Иерусалимский Храм и Иерусалимский Талмуд сегодня

Профессиональное изготовление гранитных памятников — tsargranit.ru

К сожалению, я должна сразу сказать, что эта заметка не только не призывает к немедленному построению Храма, но даже и не сообщает ничего о том, каким бы он сегодня был, как бы мы его воспринимали и т.п.  Она займется совсем другим:  как мы можем применить древние  законы, связанные с, увы, давно разрушенным Храмом, в нашей сегодняшней жизни, прежде всего, в жизни организации «Маханаим».

Трактат «Шкалим», который мы учили в течение трех недель на «даф йоми», говорит о правилах сбора  денег на Храм. Он поднимает вопросы, актуальные и для сбора денег на какую-либо организацию сегодня, например:

  • Кто обязан сдавать деньги? Кто не обязан, но можно принять от него добровольное пожертвование?
  • В какой валюте нужно их сдавать?
  • Можно ли использовать собранные деньги не совсем на то, на что они были собраны (разумеется, на  близкие цели, но все же не в точности на то)?
  • Как именно их следует собирать? Какие требования предъявляются к тому, кто их собирает? Как обеспечивается то, чтобы собирающий деньги был «чист и в глазах Господа и в глазах людей»?
  • Что делать с излишками собранных денег?  Как поступать, если в бюджете Храма есть дефицит?
  • Как поступать с деньгами, которые посвящены Храму без указания, на что именно?

Разумеется, даже самая «богоугодная» организация не может сравниться с Храмом; тем не менее, многие изложенные в трактате «Шкалим» правила должны соблюдаться и при сборе общественных денег на благотворительные и занимающиеся преподаванием и распространением Торы организации. Например, столь популярное (и  многих отягощающее) требование «прозрачности» и полной отчетности уж никак не тяжелее, чем правило, что  одежда Первосвященника не должна иметь карманов и даже  швов, чтобы было легко удостовериться, что он никуда не спрятал полученные деньги.

Одежда первосвященника

А уж простые работники Храма, которые  раскладывали деньги на  торжественной церемонии вскрытия Храмовых сейфов, должны были быть вообще почти голыми – ни сандалий, ни шапки, ничего, куда можно было бы спрятать монету.

Следует отметить, что современные правила ведения дел для живущих на пожертвования «амутот», хоть и не требуют снимать сандалии, но во многом схожи с описанными в трактате «Шкалим». Не знаю, такие ли они также и для налоговой инспекции – ведь обязательные полшекелевые монеты это скорее налог, чем пожертвования.

В наше время обязательных сборов на «амутот» нет. Дотации министерств делаются. Конечно, из денег налогоплательщиков, но они отягощены уже не строгими правилами «прозрачности», а довольно тупой бюрократией и тупостью чиновников. Но трактат «Шкалим» перечисляет немало категорий людей, которые не обязаны сдавать полшекеля, но могут пожертвовать их добровольно, среди них такие уважаемые слои общества, как коhены, женщины и др. Поэтому, в связи с окончанием изучения трактата «Шкалим», а также с нестабильным положением «Маханаим», будет вполне уместным призыв:

Сдавайте, дорогие читатели, пожертвования на «Маханаим»!   Как это сделать, подробно объяснено на сайте.

М. Китросски

(этот текст  использовал статью  Иеhудит Зингер «A Talmudic Lens on Nonprofit Management»

 

Запись опубликована автором Мирьям Китросски в рубрике Талмуд, Даф Йоми. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Мирьям Китросски

Мириам (Марина) Китросская, родилась в 1957 г в Петербурге (тогда Ленинград), с 1978 года жила в Москве, замужем за Леви Китросским. 7 взрослых детей и один внук. Училась на факультете иностранных языков, не закончила из-за отъезда в Израиль в 1987 году. С 1979 по 1987 год была активисткой алии и еврейского образования в подпольном кружке в Москве. Работает в "Маханаим", преподаватель, редактор и переводчик. Среди наиболее важных переводов: "Еврейское Право" Менахема Элона (частично), "Новые исследования книги Шмот" Нехамы Лейбович (частично), 3 книги Элиэзера Берковича: "Вера после Катастрофы", "Бог, Человек и История", "Не на Небесах".

Иерусалимский Храм и Иерусалимский Талмуд сегодня: 1 комментарий

  1. Сбор средств на строительство Третьего Храма без решения главного вопроса ортодоксами о возможности его строительства, решения государства о строительстве — это прямая дорога или к нецелевому использованию средств, или, того хуже, к банальному воровству ( пардон).
    Мне бы очень хотелось, чтобы Третий Храм был построен, но бытует парадоксальная ситуация — Храм будет построен «апосля», когда явится мессия, а деньги, что называется, … утром.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *