МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА X.

ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ

 

1) Р. Яаков сказал: ни одна из заповедей, упоминаемых в св. писании, не сопровождается обещанием долгоденствия, в виде награды, как только заповеди о почитании родителей и о птичьем гнезде, при которых сказано: (Второз. 5, 16; 22, 7) «Дабы продлились дни твои и дабы тебе хорошо было». А что, если отец говорит: «взойди на голубятню и принеси мне голубей», и сын взошел на голубятню и отпустил мать, а детенышей взял, и исполнив, таким образом, обе заповеди, обещающие долгоденствие, слезая с голубятни, упал и умер? Где же благоденствие и долгоденствие этого человека? Не «ему хорошо будет» в мире, который весь благо «и продолжатся дни его» в том же мире, который весь долговечен.

(Кидушин 39б).

 

2) Всесвятой сказал: уважайте заповеди, ибо они посланники Мои, а посланник представляет собою особу, пославшую его. Стало быть,  если   уважаете  их,   вы уважаете  Меня;   пренебрегая же ими, вы пренебрегаете славою Моею.

(Танхума 21).

 

3) Р. Нехемия сказал: Даже когда мы осмотрительны в наших поступках, мы все таки имеем чего стыдиться. На свете водится, что когда кто-нибудь отдает свое поле из полу, получает потом половину прибыли. Всесвятой же, которому принадлежит земля и все наполняющее ее, ниспосылающий росу и дождь и оберегающий все, требует не более одной десятой и одной пятидесятой  доли37. На это-то намекает стих: (Дан. 9:7) «У Тебя, Превечный, правда, а у нас стыд».

(Там же, 45б).

 

4) Р. Меир сказал: (Вт. 6, 6.) «Да будут слова сии, которые я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем» т. е. исполнение заповеди требует предварительного настроения сердца.

(Мегила 20а).

 

5) По поводу стиха: (Пс. 18, 31.) «Бог,— непорочен путь Его, слово Превечного чисто», сказал Рав: заповеди даны только для очищения ими людей, ибо, что Всесвятому до того, заклать ли тельца с горла или с затылка? Стало быть, заповеди даны только для очищения ими людей.

    (Берешит раба 44).

 

6) Р. Йоханаан сказал: Исполнение заповеди, начатое одним и законченное другим, приписывается тому, кто ее окончил.

(Танхума 188).

 

7) Р. Аваhу говорит: Побуждающий ближнего к исполнению заповеди, считается, по смыслу св. писания, как бы сам исполнившим ее, ибо сказано: (Исх. 17, 5) «И посох твой, которым ты поражал реку». Ведь не Моисей поражал ее, а Аарон, ибо сказано: (там же 7, 19) «Превечный сказал Моисею: «скажи Аарону, простри руку твою с посохом твоим». Стало быть, побуждающий ближнего к исполнению заповеди считается как  бы  сам  исполнившим ее.

(Санhедрин 99б).

 

8) Р. Танхума начал речь свою: Вот смысл стиха: (Притчи Соломона З) «Чти Превечного достоянием твоим». Всесвятой так сказал: «Я не говорил тебе, чти Меня твоею собственностью, но Моею», т. е., чти Превечного тем, чем Он тебя облагодетельствовал, достоянием, которым ты только заведываешь. Дай мне из моего же.

(Песикта де р. Каhана 49).

 

9) «Непостоянны пути ее, и ты не узнаешь их» (Притчи Соломона 5:6). По поводу этого стиха, р. Абба бар Кагана, сказал: Тебе не следует  взвешивать   Божиих заповедей   и  рассматривать,   какая из них обещает большую награду, дабы исполнять только ее, потому что пути ее (заповеди) непостоянны и ты их не узнаешь. Р. Хия поясняет это сравнением богачу, имевшему увеселительный сад, для которого он нанял работников, не объявив им о размере вознаграждения за насаждение того или другого растения. Иначе, они бы занимались насаждением только растений, за которые положена большая плата, и одни садовые работы остались бы не выполненными. Так и Всесвятой не объявил о размере вознаграждения за каждую заповедь порознь, иначе одни заповеди исполнялись бы, а другие нет.

                                                                                                                                                                                  (Танхума 20).

 

10) Р. Аха сказал: 248 положительных заповедей, изложенных в св. писании, соответствуют 248 членам тела человеческого, ибо каждый из них умолял человека: исполняй со мною какую либо заповедь, дабы ты, ради нее, жив был и дабы продлились дни твои; а 365 отрицательных заповедей соответствуют числу дней солнечного года, ибо солнце ежедневно с восхода своего до заката взывает к человеку: Не совершай при мне греха, дабы ты не погубил меня, а со мною  весь мир.

(Ялкут 133).

 

11) Давид сказал: «Не полагайтесь на вельмож» (Псалм. 147, 3), т. е. да не полагается человек на заслуги своих отцов; да не скажет Измаил: «Авраам — отец мой, имею в нем долю и он спасет меня». Да не скажет Исав: «Яков был праведен и он спасет меня, и ради его я буду избавлен, ибо сказано: (Пс. 49, 8.) «Никто не выручит брата своего», т.е. брат не может выручать брата. Если человек сам не делает добра в мире сем, то ему нечего полагаться на дела своих отцов; полагаться можно только на свои собственные дела, как сказано: (Пр. 9, 12) «Если ты мудр, то ты для себя мудр» и (Там же 16, 26) «Душа трудящегося трудится для себя», т. е. человек пользуется плодами своих собственных, а не отцовских трудов, как сказано: (Еккл. 6, 7)   «Весь труд человека для его же рта».

(Мидраш к Притчам Соломона 49).

 

12) Если вы будете слушать заповеди Мои, которые Я заповедаю вам, сегодня (Втор. 11, 13) т.е. не говори: я не в состоянии соблюдать все заповеди и выслушать все учение, о котором говорится: (Иов 11, 9) «Оно мерою своей   длиннее  земли»... Всесвятой так говорит человеку: «Тебе до этого дела нет! ты поденщик; отработай свой день и получи свою поденную плату».

(Ялкут 271).

 

13) Обыкновенным изречением р. Меира было: «Учись от всего сердца и от всей души, дабы ты знал пути Мои и бодрствовал у врат учения Моего; храни учение Мое в сердце твоем и да будет пред очами твоими страх мой; береги уста от погрешности, держи себя свято и чисто от всякого проступка и преступления и Я буду с тобою везде».

   (Брахот 17а).

 

14) Каждый раз, когда Р. Йоханаан оканчивал книгу Иова, он произносил следующее: «Конец человека — смерть, конец скота — заклание, и   все   предназначено   для  смерти.   Блажен,   кто вырос в  учении,   и,   занимаясь  им,   делает  угодное   Творцу и  оставляет свет с добрым именем. Про такого человека   и сказал Соломон: (Еккл.   7,   1) «Имя лучше дорогого елея и день смерти — дня рождения».

(Там же).

 

15) Следует тебе, друг мой, понимать, что главная цель заповедей, сопряженных с телесною деятельностью членов человека, заключается в том, чтобы поощрять исполнение заповедей, зависящих от сердца и души его, ибо на них только и основывается истинное служение Богу и они составляют корень св. писания. Но так как это невозможно, пока человек не отрешится от своих животных страстей, не одолеет своих природных наклонностей и не обуздает своих похотей, то Создатель заставил его служить Ему телом и членами, чрез что облегчится ему служение сердцем и душою. Когда же верующий сердцем и душою будет стараться и постигнет это служение по мере возможности своей, Господь откроет ему врата к высшим ступеням духовного мира, и он будет служить Создателю телом и душою, явно и тайно, как сказал Царь Давид: (Пс. 8, 4, 3) «Сердце мое и плоть моя воспевают Богу живому».

 (Ховот hа-Левавот, гл. 3).

 

16) Моисеево учение не принуждает нас служить Богу отшельничеством, но обыкновенным путем, отдавая каждой способности души ее справедливую долю, без предпочтения какой либо из них; ибо предпочтение одной силы производится в ущерб другой, так, что кто исключительно отдается своим страстям, ослабляет свои умственные способности, и наоборот. И потому, беспрестанные посты не могут считаться богоугодным служением для того, чьи страсти подавлены, силы слабы, а тело и без того истощено; угоднее будет Богу, когда он будет ублажать свое тело. Не считается также богоугодным служением — равнодушие к приобретению имущества, когда оно может быть приобретаемо так, что приобретение не лишает его возможности заниматься науками и благотворительностью, тем более, когда он обременен детьми и желает воспитать их по воле Господней, когда он, таким образом, еще более нуждается в достатке.

Одним словом, учение наше заключается в богобоязни, любви и священном восторге. Ты можешь приблизиться к Богу посредством каждого из этих трех путей, так что сокрушение в день поста не ближе к Господу, чем веселье твое в день субботы и праздника,  если только веселье это искреннее   и чистосердечное.

(Кузари 11. 50).

 

17) Человек должен вникать в законы св. писания, чтобы, по мере своих способностей, узнавать их значение и цель. Пусть не пренебрегает он такими законами, значение которых ему непонятно, и да не дерзнет он возвышаться до Бога, чтобы не погубить себя. Он не должен так относиться к законам св. писания, как он относится к обыденным (не священным) предметам. Смотри, как строго относится св. писание к святотатству! Даже простые предметы, как напр.: дрова, камни, земля и песок, когда носят на себе имя Господа, считаются уже священными, так что даже неумышленно обращающийся с ними запросто называется святотатством, и должен принести очистительную жертву. Тем менее должен человек пренебрегать начертанными нам Господом заповедями, потому только, что их значение непонятно ему, и отнюдь не должен приписывать Богу неправдоподобных вещей или относиться к Его начертаниям легкомысленно, ибо сказано: (Лев.19, 37) «Соблюдайте все постановления Мои и все уставы   Мои, и исполняйте их».

(Маймонид, Яд – hа-Хазака, Тр. Меила, гл. 8).

 

18) Хотя все постановления св. писания суть безусловные повеления,  тем не менее следует вникать в их смысл для уразумения того,   что   доступно   нашему пониманию,   как  то  делали древние  мудрецы.  Так   царь  Соломон  большею частью понимал причины   постановлений  св.   писания.   И  мне кажется, что   стих: (Лев. 27,  10) «И да будет он и предмет заменяющий его,  священны» — следует понимать в том же смысле,  как   следующий за ним (Там же 27, 15) «Если посвящающий дом свой захочет выкупить его, то  он  должен   прибавить  пятую часть стоимости его». Очевидно, что св.   писание  заглядывает  в сердце человека, не всегда чистое от злых побуждений. Человек по природе склонен   увеличивать   свои  приобретения   и дорожить   деньгами,   так что, не смотря   на  обет   и  посвящение предмета,   у него может явиться желание заменить его  на другой,   меньшей стоимости.   Поэтому св.   писание запретило  всякую   замену и определило штраф с заменяющего, на что и указывает первый из вышеприведенных стихов: «И да будет он и заменяющий его предмет священны», т.е. принадлежащими святыне.

            Все это для того, чтобы обуздать злые побуждения   и исправить помыслы человека.   Так, большая часть законов   св. писания суть только   дальновидные    советы    Великого Советника,   служащие   к улучшению нравственности и направлению   людей   на   прямой   путь, как сказано: (Притчи Соломона 22, 20, 21)   «Не писал ли Я тебе трижды в советах и постановлении, чтобы научить тебя точным словам истины»?..

(Там же, Тр. Тмура, 4).

 

19) Все поступки твои должны быть во имя Господа: да не отправляется человек есть или спать, имея в мыслях поздороветь и потолстеть, дабы тем более заниматься делами мира сего и гоняться за наживой; но он должен сказать себе: высплюсь и поем, дабы я мог заниматься учением и исполнять заповеди Божии.

(Сефер-Хасидим 46).

 

20) Пророк Исаия сказал: (29, 13) „Поскольку народ сей приближается языком своим и устами своими чтит Меня, а сердцем своим далек от Меня, а все благоговение их предо Мною есть выученная заповедь человеков». Всесвятой так сказал Исаии: смотри, дети Мои почитают Меня только для виду, держатся Меня так, как человек держится обычаев своих предков: они приходят в дом мой, чтобы читать установленные молитвы, по обычаю своих предков, но без всякой искренности. Поэтому ученые предостерегали нас, говоря: исполняй заповеди во имя их Заповедавшего, ибо все, что Всесвятой сотворил, Он для своей же славы сотворил. И не сделай себе из заповедей венца для украшения себя между людьми, тщеславясь исполнением оных. Ибо в противном случае мы не делаем угодного Богу, а только угодное людям, и теряем вознаграждение, на которое рассчитывали. Но кто скрытно делает добро, получит больше вознаграждения; и в конце концов дела его выступят наружу, и он будет превознесен и людьми, как сказано: (Эклез. 12:13) «Конец дела становится известным всем».

(Там же).

 

21) Когда   р.   Шимона бен   Гамлиэль, и р. Ишмаэля бен   Элиша, вывели на казнь, первый сказал второму: «Не знаю, чем я заслужил эту казнь».   Р. Измаил, с. Елисея,  ответил:  «Может быть, тем, что когда ты проповедовал всенародно,   радовалось   сердце твое и ты ощущал удовольствие».Р. Симсон, с.Гамлиеля, сказал: «Ты утешил меня».   Так должен поступать каждый   человек,   кающийся в своих дурных поступках: скромно, смиренно и скрытно должен он исполнять дела свои,   не ища удовольствий   в совершении оных;   всякое подвижничество должно быть   совершаемо   не на виду общества, как сказано: (Михей 6, 8) «Скромно ходи пред Богом твоим».   Пусть не вменяет он себе   в заслугу   то,   что он делает во имя Бога; пусть не ищет в этом удовольствия и радости, потому что, если сердце его радуется   в присутствии  людей, то он этим   получает   часть  вознаграждения за   исполнение заповеди в мире сем. Если же сердце его радуется невольно,   то он    должен   научиться   укрощать  свои  чувства,   припоминая   себе: «сколько людей добродетельных и благочестивых   вымерло   и отошло в вечность, а люди совершенно забыли их и деяния их; память о них изгладилась в мире   сем,   но   живет в мире будущем. Какая же для меня   польза   и какое  удовольствие; если в сем мире меня   забудут»!  Так   должен человек постоянно думать,   и когда он ложится   спать,   он  должен   быть в страхе, что может  заснуть вечным сном и не просыпаться более, а потому,   чему   же   тут   радоваться?   Сколько  бы  ни хвалили его в этом мире — все это дым и дуновение ветра.

(Там же,  8).

 

22) Полезны заповеди не Богу, а людям, так как они оберегают последних от физического вреда или   от вредных верований и дурных привычек,    или же,   напоминая им чудеса  Создателя, способствуют познанию   Его, и ими Он очищает   людей как очищают серебро. Ибо плавильщик не напрасно делает свое дело, а чтобы извлечь из серебра все негодные примеси. Точно так и заповеди служат к извлечению из человека всякого дурного верования и к открытию ему истины, которую он должен вечно помнить. В Мидраше по этому поводу сказано: Что Всесвятому до того, режут кошерным способом ли животное или растерзывают его? Разве это приносит ему какую либо пользу, или вред? Или что Ему до того, что будешь есть падаль? «Если ты мудр, то ты мудр для себя». Стало быть, заповеди даны для того только, чтобы очищать ими людей, как сказано: (Пс. 12, 7) «Речи Господа — речи чистые». И так, выходит, что Богу нет никакой пользы от заповедей; так напр. если Он приказал зажигать огонь в светильнике, то не потому, чтобы Он нуждался в освещении или чтобы Он нуждался в пище жертв, — даже повеления Его вспоминать чудеса Его, как напр. выход из Египта и сотворение мира— имеют только целью, чтобы мы знали истину, через что удостоимся Его попечения; ибо все наше уважение к Нему и прославление Его совершенств ничего не значит для Его величия. Приведенный же пример относительно резания скота доказывает, что все заповеди приносят пользу нам, а не Всесвятому, так как невозможно сказать, что Богу полезнее, чтобы резали скот с горла, а не с затылка. Эта заповедь учит нас состраданию, которое мы должны чувствовать к животному, даже когда режем его.

(Сефер Хинух 100).

 

23) Корень и основа заповедей заключаются в сердце, откуда они и берут начало. А потому, следует остерегаться самой малейшей ошибки, могущей повести к заблуждениям гораздо значительнейшим, как сказано: (Прит. 4, 23) «Больше всего храни сердце твое», т. е. тщательно охраняй наклонности сердца твоего; старайся всеми силами усовершенствовать их и охраняй сердце свое от злых помышлений, ибо от него зависит вся духовная жизнь твоя. И уже объяснено было, что сущность заповедей заключается в намерении человека; точно также сущность греха составляет помышление о нем, как сказано в тракт. Йома. Выяснив себе, что намерение есть главное как при исполнении заповедей, так и при совершении преступлений, мы теперь поймем то, что сказано: «Больше всего хранимого храни сердце свое», так как духовная деятельность человека, корень и основа которой находится в сердце, составляют главное средство к сближению   с Богом.

(12 проповедей Маhарана, проп. 5).

 

24) Вопрос об исполнении   заповедей   имеет   много сходства с вопросом,    предложенным Гиппократом в   его книге   «Диэтетика».   «Отчего — спрашивает он — простой народ не умеет отличать хорошего врача от дурного?» И сам отвечает:   «От того, что дурной врач употребляет   те же микстуры,   мази и порошки, как и хороший, с тою только   разницею,   что последний   употребляет их целесообразно и кстати, а первый — не целесообразно и не кстати».   Так бывает  и с исполнением заповедей:  заповеди исполняются как образованными, так и не образованными, с тою только   разницею,   что   первые   делают   свое   дело    сознательно, искренно, зная, что искренность  тут все,  а последние — случайно, наобум. То же самое можно  сказать и о проступках: помышление о грехе хуже самого греха.

(Там же 6).

 

25) В исполнении какой либо заповеди мы различаем две стороны: одну, заключающуюся в самом выполнении заповеди и достижении ею предположенной цели; другую же —заключающуюся в намерении исполнителя, ибо исполнение без намерения не считается исполнением; точно также намерение без исполнения ничего не значит, потому что, если б достаточно было одного намерения, то можно было бы довольствоваться одним только знанием и изучением заповедей, вместо исполнения их. А это не так.

 (р. Й. Альбо Икарим, отд. 3, гл. 28).

 

26) Если, предписывая соблюдение законов, св. писание имеет целью усовершенствование человеческого общества, как политического тела, то намеренностью этого соблюдения достигается цель, еще более важная, чем первая. Подобно тому, как зубы, язык и губы, служащие животным органами для принятия пищи, имеют у человека и более возвышенное назначение, служа ему органами речи для прославления Всевышнего и чудес Его, так и законы св. писания имеют более важную цель, чем усовершенствование человеческого общества. Эта высшая цель состоит в том, чтобы во время исполнения их человек знал, что Господь заповедал ему их исполнение. Это сознание в соединении с исполнением сообщает совершенство душе исполнителя, так как законы в таком случае исполняются не ради одного только усовершенствования общества, но и из любви к Богу, заповедавшему нам исполнять их.

            Таким образом, исполнением заповедей, по их существу, как напр. раздачею милостыни, ссужением нуждающемуся, или воздержанием от обмана, воровства, — не достигается никакая специальная цель, за исключением той, которую имеет в виду общественность.    Но исполняющий заповеди и ради того,  что   Господь заповедал их и из желания сделать Ему угодное,  достигает другой, специальной,  более возвышенной цели, а именно: служения Господу; ибо искреннее исполнение заповедей ведет к духовному совершенству.

(Там же).

 

27) Подобно тому, как зажигающий лампу не имеет в виду одного только процесса горения, т.е. истребления масла и фитиля, но имеет в виду свет, происходящий от этого процесса, — и цель исполнения заповедей состоит в том, чтобы улучшить для человека путь к служению Создателю и чтобы освещать перед ним тот путь, по которому он должен ходить к этому служению, через что он приобретает милость Божью. То, что св. писание уподобляет заповедь светильнику, как сказано: (Прит. 1, 23) «Заповедь — светильник, а учение — свет», указывает нам, что учение, подобно абсолютному свету, есть само себе цель, чего нельзя сказать о заповеди, которая, подобно лампе, не есть сама себе цель, а только средство к достижению цели: она дает человеку возможность служить Всевышнему, что и составляет свет заповеди. И вот на что намекает стих: «Заповедь есть светильник, а учение — свет». А потому при отсутствии искренности в исполнении заповеди, человек все равно как бы блуждал впотьмах и не может не спотыкаться.

(Там же).

 

28) Благочестив тот, кто совершен, как в нравственном, так и в умственном отношении. Достигается же это совершенство постоянным исполнением заповедей. Так повелевает св. писание и с этим согласны теологи, сказавшие, что познанием и исполнением душа возносится в выспренний мир. Подобное же сказал и Аристотель: «Недостаточно одного познания, но следует познавать и исполнять, держась крепко религии». Цель же исполнения заповедей — богобоязнь, прямо ведущая к жизни вечной, как сказано: (Пс. 19, 10) «Страх Божий чист, пребывает во веки», т. е. проникнутый им удостаивается бессмертия. Кроме того, заповеди имеют еще два высших назначения: во-первых, укрепить веру в Создателя и дать надлежащую форму разуму путем истины; во-вторых, упрочить общественность, как сказано: (Зак. 8, 19) «Правду же и мир любите».

(Менорат hа-Маор III, 3).

 

29) Сын человеческий! Не внимай к нашептыванию искусителя, который тебе скажет. « Разве я из камня, разве плоть моя из меди, что ты взваливаешь на меня эту тяжелую ношу — исполнение заповедей. Ведь все дни мои и ночи мои недостаточны будут для исполнения всего этого». Знай, что такие помыслы суть нашептывание злого искусителя, который представляет тебе исполнение заповедей делом очень трудным, дабы ты совсем уклонился от истины и попал в западню. Знай также, что большую половину заповедей составляют запреты, говорящие человеку только «не делай». Опять большую часть остальной половины составляют заповеди о единстве Бога и постоянной любви к Нему и чтобы ты не вредил ближнему, удалялся от грабежа и т.д. Таким образом, заповеди очень легко исполнимы, так как большая часть из них суть пассивные, т.е. требующие только «воздержания от действия», и весьма незначительную часть составляют активные, да и исполнение этих не есть что-нибудь постоянное, а случайное, периодическое, как напр. творение суда и милостыни, защита притесняемого от его притеснителя, что представляется не каждый день, а иногда.

(Шевет Мусар, гл. 23).

 

30) Заповеди и служение Богу суть средства к достижению истинного совершенства,  и без них достижение это немыслимо. Известно,   что цель достигается   совокупностью   всех средств,   к ней ведущих,  и чем более действенны эти средства   и их приложение, тем осязаем результат,   вызываемый   ими; малейшая же ошибка   в одном  из них отражается на конечном результате, получаемом от совокупности всех их. А потому, следует весьма осторожно   обращаться   с заповедями   и служением  Богу, подобно тому, как обращаются с золотом и жемчугом, по причине их великой ценности. Стало быть, цель существования человека на земле есть исполнение  заповедей, служение Богу и устойчивость при искушениях.

(Месилат Йешарим 4, 5).

 


37 Десятая доля (маасер) отпускалась   левитам,   а пятидесятая   или шестидесятая доля давалась в приношение (трума) священникам.