МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА XXIV.

ПОГРЕБЕНИЕ МЕРТВЫХ, УТЕШЕНИЕ СКОРБЯЩИХ И УВАЖЕНИЕ К ПОКОЙНИКАМ.

 

1) У кого есть покойник, тот свободен от чтения «шма» и других молитв, от филактерий и вообще от исполнения всех заповедей, исчисленных в священном Писании.

(Брахот 13а).

 

2) Рехова от имени р. Иеhуды сказал: кто встречает похоронное шествие и не присоединяется к нему, совершает то, о чем говорится (Прит. 7, 5): «Осмеивающий нищего поносит Творца его». Если же он присоединяется к шествию, в чем тогда его награда? Р. Асси говорит: о нем сказано (Там же 19, 17): «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и чтущий Его благотворит нуждающемуся».

(Брахот 18а).

 

3) Прерывают учение для похорон покойника и для сопровождения невесты под балдахин.

(Мегила 29а).

 

4) Р. Иеhуда сказал от имени Рава: когда покойник в городе, тогда всем городским жителям запрещается работать. Р. Гамнуна находился однажды в одном из южных городов. Когда он услышал трубный звук, извещавший, что в городе есть покойник, и заметил, что некоторые продолжают работать, то обратился к ним со словами: будьте вы прокляты, ведь в городе покойник! Когда же ему ответили на это: здесь есть братство (погребателей), то он сказал: если так, то вы можете работать.

(Моэд Катан, 27).

 

5) Если бы мною когда-либо овладел злой помысел — не посещать и не утешать скорбящих, под тем предлогом, что я знатное лице, то я не последовал бы такому помыслу, потому что думал бы себе: не лучше же я моего Творца, а Он ведь сам утешает Израиля, как сказано (Ис. 51, 12): «Я, Я тот, который утешает вас».

(Песикта де р. Каhана. 49).

 

6) Р. Пинхас сказал: Соломон говорит (Еккл. 7, 1): «Доброе имя лучше доброго елея, и день смерти — дня рождения». Обыкновенно, когда человек рождается, все радуются, а когда он умирает, все плачут. Но должно ли так быть на самом деле? Чему радоваться при рождении человека, в то время как мы не знаем, какая предстоит ему участь и что из него будет? Будет ли он праведником или грешником, добрым или злым? Не следует ли, наоборот, радоваться тогда, когда человек умер с добрым именем и прожил век свой счастливо и благополучно? Вообразите себе: два корабля стояли у гавани бурливого необозримого океана; один выступал в море, а другой возвратился из дальнего плавания. Новое судно привлекало к себе много зрителей, собравшихся провожать его; между тем, как ветхий полусокрушенный корабль не обратил на себя почти ничьего внимания. Случившийся там один мудрый человек сказал собравшемуся народу: Какие у вас превратные понятия! О корабле, выступающем в море, скорее сожалеть следует, чем радоваться. Вы разве знаете, сколько времени ему суждено быть в дороге? Что ожидает его во время плавания? Каким превратностям, каким лишениям и опасностям он может подвергаться? Напротив того, корабль, входящий в гавань, следует приветствовать с радостью. Опасности все для него минули; ужасы морские ему больше не страшны: он окончил свое многотрудное плавание и вступает ныне в безопасную гавань.

Точно также, когда человек умирает, следует радоваться и хвалить его, что он оставил свет с добрым именем и в мире. Вот почему Соломон сказал: «День смерти лучше дня рождения».

(Мидраш Экклезиаст Раба).

 

7) Р. Шимон бен Элазар, говорит: Находящийся при умирающем в то время, когда душа расстается с телом, должен разорвать на себе одежды (в знак печали), подобно тому, как это делают, когда сефер-тора (свиток Св. Писания) сгорает.

(Шабат, 25б).

 

8) Кто оплакивает смерть честного человека, тому прощаются все грехи его за честь, которую он оказал (покойнику).

(Шабат, 25а).

 

9) Р. Йеhошуа, бен Леви, от имени Бар-Капара говорит: когда проливают слезы о честном человеке, то Всесвятой считает эти слезы и кладет их в свою сокровищницу, как сказано (Пс. 56, 9): «Сетования мои считаешь Ты, положи слезы мои в сосуд Твой, не в книге ли они Твоей?».

(Там же б).

 

10) У кого покойник в доме, тот должен есть в другой комнате; если же у него нет другой комнаты, то он должен есть у соседа; если же у него нет соседа, то он должен сделать перегородку; а если у него не из чего сделать перегородку, то он должен отвернуть лице от покойника и есть. Но он не должен также есть мяса и пить вина.

(Брахот 18а).

 

11) Когда перевозят останки из одного места в другое, то не должно завязывать их в мешок, положить на осла и садиться на них верхом, ибо это было бы поруганием над останками.

(Там же, 17а).

 

12) Не следует относиться небрежно к кладбищу: не пасут на нем скота, не проводят чрез него водосточных канав, не рвут на нем цветов; если же они нарваны, то следует сжечь их на месте, из уважения к умершим.

(Мегила, 29б).

 

13) Р. Меир говорит: исполнять последнюю волю умирающего есть дело богоугодное.

(Кетубот, 70а).

 

14) Р. Йеhошуа, бен Леви, говорит: при покойнике следует говорить только о делах, относящихся к нему же.

(Брахот Зб).

15) Р. Иеhуда от имени Рава сказал: кто чрез меру терзается об умершем, тому вскоре придется оплакивать еще одного из своих.

(Моэд-Катан, 27б).

 

16) «Не плачьте об умершем и не сокрушайтесь о нем» (Иерем. 22, 10), т.е. не плачьте об умершем слишком много и не сокрушайтесь о нем чрезмерно. Как же делать? — Три дня достаточны для оплакивания его, семь дней — для поминания его, а тридцать дней — чтобы воздержаться от одевания новых платьев и от бритья. А затем, говорит Всесвятой, — «вы не должны быть более сердобольны, чем Я».

(Там же).

 

17) Сын мой! старайся утешать скорбящих и говорить к их сердцу, потому что друзья Иова заслужили наказание, тем только, что осыпали его упреками, а не утешали, как написано (Иов 42:7): «Ибо вы не говорили мне так верно, как раб мой Иов».

(Завещание Р. Элиэзера Великого).

 

18) «И выслушал Авраам Ефрона, и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хеттовых» (Бытие 23, 16). Авраам не сказал: «уступи за меньшую цену», дабы показать, что не следует торговаться из уважения к покойнику, ибо покойника долго задерживать нельзя.

(Орах Хаим § 733).

 

19) Следует заходить в дома умирающих и присутствовать, когда душа расстается с телом, ибо тогда смиряется сердце человека.

(Соч. Р. Тама).

 

20) Следует человеку раскаиваться в грехах своих, когда случается несчастие с ним или с его детьми. Следует ему плакать и рыдать. Так мы находим, что благочестивый отец (Давид) горько плакал о смерти ребенка, оделся во вретище и посыпал свою главу пеплом. Он, этот великий царь с львиным сердцем, повергся на землю по случаю смерти новорожденного, которого он даже не видал и не знал, будет ли он мудрый, и сердце его обливалось кровью за Амнона и Авессалома, которые творили зло. И это потому, что твердость духа в таких случаях имеет характер непокорности; упадок же духа выражает сознание греха и раскаяние. Известно из писания, что преждевременная смерть человека есть наказание, называемое «истреблением» или смертью по приговору суда Божия, так как сказано (Исход 23, 26): «И число дней твоих сделаю полным». Точно также, смерть детей при жизни родителей есть наказание, как сказано (Оссия 9, 12): «Даже, когда они возрастят детей своих, истреблю их из рода человеческого», и еще сказано (Исход 23, 26): «Не будет выкидывающей и бесплодной в земле твоей». И так, кто умирает раньше определенного для человеческой жизни времени, должен быть оплакиваем своими друзьями; точно также должны быть оплакиваемы умершие дети; но это оплакивание должно иметь характер сокрушения пред Богом о сознательных грехах умершего. Отчаяние же или стоическая невозмутимость духа в этих случаях есть положительное зло. И не позволяй себе, сын мой, увлекаться сентенциями лжемудрствующих греческих философов, очерствляющих сердце, отрицающих будущее и презирающих прошедшее. Сократ говорит: «Спросили меня: почему мы никогда не видим тебя грустным? Я им отвечал: ничего не имею такого, потеря чего могла бы причинить печаль. Затем он прибавил: кто узнал свет, тот не может ни радоваться счастью, ни горевать о несчастии, не рассудителен тот, кто, зная, что он должен оставить мир, хлопочет однако о его благосостоянии». Но такой образ мыслей приличен только им55 и прочим мудрствующим, ничего не признающим в жизни; тебе же какую пользу может принести их дерзкий язык? Вдохновенный царь Соломон, сказав: «все суета», однако ж, вникал и исследовал, что хорошо и что дурно, что правда и что ложь, и советовал человеку веселиться в счастье и плакать в несчастии, как написано (Еккл. 3, 4) «Время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать», потому что служение Богу требует, чтобы мы занимались также делами мира и старались о сохранении, дабы цель Божия при миросоздании пребывала во веки.

(Ральбаг 31).

 

21) Не следует хоронить добрых возле злых. Праотец наш Авраам старался приобрести отдельное место для погребения своего покойника и не хотел похоронить свою жену на кладбище народа, известного своею испорченной нравственностью. А потому, весьма полезно для города, чтобы даже после смерти была большая разница между праведником и безбожником, так как смерть праведника есть переход к жизни вечной, а смерть безбожника — есть переход к совершенной погибели.

(Там же 32).

 

22) Весьма богоугодное дело — поминать умершего, как следует, и кто равнодушно относится к поминанию честного человека, тот не достигнет долгоденствия. Поминание умершего состоит в том, что громогласно говорят о нем слова, трогающие сердце, чтобы возбудить слезы сожаления, и воспоминают о его достоинствах; но слишком хвалить его не следует, а только воспоминать о его хороших качествах. Если же за умершим не водилось никаких хороших качеств, то ничего не говорят. Над телом ученого и благочестивого вспоминают о его учености и благочестии. Если же приписывают умершему те качества, которых за ним не водилось, или же преувеличивают их, то это причиняет зло говорящему и умершему. Женщин поминают между мужчинами и учеными по их достоинству.

(Тур Йоре-Деа о похоронах § 344).


55 Т. е. Греческим философам.