МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги "Союз обрезания"

ТРИ ИМЕНИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА:
ИВРИ, ИСРАЭЛЬ, ИУДЕЙ

ТРИ ИМЕНИ ОПРЕДЕЛЯЮТ СУТЬ ЭТОГО ОСОБЕННОГО НАРОДА

1. ИВРИ

У первого из еврейских праотцев, Авраама-авину (что означает: Авраам - наш отец), было еще одно имя: Авраам-иври (Берешит, 14), от слова авар, перешел. Мудрецы Израиля объясняют значение этого первоначального имени так: все человечество находится как бы по одну сторону, а Авраам - по другую. Он не такой как все, ибо по своей вере и мышлению отличается от всех остальных.

Мир во времена Авраама был населен идолопоклонниками, каждый из которых на свой вкус "творил себе кумиров", создавая идеологию и систему ценностей. Люди той эпохи возвеличивали творения своих рук, поклонялись тому, что создавали, и требовали того же от других людей, считая, что именно в этом истинный смысл религиозного служения. Не боги создавали человека, а человек богов - он их создавал и поклонялся им как святыням.

Авраам-авину восстал против этой общепринятой лжи, против того, чтобы считать создания рук человека чем-то высшим, законченным и обязующим, поскольку полагал, что любая система представлений, установленная людьми, не является высшим авторитетом. Их легитимация указывает лишь на личную заинтересованность, не больше. Иными словами, попытка утвердить такую систему в качестве истины самого высокого порядка - не более чем уловка, желание сделать зависимыми тех людей, которые чужды подобному мировоззрению.

Авраам-авину, по словам еврейских мудрецов, разбил идолы, принадлежавшие его отцу Тераху. Тем самым он отошел от языческого образа мыслей, ибо осознал колоссальную ложь, которая была в те времена принята во всем мире. Он открыл великую истину в том, что обнаружил неправду...

Осознав несостоятельность мира, в котором центральной фигурой является человек, Авраам продолжал удаляться от него. Истина существует - иначе быть не может! Ее нужно лишь найти; ее можно найти, если искать вдумчиво и беспристрастно, если мысли будут чисты, а желания естественны. И ничем ради этой цели не жалко пожертвовать, поскольку не существует ничего, что сравнилось бы с великим знанием истины о мире и о жизни.

Притча о человеке, который провел жизнь в странствиях. Как-то раз он увидел дворец, сверкающий множеством огней. Видно было, что жизнь кипит за его окнами. Сказал тот человек: не может быть, чтобы у такого дворца не было хозяина. Тут поглядел на него хозяин дворца и сказал: я - его хозяин (Мидраш).

Образ истины является человеку, когда он размышляет углубленно и вдумчиво. Если он идет по верной дороге, минуя ложь, то его путь достигает цели: однажды перед ним вдруг раскрывается подлинная суть вещей, большая истина. Именно эта идея и вдохновила Авраама-авину:

"Знай же - существует единый Бог, Первопричина мира, Творящий все сущее. Его творения нуждаются в Нем, но Он не нуждается ни в ком. Он - Абсолютная Истина, а все вокруг Него - истина относительная. И нет ничего подобного Ему". Именно об этом сказал пророк: "Господь Бог есть Истина, Он Бог живой и Царь вечный... Сотворил землю Своей силой, основал вселенную Своей мудростью, разумом Своим распростер небеса... Всякий (кто поклоняется идолам) утратил свой разум, всякий (создатель идолов) осрамил себя своим истуканом, ибо созданное им является ложью и нет в нем духа. Но не таков Тот, Кто есть удел Яакова, ибо Он творит все, а Исраэль - колено Его наследия. Господь Цеваот - Его имя" (Ирмияу, 10).

Обязательной для нас истиной являются лишь добро, мораль, духовные ценности - и только тогда, когда они даны нам Богом, то есть постигаются сознанием людей через пророчество.

Но мир, основанный на человеческом эгоизме, образует порочный круг, поскольку в нем желание человека является одновременно и побудителем к действию, и конечной целью любого действия.

У Авраама-авину не так: стержнем его существования была высшая Божественная воля. Причем, будучи причиной его действий, она и определяла их цель. Он ступил на ту дорогу, которая, начинаясь с Божественной воли, приводит к Божественной цели - по другую сторону мира.

2. ИСРАЭЛЬ

Двенадцать еврейских колен, как известно, произошли от двенадцати сыновей Яакова-авину (что означает: Яаков - наш отец), внука Авраама-авину. Он был назван еще одним именем: Исраэль. что означает: побеждать в борьбе с сильными, быть победителем, могучим; как написано: "Ибо сражался ты с ангелами и с людьми - и победил" (Берешит, 32).

Исраэль - это тот уровень, когда уже известны истина и ложь, когда дано человеку различать между добром и злом, когда он уже достиг того, что обозначено словами "и познаешь сегодня", но еще не подошел к уровню "и внушишь своему сердцу, что Господь - Он Бог" (Дварим, 4). Именно тогда человек поставлен перед глобальным и бескомпромиссным выбором - между влечением страстей и велением разума, между тем, что исходит от человека, и тем, что исходит от Бога, между "хочу" и "обязан". (Выбор происходит именно здесь и только здесь, а не в вопросе, например, предпочтения одной точки зрения перед другой; и не в выборе между двумя противоречивыми желаниями, - в конечном счете всегда побеждает то, что сильнее; в обоих случаях воля бездействует. Настоящий выбор заключен лишь в том, что управляет человеком: между разумом и страстью).

Природа Исраэля двойственна: он борется и с людьми, и с ангелами.

В борьбе с людьми также присутствуют два аспекта. Первый - работа над собой, преодоление человеческих слабостей, дурных привычек, предрассудков, боязни чужого, невосприимчивости к неожиданному. Сюда же входят: неумение изменить себя, когда это необходимо, неспособность властвовать над своими отрицательными качествами, такими, например, как эгоцентризм. Последнее особенно важно, поскольку вера в получение Божественной истины свыше обусловлена способностью человека поступиться своим Я: вера предполагает скромность.

Второй аспект: противостояние обществу. Человеку крайне трудно ощущать свою исключительность, ибо исключительность отторгает от общей среды. Человеку более естественно быть захваченным каким-нибудь потоком, ибо ему лень плыть против течения. Природа человека такова, что ему удобно быть рабом своего окружения, послушно склонять голову перед ним и, поступаясь своей волей, подчиняться его диктату. Искоса брошенного взгляда, пренебрежительного жеста, насмешливой улыбки подчас достаточно, чтобы остановить человека и вернуть его обратно в стадо.

Чтобы обрести внутреннюю силу и величие души, человек должен тянуться к возвышенному, стремиться приблизиться к Богу, любить истину как таковую. Внутри человека уже заложены способности к этому, так как он создан "по образу Бога", и нужно лишь приложить усилия, чтобы раскрыть их, реализовать, дать им вырваться наружу. Нужно удалить пелену материальности, научиться глядеть сквозь нее, не принимая вещественность за первооснову и не ставя собственный эгоизм во главу угла. Лишь освободившись от этих оков, человек способен устремиться вверх, причем именно тогда его собственный уровень духовности покажется ему явно недостаточным и он начнет жаждать большего; о чем сказано: "и боролся он с Богом".

3. ИУДЕЙ

"Теперь возблагодарю Господа" (Берешит, 29). Одаа - на иврите благодарность, признательность, а также признание истины (ибо нет благодарности за сделанное добро без его признания).

После достижения двух уровней - Иври и Исраэль - человек осознает и принимает великую и вечную истину: он узнает о Боге Израиля - о Высшей Сущности, Которая сотворила вселенную и человека, дала ему жизнь и управляет миром. И еще он узнает, что мир не брошен, что Бог не оставил Свое творение.

Создав наш мир с некоторой целью, известной лишь Одному Ему, Творец возложил всю работу, необходимую для осуществления этой цели, главным образом на человека. Для того Он и вручил народу Израиля Тору на горе Синай, чтобы тем самым реализовать Свою великую цель. Ибо мы участвуем в замысле Всевышнего тем, что выполняем указания Торы, которые формируют образ каждого, кто их исполняет, а вместе с ними формируют и образ всего народа, - в этом наше отличие от других народов.

Евреи удостоились этой великой Божественной задачи за заслуги Авраама-авину, а также за то, что сказали "наасэ венишма" (сделаем и поймем), выразив тем самым готовность принять Тору по велению Творца, даже не осознав полностью ее значения. (В то время как неевреи требовали сперва понимания, как условие принятия обязательств, то есть соглашались получить Тору лишь в том случае, если она им понравится).

Еврей - тот, кто знаком с истиной и принимает ее, не будучи ее создателем. Он принимает истину даже тогда, когда она выглядит парадоксально и есть искушение отречься от нее.

Еврей - тот, кто принимает Тору, а вместе с ней и иго Небесного царства.

Еврей - тот, кого Всевышний обязал исполнять заповеди Торы, представив это долгом, от которого не может освободиться ни один человек, рожденный матерью еврейкой или совершивший переход в иудаизм согласно Закону.

Еврей благодарен Творцу за то, что Тот удостоил его быть сыном получившего Тору избранного народа, столь непохожего на другие (и именно по причине своей особенной сущности ненавистного другими народами во всех поколениях).

В идеале, еврей - это благодарение Господу за то, что удостоился поднять возвышенную суть народа Израиля и возблагодарить за это Создателя. Это - благодарность за благодарность.

"Благодарим мы Тебя за то, что мы благодарим Тебя" (из молитвы).

"Ты выбрал нас из всех народов,
Возлюбил нас и возжелал,
Возвысил нас из всех племен,
И освятил нас Своими заповедями,
И приблизил нас, чтобы служили Тебе,
И связал с нами великое Свое Имя" (из молитвы).