакивать усопшего, которым интересуются многие, подметать полы и принимать меры к тому, чтобы они не зарастали травою. Р. Иеhуда сказал, что последнее дозволяется тогда только, когда синагогальное здание не пришло еще в ветхость: в последнем случае дают траве расти и не вырывают ее, дабы тем разжалобить прохожих.

     (Мегила  25б).

 

40) Рав сказал: Город, в котором крыши домов выше синагоги, превратится со временем в развалины, ибо сказано: (Эздр. 9, 9) «Чтобы поднять дом Бога нашего, и воздвигнуть его развалины».

    (Шабат,   11б).

 

41) Человек не должен совершать молитву стоя на стуле или на скамейке или вообще на возвышенном месте. Он должен совершать ее на низменном месте, потому что высокомерие не уместно пред лицом Вездесущего, как сказано: (Пс. 130, 1) «Из глубины взываю к Тебе, Превечный».

      (Брахот 10б).

 

42) Р. Хелбо приводит следующие слова р. Гунна: кто определяет себе место для молитвы, тому Бог Авраама будет в помощь, и по смерти его скажут о нем: «где смиренный, где благочестивый, ученик праотца нашего Авраама?» Откуда же видно, что Авраам имел определенное для молитвы место? — Из стиха: (Быт. 19, 27) «И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицом Превечного». Стоять же пред лицом Превечного значит творить молитву; ибо написано: (Пс. 106,  30) «И встал Финеас, и молился».

          (Там же 6б).

 

43) Абайя сказал: Человек должен молиться не только за себя, но и за все человеческое общество.

     (Брахот 30а).

 

44) Так сказал Всесвятой: Когда ты молишься, молись в местной синагоге, а если ты не в состоянии пойти туда, — молись дома; если не можешь стоять, — то молись в постели; если тебе трудно говорить,   то молись   в сердце  твоем,   как сказано:  (Пс. 4, 5) «Размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших и успокойтесь». Р. Йудан сказал: Главное,   размыслите о том проступке, — который вы совершили,   а если ты так сделаешь,   то смотри, что сказано далее: (Пс. 4, 6) «Приносите жертвы правды», т. е. Я вменю тебе это, как бы ты соорудил жертвенник и приносил на нем жертвы.

   (Шохер тов   5).

 

45) В школе Илии учили: не следует становиться к молитве ни в долине, по обычаю язычников, ни в публичном месте, потому что шум толпы будет мешать, ни в обществе женщин, потому что присутствие женщин отвлечет его внимание, а нужно удалиться от всего этого на расстояние пяти локтей, и это место сделается освященным, как сказано: «Превечный, Бог твой, шествует среди стана твоего». А что лучше всего — становиться к молитве подле дерева, камня или стены, как явствует из стиха: (Ис. 38, 2) «Тогда Езекия отворотился лицом к стене».

         (Ялкут 295).

 

46) Р. Йоханаан говорит: Что к молитве следует переодеваться, видно из того, что сказано: (Лев. 6, 11) «И пусть снимет с себя одежды свои и наденет другие одежды». Этим стихом, —говорили в школе р. Ишмаэля, — св. писание обучает тебя приличию, что в той одежде, в которой ты стряпал для твоего господина, не следует тебе подносить бокал твоему господину.

    (Шабат  114а).

 

47) Учители наши учили:   воспрещается   человеку   пользоваться чем-нибудь из мира сего,   без   предварительного  молитвословия; всякий же пользующийся чем-нибудь   из мира   сего без молитвословия, совершает святотатство.

      (Брахот 35а).

 

48) Р. Иеhуда слышал из уст р. Шмуэля: кто вкушает что-нибудь из мира сего без молитвословия, все равно как бы вкушал из небесных святынь, ибо сказано: «Богу принадлежит земля и что наполняет ее».

      (Брахот 35а).

 

49) Предметов, мешающих успеху молитвы — семь. Во 1-х если человек молится тогда, когда приговор уже произнесен над ним, как мы знаем из дела учителя нашего Моисея, который говорит: (Второз. 3,23) «И молился я Превечному», а Он ответил ему: (Там 26) «Полно тебе, не говори Мне более об этом». Во 2-х, отсутствие искренности в молитве, как сказано: (Пс. 78,36.37) «Они льстили Ему устами, а сердцем Ему преданы не были». В 3-х, когда человек не хочет слушать слов богоучения, как сказано: (Пр. Сол. 28, 9) «Кто отклоняет ухо свое от слушания Закона, того и молитва мерзость». В 4-х, когда человек равнодушен к стону бедных, как сказано: (Там же 21, 13) «Затыкающий ухо свое от вопля бедного, сам будет взывать и останется без ответа». В 5-х, если человек позволяет себе пользоваться деньгами, на которые не имеет никакого права, как говорит стих (Мих. 3, 3. 4) «И заедают тело народа Моего и кожу с них сдирают... Тогда воззовут они к Превечному, а Он не ответит им». В 6-х, когда человек молится, имея нечистые руки, как сказано: (Исайя 1, 14) «Хотя вы много будете

 

[пропущена страница 100]

 

чать от Создателя, мы даже, по слабости нашей, получили больше чем следовало, а Он еще продолжает благодеять нам продолжением нашей жизни и наслаждений. А потому мы должны благодарить Его, как за самую жизнь, так равно и за страдания в ней, произнося в последнем случае: „Бог дал, Бог же взял; да будет имя Превечного благословенно."

           (Кузари, гл. 3, § 13).

 

53) Где есть десять Израильтян, там должно устроить место, куда сходились бы для молитвы в молитвенную пору, и это место называется синагогой. Горожане могут принуждать друг друга принимать участие в постройке синагоги и покупке Пятикнижия и других книг св. писания.

   (Маймонид,  Яд-hа-Хазака, о молитве, гл. 11, § 1).

 

54) Публичная молитва всегда бывает услышана; хотя бы в публике находились люди грешные, Всесвятой не пренебрегает молитвой целого общества. Поэтому следует человеку присоединяться для молитвы к собранию, а не молиться одиноко, когда имеет возможность молиться вместе с другими. Утром и вечером следует находиться в синагоге. А у кого в городе есть синагога и он не ходит туда молиться,  тот называется дурным соседом.

 (Там же).

 

55) Молитва короткая, но искренняя лучше молитвы длинной, не искренней. Лучше славословить Бога немного, но не торопясь, чем хвалить его много с поспешностью.

       (Сефер Хасидим 315).

 

56) Хотя для Бога все возможно, тем не менее однако же человек не должен просить ничего сверхъестественного, ничего такого, для чего требовалось бы нарушение законов природы.

        (Там же 794).

 

57) Начаток всего принадлежит Богу. Точно также должен ты посвящать ему начало дня и начало ночи..., молясь ему за то, что Он ниспосылает вечернюю темноту и созидает днёвной свет. Когда ты встаешь со сна и открываешь глаза, ты должен подумать о своих делах и потребностях, между которыми первая есть богобоязнь. Так освобожденный из плена должен вознести благодарность к Богу, а нет плена более сильного, чем сон.

        (Там же 155).

 

58) Все, что человек может сделать для изощрения своего внимания во время молитвы, он обязан делать, стараясь, впрочем, и о том, чтобы не возбуждать смеха. Так, например, если над ним смеются, когда он закрывает глаза, то пусть лучше не закрывает.

        (Там же 784).

 

59) Лучше, чтобы человек молился, читал „Шма" и другие молитвенные формулы, на каком бы то ни было понятном ему языке, чем на иврите, если он его не понимает, как сказано: (Исаия 29,13) «И сказал Превечный: поскольку народ сей приближался языком своим и только устами своими он почитал Меня и сердце его далеко было от Меня;» то есть, он молится и читает, сам не понимая, что произносят его уста. По этой причине оба талмуда были написаны на языке арамейском, чтобы и простой народ понимал религиозные постановления, и имелся переводчик во время чтения Пятикнижия.

       (Там же, 130).

 

60) Бывает, что человек в сущности не достоин, чтобы его молитва была уважена; но за постоянство, с которым он молится и проливает слезы, Бог внимает его молитве и исполняет его желания.

 (Там же).

 

61) Когда человек дурного поведения или неуживчивого характера и склонный к интригам, но обладающий приятным голосом, хочет быть кантором, то благочестивые люди, если они только преобладают в общине, должны помешать ему в этом, потому что «обвинитель» плохой «защитник»31; и о подобном случае говорит стих: (Исаия 43, 27) «И защитники твои отступились от Меня».

        (Там же 759).

 

62) Сущность молитвы — это искренняя радость о Боге, как сказано: (Пс. 104, 3) «Хвалитесь святым именем Его, да порадуется сердце ищущих Его», и поэтому Давид обыкновенно сопровождал свои молитвы игрой на арфе, дабы сердце проникнулось радостью и восторгом.

          (Там же 19).

 

63) Кто умер грешником, о том не следует молиться, чтобы он удостоился участи праведных, потому что молитва эта напрасная, так как возмездие, получаемое благочестивыми на том свете, дается им за то, что они трудились и страдали при исполнении заповедей, воздерживаясь от их преступления. Мыслимо ли, чтобы человек, следовавший влечениям своих страстей, сделался участником благ будущего мира? А что некоторые из ученых упоминают о молитве за душу грешного, то это для того только, чтобы облегчить ему наказание. И если молящийся дорог Всевышнему, то очень возможно, что Он отпустит грешнику часть его грехов или даже все, смотря по важности просящего за него и степени виновности грешника; но вымолить ему награду невозможно.

             (Мегилат Старим р. Нисима Гаона 604).

 

 

64) Молитва иногда бывает услышана, а иногда нет. Последнее бывает тогда, когда молящийся не думает о своем огорченном и страдающем собрате, в положение которого он должен был бы входить согласно заповеди (Лев. 19, 18) «И люби ближнего своего, как самого себя». Не заботясь о другом, он не может быть услышан от Бога. По этой причине, все молитвы произносятся во множественном числе, как например (в 18 славосл.) «Исцели нас, Господи, и мы исцелимся, воззри на наши бедствия».

       (Сефер Хасидим 553).

 

65) Человек должен постоянно молиться о том, чтобы он так или иначе не был причиной чужой беды, потому что выполнение добра поручается добрым, а выполнение зла — злым. Этому мы можем научиться у Давида. Хотя закон говорит: если кто-нибудь собирается убить тебя, то ты можешь предупредить его в этом, тем не менее Давид не хотел посягать на жизнь Саула, когда нашел его спящим среди стана, подумав про себя: «если я его убью, то куплю свое удовлетворение ценою бед для всего Израиля, который тогда не устоит против враждебных народов; лучше быть мне убитым, чем быть причиной бед».

            (Там же 5).

 

66) Выговаривай каждое слово молитвы отчетливо и с расстановкой, чтобы не ошибиться,—точно ты деньги считаешь и внимательно следишь за счетом.

        (Рокеах  302).

 

67) В молитве внимание есть главное. Но бывают различные степени внимания, одна другой важнее, смотря по степени развития молящегося, начиная от самого простого человека и кончая величайшими людьми, в роде учителя нашего Моисея. Первая степень внимания, доступная всем Израильтянам, это, — чтобы молящийся думал, что все знают и признают существование Бога за необходимость, что Он сотворил мир Своей волей, что Он дал нам на горе Синае закон правдивый и разумный, что мы принадлежим Ему, служим Ему и готовы жертвовать для Него жизнью своей, что к Нему одному мы возносим свои молитвы, потому что Он начало всего, смотрящий и наблюдающий за всем, чтобы отличать достойных награды от заслуживающих наказания. Этой мыслью может сопровождать свою молитву каждый молящийся, даже женщины и чернь; и все они в таком случае получают вознаграждение за свое служение Богу, даже те, которые не понимают значения слов. И отнюдь не следует отказываться от молитвы тем, кто не может возвыситься до тех понятий, о которых думают во время молитвы люди высокой учености, потому что, в таком случае, пришлось бы не молиться не только женщинам, детям и простому народу, но громадному большинству Израильтян, за исключением одного или двух в данное время.

         (Рашба 127).

 

68) Известно, что Всесвятой есть Создатель всего существующего, что Он сотворил человека и сделал его господином земли и всего, что есть на ней, и что он желает творить добро всем Своим созданиям и сделать их достойными этого добра. Зная же Его совершеннейшую щедрость и Его желание излить на нас Свои блага, мы должны сказать, что произносимые нами славословия суть не что иное, как напоминание, что все блага в руках Благословенного, что Он может даровать их по Своему желанию. За это настроение души нашей и мыслей наших, мы считаем себя достойными, чтобы Он распространял на нас Свое благословение, а потому мы просим о своих нуждах: о познании, прощении грехов, исцелении, богатстве и т. д. После этих просьб, мы опять возвращаемся к признанию, что всеми благами, какими пользуемся, мы обязаны исключительно Ему. Такое начало и такое заключение «Шемона-эсре»32 нужны для того, чтобы не показаться рабами, которые, получив плату от своего хозяина, поспешно уходят от него как бы украдкой.

 

69) И так,   сущность молитвы   состоит в том,   чтобы признать Бога обладателем всех благ; произносимые же нами слова: «да будет Он благословен», которыми мы обыкновенно сопровождаем имя Всевышнего, имеет тот смысл, что мы просим Его, дабы Он благоволил внушить всем обитателям мира благословлять Его и считать Его началом всего существующего добра; вследствие чего они удостоятся получить это добро и тогда исполнится желание Бога —оказывать Свою бесконечную щедрость всем Своим творениям. В этом же смысле следует понимать изречение учителей наших: «Всесвятой жаждет молитвы праведных», т.е. Он желает, чтобы они посредством молитвы заслуживали Его милости и сподоблялись получения Его благ. И из этих видов человек должен делать добро своим ближним, потому что этим он исполняет волю Всевышнего, желающего благополучия своих созданий.

   (Сефер Хинух гл. 2).

 

70) Путем молитвы человек может достигать только того, что Богу обыкновенно угодно делать, как сказано: (Исх. 33, 19) «И помилую, кого Я милую, и пожалею, кого Я жалею». Это значит, что Превечный не изменяет Своего решения и вся польза молитвы состоит лишь в том, что она делает человека достойным получения какого-нибудь блага или избавления от какой-нибудь беды, смотря по тому, о чем он просит. Словом, молитва может повлечь за собою перемену только относительно просителя, но не относительно Самого Создателя.

                                                                     (Ральбаг 112).

 

71) Что такое внимание? — Об этом учили: молящийся должен настроить свое сердце к молитве, как сказано: (Пс. 10) «Направляешь их сердце, склоняешь Свой слух», т. е. он должен настроить свой ум к пониманию смысла слов, которые он произносит, воображая себе, что Вездесущий пред ним, как сказано: (Там же 16, 8) «Всегда воображаю я пред собою Превечного». Молящийся должен возбуждать свое внимание, устраняя от себя все посторонние мысли и посвящая себя исключительно совершаемой молитве. Он должен подумать, что если бы он стоял пред царем из плоти и крови, который сегодня здесь, а завтра в могиле, он сообщил бы известный порядок своим словам, чтобы не проговориться, то тем паче он должен так делать пред Царем царей, Всесвятым, пред Которым мысли также открыты, как слова. Поэтому благочестивые имели обыкновение уединяться для молитвы и углубляться в нее так, что приближались к степени пророчества. Когда же человеку во время молитвы приходит в голову какая-нибудь посторонняя мысль, то он должен прервать молитву, пока эта мысль не оставит его; поэтому не должно молиться ни в месте, развлекающем внимание или в неподходящее для этого время, как сказал р. Хиа бар Абба: «Кто встревожен, тот в ту минуту не должен молиться».

     (Тур Орах-Хаим, hилхот тефила § 98).

 

72) «И ты, сын мой Соломон», говорил царь Давид, «знай Бога Отца своего и служи Ему от всего сердца и от всей души» (1 Парал. 28, 9). В другом же месте он говорит: «Если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит Вас» (Там же 2, 15). Это значит, что недостаточно постигать Бога воображением, а надобно постичь Его умом, сознанием, так как постигать только воображением не значит еще знать Его, найти Его. А это постижение сознанием должно вести к тому, чтобы человек приближался и прилипнул к Нему всем своим умом, что возможно только при полнейшем отречении от своих будничных интересов и при частых искренних излияниях перед Богом, в назначенных для этого местах, заменяющих нам теперь храм Иерусалимский.

                                                                                                                                  (Цейда Ла-Дерех 4, 17).

 

73) Если тебе нужно просить о чем-нибудь у земнаго царя, то ты, оставляя все другие мысли, думаешь только о том, как угодить ему, чего просить, как просить и каким титулом величать его; словом, ты занят только этим и, конечно. не стал бы отвечать, если бы кто-нибудь заговорил с тобою. Если же все это имеет место в отношении к земному царю, который, подобно тебе, создан из плоти и крови и который замечает только твое внешнее и видимое, нисколько не зная, что происходит в твоем сердце, то понятно, что в отношении к Царю царей, ко Всесвятому недостаточно стоять лицом к стене, и молиться одним движением уст, предаваясь в тоже время мыслям о торговле, или о каком-нибудь преступном наслаждении, о чем уже пророк говорил: (Иерем. 12, 2) «Близок Ты к устам и далек от их помыслов», а должно отречься от всего земного и всецело посвящать себя служению Ему. А так как человек постоянно погружен в суеты мира, то, чтобы приготовиться к внимательной молитве, постановили пред «Шемона-эсрэ» читать различные псалмы и «Шма». Таким образом, человек начинает молиться о своих потребностях, поразмыслив предварительно о славе Всевышнего, о подчинении себя власти небесной,  о бесконечной благости,  являемой Богом в свете, о Его всемогуществе,   о чудесном исходе из Египта и о всех милостях, оказанных  Им предкам нашим.

 (Там же).

 

74) Хотя град наш Иерусалим и святой храм лежат в развалинах, тем не менее однако же все Израильтяне, где бы они ни жили в изгнании, согласились везде, где только есть десять человек мужского пола, назначать дома для молитвы. А человеку очень нужно иметь определенное место, где бы он мог уединиться от всех своих будничных интересов, от своего семейства и от своих забот и излить свою душу пред Господом, как Давид говорит: (Псал. 84, 5) «Блаженны пребывающие в доме Твоем, хвалящие Тебя беспрестанно». И если человек приходит в Божий дом с чистыми помыслами, то Превечный ниспошлет на него дух Свой, как Он обещал Соломону: (I Цар. 5, 6) «Вот ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим и исполнять определения Мои и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых» и т. д.

 

75) Словом, все зависит от чувств, наполняющих сердце в святых местах, так как цель этих мест не их величие и благолепие, а благотворные чувства, которые они возбуждают в человеке, пробуждая его от невежественного сна и заставляя его делать добро, как сказал Соломон: (I Цар. 3,8) «Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил», т. е. не должно думать, что храм есть жилище Господа, потому что Сам Он есть вместилище всего существующего во веки веков. Он все создает и все заключает в Себе, и цель храма или святого места только придти на помощь человеку с чистым сердцем, желающему вознести свою молитву к Превечному и достигнуть желаемого.

          (Там же 22).

 

76) Тщательно остерегайся говорить в молитвенное время о каком-нибудь предмете, не касающемся молитвы, потому что этот предмет как раз вспомнится тебе при молитве и отвлечет твое внимание. Не веди себя, как многие в наше время, которые пустословят во время молитвы. Многие же образованные люди впадают в грех, принося с собою научные книги, чтобы прослыть в народе за ученых.

   (Игерет- Мусар Р. Соломона Алами, 10).

 

77) Когда приходишь в синагогу или в другое собрание людей, не выбирай себе места, а сядь куда попало, хотя на невидное место, потому что это честь твоя. Не стой, где все сидят и не садись, когда все стоят, не клади ноги на ногу, потому что это признак высокомерия. Когда тебя приглашают к Торе, то иди к какому бы отделу тебя ни приглашали, и не обращай внимания на мнение суеверных людей, старающихся быть непременно в числе начинающих или заканчивающих чтение.

         (Там же, 15).

 

78) Всякаго рода милости изливаются и проистекают от Бога, и нет другого существа, кроме Его, которое было бы в состоянии благодетельствовать какое бы то ни было создание. А потому невозможно ожидать милости от того, в ком нет следующих четырех условий. Во 1-х, чтоб благодетель не изменялся, потому что если он подлежит изменению, невозможно, чтобы его милость была полная, так как она не прочна; а нет существа неизменяющегося, кроме Превечнаго. Во 2-х, чтобы благодетель не нуждался в чужой помощи для совершения добра, потому что, если он зависим от посторонней помощи, то благодетельствуемый может рассчитывать на милость только, пока помощь эта будет существовать; а нет существа, не нуждающегося в чужой помощи, кроме Бога, как сказано: (Исаия 44, 24) «Я, Превечный, творящий все, простирающий небеса Я Сам, расстилающий землю от Себя». В 3-х, чтобы благодетель был властен в одно и тоже время над разными противоположностями, потому что иначе благодетельствуемый не может   постоянно   получать желаемое,   так   как  иногда он  нуждается в одном,   а иногда в противоположном: иногда, например, ему нужна война, а иногда мир; а нет на свете властного над всеми  противоположностями,    кроме  Всесвятого,  как сказано: (Исаия 45, 7) «Творящий свет и создающий мрак, делающий мир и творящий зло, Я, Превечный, делающий все это».    В 4-х,   чтобы никакое существо в мире не могло удержать его от исполнения   его   воли;    в противном  случае благодетельствуемый опять не уверен в возможности получения,  опасаясь задерживающей причины. А ясно, что всякое существо, кроме Бога, может быть задерживаемо Богом в своих действиях, между тем, как Самого Бога никто  не может   остановить  в исполнении Его воли,    как сказано:  (Иов, 9. 12) «Ведь  Он отнимает и кто отвратит Его, кто скажет Ему: что Ты делаешь»? И так, когда все эти условия соединяются   в   благодетеле,   тогда благодетельствуемый   может  быть уверен в получении желаемого добра,   в прочности  и   полноте этого добра. А так как все эти четыре условия не соединяются ни в каком существе, кроме Бога, то ясно, что не следует просить или ожидать милости ни от какого существа, кроме Его.

    (Р. Иосиф-Альбо, Икарим, ст. 4, гл. 16).

 

79) Для того, чтобы удостоиться быть услышанной, молитва нуждается в трех условиях. Во 1-х, чтобы она была выражена кратко и прилично, что свидетельствует об искреннем чувстве молящегося, который не должен быть многоречив, чтобы он не походил на того, о котором говорится: (Екклез. 5, 9) «Как является сон обилием бредней»... И должно стараться, чтобы эти немногие слова были приятны для слушателя и не утомляли его; по этой-то причине выбрали различные псалмы и составленные разными поэтами молитвы, в которых выражены все нужды, о каких должно молиться. Во 2-х, чтобы сердечные чувства молящегося соответствовали произносимому устами его, чтобы он не уподоблялся тем, о которых сказано: (Псал. 78, 36) «И льстили они Ему устами, раболепствовали пред Ним языком, а сердцем Ему преданы не были», но чтобы был из тех, которые согласуют сердце с устами, так сказано: (Там же 19, 15) «Да будут благоугодны слова уст моих и помышления сердца моего пред Тобою», т. е. если слова уст и помышления сердца будут согласны между собою, то они будут благоугодны Ему. В 3-х, чтобы молитва была произнесена тихим голосом, выражающим преданность, подобным голосу просящего слуги, о чем-нибудь своего господина, как сказал псалмопевец: (Псал. 64, 2) «Услышь, Боже, мой молящий голос»; чтобы молящийся не был из тех, о которых сказано:   (Иерем.   12,   8)  «Подняла она на Меня свой голос, за то Я ее ненавижу».

        (Там же ст. 4, гл. 27).

 

80) Знай, что мы молимся Богу и повергаем пред Ним свои просьбы не потому, чтобы Его воля подлежала изменению, но потому, что, умоляя Его об удовлетворении наших потребностей, мы тем самым признаем, что Он создал мир, что Он заботится о всех, пропитывает всех и владычествует над всеми, что Он наблюдает за всеми делами, как хорошими, так и дурными; а, помышляя о славе Господней и сознавая Его могущество, душа наша между тем очищается и возвышается.

              (Швилей Эмуна 1).

 

81) Равным образом всякой молитвой,   которую мы возносим к Богу, мы уничтожаем одну из преград, находящихся между Ним и нами, очищая свою душу от разных пороков и недостатков. Так, например, если бы мы не сказали в 18 славословиях: «Прости нас, Отче наш, ибо мы грешили», то мы никогда не вспоминали бы о своих грехах и не почувствовали бы гнусности зла при совершении его; а теперь, когда мы постоянно краснеем за свои грехи и просим и умоляем об их отпущении, нам уже труднее возвращаться к ним. А если бы мы не просили в молитве с пропитании, тогда мы забывали бы милости Создателя, питающего нас, кормящего и содержащего все, что вне Его; теперь, когда мы постоянно молим Бога о содержании и пропитании, то душа наша все очищается и приближается к Нему, и с уничтожением преград между нами, Он удостаивает нас своего благоволения и изливает на нас Свое добро - Сам же Он не изменяется.

 (Там же).

 

82) Хотя прощение грехов достигается только избежанием их, мы однако же в молитвах говорим: «прости нас, Отче наш», потому что «ученье Божье имеет обыкновение говорить языком смертных», и подобно тому, как смертный, согрешающий против своего ближнего, просит у него прощения, мы, грешные пред Богом, тоже должны просить прощения. Прошение же о прощении необходимо излагать близким и доступным простому народу языком, чтобы не затруднять его ума, для которого сущность вещей не понятна, и этим не лишить его возможности молиться. И таким же образом все молитвы и просьбы, которые мы возносим к Господу, Неизменяющемуся, служат к тому, чтобы душа наша, помышляя о Его славе, приближалась к Нему, чтобы мы удостоились Его внимания, вследствие чего желания наши были бы исполнены. Из всего, что я тут сказал, можно понять, что молитва есть опора света, что молящийся, просящий и восхваляющий Бога с искренним вниманием, связывает свои духовные силы с своим Благодетелем, Единым, Всемогущим.

 (Там же).

 

83) Молитва, без сомнения, есть служение сердцем, как говорят ученые: «Молитва без участия сердца — тело без души» и (Таанит, 2б) «Что такое служение сердцем? — это молитва». К этому можно аллегорически применить слова стиха: (Лев. 6, 2) «И огонь жертвенника пусть горит в нем»: сердце молящегося есть жертвенник, а молитва — пылающий на нем священный огонь. Кто молится со вниманием, из уст того пышет пожирающее пламя и сыплются горячие уголья и сам жертвенник, т. е. сердце, воспламеняется и восходит с ними к Богу, как толкуется стих сей в Мидраше: (Ваикра раба 87): «Не сказано «огонь жертвенника пусть горит на нем», но сказано: «в нем», т. е. сам жертвенник был объят пламенем».

             (Акедат  Ицхак, Исход 58).

 

84) Относительно молитвы можно возбудить следующий вопрос: Так как молитвы суть просьбы о потребностях, и так как потребности эти суть дела временные, преходящие, которые могут быть только испрошены, в то время, как великие истины, составляющие предмет заповедей, ищутся и постигаются усилиями и учением, то почему считается молитва одной из положительных заповедей, (как говорит напр., Маймонид: (Тфила, 1, 13) «Положительная заповедь — молиться каждый день?)» Заповедь эта могла только гласить отрицательно: что человек ничего не должен просить ни у кого, кроме Бога. Так относительно жертв запрещается положительным образом только приношение их чужим богам, как сказано: (Исход, 22, 19) «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, будет истреблен», в то время как жертвование Богу предоставляется воле человека, как сказано: (Лев. 1, 2, 3) «Если кто из вас хочет принести жертву Господу и т. д. пусть принесет ее по своей воле пред Господом». То же самое должно было быть с молитвой. Если человек хочет просить чего-нибудь, то не должен просить ни у кого, кроме Бога; но если совсем не хочет ни просить, ни молиться, то имеет ли на  это право?!

Но дело вот в чем. Должно знать, что хотя  молитва сама по себе и очень нужна и полезна, но цель ее не в ней самой, а в тех великих интересах, которые связаны с нею и составляют продолжение ее. Молиться — значит просить чего-нибудь в твердой надежде на возможность получения. А это — дерево, которое разветвляется   на многие и большие ветви,   приносящие   обильные плоды. Корень этого дерева распадается на три главные части, на которых держатся все религиозные верования. Потому что просить чего-нибудь  у Него, твердо надеясь на удовлетворение, значит,  в тоже время признавать, что Он существует, что Он всемогущ, что Он наблюдает   за всем   и  желает  творить   добро   всем просящим. Эти же корни,   каждый   по своей   сущности, выпускают из себя различные ветви, очень важные в деле усовершенствования   человека и возвышения его достоинств.  Так из корня признания существования Бога происходит ветвь — размышление о Нем и Его творениях; из корня сознания Его всемогущества происходит ветвь — страх Божий и служение Ему; из корня веры в Провидение и желание Его делать добро происходит ветвь — любовь к Богу, кротость.... Теперь опять, плод первой ветви — чистота и возвышенность жизни; плод второй ветви — отвращение от зла и покаяние; плод третьей ветви —искусство и энергичность в совершении добрых дел. А за тем уже следует самый лучший и совершеннейший плод, который, будучи вкушаем человеком, сообщает ему вечную жизнь — духовное общение с Богом. Итак, когда человек молится Богу, то  это чудное дерево, посаженное в его сердце, пускает глубокие корни, разветвляется и не перестает приносить плод — союз с Богом и любовь к Нему, и это есть стержень молитвы, которую человек должен возносить к Господу, и поэтому сказано, что древние благочестивцы имели обыкновение обождать с час пред молитвой, молиться с час, затем опять подождать с час, для того, чтобы молитва была достойной и целесообразной.

 (Там же).

 

85) А теперь ты должен присоединить к сказанному, что предшествующие молитве деяния молящегося должны соответствовать смыслу и цели его молитвы, а если молитве не предшествовали никакие добрые дела, не говоря уже о том, если предшествовали недобрые, то молящемуся нужно прежде покаяться в своих грехах и очиститься от них, так как было бы большою дерзостью предстать пред Господа с просьбою о своих потребностях, в грязном одеянии. Точно также Соломон ставит покаяние необходимым условием успеха молитвы, говоря: (I Цар. 8, 32) «Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе и исповедают имя Твое и будут просить и умолять Тебя в сем храме, тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля и т. д.» Дальше он говорит: «Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем, и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их, тогда услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля и т. д.» Это значит, что несчастия посещают человека только, как следствия его грехов, и потому он должен предварительно исповедаться в своих грехах и раскаяться в них, а за тем уже просить о своих нуждах, так что из этого можно заключить, что смысл постов и молитв, установленных по случаю разных несчастий, как раз противоположен тому, как понимает его простой народ: цель постов не в том, как   они  думают — чтобы Бог внимал нашим молитвам и просьбам, но чтобы мы сделались внимательны к Его повелениям и повиновались Ему.

 (Там же).

 

87) Главное основание, на котором зиждется все человеческое счастье и его благополучие, состоит в том, чтобы человек был твердо уверен, что всякое счастье и блаженство, как самое обыкновенное, так и самое возвышенное и к какой бы категории оно ни принадлежало, есть только следствие самой первопричины, а не следствие случайности или изобретения человеческого ума или явлений, предопределенных тем или другим расположением звезд, которым Он Сам сообщает порядок. И эту мысль имели в виду наши ученые при установлении различных молитвенных формул для различных случаев, которые должно произносить не потому, чтобы Бог нуждался в этих формулах, а потому, чтобы припоминать имя Создателя и Благодетеля в виду того предмета, который служит выражением Его благодеяний.

       (Там же Бамидбар 74).

 

88) Знай,   что   молитва есть служение,    назначенное для души, которым она признает существование Создателя,   в   виде изъявления покорности   и принадлежности Ему,   как своей   первопричине. Таким образом, молящийся представляет два понятия: во-первых — существо молящегося, а во-вторых, идею о Том, пред Кем молятся, Которому молитва принадлежит по Его существу, как знающему всех и благодетельствующему   всем.

          (Неве Шалом, гл. 3).

 

89) Синагога есть   дом, определенный и посвященный богослужению, и называется домом Божьим, храмом, которого не должно употреблять для будничных дел, как напр.,   есть,   пить и спать в   нем.   И самая святость  этого   места  уже   внушает человеку страх Божий, как сказано: (Бытие 28, 17) «И убоялся и сказал: как  страшно   сие место!   Это   не иное что, как дом Божий». И дом  Божий   предрасполагает   молящегося   ко вниманию по двум причинам.  Во-первых,   потому,   что   там   молится   много    народу вместе,   а в натуре человека — при виде молящихся, расчувствоваться и излить также свое сердце; во-вторых, потому что там нет никаких препятствий, развлекающих   внимание,   как напр., различной   домашней  утвари,   женщин   и   детей,   их   болтовни. При том, обыкновенно синагога находится в отдалении от рынка и улицы и внимание молящегося не развлекается   шумом проходящих по улице.

(Штей Ядот 114).

 

90) «Сущность молитвы состоит в том, чтобы она излагалась в виде просьбы, подобной просьбе нищего у дверей» — это слова блаженной памяти отца-наставника моего. И при произнесении 18 славословий человек должен представлять себе величие Божье и свое собственное ничтожество, отрекаясь в то время от всех земных удовольствий. Наши учители говорят: «человек не должен становиться на высокое место для молитвы, а молиться на низменном месте». Этим они хотели сказать, что человек прежде, чем молиться, должен представлять   себе   свое   ничтожество в сравнении с Богом, говоря   самому   себе:   «Что я?   беден   и ничтожен, сосуд полный стыда и срама, и я являюсь с просьбой   пред   Всесвятым!   Все высшие   существа боятся   и трепещут Его, и все окружающие Его дрожат пред Ним, а я, слепленный из глины, лишенный высокого ума, ничтожный в жизни и гадкий после смерти,   разве меня не  поощряет   к  молитве   только   Его  великая милость, которую Он являет Своим созданиям?».

 (Шла, Тефила).

 

91) Молитва есть подарок Царю царей, Всесвятому, а уста это футляр, в котором подарок хранится. Теперь подумай, если бы кто-нибудь преподнес царю из плоти и крови красивый подарок в грязном, запачканном футляре, то царь, конечно, осудил бы его за такую небрежность. Точно так, когда человек молится Богу устами, имеющими обыкновение говорить мерзости, клевету, ненужные присяги, клятвы и т. п., то это подарок Богу в нечистом футляре. Поэтому человек должен очистить свой язык и свои уста, и если согрешил ими, то должен стараться о полном раскаянии. И он должен также очистить свои дела от всякого пятна, прежде чем является во храм Царя царей, Всесвятаго, что бы сказать Ему: «Благословен Ты, Господь», и т. д., как сказано в Мидраше: Человек должен очистить свое сердце пред молитвой; тоже самое говорит Иов: (16, 17) «За отсутствие беззакония в руках моих и моя молитва чиста».

       (Там же, Дерех хаим  тохахат мусар).

 

92) Я восстаю против недостатка внимания и пустословия, которые народ позволяет себе в синагогах, также против разных объявлений и воззваний, которые читают в синагогах, в особенности, когда они торгового содержания. Тем более, что объявления эти большей частью читаются в то время, когда кантор начинает читать псалом: «Блаженны пребывающие в доме Твоем», и народ, занятый содержанием объявления, читает весь этот псалом без внимания. И было бы желательно, чтобы вывели совершенно из обычая эти объявления в синагогах   или,   по крайней мере, постановили, чтобы читали их после окончания всей молитвы.

 (Амудей-шеш 62).

 

93) Грех  говорящего о   посторонних   вещах  во время молитвы непростителен.  И почему бы ему не подумать о том, что в суде он внимательно вслушивается в слова своего противника, чтобы   знать,   что отвечать на них; а стоя пред Всесвятым, в руках Которого все живущее, он отворачивается от Него, чтобы говорить   с   посторонним   человеком!   Может   ли быть   грех больше этого? Поэтому благоразумно было бы   назначить   человека, который предостерегал бы   и увещевал   тех,   которые  пустословят во время молитвы.

       (Шевет мусар 13, 33).

 

94) Молись всегда в чистом платье, в одеянии, назначенном только для молитвы. Человек, наставляющий народ, должен ласковыми словами указывать народу, что ему делать, по какой дороге идти и стараться силою слова побеждать неверующих и отступников, которые хвастают: (Пс. 1, 25) «Мы крепки своим языком, с нами уста наши, кто же владыка над нами!?». Следует ему прибегать к благовониям, чтобы удалить от себя всякий противный запах, для того, чтобы не произвести отталкивающего впечатления и не помешать успеху своих наставлений.

        (Там же, гл. 3, 12 о чистоте).

 

95) Учители наши говорят: «Возвышающий свой голос в молитве не заслуживает большого доверия». Причина состоит в том, что поступающий таким образом старается, чтобы другие, услышав его крик, принимали это за признак внимания, и почитали его человеком благочестивым, а так как он нуждается в средствах для внушения к себе доверия, то из этого следует по необходимости, что прежде он им не пользовался. А следует человеку молиться тихо, чтобы не заподозрили его в старании снискать себе доверие. Но когда человек молится наедине, не в присутствии людей, то он может молиться и громко.

    (Млехет махшевет 3).

 

96) Даже в синагоге сокращай молитву и уходи; но лучше всего молиться дома, потому что в синагоге невозможно избегнуть зависти, пустословия, клеветы, что влечет за собою наказание. Тем более, в субботу и праздники, когда собираются для разговоров, уж лучше совсем не молиться,

(Виленский Гаон, Алим-Ли-труфа, изд.  1846, 85).

 

97) И гораздо лучше, чтобы дочь твоя не ходила в синагогу, где она   видит   красивые  наряды   и завидует им, а это ведет к злословию.

 (Там же).

 

98) Многие философы нашего времени умудрились сказать, что выражение: служение Богу не имеет никакого смысла, так как Превечный вовсе не нуждается в услужении людей. А между тем сама Тора говорит при первом откровении Божьем: (Исход 3,12) «И вот тебе знамение, что Я послал тебя:... вы совершите служение Богу на этой горе»; в других местах также сказано: (Втор. 28, 47) «За то, что ты не служил Господу Богу твоему», (там же 6, 13) «И Ему вы служить будете» (Левит 25. 55), «Ибо сыны Израилевы Мои рабы». Но дело объясняется правдивым толкованием, данным последнему стиху нашими талмудистами: «Ибо сыны Израилевы... Мои рабы — а не рабы рабов». Этим они хотят сказать, что служение, которого Бог требует от нас, состоит собственно не в служении Ему, в чем Он вообще не нуждается, а главное в том, чтобы не служили другим помимо Его, чтобы не были рабами рабов, что может повести нас к вредным поступкам, как например, к лести и многим другим недостойным делам, противным Богу и Его учению, но которыми снискивают благоволение тех людей, у кого находятся на службе. И в этом смысле сказали ученые, что вся служба, которую Бог требует от людей, состоит в том, чтобы они не служили другим.

 (Рамаг, Иесод hа-Тора 6).

 

99) Молитва для всякого честного человека есть выяснение его отношений к своему Создателю, творящему ему добро в каждую минуту: выяснение его связи с людьми, его обязанностей к ним, как к детям одного с ним Отца; сведение счетов с самим собою по всем своим действиям и обсуждение его темного прошлого, чтобы уберечься в будущем от тех ошибок и проступков, в которые впал в прошедшем.

            (Слова  Д. Фридлендера в предисл.   к комментарию на Псалтырь И. Бриля).

 


28 Следует заметить, что в библейский период у евреев установленных молитв не было. Об обязанности молиться в Моисеевом законе нигде не говорится. Богослужение состояло в разного рода жертвоприношениях, которые совершались одними священниками. Народ присутствовал безучастно. Первые молитвенные формулы принадлежат Великому Собору, во время после Ездры. Раввины возвели молитву в заповедь, которую старались подкрепить выводами из слов св. писания.

29 Молитва, в которой говорится о единстве Бога и любви к Нему.

30 Молитва, заключающая в себе 18 славословий.

31 Кантор или уставщик считается как бы защитником, адвокатом, депутатом от всей общины.

32 «Шемона-эсрэ»-18 славословий,    составляющих  коренную часть ежедневных молитв.