Субботний год и религиозное руководство. Шабат «Р’э», шабат мевархин месяца элул

В недельном разделе «Р’э» рассказывается о законах Субботнего года, и этот год как раз скоро наступает, так что я поговорю сегодня о возможностях соблюдения законов шмиты в наше время. Пока что вспомним вкратце, какие есть решения проблемы субботнего года сегодня. К сожалению, решение, предлагаемое самой Торой (Ваикра 25:20-21): А ЕСЛИ СКАЖЕТЕ: ЧТО ЖЕ БУДЕМ ЕСТЬ В СЕДЬМОЙ ГОД, КОГДА МЫ НЕ БУДЕМ НИ СЕЯТЬ, НИ СОБИРАТЬ УРОЖАЯ НАШЕГО? ТО ЗНАЙТЕ: Я ПОШЛЮ ВАМ БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОЕ В ШЕСТОЙ ГОД… рассчитано на аграрное общество, где люди обрабатывают землю, для того, чтобы получать свою ежедневную пищу, но в совпеменном индустриализованном обществе, с его международной экономической взаимозависимостью, оно не работает. Задержи государство Израиль поставки сельхозпродукции на экспорт, и его экономика рухнет очыень быстро. Впрчем, уже во времена Мишны нашим Мудрецам было понятно, что соблюдение законов шмиты представляет значительные трудности. Так же, как еще Гиллель понимал, что законы рынка уже не делали возможным «шмитат ксафим», то есть прощение к концу семилетнего цикла долгов, и поэтому он установил знаменитый прузбул, так же и сегодня всем, включая все галахические авторитеты, понятно, что просто не обрабатывать землю – это не решение. Нужно отметить, что также и ярые противники послаблений вообще и hейтер мехира , в частности, такие, как Хазон Иш (который решительно пишет:»всякий, у кого есть мозги в черепушке, понимает, что необходимо считаться с действительностью»), предлагали весьма сильные отступления от исконных законов шмиты, которые, впрочем, были направлены не на облегчение жизни всему народу, а только на улучшение положения религиозных земледельцев в Эрец Исраэль. Можно назвать сегодня 3 направления галахических решений проблемы шмиты:

1. Фиктивная продажа всех земель нееевреям – это было предложено равом Эльхананом Спектором из Ковны и затем поддержано равом Куком, hейтер мехира. Это решение поддерживается и главным раввинатом. Оно основывается на мнении, что шмита в наше время – дерабанан.

2. Использование в субботний год только нееврейской продукции

3. Использование продукции с израильских земель, не входящих в обладающие святостью седьмого года, а также посадок, оторванных от земли и «оцар бейт дин».

У третьего пути есть практические трудности – он не может обеспечить полностью потребности народа и государственной экономики, — тогда как у первых двух имеются трудности галахические. Не будем здесь разбирать их , посмотрим только кратко, какие решения этой проблемы предлагались в древности, во времена классического формирования галахи. Рабби Янай в трактате Санhедрин (26а) призывает народ в субботний год: «идите, засевайте землю – из-за арноны» – потому что иначе нечем будет платить налог властителю. Раши к этому месту поясняет, что это возможно, поскольку «в наше время» шмита – дерабанан. Но Тосафот, ссылаясь на Иерушалми, говорит, что неуплата налога могла бы привести народ к гибели, и поэтому это пикуах нефеш,  и возможно даже если шмита мидеорайта. Рабби Иеhуда hаНаси (Иерушалми Демай 2:1) одну за другой исключал земли из области субботней святости, пока не исключил из области святости субботнего года весь район Бейт-Шеана, и, как там сказано, объединились против него братья его и весь дом отца его. В трактате Таанит Иерушалми (3:1), (а не Бавли, который мы только что учили в Даф Йоми, и ничего такого там не было) – говорится, что пост по поводу засухи объявляли также и в Субботний год. Зачем, казалось бы, ведь землю обрабатывать все равно нельзя! Талмуд объясняет: ради пропитания других. Каких таких других? Талмуд дает два варианта ответа. Один – ради неевреев, если они живут в нашей земле, так что же им страдать? Но рабби Зейра говорит: это ради тех, кто не соблюдает шмиту. Что же, мы будем поститься ради нарушителей закона?! На это Талмуд отвечает, что рабби Зейра следует здесь за рабби Иеhуда hаНаси, который сказал о человеке, которого подозревали в нарушении законов шмиты: «Что же делать этому бедняку? Он обрабатывает землю, чтобы выжить».

Тот же Таанит Иерушалми рассказывает, что в какой-то год рабби Иеhуда hаНаси вообще отменил соблюдение субботнего года, считая, что экономические трудности достаточно велики, чтобы пренебречь законом, который, по его мнению, уже имел статус дерабанан. Но его решение было отвергнуто, о чем ему сообщает в гемаре не официально, а намеком рабби Пинхас бен Яир, о котором говорили, что у него даже осел не ел пищу, от которой не была отделена десятина.

Обратим внимание, что вопросы облегчения шмиты волнуют гораздо больше, во-

первых, Иерушалми, чем Бавли, что можно понять, и во-вторых, рабби Иеhуду hаНаси, наси Санhедрина, на котором лежала ответственность за благополучие народа, чем, скажем, рабби Пинхаса бен Яира, частное лицо, который мог у себя дома вести себя так, как ему нравится.

Моя драша основывается во многом на изложении этого вопроса в книге рава Берковича, и я хочу заключить свои слова цитатой из него: «Субботний год – это выражение важного идеала учения Торы… Эта философия взаимосвязи всего живого друг с другом и со своим Создателем – основа жизненно важных экологических и социально-нравственных идей, ответственности и надежды. Какое бы решение ни было найдено для проблемы субботнего года в наши дни, идеал субботнего года должен не только сохраняться, но и воплощаться в жизнь». При этом сегодняшнее положение субботнего года он видит как «печальное доказательство изгнаннического состояния галахи в государстве Израиль». Про hейтер мехира он пишет, что «продавать каждый седьмой год всю землю Израиля – это фарс, от которого нас следовало бы избавить». Будем надеяться, что галахическое руководство еще найдет решение, соответствующее Божественному замыслу в применении к условиям современной экономики.

Запись опубликована автором Мирьям Китросски в рубрике Еврейская актуалия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Мирьям Китросски

Мириам (Марина) Китросская, родилась в 1957 г в Петербурге (тогда Ленинград), с 1978 года жила в Москве, замужем за Леви Китросским. 7 взрослых детей и один внук. Училась на факультете иностранных языков, не закончила из-за отъезда в Израиль в 1987 году. С 1979 по 1987 год была активисткой алии и еврейского образования в подпольном кружке в Москве. Работает в "Маханаим", преподаватель, редактор и переводчик. Среди наиболее важных переводов: "Еврейское Право" Менахема Элона (частично), "Новые исследования книги Шмот" Нехамы Лейбович (частично), 3 книги Элиэзера Берковича: "Вера после Катастрофы", "Бог, Человек и История", "Не на Небесах".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *