К оглавлению "День Независимости и День Иерусалима"

П.Полонский

Государство Израиля: возвращение или захват?

1. Глубокий смысл, который заложен в названии Страны.
2. Израильская демократия, как власть всех поколений народа.

1. Глубокий смысл, который заложен в названии Страны.

Накануне Дня Независимости мы задумываемся о том, что представляет собой наше государство. Другие народы неотделимы от своих географически- государственных образований. Французы, обосновавшиеся в Канаде, постепенно стали считать себя отдельным народом, несмотря на всю их приверженность к французской культуре и языку. В большинстве европейских стран единая государственная судьба сформировала из неоднородных племен современные нации. Для многих других народов мира вся их история равна борьбе за признание своей государственной независимости.

У нас же все совершенно иначе. За все три с половиной тысячи лет существования народа еврейское государство хоть в какой-то форме существовало менее полутора тысяч лет. Какое же место занимает сегодняшнее Государство Израиль в истории нашего народа?

Еще в России меня всегда удивляло название "Государство Израиль". В мире есть много республик, империй или королевств, но ни одна другая страна официально не именуется "государством". И, лишь изучив иврит и немного еврейскую культуру, я понял, что общепринятый перевод неверен. "Мединат Исраэль" - это не "Государство Израиль", а "Государство Израиля", т.е. народа, происшедшего от праотца нашего Яакова, получившего имя "Израиль". Такого подхода нет в других странах. В современной западной культуре государство рассматривается как выражение воли всех жителей данной местности. Вершины такой подход достигает в Америке, где сам американский народ есть производное от страны, от государства. У нас же, в отличие от всего этого, государство - это производное от уже существующего, независимо от страны, народа.

2. Израильская демократия, как власть всех поколений народа.

Является ли Государство Израиля демократическим? По мнению одних, это единственная демократия на Ближнем Востоке. Другие утверждают: нет, "Закон о возвращении" и "Закон о службе в армии" распространяются только на евреев и, стало быть, носят расистский характер; да и демократичны ли Субботние запрещения?

Демократия - это власть народа. Но что такое в нашем случае "народ"? Только ли евреи нашего поколения, или также и наши предки, от которых мы получили еврейство, культуру, язык иврит, иудаизм, - и, наконец, саму эту страну? Мы сами родились в России (или других странах), - с какой стати мы вдруг объявляем, что страна Израиля и государство на ней принадлежит нам? Имеем ли мы право на эту землю только потому, что мы сильнее арабов? Или же мы возвращаемся к родовому имению наших предков, объявляя, что евреи прошедших трех тысячелетий и мы - одно и то же? Но наследие связано не только с приобретением, но и с долгами и обязанностями. И это значит, что в важнейших, самых ключевых вопросах: кто считается евреем, что такое иудаизм и каково его место в нашей жизни, где границы страны Израиля - мы должны по меньшей мере прислушаться к тому, как отвечают на эти вопросы предыдущие поколения. Тогда мы увидим невозможность простого переноса на нашу почву модели "западной демократии". И увидим, что для сохранения минимальной преемственности определение "кто еврей?" и законы о браке и разводе должны соответствовать нормам иудаизма, хотя большинство сегодня и не религиозно.

Я отнюдь не хочу сказать, что мы должны во всем копировать прошлое. Но есть ключевые пункты, отказ от которых нарушает преемственность. А разрывая эту преемственность мы теряем всякое право на эту страну.