К оглавлению лекций

Зеев Дашевский

Курс "Законы семьи"

Запрещенные связи и наказания за нарушение этих запретов. Понятие "арайот".

Вторая половина нашего курса будет посвящена больше отрицательным вопросам, чем положительным, в отличие от первого семестра. Заметную ее часть будет составлять раздел "Законы развода". Мы начнем не с него, а с запрещенных связей и браков. Это тема сегодняшнего занятия. Основные узлы этой половины курса будут: запрещенные связи и браки, статус ребенка, рожденного от того или иного брака или связи, законы развода и законы ибума и халицы.

Запрещенные связи подразделяются на несколько групп. Самая серьезная - на стр.58: 18-я глава книги "Вайикра" перечисляет все те связи, которые строжайшим образом запрещены законом Торы и караются высшей мерой наказания. Нарушение некоторых из них влечет к казнь в бейт-дине, и все из них, в любом случае,(если за нарушение любого из этих запретов человек не казнен в бейт-дине, там, где полагается,) - караются с неба наказанием "карет". "Карет" - это преждевременная смерть в этом мире и непредоставление возможности жить в грядущем мире.

("Карет" - от слова "ликрот" (отрезать). Человек как бы отрезается от корня жизни. Есть такое представление, что душа человека привязана к небесному источнику жизни 613 нитями, соответственно заповедям. Когда он исполняет все заповеди, то он имеет полноту жизни и в этом мире, и в грядущем. А когда некоторые ниточки разрываются, то эта связь слабеет. Но бывают такие преступления, когда за одно преступление он начисто отрезается от этой связи с жизнью. Это образ не галахический, но позволяющий представить себе наглядно. Есть ряд очень строгих запретов, нарушение каждого из которых карается таким наказанием с неба.)

Наряду с этим, бывает предусмотрена казнь в бейт-дине, как в нашем не очень коротком списке запрещенных связей. В любом случае, для нас сейчас существенно, что каждый из этих запретов влечет, как минимум, вот это наказание с неба - "карет". Эти связи, которые мы сейчас прочтем в 18-й главе, имеют общее название - "арайот". Арайот - это форма множественного числа, а единственное число - эрва. Производят это комментаторы от корня "лаарот" - открывать. Т.е. есть некоторые места или некоторые объекты, которые должны быть закрыты или скрыты, есть связи, которые запрещены строжайшим образом, и нарушение этого запрета называется термином "гилуй арайот", открытие того, что должно быть закрыто. Это одно из тягчайших преступлений. Мы сейчас прочитаем список этих запретов, который дается в Торе, и самое простое определение слова "эрва" - это то, что предусмотрено этим списком. Бывает такой способ определения - не формулой, не принципом, а просто списком, прямым перечислением. Все те связи между мужчиной и женщиной, которые перечислены в этой главе, входят в список "арайот". Что это за запреты?

Краткий анализ списка "арайот", приведенного в книге "Вайикра"

В 18-й главе есть первые стихи, которые, как обычно, описывают, что Всевышний поручает Моше сказать сынам Израиля: "Я - Господь Бог ваш, по обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям земли Ханаанской, в которую Я введу вас, не поступайте, и по уставам их не ходите". Общее предостережение: Мои законы исполняйте, Мои уставы соблюдайте, чтобы следовать им; Я - Господь Бог ваш". После этих предостережений идет общая фраза в стихе 6-м.(Замечу в скобках, что это относится не конкретно к нашему курсу, а имеет гораздо более глубокий и широкий смысл. Знаменитая фраза в пятом стихе: "И храните Мои уставы и Мои законы, ашер яасэ отам адам вэ хай ба-эм". Мои законы обладают таким специфическим свойством, что человек исполнит их и будет жив в них. И мудрецы из этого делают очень глубокий и важный принцип: "Вэ-хай ба-эм вэ ло ше-ямут ми-эм". Т.е. человек должен исполнять заповеди с тем, чтобы жить в них. И вообще говоря, если человеку для исполнения заповеди надо отдать жизнь, то он обязан нарушить, не исполнить заповедь, но не отдать жизнь. За исключением трех случаев, один из которых - это "гилуй арайот".)

То, что нам нужно для нашего курса, начинается с шестого стиха. "Иш-иш" (каждый), ни к какой близкой плоти не приближайтесь, чтобы открыть их наготу, Я - Всевышний". Окончание "Я - Всевышний" обозначает придание очень хватает могущества дать награду за исполнение и наказать за большого веса этому запрету. Я - Всевышний, у Которого нарушение, а сам запрет носит здесь общий характер: ни к какой близкой плоти. (Вы узнаёте здесь слово "шеэр", которое нам памятно из первой половины нашего курса. Одна из трех обязанностей мужа по отношению к жене - это "шеэр".) "Шеэр" обозначает плоть, в частности ближайших родственников. Здесь есть общая формулировка запрета: ни к какой близкой плоти не приближайтесь, т.е. запрет близкородственных связей. Или, как вы справедливо сказали, это вполне может соответствовать русскому термину "кровосмесительство".

Дальше идет конкретизация этого. Седьмой стих говорит: "Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай. Это твоя мать, не открывай ее наготы". Из такой избыточности слов понятно, что мудрецы должны будут вывести что-то еще, что подразумевается и не сказано явно. Но, по-простому говоря, здесь запрещены связи с матерью. Насчет связи с отцом, надо думать, что имеется в виду, потому что, если речь идет о мужеложестве, то оно будет запрещено в явном виде ниже в этом списке, и это не называется "арайот".

Следующий, восьмой стих. "Наготы жены отца твоего не открывай, это нагота твоего отца".Понятно, что жена твоего отца может не быть твоей матерью. Но если она замужем за отцом, то мне ниже запретят любую чужую жену. В чем специфика жены отца? В том, что она запрещена мне навеки, даже если отец даст ей развод или умрет. Если она была женой отца, то она запрещена навечно.

Девятый стих. "Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, (т.е. даже если это сестра только по одному из родителей), рожденной в доме или рожденной вне дома, не открывай ее наготы". Что имеет в виду этот стих? Зависит от того, где был расположен роддом, где она родилась? Тут явно информация, которая требует объяснения в Талмуде и в других галахических сочинениях. Мы разберем это, если успеем, а пока мы должны составить представление, что представляет собой этот список. Нам дана общая шапка - близкие родственники, а теперь перечисляется, что это за близкие родственники: родители, братья и сестры.

Десятый стих говорит: "Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай их наготы, потому что это твоя нагота". Помните принцип "дети детей - как дети"? Поэтому, если это твоя внучка, то она тебе запрещена точно так же, как дочь.

Здесь у нас персонажем, к которому это обращено, является мужчина. На вопрос, есть ли запрет для женщин, мы сейчас ответим однозначно, что запрет одинаково относится и к мужчине, и к женщине, но пока у нас героем, к которому обращены эти запреты, является мужчина. Это говорится с его точки зрения.

Одиннадцатый стих. "Наготы дочери жены отца твоего, рожденной от твоего отца. Это твоя сестра, не открывай ее наготы ".Вопрос возникает, зачем он говорит "дочери жены отца, рожденной от отца", когда он уже говорил "сестра по отцу". Если жена отца родила до брака с отцом от другого брака или от другой связи дочь, то она никак не является эрвой. Имеется в виду сестра, у которой другая мать, но тот же отец.

Нужно обращаться к Талмуду, чтобы он нам объяснил, как это понимать, зачем тут удвоение.

Смотрите, что тут сказано: "Наготы сестры отца твоего не открывай, ибо это близкая плоть твоего отца". "Сестра отца" - мы близко знаем такой пример, вы помните, что отец Моше Амрам был женат на своей родной тете, на сестре своего отца, Йохевед. И поскольку это было еще до Дарования Торы, этот закон еще не был дан. И все эти связи, "арайот" специфичны только для Израиля. Для всех остальных народов заведомо запрещена мать. Запрещена сестра по отцу и по матери. Запрещена ли для них сестра по отцу - это уже вопрос спора мудрецов. Но речь не идет о том, что запрещена тетя, до этого у них не доходит. ( Мы говорим не о том, что делают другие, а какой закон дает для них Тора.) У нас есть "шева мицвот бней-Ноах", и для них ряд запретов существует, например чужая жена. Для них институт брака урезан, по сравнению с Израилем. Но чужая жена запрещена страшным образом, и мать запрещена, и родная сестра запрещена, но этот список гораздо более ограничен.

Тринадцатый стих. "Наготы сестры матери твоей не открывай, потому что это ближайшая родственница твоей матери, или плоть твоей матери".

Четырнадцатый стих. "Наготы брата отца твоего не открывай". Это значит - к жене его не приближайся, потому что это твоя тетя. Интересно то, что тетей называется не сестра отца, а жена брата отца. Спорить по этому поводу я не буду. Я спрашиваю, к кому применяет этот термин Тора? Ясно, что сестра отца как раз и яаляется тетей.

Пятнадцатый стих. "Наготы невестки твоей не открывай, она - жена твоего сына, не открывай ее наготы". Шестнадцатый стих. "Наготы жены брата твоего не открывай, ибо это - нагота брата твоего".

Семнадцатый стих: "Наготы женщины и дочери ее не открывай", т.е. человек не может одновременно жениться и на матери, и на дочери. "Дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтобы открыть их наготу, потому что это ее близкая плоть, и это - разврат, если так поступить".

Восемнадцатый стих. "Женщины в дополнение к ее сестре не бери, чтобы она была соперницей, открыть ее наготу". Т.е. нельзя жениться на двух родных сестрах. Проблема - если бы это происходило после Дарования Торы, то это был бы типичный "гилуй арайот", т.е. то, что Яаков женился на Рахели и Леа, совершенно противоречило бы этому запрету. Конкуренция - вещь хорошая, но не в семейной жизни. Считается по человеческой природе, что отношения между соженами одного человека, как правило, напряженные. Мечты, конечно, хороши: одна стирает, другая моет посуду, третья детей нянчит. Но в реальной жизни они напряженные. Не зря на иврите термин, который происходит из этого нашего стиха, "сожена", называется словом "цара", делает неприятности. И мы знаем некоторые примеры "царот", которые делают жизнь очень невеселой. Так вот, Тора не запрещает мужчине взять несколько жен, но только чтобы никакие две из них не были рождены сестрами, потому что это уже невыносимо.

Но заметьте себе, что здесь ограничение, единственное во всем списке - что это только при жизни жены. Пока она жива, неважно, он остается женатым на ней, или дал развод, - ее сестра категорически запрещена. Если жена умерла, он может жениться на ее сестре.

Девятнадцатый стих. "К женщине в состоянии ниды не приближайся, чтобы открыть ее наготу".

Следующий, двадцатый стих, завершает список "арайот". Двадцатый стих говорит: "И с женой ближнего твоего не ложись, чтобы дать свое семя, или дать потомство, чтобы оскверниться ею. Запрет чужой жены завершает список "арайот", а дальше идут запреты, которые столь же сильно и с тем же сильным наказанием запрещены, но они уже не считаются "арайот", и поэтому мы бегло посмотрим, что это за запреты.

Запрещенные связи, не относящиеся к списку "арайот". Проблема близкородственных связей

"Из потомства твоего не давай проводить Молоху". Это такая распространенная в древности форма идолопоклонства. "И не профанируй имени Бога твоего - Я, Всевышний". Это не имеет отношения к теме нашего курса. Дальше имеет отношение, но это не называется "арайот". "С мужчиной не ложись, как с женщиной, потому что это мерзость,и со всякой скотиной не конечный. Если сказать в общем, почти весь этот список состоит из очень сильно запрещенных близкородственных связей, и в добавление к ним есть только две вещи: собственная жена в состоянии "нида" и чужая жена. В одной фразе можно сказать, что список "арайот" почти целиком состоит из близкородственных связей, причем что значит - близко? Можем ли мы весь этот список представить формулой? Это вопрос. Кроме близкородственных связей, как мы сказали, есть только жена в состоянии "нида" и чужая жена. Прелюбодеянием называется только нарушение запрета чужой жены. Кровосмесительством называются, как правило, только близкородственные связи. Поэтому по-русски я не знаю адекватного термина для перевода понятия "арайот".

Теперь посмотрите на следующей странице. У нас есть некоторые комментарии к шестому стиху нашей главы. "Никто к близкой плоти своей не приближайтесь, чтобы открыть наготу. Есть довольно длинный комментарий Рамбана. Мы посмотрим только на самой нижней строчке, какую идеологию подводит Рамбан под этот запрет. Почему запретили близкородственные связи? Запрет близкородственных связей Тора дает для того, чтобы человек не был погружен постоянно только в это занятие половых связей, для того чтобы немного смягчить накал страстей, по возможности. Так говорит Рамбан.

Левый нижний квадрат занимает комментарий Сфорно. Посмотрим его подробнее, это интересный комментарий, Сфорно - очень важный Ришон, и его комментарии к Торе обладают очень большой глубиной и ясностью. Говорит Сфорно. Потомство от близкородственных связей, в силу того, что действующий и поддейственный близки по своей природе,близкородственны, следует ожидать, что такое потомство должно быть повышенного качества, хороших свойств, как это произошло с потомством, состоящим из Моше, Аарона и Мирьям, родившимся от Амрама и его тети Йохевед. В полном противоречии с тем, что мы сегодня склонны выводить из современной генетики, когда нас пугают ужасами того, что близкородственные связи приводят к самым страшным патологиям. Он еще не знал ни опытов Менделя, ни других изощренных вещей. И говорит: чем ближе одно к другому, тем следовало бы ожидать большей деликатности и завершенности в этом потомстве.

Это означает, что все наукообразные объяснения средневековья или раньше имеют для нас не очень большую убеждающую силу, потому что они находились на уровне современной им науки, и они нам очень убедительно объясняют все через четыре элемента, из которых все состоит, и, как это прекрасно сказал Аристотель, но сказано - хватит Аристотеля. Мы уже видели науку, чуть более содержательно описывающую мир, в котором мы живем, если говорить о реальном мире. Поэтому все конкретные объяснения, как бы физической природы, дожны восприниматься нами со здоровым критическим духом, и мы не должны сказать: "Раз мудрец написал - то это точно так". Может быть, это его соображения в рамках той науки, которая была ему ведома. А мы знаем, что вся наука 300 лет назад представляла собой нечто совсем другое, чем то, что мы сегодня называем наукой. Поэтому я не склонен очень много обсуждать, прав Сфорно или нет в том, что от близкородственных связей следовало бы ожидать очень хорошего потомства. С другой стороны, надо учесть, что все мы, человечество, происходим, в конечном счете, от одной пары, и пока еще не полностью выродились. А близкородственность связи между Адамом и Хавой документально засвидетельствована. Это одна и та же плоть. Поэтому я и генетику не склонен принимать, как страшный жупел.

Причина запрета близкородственных связей

Меня интересует, как на фоне этой преамбулы,что, наоборот, было бы хорошо стремиться к тому, чтобы потомство было от как можно более близких родственников,понять, почему же Тора это запретила? - Сфорно продолжает мысль. Хорошо было бы, чтобы потомство происходило от близких по природе, и как сказали мудрецы, про желательность женитьбы на дочери сестры. Заметьте себе такой парадоксальный факт, что по степени родства дочь сестры и сестра отца не очень заметно отличаются. И при этом сестра отца - это очень страшный запрет, это "эрва", а дочь сестры - это не только не запрещенный, а очень рекомендованный мудрецами брак. И объяснить это с точки зрения чисто научной генетики, если удастся когда-нибудь, то это было бы очень неплохо.

Все это говорит: было бы так, (т. е. потомство было превосходным) при одном условии: что действующий и поддейственный имеют единственное намерение - исполнить волю Творца. Если они знают, что Он велел им плодиться и размножаться, и они хотят породить того, кто будет достойно исполнять человеческую задачу, тогда Тора бы сказала: "Лучше как можно более близкородственные браки". Однако, на самом деле дело обстоит совсем не так. Если встретится такое, что у людей подобное желание, так это в редком случае. А на самом деле, что регулярно происходит со всем родом человеческим или с большей его частью, так это стремление к одному чистому удовольствию. Если бы не запретить этих близкородственных связей, а они все время находятся близко друг от друга, и если это можно, то они все время будут погружены в это занятие, и ничем другим не будут заниматься. Будут не плодиться и размножаться, а только стремиться извлекать одно чистое удовольствие, и все погрузится в разврат.

И поэтому Тора говорит "открыть наготу". Потому что это удовольствие, связанное с открыванием наготы, это и есть то, что в подавляющем большинстве случаев будут преследовать люди, и поэтому Тора запретила близкую плоть, а именно - запретила прямое потомство. И дальше он уже уточняет, теперь уже философия закончилась, начинается как бы биохимия, он пытается нам дать структурную формулу этого списка. Тора запретила линию прямого потомства. Отец - герой, которому запрещено, - сын, - это есть основа, опорная линия. И те, кто находятся в прямой близости к этой линии. Запрет - эта линия и все, что соседствует с ней. "Вот, -говорит нам Сфорно, и вся формула "арайот".

И продолжает. Считается - от мужчины, это первый принцип. И второй принцип: что жена и муж - это одно. Этот принцип в разных областях выступает. Например, мы знаем, что наилучшее исполнение закона хануккальных свечей в том, что каждый член семьи имеет свой хануккальный светильник, но не муж и жена. Муж и жена считаются,как одно тело, и они при самом лучшем исполнении не должны зажигать разные ханукии. Это очень важный и вдохновляющий принцип: что муж и жена - как одно тело. И теперь возникает некоторая несимметрия, которая, может быть, сможет нам объяснить, почему тетя так страшно запрещена, а племянница нисколько не запрещена.

И потому сестра отца - это "эрва", потому что она находится в первой степени близости к отцу, в отличие от дочери брата, которая находится во второй степени близости к нашему герою. Получается так, что эта линия "отец, сын и он сам", считается "ноль". Между ними нет никакого расстояния. Отец - как он, сын - как он. Пока он демонстрирует вам этот принцип на одном, самом простом участке этой схемы. Считается, по этой линии, что они отождествляются, и все, кто находятся в непосредственном соседстве с ней, - это "арайот". Отсюда мы видим, что сестра отца, безусловно, "эрва", то же самое касается жены отца, и то же самое касается жены брата отца. Потому что если у отца есть брат, то он находится в первой степени близости к отцу, а жена брата, тождественна брату, и тоже "эрва". Хотя там нет никакой близости, но она, соответственно формуле, тоже оказывается "эрва". Дочь брата - не "эрва", на ней спокойно можно жениться, даже очень желательно. Хотя мудрецы говорят непосредственно про дочь сестры, но здесь разницы нет, в смысле разрешенности.

Запреты, касающиеся женщин

Посмотрим на этой странице комментарий. Хизкуни отвечает на вопрос, который мы по дороге задали, но не ответили на него. Почему же все про мужчину да про мужчину? А женщинам что, никакого запрета нет? Хизкуни - это не частное мнение, это такая Галаха. Из того, что сказано: "Не приближайтесь к плоти" - зачем сказано вомножественном числе? Здесь подразумеваются двое - мужчина и женщина. Поэтому для женщины запреты ровно те же самые, и мы можем всю ту же самую таблицу или схему составить с точки зрения женщины. Запрещена мать - для женщины запрещен сын. Отец, конечно, запрещен, но это будет обращение того, что запрещена дочь. (Если мы для мужчины говорим, что запрещена дочь, то для женщины, для дочери это значит, что запрещен отец.

Это первый и самый суровый раздел запрещенных связей, которые называются "арайот". Помимо этого, есть связи, запрещенные тоже законом Торы,но они отличаются они тем, что этому нет наказания ни казнью в бейт-дине, ни каретом. Если есть просто "лав", т.е. заповедь "ло таасэ", то при нарушении ее, при отсутствии каких-то особых обстоятельств, наказание - палками. Наказание палками считается из того же подразделения, что смертная казнь. Смертная казнь требует, чтобы человек был умерщвлен, а наказание палками изначально требует, чтобы он выдержал и не умер. Но если он случайно умер, то не получилось. Перед назначением количества ударов доктор должен был освидетельствовать и сказать, какое максимальное количество ударов он выдержит. И бейт-дин не имел права назначить больше. А если он и этого не выдержал, ничего не поделаешь.

Некоторые запреты, специфичные для коhенов

Вверху вы видите непрямое продолжение. Это -21я глава той же книги "Вайикра". В этом отрывке содержатся некоторые запреты, специфические для коhена. Коhаним, как вы помните, это потомки Аарона, часть колена Леви. И поскольку они занимаются службой в Храме, то к ним предъявляются повышенные требования чистоты и святости.Им запрещены некоторые браки и связи, которые остальным в народе Израиля не запрещены. Специфические запреты для коhенов перечислены в 21-й главе.

(Ответ на вопрос из зала.) Сказать, что коhенов сегодня нет, - преувеличение. Я не могу сегодня сказать, что когда фабрика закрыта на праздник, то директора не существует. Неважно, сколько лет прошло после разрушения Храма. Коhенство - это не должность, хотя это предполагает службу, а принадлежность к некоторой части народа Израиля, грубо можно сказать - каста, сословие, принадлежность к которой передается по наследству и никуда не может деваться. Если его папа был коhен и родил его от нормального, не запрещенного брака, то он он - коhен. Безусловно, сегодня есть коhены. Мы очень мало знаем надежных коhенов. Ответ на ваш вопрос - фамилия Коган, сама по себе,ничего не доказывает.Хотя изначально, конечно, она возникла оттого, что его предки были коhенами.

Что это за специфические запреты для коhена? "Женщины-блудницы и халала не возьмут, и женщины, разведенной от мужа ее, не возьмут, потому что свят он для Бога своего". Мы видим в этом стихе три специфических запрета для коhена. Для него запрещены зона, халала и груша. Любой из этих терминов требует определения. Потому что даже такой ясный ярлык, как "бен-зона", - это специфическая вещь для коhена. Мы в процессе это все определим. "Зона" - это женщина, которая родилась нееврейкой и осталась быть нееврейкой. Это женщина, которая не просто была в какой-то связи, а была специально выделена, для того чтобы она брала любого мужчину, который пожелает вступить с ней в связь. "Халала" - это женщина, которая не годится коhену в силу того, что она хоть один раз была в запрещенной связи, даже если это было, не дай Бог, насилием. Например, женщина, которая хоть один раз была в связи с неевреем, не годится в жены коhену. Если она выходит замуж за некоhена, то все в порядке. За коhена она не может выйти замуж, потому что она по этой статье запрещена. Разведенная запрещена коhену до такой степени, что, даже если он сам дал ей развод, то через минуту он уже не может ее взять обратно. Хотя любой другой разведенный человек может вернуть свою бывшую жену.

Если говорить про первосвященника, то если эти запреты были для любых коhенов, то теперь только для "коhен гадоль". Для первосвященника есть специфические запреты. Какие это запреты? "Коhен гадоль" имеется в виду не по весу или богатству, хотя было бы желательно и то и другое. Он первосвященник в Храме. Для него, помимо общих для всех коhенов запретов, есть еще один запрет: он не может жениться даже на вдове. И есть, сверх того, "асэ" - что он обязан жениться на девственнице.

Комментарий Рамбана на тему запрещенных связей

Итак, мы с вами уже видели список запретов "арайот", видели список специфических запретов для коhенов. Есть еще некоторое количество заповедей, запрещающих определенные связи для всех "бней-Исраэль" и "бнот-Исраэль". Общая структура запрета такова. Есть "арайот", строжайший запрет с наказанием "карет" плюс может быть казнь в бейт-дине. Есть специфический запрет для коhенов, и есть еще запреты для всех "бней-Исраэль", включая коhенов, и мы увидим, какие они. Все запреты делятся на следующие. Есть "арайот", есть запреты, которые называются "исурэй-кидуша" или "исурэй-лав". И есть запреты "асэ", (это запрет, который сформулирован Торой, как заповедь "делай", а не запрещающая.) Теперь мы обратимся к Рамбаму, который нам даст довольно ясную картину.

На 60-й стр. слева вы видите начало "илход исурэй-биа", т.е. законов запрещенных связей. Рамбам приводит все конкретные связи, запрещенные Торой. Поскольку мы их обсудили, не будем на этом задерживаться.

[Первосвященство не передается по наследству. При нормальном функционировании общества назначение первосвященника в руках царя,и он помазывается. В разные времена бывает по-разному. В очень тяжелые времена второй половины конца или конца Второго Храма эту должность правители продавали за большие деньги, поэтому нередко первосвященство покупал человек, не очень подходящий для этой должности. Если он женился, как простой коhен, на вдове, то,став первосвященником, он не должен давать ей развод.

(Ответ на вопрос из зала.) Только коhен может стать первосвященником. Одна из знаменитых историй про геров Шамая и Гилеля. Человек, который сказал: "Я хочу сделать гиюр с тем, чтобы стать первосвященником". Ему понадобилось некоторое время занятий, чтобы понять, что это абсурд. Приведу вам параллель. Если не родился в Америке, то стать ее президентом невозможно. И если не родился коhеном, то стать первосвященником нельзя. Но если родился и не имеешь дефектов, годен для службы, то можешь стать первосвященником.]

В первой Галахе, начинающей раздел запрещенных связей, Рамбам говорит: "Тот, кто вступил в связь с одной из всех арайот, перечисленных в Торе, если он это сделал злоумышленно, т.е. сознательно, понимая, что это эрва, которая так сильно запрещена, то тогда наказание ему "карет", как сказано: всякий, кто сделает из этих гнусностей, истребятся те души, и т.д.". Это из нашей 18-й главы, 29-й стих. Причем это наказание одинаково и к мужчине, и к женщине, которые вступили в эту связь.

Если они это сделали по ошибке (они не знали, что они друг для друга так запрещены, или не знали, что этот запрет к ним относится), тогда они должны принести специальный корбан, который называется "хатат", "хатат-квуа". (А как быть в наше время, когда нет Храма? Когда появится возможность,нужно будет принести.)

Некоторые из "арайот", кроме того, караются казнью в бейт-дине, сверх того карета, который одинаково относится ко всем нарушениям "арайот". Смертная казнь отличается от карета тем, что если бейт-дин обязан приговорить человека к смертной казни, он не имеет права принимать во внимание никаких смягчающих обстоятельств. Если налицо состав преступления, годные свидетели и предупреждения, то бейт-дин обязан приговорить к казни и осуществить ее. Если же это карет, то небесный суд, вообще говоря, может быть, это откладывает. Человек может сделать такую сильную тшуву, что это может помочь. В этом смысле казнь в бейт-дине тяжелее, чем карет. С другой стороны, если человек казнен в бейт-дине и перед этим раскаялся, то он имеет жизнь в грядущем мире, а карет лишает его такой жизни. Поэтому в каждом из этих путей есть свои более тяжелые и более легкие стороны.