МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА XII.

НЕНАВИСТЬ И МЕСТЬ.

 

1) Р. Йеhошуа говорит: дурной глаз, дурной помысел и ненависть к людям исторгают человека из мира.

(Авот 2,11).

 

2) Учили: Р. Нехемия говорит: за грех беспричинной ненависти раздор учащается в доме человека, жена его рождает преждевременно и дети его умирают малолетними.

(Шабат 35а).

 

3) Мы находим, что первый храм был разрушен за то, что (израильтяне) поклонялись идолам, блудодействовали и проливали кровь. При втором - же храме они, правда, занимались вероучением, были усердными исполнителями заповедей, исправно отделяли десятины и отличались всякими добрыми нравами, — но вместе с тем любили корысть и питали друг к другу беспричинную ненависть, а беспричинная ненависть такой тяжкий грех, что равняется идолопоклонству, блудодейству и кровопролитию.

(Тосефта, Менахот 13; Иерусалимский Талмуд, Трактат Йома 1,4; ср. Вавилонский Талмуд, трактат Йома 9б).

 

4) Мар-Зутра, отправляясь спать, произносил: «Прощаю всех огорчивших меня».

(Мегила 28а).

 

5) Кто мстит товарищу, тот нарушает запрещение: «Не мсти» (Лев. 19, 18), и хотя он не подлежит за это телесному наказанию38, тем не менее, это скверная черта, и человеку надлежит быть снисходительным во всех жизненных случаях, так как у разумных людей все — суета и ничтожество, за что не стоит мстить. Что такое мщение? Если, напр., один попросил другого одолжить ему топор и тот ему не дал; а чрез некоторое время второй, сам нуждаясь в таком же одолжении, приходит к первому и говорит: одолжи мне топор твой, а тот ему отвечает: «не дам, как и ты мне не дал, когда я у тебя просил», — то это и есть мщение. А следует, когда второй приходит к первому, чтобы тот оказал ему просимое одолжение с готовностью, не говоря ни слова; и по этому примеру надлежит поступать во всех других случаях. Так говорит и Давид, обладавший отличными качествами (Пс. 7.5): «Отплатил ли я тому, кто мне сделал зло?».

(Маймонид Гилхот Деот гл. 7, § 7).

 

6) Кто сохраняет в своей памяти неприязнь к израильтянину, тот нарушает запрещение: «Не злопамятствуй» (Лев.19, 18). — Что значит злопамятство? — Рувим, напр., говорит Шимону: отдай мне в наем этот дом, или дай мне на прокат этого вола, а Шимон не соглашается. Спустя некоторое время Шимон приходит к Рувиму одолжить или нанять что-нибудь, и последний говорит ему: «вот, я одалживаю тебе и не воздаю тебе по твоему поступку», — кто так поступает, тот не соблюдает сказанного: „Не злопамятствуй". Следует изгладить из памяти предмет; возбудивший неприязнь, потому что пока человек этого не сделает, можно еще опасаться, что он пожелает мстить. Оттого-то закон и относится так строго к злопамятству, что оно ведет к мщению. Только при отсутствии злопамятства между людьми и возможна прочность благосостояния человеческого общества и взаимных межчеловеческих отношений.

(Там же, § 8).

 

7) Чем может человек отомстить своему врагу? — Пусть приумножит в себе добрые качества.

(Сефер Хасидим 88).

 

8) Не питай ненависти к тому, кого ненавидит твой друг, только из привязанности к последнему, потому что может случиться, что они помирятся между собою, а тебе тот не простит, так как твоя ненависть была беспричинная.

(Там же 77).

 

9) «Не говори: отплачу злом! Уповай на Бога и Он тебе поможет» (Прит. 20, 22). «Не говори: как он поступил со мной, так и я поступлю с ним, воздам всякому по его делам» (Там же 24, 29), т. е. не говори, как мне обвесили, так и я обвешу; точно также, если товарищ выступил против тебя ложным свидетелем, не плати ему тем же.

(Там же, 1080).

 

10) Отгоняй от твоего сердца ненависть, которая препятствует всякому добру, портит аппетит, производит бессонницу и мешает сосредоточению внимания при молитве. Поэтому беги от этого зла, усвояй себе доброе сердце и предпочитай твоей воле волю Бога, — тогда ты будешь счастлив.

(Рокеах в гл. «Об очищении от греха и т. д.»).

 

11) Нет лучшего богатства, чем здоровье, и нет лучшего наслаждения, чем доброе сердце. Если человек причинил тебе зло, не мсти ёму; твои же грехи тому причина, что Бог попустил его вредить тебе.

(Там же в главе «Ищи мира»).

 

12) Порядочному человеку неприлично мстить и питать ненависть к тому, кто его оскорбляет. Мало того, он должен еще помогать этому человеку, подобно нашему учителю Моисею, который не только не пришел в волнение от слов своей сестры Марьями, но и помог ей своей молитвой.

(Ральбаг, 185).

 

13) Один мудрец сказал: лучшею местью твоему врагу будет — вернуть его, если можешь, к твоей дружбе.

(Орхот-Цадиким 16).

 

14) Большей части людей свойственно неутомимо следить за тем, кто сделал им зло, пока не отплатят ему за его злой поступок и не причинят ему таких же мучений, какие он им причинил. От этого Бог предостерег нас словом Своим: «Не мсти» (Лев. 19). Ибо человек должен знать и соображать, что все, что ни случится с ним, доброго или худого, имеет свою причину исключительно в воле Божией, а человек тут ни при чем. Посему, когда один причиняет кому-нибудь неприятность, то обиженный должен знать, что это за его грехи, что Бог так решил, так что он не имеет основания помышлять о мщении, как сказал Давид (II Сам. 16, 10): «Что мне и вам до того, что он проклинает? — Бог сказал ему: «проклинай», и указал причину известного обстоятельства в своих грехах, а не в своем враге Шимеи бен-Гера.

(Сефер Хинух 44б).

 

15) Ненависть и зависть слишком сильные страсти, чтобы грешное человеческое сердце могло подавлять их. Человек весьма чувствителен к обидам, ему наносимым, много страдает от них, и месть для него слаще меду, так как она одна возвращает ему спокойствие. Поэтому, кто в состоянии победить свою природу, не питает неприязни к тому, кто возбуждает в нем это чувство, не мстит ему, хотя бы представлялась возможность к тому, забывает все, как бы ничего не было, — тот обладает громадными силами.

Хотя повеление Бога ясно формулировано в стихах: «Не ненавидь брата твоего в сердце твоем», — «Не мсти и не злопамятствуй сынам народа твоего»; но так как лукавый обуревает сердце, стараясь оставить в нем какой-нибудь след неприязни, внушает, например, человеку, желающему оказать товарищу помощь, в которой ему тот когда-то отказал, делать это, по крайней мере, не без сурового вида и т. п., то св. Писание постановило общее правило, предупреждающее все эти случаи: «И люби ближнего, как самого себя» (Лев. 19, 18), — без всякой разницы, без ухищрений, без всяких потаенных и задних мыслей.

(Луцатто, «Месилат Йешарим» 21б).


38 Телесное наказание у древних евреев состояло в ударах ремнем числом не больше 39. Этому наказанию подвергались все те, которые нарушили запретительную заповедь каким либо действием. За бездейственное же нарушение — телесного наказания не полагалось.