МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги З.Султановича "Живая связь"

РАЗРУШЕНИЕ ПЕРВОГО ХРАМА

Почему был разрушен Храм? Есть тому причины исторические, политические, экономические, общественные... Это все верно. Конечно, разрушение Первого Храма, а впоследствии и Второго Храма вписываются в общий ход истории, политических взаимоотношений между государствами, в систему экономических и общественных явлений.

Но есть и особые причины - ДУХОВНЫЕ (в том числе этические, религиозные). Находясь на более глубоком пласте они сами по себе оказываются первопричиной всех остальных причин. И предполагают они не только какие-то внешние объективные факторы, но и духовную ответственность человека и народа за происходящее и за все последствия его, хотя иногда между духовными причинами и практическими действиями или событиями связь непрямая и несиюминутная.

Мудрецы говорят, что разрушение Первого Храма явилось следствием трех видов преступлений, приведших к распаду еврейского общества.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭТИ - КРОВОПРОЛИТИЕ, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ И ЯЗЫЧЕСТВО.

Неспроста эпицентром этого распада стал Иерусалимский Храм. Духовная жизнь народа и общества не может проходить параллельно, не затрагивая общественную этическую жизнь и не сплетаясь с ней. Храм был сердцем народной жизни, ее мощи или слабости, праведности или преступности. У еврейского общества и государства было много шансов исправить нарушенное, прислушаться к гласу пророков. Но эти шансы не были использованы. Как правило, сыну или внуку царя-преступника, к сожалению, не удавалось исправить дурное наследие, ставшее уже частью образа жизни.

В любом обществе рано или поздно кровопролитие и прелюбодеяние приводят к его распаду. Возникает вопрос, но при чем же здесь язычество?

Казалось бы, все государства вокруг тоже были языческими. Они были идолопоклонниками, и тем не менее, существовали. Существовали даже большие империи. Верно, что и они завоевывали друг друга, т.е. они тоже были преходящими.

Идолопоклонство - это прежде всего концепция мировоззрения, основанная на грубом материальном понимании высших сущностей. Согласно этой концепции мир состоит из различных автономных сил. Более того, эти силы постоянно воюют между собой. И в любой мифологии - греческой, шумерской или египетской мы находим автономность множества сил и противоборство между ними.

Как должен вести себя человек по отношению к этим силам? Поклоняться всем сразу? Быть равнодушным в этической оценке этого противоборства? Не поклоняться каждой из них он не мог, потому что его жизнь зависела от солнца, луны, воды, урожая и т.д. и т.п. Несмотря на то, что во всех языческих мифах существует разделение на злых и добрых, правых и неправых, тех, которые обманывают, и обманутых, на тех, которые насилуют и тех, которые подвергаются насилию, отношение человека к ним должно быть отношением подданного, у которого нет другого права, кроме права льстить и давать взятки вышестоящим. Он не может вмешиваться в эту борьбу, но и не может поставить себя в положение этической независимости.

Таким же образом он ведет себя и по отношению к людям. Это поведение зависит не только от его физической силы, ума, положения в обществе или наличия нахальства. Этика обусловлена здесь единственно силой. Как и между богами, так и между людьми - сильный прав, слабый виноват. Богатство - это добро (неспроста и по-русски слова "добро" и "БОГатство" - синонимы). Богатый прав, а правому дается возможность считать себя свободным проливать кровь или насиловать.

Из истории известно, что кровь проливается иногда по ошибке, иногда из-за мести, иногда в результате самообороны. Кровопролитие и насилие становятся самоцелью, ценностью только тогда, когда они не требуют никакой причины, никаких оправданий: я могу, поэтому я это делаю. Больше ничего. В этом отношении язычество - идейная подоплека насилия, легитимация не только его, но даже и кровопролития.

Криминальные преступления, выходящие за рамки основных ценностей общества, обычно составляют не более нескольких процентов от общего числа преступлений. Кровопролитие и прелюбодеяние являются выражением другого мировоззрения - идолопоклонства, даже если это мировоззрение начиналось с идей, которые только позднее, в течение нескольких поколений нашли практическое выражение.

Все эти преступления пошатнули внутреннюю стойкость народа. Силы общества (взаимоотношения между людьми, мерки семейной верности, веры в духовную правоту, способность устоять перед политическими внешними силами) тоже ослабли, и, в конце концов, внешние имперские силы смогли устранить еврейское государство и, самое главное, разрушить его.

И когда во времена Израильского царства была сделана попытка разделения между ритуалом и жизнью, подобно разделению языческому (совершив преступление, ты идешь давать взятки богам, чтобы они тебя за это не наказали), пророки от имени Вс-вышнего потребовали не осквернять службу в Храме. Нечего думать, что кровь жертвоприношений сама по себе может искупить вину за совершенные преступления. Видя кровь приносимого в жертву ягненка, теленка или быка, человек должен был понять, что на месте этого животного должен был быть он, и, пройдя очищение души, катарсис (то, что происходило в Храме, было гораздо сильнее любой театральной трагедии), измениться полностью. Если же он собирался продолжать свои преступления, остановив наказание жертвоприношением, это оскорбляло Храм и служение в нем.

Но глубже и порочнее было язычество в душе. Самым страшным было отношение ко Вс-вышнему как к одному из божков, которого нужно задобрить. К сожалению, язычество было частью жизни еврейского народа во времена Первого Храма. Такое еврейское общество не могло больше существовать.


Продолжение