МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА XVI.

ПОКАЯНИЕ

 

1) Р. Элиэзер сказал: Кайся хоть за один день до твоей смерти. — «Может ли человек знать — спросили его ученики — день своей смерти?» — Потому-то и должен он — ответил учитель — ежедневно каяться, авось завтра постигнет его смерть.   Таким образом, он всю жизнь свою проведет в покаянии.   Так и премудрый Соломон сказал   (Еккл.   .9,   8) «Во всякое время  да будут одежды твои белы».

    (Шабат 153а).

 

2) Р.  Йоханаан бен Закай сказал:   Покаяние подобно случаю с царем,   который пригласил своих рабов   к себе на пир,   не определив времени,   когда им   явиться.   Предусмотрительные из них оделись и сели   у входа царского дворца,  говоря,   что все у него, вероятно, уже готово; глупые же,   думая,   что пир требует больших приготовлений, отправились пока на работу.   Вдруг царь потребовал   своих   приглашенных:   предусмотрительные   явились пред ним одетыми, глупые же предстали   неопрятными.   Первым он изъявил свое удовольствие,   а на вторых разгневался   и сказал: те, которые оделись к пиру, пусть сядут,  едят   и пьют, а те, которые не оделись к пиру, пусть стоят и смотрят.

 (Там же).

 

3) «Если начальник согрешит... по ошибке..., то пусть принесет в жертву за себя... (Лев. 4, 22) Р. Йоханаан бен Закай сказал: Благо50 поколению, начальник которого приносит жертвы за невольные грехи свои: если начальник так поступает, то простой смертный будет поступать так тем паче; и если начальник за грехи невольные приносит жертвы,  то тем паче он будет   приносить их за свои грехи умышленные.

    (Горайот, 10а).

 

4) Р. Яаков говаривал: Один час, проведенный в раскаянии и добродетели в мире сем, лучше всей жизни в мире будущем; а один час духовного блаженства в мире будущем, лучше всей жизни в мире сем.

       (Авот, 4,  17).

 

5) Р. Матья бен Хараш спросил р. Элиэзера бен Азария в Риме: Слышал ли ты о тех четырех родах отпущения грехов, о которых р. Ишмаэль проповедовал? — Их только три, ответил р. Елиеазар, и каждый из них связан с покаянием. Если человек кается в нарушении положительной заповеди, то он тот час получает прощение, ибо сказано (Иер, 3, 22) «Возвратитесь, дети кающиеся». Если же он преступил отрицательную заповедь, и покаялся, то покаянием временно отсрочивается наказание, а день всеобщего отпущения грехов искупляет его, как сказано: (Лев. 16, 44) «Ибо в сей день Он отпустит вам все грехи ваши». Если же он совершил преступление, влекущее за собою истребление и смертную казнь, то ему не помогают ни покаяние, ни день отпущения, а только физические страдания очищают его, как сказано: (Псал. 89, 33) «Посещу жезлом беззаконие их и ударами преступление их». Но кто богохульствовал, тому не помогают ни покаяние, ни день отпущения грехов, ни физические страдания: одна лишь смерть очищает его, как сказано (Ис. 22, 14) «И объявил мне в уши Бог воинств: не будет прощено вам преступление это, пока не умрете».

           (Йома, 86а).

 

6) Р. Шимон бар Йохай говорит: Даже когда человек всю жизнь свою был совершенным праведником, а только под конец согрешил, то он лишается всех прежних заслуг своих, ибо сказано: (Иез. 33, 12) «И праведность праведника не спасет его в день преступления». И, наоборот, если он всю жизнь свою был беззаконником, а под конец покаялся, то ему не напоминают ни об одном из прежних грехов его, как сказано: (там же) «И беззаконник о беззаконие свое не споткнется в день обращения от беззакония своего».

   (Кидушин, 40а).

 

7) Старейший между ними читает им (в день поста) назидательные речи, говоря: Братья, не власяница и пост важны, а покаяние и добродетель, ибо так находим у Ниневитян, про которых не сказано, что Бог увидел их власяницу и пост, а (Иона 3, 10) «И увидел Бог дела их, что отстали они от злого пути своего». А пророк говорит: (Иосель 2, 13) «Терзайте сердце ваше, а не одежды ваши».

   (Таанит, гл. 2, Мишна I).

 

8) Если кто заболел и близок к смерти, то говорят ему: исповедуйся! ибо все осужденные на смерть исповедываются. Человек выходит на двор — как будто отдан под арест; у него разболелась голова, как будто подвергается пытке; болезнь уложила его в постель, будто привели его в судебную камеру, а в судебной камере бывает так: если он имеет хороших защитников, то он спасен, а если нет, то он погиб. Защитники же человека суть покаяние и добрые дела: и если даже девятьсот девяносто девять говорят: «виновен», а один говорит: «не виновен», то он спасен, как сказано: (Иов. 33, 23) «Ежели есть у него Ангел - защитник, один из тысячи, который бы указал на его правоту, то Он умилостивляется над ним и говорит: освободи его от сошествия в преисподнюю».

     (Шабат 32б).

 

9) Человек, держащий гада в руке, никогда не очистится, хоть бы он погружался в ключевую воду, даже в воды вселенной; выбросив же гада из руки, он становится чист, погрузившись в водоем из сорока ведер. Так точно и с грешником, о котором сказано (Прит. 21, 13) «Сознающий же и оставляющий (грех) будет помилован».

     (Тосефте Таанит I, 8).

 

10) Покаяние отменяет наказание даже отъявленного грешника и даже по утверждении приговора; беззаботность же грешника — предтеча его гибели.

           (Йома, 86б).

 

11) «И терзайте сердца свои, а не одежды». (Иоиль 2, 13) Р. Иеhошуа бен Леви говорит: если будете терзать сердце ваше раскаянием, не будете раздирать одежды вашей по сыновьях и дочерях ваших (в знак траура).

       (Ялкут 2, 78).

 

12) Кто считается кающимся? Р. Иеhуда сказал: Тот, кому раз и другой представился случай грешить и он не согрешил.

            (Йома 86б).

 

13) Р. Иеhуда спрашивал: в одном месте написано: (Пс. 32.1) «Блажен тот, чей грех скрыт»; а в другом месте сказано: (Прит. 28, 13) «Кто скрывает проступки свои, тот не будет иметь успеха». Не противоречие ли это? Нет, ответил р. Нахман,  первый стих говорит о проступках человека в отношении к Богу, а второй—о проступках человека в отношении к своему ближнему.

 (Там же).

 

14) Р. Аваhу говорил: То высокое место, которое назначается для кающихся, недоступно для праведников, не испытавших греха: говорится (Исаия 57. 19) «Мир, мир дальнему и близкому говорит Господь» — сперва тому, кто был далек, а потом тому, кто постоянно стоял близко.

      (Брахот 34б;   Санhедрин 99а).

 

15) Р. Кагана говорит: нахожу дерзким того, кто громко исповедует грехи свои, ибо сказано (Пс. 32, 1) «Блажен тот, чей грех прощен и чье преступление сокрыто».

            (Брахот, там же).

 

16) Человек из плоти и крови не то, что Всесвятой. Когда человек разгневает ближнего своего, то сомнительно, простит ли тот ему или нет, и если простит, то по одному ли только объяснению на словах. Но со Всесвятым не так: когда человек совершает пред Ним грех, то за слово раскаяния получает прощение, как сказано: (Ос. 14, 3) «Возьмите с собою слова и обратитесь к Превечному, Богу вашему»; мало того: это слово вменяется ему в заслугу, как бы за принесение жертвы, ибо сказано: (Там) «И за тельцов заплатим устами нашими».

           (Йома  86б).

 

17) Кто стыдится совершенного им греха, тому все грехи его будут прощены, ибо сказано: (Иезек. 16, 63) «Чтобы ты помнила и стыдилась... тогда очищу тебя от всего, что ты   делала,   говорит Бог Превечный».

      (Брахот 12б).

 

18) «Превечный — преблаг и справедлив и потому указывает грешным дорогу» (Пс. 25, 8). Этот стих комментируется р. Пинхасом   следующим   образом:   Превечный   преблаг,   потому   что справедлив, и справедлив, потому что преблаг;   поэтому   и указывает Он грешным дорогу к покаянию.   У Премудрости спросили: какое наказание ожидает грешников? — «Грешников преследует зло» (Прит. 13, 21), ответила она. Пророчеству предложили этот же вопрос и оно ответило: «Душа согрешающая,  та только умрет» (Иезек. 18, 4). Всесвятой же на этот вопрос отвечал: пусть кается и будет прощен, как и сказано: (Пс. 25, 8) «Он указывает грешным дорогу».

(Иерусалимский Талмуд, Трактат Макот, 1, 1).

 

19) «И сделал Бог Каину знамение» (Быт. 4, 15). Р. Ханан толкует стих этот   так: Бог сделал Каина   знамением для   кающихся.

          (Берешит раба, 22).

 

20) Р. Иеhуда бен Шалом, от имени Р. Элиэзера, говорил: Три вещи отменяют тягчайший   приговор:   покаяние,   молитва и милостыня.

          (Танхума 1).

 

21) «Пойди к муравью, ленивец» (Притчи 6, 6). По поводу этого стиха Р. Иеhошуа бен Педай говорит: На том свете грешники обращаются ко Всесвятому с следующею просьбою: «оставь нас, и мы покаемся». Но Всесвятой им отвечает: Безумцы! Свет, на котором вы были, подобен кануну субботы, а этот свет — субботе: если человек ничем не запасается накануне, то что ему есть в субботу? Или тот и другой свет подобны суше и морю: если не запасаются из суши, то нечего есть на море; или — летним и зимним дням: если не работают летом, то нечего есть зимою. Сверх того, вам нужно было бы поучиться у муравья, у которого нет ни пристава, ни начальника и который все делает по собственному побуждению. У него следовало бы вам поучиться, но вы держались лени и глупости вашей и никогда не каялись.

   (Мидраш к Притчам Соломона, 6, Ялкут 2,  134).

 

22) Р. Ула рассуждал: Почему сказано (Еккл. 7. 17): «Не греши много». А грешить мало разве можно? Но здесь делается предостережение против повторения раз совершенного греха: чем больше едят чесноку, тем запах его разительнее.

     (Шабат, 31б).

 

23) Р. Иеhуда Святой учил: Велика сила покаяния, ибо как только человек подумал принести покаяние оно ему уже вменяется  и он возвышается не на десять, не на двадцать и не на сто миль, а до самого престола Всевышнего. Так и Осия говорит: (Ос. 14, 2) «Воротись, Израиль, до Превечнаго Бога твоего».

   (Песикта  де-рабби Кагана,  15).

 

24) «А дух возвратится  к   Богу,   который дал его» (Еккл. 12,   7).   0 чьем духе здесь идет речь? О духе  праведных, благочестивых и кающихся, стоящих у Него на высокой степени, на степени бессмертной жизни и невозмутимого блаженства, об этом то и говорит Св. Писание (Втор. 22, 7) «Чтобы тебе было хорошо и чтобы продолжались дни твои», т. е. чтобы тебе было   хорошо в мире, который всегда хорош, и чтобы продолжались дни твои в мире, который продолжается до бесконечности.

      (Танхума   52).

 

25) «И пришел   народ к   Моисею и сказал: согрешили мы»  (Чис. 21,   7),   т.е. они покаялись в  том,   что злословили  его, а потом сказали: (Там же) «Помолись Превечному, дабы Он прогнал от нас змей». Из этого мы видим, с одной стороны, кротость Моисея, который не замедлил   молиться   о   помиловании   Израильтян,   а с другой   стороны, важное   значение  покаяния,   ибо  как только они сказали:   «согрешили мы»,   им тотчас   прощено было. Оттуда же заключаем, что прощающий не   должен быть жесток. Из стиха же: (Сам. I, 12, 13) «Да и я отнюдь не сделаю греха сего пред Превечным, чтобы не молиться о вас» и, видно, что не прощающий вины  ближнему своему,   после того, как тот просил у него прощения, называется грешником.

   (Ялкут ч. I, 241).

 

26) Отвлекающий других от греха никогда никому не причинит зла; развращающий других никогда не будет в состоянии покаяться,

            (Пиркей Авот 5, 24).

 

27) Р. Аваhу сказал: Побуждающий другого сделать доброе дело считается как бы сам совершившим это дело.

  (Санhедрин, 99б).

 

 

28) Сборщики и мытари должны много каяться, должны возвратить награбленное известным им собственникам, остальное же должны пожертвовать на общественные потребности.

        (Тосефта Бава Меция, гл. 8).

 

29) Существует постановление: От кающихся грабителей и ростовщиков  не принимать   возвращаемого   ими,   а кто принимает, поступает вопреки воле мудрецов. Р. Йоханаан говорит, что постановление это состоялось в дни Рабби51 по следующему случаю: Один человек захотел покаяться. «Дурак—сказала ему жена,— если покаешься, то и пояса на тебе не останется», и кончилось тем, что не покаялся. Тогда-то и постановили: от кающихся грабителей и ростовщиков не принимать  возвращаемого ими.

(Бава Кама, 94б).

 

30) Человек никогда не должен думать про себя: «так как я грешник и много грехов творил, то что поможет мне исполнение заповедей? Чем больше он грешил, тем больше заповедей он должен исполнять, ибо сказано (Прит. 24, 6) «Скопищами веди твою войну»,   т. е. если ты накопил грехов,   старайся накопить и добрых дел.

    (Мидраш Леолам, гл. 6).

 

31) Человек никогда не должен считать себя грешником, ибо когда он будет считать себя грешником, то ему легко будет грешить, рассуждая так: поелику я грешник, то какая для меня разница иметь одним грехом больше или меньше? Вот почему ученые наши сказали: Не считай себя грешником.

     (Там же, гл. 3).

 

32) Степеней покаяния — пять. Каждая предыдущая важнее последующей. 1) Когда человек кается в том самом возрасте и в том же городе, в котором согрешил, и когда предметы соблазна еще существуют. Об этом сказано: (Иезек. 18, 31) «Стряхните с себя все грехи ваши, которыми вы согрешили, и сделайте себе новое сердце и новый дух». — 2) Когда, по истечении многих лет человек выселится из прежнего города и таким образом удалился от соблазна. О таком сказано: (Исаия 31, 6) «Обратитесь, сыны Израилевы, глубоко совратившиеся». — 3) Когда человек не кается до тех пор, пока не угрожают ему наказанием, подобно Ниневийцам, которым Бог возвестил: (Иона 5, 4) «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». — 4) Когда кто не кается до тех пор, пока уже не постигло его отчасти то бедствие,   которым угрожали ему как сказано: (2 Цар.З0, 6) «Дети Израиля! обратитесь к Господу, Богу Авраама, Исаака и Израиля, и Он обратится к остатку, уцелевшему у вас от руки царей Ассирийских». — 5) Когда кается в час смерти: покаяние и тогда принимается, как сказано: (Иов 33, 22) «Душа его приближается к гробу, жизнь его — к мертвецам, — он взывает к Богу, и он благоволит к нему». Отсюда происходит наш обычай сказать больному пред смертью: скажи: «я согрешил, провинился и совратился — да будет смерть моя искуплением от всех грехов моих».

             (Эмунот ве-Деот 5, 3).

 

33) Нам известно как путем размышления, так и из слов св. Писания, что человек обыкновенно неисправен в исполнении своих обязанностей по отношению к Богу. Путем размышления: так как встречаем людей различных по своей натуре, различных по организации, различных по свойствам души, различных по мотивам, управляющим их деятельностью, оттуда соответственное разнообразие и в их поступках: то приличных, то неприличных, то несправедливых, то честных, то добрых, то злых. Необходимо поэтому регулятора вероучения и благовоспитания. — Что касается слов св. писания по этому предмету, то сказано: (Бытие 8, 21) «Существо сердца человеческого испорчено от самой юности его». Вследствие этих естественных причин, располагающих человека к оплошности, Бог, в милости Своей, дал ему возможность исправить свои ошибки, восполнить покаянием то, что было упущено им в деле богослужения, и Сам указал ему на эту возможность чрез пророков Своих, причем расширил нам пределы оправдания, на случай нашего совращения с пути Его, и обещал принимать от нас покаяние и скоро благоволить к нам, хотя бы мы долгое время пребывали в ослушании, как сказано: (Езек. 33, 19) «Если преступник, покаявшись в своем беззаконии,   будет творить правосудие и справедливость, то он будет жить ими».

   (Ховот hа-Левавот, предисл. к главе о покаянии).

 

34) Покаяние бывает троякого рода. 1) Кто не грешит потому только, что не имеет к тому возможности; когда же представляется ему возможность, злое покушение одолевает его ум, так что он не удерживается от преступления, но, совершив его, сам сознает глупость своего поступка и кается. Такой — кается на словах, но не на деле, почему и подлежит наказанию. О нем сказано: (Иер.7, 9). «Воруете,   разбойничаете,   блудодействуете, клянетесь ложно, и  потом приходите и становитесь предо Мною и говорите: «мы неповинны» — дабы творить все эти мерзости». 2) Кто, размышляя в своем сердце и опираясь на свой ум против злого искушения, насилует свою душу и борется с ее похотями, пока не побеждает ее и не отучает ее от того, что ненавидит Бог; но душа его, жаждущая преступлений, пытается отклонить его от богослужения, так что раз он побеждает, раз она побеждает. Такой не вполне еще на пути покаяния, которое искупляет грехи только тогда, когда человек окончательно отрекается от них, как сказано: (Исаия 27, 9) «Сим искупится грех Иакова, и то плод окончательного устранения греха его». 3) Кто соблюдает все условия покаяния, преодолевая умом своим похоти, следя постоянно за своей душой, и страшась и стыдясь Творца своего, принимает к сердцу важность своих грехов и преступлений, потому что сознает величие Того, словам Которого не повиновался, постоянно представляет пред своими глазами грехи свои, в которых кается и до кончины своей молится о прощении, — того Бог считает достойным спасения.

             (Там же, о покаянии, гл. 2).

 

35) Покаяние возможно только при предварительном выяснении в сознании человека следующих семи предметов. — Во 1-х, он должен сознавать всю глупость совершенного им проступка. Ибо, не сознавая этого, или сомневаясь в умышленности или преднамеренности своего проступка, он не может каяться и просить прощения, как сказано: (Пс. 51, 5) «Ведь я сознаю вины свои, всегда у меня пред глазами грех мой». Во 2-х, он должен сознавать полную предосудительность своего поступка, потому что без этого он не будет каяться и, не проникнутый своею виновностью, он найдет много предлогов к оправданию себя, как сказано: (Там же 19, 13) «Кто может знать нечаянные грехи». В 3-х, он должен знать неминуемость воздаяния за свой поступок, потому что, если человек этого не знает, то ничто не побуждает его к покаянию; только когда ему ясно, что он подлежит наказанию, он кается и просит о помиловании, как сказано: (Иер. 31, 19) «После моего обращения я каюсь, после моего сознания — бью себя в грудь». В 4-х, он должен знать, что за ним следят, что грехи его отмечаются в книге, так что не ускользают от внимания, не забываются и не остаются бесследно, как сказано: (Втор. 32, 34) «Ведь это хранится у Меня, запечатано в хранилищах Моих». Дальше: (Иов 37, 7) «Рукою каждого человека   Он запечатывает».    Если же человек   подумает, что он совершенно свободен, не состоит ни под чьим надзором,   то   он  не  будет   каяться  и   просить   прощения,   в особенности, если наказание замедляется,   как сказано: (Еклез. 8, 11) «Поелику не совершается скоро приговор за дурное дело,   то сердце людей дерзает творить зло».   В 5-х,   он должен быть вполне убежден,   что покаяние есть исцеление  от его болезни и путь к исправлению   его дурной жизни,   что  покаянием   он  поправит   свою ошибку и возвратит  свою   потерю;  ибо  если   он сомневается  в   этом,   то не надеется   на  прощение  от  Бога и Его милосердие и не молится   Ему о прощении  совершенных   им грехов,  как сказано:   «И скажите,  что грехи наши и беззакония наши на нас, в них мы погибаем, — как же будем жить?» — и на что Бог отвечает чрез Своего пророка: (Иез. 33, 10, 11) «Жив Я, говорит Господь Бог,   разве Я желаю смерти преступника?». В 6-х,  он   должен   сопоставлять   благодеяния,   оказанные  ему Богом, и свое неповиновение Ему вместо признательности, сравнивать наказание за преступление с  удовольствием   от   последнего, блаженство в жизни   сей и грядущей в воздаяние за добродетель с невыгодностью   этой последней,   как   твердили   наши учители: «Сведи счет между убыточностью добродетели и ее наградой, между выгодой   преступления и  его   убыточностью». В   7-х, необходима твердая решимость   воздержаться от того зла,  к которому человек привык,   и готовность  удалиться от него  своим сердцем и помышлением, как сказано: (Иоиль 2, 13) «Терзайте сердца свои, а не одежды свои». Когда эти семь предметов предварительно выясняются в сознании  преступника, тогда  мыслимо с его  стороны покаяние в грехах.

     (Там же, гл. 3).

 

36) Позыв к показанию является по одной из следующих четырех причин. Во 1-х, по собственному побуждению, от полноты понимания человеком Бога, сознания Его непрестанных благодеяний и своего долга служить Ему, соблюдая Его заповеди и остерегаясь того, что Он воспретил. Такой кающийся подобен рабу, который убежал от своего господина, но, припомнив оказанные, ему последним благодеяния, возвращается к нему добровольно и просит прощения. Это раб, знающий дорогу и верное средство к спасению. Про подобного ему сказано: (Иер. 4, 6) «Если ты обратишься, Израиль, ко Мне обратись». Во 2-х, когда на человека влияет наставление Божие, внушающее ему стыдиться своих злых дел, сообщено ли ему это наставление современным пророком, если он живет во время существования пророчества, или словами св. вероучения, или законоучителем, служащим проводником слова Божия,   без которого не обходится ни одна эпоха.  Подобие такого кающегося представляет раб, который, оставив тайком   своего господина,   встретился   с другим рабом,    преданным своему господину,   а тот делает ему упреки   и   советует воротиться к господину, уверяя, что   тот   простит его, и, припоминая ему благодеяния и милости господина, убеждает его возвратиться и изъявить покорность.    В 3-х,   когда человек, увидев,   что Бог испытал и наказал того,   кто шел   по тому же пути,   то и сам он,   уклонившись  от   служения   Богу,    возвращается к нему, потому что боится   Его наказания,   подобно рабу, который убежал от господина, но, услышав о наказании другого раба за такой же побег, возвращается к  своему  господину, умоляя о прощении, прежде чем наказание постигнет его самого. В 4-х, когда наказание Божие постигло его самого в виде какого-нибудь бедствия, заставившего его очнуться от своего забытья и обратиться к Богу, подобно убежавшему рабу, за которым послана погоня, долженствующая  наказать его за побег:   как только погоня настигла его,   он  ударился   бежать к господину своему с повинной и мольбою о помиловании.

     (Там же, гл. 6).

 

37) В настоящее время, когда нет храма и не имеем жертвенника, на котором приносились бы жертвы искупления, — у нас осталось только покаяние. Покаяние искупляет все грехи.

  (Маймонид о покаянии, гл. 7, § 9).

 

38) Какое покаяние самое действительное? — У кого под рукой предмет его преступления, так что он мог бы беспрепятственно совершить это последнее, но он не делает этого ради покаяния, не из боязни и бессилия, — тот истинно кающийся. Это и говорит Соломон: (Еккл. 12, 1) «Помни Творца своего   во дни   молодости своей». Кто кается в старости, в то время, когда он не в состоянии делать то, что делал прежде, то хотя это покаяние не из самых похвальных, оно, однако ж, полезно для него: он тоже кающийся. И хотя бы всю жизнь свою провел в преступлениях, и каялся только в день смерти, то, коль скоро он умер покаявшись, прощаются ему все грехи, как сказано: (Там же) «Пока не померкнут солнце, светило, луна и звезды, и возвратятся облака после дождя», что и обозначает день смерти. Стало быть, если человек припомнил своего Творца и покаялся пред смертью, то прощаются ему грехи.

             (Там же, гл. 2, § 1).

 

39) Весьма похвально для кающегося, чтобы он публично исповедался в грехах своих и объявил о своих проступках против ближнего, говоря: «Воистину я согрешил пред этим человеком, сделав ему так и так». А кто из тщеславия скрывает свои грехи, того покаяние не может быть совершенно, ибо сказано: (Пр. 28, 13) «Кто скрывает свои грехи, тот не будет иметь успеха». Но это только сказано о грехах человека по отношению к его ближнему; грехи же человека в отношении к Богу не должны быть разглашаемы, ибо это дерзость; а потому, каясь пред Богом, он может исчислять свои грехи, пред собранием же пусть исповедуется в общих выражениях, так как для него лучше, если грех его не обнаруживается, как сказано: (Пс. 32,. 1) «Блажен тот, чей грех прощен, чье преступление сокрыто».

        (Там же, § 5).

 

40) Не думай, что покаяние необходимо только в грехах активных, как напр. блудодействе, грабеже и воровстве; человек обязан каяться и в своих дурных наклонностях, как напр. гневе, ненависти, зависти, издевчивости, корыстолюбии, тщеславии и сластолюбии. — Эти грехи гораздо опаснее тех, которые выражаются делом, потому что, когда человек поддается им, то ему уже трудно расстаться с ними. Так и сказано: (Исаия 55, 7) «Да покинет преступник путь свой, человек беззакония — наклонности свои». И да не подумает кающийся, что он далеко ниже праведных; на деле вовсе не так; он любим и дорог для Господа, как будто он никогда не согрешил; мало того, его ожидает большое вознаграждение за то, что, отведавши сладость преступления, он воздерживается от него, побеждая свою наклонность. Ученые говорили: «Там, где стоят кающиеся, не могут стоять благочестивые, даже совершенные». То есть, степень кающихся выше степени тех, которые никогда не согрешили, потому что внутренняя борьба первых сильнее, чем последних.

             (Там же, гл. 7, § 3).

 

41) Велико покаяние, ибо оно приближает человека к Богу, как сказано: (Осия 14, 2) «Обратись, Израиль, к Господу, Богу твоему». Дальше: (Иер. 4, 6) «Если ты обратишься, Израиль, обратишься ко Мне». То есть, если покаешься, ты примкнешь ко Мне. Покаяние сближает отдаленных друг от друга: вчера человек был неприятен Богу, отвержен, отдален и презрен, а сегодня он любим, дорог, близок и  приятен.   Точно так мы находим, что тем же словом, которым Бог отвергает преступников, Он приближает кающихся, как одного так и многих, как сказано: (Осия 2, 1) «И будет, на том месте, где им было сказано: «Вы не народ Мой», будет сказано: «Сыны Бога живого». О Иохонии, во время его преступности, сказано: (Иер. 22, 24) «Если Иохония будет печатью на деснице Моей, то и оттуда Я сорву тебя». Но после того как он исправился в изгнании, сказано его сыну Зерувавелю: (Аггея 2, 23) «Я возьму тебя, Зерувавель, сын Шеалтиелов, раб Мой, говорит Превечный, и у Себя буду держать тебя, как печать».

        (Там же 7, 6).

 

42) Кающиеся обыкновенно смиренны и весьма кротки. Если безумцы упрекают их в их прежних поступках и говорят им: вчера вы сделали так и так, вчера вы говорили так и так, то они, как бы нечувствительные, слушают и радуются, зная, что это полезно для них. Потому что, когда они стыдятся и краснеют за свои прежние поступки, они становятся выше в своей заслуге и своем достоинстве. Весьма грешно сказать кающемуся: припомни свои прежние поступки, или рассказывать о них с целью пристыдить его, — все это воспрещено, как словесная обида, о которой св. писание говорит: (Лев. 25, 17) «Не обижайте один другого».

        (Там же 7, 8).

 

43) Доказано, что покаяние тоже подходит под категорию тех принципов, без веры в которые было бы немыслимо существование людей закона. Потому что невозможно, чтобы человек не грешил усвоением ли себе ошибочного убеждения и непохвального нрава, или вследствие непреодолимой страсти и увлечения. И если б человек верил, что никогда уже не может поправить своей ошибки, то он повторял бы ее постоянно, может быть, грешил бы еще больше, коль скоро считал бы спасение недоступным для себя. Но, веруя в покаяние, человек исправляется, становится еще лучше, чем он был прежде. И потому многие учреждения поддерживают этот, истинно полезный, принцип: исповедь, жертвы за невольные грехи и за некоторые предумышленные, пост; общая же цель покаяния — это удаление от греха.

 (Маймонид Морэ-Невухим, ч. 3, гл. 36).

 

44) Праведники прежних времен записывали в книгу грехи свои, дабы они могли припоминать себе, в чем им следует каяться и исповедаться, во исполнение сказанного: (Ис. 21, 5) «Грех мой постоянно предо мною».

         (Сефер Хасидим 21).

 

45) Если кто согрешил как-нибудь, а подозрение пало на других, то он обязан объявить, что он сделал этот грех, дабы по его вине не согрешили другие, подозревая невинных.

         (Там же, 22).

 

46) Чем человек согрешил, тем должен и загладить свой проступок. Теми же членами, которыми он согрешил, должен он стараться исполнять заповеди. Ноги, спешившие ко злу, пускай спешат к добру; язык, говоривший ложь, пускай говорит правду; глаза, смотревшие свысока, пускай потупятся; посеявший раздор между братьями, пускай заботится о водворении мира и согласия.

     (Шаарей Тшува рабейну Йона, стр. 16).

 

47) Когда человека постигли многие бедствия, то он должен думать, что это не что иное, как следствие его поступков, что грехи его причинили ему все это и он должен просить Бога о помиловании, как сказано: (Втор. 31, 17) «И скажет он в тот день: не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня». И хотя между людьми бывает, что когда обидчик, вынужденный обстоятельствами, подходит к обиженному с повинной, последний не относится к нему с должным уважением, как это случилось с Ифтахом, который сказал: (Кн. Судей 11, 7) «Зачем же пришли вы ко мне ныне, когда вы в беде»; но Бог в милости Своей принимает с благоволением покаяние, хоть бы оно явилось у человека, постигнутого бедою, как сказано: (Осия 14; 2) «Обратись, Израиль, к Превечному, Богу твоему, хотя ты и пал от беззакония твоего».

         (Там же, 13).

 

48) Наставления учителей и проповедников человек должен слушать внимательно и покорно, каясь и принимая к сердцу поучительные слова, не пропуская ни одного из них. Таким образом, в одно мгновение человек выходит из мрака к свету. Потому что, когда человек слушает и внимает словам учителя, намереваясь вести себя впредь по указаниям ученых, он кается и превращается в другого человека, так что с этих пор душа приобретает себе заслуги и права на воздаяние за все добродетели, религиозные и нравственные.

         (Там же, 15).

49) В «десять дней покаяния»52  человек должен внутренне трепетать, зная, что все его поступки отмечены в книге и что Бог рассматривает в это время каждый его поступок. Богобоязливый человек к этому времени должен уменьшить свои мирские дела, дабы мысли его были спокойнее, и определить время днем и ночью, когда бы он мог уединяться для размышления о своих поступках, покаяния, забот о своем исправлении и для молитвы к Богу. Потому что это благоприятное время, как сказано: (Исаия 49, 8) «Во время благоволения Я ответил тебе, в день спасения — спас тебя». И ученые говорили, что написанное: (Там же 55, 6) «Ищите Господа, когда его можно найти. Взывайте к Нему, когда Он близок», — относится к десяти дням от нового года до дня всепрощения.

         (Там же, 16).

 

50) Есть кающиеся, сердце которых чисто, как сердце благочестивых. Сии называются благочестивыми, потому что в существе своем они непорочны; они только ошиблись или не могли устоять против искушения, но теперь возвратились к своему первоначальному состоянию и благочестию. Но благочестие их становится еще ценнее оттого, что они подвергались греху, так что они выше благочестивых, никогда не испытавших греха. О них-то можно сказать: «Где стоят кающиеся, там не могут стоять благочестивые».

             (Сефер hа-Яшар раббену Тама 32).

 

51) Для покаяния человек имеет восемь времен: 1-ое, вслед за совершением преступления, —2-ое, после многих лет, проведенных во грехе, — 3-ье, когда он лишается возможности достигнуть предмета своего наслаждения, — 4-ое, когда он болен, — 5-ое, когда он впал в большую беду, — 6-ое, когда встречается с учителем, предостерегающим его, — 7-ое, когда состарится и ослабеет. — 8-ое, в час смерти.

Первое из этих времен есть самое благоприятное. Такое покаяние свойственно благочестивым. Менее благоприятно второе время, когда человек, проведши многие лета в преступлениях, пробуждается от своего сна и, заметив, что он погружен в мрак, спешит очистить свое сердце и снова выстроить то, что он сам разрушил. — Еще меньше благоприятно 3-ье время, когда человек бессилен и,   не будучи   в состоянии удовлетворить своим   желанием, обращается вспять с постыдным лицом. Но Бог все-таки благоволит к нему, если покаяние его искренне. 4-ое время, — когда человек от болезни упав духом, начинает делать добро, молиться Богу и делать обеты; — коль скоро он кается, Бог принимает его. 5-ое время, — когда, попавшись в руки врагов, человек возвращается к Богу, вследствие многих бед, которые постигли его; и в это время чистосердечное покаяние его принимается. 6-ое, — когда человек встречает праведника, который указывает ему путь к покаянию и наставляет его. 7-ое время, — когда человек, вследствие старости и бессилия, не в состоянии предаваться наслаждениям, — а потому и обращается к Богу. Самое худшее, когда человек делает всякие злодеяния, пока может, и кается только пред смертью. Но и тогда чистое покаяние принимается. — Общее правило: нет ни одного момента в  жизни человека, когда бы не принималось его чистосердечное покаяние. Потому что Бог не человек, который на веки сохраняет неприязнь, как сказано: (Исаия 57, 16) «Не во веки Я враждую, не во веки гневаюсь». (Иер. 56, 6) «Ибо Я праведен, говорит Господь, Я не сохраняю неприязни во веки». Дальше: (Исаия) «Ищите Господа, когда Его можно найти», т. е. во все времена, когда Он существует, стало быть, во всю жизнь человека.

         (Там же, 32).

 

52) Да не подумает человек, что грехи его искупляются тотчас, как он покаялся и решился не возвращаться к ним более. Покаяние принимается только после долголетнего служения Богу, потому что сердце не смиряется ни в день, ни в два, а только по истечении долгого времени. Так поступил царь Давид с Авсаломом. Хотя он и согласился призвать его в Иерусалим, однако ж не виделся с ним еще два года, пока не успокоилось сердце его. Так должны вести себя кающиеся: долгое время должны они молиться, и плакать, и тогда только принимается их покаяние, как сказано: (Пс. 22, 3) «Взываю к Богу днем, и ты не отвечаешь, — и ночью не успокаиваюсь». Пророк Аввакум сказал: (Авв. 1, 2) «Доколе, Боже, буду я вопиять и Ты не внемлешь?». И если пророки удостоились ответа не прежде, как только после долгих молитв, то тем более преступный человек, погруженный в грех.

 (Там же).

 

53) Кающийся должен вести себя униженно и смиренно, как пред Богом,   так и пред  людьми.   Имевший   гордую   походку,  должен ходить с поникшею головою, смотря долу, туда, откуда он происходит и куда со временем вернется, как написано: (Бытие 3, 19) «Ибо прах ты и в прах возвратишься». Привыкший хорошо одеваться и наряжаться, должен одеваться проще, дабы сердце его усмирилось пред Небесным Отцом. Привыкший к сластям и лакомым блюдам, должен пользоваться ими весьма умеренно, и даже изнурять себя постом, ибо пост усмиряет сердце и укрощает его дурные стремления. Имевший дерзкую осанку, медный лоб, говоривший свысока —должен усвоить себе скромный нрав и кроткую речь. Он должен также избегать всего того, относительно чего только сомневается, запрещено ли это или нет. Воздержаться же от грехов должен он из любви к Богу и благоговения пред Ним, но не из опасения людей, или не из стыда пред ними.

 

54) Кающийся должен не только воздерживаться от греха, но должен стараться о совершении добрых дел, как написано: (Пс. 34, 16) «Уклоняйся от зла и делай добро». Кающемуся следует также прощать всякому человеку, который согрешил против него, дабы Всесвятой и ему простил грехи его, как написано: (Михей 7, 18) «Он прощает грехи не вменяющим в вину53», т. е. Он прощает грехи лишь тому, который прощает другим в свою очередь.

К настоящему покаянию относится и то, чтобы все, исполненные кающимся заповеди, все его заслуги, все его милосердие и вся его праведность казались ему недостаточными и чтобы он воображал себе, что как капля в море, так   деланное им сравнительно с его обязанностями, — чтобы он сносил с любовью все постигающие его страдания и болезни, признавая справедливость суда над собою и полагая, что еще не взыскано из следующего с него долга и одной тысячной доли и что несравненно больше наказаний следовало ему соответственно множеству грехов его.

    (Маалот hа-мидот 49).

 

55) Во всякое время следует быть готовым предстать пред Господа, ибо человек не знает своего часа. Раввины сказали: это подобно жене одного корабельщика, которая бывало наряжалась и румянилась в то время, когда муж её, плавая по разным морям, находился в отлучке. Когда соседки спрашивали ее: «ведь  муж твой отправился в далекий путь, зачем же напрасно наряжаешься? она отвечала им; муж мой мореплаватель; морской ветер может неожиданно принять обратное направление и мой муж внезапно вернется домой; вот и найдет меня наряженной. Поэтому должен человек даже во время безопасности и благоденствия воображать себе, как будет сокрушаться его сердце и страх и трепет обнимать его в день смерти, когда ему придется взойти отдать отчет... Так должен он поступать постоянно, исповедаться с сокрушенным сердцем и питать в себе страх Божий.

                                                                                 (Шаарей Тшува рабейну Йона 17).

 

56) По законам справедливости,   покаяние  не должно было бы иметь места, но оно допущено лишь по милосердию Бога. Это объясняет Осия, говоря о кающихся: (Осия 14, 5) «Исцелю отступничество их»,   потому что современники его спрашивали: может ли быть, чтобы покаяние было в состоянии сподоблять кающихся духовного блаженства; достаточно, если оно очистит их от грехов и они останутся без грехов, но и без заслуг.   Чем же они удостаиваются божественного блаженства или божьей любви? На это-то и отвечает им пророк от имени Бога, говоря: Исцелю их отступничество...   т. е., что собственными заслугами   кающийся не заслуживает такой милости; удостаивается же он Божией любви путем покаяния лишь по Божественному милосердию, и удостаивается как милостыни. Это либо от того, что заповедь о покаянии выше других заповедей, так как чрез нее достигает человек предполагаемой писанием цели, именно: любви к Богу, — либо по абсолютному   Его  милосердию,   простирающемуся   к кающимся в качестве милостыни, как сказал пророк Осия  (14,   5)   «Возлюблю их из милости».

        (р. Й. Альбо, Икарим 4, 25).

 

57) Относительно покаяния возникает следующее сомнение: после того, как совершено вещественное преступление, может ли изгладить его покаяние, состоящее в одном отвлеченном раскаянии и исповеди? Неужели убивший человека или осквернивший субботу и покаявшийся в том устно и мысленно может возвратить своей исповедью и покаянием жизнь убитому, или раз оскверненную субботу сделать вновь священною? Ведь это то же самое, что разрушить дом в действительности и выстроить его снова в воображении; вы никак не выстроите одним говором уст, сидя, сложа руки; как же можно признать достаточным словесное или умственное покаяние для окончательного очищения от греха, совершенного действием?

            В разрешение этого вопроса скажем, что человек заслуживает похвалы или порицания лишь за такие действия, которые он совершает сознательно и произвольно, т.е. когда во время совершения он знает, какое действие совершает, желает его совершения и свободно выбирает его из числа других.

На этом основании оправдывают пьяных в тех поступках, которые они совершают, будучи пьяны, говоря: они их совершили бессознательно, хотя при их совершении было и собственное желание и свободная воля; точно также не порицаем человека за те поступки, которые он совершает против своего желания, хотя совершает их сознательно, т. е. он знает во время действия, что именно совершает, и предпочитает его мучению наказания, которому бы подвергли его в случае его не совершения; но, так как оно (это действие) совершается не по его желанию, а по необходимости,   то он не подлежит за него порицанию.

Итак, человек заслуживает похвалы за свои хорошие действия, а за дурные действия — порицания, лишь тогда, когда он во время их совершения был при полном сознании своего поступка, свободно выбрал его из числа других и внутренне желал его совершения. За безусловно же вынужденные действия, т.е. где сам действующий не вполне сознает их значение, не желает их совершения и не имеет свободы выбора действия из числа других, не заслуживает ни одобрения, ни порицания.

В виду этого, когда кающийся чувствует раскаяние, глубоко сожалеет о совершенном им беззаконии и решается более не делать его, если ему в другой раз представится к тому случай, то этим доказывает, что прежний его поступок совершен был по ошибке, необдуманно, как утверждает Аристотель; в своей этике, что зрелообдуманные  действия не допускают раскаяния.

Тоже самое подразумевают раввины, говоря: как должен вести себя кающийся? Примерно, когда ему вновь представляется случай грешить, а он воздерживается от того.

Ибо если случай этот повторяется при прежних условиях и он, из любви к Богу, преодолевает свою страсть и не грешит, то это значит, что он глубоко чувствует безусловное раскаяние и решил в своем уме, что прежний его поступок совершен был по ошибке и без зрелого размышления, и за такой грех не следует наказывать человека, как нельзя порицать его за действия, совершенные им по ошибке, без сознания.

                                                        (Там же, 27).

 

58) Как физически больной, который, не чувствуя своей болезни, воображает себя здоровым, или сознает свою болезнь, но не хочет позаботиться об излечении, будучи увлечен своими удовольствиями,  отчего болезнь  проникает в него  все глубже и глубже и причиняет   ему   неизбежную   смерть, — точно так бывает и с нравственно - больным.   Есть люди,   которые не чувствуют  своей болезни, воображая себя здоровыми,  и не умеют различать  добра от зла. О таковых сказано: (Пр. 4, 19) «Путь грешников — точно во мраке; не знают о что спотыкаются». Дальше: (Там же 14, 12) «Есть прямая дорога пред   человеком,   и  конец ее — дорога к смерти».    Другой, хотя   и чувствует свою болезнь, но, погрязши в страсти,   не обращает   внимания   на излечение.   К такому применим стих: (Втор. 28, 18) «Буду ходить по произволу сердца моего». — И как физически больным  горькое кажется сладким, сладкое — горьким,  так что они гнушаются здоровою пищею и питьем, предпочитая нездоровое, — точно так нравственно-больные принимают  доброе  за дурное,   дурное   за доброе,   пренебрегают тем, что полезно для их   души и любят то,   что вредно, как сказано: (Исаия 5, 20) «О, называющие зло добром, добро — злом».

 

59) Но есть и такие люди, которые, чувствуя себя больными,. раскаиваются в том поведении, которое породило болезнь в их организме, заботятся о своем излечении, спрашивают совета у врача и остерегаются тех вещей, которые, по их (врачей) словам, изменили их здоровую натуру. Равным образом другой ведет себя дурно, но как только почувствует свою духовную немощь, тотчас кается в своих грехах, ищет лечения от своей болезни и обращается к ученым мужам, —этим духовным врачам, и они помогают ему советом. Оказывается, что раскаяние, возникающее в его сердце, сознание зловредности своих поступков и сожаление о них и приводят его к исправлению. И как при физической болезни, если малейшая неосторожность или перемена в натуральных отправлениях обращает на себя внимание, — и если больной изменяет свое поведение, то немедленно возвращается к нему здоровье, потому что болезнь еще не успела засесть глубоко в теле: точно так, кто постоянно шествует по пути добродетели и, впавши в грех нечаянно или вследствие непреодолимой страсти, тотчас приходит в сознание и кается, тому легко дается исправление и возвращение на путь истины, потому что он еще не настолько свыкся с преступлением.

    (Менорат hа-Маор, нер 5, гл. 1).

 

60) Пост значительно содействует кающемуся в двух отношениях:  во 1-х,   ослабляя организм,   он   сокрушает   надменность   сердца,   вследствие которой   человек согрешил;   во   2-х, он подавляет в нем похоти   и очищает кровь,  что уважается больше,   чем жертвоприношение.   И подобно  физически-больным, которые, усматривая причину  своей болезни  в чрезмерном отягчении  желудка,   воздерживаются   от   пищи,   должны  поступать  и нравственно-больные. Но, с другой стороны, как человек здоровый,  особенно если он слабосилен,  непременно заболеет,  когда лишат его пищи, — так бывает и с тем, кто без надобности подвергает себя посту, как  и ученые наши заметили,  что в этом отношении есть разница между людьми; одни постятся по надобности,   другие без всякой   цели; первых назвали   они святыми и праведными, а вторых преступниками.

    (Там же, Иер 5).

 

61) Кто боится слова Божия, тот заботится о своем будущем, не дожидаясь, пока заболеет, но всегда имеет это в виду, так как человек не знает своего рокового часа. Подобно рыбе, не знающей, когда она попадет в сеть, человек не знает, когда наступит его очередь, ибо откуда ему знать то, что присуждено ему Праведным Судьею? Как часто видим мы, как люди умирают необыкновенной и скоропостижной смертью!

 (Йеш-Нохлин 36).

 

62) Маймонид во многих отношениях уподобляет нравственное лечение физическому. Это подобие действительно существует. Если у кого-нибудь появилась язва на опасном месте, то опытный и сведущий врач не довольствуется одним внешним лечением, ибо несомненно, что если язва и заживет снаружи, она останется еще внутри, и пройдет немного времени, как она снова обнаружится. Поэтому он обращает прежде всего внимание на внутреннее излечение и, искоренивши язву в основании, берется лечить ее снаружи, причем предостерегает больного от тех вещей, которые могут возобновить болезнь. Таково же должно быть и нравственное лечение. На это-то и намекал пророк Исаия (58, 5), когда удивлялся недоумению Израильтян относительно того, как Бог не благоволит к их покаянию, не взирает на то, что они изнуряют себя постами, облекаются во вретища и спят на земле. По словам пророка, дело вовсе не в посте, изнурении тела и внешнем проявлении смирения и покорности.   К  этому  Господь   не благоволит,   потому   что и в день поста   они   нисколько   не изменяют своего поведения,   продолжая «ссориться между собой и бить (других) преступной рукой».

         (Там же, 39).

 

63) Вот что говорит, блаженной памяти, отец мой в книге «Брит Авраам»: Древние давно сказали, что как телу присуща болезнь и немощь, точно так присуща болезнь и немощь и душе. Болезнь и немощь души составляют дурные нравы и грехи. Но когда грешник кается в своем дурном поведении, тогда Бог посылает исцеление больной и грешной душе, как сказано: (Пс. 41, 5) «Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобою». Дальше: (Исаия 6, 10) «И покается —- и Он исцеляет его».

 

64) Есть физические болезни, которых нельзя исцелить вполне иначе, как при помощи действий противоположного свойства. Например, человеку, одержимому горячкой, необходимо давать прохладительные напитки, и наоборот, если болезнь противоположного свойства. Без этих аллопатических средств больной не может выздороветь совершенно. Душевные болезни тоже могут вполне исцелиться не иначе, как противоположными им мерами. В этом смысле ученые рассказывают в Тр. Бава Батра (16а): «Ирод, избивший всех ученых, советовался с Баба бен Буто, может ли он найти исцеление для своей раны? Тот ответил ему: «ты потушил свет мира, ступай позаботься о просветлении мира: содействуй построению храма». Эту мысль проводит и Мидраш, говоря что дерево познания было смоковница: чем первые люди согрешили, тем и воспользовались (для прикрытия своего греха), как сказано: «И сшили себе смоковные листья». — Отсюда мы заключаем, что для кающегося недостаточно только оставить грех, но он должен совершать действия, противоположные его грехам. Например, если он ел запрещенные яства, —пускай постится и воздерживается даже от дозволенных предметов, как сказали ученые: «святи себя тем, что тебе позволительно;» если он не давал милостыни,—пускай раздаст свои деньги бедным.

   (Шла, hилхот Тшува).

 

65) Человек должен аккуратно каждый день анализировать свои поступки, чтобы исправить их. Такие люди называются в книге Зогара «людьми расчета». То есть, каждую ночь пред сном человек должен размышлять о том, что он сделал худого за истекший день   и тотчас искренно каяться в этом.

      (Шевет Мусар, гл. 20).

 

 66)      Кающийся не должен возражать, если его оскорбляют, как Давид, который покорно молчал, слушая незаслуженные упреки и обвинения Симеи, бен Гера (ІІ Сам. 16). И тем более должен молчать грешник, который совершил много преступлений, так что очень может быть, что все, что про него говорят, правда. Оскорбитель ниспосылается свыше, почему и нужно с покорностью подчиниться правосудию.

 (Р. Иеhуда-Аарон Моше Алтшуль в Торат hа-Нешама, 41).

67) Да не думает человек: какое дело Богу, если согрешу раз, второй и третий? Ведь врата покаяния всегда открыты, и я готов, по совершении греха, каяться, чтобы снова стать здоровым. Не следует так думать. И лекарства и врачебные снадобья, употребленные однажды с успехом, при слишком частом их употреблении вредят организму, истощают его и легко могут только ускорить смерть. Точно так, частое покаяние ослабляет душу, сообщая ей склонность ко греху, так что натура человека теряет способность отвыкнуть от зла, подобно тому, как частая стирка портит платье.

              (Ноам hа-Миддот, цитирует автор  Ор hа-Хаим 92).

 

68) Велико покаяние, ибо оно умышленные грехи превращает в добрые дела. Потому что кающийся в состоянии творить больше добра, чем никогда не согрешивший. Когда предстоит доброе дело, сопряженное с, затруднениями, то кающийся преодолеет эти затруднения скорее, потому что силы его испытаны в подобной борьбе с собственною душою, из которой он выходил победителем. Но никогда не согрешившему самое малейшее затруднение мешает исполнить   доброе дело,   ибо он не привык к борьбе с препятствиями, подвизаясь на гладком естественном пути и в делах, дающихся без труда. В силу этой отличительной черты, кающийся достоин того, чтобы  грехи были ему поставлены в заслуги, потому что, чем больше он погряз в преступления, тем больше настойчивости, напряжения необходимо ему против искусителя, чтобы подавить свои страсти.   Соответственно  этому мучению полагается и вознаграждение,  так   что, по милости его прежних грехов, возвышается его заслуга.

   (Дивре Шалом, Исаака Адраби, друш 23).

 

69) По светским обычаям, если один оскорбляет кого публично, и приходит к нему после, желая удовлетворить его, то тот ему говорит: ты оскорбил  меня публично   и думаешь удовлетворить меня наедине? — Ступай, приведи тех людей, в присутствии которых ты меня обидел, — и тогда я соглашусь на удовлетворение. Не   таков Всесвятой.   Человек   богохульствует всенародно, а Всесвятой говорит ему : Кайся предо Мною наедине  и  Я тебя приму, как сказано: (Осия 14, 3) «Кайся, Израиль, пред Господом,    Богом твоим».   Причина   тому та,  что честь человека зависит от других, почему  философы  и говорят, что честь не есть объективное качество человека и не относится к  его совершенствам, так как она не связана с  его   сущностью, но,  как понятие субъективное,   зависит   от других, которые   оказывают ему это отличие и почитают   его.  Вследствие этого, когда оскорбляют человека публично, нужно удовлетворить его в присутствии того  же общества, чтобы  поправить   сделанную   ошибку,  ибо  от этого общества зависит честь оскорбленного.  Но Всесвятой не состоит в зависимости от кого либо, Он самостоятелен и составляет источник всякого совершенства, так что честь   Его не зависит от   других.   Поэтому,   человек, кающийся  только пред одним Богом, приемлется, ибо в таком случае человек делает честь только себе, приближаясь к Господу, а не Богу, который не нуждается в его почтении.

 (Там же).


50 В основе этого толкования, путем которого великий учитель выводит свое прекрасное нравоучение, лежит созвучие еврейских слов ашер (если) и ашре (благо.)

51 Р. Иеhуда Святого.

52 От Нового года до дня всепрощения.

53 Обыкновенный смысл этого стиха – иной.