МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению книги З.Султановича "Живая связь"
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ВАВИЛОНСКОГО ИЗГНАНИЯ
1.В 3389 г., на втором году своего царствования Кореш (Кир) завоевал Месопотамию. И для того, чтобы приобрести поддержку, если не основной массы населения, то, во всяком случае, недовольных прежней властью, провозгласил новое отношение к изгнанным народам и племенам: каждый народ волен вернуться на свою родину и воссоздать свою культуру, культ, некоторые формы бывшей жизни и даже государственности. Изгнанные силой евреи тоже получили возможность возвратиться. Возвращение шло медленно, и вавилонское изгнание практически не окончилось т.к. в Вавилоне осталась значительная община. Семьдесят лет не было у народа Храма, и семьдесят лет продолжалось изгнание, до 3408 года, пока вернувшиеся евреи не построили Второй Храм.
В течение этого времени народ, как бы, привыкает к политической несамостоятельности, несуверенности. Глубокий кризис и коренные изменения коснулись образа жизни, но не основных идей и не календаря. Разговорным языком становится арамейский. Появляется понятие "община", включающее в себя культуру, духовность, этнос. Община должна была заменить собой понятие территории, государства, заменить, но не позволить забыть.
Отличительной чертой вавилонской общины было единое руководство, наделенное определенными правами. Хотя евреи Вавилона и были разбросаны по населенным пунктам, их община была практически единой. Позднее такого не встречалось нигде.
2.
Первыми из Вавилона вместе с мудрецами Эзрой и Нехемией пришли 40 тысяч человек: разные социально-слабые группы - беспризорные, найденыши, сироты и "люмпен-пролетарии".
Отличительной чертой вновь начавшегося периода было постепенное эволюционное возрождение еврейской общины: восстановление Храма, Иерусалима, общинно-юридических еврейских институтов, обладавших потенциалом перерождения в политические структуры. Вместо полного возрождения еврейского государства и возврата в состояние, предшествующее изгнанию, возникло новое состояние сосуществования двух общин: большой еврейской общины в Вавилоне и все более разрастающейся и в конце концов достигшей большей численности населения еврейской общины в Эрец Исраэль.
Восстановление Храма вместе с возрождением сословия коэнов с самого начала было направлено на внутриобщинную религиозную культурную жизнь. Но и у этого сословия тоже был потенциал перерасти в политическую силу, что и произошло во второй, эллинистический, период этой эпохи.
Все новшества организации жизни были перенесены в Эрец Исраэль. Здесь наступила новая стадия. И даже после восстановления Храма и культа в нем существовали параллельные формы служения (синагога) и культа (молитва, благословение). Археологическими раскопками подтверждено, что даже на территории Храмовой горы была синагога! И тем не менее, новая организация народа, явившаяся результатом вавилонского изгнания, доминирует. Несмотря на возрождение Иерусалима, массовое возвращение евреев в Эрец Исраэль и освоение земли заново, народ живет общинной жизнью, а не жизнью полноценного государства.
Продолжение