МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги З.Султановича "Живая связь"

СРЕДНИЕ ВЕКА

С IX века (по некоторым документам - с VIII века) начинается та эпоха, которую марксизм называет "феодализмом". Появляется документация, свидетельствующая о наличии признаков, характерных для этой общественной формации. Выкристаллизовывается четкая социальная структура общества (король - его вассалы - вассалы его вассалов - обыкновенные крестьяне, прикрепленные к земле и поместьям), устанавливается процесс передачи власти поместным феодалам.

Этот период с культурной точки зрения (не с экономической) мы называем эпохой рыцарства. А эпоха рыцарства без романтики - это: кто-кого убьет раньше, и без сантиментов! Потому что тот, кто умеет быстро и хорошо убивать, может защищать других. Вассал был вассалом только потому, что он нуждался в защите феодала. Экономические и социально-экономические отношения были построены на том, что "я согласен быть в неволе, если мой хозяин защитит меня, а также даст мне что-нибудь. Он обещает мне охрану, я обещаю на него работать".

Эпоха рыцарства вырабатывает культурные ценности бесшабашного героизма и постоянных исканий. В обществе, в котором культивировались вероломство и предательство, то и дело надо было доказывать преданность хозяину, доказывать, что именно этот рыцарь умеет убивать лучше. Рыцари переходили от одного короля к другому. Идеалом исканий стала, не преданность королю, а преданность женщине, даме. Легче было быть преданным даме, чем королю. Этого практически и не было. Братья предавали своих братьев, сыновья убивали отцов, чтобы стать наследниками и королями.

Средневековое общество характеризуется грубостью, закрытым хозяйством, варварским милитаризмом, религиозным фанатизмом и безграмотностью.

На фоне этого мы можем понять всю трагичность несовместимости иной по характеру жизни и традиции еврейской общины.

ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Я хотел бы отдельно остановиться на одном из самых значительных исторических явлений, которое повлияло и продолжает в той или иной мере влиять на еврейский образ жизни - на еврейской общине средневековья.

После разрушения Первого Храма, при первом изгнании в Вавилон, была создана новая форма еврейского существования - община. И, несмотря на то, что впоследствии был построен Второй Храм, и большинство еврейского народа вернулось со временем в Эрец Исраэль, и даже было самостоятельное независимое государство Маккавеев, основное ядро общинного существования оставалось в Вавилоне.

Когда мы говорим об еврейской общине, надо понимать, что речь идет о социальной, а вовсе не о религиозной формации, к которой, может быть, и хотели бы ее причислить историки. Принцип построения общины - мини-государство. Не просто мини-государство, а еврейское мини-государство - еврейское не только потому, что оно состоит из евреев, а по своей структуре.

Сравнивая разные области галута, мы видим, насколько похожи общины, хотя, конечно, единого руководства у них не было и быть не могло. В совершенно различных условиях, культурах, государствах, несмотря на почти полное отсутствие реальных связей между общинами, выкристаллизовалась идентичная схема их управления с очень незначительными нюансами.

Как крупные (1000-1200 человек), так и средние общины (200-300 человек) строились вокруг ядра, которое, с одной стороны, было совершенно автономно, но, с другой стороны, как-бы, по указанию общего центра, несло в себе все основные элементы национальной хизни. Этим социальна'! история еврейского народа совершенно не похожа на социальную историю всех тех народов, среди которых евреи жили.

2.

Несмотря на различие политических, этнических, языковых, религиозных рамок среды, основные социальные институты общины сохранились везде - иначе не сохранилась бы сама община. Власть в общине так же, как и в прежние времена в еврейском государстве, подразделялась на законодательную (включая судейскую) и исполнительную и также состояла из четырех элементов.

Светским исполнительным элементом власти являлся демократически избираемый (один голос от каждой семьи) комитет общественных представителей (старейшин). Он назывался в еврейской литературе "институтом семи наиболее значительных членов общины"137. Обычно в этот институт входили состоятельные, влиятельные люди со связями "вне", которые занимались в основном решением финансовых проблем, умели регулировать отношения с внешней властью, добиваясь уменьшения налогов и освобождения от воинской повинности.

Центральным местом общины, центром учения и молитвы на протяжении всего средневековья была синагога. Синагога никогда не являлась интегральной частью той местности, где она находилась. Нынешним языком ее можно определить как "посольство", "экстерриториальная единица". На территории ее действуют свои законы.

Роль института мудрецов Санhедрина - роль вторичной законодательной инстанции (первичной законодательной инстанцией является Вс-вышнии) перешла к раввинскому суду. Еврейская община в средние века, а практически до XIX века, до коренных изменений в политической системе Европы, пользовалась довольно обширной юридической автономией. Преступления, совершенные внутри общины, судили и наказывали, согласно постановлениям раввинского суда.

Четвертым элементом, свободным от какого-то стандарта, но влиятельным в древнееврейском государстве, был пророк. Но без Пророка нет пророка. Нет механического пророка, нельзя назначить кого-то пророком. Поэтому в общине функция пророка делилась на несколько частей. Одна часть - это постоянное присутствие особого сословия людей, не занимающих никакой официальной должности, но отдающих либо все свое время, либо большую часть его, изучению Торы и готовых свободно критиковать официальные сословия. Частично прерогативы пророков перешли к раввинам. И неоднократно раввин, защищая кого-то из членов общины, оказывался в оппозиции к наиболее богатым и уважаемым ее членам. Вторая часть - юридическая возможность такой критики по отношению к светским и религиозным главам общины.

Уже в документах Х века упоминается записанное в книгах общин юридическое правило, дающее возможность каждому члену общины, а в особенности вдовам, одиноким и сиротам, прекращать субботнее служение посреди чтения. Для этого им разрешалось входить в мужскую часть синагоги и доходить до центра, где обычно читают Тору.

И вот, в субботу, когда все евреи общины собираются в синагоге, имеющая претензии женщина стучит по столу и требует пересмотреть ее дело. Она требует общественного внимания.

Это, естественно, производит свое действие, вызывает реакцию присутствующих, которая, выражаясь современным языком, называется "давлением общественного мнения".

3.

По сравнению с европейскими или азиатскими государственными и общественными структурами, еврейская община не имела равных ни в одном из этих государств, ни в одной из этих культур. Верно, в еврейской общине не было того, что было вне ее. Огромные деньги не уходили на возведение замков, содержание армии, лошадей, проведение турниров - всего, без чего аристократия жить не могла.

Еврейская община, как могла, защищала своих членов от насилия извне. Примерно, с конца XI века в течение нескольких сот лет существовало в Европе страшное правило: право первой ночи принадлежало каждому феодалу. Еврейские общины тоже считались подвластными феодалу, поэтому брачные договоры составлялись по достижении девочкой 11-12-летнего возраста. А когда девушка созревала, и феодал требовал осуществления своего права, ему говорили:

- Нет, невозможно. Она уже замужем.

Именно эта опасность привела к ранним бракосочетаниям.

Если иногда все же не удавалось уберечь девушку, это тщательно скрывалось, чтобы пятно позора не оставалось на семье на многие поколения. Даже если было насилие, оно не афишировалось. Но прежде всего старались этого не допустить.

Средневековое государство было не плюралистично, более того, антиплюралистично, и имело тенденцию к стандартизации. Никакие другие общины, религиозные или этнические меньшинства не признавались юридически, кроме евреев. Любая попытка создать иное религиозное течение обычно подвергалась уничтожению как ересь, а иная этническая группа - полному подчинению.

Это, конечно, не означает, что не было постоянных попыток такого рода, стоивших нам, евреям, много крови. Но, тем не менее, в правовом отношении еврейская община имела свой статус как в церковном христианском или мусульманском законодательствах, так и в светском законодательстве королей и императоров. Отношение к евреям было иным, чем к варварам, но, конечно, совсем не таким, как к своим. С одной стороны, евреи признавались и церковью, и исламом как адепты вероисповедания, предшествовавшего их собственному. С другой стороны, этот народ не сделал того шага, которого от него ожидали и требовали - он не присоединился. Поэтому и мусульмане, и христиане в равной мере воспринимают еврейский народ как символ наказания за неприсоединение. Но, с другой стороны, это народ избранный: евреям разрешалось то, что запрещалось другим. Налицо определенная двойственность восприятия.

4.

Очень интересно наблюдать, как средневековое общество решает свои проблемы через евреев. Речь идет, прежде всего, о Франции и Германии.

Одной из проблем средневекового общества в эпоху систематических торговых отношений, начиная с VIII-IX веков, было финансирование и разделение прибыли (инвестиция на полгода, на год, пока не продастся товар и не появится прибыль). Теперь это решается банковской системой. Но в то время напрямую эта проблема не могла быть решена, так как христианство, например, запрещало ростовщичество. В христианском законодательстве, принятом на Вселенских Соборах, в королевских и императорских указах в течение нескольких сотен лет появляется все больше и больше параграфов об евреях-ростовщиках. Христианам запрещалось давать деньги в рост под проценты, но брать деньги в долг разрешалось.

В течение сравнительно короткого времени появились случаи невозврата долгов. Для евреев, естественно, правильным было бы не одалживать больше, что сразу поставило бы всю торговлю в трудное положение. И во избежание этого появилось секулярное постановление от имени короля о провозглашении евреев королевским имуществом. И т.к. королевское законодательство не могло противоречить церковному, королевская власть, взяв еврейское имущество под свою эгиду, не брала при этом самих евреев под защиту. Еврейские деньги - это королевские деньги, и пока евреи здесь, все, что у них есть - на службе у короля.

- Не хочешь отдавать еврею, не отдавай, молодец, истинный христианин! Но деньги ты брал - вот и верни, их в королевскую казну. Лучше?

- Куда ж лучше! С евреем можно как-то еще договориться, отсрочить еще на полгода, на год, заплатить какую-то часть, а королевские стражники возьмут силой, все возьмут и дом сожгут, и жену с детьми заберут. Они ни перед чем не остановятся.

Такое законодательство упорядочило взаимоотношения на сотни лет.

В мусульманском мире, а затем и в христианском с установлением государственных и национальных рамок складывается непростое сотрудничество между евреями и нееврейским государством, базирующееся на взаимных интересах: евреи хотят выжить, а власти - воспользоваться их культурой, мастерством, способностями, не подвергаясь политической угрозе.

Власти никогда не упускали возможности обогатиться за счет евреев, иногда прибегая к искусственным приемам. Например, издавали указ об изгнании евреев, но прежде происходила экспроприация еврейского имущества, и казна получала сразу все, что евреи накопили. Примерно, с интервалом в 10-15 лет почти из каждой европейской страны евреев изгоняли, а вслед за этим просили вернуться, давали особые привилегии, действительно охраняли от толпы, от черни. Так было не раз во Франции, в различных германских княжествах, а впоследствии и в Польше.

Принимая такую игру "в кошки-мышки" со стороны внешних властей еврейская община должна была заработать себе право на существование, чего можно было достигнуть единственным образом: найти ту нишу в общественной жизни, которая закрыта для всех остальных.

Будучи заинтересованной в развитии какой-либо области государственной структуры, допустим, торговли, центральная власть призывала евреев, освобождая их от налогов. Их - и никого другого! Такой прием в средние века использовался довольно часто (главное, чтобы у правителя было хорошее настроение, потому что на следующий день могли любого обвинить, в чем угодно, и отрубить голову).

О фактах службы евреев при дворе свидетельствуют еврейские сказания. Сохранились также официальные документы на латинском языке - грамоты, выданные на имя евреев для защиты или частичного освобождения их от налогов.

По мере развития новой общественной формации огромный мусульманский мир от Атлантического океана до Индии начинает испытывать потребность в элементах, способных объединить различные разбросанные территории, и наличие связей между еврейскими общинами делает евреев полезными.

Начинается новый этап еврейской истории. Евреи становятся дипломатами, переводчиками, врачами, торговцами, ремесленниками. Конечно, дипломат того периода - это не дипломат нынешнего времени, обладающий статусом и положением. В те времена дипломат - это переводчик, посланник, не более того. С тех пор во всех общинах диаспоры появляются сугубо "еврейские" профессии. Евреи выбирают ремесла, в которых удельный вес мастерства намного выше, чем удельный вес материала, что дает возможность при любой миграции взять с собой самое главное - профессиональные навыки, возможность обучать и т.д. Еврейские ремесленники занимаются тонкими ремеслами и поставляют ремесленную продукцию, которую в обыкновенной деревне, где каждая семья сама себя и одевала, и обувала, и кормила, сделать не могли. В особенности рыцарское сословие требовало большего, чем могли поставить обыкновенные крестьяне. Надо было привозить товары и надо было шить обувь, одежды, делать украшения, доспехи, оружие, работать по серебру, по золоту, по стали.

Средневековый мир относился к еврейской общине двояко: не принимая евреев, он принимал еврейское существование, понимая однако, что евреи - не часть ландшафта и не часть этнического фольклора. Они принадлежат королю.

Евреи полностью зависели от центральной власти, и это предопределяло судьбу еврейской общины, потому что отношение к ней с изменением основ политической власти тоже изменялось, изменялись практические условия ее существования. Это произошло и в XIX веке - веке перелома.

5.

Королевская или церковная власти не относились к еврею как к индивидууму. Все, что касалось налогов, обязанностей по отношению к королю, к государству, к данному барону или к монастырю, диктовалось еврейской общине в целом. Поэтому существование каждого еврея было обусловлено существованием общины. Практически не было еврейского существования, не организованного в общину. Являясь юридическим лицом и располагая автономией и внутренней налоговой системой, община платила налоги в казну.

Даже телесные наказания за криминальные действия были узаконены в еврейской общине по отношению к ее членам. Редко, но все-же случались кражи, прелюбодеяния, убийства (хотя, по правде сказать, случая об убийствах в еврейской юридической литературе мы не находим - и это среди мира, объятого насилием!).

На рубеже между XIII и XIV веками в христианской части Испании несколько еврейских женщин пошли по пути проституции. Они были отданы на суд еврейской общины. Мера наказания должна была быть общепринятой, иначе бы она давала право представительницам одного народа заниматься этим ремеслом. Им отрезали носы. Подобные наказания не упоминаются в еврейских источниках, но так было заведено во внешнем мире, и в ряде стран блудницы ходили с закрытыми лицами.

В вынесении судом подобного рода решений была и забота об ограждении самой общины (если бы раввинский суд поступал по-своему, королевская власть, в конце концов, вмешалась бы).

Только в пограничном случае, когда криминальное действие выходило за рамки еврейской общины, провинившийся еврей мог быть передан под суд властителя государства.

Действенным методом было отлучение. Применялся он однако очень редко: либо при намерении еврея перейти в другую веру, либо при поступлении его на королевскую службу, когда тот отрекался от общины, как бы, по собственному желанию.

Для укрепления общины были приняты знаменитые правила раббейну Гершома, запрещающие под страхом отлучения злословие, доносы, бигамию и др.

В Талмуде разбираются два вида отлучения: отлучение на 30 дней (попробуй, как ты будешь жить сам по себе) и отлучение навсегда. Еврей, собиравшийся оставаться евреем, никак не мог прожить без общины. В случае отлучения он вынужден был уйти в отдаленную общину, куда сведения о нем не могли попасть, хотя само по себе такое путешествие было очень опасным.

6.

В пределах одной территории общины были более-менее связаны между собой перепиской и взаимомиграцией. Евреи часто меняли место жительства. Причиной перехода евреев из одной общины в другую были не только выгода в торговых сделках и брачные союзы, но и гонения. И каждая община всегда готова была принять любое количество изгнанных евреев, вынужденных в силу обстоятельств покинуть насиженные места.

Естественно, наиболее тесные связи были в пределах одного государства. Но и в довольно далеких странах, таких, как Ломбардия и Германия, общины все-таки были связаны, потому что немецкие императоры в течение очень долгого времени владели Ломбардией, а периодами даже Римом. Отголоски этой прерогативы немецких императоров оставались до XIX века. На севере Италии, в Ломбардии, был небольшой, но действенный еврейский культурный центр, и оттуда шла переписка с общинами северо-французских и немецких городов.

Связи между общинами, проживавшими в христианском мире, с общинами мусульманского мира были более редкими и слабыми, но все-же они существовали. Немало времени проходило, пока письмо из христианской части Европы достигало Северной Африки или дахе мусульманской части Испании. Сам переход из одного государства в другое был проблематичным. Тому есть свидетельства еврейских путешественников.

Что касается Святой Земли, то прибытие сюда не было, как правило, просто путешествием или паломничеством. Дорога была длинной и опасной (к примеру, в XV веке она могла продолжаться более трех лет). Если удавалось приезжать, оставались насовсем.

Еврейские общины никогда не забывали своих корней. И сформировалось особое понятие, у которого есть материальное выражение - сбор денег для поддержания неимущих в Эрец Исраэль. Каждые несколько лет эти пожертвования каким-то образом поступали в Эрец Исраэль, и за счет них могла существовать, хотя и небольшая, но все-таки довольно постоянная еврейская община.

Так называемое, Иерусалимское королевство, которое было нежизнеспособно изначально, продержалось несколько десятилетий. Еврейское население этой страны было частично убито, частично изгнано, частично продано в другие страны. А в XIII веке Святую Землю не миновало и монголо-татарское нашествие. Мы знаем о том, что творили монголо-татары в других странах, но и здесь они делали то же самое, только более короткий период.

Тем не менее, приезжали в Эрец Исраэль величайшие светочи. Приехал раббейну Моше бен Нахман и основал общины в Иерусалиме и в Акко. Приехал рабби ИеЬуда паЛеви - его убили. Приехал раббейну Моше бен Маймон, но не смог остаться и вернулся в Египет.

Еврейское присутствие на Святой Земле не прекращалось никогда. От века к веку, несмотря ни на что, евреи, все-таки, селились в Эрец Исраэль и основывали на ее территории свои общины. В то же время вся христианская Европа потерпела провал при попытке основать здесь государство в эпоху крестовых походов.

В конце XI века, во времена крестовых походов, грубые, неграмотные и неотесанные европейцы были призваны римским папой Иннокентием Ш освободить Святую Землю от мусульман. И т.к. полчища этих "солдат веры" не знали точно (они и неточно тоже не знали), где находится эта самая Святая Земля, то, дойдя до Рейна, приняли его за Иордан и решили громить евреев. Они хотели прежде всего поживиться за счет евреев, а заодно и наказать их за то, что Святая Земля находится в руках мусульман. К великому сожалению, находившиеся среди крестоносцев духовные наставники не отговаривали их от этого, а, наоборот, даже разжигали ненависть к евреям.

Трудно точно сказать сколько, но десятки еврейских общин были уничтожены в начале той весны.138 Нам известны записанные хроники трех больших еврейских общин - Магенца (нынешний Майнц), Вермайза (Вормс) и Шпира или (Спира, Шпейра).139 Погибли тогда великие ученые мужи, женщины, дети. Их было, может быть, тысячи, может быть, даже десятки тысяч человек. Это явилось страшным ударом по еврейским общинам и по изучению Торы.

7.

Известны, по крайней мере, две возможные модели создания новой общины. Они записаны в документах различных стран и эпох.

Одна похожа на закладку пчелиного улья. На новое место пчела-матка вылетает с небольшим количеством рабочих пчел. Так и здесь: семья мудреца-законоучителя решает переехать в другой населенный пункт (обычно либо он, либо ближайшие его родственники занимаются еще и торговлей или ремеслом). Вокруг этого мудреца группируется небольшое количество учеников. Обрастая другими семьями, такая ячейка становится ядром новой общины.

Вторая модель - случай. Не запланированное переселение какой-то семьи, а просто случай. Потерпев кораблекрушение или попав к пиратам в плен, где-нибудь в Средиземном море или в Индийском океане, несколько бесприютных семей или полусемей еврейских купцов оказывались на берегу, где не было прежде евреев. В итоге основывалась еврейская община.

Иногда пираты продавали евреев в рабство в какую-то новую для них страну. Там им удавалось выкупиться, либо получить средства на выкуп извне, но к тому времени они уже представляли собой общину.

Несколько легенд и фактов повествуют нам об этом. Например, в "Легенде о четырех пленниках" рассказывается о том, как, четыре пленника-еврея, проданные пиратами в вестготскую Испанию, положили начало всей испанской еврейской общине. Они завезли общинный опыт, и в общину, основанную ими, постепенно стянулись немногочисленные, жившие в округе, евреи, открыв для себя новый мир, ранее не известный и неожиданный.

Одной из самых экзотических была община кучинских евреев на территории Индии. Большинство из них (более 90%) приехало в Израиль в 50-е годы. Тогда и встал вопрос о том, кто такие кучинские евреи, и каким образом вообще евреи очутились в Индии.

Были подняты документы, примерно 200-летней давности, и выяснилось, что корабль торговой экспедиции иракских евреев, направлявшийся через Персидский залив в Индию, разбился, но среди высадившихся на берег не было знатоков Торы (они не знали Тору настолько, чтобы создать полноценную общину). Это определило некоторые отличия между обычаями кучин-ской общины и обычаями других еврейских общин. В ней нет повторных браков, т. к. кучинские евреи не умели правильно писать разводные договоры, но знали, что, если такой договор составлен неправильно, развод недействителен. И, чтобы не возникала проблема незаконнорожденных детей (мамзерим), повторные браки у них запрещены даже для вдов. О том, что в этой общине не было раввинов, свидетельствуют и некоторые другие признаки.

Только десятки лет спустя после кораблекрушения их посетил багдадский еврей рабби Яаков Сапир, который обошел почти всю восточную часть мира, побывав также в Средней Азии, в Китае. Он описал очень далекие еврейские общины, о которых попросту не знали. Но даже после установления связи между этими евреями и иракской общиной, они все равно продолжали жить по своим обычаям.

Структура еврейской общины обладала устойчивостью и мобильностью одновременно. Она могла сняться с места, даже быть изгнанной, и тем не менее продолжать существование. Наиболее ярким примером тому является изгнание евреев из Испании и создание новых испаноязычных (а затем и португалоязычных) общин в совсем других условиях.

8.

Еврейская община культивировала тенденцию сепаратизма и наименьшего соприкосновения с внешней средой. Это выразилось во многих обычаях и правилах, например, в запрете кушать у нееврея, есть нееврейский хлеб, пить нееврейское вино даже тогда, когда, казалось бы, они кошерны. И только, если еврей принимал участие в процессе выпечки этого хлеба, запрет снимался. В Талмуде140 написано: "Велика роль глотка, сближающего сердца между собой." Нельзя сближаться. Это была антиассимиляционная тенденция.

Можно сказать, что еврейская община - это форма жизни и существования нации и одновременно залог ее возрождения. Практически основы национальной жизни не были утрачены. С этим народом не происходит тот обыкновенный и естественный процесс национальной деградации, который происходит с изгнанным или завоеванным народом, теряющим основные элементы своего существования.

Хотя, конечно, следует помнить, что основные усилия, проявившиеся в еврейской общине и в самой ее структуре - это усилия, направленные не столько на развитие, сколько на сохранение. Развитие обусловлено сохранением.

Еврейская национальная жизнь продолжается во всем многообразии. Народ продолжает жить по своим законам, хотя и небольшими группами, по нескольку десятков или сотен еврейских семей вместе, не получая никакой поддержки от государства. Секрет существования еврейского народа: автономность, внутренняя собранность, взаимопомощь, преданность национальной традиции, языку и чаяние переселения в Эрец Исраэль.

ТВОРЧЕСТВО ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ

1. В наиболее тяжелые для евреев периоды, в дни погромов, преследований, изгнаний, сожжений появляется целая плеяда выдающихся мыслителей. Еврейские мудрецы не зависели от внешней среды, а творили в атмосфере, которая была создана в самой общине, где труд и творчество поощрялись в первую очередь.

Иногда мы знаем о какой-то еврейской общине только по трудам, оставленным нам в наследство ее раввинами или несколькими поколениями раввинов-мудрецов. Если государство и общество гордились своими царями, императорами, рыцарями, героями, то еврейская община, прежде всего, поощряла мудрецов и гордилась ими. Были и богатые люди, но не они являлись самыми уважаемыми.

Каждая еврейская община была, можно сказать, фабрикой переписки трудов, письменной Торы, потому что в каждой синагоге было по 8-10 свитков. Их постоянно проверяли, перепроверяли и переписывали, а также составляли сборники правил и законов для того, чтобы облегчить религиозно-ритуальную жизнь евреев. Почти каждое поколение добавляло свои толкования и комментарии.

В современном издании Талмуда по обеим сторонам собственно талмудического текста идут два основных толкования: РАШИ (XI век) и баалей-hаТосафот141 (сведенный воедино коллективный труд десятков мудрецов Германии и Франции, XI-XII вв.).

Создаются целые школы на территории Европы (в частности, в Испании), и в Северной Африке, и на территории Эрец Исраэль. Каждой из этих школ присущи свои характерные черты.

2. Теологические претензии к евреям со стороны мусульманского мира возникли в связи с мусульманскими завоеваниями. У предшествующей персидской культуры их не было. Тогда и создается новая отрасль еврейской философии - апологетика.

Важные труды в защиту еврейского народа от нападок чужой религии пишутся на языке и в стиле школ, атаковавших еврейскую мысль и еврейское существование, с использованием их же методов анализа. На арабском языке написаны "Эмунот вэДеот" равва Саадьи Гаона, книга "Кузари" Иеhуды hаЛеви, знаменитого нашего мудреца и поэта величайшего, "Морэ Невухим" РАМБАМа и т.д.

Следует сказать, что одним из признаков ассимиляции ислама в более древних культурах является то, что к IX-X векам в мусульманской теологии властвуют практически две школы: неоплатоническая и неоаристо-тельская. Немалая часть эллинистической литературы, которая была записана по-гречески, переводится на арабский язык, и создаются арабоязычные (не арабские, а мусульманские) философские и теологические школы. Часть из них старается истолковать Коран или ислам, другие - более еретического направления, но все они являются духовной альтернативой еврейской общине.

Чем больше сотрудничают евреи с центральной властью, с дворцом, с городом, тем лучше они знают арабский язык и культуру, тем опаснее это для них не только в прямом смысле, но и в косвенном: в еврейской среде, создаются условия для ассимиляции. Растет богатство, умножается имущество евреев, укрепляется их положение при многих мусульманских дворах. Они занимают важные посты - от министров финансов, дипломатов до представителей халифа или эмира, консулов.

Опасность ассимиляции также явилась причиной создания апологетики.

Конечно, в то же самое время не прекращается работа и по толкованию Пятикнижия и Талмуда. Это направление достигает своего апогея в трудах РАМБАМа.

Первую книгу РАМБАМ пишет, как видно, в 16 лет. Это "Милот hаГигайон" - практический конспект "Логики" Аристотеля.

Мысль РАМБАМа во всех его трудах логична и систематична. Он - автор трех крупных теологических трудов: толкования Мишны, книги по закону "Мишнэ Тора" ("hаЯд hаХазака" - "Могучая десница") и философского трактата "Морэ Невухим" ("Путеводитель заблудших"), а также работ по конвенциональной и неконвенциональной медицине, актуальных до сих пор. Наряду с разбором вопросов, связанных с анализом болезней внутренних органов и органов кровообращения, особое место в них отведено профилактической медицине и диетологии.

Монументальный труд "Мишнэ Тора", названный РАМБАМом "hаЯд hаХазака" ("Могучая десница")142, состоит из 14 книг, написанных на иврите великолепным, простым, но не упрощенным, языком, доступным и сегодня. Он представляет собой совершенно новую кодификацию всего еврейского закона. Начиная от общего и переходя к частностям, к деталям, автор трактует все сферы кодекса, включая и те, у которых нет практического применения в изгнании (законы жертвоприношения. Храма, ритуальной чистоты, аграрные и т.д.)

3.

Первая богатая документация еврейских общин Европы относится, примерно, к концу Х века. В XI веке, который называется в истории Европы "миниренессанс", появилась плеяда толкователей и законоучителей. Пропорционально росту населения Европы возросла и численность еврейского населения. Из косвенных источников известно, что, начиная с конца Х - начала XI вв., культурный и общественный климат в Европе изменился. Установились основные национальные формации. Некоторое улучшение в способах обработки земли дало значительные результаты, что сразу подняло уровень благосостояния (к примеру, если из 12-14 рождаемых детей в предыдущем столетии умирало 11, то теперь - 8; если средняя продолжительность жизни равнялась 32-35 годам, то теперь она возросла до 40 лет и более). У населения появились средства, превышающие прожиточный минимум. Расширилось строительство городов, замков, соборов и церквей, что требовало вложения огромных по тем временам сумм.

Появление устойчивой преемственной власти, четких границ, богатства создало условия и для развития еврейской общины. А чем выше уровень жизни, тем больше интереса проявляется к торговле, к ремеслам, к достижениям культуры.

Вновь острой стала потребность в евреях-переводчиках. На юге Европы, в Провансе, появилась семейная школа переводчиков ибн-Тиббонов с арабского языка на иврит для еврейских общин Европы, а также для христианского мира, где вовсе не знали арабского, но интерес к литературе на этом языке усиливался.

В то же время в Европе была создана и еврейская юридическая школа. На Севере Франции, в Вормсе, действовало еврейское судопроизводство, и там собрался довольно-таки редкий кворум законоучителей под главенством раббейну Гершома Меор hаГола (раббейну Гершома, Светоча Диаспоры) . К сожалению, его трудов почти не осталось, но есть свидетельства учеников и учеников его учеников.

Возглавляемый им суд создал целый ряд постановлений, ставших впоследствии обязательными для европейской ашкеназской общины, и обосновал некоторые из уже существующих положений, не имевших прежде четкого юридического определения (моногамия и др.). По еврейскому закону мужчине можно было жениться более, чем на одной женщине, хотя уже талмудические трактаты называют вторую жену цара - беда, потому что цар - узко (слишком узко становится в доме.) Сама по себе традиция не брать еще одну жену не была обоснована юридически, но раббейну Гершом Меор ha-Гола ввел запрет на вторую жену под угрозой отлучения, известный и сегодня под названием "херем деРаббейну Гершом". Тот, кто преступит это, считается отлученным от общины: ни один еврей не подойдет к нему ближе, чем на 4 локтя, никто с ним не будет разговаривать, никто не будет торговать, никто ему не поможет. Запрет был принят на тысячу лет. В наши дни главный раввинат Израиля продлил его еще на тысячу лет.

Другое постановление очень интересно не только юридически, но и с точки зрения развития общей культуры. Это запрет под угрозой отлучения открывать чужую почту. С тех пор во многих ешивах ешиботник, который не хочет, чтобы читали его тетрадь, пишет на обложке аббревиатуру херем деРаббейну Гершом. Можно сказать, что суд раббейну Гершома установил юридические рамки ашке-назской общины, те обычаи и положения, которые составляют основу основ. В связи с тем, что христианский и мусульманский миры были политически отдалены друг от друга, восточные общины приняли на себя прерогативы этого суда только через 250-300 лет. Единственной общиной, не принявшей моногамии, была йеменская, т.к. она признает только труд РАМБАМа, в котором это не было записано.

Учеником учеников раббейну Гершома был и один из духовных лидеров ашкеназского еврейства, знаменитый толкователь Пятикнижия и Талмуда раббейну Шломо Ицхаки (РАШИ).

4.

В ашкеназской общине, начиная с XI века, появляются новые виды литературы. Один из них - Каббала. Создаются исключительно важные труды по Каббале. Это "hаРокеах", "Сефер Хасидим" рабби Иеhуды hаХасида и др. В основном они посвящены объяснению и толкованию тайн чисел, букв и буквосочетаний, словосочетаний.

В области толкования Торы и Талмуда работают, прежде всего, РАШИ и баалей-hаТосафот (внуки и ученики РАШИ и других мудрецов). Их метод толкования - сравнительный. Сопоставляется одна часть Талмуда с другой.

Появляется еще одна область литературы, обогатившая молитвенники - пиюты (пиютим - поэзия). Создаются очень глубокие и важные поэтические произведения. Это не просто поэзия (просто поэзия существует в мусульманском мире: воспевание вина, радости бытия, бытовая поэзия...)

Поэзия сефардская (основной ее очаг Испания) отличается своим изяществом и сравнительной простотой.

Ашкеназская же поэзия чрезвычайно усложнена и менее изящна. Ее особенность в том, что каждое произведение не только является смысловым набором ритмов, рифм и звуков, но и ставит перед читателем задачу разобрать целый код: откуда взято каждое слово, из какого стиха ТАНАХа, на что оно намекает и как связано с соседним словом, взятым из другого стиха.

Кроме того, за неимением большого запаса слов (иврит уже почти перестал быть разговорным языком) начинается словотворчество. Поэты, пользуясь методом создания новых слов из глаголов, обогащают язык. Сегодня большинством этих слов мы не пользуемся. Современный читатель пиюта XI-XIII вв. убеждается, что для того, чтобы понять смысл большинства из них, надо прибегать к анализу корней. Кроме того, ашке-назские пиюты в большинстве своем являются эллеги-ями. Они появлялись после наветов, преследований, убийств, сожхений и написаны таким языком, чтобы уж точно никакой иноверец не смог их понять. Жаловаться на своих властителей в тех условиях было не безопасно. И даже нееврей, который знал иврит (были такие монастыри, где изучали этот язык), не мог вникнуть в смысл пиюта! Глубина постижения была доступна лишь евреям, которые непрерывно занимались первоисточниками. Немалая часть этих произведений вошла в молитвы и в дополнения к ним. Они читаются в особо траурные дни, в дни постов. Впоследствии и сефарды включили в молитвенник поэтические произведения такого типа, написанные более простым языком. И поэтому, например, когда в Рош-hаШана* или в Йом Кипур* сефарды читают свой молитвенник, они понимают все, что там написано, а ашкеназы в большинстве своем не понимают пиюты, добавленные позднее. И многие из них завидуют сефардам, у которых есть возможность вникнуть в глубину молитвы.

5.

С началом крестовых походов в конце XI - начале XII вв. возникает интеракция христианского и мусульманского миров, и, что особенно важно для нас, сближение между еврейскими общинами. Одни территории отвоевываются, другие завоевываются, но при любом раскладе там остаются евреи. Испания делится надвое (христианская и мусульманская), но между общинами продолжают существовать постоянные связи. И эти связи приводят к тому, что большая часть трудов, принадлежащих одной общине, переходит к другим общинам обоих миров, вызывая полемику, переписку, критические отзывы.

Многие евреи, спасаясь от преследований, направляются в другую часть мира к своим родным, единоверцам. И это непрерывный процесс: всегда есть какая-то община, которая живет сравнительно лучше и спокойнее. Постоянные связи не стирают полностью различия между общинами, но способствуют тому что более 90% основных обычаев существует в любой общине, и не имеет значения, из какой части еврейского мира они заимствованы. Практически все мы пользуемся толкованиями РАШИ, с одной стороны, и ибн-Эзры, с другой стороны, РАМБАМа, с одной стороны, и баалей-hаТосафот, с другой стороны.

Географически Испания является звеном, объединяющим оба этих мира. На ее территории осуществляются культурные связи. В Испанию приезжают евреи-ашке-назы, потому что в течение сотен лет реконкисты испанские христианские короли, хоть и относились к евреям по-разному (один - хуже, другой - лучше), но не притесняли их. Евреи были нужны им как дипломаты и военные советники. Они могли подсказать, как вести себя с арабами и с маврами. Поэтому еврейские общины на территории христианской Испании были весьма значительными. Только после того, как вся Испания завоевана, евреи становятся лишними.

На территории христианской Европы, во Франции и Испании, в ХП-ХШ вв. происходят публичные теологические диспуты. Они перерастают в настоящие суды: нельзя прийти, поспорить и уйти: суд есть суд, и король - судья. Евреям приходилось плохо и в случае их выигрыша и в случае проигрыша. Выигрывая - евреи наносили тяжелое оскорбление христианской церкви (иногда даже королю), а проиграв - должны были понести наказание. Поэтому евреи старались не выигрывать и не проигрывать. Защищая себя, они стремились доказать не ошибочность христианства, а возможность существования еврейства. Иногда это удавалось, но чаще исход бывал трагичен.

В XIII веке во Франции один из таких диспутов закончился тем, что судья, король Филипп-П-Август, решил искоренить "еврейскую ересь" и приказал сжечь все свитки Талмуда, имевшиеся в Европе. Более двух месяцев десятки телег и возов свозили все еврейские манускрипты, которые публично сжигались в центре Парижа. Чудом сохранилось всего три свитка тех времен, один из которых более полный - мюнхенский свиток Талмуда. Король был гуманистом: он не хотел жечь евреев. Он жег Талмуд - самую страшную книгу для христианской Европы.

Работа была сделана, и с ересью было покончено. Но как можно было предположить, что, убехав из Франко-Германской империи в Испанию, ученик равва Меира из Роттенбурга, раббейну Ашер (РОШ) создаст там новую школу, а его сын Яаков бен Ашер напишет огромный труд "Арбаа Турим" ("Четыре столпа"), который ляжет впоследствии в основу знаменитого труда Йосефа Каро "Шулхан Арух" ("Накрытый стол")?!

В 1263 г. в диспуте в Испании участвовал Моше бен Нахман (РАМБАН). Диспут окончился его победой, но РАМБАН был вынужден (по милости короля!) покинуть Испанию навсегда. Он уехал в Эрец Исраэль. Но, если бы не было этой "милости", победителя ждала бы смерть.

Полемика и приводящиеся в ней доводы против искажения смысла Пятикнижия и толкований к нему легли в основу нового направления в литературе - описания диспутов.

6.

Итак, уже в ХП веке еврейская община в Европе существует в том виде, в каком она продержалась до XIX века. В XII веке определяются ее социальные рамки, появляются труды, методы толкования, юридические положения, молитвы, которые становятся основой еврейской общины на долгие века. Что касается мусульманского мира, то и там в XIII веке процесс становления общины почти закончен. Радикальных перемен больше нет.

Элементы новизны, конечно, появляются, но только лишь в практических вопросах. Однако то творчество, которое было присуще еврейскому миру в раннем средневековье, не прекращается. Оба мира, христианский и мусульманский, развиваются. Продолжает развиваться и творчество еврейской общины.

АНТИСЕМИТИЗМ

1. В эпоху, которую мы называем средневековьем, то есть, начиная с VШ века, в Европе выкристаллизовывается определенное отношение к евреям, получившее название только в XIX веке - антисемитизм.

Исторически это явление зафиксировано намного раньше и является попыткой ответа на вопрос: "Кто вы такие, евреи, и что вы здесь делаете?" Вопрос этот ставился, и даже письменно, уже в конце периода Второго Храма. В Древнем Риме обвинения евреев как народа, не как индивидуумов, основывались на том, что римляне не могли отнести евреев ни к одной из известных групп народов, понимая, что их культура особенная. Она не похожа ни на варварскую, ни на эллинскую, ни тем более на греко-римскую.

Об антисемитизме на территории Римской империи можно прочитать в знаменитой книге "Антисемитизм в Древнем мире" профессора Лурье, изданной еще в 30-ые годы.

Закончив в общем и целом с христианизацией Европы, можно было заняться и прочими проблемами. Начались гонения и теологические выпады против евреев. Начиная с IX века отношение к евреям и еврейству становится более четким и принимает завершенные формы, проявляющиеся в законодательстве, в языке, в культурных символах и в быту. Оно строится на нескольких основах, которые не всегда гармонируют друг с другом, но всегда сводятся к отношению ненависти к народу как к явлению непонятному, но имеющему место.

2.

Вот несколько "элементарных" стереотипов, которые существовали и существуют в антисемитском сознании.

Во-первых, еврей - это не обыкновенный человек, а существо демоническое. И поэтому этот народ, разбросанный, постоянно унижаемый, не имеющий никакой политической силы, гонимый и преследуемый, наделяют самыми что ни на есть мощными силами и намерениями овладеть миром.

Во-вторых, подчеркивается особый источник живучести и силы еврея, также неординарный и нечеловеческий. Это выражается в кровавом навете.

В-третьих, особо отмечается еврейская алчность. Не просто жадность или скаредность, но безудержная алчность в приобретении имущества.

Итак, начнем с первого признака. Он подкрепляется обвинением евреев в колдовстве, вызванном непониманием еврейский традиции. Обычно, в европейском фольклоре колдуны, ведьмы изображались в остроконечных шапках, а ведь быть всегда с покрытой головой - норма для евреев. В европейские языки вошел термин, означающий сборище ведьм и колдунов - "шабаш". Это несколько искаженное ивритское слово шабат143.

Почти все колдуны в европейском фольклоре наделены огромнымы колдовскими книгами-фолиантами, тогда как добрые персонажи сказок и мифов никогда такого инвентаря не держат - не известно, умеют ли они вообще читать. Никакие светлые царевичи-королевичи, богатыри, добрые молодцы в книги вообще не заглядывают. Нигде и никогда. Они все и так знают. У них чистое сердце, они все глазами видят, им не нужно в книжки смотреть. А вот колдуны, которые хотят мир усложнить, затемнить, нуждаются в книгах!

Европейскому обществу были чужды почти поголовная грамотность евреев, занятия Торой, иной стиль поведения: обыкновенные жизненные стимулы не имеют, или почти не имеют выражения в еврейской среде, а это не понятно окружающим:

- Зачем евреям деньги? Они их ни на что не тратят!

- Замки не строят...

- Лошадей не покупают...

- Пиры не устраивают...

- Доспехи не заказывают...

- И живут, как нелюди: не пьют, не бьют жену и детей, не считают войну, грабеж, физическую силу основными атрибутами, достойными человека.

Обвинение евреев в демонизации, обесчеловечивании общества неслучайно. Что человек значил? Человек - это прежде всего тот, кто умеет убивать. Рыцарь - "человек, который мог держать меч в руках", а евреи обычно144 ни рыцарями, ни вассалами не были.

Приписываемая евреям алчность раздражала антисемитов:

- Как они быстро умеют все подсчитывать!

Но те, кто умел читать или слушал проповеди, знали, что евреи считаются избранным народом. В их сознании закрепился знаменитый христианский миф о падшем ангеле, о Сатане. И этот образ стал почти идентичным образу еврея. С одной стороны, ангел близок к престолу, а с другой - он вечный враг, живучий и ужасный. Он обольститель, красив и хорош собой, дает все, что ни пожелаешь, но при этом забирает душу. И сатанинское существо и евреи изображаются в христианских хрониках одинаково. Их рисуют с хвостами и с рогами, с головами животных и птиц.

В XIX веке этот образ получил название "Вечный Жид", вечный странник, неистребимый еврей. Еврей - это существо совсем другого порядка: демоническое и живучее. Сколько евреев ни убиваешь, они все равно где-то обнаруживаются, сколько их ни сжигаешь, они опять появляются!

Чтобы ответить себе на вопрос, откуда же евреи берут такую силу, такую живучесть, и почему с ними не происходит того, что с другими народами, христианин-европеец прибегает к близким ему символам, проецируя их на еврея.

И, вот, в 1144 г. в городе Нориче (Англия) впервые в полном объеме появляется кровавый навет. В навете два элемента, как бы, соединяются воедино. Первый элемент - рассказ об исходе евреев из Египта (что, вне сомнения, является главным символом еврейской живучести: как смогли евреи из этого великого государства уйти?!). Простой люд сам, конечно, не читал, но слышал в проповедях, и в памяти остались самые яркие фрагменты рассказа: перед исходом Вс-вышний потребовал от евреев окропить косяк двери кровью съеденного козленка. И тут примитивное сознание фиксирует для себя первый компонент - кровь. С другой стороны, всем известно, что евреи едят мацу (это тоже один из символов исхода). Итак, второй компонент - маца.

Как же христианин доходит до того, что это кровь человеческая, и что ее добавляют в мацу? А это он заимствует из своего обряда причастия, который состоит в том, что, съедая небольшой кусочек хлеба и выпивая глоток вина, христианин, как бы, причащается к телу и крови распятого.145

Так что далеко ходить не требовалось: хлеб - это маца, кровь тоже есть, но, конечно, в мифологическом сознании это должна была быть кровь человеческая, и не просто человеческая, а кровь невинного христианского младенца! И вот - рецепт готов.

Навет распространяется с невероятной быстротой, несмотря на то, что евреи неоднократно обращаются к римскому папе с просьбой доказать своей пастве, что это вздор.

Из Рима поступили на места некоторые документы, опровергающие навет и разъясняющие, что все не так, или не совсем так. Однако, это не приносит почти никаких плодов. И никто, даже самые образованные люди в нееврейском мире, не учитывает, что еврею законами кашрута запрещено употреблять в пищу кровь, а также запрещено причинять зло не то, что человеку, но и котенку, мыши, муравью. Ни в коем случае нельзя просто так сломать даже дерево. В еврейской традиции нет и игрищ, в которых один увечит другого (например, корриды, боя петухов, боя собак или тараканьих боев).

После первого кровавого навета евреи были изгнаны из Англии, и на ее территории не было еврейского населения до XVII века. Лишь во времена Кромвеля евреям разрешили вернуться в эту страну. А в том городке, где впервые появился этот навет (т.е. было сфабриковано обвинение в том, что евреи украли младенца и его кровью окропили мацу), до сих пор местные жители отмечают день гибели "святого младенца, убиенного таким зверским способом". Уже и церковь поменялась (англичане давно уже не католики, а англикане), но младенец этот внесен в список "святых", и его мощам поклоняются до сих пор. Ничего не изменилось. Единственное, что здесь могут сказать, что, может быть, не все евреи это делают, может быть, сейчас уже не делают вообще - научили их уму-разуму. ..

Попытаемся представить себе логику европейцев, которые убеждены, что евреи изначально во всем виноваты:

- Они Бога убили. Можно найти народ такой? Ну, убил соседа. Но Бога убить? А они вот смогли.

Идеологов антисемитизма даже не смущает абсурдность самой ситуации: как вообще можно "убить Бога"?! Но за это, за все вместе, их, евреев, разумеется, надо уничтожать. Практически эти принципы легли в основу нового, современного антисемитизма.

К сожалению, идея навета жива до сегодняшнего дня.

В 1992 году, когда Польша стала открытой страной, в Кельне, на месте погрома 1946 года, побывала группа израильских журналистов. Один из корреспондентов спросил жителей этого города, помнят ли они евреев (сейчас там уже евреев нет, после погрома оставшиеся в живых уехали), и старожилы ответили утвердительно. А на вопрос:

- Как вы считаете, правильно ли, что был устроен погром? - израильтяне услышали такой ответ:

- Как людей этих евреев, конечно, жалко, но ведь они потребляют христианскую кровь.

А кто-то, видимо, более интеллигентный, добавил:

- Вы знаете, есть у евреев такая секта. И очень трудно узнать, кто в нее входит. Это доказано. Тысячу лет все в это верят.

3.

В Европе с конца XIII и в XIV веках на протяжении более 100 лет свирепствовала загадочная болезнь, которая называлась "черной чумой". Не понятно, была ли это холера, или черная оспа, или тиф.

Чтобы как-то остановить эпидемию, нужно было принять специальные предохранительные меры, но надеяться на это в Европе не приходилось: элементарной гигиены не было, а мыться было не принято вплоть до XVIII века.146

Более того, трупы умерших от болезни зачастую сбрасывали в реки, служившие основными источниками питьевой воды, пользовались вещами больных и умерших, не говоря уже о том, что было принято есть из одной посудины. Европейские города страдали от ужасной грязи и скученности. Полностью отсутствовали представления о пригодности животных и птицы в пищу. В известной степени во многих местах дело обстоит так же и до сегодняшнего дня: умирает курица или корова, ее быстренько режут, пока она еще теплая - ив суп (это ж, действительно, убыток!). Подобное способствовало тому, что эпидемия не только не прекращалась, но разрасталась и продолжала свирепствовать.

Во время эпидемии возникло представление об евреях как о существах, которые хотят погубить мир, хотя вредящими их никто не видел. Такие настроения распространялись, как сама чума. Низкая смертность среди евреев дала основание во Франции в 1320-1321 годах обвинить их в отравлении колодцев, потому что "факт налицо: все умирают, а евреи - нет".

Действительно, в еврейских кварталах процент пострадавших был меньше. Но это происходило целиком и полностью благодаря образу жизни евреев.

Во-первых, они, в соответствии с ритуалом, мылись, по крайней мере, один раз в неделю, во-вторых, законы кашрута не позволяют употреблять в пищу не только мясо умершего, но и трефного животного, у которого после проверки основных органов было обнаружено поражение, могущее привести к его естественной смерти в течение 12 месяцев.

Анатомию животных евреи изучали очень основательно. В Талмуде рассказывается об одном из мудрецов, который перед тем, как получить звание, провел 18 месяцев с пастухами, изучая, какие болезни и раны являются смертельными, а какие нет, и как можно это распознать по виду внутренних органов. Основы медицины были известны евреям лучше, чем кому-либо в Европе. Неспроста среди них было столько врачей. Почти при каждом дворе был врач-еврей.

В еврейской медицинской литературе того времени большое внимание уделялось профилактической медицине и диетологии: сколько, кому, в каком возрасте и что есть и т.д. Утверждалось: если ты голоден, не наедайся досыта, съешь две трети того, чего тебе хочется. Что касается питья, то евреи алкогольных напитков, кроме вина, почти не употребляли. При этом вино должно было быть, по крайней мере, на четверть натуральным (остальное - различные добавки к нему: сахар, вода и т.п.) Крепкое натуральное вино разводили водой в пропорции - не больше, чем 25% вина, и пили как напиток за обедом, не более того. Обычно же пили воду. Пьянства среди евреев вообще не было. Пьяный человек собой не владеет, он не может учить Тору, не может, как полагается, торговать. Основными принципами жизни были умеренность и сбалансированность, насколько это возможно.

4.

Как относились к евреям власти: секулярная - в лице королей, баронов, императоров и церковная, представленная епископами, архиепископами, кардиналами?

Следует сказать, что формальные институты власти не полностью принимали бытовавшие в обывательском сознании стереотипы.

Светская власть стремилась использовать таланты и навыки евреев в области торговли, ремесла, учености и их связи с другими общинами в разных странах. Это являлось гарантом защиты евреев, хотя властителям было трудно устоять перед соблазном обогатиться за счет еврейского имущества. Почти любой повод был хорош для конфискации (полной или частичной) нажитого евреями капитала. Таким образом, у евреев был единственный выход - оставаться необходимыми для власть имущих и покупать себе существование умом, знаниями, находчивостью.

Церковная власть вела себя двояко: с одной стороны, поддерживала и подогревала антисемитские предрассудки, с другой - никогда прямо не призывала к убийству, во всяком случае, во всеуслышание. И поэтому даже по сегодняшний день иногда официальные представители христианской церкви, различных ее ответвлений, утверждают, что их конфессия никогда не участвовала в самых страшных проявлениях антисемитизма. Наоборот, они говорят, что поддерживали евреев, охраняли их от нападок толпы. Это зафиксировано в документах римской и других церквей, в которых обычно речь идет о том, что евреев надо унижать, но нельзя убивать.

Еще один аспект негативного отношения к евреям в средние века - захват в заложники наиболее уважаемого, авторитетного в общине купца или раввина: хотите получить его обратно - выкупайте.

Более 20 лет просидел в клетке рабби Меир из Ротенбурга (XIII век). Воспользовавшись его выдающимся авторитетом в сфере еврейского закона германский император арестовал его и, естественно, потребовал выкупа. Но рабби Меир запретил всем еврейским общинам выкупать его за цену, большую, чем в то время можно было купить человека как работника. Разумеется, это решение соответствовало правилу Талмуда, которое говорит, что нельзя выкупать еврея за сумму, большую его стоимости (во времена Талмуда это была цена рабских рынков), потому что выкупишь сегодня - завтра еще раз возьмут, и невозможно будет освободиться. После смерти рабби Меира еврейская община, желая похоронить своего учителя по обряду, смогла выкупить его останки за золото, вес которого был равен весу его тела.

В еврейской литературе, в документах того времени большое место отводится вопросам и ответам по теме "Выкуп заложников", так как подобные случаи были постоянной практикой.

5.

Евреи пребывали в униженном положении, но церковь не призывала к их сожжению, так как инквизиция занималась только христианами и только еретиками, отклоняющимися от ее догм. По отношению к крещеным евреям, которые с юридической и теологической точек зрения, казалось бы, "очистились", недоверие не исчезало ни со стороны населения, ни со стороны церкви. К тому же богатство, положение и культура, которая в основе своей была намного выше, чем у большинства окружающего населения, ставили их под подозрение. Утверждалось, что евреи перешли в христианство для того, чтобы подорвать христианскую веру изнутри.

Христиане-неевреи выкрестов не любили за то, что благодаря грамотности они выделялись. Прежде их можно было притеснять, даже богатых. А теперь?

Но иногда выделившимся на христианском поприще евреям-выкрестам удавалось достичь немалых успехов. Возможно, что римский папа Александр Борджиа был из крещеных евреев.

Нынешний архиепископ Парижа кардинал Люстиже во время войны мальчиком был спасен в монастыре. Он выдвинулся, несмотря на традиционную антисемитскую позицию французской церкви, и даже гордится своим еврейским происхождением, считая, что так и должно быть: ведь он - представитель избранного народа.

6.

В период Ренессанса основные стереотипы средневекового отношения к евреям в какой-то мере изменяются и обогащаются. Ренессанс воскрешает некоторые понятия и образы, впоследствии названные гуманистическими (к примеру, сократовский принцип: человек является мерой вещей). И феномен еврея стараются понять через новые основы гуманистического мировоззрения.

Один из примеров (может быть наиболее известных в мировой литературе) - Шеилок ("Венецианский купец" В. Шекспира), чья алчность является самоцелью. Он не понимает, что такое милость, доброта, ради обогащения готов на любые мучения. Он почти неистребим. Но вместе с тем, стремясь подчеркнуть свою человеческую суть, Шеилок произносит:

- Что же вы думаете, что, если на улице мороз, нам не холодно?

Вопрошая и не давая ответа. Шекспир говорит что-то новое. Может быть, он злой и жадный, но все-таки человек. И мороз его берет, и голод его гложет, и, если в него нож воткнуть, пойдет кровь.

Это несколько новое воззрение на евреев, хотя следует сказать, что в эпоху Елизаветы вообще не было евреев в Англии. Драматург не мог их наблюдать. Неспроста, действие пьесы происходит не в Англии, а в Венеции: в Венеции были евреи (кстати, в Англии и негров не было, а в Венеции они были, поэтому действие "Отелло" тоже происходит в Венеции).

7.

Выработанный в средние века стереотип еврея перекочевал в современный антисемитизм. Стараясь понять тайну антисемитизма, многие мыслители ссылались обычно на социально-экономические причины его возникновения. Они, к примеру, указывали на такие факты, что евреи везде были нацменьшинством - а меньшинства не любят; что евреи, к тому же, были обособленным, инородным меньшинством, которое не ставило целью адаптироваться в среде - а чужаков тоже нигде не любят и т.п. Но в истории антисемитизма мы наблюдаем также парадоксальные явления: он существует даже в тех местах, где евреев нет. Он стал не только конкретным фактом в каком-то городе, местечке, государстве, когда евреи, действительно, каким-то образом (чаще всего воображаемым) мешали, он стал интегральной частью христианства и ислама во всех их ответвлениях.

В XIX веке вместе с ростом национального самосознания и стремления к анализу национальных структур появляется новый, атеистический антисемитизм, ни в коем случае не связанный ни с какой религиозностью. Он строится на другой основе - на современной научной основе развития рас:

- Как невозможно превратить мышку в кошку и наоборот, так невозможно превратить еврея в нееврея. Крещением этого вопроса не решишь, ибо проблема не в идеологии и не в религии, проблема - в биологии, в биологическом несоответствии еврея-индивидуума объекту homo sapiens вообще...

И тут весьма кстати оказалась эволюционная система Дарвина, хотя он сам об этом и не помышлял. Была взята на вооружение теория развития биологических видов, согласно логике которой, помимо растений-паразитов и животных-паразитов, существует биологический класс человеческих паразитов, живущих за счет всех остальных людей и наций. Это евреи. Потому они и разбросаны по всему миру. А социалистической теорией классов легко объяснить, почему евреи концентрируются в определенной социальной прослойке: они не пашут, не сеют, не жнут, не работают на заводах, ничего не производят, но пользуются трудами других. Откуда у них деньги? - Награбили у несчастных. И еще воду мутят!

Современный антисемитизм использует все возможные методы и системы: и дарвинизм, и социализм, и либерализм - все, что есть под рукой, чтобы показать: единственный враг современного государства и общества - евреи.

Антисемиты непрестанно анализируют проникновение еврейских элементов в культуру и в искусство, показывая, и иногда с немалой долей проницательности, что некоторые явления по своей природе чисто еврейские. Хотя, не понятно, как Вагнер мог распознать еврейскую музыку Мендельсона и Оффенбаха, "загрязняющую чистую немецкую музыку?" Впоследствии заговорили и о еврейской науке. Примером сумасшедшего взгляда на вещи, представителем "еврейской науки" был Эйнштейн: у него все криво - и пространство, и время - все не в порядке.

Чем больше евреи проникали в различные сферы жизни, тем быстрее формировалась реакция отторжения и провозглашалось еврейское засилье.

- Евреи занимают все посты...

- Не дают хода другим...

- Диктуют свою политику...

- Манипулируют душами наивных людей...

В последней трети XIX века появляется антисемитская фальшивка "Протоколы сионских мудрецов". В "протоколах" описывается, как, якобы, втайне собрались старосты еврейских общин со всего мира, чтобы перераспределить роли в длящейся тысячелетия драме засилья евреев. И вот, они назначают: ты будешь социалистом, ты - капиталистом-банкиром, ты будешь представлять ученых... Цель еврейского заговора - мировое господство и превращение всех остальных в рабов. А чтобы это завуалировать, они даже, эти евреи, воюют между собой: в их среде есть социалисты и есть капиталисты...

Антисемитская литература и пресса всех валили в одну кучу: Ротшильда, Маркса, революционеров. Не важно кто - лишь бы еврей! Когда нацисты захотели сформулировать свою борьбу с евреями, они назвали ее "окончательным решением еврейского вопроса."

Мысль об исчезновении евреев (в социальном аспекте, не в биологическом) была высказана еще К. Марксом в одной из немногочисленных статей, относящихся к "еврейской" теме. Он не любил ее касаться и сердился, когда напоминали даже отдаленным намеком, что он - тоже из этого племени. В той статье К. Маркс пишет, что бог евреев - это деньги. Когда покончат с капитализмом, бога этого низложат, и не будет больше евреев. Средством достижения решения данной проблемы является классовая борьба, изменение экономического и общественного строя.

Опять этот пресловутый "еврейский вопрос"! Насколько же труден был этот вопрос, если единственным его решением было уничтожение самого объекта, чтобы не было больше вопроса!

То, что произошло с еврейским народом в течение XX века, можно назвать беспрецедентным в еврейской истории фактом, и речь даже не об уничтожении евреев во время Второй мировой войны, хотя само по себе это ужасно. К великому сожалению, в еврейской истории было много ужасных событий. Произошла секуляризация большинства евреев, добровольно или насильственно - это не столь важно. О насильственной секуляризации можно говорить в отношении евреев, проживавших на территории бывшего Советского Союза, вообще не знакомых ни с религией, ни с национальной культурой... В созданном при Сталине Комиссариате по вопросу национальностей была выделена только еврейская секция. С большими нациями, конечно, тоже работа велась, но евсекция была одна. Евреями надо было заниматься отдельно: разрушать синагоги, высылать раввинов как самых ярых врагов строящегося социализма в Сибирь, всячески отторгать евреев от своей духовности, культуры во всех аспектах, даже в языковом. Но, вне сомнения, был и процесс добровольной ассимиляции, который начался еще в XIX веке.

На сегодняшний день большинство еврейского народа как в государстве Израиль, так и вне его, отошло от традиционно-общинного образа жизни. Это не просто отход - это незнание, непонимание. Не то, чтобы кто-то забрал у них еврейство, или они сами его добровольно отдали - еврейство нельзя ни забрать, ни отдать. На протяжении всей истории община и антисемитизм являются двумя феноменами еврейского существования за пределами государства Израиль и в самой Эрец Исраэль. Именно на их фоне вырастает и создается сионистское движение. Это часть нашего опыта. На этих двух феноменах строится еврейская история, история еврейского творчества, еврейских надежд и еврейского страдания.


Продолжение