МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги ОЧЕРКИ О ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ

I. ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР.

1. Границы

Когда мы говорим о географии какой-нибудь страны или земли, в первую очередь мы должны представить себе ее границы, но тут мы вступаем в область весьма проблематичную, и не только с точки зрения современной политической ситуации. Для верующего еврея обещание, данное Всевышним Аврааму (Берейшит, 15:18): ''В тот день заключил Б-г с Авраамом союз, сказав: Потомству твоему дал я эту страну от реки Египетской и до реки великой, реки Прат (Евфрат)'' - является самым важным документом, подтверждающим право народа на страну. Но как нанести это обещание на привычную нам географическую карту.

К сожалению, сама концепция карт возникла много позже, и поэтому с того времени документы подобного рода до нас дойти не могли. Впрочем, упоминаемые в Торе границы уже дают нам пищу для размышления.

Обратимся к самой простой границе – западной. На иврите имеются два понятия для западной стороны – маарав и ямаh. Этимология слова маарав достаточно ясна – оно происходит от эрев – вечер, то есть время заката. Сторона света, где происходит закат – это маарав, запад. Ямаh1 происходит от ям – море. Хотя на древнем иврите ям есть любое достаточно большое скопление воды, просто Ям, или Аям Агадол, - это великое море, которое теперь мы называем Средиземным. Испокон веков эта четкая синяя линия определяла границы человеческого существования с западной стороны. Но море не только отделяло, но и соединяло. Финикийские парусники, греческие триеры, венецианские галеры, британские фрегаты, современные субмарины и танкеры – все они, и многие другие, то под флагами войны, то под флагами торговли швартовались в портах Святой земли.

С востока же Эрец Исраэль отделена границей менее четкой, но стихия, которая определяет эту границу, столь же сурова, как и море на западе – это пустыня. Правда, границы пустыни колеблются, и зависят эти колебания в основном от двух факторов: первый – это климатические изменения, такие как среднегодовые температуры на земном шаре, направление ветров, относительная влажность и многое другое.

Второй важный фактор – это стабильность государственной власти. В государствах, хорошо функционирующих, организованных строятся террасы, каналы, акведуки, выкапываются большие пруды и цистерны для воды, а земледелие – этот краеугольный камень государственной пирамиды – охраняется силой закона. Если же власть дегенерирует, то приходят кочевники пустыни, дикие племена, которые грабят и разрушают все на своем пути. Цистерны и каналы засыпаются, террасы разрушаются, и пустыня торжествует снова.2

Но пустыня – это не только сухость раскаленных камней и песков. Пустыня была с самой зари цивилизации убежищем для преследуемых законом, для повстанцев, для людей, стремящихся познать Господа в его суровом и величественном уединении. Пустыня – это страна скотовода. На иврите имеются два понятия для обозначения пустыни: мидбар, который получает хоть какое-то количество осадков в год или имеет постоянные или сезонные источники, и ешимон (от слова шмама - пустота) – настоящая пустыня, где не растут даже колючие кустарники, которым нужно лишь несколько капель воды, чтобы расцвести. Мидбар – это вотчина пастуха, он бродит по ней со своими козами и овцами. Мидбар отделяет широкой лентой Эрец Ношавет – страну обетованную – от ешимона – большого ничего.

Но пустыня – это и караванные дороги, и по этим дорогам шли в Эрец Исраэль, а потом по морю дальше на запад аравийское золото и благовония. В ТаНаХе есть несколько описаний подобных караванов: ''И вот караван Ишмаэльтян приходит из Гилада, и верблюды несут пряности, бальзам и лот''. (Берейшит, 37:25), – и еще: ''Множество верблюдов наполнит тебя (Эрец Исраэль), молодые верблюды из Мидьяана и Эйфы, все они (караваны) из Шевы придут и принесут золото и ладан и возгласят хвалебные гимны Господу''. (Ишаяу – Исайя, 60:6). В историческом, интеллектуальном и экономическом развитии человечества дороги пряностей сыграли не меньшую, а скорее большую роль, чем Великий шелковый путь.

Обратимся на север. В завете между Всевышним и Авраамом ясно сказано, что северная граница – это Наар Прат (река Евфрат). Очевидно, имеется в виду северное течение Евфрата на территории современной Сирии, хотя есть мнение, что речь идет о южной части Евфрата до его впадения в Персидский залив. Но Евфрат не соединяется со Средиземным морем. Где же у нас западная часть северной границы? Разведчики (соглядатаи), которых послал Моше из Синая, в своих путешествиях дошли до Бо Хамат (преддверия Хамата, или Хама) – города, который находится на территории современной Сирии, на реке Оронтес (совр. Орнат). По мнению некоторых исследователей, северо-западная граница страны проходит между излучиной Оронтеса и Евфратом. По другому мнению, река Эль Кебир на северной границе современных Ливана и Сирии, которую древние эллины называли ''воротами Сирии'', и есть граница Эрец Исраэль в этом направлении. Так или иначе, большая часть Сирии (на иврите Сурия) входит в границы обещанной земли.

Исторически только во времена царства Давида и Шлома (Соломона) народ Израиля полностью подчинил и контролировал эту территорию, называвшуюся тогда Арам (Арамея) по имени семитского народа, ее населявшего. Впрочем, одного военного контроля и сбора податей оказалось недостаточно. Сурия (Арам) не была по-настоящему заселена народом Израиля, и поэтому после апогея, достигнутого во времена Давида и Шломо, была потеряна. Территория эта не входила в надел ни одного колена Израиля, кроме ее юго-западной части, отведенной колену Менаше. В талмудический период (II-VI вв. н.э.) Сирию лишь отчасти воспринимали как Эрец Исраэль. ''Тремя образами сходна Сирия с Эрец Исраэль и тремя образами с заграницей''. (Талмуд Бавли - Вавилонский Талмуд, трактат Гитин, 8а).

Теперь о юге. Ясно, что Красное море с его ответвлениями, то есть, с Суэцким и Эйлатским заливами, являются границей с юго-востока. Это мы видим из книги Шмот (Исход - Экзодус 23:31), где повторяется обещание Аврааму: ''И положу границу твою от моря Суф (Тростниковое, Чермное, Красное) и до моря филистимлян (Средиземное), от пустыни и до реки, так как передам в руки ваши жителей земли той, и изгоните их от лица вашего''. Вспомним, что в завете с Авраамом упоминаются две реки. Одна из них – это Прат (Евфрат). Другая же называется рекой египетской - Наар Мицраим. Когда мы упоминаем Египет, то, разумеется, река, которая сразу же приходит на ум, - это Нил. Нил и Египет неразлучны; не было бы Нила – не было бы Египта, ни древнего, ни современного. Вполне возможно, что имеется в виду Дамьят – правый (восточный) рукав нильской дельты. Но есть и другое мнение, согласно которому, сухое русло Эль-Ариш, идущее с юга на север и пересекающее центр Синайского полуострова, является рекой египетской Наар Мицраим. Как ни странно сравнивать могучий Нил с сухим большую часть года руслом в пустыне, можно найти объяснение и этому мнению. Очевидно, то, что было к западу от реки Эль-Ариш, считалось настоящим Египтом, а территория к востоку – уже нет.

Стоит обратить внимание на два факта: все границы, которые мы обсуждали до сих пор, - это идеальные границы будущего. Территория, занятая коленами Израиля, завоевавшими страну в XIII в. до н.э., была много меньше, и даже на этой площади продолжали довольно долго существовать анклавы чужих и время от времени враждебных народов. Только в относительно короткий период царствования Давида и Шломо – Х в. до н.э. – государство достигло пределов Гвулот Аавтаха, то есть, границ Божественного обещания. Впоследствии, на протяжении тридцати веков, практически до наших дней проблема границ стоит достаточно остро. Тема эта очень обширная, и в этом сборнике мы никак не сможем охватить ее всю. Стоит лишь отметить, что современные политические границы на Ближнем Востоке возникли в результате взаимных договоров стран-победительниц Первой мировой войны: в основном, Британии и Франции – то есть, это был простой колониальный дележ. В итоге, это были демаркационные линии, проложенные, большей частью, по линейке (посмотрите на карту Израиля, Египта, Иордании, Сирии, Ирака).

В дальнейшем, на протяжении ХХ века это неестественное деление вызвало длинную серию войн, погромов, столкновений, терактов, грандиозные танковые и воздушные битвы с одной стороны, и появление множества вдов, сирот и калек - с другой. Колоссальный парадокс ХХ века состоит в том, что многие мирные конференции остались в памяти человечества только как причина, породившая будущие столкновения. Но надо надеяться, что кровавые глупости ХХ столетия уйдут в прошлое вместе с ним. И мы останемся с вечным: ''Если вы по законам Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать будете, и исполнять будете их, То Я дам вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья в поле дадут свои плоды. И сходиться будут у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом, и будете есть свой хлеб досыта, и будете жить спокойно на земле вашей. И водворю мир в стране, и когда ляжете, то не будет тревожащего, и изведу лютых зверей из страны, и меч не пройдет по земле вашей. И будете гнать врагов ваших, и падут они перед вами под мечом…'' (Ваикра, 26:4-7).

 


1А (h) в конце слова значит направление

2Интересно, что язык иврит очень четко отражает эти политико-географические факторы. Корень Х.Р.В – это ''херев'' - меч, ''хурбан'' - разруха, ''хорава'' - суша, ''маайан харев'' - высохший источник, и наоборот, ''невэ''- оазис, ''ной''- красота, ''нава'' - красавица. Мы видим, что меч приносит смерть высыхания, а вода ассоциируется с красотой жизни.