Предлежащий сборник, как формой, так и содержанием своим, должен показаться довольно странным тем из читателей, которые, будучи незнакомы с древней и средневековой литературой евреев, не знают способа учения и индукции раввинов. В наше время мы привыкли к нравоучительным книгам, в которых принципы морали излагаются, как готовые выводы, ясно и связно, цельной системой, и в которых с такой же ясностью приводятся: в подтверждение проповедуемых истин, нужные доказательства из св. книг и других авторитетных сочинений. В нашем же сборнике этого цельного и систематического, в строгом смысле, изображения морали недостает. Приведены одни отрывочные изречения ученых и выдержки из книг, без должной органической связи, большею частью в первобытном, довольно своеобразном виде. Поэтому издатели находят нужным сказать несколько слов о цели и назначении настоящей книги.
При составлении настоящего сборника имелась в виду двоякая цель: во 1-х) дать евреям в руки общеполезное религиозное чтение, и во 2-х) дать им это любимое ими чтение на языке русском. Содержание такой книги могло быть двоякого рода. Книга могла иметь предметом обрядовую часть закона веры, многократно уже категорированную в разных сводах раввинской письменности, или же этическую часть оного, мораль еврейского вероучения, находящуюся в разбивке в многочисленных книгах и до сих пор не сведенную в общий свод и в надлежащую систему. В выборе между этими двумя родами материала для содержания задуманной нами книги мы, конечно, колебаться не могли и остановились на последнем. Относительно же внешней формы следует заметить, что при составлении этого сборника религиозно-нравственных поучений имелась в виду не учащаяся молодежь, а скорее евреи более зрелого возраста, более или менее знакомые с древнееврейской литературой, которым своеобразная эрудиция древних раввинов и их способ толкования слов св. писания не только не покажутся странными, но наоборот, будут вполне понятными и даже по вкусу. Для читателей этого рода самостоятельный учебник нравоучений современного автора имел бы значение сравнительно маловажное, если бы даже все сентенции в нем опирались на цитаты из древних книг. Для них важно то, чтобы приводимые поучения передавались собственными словами этих авторитетных книг, К тому же недостаточно для них приводить одиночные места того или другого авторитета, а требуются указания и ссылки на главнейшие книги всей литературы, как талмудической, так и позднейшей эпохи. Единственное, что нам оставалось, в таком случае, сделать, это — привести обильный материал, разбросанный по богатой раввинской литературе, в систему и порядок и таким образом облегчить читателю труд составить себе понятие о воззрениях учителей еврейского народа по всем предметам частной и социальной жизни человека.
Порядок, которого мы держались при систематизировании материала, всего яснее виден из программы книги. По этой программе сборник должен состоять из пяти томов со следующим содержанием:
Том I- О человеке и его обязанностях к Богу.
Том II- Обязанности человека к своему ближнему.
Том III- Обязанности человека в отношении к себе.
Том IV- Обязанности человека в семейной жизни.
Том V- Обязанности человека в общественной и гражданской жизни.
Полагаем впрочем, что и читатели неевреи, в особенности ученые и богословы, которые захотели бы узнать способ учения древних раввинов и познакомиться с их мировоззрением, прочтут нашу книгу не без интереса, тем более, что при переводе приложено было старание по возможности сохранить своеобразную дикцию и характеристические обороты речи подлинников.
С.-Петербург, 12 ноября 1874.