МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги ОЧЕРКИ О ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
III. ЗЕМЛЯ ДЕВЯТИ С ПОЛОВИНОЙ КОЛЕН.

5 Земля Эфраима – центр гор Шомрона

До основания города Шомрона почти вся гора, которая потом называлась этим именем, была известна как гора Эфраима, хотя это колено не занимало даже половины всей территории. Видимо, это было связано с тем, что после Йеуды Эфраим был самым важным коленом с сильными претензиями на политическое господство. На севере надела граница Эфраима шла от моря до Иордана, отделяя территорию Эфраима от владений Менаше, на западе – по берегу Средиземного моря, на востоке – по Иордану. На юге граница была менее регулярна. Здесь Эфраим соседствовал с Биньямином, и линия, их разделявшая, проходила в районе Иерихона, шла на запад, поворачивала на северо-запад, но затем, изгибаясь проходила по каньону - Бейт Хорон, спускалась с гор, пересекала Аялонскую долину и вновь поворачивала на север, и огибая ту территорию, которую получило колено Дана (в районе современных Тель-Авива, Рамат-Гана, Бней-Брака, Холона и Бат-Яма) , шла по течению реки Яркон и касалась морского берега. Мы уже описывали и Иорданскую долину, и центральную часть горы, по которой проходила дорога праотцев и где находилась первая главная святыня Израиля – скиния Завета в Шило, поэтому остановимся на западных склонах и побережье и слегка коснемся восточной части надела. Говорили мы и о городе Иерихон, добавим только, что в районе Иерихона сходятся границы трех колен – Эфраима, Биньямина и Иеуды. С Шомронских гор в сторону Иерихона и Иорданской долины спускается ущелье Нуэма. Поток, который протекал по нему, проходил к северу от древнего Иерихона и, в конце концов, впадал в Иордан. Но уже в далекой древности источники, выходившие на поверхность в ущелье (вади), активно использовались для орошения.

В VI-VII вв. еврейский город Нааран, он же ТаНаХический Наарат, находившийся в 5 км на северо-западе от Иерихона, активно конкурировал с последним. В Иерихоне тогда тоже была крупная еврейская община, но большую часть населения города составляли инородцы. В Нааране была синагога с великолепной мозаикой. Открытие ее было связано с событиями, мало напоминающими классическую археологию. В 1917 году недалеко от остатков много веков назад оставленного Наарана проходили передовые позиции британских войск генерала Алленби. Турки вели по ним артиллерийский огонь, и один снаряд взорвался, сорвав слой земли, под которым оказалась мозаика. Проводить серьезные исследования во время боя никто не мог. Открытие было зарегистрировано, но само место было забыто до 1970 года, когда израильский военный патруль обнаружил его заново.

Сама мозаика не производит сначала сильного впечатления, но стоит лишь брызнуть на нее водой, и краски начинают играть, узоры и декоративные изображения плодов Эрец Исраэль приобретают объем. Кроме узоров, мозаика состоит из популярных в то время мотивов: фигуры пророка Даниэля в львином логове (в настоящее время эта часть полностью разрушена), большого колеса со знаками зодиака и названиями ивритских месяцев. В южной части синагоги из мозаичных кубиков аккуратно выложены две газели, на иврите цви – символы народа и земли Израиля (Эрец Ацви). Поражает разница в качестве изображений этих животных. Одно, хотя и стилизованное, но как будто живое, даже темная полоса на боку, типичная для этого вида, четко выведена. Вторая газель исполнена грубо, можно сказать, в стиле детского примитивизма. И вообще, во многих местах в мозаике очень тонкая высоко профессиональная работа чередуется с простой и довольно грубой. Этому есть несколько объяснений. Согласно первому, более качественная мозаика была сделана раньше, но по какой-то причине - землетрясение, износ – повреждена, а более поздний мастер, чинивший ее, уже не обладал талантом своего предшественника. Но есть и другое объяснение. Не силы природы и не естественное старение были причиной повреждения, а алахический спор внутри самой общины.

Дело в том, что в I в. до н.э. – II в. н.э. синагоги украшались только геометрическими и растительными узорами. Все изображения живых существ ассоциировались с язычеством, и поэтому ни в еврейском доме, ни в синагоге им не было места. Но со временем мудрецы Израиля убедились, что изобразительное искусство стало самостоятельным, потеряло связь с культовыми действиями и помещениями. И период с IV по VII века стал эпохой расцвета синагогального искусства - многочисленных мозаик и фресок. Любимыми были мотивы, прославлявшие стойкость веры - жертвоприношение Ицхака, Даниэль со львами, а также темы связанные с памятью о Храме - менора, ковчег и еврейской символикой - шофары, лулавы, львы Иудейские и плоды Эрец Исраэль. Во многих местах сохранились посвящения, а иногда куски ТаНаХических или талмудических текстов. Очевидно, направление, противостоявшее изображениям, не исчезло окончательно, и возможно, что в какой-то период сами члены общины решили, что подобным картинам в синагоге не место. Не исключено, что это было реакцией на развитую византийскую иконографию. Впоследствии разрешающий подход вновь стал главенствующим, и мозаику решили восстановить, только уровень мастерства был уже не тот.

Перенесемся на западный склон Шомронских гор. Когда мы пересекаем Шомрон и начинаем подниматься из прибрежной полосы в горы, то, может быть, наиболее запоминающееся и сильное впечатление остается от множества террас и бесчисленных олив. Их серо-зеленые, бархатистые краски, мощные корявые стволы красиво контрастируют с выровненными участками красно-коричневой земли и аккуратными каменными оградами. Этот пейзаж, характерный для гор Эфраима на протяжении последних тысячелетий, имеет совсем не естественное происхождение. Вот что сказано в книге Йеошуа: ''И говорили сыны Йосефа (колена Менаше и Эфраим) с Йеошуа, сказав: Почему ты дал мне надел по жребию одному и участок один, а я же народ многочисленный, ибо благословил меня доныне Господь. И сказал им Йеошуа: Если ты народ многочисленный, то поднимись в лес и расчисть его себе в земле Призеев и Рефаимов,1 если тесны для тебя горы Эфраимовы. И сказали сыны Йосефа: Недостаточно нам гор, а у всех кнаанеев, живущих в долине, железные колесницы, и у тех, кто в долине Эзреэль. И сказал Йеошуа дому Йосефа, Эфраиму и Менаше: Народ многочисленный ты, и сила твоя велика – не один жребий будет у тебя. И гора будет твоей, а так как лесиста она, то расчистишь ее, и будут для тебя отроги ее, ибо ты изгонишь кнаанеев, хотя колесницы железные у него, хоть и силен он''. (Йеошуа, 17:14-18).

Итак, Йеошуа уверяет оба колена потомков Йосефа, что их общей численности и силы хватит для борьбы и с тяжелыми природными условиями, и с внешними врагами. Как мы знаем, войны с кнаанейскими городами и их полчищами боевых колесниц длились еще долго. Очевидно, освоение гор тоже заняло время, и по-прежнему части Шомронских гор и Кармеля оставались покрытыми лесами. Но все-таки колено Эфраима начало освоение горы и высвободило себе место для существования. То же самое произошло и с коленом Менаше, и в результате они получили не один, а два надела, как и следовало из их общей численности. Как мы видим, горы Эфраима играли важную роль в хозяйстве страны в древности, хотя их освоение и было сопряжено с многочисленными трудностями. У пророка Ирмияу есть потрясающее пророчество об этих местах: ''Так сказал Господь: В пустыне нашел милость народ, уцелевший от меча. Шел (Я) к успокоению Израиля (в земле обетованной). Издалека Господь явился ко мне (говоря): Любовью вечной возлюбил Я тебя (народ Израиля) и поэтому привлек (точный перевод – помазал) Я тебя милостью. Еще Я восстановлю тебя, и ты будешь восстановлена, дева Израиля, и ты еще украсишься тимпанами своими и выйдешь в хоровод веселящихся. Еще ты будешь сажать виноградники на горах Шомрона, сажающие они же вкусят плоды. Ибо будет день, когда стражи с гор Эфраимовых возгласят: Встаньте и поднимемся в Цион (в Иерусалим) к Господу Богу нашему. Ибо так сказал Господь: Радостно пойте Яакову (народу еврейскому) и ликуйте перед всеми народами: провозглашайте, славьте и говорите: Спас Господь свой народ, остаток Израиля! Вот Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли, среди них слепой и хромой, беременная и роженица вместе, великое множество возвратится сюда. С плачем придут они, и с милосердием поведу Я их, поведу Я их к потокам вод путем прямым, не споткнутся они на нем, ибо Я стал отцом Израилю, и Эфраим первенец Мой''. (Ирмияу, 31:1-8).

С точки зрения географии, нас очень интересует связь между наделом Эфраима и потоками вод, потому что эти горы являются главным эквифером страны. Эквифер – это слой горных пород, который несет в себе запасы грунтовых вод. Известковые слои, слагающие эти горы, представляют собой огромную губку, не только впитывающую, но и отдающую зимние осадки. Источники, которые выходят на западном склоне гор Эфраима, питают реку Яркон, пересекающую прибрежную долину и впадающую в море в районе современного Тель-Авива. К тому же, в этом месте расположены артезианские скважины, снабжающие водой и район Большого Тель-Авива, и Иерусалим. Значение этого места для водного хозяйства Израиля огромно.

Не случайно во время Второй Мировой войны, по личному распоряжению Гитлера, сюда был послан самолет с группой нацистских парашютистов в сопровождении прогитлеровски настроенного араба2 с целью отравить источники и вызвать массовую гибель людей в Тель-Авиве. Самолет вылетел ночью с острова Родос, оккупированного тогда немцами, пролетел незамеченным над британским радаром, и под покровом ночи оперативная группа была сброшена на парашютах в районе Иерихона. Но к счастью, на этом удача диверсантов закончилась. Некоторые из них были схвачены британскими полицейскими, другие нашли приют в католическом монастыре в Иерусалиме, где симпатизировали Германии, проводник вернулся в свою деревню. Англичане сумели найти спрятанные в пещере контейнеры с ядовитым порошком, и очередной акт нацистского зверства был предотвращен.

Само место, где выходят источники, арабы называли Рас эль Аюн, - голова (начало) источников. И поэтому еврейское поселение, созданное рядом, получило имя Рош-Аайн, что означает то же самое на иврите. Поселение было основано на месте бывшей британской военной базы. Уходя из страны, англичане передали ее арабам, и место это было захвачено после тяжелых боев. Первыми поселенцами были йеменские евреи, прибывшие в страну в конце 40-х – начале 50-х годов. Героически пройдя долгие километры по Аравийской пустыне, бросив свои синагоги, дома, поля и мастерские, они собирались в тогдашней британской колонии Аден, откуда их доставляли на самолетах в Эрец Исраэль. Но и в своей стране их путь был совсем не легким. В первые годы своего существования Израиль был очень бедной страной, только что вышедшей из состояния войны, но еще окруженной постоянными врагами. Кроме того, отношение старого социалистического израильского истеблишмента к новоприбывшим с их традиционной еврейской культурой, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Палаточный лагерь, а затем трущоба из протекающих бараков на месте старой британской базы оставили немало тяжелых воспоминаний, не стершихся и по сей день. В течение более сорока лет, Рош-Аайн был символом бедного запущенного поселения с множеством социальных проблем.

В 90-е годы ХХ века положение стало меняться. Влияние растущего, как на дрожжах, Гуш Дана, или Большого Тель-Авива, распространилось и на Рош-Аайн. Кроме того, по соседству возникло новое еврейское поселение в западном Шомроне – Элькана. В результате, в городе стали появляться районы коттеджей, получила развитие промышленная зона. Географическая близость к главному центру концентрации населения в стране начала играть свою роль в развитии города.

К юго-востоку от Рош-Аайна находится мощная средневековая крепость Мигдаль-Афек. В этом месте прибрежная долина граничит с хребтом Шомронских гор, через него всегда проходили внутренние административные границы страны. Иногда власти, постоянно нуждающиеся в деньгах, устанавливали здесь контрольно-пропускной пункт, где брали с проезжающих купцов таможенные пошлины. Задолго до строительства крепости Мигдаль-Афек здесь произошло большое сражение между коленами Израиля и их постоянными врагами – филистимлянами.

Колена Израиля и филистимляне (плиштим) приходят в страну приблизительно в одно время – в XIII в. до н.э. Первые, пришедшие с востока, заняли изначально, в основном, горные районы. Вторые же, придя с моря, осели в южной части прибрежной долины. Со временем они начали расширять свои владения на восток, и столкновение с коленами Израиля стало неизбежно. Большая битва, в которой войско Израиля было полностью разбито, произошла в этом районе. ''И выступили израильтяне против филистимлян (плиштим) на войну, и расположились в Эвен Аэзере (к востоку от современного Рош-Аайна), а филистимляне расположились в Афеке. И выстроились филистимляне против израильтян, и разгорелся бой, и были разбиты израильтяне филистимлянами, которые побили на поле боя около четырех тысяч человек. И пришел народ в стан, и сказали старейшины: За что сегодня поразил нас Господь перед филистимлянами. Возьмем же к себе из Шило Ковчег Завета Господа, и войдет он в среду нашу, и спасет нас от руки врагов наших. И народ послал в Шило, и принесли оттуда Ковчег Завета Господа Цеваот, обитающего над керувами,3 а там при Ковчеге Божьем два сына (первосвященника) Эйли Хофни и Пинхас. И когда прибыл Ковчег Завета Господня в стан, громко вскричал весь Израиль и восшумела земля. И услышали филистимляне этот громкий крик, и сказали: Что это за громкие клики в стане иврим (евреев)? И узнали, что Ковчег Господень прибыл в стан. И испугались филистимляне, и сказали: Горе нам, ибо не было такого ни вчера, ни третьего дня. Горе нам! Кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это тот Бог, кто поразил египтян всякими казнями в пустыне. Крепитесь и будьте мужественны, филистимляне, чтобы не были вы в порабощении у иврим, как были они в порабощении у вас, будьте же мужественны и сразитесь. И сразились филистимляне, и поражены были израильтяне, и разбежались каждый в шатры свои (по домам), и было поражение весьма великое, и пало из Израиля тридцать тысяч пеших. И Ковчег Божий был захвачен, и оба сына Эйли, Хофни и Пинхас, умерли''. (Шмуэль, I 4:1-11).

Шило, где тогда была раскинута скиния Господа – предтеча Храма, построенная еще Моше в пустыне, - находился почти по прямой линии к востоку от Эвен Аэзера и Афека. Он не был настоящей политической столицей Израиля, так как в эпоху Судей каждое колено управлялось отдельно, но был его духовной столицей. Если что-то в то время и объединяло еврейский народ, кроме внешних врагов, то это была скиния в Шило. Целью филистимлян, впоследствии ими достигнутой, было подняться в гору, разрушить Шило, захватить надел Эфраима, а затем и весь горный хребет и этим разделить Израиль. Они также хотели полностью взять под свой контроль дорогу от месторождений железной руды в Заиорданье до своих основных центров на побережье. Изначально каждая армия стояла на границах контролируемой территории: Израиль – на самом краю горного хребта, а филистимляне – в конце долины. Местность в районе Афека относительно плоская, равнинная, что очень подходило для правильного, организованного боя, где закованные в доспехи филистимляне могли двигаться плотными рядами. Изобилие источников по соседству помогало снабжать армию водой. Политические последствия этого поражения были очень тяжелыми, и только через два поколения, при Давиде (Х в. до н.э.), Израиль окончательно избавился от опасности филистимлянской экспансии.

Но это несчастье послужило хорошим, хотя и нелегким, уроком для народа. Коэны (священники) Хофни и Пинхас, упомянутые раньше, прославились своими грехами и осквернили своим поведением службу Господу в Шило. При таких обстоятельствах Господь показал народу, что Ковчег со скрижалями, на которых были высечены десять заповедей, не является ни амулетом, ни талисманом, способным автоматически обеспечить победу. Безобразное поведение и присутствие Духа Божьего в народе несовместимы. Впоследствии, Ковчег вернулся в Израиль весьма необыкновенным путем, но никогда больше не помещался в Шило.

Мы уже упоминали, что недалеко от Афека берет начало река Яркон. Само ее название говорит о том, что ее берега когда-то были покрыты густой зеленью, ведь ярок на иврите – зеленый. В наше время рядом с Мигдаль-Афек расположен небольшой заповедник, где еще можно видеть реку в ее более или менее первозданном виде, но большая ее часть протекает через полностью урбанизированную территорию, что неудивительно.

Первое еврейское поселение в Новое время в прибрежной полосе было основано в трех километрах к западу от современного Рош-Аайна. Это Петах-Тиква - Врата надежды. Выражение это взято из книги пророка Ошейа, где описывается падение и восстановление народа Израиля. ''И оттуда (из пустыни) дам Я ей виноградники ее, а из долины Ахор (скорби) – врата надежды; и возликует она там, как в дни юности своей и как в день исхода из земли Египетской''. (Ошейа, 2:17). Действительно, создание Петах-Тиквы оказалось одним из поворотных моментов нового еврейского освоения страны, хотя начало было более, чем скромным. Ее создатели были выходцами из ашкеназской харедимной - ортодоксальной общины Иерусалима. Душой и вдохновителем маленькой группы был рабби Йоэль Моше Соломон из Старого города в Иерусалиме. До этого он успел принять участие в создании квартала Нахалат Шива – третьего еврейского квартала вне стен Старого города в Иерусалиме. Он также издавал одну из первых ивритских газет ''Иеуда вэ Йерушалаим'' – ''Иудея и Иерусалим''. Но в последнем выпуске газеты он сообщил своим читателям, что будут ему слаще комья земли, которые он будет обрабатывать, чем тысячи слов и речей.

Сначала были куплены 3200 дунамов земли у арабов, и в июле 1878 года прибыли первые три семьи. Они поставили палатки и соорудили несколько сараев. Постепенно были посажены виноградник и сад, заведены коровы, козы и лошади. Раввин поселения Арье Лейб Фрумкин построил первый настоящий дом. Но жизнь была непростая. Заболоченные берега Яркона были рассадником малярии. В 1886 году Петах-Тиква стала первым новым еврейским поселением, которое подверглось арабскому нападению. Несмотря на все трудности, город рос и развивался. В конце XIX века там появились начальные элементы организаций еврейской самообороны. В Петах-Тикве было возведено первое строение из железобетона - водонапорная башня, что явилось настоящей революцией в строительстве в начале ХХ века. Поселение очень пострадало в Первую Мировую войну, так как через него проходила линия фронта, разделявшая британские и турецкие позиции.

Однако уже в 30-е годы ХХ века город вновь процветал и расширялся. Теперь Петах-Тиква – это довольно большой урбанизированный центр в масштабах Израиля, граничащий с Рамат-Ганом, Бней-Браком и другими разросшимися городами Тель-Авивской агломерации. И внешне большая часть Петах-Тиквы напоминает другие города прибрежного центра, хотя есть и отличие. Создатели ее, будучи выходцами из Иерусалима, привезли с собой и некоторые специфически иерусалимские обычаи, например, зажигать субботние свечи на восемнадцать минут раньше установленного времени. Интересно также, что сначала основатели города собирались поселиться в долине Иерихона - на противоположном конце надела Эфраима, но турецкий султан личным распоряжением отменил сделку о покупке земли. И мы не знаем, как бы выглядела политическая и антропогеографическая карта Израиля теперь, если бы поселенцы обосновались не в прибрежной полосе, а в долине Иордана.

Между большей частью территории Эфраима и морским побережьем находился надел колена Дан. Земля Эфраима соприкасалась с морским побережьем, по-видимому, узкой полосой от северного берега реки Яркон до своей границы с коленом Менаше. В наше время здесь простираются самые северные кварталы Тель-Авива, так называемый Рамат-Авив, с парком Ганей Тааруха, где происходят международные выставки, коммерческие ярмарки и автосалоны. В этом же районе расположен Тель-Авивский университет, городской аэропорт, а сами жилые кварталы вокруг считаются одними из наиболее дорогих и престижных в Израиле.

Еще севернее находится слившийся с Тель-Авивом город Герцлия, западная часть которого – это район роскошных вилл и процветающей компьютерной промышленности. Интересно, что в ТаНаХический период этот район почти никакой роли в истории не играл. Прибрежные дюны, которые так привлекают курортников в наше время, тогда считались бесплодной и довольно бесполезной землей. До становления царства евреи практически не занимались мореплаванием, да и сам совершенно ровный берег, без бухт и удобных гаваней не способствует подобному занятию. В отличие от эпохи Ирода (Хордоса) или ХХ века, технология того времени не позволяла создавать искусственные порты. В Герцлии только в 90-е годы ХХ века была построена Марина, то есть, причал для прогулочных яхт, что вызвало сильные протесты защитников природы из-за нарушения естественного баланса движения морского песка.

Известный нам порт того времени (XIII в. до н.э.) находился на северном берегу устья Яркона, в месте, которое называется Тель эль Касила. Сам тель, или курган, расположен на территории нынешнего музея Эрец Исраэль, и несколько сезонов раскопок показали, что там была гавань, использовавшая устье реки как едва ли не единственное в районе место, где корабли могли спокойно пришвартоваться. Но это был не еврейский, а филистимлянский порт. Кстати, Тель эль Касила – это позднее арабское название, а каково было имя этого города-порта в древности, нам не известно. Теперь вся округа густо населена, застроена бесконечными домами, автострадами, эстакадами, торговыми центрами и прочими атрибутами городской цивилизации. Как-то даже трудно себе представить, что на месте Тель-Авивского университета с его аудиториями, лабораториями и музеем Диаспоры в первой половине ХХ века была маленькая арабская деревенька Шейх Мунис.


1 Очень древний народ, практически исчезнувший во время еврейского завоевания Эрец Исраэль.

2 Что не было исключением. Практически все арабы Эрец Исраэль были настроены прогермански.

3 Херувимами (по-русски).