МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА IV.

О ПРОСТУПКАХ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО.

А.

Б. Убийство, нанесение вреда телу или имуществу ближнего

В. Нанесение или причинение ближнему материального или нравственного ущерба

А.

 

1) Проступки человека против Бога в день всепрощения прощаются; проступки же человека против ближнего своего в день всепрощения не прощаются, пока он не примирится с этим ближним. Вот как проповедовал р. Элазар, бен Азария: сказано (Левит 16, 30) — «Ибо в сей день очищают вас, что бы очистить вас от всех грехов ваших пред Богом будете чистыми», т. е. грехи против Бога очищаются, грехи же против ближнего не очищаются, пока не примиримся с ним.

(Мишна, Йома п. 8. 85б).

 

2) «Да обратит Превечный лицо Свое на тебя» (Числа 6, 26), а в другом месте сказано: «Который не смотрит на лицо» (Второз. 10, 16). Как объяснить это противоречие? Р. Йоси бен Доса так объясняет: «Превечный обратит лицо Свое на тебя14» в делах между человеком и Богом, и «Который не смотрит на лицо» в делах между человеком и ближним его.

(Бамидбар раба гл. 11; Ялкут 213).

 

3) Р. Ицхак сказал: кто обидел своего ближнего даже словом, должен просить у него прощения.

(Йома 87а).

 

4) Шмуэль сказал: кто обидел своего ближнего, должен сознаться ему в своей вине; если обиженный прощает ему — хорошо, а если нет, то он должен привести людей к нему и просить прощения в присутствии их, и сказать: «я согрешил, скривил, и не воздано мне по заслуге моей». Если он так поступил, то о нем говорит св. писание (Иов 33, 28): «Он искупил душу свою от сошествия в пропасть и жизнь его видит свет». Если же обиженный умер, то нужно просить прощения на могиле усопшего, и сказать: «я согрешил» и т. д.

(Иерусалимский Талмуд, трактат Йома гл. 8, 6).

 

5) Р. Хисда сказал: обидчик должен просить прощения у обиженного, пред выставленными в 3 ряда людьми, как сказано (Иов 33, 27): «Он ставит людей в ряды, и говорит «я согрешил».

(Йома 87а).

 

6) Р. Йоси, Бен Ханина сказал: кто обращается к ближнему за прощением нанесенной ему обиды, не обязан просить более 3 раз, ибо написано (Бытие 50, 17): «Сжалься, прости, и так, прости же рабам твоим»; и если обиженный умер, то он должен собрать 10 человек на могиле его, и говорить: «я согрешил пред Богом Израиля и против такого-то, которого я обидел».

(Там же).

 

7) «И Превечный заступается за гонимого» (Екклез. 5, 6). Р. Гуна, от имени р. Иосифа, сказал: во всяком случае Бог заступается за преследуемого, преследует ли праведник праведника, или злодей праведника, или злодей злодея, даже если праведник преследует злодея, — всегда Бог заступается за преследуемого, кто бы он ни был.

(Ваикра раба 27).

 

8) Р. Элиэзер б. Йосей б. Зимра сказал: относительно жертв, приносимых Богу, Бог тоже самое говорил: Вол преследуется львом, коза — тигром, овца — волком:— не приносите Мне жертв из преследующих, но из преследуемых.

(Там же).

 

9) Р. Ханина сказал: кто жалуется на своего ближнего пред Богом, тот прежде подвергнется каре небесной (за собственные грехи), ибо написано (Бытие 16, 5): «И говорила Сара Аврааму: в обиде моей ты виновен, — да рассудит Бог между мною и тобою»; а мы видим, что она умерла прежде своего супруга. Впрочем, это относится только к такого рода обидам, за которые можно получить удовлетворение у властей.

(Бава Кама 93а).

10) Рав имел ссору с одним обидевшим его мясником, а как тот не явился к нему накануне дня всепрощения, то он сам отправился к нему примириться с ним. На пути встретился он с р. Гуною. — Куда идет государь мой? — спросил последний. — Иду просить прощения у такого-то, — ответил Рав. — Значит ты идешь погубить душу, сказал ему Гуна. Он, однако же продолжал свой путь и пришел к мяснику, которого нашел рассекающим воловью голову. Тот поднял глаза и сказал: «а, ты Абба, уйди, я не имею с тобою никакого дела». Но вдруг секира соскочила с топорища и размозжила ему голову.

(Йома 87а).

 

11) Р. Иеремия имел ссору с р. Аббою, и потому пошел к нему и сел на пороге дома его. В это время служанка, выливая помои, облила его ими. И он сказал: меня превратили в навозную кучу; но — прибавил он в свое утешение — «Он поднимает из грязи бедняка» (Псал. 113, 6) и ушел. Р. Абба, услышав о случившемся, вышел к нему и сказал: теперь не ты нуждаешься в моем прощёнии, а я в твоем.

(Там же).

 

12) Причиняющий телесный вред своему ближнему не равен (относительно виновности) тому, который причиняет ему вред имущественный: ибо последний получает прощение, коль скоро он возмещает убыток; но тот, кто наносит кому-нибудь побои, не получает прощения, даже когда он удовлетворил обиженного по всем 5 статьям вознаграждения15; и хоть бы он принес в жертву всех тельцов наватийских, ему не прощается, пока он не попросит прощения у ближнего. Последнему же не следует быть жестокосердым и неумолимым: это не в характере сынов Израилевых; а коль скоро обидчик просит его настоятельно и неоднократно, и видно, что он искренно раскаивается в своем поступке, ему должно простить, и чем скорее обиженный снисходит на его просьбу, тем в большей мере обеспечено за ним благорасположение ученых.

(Маймонйд о повредителях гл. 5).

 

13) Известно, что все преступления, исчисленные в св. писании, разделяются на две категории: на преступления против Бога, если человек, не сознавая милостей Превечного, грешит пред Ним мыслями и действиями и, таким образом, вредит лишь своей собственной душе, — и на преступления против ближнего, совершая которые человек грешит, как против Бога, так и против человека.

(Кад  hа-Кемах, буква г).

Б. Убийство, нанесение вреда телу или имуществу ближнего

 

14) Р. Акива сказал: кто проливает кровь человека, уничтожает подобие Божие.

(Тосефта Йевамот гл. 8).

 

15) Гражданские процессы отличаются от процессов уголовных. В гражданских процессах человек, возмещая убыток, получает прощение; в делах же уголовных кровь убитого и кровь его потомства тяготеет над убийцею до скончания веков, как мы находим в деле Каина (Бытие 3,10): «Глас кровей брата твоего вопиет ко Мне из земли». — Здесь слово «кровь» поставлено во множественном числе, для обозначения крови Авеля и крови его потомства; а создан человек единым, для того, чтобы показать, что кто губит одну душу, все равно что губит целый мир, и кто спасает одну душу, все равно что охраняет целый мир, — так что по этому каждый человек должен думать о себе; «ради меня создан весь мир».

(Мишна Санhедрин гл. 4).

 

16) Дозволяется работать в субботу ради спасения человеческой жизни, и чем кто усерднее держится этого правила, тем лучше, и он в этом отношении не нуждается в разрешении законоведов. Например, если он увидел, что ребенок упал в море, он обязан расставить сеть, чтобы вынуть его, и чем быстрее он это сделает, тем лучше; также, если он увидел, что ребенок упал в яму, то должен вырыть глыбу земли16 и вытащить его, и чем поспешнее это сделает, тем лучше; он не нуждается в разрешении законоведов.

(Тосефта Шабат гл. 16; Йома 84б.)

 

17) Учили: нагревают воду в субботний день для питья и для кушанья больному, и не только в ту субботу, в которую он опасно заболел, но и в следующую, и не говорят: подождем, авось он выздоровеет; нужно нагревать сейчас же, так как святость субботы должна уступать сомнительной опасности.

(Йома 84б).

 

18) Если на кого-нибудь обрушилась стена, то хотя сомнительно, жив ли этот человек или нет, мы обязаны (в субботу) раскопать развалины, и если нашли его живым, следует продолжать работу, если же он уже мертв, то следует оставить работу (Мишна Йома гл. 8). Талмуд же прибавляет: Даже если нашли его при смерти, то и для сохранения минутной жизни следует продолжать работу.

(Там же 85).

 

19) Учили: если кто видит утопающего в реке, или преследуемого диким зверем, или разбойником, то обязан спасти его, ибо написано (Левит 19, 16): «Не стой (равнодушно) при пролитии крови ближнего твоего».

(Санhедрин 73а; Сифра Кедошим гл. 4).

 

20) Кто закрывает глаза умирающему, прежде чем тот испустил последнее дыхание, все равно что проливает кровь (Мишна Шабат гл. 23). Так догорающая свеча тотчас потухает, когда человек кладет на нее руку.

(Талмуд Шабат 151б).

 

21) Некто явился к Раве и рассказал ему: начальник города сказал мне: ступай и убей такого-то, а если нет, то я убью тебя самого. На это Рава отвечал: пусть убивают тебя, но ты не убивай, ибо кто знает — твоя кровь краснее ли крови ближнего твоего? Может быть, это наоборот.

(Санhедрин 74а).

 

22) Кто толкнул кого-нибудь, должен заплатить ему села17. Р. Йоси hа-Глили полагает — 100; если же ударил его, то обязан заплатить 200 зуз; если же ударил оборотной стороной руки — 400 зуз. Если он дернул за ухо, рвал волосы, плюнул на него, сорвал с него платье, опростоволосил женщину на улице, то за каждую таковую обиду он должен заплатить 400 зуз. Случилось, что один опростоволосил женщину на улице. Она пожаловалась р. Акибе, который присудил его к штрафу в 400 зуз. — Рабби, — сказал обидчик, — дай мне отсрочку. Р. Акива дал ему отсрочку. Обидчик подстерег эту женщину, когда она стояла у ворот своего двора, и разбил в ее присутствии кувшин, в котором находилось на исер елея. Женщина тотчас обнажила свою голову, стала мочить руку елеем и мазать им свою голову. Обидчик накрыл ее при свидетелях и явился к р. Акибе со следующими словами: неужели этой я должен заплатить 400 зуз? «Ты этим ничего не доказал, ответил ему р. Акива, — истязающий самого себя, хотя это вообще запрещено, не несет никакой ответственности; но если его истязают другие, то они ответственны. Точно также, кто истребляет принадлежащие ему растения, хотя это вообще запрещено, не несет никакой ответственности, но если их истребляют другие, то они ответственны».

(Бава Кама 99а-б).

 

23) Учили: кто пугает своего ближнего, не ответствен пред судом человеческим, но ответствен пред судом небёсным.

(Там 91а).

 

24) Р. Натан сказал: откуда мы знаем, что запрещается держать у себя злую собаку или оставлять в доме своем расшатавшуюся лестницу? — Из того, что написано (Втор. 22, 8): «Чтобы не пала кровь на дом твой».

(Там же 15б, 41а; Кетубот 41а).

 

25) Хотя есть преступления, которые по вредности своей важнее смертоубийства, но никакое преступление не гибельно так для человеческого общества, как смертоубийство; даже идолопоклонничество, — не говоря уже о кровосмешении и осквернении субботы, — не может быть сравнено с смертоубийством, потому что первое есть грех против Бога, последнее же есть грех против человечества, и кто имеет на себе этот грех, тот настоящий злодей, и все добрые дела, совершенные им в течении всей его жизни, не могут служить противовесом этому греху и не в силах спасти человека в судный день, как сказано (Притчи 28, 17): «Человек, обремененный грехом кровопролития, — его убежище есть гроб». Примером может служить царь Ахав: когда его вины и заслуги предстали пред судом Всевышнего, то не нашлось между ними ни какой другой вины, которая осудила бы его окончательно, как только кровь Навофа, и никакая заслуга не могла загладить этого преступления, как написано (1 Царей 22,21—22):, «И выступил дух и стал пред Господом» — это был дух казненного Навофа. И это, не смотря на то, что этот окаянный не убил своею рукою, а только допустил смерть невинного: что же говорить о том, который убивает собственноручно?

(Маймонид об убийцах гл. 4).

26) Если буря застигла корабль на море, то находящимся на нем людям запрещается бросать жребий, с тем, чтобы того, на кого падет жребий, бросить в море, для облегчения судна. Даже в денежных делах запрещено так поступать, а следует всем участвовать в убытке поровну.

(Сефер Хасидим 701).

 

27) Врачу дано (Богом) лечить, и он не должен говорить: «К чему мне эта работа? Может быть, я ошибусь и вот, я стану душегубцем». Но он должен лечить по своему крайнему разумению, только остерегаться упущений. Больной же не должен переставать уповать на Бога, верить, что все зависит от Его воли и молиться неустанно, дабы Он помогал врачу не ошибаться, и чтобы он исцелил его посредством врача, который есть посланник Божий. Никогда же не следует оставлять больного одному действию природы, а следует полагаться на Бога, что врач при своей опытности поможет ему, узнав болезнь, не допуская его до яств, увеличивающих его болезнь, и предписывая ему соответственную диету и лекарства. Но тот, который не достаточно сведущ во врачебном искусстве, не должен заниматься этим делом, если он не желает погубить душу свою, ибо многих погубило невежество и бесчисленны жертвы его. И если неопытному в казуистике не дозволено решать казуистические дела, то что говорить о врачебном искусстве, где дело идет об устранении опасности жизни, так что неуч становится убийцею и, в конце концов, попадает в ад.

(Цейда Ла-Дерех стр. 138).

 

28) Врач может получать плату за свои труды и за проведенное время, но получать плату за обучение своему искусству запрещено ему, ибо об обучении закону и заповедям сказано: «Подобно тому, как Я18 учил вас безвозмездно, и вы должны учить друг друга безвозмездно», тем более должно это относиться к такому предмету, который трактует об опасностях жизни и повреждениях тела.

(Там же).

 

29) На второй скрижали написана была на первом месте заповедь «не убивай», параллельно первой заповеди первой скрижали «Я Превечный, Бог Твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», и это потому, что смертоубийство есть величайшее зло, которое человек может причинить ближнему своему, подобно тому, как отрицание бытия Бога или вера в многобожие есть величайший грех пред Богом. Притом, человек доходит до убийства путем безверия и отрицания существования Бога и Провидения, и потому написано (Бытие 9—6): «Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется между человеками, ибо человек создан по образу Божию». Этим объявляет нам св. писание, что тот, кто проливает кровь, пренебрегает образом и подобием Бога, как и говорит псалмопевец (Пс. 94, 6 — 7): «Убивают вдову и пришельца, умерщвляют сирот, говоря: не видит Бог, не ведает Господь Яаковлев». Законоучители же наши относят к разряду смертоубийства и обрамление ближнего напоминанием ему о делах, приводящих его в стыд, как-то: напоминанием о его прежних недостойных поступках, или поступках родителей его, или напоминанием ему о его слабостях и недостатках, отчего, как известно, человек меняется в лице. Такое действие дозволяется лишь в видах отвлечения кого-нибудь от совершения греха.

(Акедат Ицхак гл. 45).

 

30) Раввины решили: при тяжких родах дозволяется разрезать младенца в утробе матери—рукою или посредством ядовитого вещества, потому что младенец считается тогда как бы посягающим на жизнь матери; но если он уже высунул голову свою, то его нельзя трогать, ибо жизнь одной души не должна быть устранена ради жизни другой души. Таков уж обычай в мире.

(Сефер Харедим 87).

 

31) Сказано (Исх. 20,13): «Не убивай», — несомненно, что это запрещение предусматривает и другие вредоносные действия, ибо слово убийство употребляется по-еврейски и для выражения побоев, нанесения ран, причинения смерти без личного участия, оклеветания, вследствие которого происходит убийство, отказа бедным в подаянии, составляющего преступление заповеди (Левит 25, 36): «Дабы брат твой жил при тебе», ибо отказывающий бедному губит его душу. — Под это же понятие подходит, по мнению раввинов, посрамление ближнего напоминанием ему о недостатках его или его родителей, отнятие у другого способов к жизни нечестною конкуренциею, клевета и ябедничество.

(Абарбанель комментарии по Исходу в главе о 10 заповедях).

В. Нанесение или причинение ближнему материального или нравственного ущерба

 

32) Кто наносит незначительный ущерб имуществу своего ближнего, тот, хотя по законам св. писания и освобождается от уплаты, однако ж, по мнению ученых, обязан возместить убыток, как бы ни был он незначителен, в виде штрафа.

(Маймонид о побоях 7, 1).

 

33) Кто причиняет ущерб имуществу своего ближнего, тот должен возместить всю стоимость ущерба из своего лучшего имущества, как прямой виновник ущерба. Если же не он сам непосредственно нанес ущерб, то все-таки он должен заплатить уже по тому одному, что первый подал повод к нанесению ущерба.

(Там же).

 

34) Нам заповедано устранять от наших жилищ все опасности, устраивая ограды вокруг плоских крыш, колодцев, ям и тому подобных опасных мест, дабы предохранить всякого от опасности. Все здания должны быть сооружены таким образом, чтобы в них не было ничего вредного и опасного, как сказано (Второз. 22, 8): «И сделаешь перила около кровли твоей».

(Маимонид, Сефер hа-Мицвот, Мицват-Осе 184).

 

35.)      «Нельзя тебе уклоняться от сего» (Второз. 23, 3). Этим нам заповедано не лениться там, где представляется нам возможность спасти добро ближнего, движимое или недвижимое, как сказали ученые по поводу стиха: «И так ты должен поступать со всякою пропажею брата твоего» (там же). Этим стихом св. писание указывает на то, что вышеупомянутая заповедь относится и к тому случаю, когда потеря ближнего состоит в порче и недвижимого имущества его. Напр., в случае внезапного наводнения, на каждом человеке лежит обязанность огородить поле ближнего своего, так как мы обязаны помогать ему словом и делом во время несчастия его, как сказано (Левит 19,16); «Не смотри равнодушно на пролитие крови брата твоего», и как сказал царь Соломон (Притчи 20,10): «Если ты поленился в день бедствия друга твоего, то ослабнет сила твоя», т. е., если ты можешь спасти друга своего словом или делом, а притворяешься немощным, то не забудь что тебя ожидает возмездие за поступки твои, ибо Господь знает внутреннее и испытывает сердца людей и Он воздает уклоняющемуся от спасения друга словом или делом по делам его.

(Шаарей Тшува рабейну Йона).

 

36) Не следует человеку предпринимать что-нибудь в своих владениях, без согласия на то соседей, если его предприятие может причинить им какой-нибудь вред или неприятность. Так, мы находим, что Авраам просил согласия у сынов Хитея на то, чтобы ему принадлежало поле с пещерою, которое он приобрел себе для семейного склепа.

(Ральбаг, комментарии на Тору стр. 92).

 

37) «Если кто нанес кому-нибудь побои, то обязан вылечить его» (Бава Кама83б), то есть он обязан нанять врача, чтобы вылечить его, даже когда нанесший побои сам врач, так как побитый может сказать ему: ты для меня все равно, что аравийский лев. И если даже у нанесшего побои есть верный друг — врач, который вызывается вылечить пострадавшего даром, то и тогда последний может сказать: даровой врач не имеет никакой цены, так как он, не стыдясь больного, затягивает болезнь бесполезными лекарствами.

(Р. Йонатан, Шита Мекубецет).

 

38) Преступность посрамления соразмеряется с общественным положением осрамившего и осрамленного (Бава Кама 83б). Так, если кто осрамил кого-нибудь словами или плюнул на его платье, то он штрафованию не подлежит, однако ж, суд должен, во всяком случае, ограждать людей от подобных обид, дабы люди боялись. Но если кто обидел ученого, даже словом, то должен вознаградить его, как за настоящее оскорбление. Подобные случаи встречались у нас часто в Испании, где, бывало, одни ученые прощали, — и это делало им честь, — а другие взыскивали, а потом мирились. Но судьи обыкновенно приговаривали обидчика к штрафу в один литр золота.

(Маймонид о побоях 3, 5).

 

39) Хотя наносящий обиду обыкновенному человеку словом и не подлежит штрафу, однако ж, обида есть большой грех, и скор на оскорбление только злодей или дурак. Древние мудрецы сказали: обидевшему честного израильтянина даже словом нет удела в будущей жизни.

(Там же 7).


14 В смысле оказания уважения и снисхождения.

15 За причиненную боль, за лечение, за уменьшение материальной силы, за потерянное время и за посрамление.

16 Чтобы проложить себе дорожку.

17 Села приблиз.= талер, зуз = гульден, а исер = грош.

18 Относится к стиху (Второз. 4, 1) «И ныне, Израиль, слушай постановления и законы, которым Я научаю вас».