МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА XV.

ЗАСЛУГА И ВИНА.

 

1) Рабби говорит: Блюди с одинаковою ревностью маловажную заповедь, как и важную, ибо ты не знаешь  размера возмездия за исполнение заповедей.   Сравнивай убыток от исполнения заповеди с возмездием за оное, равно как и выгоду от совершения греха с наказанием за него.

             (Пиркей Авот, 2, 1).

 

2) Бен-Азай учит: Стремись к исполнению даже маловажной заповеди и беги от проступка, ибо исполнение одной заповеди вызывает исполнение другой, и один проступок влечет за собою другой, так что добродетель сама себе награда, а наказание порока — сам порок.

        (Там же 4, 2).

 

3) Р. Элиэзер бен Яаков   говорит: Кто исполняет   одну заповедь,   приобретает   себе ходатая,   а   кто  совершает   одно   преступление,   приобретает   себе   обвинителя.   Покаяние же и добрые дела — броня против ударов.

     (Там же  4, 13).

 

4) «И споткнутся друг о друга» (Лев. 26, 36), т. е. один о грехи другого. Из этого видно, что все Израильтяне ответственны друг за друга.

      (Там же 5, 21).

 

5) Рабби учит: Кто исполняет одну заповедь, не должен радоваться исполнению одной этой заповеди, потому что она повлечет за собою исполнение еще многих заповедей, а кто совершает один проступок не должен грустить об этом одном проступке,   потому что последний влечет за собою еще много других проступков.

      (Сифри к Числам 112).

 

6) Бен-Азай проповедовал: «Мертвые мухи портят и делают зловонным елей мирроварника» (Еккл. 10, 1). Подобно тому, как одна мертвая муха может испортить весь елей мирроварника, так и одно преступление может лишить человека всех его заслуг.

 (Иерусалимский Талмуд, Кидушин 81, 14).

 

7) «Я обращу лицо Мое на человека того и на семейство его» (Лев. 20, 5). Р. Шимон по поводу этого стиха спросил: если один человек согрешил, то чем виновато семейство его? И сам же ответил: знай, если один в семействе мытарь, то уже все его семейство мытари; если один в семействе занимается грабительством, то уже все его семейство грабители, так как они скрывают его.

       (Швуот 39а).

 

8) Р. Шимон говорит: Египтяне вогнали Израильтян в море, а Идумеяне встретили Израильтян мечем, однако ж, как о тех, так и о других сказано? что дети их в третьем роде могут быть приняты в общество Израильтян. Об Амонитянах же и Моавитянах, строивших козни, чтобы ввести Израиля в грех, сказано, что их во веки нельзя принимать в общество Израильтян. Из этого видно, что вводить человека в грех, хуже, чем убивать его, ибо убиением лишают его жизни земной, а введением в грех лишают его жизни вечной.

          (Сифри ко Второз. 292, и Бамидбар раба 21).

 

9) Толкователи закона говорят: человека судят по большинству его добрых или дурных дел, и он должен всегда считать себя на половину правым и на половину виноватым. Итак, если он исполняет одну заповедь, то благо ему, потому что этим он дает перевес своей правоте; если же он совершает одно преступление, то горе ему, так как он этим дает перевес своей виновности.

     (Эклезиаст   раба, 10).

 

10) Кому представлялся удобный случай согрешить и он не согрешил, тому дается возмездие, как - бы за исполненную им заповедь.

                                                       (Кидушин 39б; ср. Сифри ко Второз. ст. 286).

 

11) Р. Шимон бен Элазар, от имени р. Меира, сказал: Так как человека, равно как и весь мир судят по большинству их добрых или  дурных   дел,   то   каждый   человек  должен  считать себя и весь мир на половину   правым и на половину виновным. Если он исполнил одну лишь заповедь, то благо ему, ибо этим он дал перевес правоте своей и всего мира. Если же он совершил  одно   лишь   преступление,  то горе ему,   ибо этим он дал перевес виновности своей и всего мира. Об этом-то и сказано: (Еккл. 9, 18) «И один  грешник   может   погубить   много добра», т. е. за грех,   совершаемый   одним  грешником,   он и весь мир лишается много добра.

     (Тосефта Кидушин 1).

 

12) Если заслуги человека образуют большинство, а соделанные им грехи — меньшинство, то взыскивают с него за это меньшинство, дабы воздать ему полное  возмездие в мире будущем.   Если же большинство образуют грехи, а меньшинство — заслуги, то ему тут же воздают за это меньшинство, дабы тем полнее взыскать с него в мире будущем.

            (Иерусалимский Талмуд, Пеа. 1, 25).

 

13) Р. Шмуэль бар Нахмени, от имени р. Йонатана, сказал: доброе дело, соделанное человеком в мире сем, предшествует ему в мире будущем, ибо сказано: (Исаия 58, 8) «И праведность твоя будет тебе предшествовать»; соделанный же им грех опутывает и сопровождает его до дня судного, как сказано: (Иов 6, 17) «Запутываются они в извилины дорог своих».

    (Авода Зара 5а).

 

14) Заслуги человека образуют фонд, приносящий ему плоды (проценты), ибо сказано: (Ис. 3, 10) «Скажите праведнику, что благо (ему); ибо все будут вкушать плоды деяний своих». Грехи тоже образуют фонд, но он не приносит плодов, ибо сказано: (Ис. 3,1 1) «Горе беззаконнику! ибо ему воздано будет по делам рук его». Стих же (Притчи Соломона 1, 31) «И будут они есть плоды путей своих» означает, что грех, имеющий последствие, приносит плоды (т. е. наказание);  не имеющий же последствия, не приносит плодов (наказания).

      (Кидушин 40а).

 

15) Р. Нехемия говорит: (Пс. 62, 1) «Ибо Ты награждаешь каждого по делам его» означает, что, если человек намеревается совершить преступление, но не совершил его, Всесвятой не вменяет ему в вину его намерения, пока оно не приведено в исполнение; если же человек намерен был совершить доброе дело, но по встретившемуся препятствию не совершил его, то Все-святой вменяет ему это намерение в заслугу.

  (Шохер-тов 26б).

 

16) «По свидетельству двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть умерщвляемый» (Второз. 17, 6). Спрашивается: почему стих говорит здесь о трех свидетелях, когда достаточно двух? Р. Акива отвечает: из этого можно вывести заключение, что третий свидетель, если он оказывается ложным, подвергается тому же наказанию, какому подвергаются первые два, когда они свидетельствовали ложно. Стало быть, пособляющий преступнику несет ту же кару, как и сам преступник; пособляющий же добротворителю получает ту же награду, как и сам добротворитель.

            (Макот 5б, Санhедрин, 9а).

 

17) Учили: дозволяется спасать (от пожара в субботу) футляр свитка св. писания вместе со свитком. Поэтому знай, что блаженны праведники и блаженны держащиеся их, как сказано: (Бытие, 8, 1) «Тогда Бог вспомнил о Ное, и о всех зверях, и о всем скоте, бывшем с ним в ковчеге», т. е. ради Ноя вспомнил Он о всех их. И горе порочным и горе держащимся их, как сказано: (Быт. 7, 23) «И погибло все существовавшее на поверхности земли, от человека до скота и гада и птицы небесной».

          (Танхума 6).

 

18) Учили в школе р. Ишмаэля: Промысл Божий делает (миру) добро через людей добрых, и зло — через людей злых.

      (Шабат 32а, Бава Батра 79б).

 

19) Р. Йоханаан, от имени р. Шимона бар Йохай, прибавляет: вот почему несчастие приписывают злому.

             (Бава Батра 109б).

 

20) З. Хия бар Абба, от имени р. Йоханаана, сказал: Даже ради одного праведника держится мир,   ибо сказано:   (Притчи Соломона 10, 25) «А праведник — основание мира».

            (Йома 38а).

 

21) Реш Лакиш говорит, что стих (Ис. 5, 14) «За то преисподняя расширит жадный зев свой, и разинет пасть свою без меры», относится даже к такому человеку, который не исполняет хотя одной какой-нибудь заповеди. Р. Йоханаан же возразил ему: Такое мнение недостойно владыки! Стих этот относится к тому, который не исполняет ни одной заповеди.

 (Санhедрин 110б).

 

22) «Благ Превечный, твердыня в день бедствия, и знает надеющихся на Него» (Наум 1, 7). Всесвятой поступает не так как царь земной: когда государство взбунтуется против царя из плоти и крови, он обыкновенно высылает свои легионы и вместе с виновными страдают и невинные; Всесвятой же не так поступает: если все люди приводят Его в ярость, а между ними есть хоть один праведник, Он его спасает, как сказано: (Бытие 8, 1) «Тогда Бог вспомнил о Ное». В Содоме спас Он Лота и дочерей его. На Египет Он наслал тьму, а «всем сынам Израилевым было светло в жилищах их». Что Всесвятой знает надеющихся на Него, видно из того, что Он велел Моисею собрать семьдесят старейшин из тех, которые ради Израиля жертвовали собою в Египте, как сказано: (Чис. 11, 16) «Которых знаешь, что они старейшины народа и приставники его»; это те самые, о которых говорится: (Исх.5,14) «Приставники из сынов Израилевых были биты».

             (Ялкут, ч. 2, гл. 2).

 

23) Р. Иди проповедовал: Написано: (Исх. 3, 30) «Скажите праведнику, что он добр». Разве есть праведник добрый и праведник не добрый? Но дело в том, что добрый в отношении к Богу и к людям есть праведник истинно добрый, добрый же в отношении к Богу, но злой в отношении к людям есть праведник не добрый. Точно также по поводу того, что написано (Там же) «Горе беззаконнику; он злой», можно спросить: разве есть беззаконник злой и не злой? Но и здесь тоже самое: злой в отношении к Богу и к людям есть беззаконник злой, злой же в отношении к Богу, но не злой в отношении к людям есть беззаконник не злой.

   (Кидушин, 40а).

 

24) «Из руки в руку порочный не останется безнаказанным» (Притчи Соломона 11:21). Смотри, две руки есть у человека, — если он одною рукою крадет, а другою дает милостыню, то он не останется без наказания в будущем.

 (Мидраш к Притчам Соломона гл. 11).

 

25) Призываю во свидетели небо и землю, что дух   Божий почиет на каждом человеке, смотря по деяниям его, будь он еврей или нееврей, свободный, раб или рабыня.

     (Тана де-бе Элиаhу, 20).

 

26) «Слушайте и оживет  душа ваша» (Исаия 55, 3).  Всесвятой так сказал: когда   человек   упадает с высокой   крыши и получает ушибы на всем теле, то призываемый врач прикладывает пластыри к голове, рукам, ногам, словом, ко всем членам отдельно,   так что все тело покрывается пластырями: но Я не так поступаю: если ухо, один из 248 членов  человеческого тела, слушает слово Божье, то все тело, будучи   даже загрязнено пороками, оживляется.

               (Исход раба 26).

 

27) Доброе намерение Всесвятой засчитывает за доброе дело, а злого   намерения Он не засчитывает   за злое дело».

           (Тосефта Пеа 1, 4).

 

28) «Ибо   живые   знают,   что   они   умрут»: (Еккл. 9, 5) это праведники, которые и после смерти называются   живыми, и (Там же) «Мертвые ничего   не   знают»,   это порочные,   которые и при жизни называются мертвыми.

     (Иерусалимский Талмуд, Брахот, гл. 2).

 

29) Р. Берахия говорит: «Время рождаться и время умирать» (Еклл. 3, 2) т. е. блажен человек, у которого минута смерти равна минуте рождения. Подобно тому, как он в минуту рождения чист от греха, он чист и в минуту смерти.

 (Там же).

 

30) Р. Хие Лулайна учил: (Пс. 92,13) «Благочестивый цветет, как пальма, растет, как кедр на Ливане». Если бы сказано было только как кедр и не как пальма, то полагали бы, что, как кедр не приносит плодов, так и праведник не приносит плодов; а если бы сказано было только как пальма и не как кедр, то полагали бы, что как пальма не пускает отростков на стволе своем, так и праведник не пускает от себя отпрысков: поэтому сказано как пальма и как кедр.

              (Бава батра, 80б).

31) Бог объявил нам, что неустанное служение Ему есть заслуга, а непокорность — вина; что все, совершаемое рабами Его хранится у Него, как сказано: (Иерем. 32, 19), «Великий в советах и славный делами, Коего очи отверсты на пути сынов человеческих»; также сказано: (Иов, 34,21), «Ибо очи Его смотрят на пути человека» — и что люди действуют поступками своими на души свои и делают их чистыми или грязными, от того о грехах и сказано: «И он носит грех свой», «Он носит преступление свое», «Душа эта, — грех ее на ней». Если же это и скрыто от людей и неизвестно им, Ему однако это известно, как сказано: (Иерем. 17, 10) «Я, Превечный, проникаю сердце, испытываю внутреннее».

  (Эмунот ве-Деот, 5).

 

32) И не удивительно, что для нас непостижимо вредное влияние поступков человека на душу его, ибо последняя есть существо умственно-отвлеченное, чище существа звезд и атмосферы и недоступна нашему зрению; но Творцу ее это известно.

 (Там же).

 

33) Исчислю теперь те грехи, за которые человек не освобождается от наказания в мире сем, хотя б он и покаялся. Их четыре; 1-ый, ложная клятва, относительно которой сказано: (Исх. 20, 7), «Ибо Превечный не оставит без наказания того, кто произносит имя Его к неправде»; 2-ой, пролитие невинной крови, относительно чего сказано: (Иоиль. 4. 21). «Загладив, кровь их не заглажу»; 3-ий, прелюбодеяние с замужнею женщиною, относительно чего сказано: (Притчи 6, 29) «Тоже будет с тем, кто приближается к жене ближнего своего; не останется без наказания всяк, кто коснется ее»; 4-ый, ложное свидетельствование, по поводу чего сказано: (Там 19, 5) «Лжесвидетель не останется без наказания,  и кто произносит неправду не будет спасен».

 

34) Хотя покаяние этих грешников принимается, однако они не спасаются от наказания в мире сем. Кто причиняет другому вред неимущественный, но ругательством или побоями, освобождается от наказания тогда только, когда получает прощение от обиженного, как мы находим в истории с Иосифом, где сказано: (Бытие 50, 17) «Так скажите Иосифу: прошу, прости же грех братьев твоих». Обидчик должен три раза просить прощения у обиженного, как сказано: (Там же) прошу, прости же, теперь прости же. Если же обиженный умрет, не успев простить. ему,   должен он,   в присутствии  десяти  человек,   сказать три  раза: «я согрешил пред этим», ибо если б тот жил и не простил бы его после этих слов, то он все таки был бы прощен.

 

35) Теперь исчислю те заслуги, за которые человек не может не получить награды в мире сем, хотя бы он совершенно отказался от веры. Их три: почитание родителей, как сказано: (Исход 20, 12), «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои»; сострадание к животным, как сказано: (Второзаконие 22, 7) «Мать отпусти, а детей возьми, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои»; честность в торговле, как сказано: (Там же 25, 15) «Гиря у тебя должна быть полная и правильная, дабы продлились дни твои на земле».

 

36) Считаю нелишним прибавить: что служение знатных имеет большее значение, как сказано: (Псал. 33, 1) «Ликуйте, благочестивые, пред Господом»; за то и грех их непростительнее, как сказано: (Иерем. 23, 11) «Ибо и пророк и священник развратились». Служение Богу на определенном для этого месте имеет большее значение, как сказано: (Езекиил, 20, 20) «Ибо на святой горе Моей, на вершине горы Израиля, там будет Мне служить весь дом Израилев»; за то и грех на таком месте тем непростительнее, как сказано: (Иеремия 40, 3) «В доме моем Я нашел злодеяния их, говорит Превечный». Воздержность в молодости очень важна, как сказано: (Амос, 2, 11), «И сынов ваших поставил Я в пророки, и юношей ваших в назореи»; развращенность же старика тем гнуснее, как сказано: (Осия 7, 9). «И седина усеяла его, и он все еще неразумен». Честность нищего тем важнее, как сказано: (Притчи 19, 1), «Лучше нищий, живущий в непорочности своей»; грабительство же богатого тем непростительнее, как сказано: (2 Цар. 12, 4) «И взял овечку бедного» и т. д. Помогать врагу — очень важно, как сказано: (1. Цар. 24, 20)  «Кто, нашедши врага своего, отпустит его на добрый путь»; вредить же другу тем непростительнее, как сказано: (Псал. 55, 21) «Наложил руку свою на тех, которые с ним в мире, и нарушил союз свой». Кротость знатного тем важнее, как сказано: (Числа 12, 3) «И Моисей был кротче всех людей»; заносчивость же ничтожного тем непростительнее, как сказано: (Псал. 12, 9) «Нечестивые ходят кругом, когда они возвышаются, посрамление для сынов человеческих». Грабить нищего весьма непростительно, как сказано: (Прит. 30, 14) «Пожирать бедных на земле и нищих из сынов человеческих»; и вредить ученому  и тому,   кто полезен человечеству,   тоже  весьма  непростительно, как сказано: (Амос 5,12) «Ибо Я знаю, как велики преступленья ваши и многочисленны грехи ваши; вы, притеснители праведного, берущие взятки»; грабить же многих тем более непростительно, напр., кто ограбил тысячу человек, каждого по су, более согрешил, нежели он ограбил бы такую же сумму у пятисот человек, как сказано: (Иов 35, 9) „От многих кричащих ограбленных, от многих вопиющих от сильной руки". Преступление, совершенное в торжественный день, тем более непростительно, как сказано: (Исаия, 58, 3) «Се, в день поста вашего, вы угождаете прихоти вашей». Подаяние бедного тем важнее, как сказано:   (Притчи 15, 16) «Лучше немногое со страхом Божиим».

 (Там же).

 

41) Человек получает щедрое вознаграждение, если он вытесняет из сердца своего вкравшиеся в него злые мысли, как сказано: (Исаия 55, 7) «Оставит беззаконник путь свой и человек порочный — мысли свои». Кто склонен к злым помышлениям, но обдумывая, не приводит их в исполнение, несет вину только за свои намерения, но не за преступления, как сказано: (Прит.15, 26) «Противны Богу злые замыслы». Между преступлениями, совершенными только помышлением, нет ни одного, за которое он был бы наказан, за исключением отрицания бытия Бога, потому что это такой грех, совершение которого состоит только в помышлении и не нуждается в действии, как сказано: (Езекиил 14, 5) «Чтобы дом Израилев понял в сердце своем, что они чрез идолов своих сделались для Меня чуждыми, все они!».

 (Там же).

 

42) Нет такого   маловажного преступления,   которое не сделалось бы важным от неоднократного повторения его, и нет такого важного преступления, которое не потеряло бы из своей важности, когда просят за него прощения. И это потому, что повторение показывает упорство и презрение человека к слову  Божию,   к Его заповедям   и запретам...   Большое же   преступление  все более и более уменьшается, когда просят за него прощения  и оставляют его из богобоязни, так, что оно вычеркивается из книги грехов его, и покаянием грешный   совершенно   очищается от него. Как шелковая  нить,   состоящая   из  слабейшего   вещества,   из   слизи червя, делается крепкой, когда плетут ее много раз, и как корабельная   снасть,   от долговременного употребления, все  более и более теряет в своей крепости до того, что распадается и рвется, точно так бывает с незначительными преступлениями, когда их повторяют, и с важными, когда просят за них прощения. Поэтому-то пророк и уподобляет грехи упомянутым предметам, как сказано: (Исаия 5, 18) «Горе привлекающим грех ничтожными шнурками и становится, как веревки у повозки, преступление».

  (Ховот hа-Левавот, отдел 7 о покаянии).

 

43) Есть преступление, которое приносит кающемуся больше пользы, чем все заслуги праведного, и есть добродетель, которая может повредить праведному более, нежели все преступления кающемуся. Это тогда, когда сознание совершенных добрых дел заглушает в нем чувство смирения и он, увлекаясь лестью, предается гордости и славолюбию. Один из праведных сказал однажды своим ученикам: если б вы чужды были греха, то я бы боялся за вас, не водится ли за вами то, что тяжелее греха. Они спросили его, что тяжелее греха? и он им ответил: гордость и самомнение.

             (Там же, 8 отдел).

 

44) Кто раскаивается в том, что исполнял заповеди и отрекается от того, что называется заслугами, говоря в сердце своем: «какая мне польза от исполнения их? не лучше ли было бы, если б я их не исполнял», тот лишается их всех и они для него потеряны навсегда, как сказано: (Езекиил 33, 12) «Праведность праведного не спасет его в день согрешения его».

            (Яд hа-Хазака, отдел 3, § 3).

 

45) Двадцать четыре преступления препятствуют человеку каяться. Четыре из них суть тяжкие грехи, и совершающего даже один из них Бог не допускает каяться по важности греха его. Они суть: 1) Кто совращает многих; под этот грех подходит и тот, кто не допускает людей к исполнению какой-нибудь заповеди. 2) Кто совращает приятеля своего с доброго пути на злой, как соблазнитель и искуситель. 3) Кто видит, как сын его развращается и не удерживает его; так как сын его находится в его власти, и если бы он удерживал его, то последний отстал бы от разврата, поэтому он, все равно, как бы сам развращает его. Под этот грех подходит и тот, кто, имея возможность удерживать других, отдельное лицо, или целое общество от греха, не удерживает и оставляет их в заблуждении, и 4) кто говорит: я буду грешить и буду каяться, или буду грешить, а день отпущения искупит меня.

         (Там же, отд. 4, § 1).

 

46) Из них же пять загораживают человеку путь к покаянию, а именно: 1) Когда кто отделяется от общества, ибо он не бывает с членами его, когда они каются, а потому и не сподобится заслуги за это. 2) Когда кто спорит против постановлений мудрецов, ибо эти споры удаляют его от них и он не узнает путей покаяния. 3) Когда кто осмеивает заповеди, ибо, презирая последние, он не стремится к их исполнению; если же он их не исполняет, то какая может быть его заслуга? 4) Когда кто презирает учителей своих, ибо за то они с своей стороны отталкивают его от себя, и, будучи гоним, он уже не найдет себе учителя и путеводителя. 5) Когда кто не терпит увещеваний; этим он загораживает себе путь к покаянию, так как увещевания есть побуждение к покаянию; указывая человеку грехи его и пристыживая его, они наводят его на мысль каяться, как сказано: (Второзак. 9, 7) «Помни, не забудь», (Там же 24) «Строптивы вы были», (Там же 29, 3) «И не дал вам Бог сердца разуметь», (Там же 6) «Народ презренный и несмышленый». Пророк Исаия также укорял Израиля и сказал: (Исаия 1, 4) «О! народ беззаконный» (Там же 48, 4), «Ибо Я знаю, что ты упрям». Бог сам велел ему укорять грешных, как сказано: (Там же 58, 1) «Взывай всею гортанью, не умолкай; как трубою труби гласом твоим, и возвести народу Моему неверность его, и дому Иаковлеву грехи их». Все пророки также укоряли Израиля, пока он не покаялся. Поэтому каждое еврейское общество должно поставить у себя проповедником великоученого старца, смолоду богобоязливого и любимого народом,   который проповедовал бы им, чтобы они каялись.

        (Там же, § 2).

 

47) Еще пять из них суть такие, при совершении которых невозможно вполне каяться, так как они обнимают собою такие общие проступки против ближнего, совершая которые, человек не всегда может знать, пред кем он собственно согрешил и у кого он должен просить прощения. Они суть: 1) Когда кто проклинает целое общество, а не известного человека, у которого он мог бы просить прощения. 2) Когда кто делится с вором, покупая у него украденные вещи, так как он не знает, кому украденное принадлежит. Кроме того, он потворствует вору и поощряет его к дальнейшему воровству. 3) Когда кто находит кем-либо потерянное и не объявляет, дабы оно могло быть возвращено потерявшему; потом, когда даже захочет возвратить, он не будет знать, кому. 4) Когда кто ест мясо от вола, принадлежащего бедным, сиротам и вдовам. Так как эти несчастные, кочуя из города в город, ни кому незнакомы, то никому неизвестно, что этот вол принадлежит им и им должен быть возвращен, и 5) Когда кто берет взятки, чтобы кривить судом; он не может знать, на сколько он покривил и на сколько он нанес ущербу, чтоб он мог вознаградить потерпевшего. Кроме того, он этим потворствует несправедливости и совращает людей.

        (Там же, § 3).

 

48) Есть еще пять преступлений, от которых трудно отвыкнуть, так как они не важны в глазах большинства людей, полагающих, что это совсем не грех, а они все-таки грехи. Они суть: 1) Кто ест из трапезы, недостаточной для самого хозяина; это тень грабежа, но он не считает этого грехом, говоря, что он кушает по приглашению хозяина. 2) Кто пользуется для работы заложенным у него имуществом бедного, напр. топором или плугом, думая, что от этого они не портятся и он никого не грабит. 3) Кто смотрит на чужую жену и думает, что это ничего, так как он не имел с нею сношения. А того он не знает, что смотреть — тяжкий грех, так как взгляд ведет к блуду, как сказано: (Числа 15, 39) «И не ходите в след сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству». 4) Кто возвышает себя на счет ближнего, думая, что он не грешит этим, так как ближний его не находится при этом и обида не дошла до него, стало быть он вовсе не обидел его, а только ставил свои хорошие поступки и мудрость свою в параллель с поступками и мудростью ближнего, чтобы из этого видно было, как он уважаем, а тот презираем, и 5) Кто подозрителен к честным, думая, что этим он не грешит, говоря: что я сделал ему? ведь это только подозрение, авось он это сделал или нет. Он не знает, что заподозрить честного человека в преступлении есть уже тяжкий грех.

        (Там же, § 4).

 

49) Есть еще пять грехов, которыми человек так увлекается, что ему трудно оставить их; поэтому он должен остерегаться их, чтобы не привыкать к ним, — это вредные привычки. Они суть: наушничество, злословие, вспыльчивость, зломыслие и знакомство с беззаконником, ибо он усваивает себе его правила и они запечатлеваются в сердце его, и об этом-то Соломон мудрый сказал: (Притчи 13, 20) «А кто дружится с глупыми, портится».

        (Там же, § 5).

 

50) Человек должен твердить следующую молитву. Да будет воля Твоя, чтобы мы не грешили ни против Тебя, ни против созданий Твоих, и дабы последние не грешили ни против тебя,   ни против нас, и рассей, как туман и мглу, грехи наши, ради великого имени Твоего.

      (Сефер Хасидим, 550).

 

51) Если бы человек так страстно желал делать добро, как он страстно желает удовлетворить прихотям своим и честолюбию своему, он ухищрялся бы, как исполнять все желания Бога. К этому, впрочем, вовсе не нужно ухищрений, ибо охота и желание делать добро не находят никакого препятствия и никакой помехи, и можно сделать его без всякого стыда. Где нет возможности делать то, чего сердце желает, вследствие боязни или стыда, там нужно ухищряться, как удовлетворить желанию души, не подвергаясь опасности со стороны того или другого. Кто боится Бога, должен брать пример с сластолюбцев, завистников и гоняющихся за честью, старающихся удовлетворить своим страстям и даже мгновенной страсти, подвергаясь ради них даже опасности, и сказать, что тем паче должен я стараться исполнить волю Божию, как написано: (Левит 22, 32) «Чтоб Я был святим среди сынов Израилевых».

     (Там же, 15, 5).

 

52) Человек должен всегда думать, что он уже получил следовавшее ему вознаграждение, и говорить: о, если б я в состоянии был поправить в течение жизни моей, что я попортил; все, что я делаю, не заслуживает награды, ибо все деяния мои не в состоянии загладить грехов моих; я был бы доволен, если б хоть не должен был предстать пред Суд. И действительно, законно не следует ему никакой награды, будь он даже настоящим праведником, никогда не делавшим зла, ибо живи он даже две тысячи лет, не сумеет он отплатит хоть за малейшее из благодеяний, которые Бог оказывает ему.

         (Там же, 62).

 

53) Если ты устоял в большом искушении, не верь себе, однако по день смерти твоей, ибо страсти сегодняшние не равны завтрашним, почему и может случиться, что завтра ты не устоишь при том же самом искушении.

       (Там же, 161).

 

54) Заслуга преодолевшего  страсти свои,   мешавшие ему делать добро, выше заслуги того, кого страсти не удерживали от совершения добра. Кто пересиливает страсти свои, стоит выше того, который делает добро без помехи со стороны страстей.

Кто совершает маловажное преступление, без побуждения к этому со стороны страстей, испорченнее того, который совершает тяжкое преступление, будучи вынужден страстями, ибо первый делает это на зло. Кто делает добро, обучая кого или помогая ему подаянием, получает вознаграждение по мере пользы, им принесенной. Бывает, что делающему мало вменяется это малое в заслугу, а делающему много не вменяется это многое ни в какую заслугу. Напр. один дает бедному много грошей, а другой приглашает его к себе к столу: в первом случае бедняк чувствует свое унижение,   а во втором нет;   и последний,   хотя и делает мало, получает большее вознаграждение.

        (Там же,  59).

 

55) Смотри, как постится, плачет и молится человек, когда сын его болен, потому что душа его скорбит: тем паче должен он скорбеть,  совершив преступление, зная, что этим душа его лишается блаженства на веки.

       (Там же, 345).

 

56) Есть доброе дело, которое не вменяется человеку в заслугу, когда он его делает, но ставится ему в большую вину, когда он его не делает; напр. когда родители, любящие своих детей, дают им по возможности пропитание и благодетельствуют им, то это не заслуга и не добродетель, ибо они делают это из любви к ним, подобно всем животным, которые с опасностью добывают пропитание и приносят своим детенышам; но когда родители не щадят и не пропитывают своих детей, так-то последние лишены всего нужного, или когда они бьют их без надобности, или же никогда их не наказывают — это грех тяжкий, непростительный.

      (Там же,  155).

 

57) Существует громадная разница между грешным но необузданной воле и грешным по убеждению. Грех первого не важен по природе своей, потому что он не совершил его в силу довода, а только по страсти, преодолевшей его, сознавая, что делает грех. Согрешающий таким образом обыкновенно совестится и стыдится; и ученые наши сказали: кто совершает преступление и стыдится его, тому прощают все грехи его, как сказано: (Езекиил 17, 63) «Дабы ты помнил и стыдился и не будет у тебя отверзания уст по стыду твоему, когда Я тебе прощу все, что ты делал, говорит Господь Бог». Но грешащий по убеждению есть тяжкий грешник, потому что он дошел до греха путем доводов и доказательств, по логике ума своего, убедившего его, что этот грех не только не гнусен, но что даже нужно делать его. Такие грешники обыкновенно придают закону ложный смысл и мудрствуют лукаво, чтобы найти оправдание злодеяниям своим.

    (Акедат Ицхак к Исходу, гл. 40).

 

58) Ученые наши уподобили душу драгоценному золотому сосуду, из которого пьет сам царь, отдавая его потом каждому из своих пяти служителей на тщательное хранение, дабы они подавали ему его чистым, опрятным по всякому востребованию его. Каждый из этих пяти служителей бережет царский сосуд по-своему. Один, самый верный, бережет его тем, что ставит на недоступное, даже для воздуха, место, так что сосуд всегда остается чистым и блестящим. Такому служителю подобен тот, кто бережет свою душу от малейшего осквернения каким либо грехом, положительным или отрицательным, и душа его блестит и сияет, как яркий свет.

            Остальные же четыре, нерадивые, различествуют между собою только степенями своей нерадивости. Один, положим, остерегается употребить сосуд на что либо неприличное, но он не внимателен к его чистоте и блеску, не предохраняя его от влияния воздуха. Ему часто приходится сдувать с него насевшую пыль и обтирать его чем-нибудь. Этому служителю подобен тот, который, с одной стороны, не грешит, не совершая ни одного из человеческих преступлений, строго запрещенных; но, с другой стороны, не исполняет ни одной из заповедей, которые очищают  душу.

Второй же более согрешил; он согрешил действием. К нему пришел гость и он угостил его из сосуда, подавая в нем яства или холодные напитки, так что он должен потом чистить и тереть его щелоком. Этому служителю подобен преступающий запреты, и хотя они не из важных, однако душа его крепко загрязнилась, так что не очищается одним покаянием, а только день отпущения очищает ее. Третий еще больше грешил тем, что гость его распоряжается у него, как хозяин, часто употребляя этот дорогой сосуд в горячем, так что вид его переменился, покрылся ржавчиной, так что нужно выжигать его, выполоскать и выскрести. Этому подобен совершающий тяжкие преступления, влекущие  за собою истребление и смертную казнь, так как душа его запятнана неизгладимым пятном, для очищения которого нет другого средства, как только покаяние, день отпущения и физические страдания, как сказано: (Псал. 89, 33) «И накажу непокорство их жезлом, и преступления их страданиями».

            Четвертый есть тот, у которого сосуд от скверного употребления испортился до того, что измялся и поломался так, что починка уже не помогает, а нужно разве переплавить его и сделать из его золота совершенно новый сосуд, наподобие первого. — Точно так бывает и с тем, существо которого от частого повторения преступлений испортилось до того, что он совершает тяжкие преступления, которые связаны с осквернением имени Господа. Для такого субъекта нет другого исправления, кроме сломления его; одна лишь смерть может очистить его, превращая его, как известно, в совершенно другое существо, как сказано: (Екклез. 7, 2) «Ибо это конец человеческому существованию». Покаяние существует только для первых трех, для четвертого же оно не существует; пока он жив, он не освобождается от своих грехов.

            (Там же,  к  Левиту, гл. 66).

 

59) Философы не верят, что достижение добродетельным человеком той степени, на которой он стоит, благодаря своей добродетели, зависит от воли Бога, и что Бог назначает ему награду за его добрые дела. Они утверждают, что человек сам, помимо воли Бога, может достигать известной степени совершенства, по мере своего нравственного и умственного усовершенствования. Они также утверждают, что человеку ровно ни к чему не служит его борьба с страстями своими,. мешающими ему совершенствоваться. По их мнению, человек по природе бесстрастный, стоит выше человека, преодолевшего после упорной борьбы свои страсти, подобно двум сосудам, из которых один самородно чистый, а другой сделался чистым после упорного механического труда; как из последних первый лучше второго, так и из первых первый лучше второго.

            Талмудисты тоже не отрицают возможности самоусовершенствования человека, но они верят, что Бог необходимо вознаграждает каждого за его добрые дела по мере страдания и труда, которых они стоили ему. Им кажется невероятным, чтобы Бог вознаградил того, которому доброе дело обошлось дешево, одинаково с тем, которому оно стоило труда и денег, и они говорят: каков труд, таково и вознаграждение. Хотя вышеупомянутое мнение философов справедливо, однако и талмудисты правы: Бог оценивает труд и старание, которых стоит человеку совершение доброго дела или воздержание от худого и непременно назначает ему награду за них.

         (Там же, ко Второз., гл. 100).

 

60) Хотя наклонности человека испорчены с самого раннего детства, однако, если он в детском возрасте постарается побороть и задавить их, то ему еще легко будет преодолеть их и склонить к чему только ему угодно будет. Если же он, предаваясь им, склоняется на их сторону, то они больше будут тяготеть над ним и с каждым днем будут брать больше и больше верха над ним, так что ему трудно будет преодолеть их.

 (Менорат hа-Маор, 3 ч., 7 гл, § 2).

 

61) Человек получает вознаграждение за исполнение всех заповедей, даже тех, которые исполняет за других. Кто не видел своего отца и своей матери, но у кого есть прародители, тот, когда он созреет до того, что почитание родителей станет для него обязательным, должен выполнить эту обязанность в отношении к своим прародителям, как бы он был их родной сын. В таком случае он также обязан почитать старших братьев своих или праведных вместо родителей, как сказано: (Псал. 15, 4) «И боящихся Бога уважает». Поэтому Елисей восклицал Илье в след: (2 Цар. 2, 12) «отец, отец», ибо он исполнил относительно его все, что обязан был исполнять в отношении к отцу своему;   он почитал и боялся его, как отца.

      (Сефер Хасидим, 383).

 

62) Если кто думал вредить чем либо ближнему своему, а принес ему вместо того пользу, то, хотя он и не наказывается по мере злого дела своего, так как оно не состоялось, однако он наказывается за свое намерение вредить ему, ибо с его стороны это злое дело уже совершилось и если оно не достигло своей цели, то не по его вине.

             (Дон Исаак Абарбанель, в комментарии его к Торе, Микец).