К оглавлению книги "ИСТОКИ ИЕРУСАЛИМА"

1

ПРИОБРЕТЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА

ИСТОКИ
ГОРОД ДАВИДА
ШЛОМО (967-927 гг. до н.э.)
УПАДОК ГОРОДА (928-586 гг. до н.э.)
СЛОВАРЬ

ЭТА КНИГА – О ЕВРЕЙСКОМ НАРОДЕ И ИЕРУСАЛИМЕ. История еврейского народа, его духовная и культурная жизнь всегда были связаны с Иерусалимом. Как только евреи становились хозяевами своей страны, Иерусалим превращался в столицу. Даже в течение 1800 лет, которые рассматриваются как годы изгнания, евреи ежедневно вспоминали Иерусалим в своих мыслях и молитвах. Где бы евреи ни возводили свои дома, они оставляли малую часть незаконченной, чтобы она напоминала им об Иерусалиме Когда они строили синагогу, они делали все для того чтобы она была обращена в сторону Иерусалима Еврей не мог жениться, и даже не мог приняться за еду, не помянув Иерусалим.

В то же время Иерусалим был не только образом из далекого прошлого – он был и символом будущего. Для пророков Иерусалим был символом надежды, символом того, что конфликт может быть разрешен зло может быть исправлено, люди могут измениться к лучшему, справедливость может победить

Поэтому для еврейского народа Иерусалим не просто место на карте он занимает место в сердце.

В "Истоках Иерусалима" мы рассказываем о разных периодах истории города, используя первоисточники, каждый из которых имеет самостоятельную ценность, но которые мы, в целях создания как можно более полного и связного повествования, включили в основной исторический рассказ о развитии города

"Истоки Иерусалима – книга, предназначенная для практического пользования, а не для того, чтобы держать ее на журнальном столике или засунуть на верхнюю полку. Вы можете пользоваться ею, приехав сюда в гости и ли то только еще готовясь приехать, она поможет вам потом освежить свои воспоминания. Кроме того, "Истоки Иерусалима пригодятся вам, если вы захотите подготовить курс лекций об этом городе В сущности, это основной текст для предстоящего в 1996 году международного конкурса на тему "Иерусалим"

Мы рассказываем историю Иерусалима как бы на разные голоса с помощью различных рубрик. Рубрика "Стражник" вводит нас в каждый из периодов иерусалимской истории, давая им собственную оценку Рубрика "Крупным планом" поможет вам живо представить себе описываемое время Тексты "Цветка" – дополнительные литературные источники, которые обогащают наш рассказ Иллюстрации, карты таблицы и словарь в конце каждой книги помогут вам не заблудиться в дебрях истории.

Мы надеемся, что наше повествование об истоках Иерусалима станет вам верным спутником, когда вы приступите к изучению города, а может быть и собственной души.

 

Хаим Федер, Лора Джаннер Клаузнер
Эдюкейшен Мэттерс Лимитид

 

 

1  
     ~1000 до н.э.
  Давид
  завоевывает
   Иерусалим
  
2  
    ~ 967 до н.э.
  Начало
  царствования
  Шломо
  
3  
    ~963 до н э
  Шломо
  начинает
  строительство
  Храма
4  
    ~927 до н э
  Раскол царства
  Отделение
   северных племен
  
5  
    ~722 до н.э.
  Падение
  северного
   царства
  Израиль
6  
    ~586 до н.э.
  Падение
  Южного
   царства
  

НА НЕВЫСОКОЙ СЕДЛОВИНЕ, МЕЖДУ ГОР И ПЛОДОРОДНЫХ ДОЛИН, сбегающих к Средиземному морю на западе и препятствующих наступлению пустыни на востоке, встает древний город Иерусалим Издали, когда солнце садится за городом, известковые стены его зданий отливают розовым и золотым светом. Сотни лет люди разных рас и религии боролись за право бродить по его узким улочкам, вдыхать запахи его изобильных базаров и совершать богослужения в его храмах церквах и мечетях Иерусалим всегда был самой вожделенной добычей.

А еще Иерусалим – город, имеющий много имен. Один из способов присвоить что-нибудь, сделать своим – это дать ему имя И, кажется, почти все когда-либо претендовавшие на Иерусалим, называли его по своему Древние ханаанцы, овладевшие городом, называли его Иевус и, может быть, еще и Шалем – по имени местного божества Шалема. Язычники-римляне назвали его Элия Капитолина. Мусульмане называют его Аль Кудс ("Святость").

И все-таки у евреев есть для Иерусалима больше названий, чем у других народов. Иешаяу говорит – "Ариэль" , "Захария" – "Град Справедливости". Для некоторых это был "Град Давида", для других "Прекрасный град". Для многих это был просто "Город" ("Карта" – по-арамейски). Многие и теперь называют его Сион – по названию одного из холмов, на которых он стоит. Если чувства народа по отношению к какому-либо месту измеряются количеством названий, которые он этому месту дал, то тут становится совершенно ясно, что горячая любовь евреев к этому городу имеет очень длинную историю.

Бесчисленные легенды соединяют Иерусалим с событиями, упомянутыми в Библии. Самая главная из них – о каменистой вершине Храмовой горы (на иврите – Эвен а-штия) Согласно еврейской традиции, это краеугольный камень Земли, из которого выросло все творение. Из пыли его Господь вылепил Адама. На вершине его Авраам собирался принести в жертву Господу своего сына Ицхака. Здесь отдыхал Яаков, используя камень вместо подушки, и видел во сне ангелов, поднимающихся к небу. Из этого же Эвен а-штия Господь изваял две скрижали, которые Моше принес с горы Синай. Здесь воссядет Господь в Конце дней, чтобы вершить суд над народами.

(начало 1000-х годов до н.э.)

СОТНИ ЛЕТ Я СТОЯЛ здесь, охраняя ворота. До чего же неблагодарная работа! Стоишь за воротами в любую погоду, и никто тебя не замечает. Редко кто остановится, чтобы поговорить. Всегда они ужасно заняты – бегают туда-сюда.

Мы от всех оторваны среди этих горных проходов; никто без особой нужды сюда не заглянет. Иерусалим – не то место, ради которого человек сделает крюк на своем пути, чтобы его увидеть. Суровый это город. Посмотришь поверх восточной его стены – и что ты увидишь?' Пустыню, одну пустыню. Некоторые приходят, чтобы сделать последнюю остановку перед путешествием через пустыню, но большинство приводят сюда какие-нибудь дела. И настолько они устали от тяжелой дороги, что стараются как можно быстрее пройти в ворота, даже не поглядев в мою сторону. Они меня не замечают, но я-то их вижу.

Еще бы! В конце концов, это ведь моя работа – вглядываться в путешественников. Жизнь тут, в этой части света, не назовешь безопасной. Дороги и горные проходы кишат ворами, и я обязан хорошо рассмотреть каждого, кто входит в город. Я вижу их, всех до одного, иные из них и впрямь стоят того, чтобы на них посмотреть. Как, например, те гордые египтяне, которые заявляли, что город принадлежит им.

Сотни лет мы жили под властью египтян. Они и вправду считали всю эту землю своей собственностью. И когда у них было достаточно сил, чтобы навязать свою волю, они держали в подчинении здешние города. Но последние несколько столетий у них хватало, знаете ли, своих проблем, и тогда уж эти города освободились от власти египтян.

Недавно городом овладели люди, которых называют евуситы. Уж и не помню, ни откуда они пришли, ни когда. Они, однако, со мной хорошо обращались. Платили жалованье, мне и хватало. Необщительные такие были люди, ни с кем, вроде бы, не связанные: похоже, что в других городах Ханаана у них и родственников не было, а если и были, то я лично никогда о них не слыхал. Они дали городу название – он стал Евус – и зажили тихо-спокойно, сами по себе. Даже когда в наших краях появились израильские племена – это началось, пожалуй, несколько десятков лет назад, – евуситы почти с ними не сталкивались.

Евреям тут много земли принадлежало На севере одному племени – Беньямину, на юге – другому большому племени – Иеуде. Но они город никогда не трогали и вообще не доставляли особого беспокойства. Мы и не тревожились. Мы говорили: "Может, нас и не много, всего около двух тысяч, но одолеть нас никто не сможет. На этих горах? За этими стенами? С этими глубокими долинами, окружающими нас с трех сторон?' А с четвертой северной стороны нас защищает наша неприступная крепость. Ну, кто сможет проникнуть к нам?"

Но знаете что? Всего несколько недель назад им это удалось, и я и по сей день не понимаю, как. Я сторожу ворота города и знаю, что мимо меня они не проходили. Слыхал я, что они вошли через наши подземные туннели для воды Небольшой отряд, всего несколько солдат, но то были не простые солдаты: отборные, один к одному ловкие, умные. Личная дружина царя. И на самого царя тоже, признаться, стоит посмотреть. Невысокий ростом – не такой, как полагалось бы воину, – хотя всем ясно, что это воин. Настоящий солдат, истинный воин – это прямо на нем написано, хотя и есть в его наружности какая-то утонченность. Евуситы за глаза говорят пренебрежительно: "Лицо поэта". Но вот что я вам скажу: есть в нем какой-то магнетизм, и сила власти его над людьми такая, какой я никогда не видел, 6удь то царь или кто нибудь другой. Его зовут Давид, и он создан для величия. Мы, стражи ворот, умеем разглядеть человека, этому мы обучены. Запомните, что я вам сказал: этот человек оставит по себе след.

 

ИСТОКИ

Когда же впервые был построен город Иерусалим? Археологи и историки долго искали ключ к этой тайне. Самое древнее свидетельство было обнаружено в Египте. На заре истории египетские фараоны владели большей частью земель Средиземноморского бассейна. На глиняных черепках четырехтысячелетней давности сохранилось слово, которое, как считается, может обозначать "Иерусалим". Эти черепки были когда-то частью горшка, который египтяне разбили во время магического действа в знак того, что мощь города противящегося их власти, должна быть сломлена. Египтяне действительно в течение многих веков считали город своим. Но в какой-то момент власть Египта была свергнута, и, когда в страну пришли сыны Израиля, город находился в руках ханаанцев, которых жители называли евуситами.

 
    Древняя еврейская легенда рассказывает: Когда-то давно на месте Иерусалима было поле, принадлежавшее старику и двум его сыновья. Когда отец умер, сыновья поделили его землю между собой. У одного из братьев была большая семья, помогавшая ему обрабатывать поле, и поэтому он разбогател. Другой еще не был женат и сам обрабатывал свою землю. Он был беднее своего брата. Однажды богатый брат заглянул через ограду, чтобы посмотреть, как работает другой. Увидев, он пожелал брата и задумался: "Как ему помочь? Он так тяжко работает и так мало зарабатывает. Я бы с радостью поделился с ним зерном, но он ни за что не согласится на это. Я ночью принесу ему немного зерна, и он никогда не узнает, что это сделал я". В тот же день брат, который был беднее, заглянул в дом своего брата и увидел, как он кормит своих детей. И подумал: "У брата моего такая большая семья. Ему не прокормить их всех со своего поля. Я бы с радостью поделился с ним моим зерном, но он же никогда на это не согласится. Я ночью принесу ему немного зерна, и он никогда не узнает, что это сделал я". В ту ночь каждый из братьев принес другому несколько мешков зерна, но, вставши утром, они увидели, что зерна у них не стало меньше, чем было вчера. Несколько ночей они носили зерно друг другу, но каждое утро замечали, что зерна у них так и не становится меньше. Так и шло, пока, наконец, они не встретились посреди поля с мешками зерна на спине. Поняв, что произошло, они обнялись и обещали друг другу всегда делиться всем, что имеют. И Бог, ставший свидетелем столь глубокой братской любви, поклялся, что построит на этом месте Свой Дом.

Легенды об Иерусалиме. Пересказ Заава Вильне

 
 

ГОРОД ДАВИДА

Более двухсот лет Иерусалим являлся евуситской крепостью – одной из немногих, оставшихся у ханаанцев в центре страны. Около 1000 года до н.э. царь Давид наконец завоевал его для израильских племен.

 

 

И пошел царь и люди его на Иерусалим против евусеев, жителей той страны, но они говорили Давиду: "Ты не войдешь сюда, тебя отгонят слепые и хромые" (что значило: "Не войдет сюда Давид"). Но Давид взял крепость Сион - это город Давидов. И сказал Давид в тот день: "Всякий, кто побьет евусеев и доберется до туннеля с водопроводом, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида". Оттого и говорят: "Слепой и хромой не войдет в Дом Господень".

И поселился Давид в этой крепости, и назвал ее городом Давидовым, и укрепил ее кругом - от Милло и внутрь. И преуспевал Давид, и возвышался, и Господь Бог Воинств был с ним.

Шмуэль 2, 5, 6-10

 

 

Этот текст представляет собой загадку для комментаторов. Кто были эти хромые и слепые, столь презираемые Давидом? Древнееврейский историк Иосиф Флавий приводит этот текст в доказательство того, что еще в тот период существовали вокруг Иерусалима естественные укрепления, сыгравшие такую важную роль в его время, когда город осаждали римляне. "Так уверены были евуситы в неприступности города, – объяснял Иосиф Флавий, – что в солдаты они брали только хромых и слепых".

Но, может быть, эти слова выражали их намерение защищать Евус: "Мы будем бороться до последнего, пока не останутся только хромые и слепые".

Некоторые комментаторы считают, что тут имеет место магическое заклинание. Бог покровительствует слепым и хромым. Кто же осмелится причинить им вред?

Как бы то ни 6ыло, Давид взял крепость. С небольшой горсткой людей он проник в Иерусалим. Там решил он построить свою столицу. Расположение города отвечало этой цели. Он был хорошо укреплен, находился в центре страны и имел собственные источники воды. Но главное – он никогда не принадлежал ни одному из колен Израиля и никто не мог претендовать на владение им. Словом, Иерусалим подходил для того чтобы стать центром нового национального государства, которое задумал создать Давид.

Одним из первых действий Давида после завоевания Иерусалима было перенесение Ковчега Завета, в котором находились скрижали, из Кирьят Иеарим в Иерусалим. На несколько месяцев Ковчег Завета был помещен в один из домов на окраине Иерусалима, чтобы убедиться, что никакое несчастье не постигнет обитателей этого дома, что явилось бы указанием на несогласие Бога на перенос святыни. И так как ничего дурного не произошло, Ковчег Завета забрали оттуда и доставили в столицу.

КРУПHЫM ПЛАНОМ (около 995 г до н.э.)

Всмотритесь хорошенько – и вы увидите длинную процессию, которая вьется от южных предместий по направлению к городу. Движется она медленно, очень медленно, и производит большой шум. Многие мужчины одеты в особые одежды – это священники. Они толпятся вокруг тех, кто несет нечто большое, на что все они взирают с благоговением. Это Ковчег Завета – самый святой предмет, которым когда-либо обладали евреи, физический, реальный символ связи между народом Израиля и Богом.

Священники шествуют медленно, чинно, как и те, кто сопровождает повозку, на которую водружен Ковчег. Но во главе процессии люди пляшут и скачут от восторга. Радость их стихийна и неудержима.

Похоже, что ожидания, давно и долго скрываемые, загнанные внутрь, теперь наконец-то выпущены на волю. Некоторые священники тоже, не стесняясь, машут руками и вскидывают ноги: ими овладел священный восторг. Не каждый сочтет такое поведение подобающим для религиозного торжества. Но посмотрите: там, далеко впереди, сам царь возглавляет процессию Он тоже охвачен всеобщей буйной радостью – еще один пример непредсказуемости его характера.

Да, конечно же, Давид – не обычный монарх. Сегодня великий день для него, и он отбросил прочь любые попытки вести себя по-царски. Этого дня он ждал годами. Сегодня он делает гигантский шаг к объединению политического центра своей страны с религиозным. Прежде они всегда были разделены, в сущности, только недавно стало вообще возможным говорить о политическом центре.

Уже около двух лет Иерусалим находится в руках сынов Израиля. Прежде существовали только центры, имеющие значение лишь для одного из колен. Даже столица Шаула – Гива – значила немногим больше, чем центр колена Беньямина. Ковчег, за исключением того времени, когда он оказался у филистимлян, захвативших его в бою, все время находился в разных местах, имевших религиозное значение. Но теперь Давид везет Ковчег в Иерусалим. Последние

несколько месяцев он находился в частном доме, недалеко от города, – это было сделано, чтобы понять, не будет ли Бог возражать против его перенесения в Иерусалим. Но ничего не произошло – и сегодня жребий брошен.

Смотрите, как вьется процессия по городским дорогам, направляясь к шатру, специально приготовленному для Ковчега. Уже принесены жертвы, и пропеты последние песнопения, и последний оратор уже кончает говорить. Тысячная толпа окружает шатер. Всем раздают праздничное угощенье – хлеб, и финики, и гроздья винограда. Это день, подобного которому еще не видел Израиль. Иерусалим сегодня открывает новую страницу своей истории: он становится центром служения единому Богу, да будет благословенно Его Имя.

Город Давида располагался на горном хребте, идущем на юг от горы Мориа к месту соединения долин Кедрон и Тиропеон. Завоевав Иерусалим, Давид расширил город на севере и потом построил дворец для себя и гарнизон для своих солдат.

Город Давидов был мал и имел не более нескольких тысяч жителей. Дома теснились на склонах холмов; с каждой улицы открывался вид на улицу, находившуюся ниже. Дворец Давида был сооружен, что характерно, в самой верхней части города. Топография города объясняет библейскую историю о том, как однажды Давид, выйдя на крышу своего дома, увидел внизу женщину, которая купалась у себя на крыше. Эта женщина была Батшева, и история, закончившаяся гибелью хитийца Урии, отправленного на поле боя по приказу самого царя, пережила века и осталась пятном на имени Давида. Когда стали известны обстоятельства дела, народ возмутился тем, как его царь злоупотребляет своей властью. Пророк Натан заставил Давида произнести приговор себе самому.

 

 

И послал Господь Натана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: "В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овцы, которую он купил, когда она была еще барашком, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь. И пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему". Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Натану: "Как жив Господь, так заслуживает смерти сделавший это! И за овечку он должен заплатить вчетверо - и за то, что он сделал, и за то, что не имел сострадания".

И сказал Натан Давиду: "Ты - тот человек. Так говорит Господь, Бог Израиля: "Я помазал тебя в цари над Израилем, и Я избавил тебя от руки Шаула. И дал тебе дом господин твоего, и жен господина твоего, чтобы ты владел ими, и дал тебе дом Израиля и Иеуды. И, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше. Зачем же ты пренебрег словом Господа, сделал зло перед очами Его? Урию-хиттийца ты уничтожил, жену его взял себе в жены, а его ты убил мечом амонитян. Посему да не отступит меч от дома твоего вовеки за то, что ты пренебрег Мною и взял жену Унии-хиттийца, чтобы она была тебе женою". Шмуэль 2, 121-10

 

 

В конце своей жизни, когда эпидемия чумы нанесла большой ущерб его царству, Давид решил воздвигнуть Богу алтарь. Он отправился к Арвене, последнему евуситскому царю, который все еще жил в Иерусалиме, и купил у него гумно на горе Мориа, поднимающейся над городом. Мориа, по видимому, была священным местом с самой древности. И действительно, Храм был воздвигнут на ней.

Давид не построил Храм (поскольку руки у него были в крови, ибо он был воин). Храму пришлось дожидаться того времени, когда престол Давида займет человек, не проливший кровь.

За сорок лет своего царствования Давид из разрозненных племенных уделов создал большое и могущественное царство. Свершения Давида продолжают жить в представлении евреев как символ царствования, которое по могуществу и духовному уровню осталось образцом для будущих времен.

ШЛОМО (967-927 гг. до н.э.)

Давиду наследовал его сын Шломо (Соломон) Как царь-воин, Давид превратил Израиль из маленького царства в империю. При Шломо Израиль стал процветающей торговой державой, расположенной на караванном пути между великими цивилизациями Евфрата и Нила Вавилонией и Египтом. Город Иерусалим увеличился втрое.

 
   

И был он мудрее всех людей (1-я Книга Царств, 5:11) Все цари боялись его, и народы слушались его и приносили ему дань. Враги и соперники его стали его друзьями, и иностранные правители слушались его и посещали двор его, чтобы научиться у Шломо мудрости. И посылали они своих сыновей и дочерей прислуживать во дворце Шломо. Рыбы морские, птицы небесные, звери полевые сами приходили в дворцовую кухню, чтобы их заклали и приготовили к царскому столу. Олени бежали перед ним, сопровождая его свиту, и хищные львы и тигры несли его доспехи. Он толковал иносказания, разрешал загадки, и знал все тайные науки. Шломо владел великим ключом, который открывает ворота мудрости и понимания.

Х.-Н.Бялик и Х.Равницкий. Сефер а-Агада

 
 

Шломо наполнил казну Иерусалима доходами от налогов, взимаемых с двенадцати административных районов царства. Иерусалим стал тем местом, где находились царские зернохранилища, царский дворец, множество колесниц и батальоны наемников. Здесь принимались иностранные делегации со всех концов света.

Пожалуй, больше всего известен Шломо тем, что он построил Храм. Строительство длилось несколько лет. Для этого Шломо закупал ценнейшие материалы и нанимал самых искусных строителей того времени – финикийцев. Когда была собрана целая армия строителей и огромное количество материалов, начались работы.

 

 

В четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Израиля из земли египетской, в четвертый год царствоваания Шлопо над Израилем в месяце Зив, который есть второй месяц, начал он строить Храм Господу.

Храм, который построил царь Шломо Господу, длиною был в шестьдесят локтей, шириною - в двадцать и вышиною - в тридцать локтей. И притвор перед Храмом в двадцать локтей длины, соответственно ширине Храма, и в десять локтей ширины перед Храмом. И сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами. И сделал пристройку вокруг стен Храма, вокруг Храма и Двира (Святая Святых), и сделал боковые комнаты кругом.

Когда строился Храм, на строение употребляемы были обтесанные камни, ни молота, ни топора, никакого другого железного орудия не было слышно в Храме при строении его. Вход в средний ярус был с правой стороны Храма. По круглым (винтовым) лестницам всходили в средний ярус, а из среднего - в третий. И построил он Храм, и закончил его, и обшил Храм кедровыми досками. И пристроил ко всему Храму боковые комнаты вышиною в пять локтей, они прикреплены были к Храму посредством кедровых бревен.

Мелахим 1, 61-10

 

 

 

Когда, наконец, Храм был закончен, Ковчег Завета был помещен в Двир (Святая Святых). Шломо закончил праздничные торжества по этому поводу, напомнив народу об ответственности, которая ложится на всех теперь, когда Бог живет среди них.


 

 

Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей Дом, который я построил. Обратись к молитве раба Твоего и к просьбе его, Господи, Боже мой, услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты а Дом сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Мое Имя будет там"…

Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы и для клятвы придут пред жертвенник Твой, в дом сей, тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его.

Когда они согрешат перед Тобою, - ибо нет человека, который не грешил бы, - и Ты прогневаешься на них, и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую, и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, придут в себя, и раскаются, и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: "Мы согрешили, сделали беззаконно, мы виновны", и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душою своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к Дому, который я построил Имени Твоему, тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и просьбу их, и сделай, что потребно для них.

Мелахим 1, 8:27-31, 46-49

 

 

Книга Мелахим далее рассказывает о том, что Шломо услышал слова Бога в ответ на свою молитву. Они были обнадеживающими. Бог принял посвящение Храма Имени Его и обещал обновить со Шломо Свой союз с домом Давида. Но, как и всегда, Бог, заключая союз с еврейским народом, обусловил выполнение Своего обещания исполнением законов. Вместе с обещанием пришла и угроза:

 

 

И сказал ему Господь: "Я услышал молитву твою и просьбе твою, о чем ты просил Меня. Я освятил сей Дом, который ты построил, чтобы пребывать Имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. И если ты будешь ходить перед лицом моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: "Не прекратится у тебя, сидящий на престоле Израилевом". Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиль с лица земли, которую Я дал ему, и Дом, который Я освятил Именем моим, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов.

Мелахим 1, 9:3-7

 

 

Но ничто не могло омрачить радость людей в тот момент, когда они увидели новый символ своего союза с Богом и своего земного могущества.

Поднимаясь по ступеням, ведущим в Храм, люди пели гимн, приписываемый царю Давиду, в чьем городе этот великолепный Храм стоял:

 

 

Возрадовался я, когда сказали мне: "Пойдем в Дом Господень"…

Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, - Иерусалим, отстроенный как город, слитый в одно…

Просите мира Иерусалиму, да благоденствуют любящие тебя!

Да будет мир в стенах твоих, благоденствие - в чертогах твоих!

Ради братьев моих и ближних моих говорю я: "Мир тебе!"

Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.

Псалом 122, 1-3, 6-9

 

 
 
   

Мы знаем, что вначале место это (гора Мориа) было низким, когда Всемогущий, да будет Он благословен, избрал его для Своего святого присутствия и построения на нем Храма. Он сказал: "Царь не может жить в низких местах, он должен жить на высоких и великолепных местах, которые всем смотрящим видны". И тогда Всемогущий, да будет Он благословен, заставил холмы вокруг долины соединиться в одном месте и образовать высокую гору для престола Божьего присутствия. После чего гора была названа Мориа, потому что она была создана в почитание (йира) Бога всемогущего.

Шмот Рабба 8015
 
 

КРУПНЫМ ПЛАНОМ (около 950 г. до н.э.)

Их тысячи, они так и кишат на горных дорогах, ведущих к городу, похожие на бесконечные цепочки муравьев, несущих во рту свою пищу. Каждый человек что-нибудь несет: кто – хлеба и мешки с зерном и корзины с фруктами, кто ведет животных – чаще всего коз и овец. Народ стекается в Иерусалим отовсюду, со всех сторон, и дороги, ведущие к городу, нередко бывают забиты толпами паломников. Вот кто эти люди – паломники. Они совершают паломничество в Иерусалим три раза в год. Они несут плоды своего труда к дому своей веры, к Храму, чтобы прославить Бога, даровавшего им благополучие, и покаяться в своих проступках и грехах.

Войдя через одни из городских ворот, вы увидите город Шломо во всем его праздничном великолепии. Жителей в нем немного: вероятно, не более десяти тысяч живут тут постоянно. Но в такие дни, как этот, город наполняется людьми, и население его увеличивается еще на десятки тысяч. Никто не считает пришедших в город: они приходят со всех концов страны, отовсюду, где живут колена Израилевы, с обоих берегов Иордана.

Большинство входит через главные городские ворота, расположенные с южной стороны, в старой, еще времен Давида, части города. Оттуда по самым людным улицам они проходят к северной части города и через административные кварталы, вверх но широким ступеням, ведущим в новый огромный дворец царя Шломо, поднимаются выше по склону холма.

И там, во всей славе своей, стоит великолепное здание, гордость и радость каждого еврея: здание, свидетель Божьего благословения, которое Он ниспослал на Свой народ. Это храм Шломо, названный по имени своего строителя, но все считают, что он принадлежит всему народу: у каждого человека и у каждого колена Иэраилева есть в Храме своя доля. Сейчас, под утренним солнцем, дворы Храма полны народа, и священники заняты утренними ритуалами. Певцы Храма поют псалмы. Идет подготовка к праздничным песнопениям и жертвоприношениям, на которых зиждется ритуал сегодняшнего дня (да и всех прочих).

Паломники входят в ритуальные бассейны. Каждый должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, чтобы приблизиться к центру служения. Они ведут животных и несут фрукты и зерно, чтобы передать их, как положено по закону, священникам.

А люди продолжают заполнять дворы Храма. Жарко, душно в этой давке и толкотне, но к этому все готовы, и редко раздается протестующий голос. Когда люди видят вокруг себя такое огромное количество собравшихся, это наполняет их чувством гордости и уверенности. В конце концов, всего лет пятьдесят назад это была нация рабов, которая боролась с филистимлянами за свое существование. Но сегодня она сильна и свободна, и правит ею царь, милостей которого добиваются все народы, живущие в этой части света. Иерусалимцы с гордостью рассказывают пришельцам о больших и пышных делегациях, прибывающих со всех концов, чтобы заключить мир с Иерусалимом и его царем. Никогда чувство национальной гордости и силы, благоденствия и безопасности не проявляется так явственно, как в дни всенародного паломничества, во дворах Храма.

Это – Иерусалим. Это Шавуот – праздник Недель.

УПАДОК ГОРОДА (928-586 гг. до н.э.)

Вскоре после смерти Шломо царство его распалось надвое. Непомерные расходы на строительство опустошили казну и разорили население. Народ все еще хранил память о своей принадлежности к тому или иному колену Израилеву и помнил о соперничестве и соревновании между ними. Те, кто жил на севере, вдали от Иерусалима, были недовольны тем, что обязаны платить налоги, и задавались вопросом, насколько оправданны огромные расходы на содержание царского двора.

Вскоре после того, как на трон взошел наследник Шломо Рехавам, главы израильских колен обратились к нему со своими требованиями:

 

 

Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе.

Мелахим 1, 124

 

 

Советники Рехавама предупреждали его, что народ ждет от него облегчения тягот, но он не внял их совету. Ответ его был таков:

 

 

Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше, отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами.

Мелахим 1, 1214

 

 

В ответ на это северные племена, под предводительством Иеровоама, сына Навата, отделились и создали северное царство Израиль. Только колена Иеуды и Беньямина остались верны Рехаваму, правящему в Иерусалиме. Так город потерял свое былое значение и смог немного подняться только через несколько десятков лет, когда был заключен мир между обоими царствами.

В течение последующих трехсот лет жители Иерусалима приобщались к чужим культурам. Пророки винили в упадке города его жителей, которые дошли до морального падения. Иешаяу (Исайя), начавший пророчествовать во время царствования царя Узияу (769-733 гг. до н.э.), упрекал народ за его готовность идти на религиозные и социальные компромиссы.

   

 

Ваши руки полны крови.
Омойтесь, очиститесь,
удалите злые деяния ваши
от очей моих,
перестаньте делать зло.
Научитесь делать добро,
ищите правды,
спасайте угнетенного,
защищайте сироту,
вступайтесь за вдову.
Как сделалась блудницею
верная столица,
исполненная правосудия!
Правда обитала в ней,
а теперь - убийцы.
Серебро твое стало окалиной,
вино твое испорчено водою.
Князья твои - законопреступники
и сообщники воров,
все они любят подарки
и гоняются за мздою,
не защищают сироту,
и дело вдовы не доходит до них.
Сион спасется правосудием
и раскаявшиеся сыны его - правдою.
Всем же отступникам и грешникам - погибель,
и оставившие Господа истребятся.                                                                  

Иешаяу, 1:15-17, 21-23, 27-28

 

Несмотря на то, что Иерусалим находился в упадке, Иешаяу говорил о нем как о будущем всемирном религиозном центре. Можно сказать, что его пророчества, касающиеся роли города в будущем, являются самыми вдохновенными иэ всех. И сегодня его слова пленяют воображение людей, по-прежнему мечтающих о лучшем будущем.

 

 

И будет в последние дни,
гора дома Господня
будет поставлена во главу гор
и возвысится над холмами,
и потекут к ней все народы
и скажут:
"Придите,
и пойдем на гору Господню,
в дом Бога Яакова,
и научит он нас своим путям, и будем ходить
по стезям его".
Ибо от Сиона выйдет закон (Тора),
и слово господне - из Иерусалима.
И будет Он судить народы
и обличит многие племена, и перекуют мечи
свои на орала,
и копья свои - на серпы,
не поднимет народ
на народ меча,
и не будут более учиться воевать.
                                                      

Иешаяу, 2:1-4

 

 

На берегах Тигра и Евфрата возникла Ассирийская империя и стала господствующей державой Ахаз, наследовавший Узияу (733-727 гг. до н.э.), старался заслужить ее благосклонность, покровительствуя почитанию ассирийских богов. Однако сын его Хизкияу (727-698 гг. до н.э.) стремился ослабить ассирийское влияние в Иудее. Под влиянием Иешаяу он отремонтировал и освятил Храм и, в предвидении ассирийского нашествия укрепил городские стены. Чтобы обеспечить безопасность города во время осады, Хизкияу приказал вырыть туннель, для того чтобы воды источника Гихон попадали в водохранилище внутри городских стен у источника Шилоах)">Шилоах. Туннель длиною в 533 метра был для своего времени чудом инженерного искусства. Начав с противоположных концов, рабочие, пробивая скалы, двигались навстречу друг другу. Надпись, прославляющая их встречу, была найдена в 1880 году! Ее и теперь можно увидеть в стамбульском музее древностей. В ней отсутствует первая часть, но в сохранившейся читаем:

 

 

Прокладка туннеля была закончена. И вот ее история. Когда (каменотесы одновременно вонзали свои) топоры, идя навстречу друг другу, и когда оставалось прорубить еще три локтя, (послышался) голос человека, звавшего своего товарища, потому что справа и (слева) были расщелины. И тогда вода потекла из источника в пруд, за тысячу двести локтей. И сто локтей была высота скалы над головами каменотесов.

Надпись в туннеле Шилоах

 

 

В 722 году до н.э. северное царство Израиль было завоевано ассирийцами. На короткое время Иерусалим вновь обрел некоторое религиозное значение, принимая беженцев с Севера и расширяясь на запад через долину Тиропеон к склонам западных холмов.

Но ассирийцам очень хотелось заполучить и Иерусалим. Ассирийские войска завоевали окружающие местности и начали осаду города Царь Хизкияу обратился к Иешаяу с просьбой заступиться за город перед Богом. Пророк, не забывший участия Хизкияу в восстановлении культа единого Бога, стал ходатаем и защитником Иерусалима. Позднее в своем пророчестве он предрек, что ассирийцы не войдут в город:

 

 

Посему так говорит Господь о царе ассирийском:
"Не войдет он в сей город
и не бросит туда стрелы,
и не приступит к нему со щитом,
и не насыплет против него вала.
Тою же дорогою, которою пришел,
возвратится,
и в город сей не войдет, -
говорит Господь, -
Я буду охранять город сей,
чтобы спасти его ради Себя
и ради Давида, раба моего".                                                                  

 

 

Книга Царств описывает события, произошедшие после этого:

 

 

Пошел Ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И поутру все эти тела были мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Санхерив, царь ассирийский, и жил в Ниневии.

Мелахим 2, 19:35-36

 

 

Внезапное отступление ассирийцев было примечательно во многих отношениях. В объяснение этого странного происшествия было выдвинуто немало теорий.

Как бы то ни было, Хизкияу вскоре после этого умер, и воцарившийся после него Менаше не пошел по стопам своего отца и восстановил в Храме языческие ритуалы.

Благодаря своему местоположению, Иерусалим опять стал важным торговым центром. К 700 году до н. э. город с населением около 24 тысяч человек был почти вчетверо больше, чем при Шломо. Около ста лет цари Иудеи поддерживали мир, служа буфером между соперничающими государствами Египтом на юге и Ассирией на севере. При царе Иошияу) (639 609 гг. до н.э.) произошло великое религиозное возрождение, кульминацией которого стало подтверждение статуса Иерусалима и Храма как единственного религиозного центра страны.

В 630 г. до н.э. смерть ассирийского царя Ассурбанипала вызвала вспышку гражданской войны и последующий распад Ассирийской империи. Иошияу воспользовался хаосом на Востоке для того, чтобы вновь отвоевать множество территорий входивших в северное царство Израиль. Но в 609 г. до н.э. он погиб в битве с египтянами.

Наследники Иошияу не сумели закрепить свою независимость. Один из его сыновей, Иеоахаз, был низложен египтянами через три месяца после его воцарения. Брат его Иеоаким, взошедший на престол, стал свидетелем победы Вавилона над Египтом при царе Навуходоносоре. Иеоаким встретился с Навуходоносором и согласился стать вассалом Вавилона. Через десять лет, однако, Иеоаким восстал. Вавилон в ответ на это захватил Иерусалим, царь был убит, и его тело сбросили с городских стен. Царем стал сын Иеоакима Иехония, но в 597 г до н.э., ровно через три месяца после восшествия на престол, он был выслан в Вавилон вместе с большинством руководителей народа. Вавилоняне провозгласили царем его племянника Цидкияу (596-586 гг. до н.э.), ожидая, что он примет их власть без сопротивления.

Цидкияу был последним из потомков Давида, царствовавших в Иерусалиме. Он не был популярен в народе, который видел в нем узурпатора и ставленника Вавилона. Не послушавшись совета пророка Ирмеяу, Цидкияу попытался снискать популярность, создав коалицию вассальных государств против Вавилона.

КРУПНЫМ ПЛАНОМ (около 603 г. до н..э.)

У ворот Храма какое-то волнение. В этом нет ничего необычного, тут часто происходят беспорядки. Тут стоят колодки, деревянные доски с отверстиями, которыми зажимают людей в наказание. Колодки, стоящие у Храма, предназначаются в основном для тех, кто оскорбил Храм и его служителей. Многие из них – обыкновенные преступники, но человек, которого мы видим сегодня, находится здесь за особое преступление.

"Одежда его изорвана. Лицо распухло от побоев, которые он получил сегодня от самого Первосвященника. Вокруг него толпа, в основном не сочувствующая ему, даже враждебная. Насколько им известно, этот человек, вечный смутьян, уже давно заслужил наказание. Слишком уж давно он подрывает дух горожан, слишком давно он насмехается и оскорбляет самых почетных жителей города – священников, придворных и даже членов царской семьи, включая самого царя.

Принятие мер против него было только вопросом времени. Но все-таки и теперь власти колебались. Причина их нежелания действовать ясна: этот человек постоянно утверждал, что, обличая самых знатных людей города, он выполняет свою миссию – вещает слово Божье.

Традиция "вещать" существует уже давно: эти "святые" бродят по стране и заявляют, что несут слово Божие всем ее жителям, дабы все слышали их. Эти "святые" всегда сердили служителей Храма. Они только и делали, что критиковали священников и других представителей религиозной знати. Хотя они и имели поддержку среди простого народа, их страстные призывы к более праведной жизни и большей социальной справедливости оставались без ответа.

Человек в колодках сейчас подвергается грубым оскорблениям. Многие хотят рассчитаться с ним за давние обиды. Это суровый одинокий человек с отталкивающей внешностью, который произносит устрашающие речи и делает драматические жесты. Не далее как вчера он своим странным поведением собрал толпу в долине Геином, расположенной к западу от городских стен.

Надо сказать, что и долина эта какая-то подозрительная. Она долго была центром языческих жертвоприношений, и в тяжелые времена она всегда притягивала к себе наиболее суеверных людей. Правда и то, что религиозная верхушка, хотя и не одобряла посещения этой долины, но предпочитала закрывать глаза на происходящее (среди "нарушителей" попадались и очень важные люди). И все-таки то, что сделал вчера этот человек, переходит все границы.

Он разбил горшок, который специально принес с собой, и объявил изумленной толпе, что судьба города и всего народа будет такой же, как судьба этого горшка, – разрушение и распад. И все это из-за нескольких случаев нарушения обрядов и норм морали, значение которых сильно преувеличено. Человек этот не желает считаться с человеческими слабостями. Так сказали люди. Больше они не могут терпеть его нападки.

Поэтому он сейчас здесь – в колодках. Так приказал Первосвященник. Вот что бывает с людьми, которые вечно предсказывают горе и разрушение и портят настроение гражданам города. Он – просто пессимист, этот Ирмеяу.

Через некоторое время коалиция, созданная Цидкияу, распалась, и только Иудея и Тир продолжали сопротивляться мощи Вавилонской империи. Иерусалим снова был захвачен. Цидкияу, бежвший из Иерусалима в последние дни осады, был схвачен около Иерихона. Все население Иерусалима было выслано в Вавилон, и в девятый день еврейского месяца Ав Храм был разрушен. Эта дата с тех пор врезалась в коллективную память еврейского народа: это день траура.

 

 

В девятый год царствования его (Цидкияу), в десятый день десятого месяца, пришел Навуходоносор, царь вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил, и устроил вокруг него вал. И находился город в осаде до одиннадцатого года царствования Цидкияу. В девятый день месяца (четвертого месяца) усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли (у простых людей).

В седьмой день пятого месяца, т.е. в девятнадцатый год Навуходоносора, царя вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя вавилонского, в Иерусалим. И сжег дом Господень, и дом царя, и все дома в Иерусалиме, и все дома большие (знатных людей) сжег огнем. И стены вокруг Иерусалима разрушило войско халдейское, бывшее у начальника телохранителей. И прочий народ, оставшийся в городе, и перебежчиков, которые предались царю вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей. Только нескольких простых людей оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами.

Мелахим 2, 25:1-3, 8-12

 

 

Почти пятьдесят лет город был пуст. В далеком Вавилоне изгнанники оплакивали свой утраченный дом в песне, которая в скупых словах запечатлела идею изгнания в еврейском культурном сознании.

 

 

При реках вавилонских -
там сидели мы и плакали,
вспоминая о Сионе.
На вербах посреди него
повесили мы наши арфы.
Там пленившие нас требовали от нас
песнопений,
и притеснители наши - веселия:
"Пропойте нам из песен Сиона".
Как нам петь песнь Господню
на земле чужой?
Если я забуду тебя, Иерусалим,
пусть отсохнет правая рука моя.
Прилепись, мой язык, к гортани.
если не буду помнить тебя,
если не поставлю Иерусалим
во главе веселия моего
                     .                      .                      .

Псалмы, 137, 1-6

 

 

Жажда освобождения и возрождения и решение всего народа отринуть аморальное и противное Богу поведение стали результатом вавилонского изгнания. Пророки, чье мировоззрение сложилось в Вавилоне, говорят о поведении народа, оказавшегося в изгнании без обычного осуждения. По-видимому, дух народа переменился. Потеряв свое царство, свой Храм и свою независимость, изгнанники вновь обрели понимание своей общенациональной цели. И в далеком Вавилоне слова пророка получили, наконец, признание. Вдохновенный Иехезкель в первое, самое тяжкое, время изгнания нашел драматическую метафору для выражения обещания Бога вернуть Его народ на его землю.

 

 

 

Была на мне рука Господа, и Господь увлек меня духом Своим, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей. И обвел меня кругом около них, и вот - весьма много их на поверхности поля, и они весьма сухи. И сказал мне: "Сын человеческий, оживут ли кости сии?"

Я сказал: "Господи Боже! Ты знаешь это". И сказал мне: "Изреки пророчество на кости сии и скажи им: "Кости сухие! Слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: "Вот Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух - и оживет, и узнаете, что Я - Господь".

Я изрек пророчество, как велено было мне, и, когда я пророчествовал, произошел шум и движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а дыхания не было в них.

Тогда сказал Он мне: "Изреки пророчество и скажи: "Так говорит Господь Бог: "От четырех ветров приди и дохни на этих убитых, и они оживут". И я изрек пророчество, и вошло в них дыхание - и они ожили, и стали на ноги свои.

И сказал Он мне: "Сын человеческий, кости сии - весь дом Израилев. Они говорят: "Кости наши высохли, и надежда пропала, мы погибли". Поэтому изреки пророчество и скажи им: "Так говорит Господь Бог: "Я открою погребения ваши и подниму вас, народ Мой, из погребений ваших и введу вас в Землю Израилеву. И узнаете вы, народ Мой, что Я Господь ваш, когда Я открою гробы ваши и подниму вас из погребений. И вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей. И узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал.

Иехезкель, 37:1-14

 

 

Свидетель опустения Иерусалима описал совершенно другое состояние духа, царившее в Иудее:

 

 

Увы!
Одиноко сидит столица,
Когда-то полная народа!
Та, что высилась среди наций,
Похожа теперь на вдову,
Царевна среди государств
Превратилась в рабыню
Горько плачет она по ночам,
Щеки ее мокры от слез.
Некому утешить ее
из всех ее друзей.
Все союзники предали ее,
они превратились во врагов.
Дороги Сиона в трауре,
нет праздничных паломников.
И ворота не охраняются,
И она безутешна!

Плач Ирмеяу, 11-2, 4                                                                  

 

 

(после 586 г. до н.э.)

И ЕЩЕ ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ прошли, и очень я устал. Пора передать службу кому-нибудь помоложе. И не оттого я утомился, что стоял тут так долго, а оттого, что слишком быстро все меняется. Я просто не поспеваю за всем. Иерусалим был когда-то крепким маленьким городком в горах, тихим и солидным, как все подобные городки. Когда я говорил о нем в последний раз, тут жили не более двух трех тысяч человек. А примерно год назад – перед битвой с Вавилоном, и даже еще раньше – уже тысяч тридцать. Не тот это город, куда я пришел столько лет назад в поисках спокойной жизни.

Спокойного времени в Иерусалиме не было с тех пор, как его завоевал Давид До сегодняшнего дня, значит Да и откуда ему быть? Через несколько месяцев после того, как Давид взял. город, он сделал его национальной столицей. Правду сказать, это был правильный выбор: город был ничей – ни одному колену не принадлежал и был расположен близко от удела Давидова колена – колена Иеуды. Стоял в центре, защищать его было нетрудно. Да, не могу отрицать, что разумно было сделать его национальной столицей, да только будущее показало, что не так все просто.

После этого покоя так и не было. Строили, строили и строили. Весь город был как одна громадная строительная площадка. И дворцы, и крепости, и, конечно, венец всего – Храм Шломо. Ну, да, согласен, Храм был великолепный. Но для нас, у ворот, он создал огромные трудности. Ведь целые кедры через прямоугольные ворота не протащишь! А о том, чтобы их распилить, и думать нельзя было, – ведь их из самого Ливана везли. Вот и пришлось нам разрушить часть стены.

И правда, Храм – это было действительно нечто необыкновенное. Но взгляните на него сейчас. Вернее, на Храмовую гору. Я, конечно, прав был насчет Давида ясно было, что ему предстоят великие свершения Шломо тоже был талантливый, но я думаю, что власть ударила ему в голову. В его царствование Иерусалим разжирел и обленился. Город упивался роскошью – как развратная женщина в ярком новом наряде (их, кстати, тут тоже хватало). Не удивляюсь, что северные племена после смерти Шломо захотели новых порядков, и еще меньше удивляюсь, что в конце концов они создали собственное государство – северное царство Израиль. Глупая самонадеянность с обеих сторон!

Стал Иерусалим национальной столицей меньшего калибра, но все-таки для здешних жителей он оставался важным городом и продолжал расти. Я еще помню первые дома, построенные за городскими стенами просто люди стали строить свои жилища на западном холме. Думаю, это показывает, как они были уверены в своей безопасности. Скоро вся нижняя часть западного холма покрылась домами, в которых разместилось, наверное, тысяч двадцать, ясно было, что и тут со временем возведут стену. И возвели – когда городу стали угрожать ассирийцы. Они уже разрушили Северное царство и стали угрожать Иудее. Вот и стали возводить укрепления и прокладывать новую систему водоснабжения, и выкопали новые тоннели. Когда ассирийцы ушли, новые стены и строения остались. Ну, а потом пошла череда царей: кто лучше – кто хуже, кто продажный кто честный. Одни оставались верны еврейскому Богу, а другие – нет.

Недавно, после того как ушли ассирийцы, пришли вавилоняне. Теперь город и Храм лежат в развалинах. Нет, не был Иерусалим тем спокойным городом, которого я искал. Но я знаю, что такое великий город, я узнаю его, когда вижу и этот город несет в себе зерна величия. Вопрос лишь в том, прорастут ли они. Если да, я этого уже не увижу. Я свою службу закончил. Настали другие времена, и пора передать охрану города кому-нибудь помоложе.

СЛОВАРЬ

АССИРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Месопотамская империя, расцвет которой приходится на период с девятого по седьмой век до нашей эры В конце седьмого века до нашей эры вошла в состав Вавилонской империи.

БРОНЗОВАЯ МОНЕТА ПЕРИОДА БАР-КОХБЫ (132-135 гг. до н.э.)

Изображение арфы царя Давида окружает надпись: "Один год освобождения Израиля".

ВАВИЛОНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Месопотамская империя, период расцвета которой приходится на седьмой и шестой века до нашей эры. Издестна тем, что разрушила Иерусалим в 586 г. до н.э Вавилонская империя была побеждена персами

ЕВУСИТЫ

Ханаанский народ, поселившийся в Палестине до ее завоевания коленами Израиля. Жили, в основном, вокруг Иерусалима, который они называли Евус. Оставались в Иерусалиме и после того, как он был завоеван Давидом (ок 1000 г. до н.э).

ИЕХЕЗКЕЛЬ

Пророк, проповедовавший с 592 до 570 г до н.э. Был в изгнании в Вавилоне, и там предсказал восстановление Храма и возрождение народа Израиля.

ИЕШАЯУ

Пророк, живший и проповедовавший в Иерусалиме с 740 по 710 г. до н.э. Предсказал падение Иерусалима и его последующее возрождение

ИОСИФ ФЛАВИЙ (37-95 гг. н.э.)

Еврейское имя – Иосеф бен-Матитьяу а-Коэн Еврейский политик, солдат и историк, принимавший участие в войне против римлян. Сдавшись им. начал писать еврейскую историю с древнейших времен до разрушения Второго Храма.

ИРМЕЯУ

Пророк, проповедовавший в Иерусалиме (628-586 гг. до н.э.). Призывал к моральному исправлению и предрекал гибель.

КОВЧЕГ ЗАВЕТА

Деревянный ящик, в котором хранились две скрижали Завета. Ковчег символизировал собой Завет между

Богом и еврейским народом.

НАТАН

Пророк времен Давида и Шломо. Предсказал, что дом Давида останется на троне, но удержал его от строительства Храма. Сыграл важную роль в провозглашении Шломо наследником престола.

ШАУЛ

Первый царь Израиля. Царствовал в 1020 1000 гг. до н.э. История его царствования рассказана в первой книге пророка Шмуэля. Шаул погиб в битве с филистимлянами.

ФИЛИСТИМЛЯНЕ

Средиземноморский народ, пришедший по-видимому, из Малой Азии и греческих поселений. В эпоху Судей владели частью Иудеи (13 11 вв. до н.э.). Завоевания Давида покончили с властью филистимлян

ХАНААНЦЫ

Жители страны Ханаан, чья земля была завоевана евреями и названа Землей Израиля.

 



Смотрите, как вьется процессия по городским дорогам, направляясь к шатру, специально приготовленному для Ковчега. Уже принесены жертвы, и пропеты последние песнопения, и последний оратор уже кончает говорить. Тысячная толпа окружает шатер. Всем раздают праздничное угощение – хлеб, и финики, и гроздья винограда. Это день, подобного которому еще не видел Израиль. Иерусалим сегодня открывает новую страницу своей истории: он становится центром служения единому Богу, да будет благословенно Его Имя.